КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тестовые вопросы и задачи
Темы рефератов 1). Понятие права землевладения, его отличительные черты и принципы. 2). Возникновение и прекращение права землевладения. 3). Понятие и общая характеристика права землепользования. 4). Основания возникновения, изменения и прекращения права землепользования. 5). Право ограниченного пользования чужим земельным участком (земельный сервитут).
Контрольные вопросы 1. Дайте определение понятию «право владения землей». 2. Что является объектом права землевладения? 3. Назовите субъектов и объекты права землепользования. 4. Назовите цели предоставления земельных участков в пожизненное наследуемое владение. 5. Назовите виды сроков пользования землей. 6. Кому могут предоставляться земельные участки в постоянное пользование?
1. Объектами земельных отношений являются: 1) земельные участки; 2) части земельных участков; 3) доля в праве на земельный участок; 4) всё вышеперечисленное: 2. Содержание земельных правоотношений: 1) объекты и субъекты; 2) основания возникновения и прекращения; 3) действия, бездействия, события; 4) права и обязанности субъектов; 5) объекты и субъекты, права и обязанности субъектов. 2. Иностранные граждане могут быть субъектами следующих правоотношений: 1) правоотношения частной собственности на землю; 2) правоотношения в сфере пожизненного наследуемого владения землей; 3) арендные правоотношения; 4) все варианты верны. 3. Являются ли субъектами земельных правоотношений иностранные юридические лица? 1) нет; 2) да, когда принимают участие в земельных аукционах; 3) да, если являются резидентами свободных экономических зон; 4) да. 4. Признаки земельного участка как объекта земельного правоотношения: 1) недвижимое имущество; 2) кадастровый номер; 3) оборотоспособность; 4) наличие установленных границ.
Ответ на тесты: 1-4; 2-5; 3-4; 4-4; 5-4.
Задача 1. В рабочем поселке Никольский гражданин Мазалов купил у гражданина Кулика жилой дом. Вместе с правом частной собственности на жилой дом к покупателю перешел в пользование и усадебный участок, обслуживающий этот дом. Сосед Мазалова, гражданин Попов, считая, что единственным основанием возникновения права землевладения и землепользования является предоставление земли государством, а всякие иные способы получения земли в пользование являются противозаконными, обратился к районному прокурору с заявлением о привлечении Мазалова к юридической ответственности за нарушение земельного законодательства. Районный прокурор пригласил Попова к себе и на личном приеме разъяснил ему, что в действиях Мазалова нет ничего противозаконного. В чем состоит ошибочность суждений Попова в отношении возникновения права землевладения и права землепользования? Задача 2. Сельскохозяйственный кооператив «Сож» обратился с претензией к заводу «Знамя труда» о взыскании стоимости потерь урожая сельскохозяйственных культур, вызванных распространением сорных растений с земель, отведенных заводу под строительство и неиспользуемых в течение трех лет. Завод возражал, отметив, что он не является сельскохозяйственным землепользователем, поэтому не обязан проводить мероприятия по борьбе с сорными растениями. Правильно ли понимают обе стороны конфликта содержание права землепользования завода? Задача 3. Даньшин на предоставленном ему праве пожизненного наследуемого владения земельном участке для строительства жилого дома возвел жилое строение. Спустя некоторое время он продал дом Яновскому. Какое право приобрел Яновский на земельный участок, на котором расположено жилое строение?
Л и т е р а т у р а: [Н о р м а т и в н ые п р а в о в ы е а к т ы: 6, 11, 19, 24, 26, 28, 29, 32, 33, 44; осн.лит 4-7; доп.лит 17-23].
Тема 8 УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМ ФОНДОМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
1). Понятие, отличительные черты и задачи управления земельным фондом Республики Беларусь. 2). Органы, осуществляющие управление земельным фондом Республики Беларусь. 3). Основные функции управления земельным фондом и их законодательное закрепление. 4). Государственный земельный кадастр и мониторинг земель. 5). Предоставление и изъятие земель. 6). Землеустройство. 7). Государственный контроль за использованием и охраной земель. 8). Разрешение земельных споров.
Управление земельным фондом можно определить как исполнительно-распорядительную деятельность органов государства, направленную на организацию рационального использования и охрану земель. Оно является важнейшей составной частью социального управления обществом в целом и сферой изучения многих наук. В земельном праве оно имеет свои характеристики и свой особый объект – землю. В земельном праве управление земельным фондом рассматривается как самостоятельный институт, который включает две группы норм: материальные и процессуальные. Управление земельным фондом может быть государственным и внутрихозяйственным. Государственное управление в области использования и охраны земель осуществляют Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, Комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы. Ведомственное управление осуществляют различные министерства и ведомства (Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство лесного хозяйства, Министерство обороны и т. д.). Государственные органы в рамках этой темы следует рассматривать с точки зрения их компетенции в области управления земельным фондом. К основным функциям управления земельным фондом относятся: планирование и территориальное зонирование; мониторинг земель, государственный земельный кадастр; регистрация прав на земельные участки; нормирование использования земель; землеустройство; государственный контроль за использованием земель; разрешение земельных споров и другие функции. Легальное определение земельного кадастра содержится в ст. 142 КоЗ. Также кадастр представляет собой совокупность оформленных в установленном порядке необходимых сведений в регистрационно-правовых, землеустроительных, оценочных и других документах и материалах о всех земельных ресурсах республики. Такие документы характеризуют землю: с точки зрения естественных условий территории, качества земель, их состава по угодьям, рельефу, почвам, мелиоративному состоянию; с точки зрения правовой – по праву собственности, владения и пользования; с экономической – эффективности использования земель. Земельный кадастр содержит данные о распределении земель по категориям, землевладельцам, землепользователям и видам земель; составе, структуре и состоянии земельного фонда республики в разрезе административно-территориальных единиц; местоположении, размерах и границах земельных участков, их качественной характеристике и установленном режиме использования; государственной регистрации прав на земельный участок, учете и оценке земельных участков. Студентам следует знать основные виды земельно-кадастровой документации и структуру кадастров. Под предоставлением и изъятием земель понимается совокупность действий государственных органов, направленных либо на возникновение права собственности, владения или права пользования земельными участками у конкретных лиц либо на прекращение этих прав. Усвоение знаний о предоставлении и изъятии земель предполагает изучение основных стадий процессов по предоставлению и изъятию земель. Землеустройство представляет собой систему юридических, экономических и технических мероприятий, направленных на регулирование земельных отношений, повышение эффективности использования и охраны земель, сохранение и улучшение окружающей среды. Государственный контроль за использованием и охраной земель – одна из важнейших функций государственного управления земельным фондом. Задачи государственного контроля за использованием и охраной земель состоят в обеспечении соблюдения всеми землепользователями, землевладельцами и собственниками земельных участков (в том числе арендаторами), государственными и общественными органами требований земельного законодательства Республики Беларусь. Осуществление этой деятельности отнесено к компетенции Комзема и местных исполнительных и распорядительных органов. Необходимо изучить содержание, формы и методы государственного контроля, полномочия органов Комзема и его должностных лиц в части привлечения виновных к административной и иной ответственности. Разрешение земельных споров – одна из функций государственного управления земельным фондом. При изучении данной функции необходимо обратить внимание на круг земельных споров, разрешенных в судебном порядке, а также на состав земельных споров, отнесенных к административной юрисдикции. Следует ознакомиться с материалами по разрешению земельных споров общими и хозяйственными судами, опубликованными в журналах «Вестник Высшего Хозяйственного суда Республики Беларусь», «Судовы веснiк» за последние годы. Под государственным управлением земельными ресурсами понимается целенаправленная деятельность государственных органов по организации использования земель и их охране. Система органов государственного управления земельными ресурсами едина для всех категорий земель независимо от формы их использования. Управленческая деятельность государственных органов распространяется на земли, находящиеся в запасе, переданные во владение и пользование, а также на земли, которые находятся в частной собственности. Государственное управление основано на следующих принципах: 1) разделение функций между государственными органами; 2) недопустимость вмешательства одних государственных органов в функции других. Под функциями управления земельными ресурсами понимаются основные направления деятельности государственных органов и их должностных лиц по управлению земельными ресурсами. Эти направления деятельности государственных органов вытекают из соответствующих нормативных правовых актов. Среди основных функций управления земельными ресурсами можно выделить следующие: 1) установление общих правил использования земель и земельных участков; 2) планирование использования земель; 3) предоставление и изъятие земель; 4) учет земель; 5) контроль за использованием и охраной земель; 6) землеустройство. Президент Республики Беларусь в области использования и охраны земель: 1) определяет единую государственную политику; 2) устанавливает порядок изъятия и предоставления земельных участков; 3) устанавливает порядок перевода земель из одних категорий и видов в другие и отнесения земель к определенным видам; 4) устанавливает случаи, когда запрещается изъятие и предоставление земельных участков из сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения, земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения, лесных земель лесного фонда для размещения объектов недвижимого имущества; 5) устанавливает порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности; 6) определяет требования к банкам, которые могут быть залогодержателями земельных участков, права аренды земельных участков, являющихся предметом соответственно ипотеки, залога; 7) осуществляет иные полномочия в области использования и охраны земель в соответствии с законодательными актами. Совет Министров Республики Беларусь в области использования и охраны земель: 1) обеспечивает проведение единой государственной политики; 2) утверждает региональные схемы использования и охраны земельных ресурсов, схемы землеустройства областей и обеспечивает их реализацию; 3) утверждает перечень населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов, расположенных на площадях залегания разведанных месторождений полезных ископаемых, в границах которых земельные участки не подлежат предоставлению в частную собственность; 4) устанавливает порядок организации и проведения аукционов; 5) устанавливает порядок выкупа земельных участков, находящихся в частной собственности, для государственных нужд, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь; 6) устанавливает порядок определения размеров убытков, причиненных землепользователям изъятием у них земельных участков и сносом, расположенных на них, объектов недвижимости либо землепользователями в результате нарушения ими законодательства об охране и использовании земель и (или) условий договора аренды земельного участка, а также перечень организаций, осуществляющих определение размеров таких убытков, и порядок их возмещения; 7) устанавливает порядок определения размеров потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства и их возмещения; 8) устанавливает порядок проведения мониторинга земель и использования его данных; 9) устанавливает порядок осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель; 10) устанавливает порядок образования комиссий по подготовке материалов по рассмотрению земельных споров; 11) устанавливает порядок определения размера платы за право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности, предоставляемых в соответствии с законодательными актами без проведения аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков, а также начальной цены предмета таких аукционов; 12) утверждает типовую форму договора аренды земельного участка; 13) в соответствии с решениями или по поручению Президента Республики Беларусь заключает договоры о приобретении земельных участков или принимает решения об изъятии и предоставлении земельных участков иностранным юридическим лицам и их представительствам, иностранным государствам, дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, международным организациям и их представительствам; 14) осуществляет иные полномочия в области использования и охраны земель в соответствии с законодательством. Областные исполнительные комитеты в области использования и охраны земель: 1) согласовывают проекты региональных схем использования и охраны земельных ресурсов, схем землеустройства областей, а также утверждают схемы землеустройства районов; 2) принимают решения об изъятии и предоставлении земельных участков из земель в границах области, за исключением земель, решения по которым принимаются городскими (городов областного подчинения), районными, сельскими, поселковыми исполнительными комитетами, и одновременно при необходимости осуществляют перевод земель из одних категорий и видов в другие, а также принимают решения об установлении и прекращении ограничений (обременений) прав на такие земельные участки; 3) принимают решения об изъятии и предоставлении земельных участков из сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения, земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения, лесных земель лесного фонда для целей, не связанных с назначением этих земель, а также о переводе таких земель в иные категории и виды в случаях, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь; 4) изменяют целевое назначение предоставленных ими либо до 1 января 2008 г. – по решению Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, а также до 27 ноября 1996 г. – Президиума Верховного Совета Республики Беларусь земельных участков и условия их отвода в соответствии с законодательными актами; 5) принимают решения о приобретении в государственную собственность расположенных в границах области и находящихся в частной собственности земельных участков при передаче данных земельных участков в случае, если решения об изъятии и предоставлении этих земельных участков были приняты областными исполнительными комитетами; 6) определяют вещные права на земельные участки, предоставляемые без проведения аукциона гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам для строительства и обслуживания объектов недвижимого имущества, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь; 7) могут принимать решение о предоставлении рассрочки внесения платы за право заключения договоров аренды земельных участков в случае, если ими принято решение о предоставлении земельных участков в аренду для строительства и обслуживания объектов недвижимого имущества, в том числе по результатам аукционов; 8) могут передавать администрациям свободных экономических зон свои права по изъятию и предоставлению в аренду резидентам этих зон земельных участков, находящихся в границах свободных экономических зон, и при необходимости на перевод земельных участков из одних категорий и видов в другие, в том числе по подготовке проектов договоров аренды этих земельных участков и их заключению; 9) осуществляют государственный контроль за использованием и охраной земель в границах области; 10) разрешают земельные споры в отношении земель, земельных участков, находящихся в границах области, принятие решений об изъятии и предоставлении которых относится к их компетенции; 11) определяют случаи, при которых акт выбора места размещения земельного участка, утвержденный в установленном порядке председателем районного исполнительного комитета, представляется на согласование председателю областного исполнительного комитета; 12) осуществляют иные полномочия в области использования и охраны земель в соответствии с актами законодательства. Минский городской, городские (городов областного подчинения) исполнительные комитеты в области использования и охраны земель: 1) утверждают землеустроительную документацию на территории г. Минска, городов областного подчинения, предусмотренную Кодексом о земле и иными актами законодательства об охране и использовании земель; 2) принимают решения об изъятии и предоставлении земельных участков соответственно из земель в границах г. Минска, городов областного подчинения и одновременно при необходимости осуществляют перевод земель из одних категорий и видов в другие, а также принимают решения об установлении и прекращении ограничений (обременений) прав на такие земельные участки; 3) изменяют целевое назначение предоставленных ими либо до 1 января 2008 г. – по решению Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, а также до 27 ноября 1996 г. – Президиума Верховного Совета Республики Беларусь земельных участков и условия их отвода в соответствии с законодательными актами; 4) принимают решения о приобретении в государственную собственность расположенных в границах г. Минска, городов областного подчинения и находящихся в частной собственности земельных участков при передаче данных земельных участков гражданами, негосударственными юридическими лицами Республики Беларусь; 5) формируют перечни свободных (незанятых) земельных участков, в том числе с расположенными на них неиспользуемыми объектами недвижимости, подлежащими сносу, находящихся в городах, включая садоводческие товарищества, дачные кооперативы, которые могут быть предоставлены гражданам для строительства и обслуживания жилых домов, коллективного садоводства, дачного строительства; 6) могут принимать решение о предоставлении рассрочки внесения платы за право заключения договоров аренды земельных участков в случае, если ими принято решение о предоставлении земельных участков в аренду для строительства и обслуживания объектов недвижимого имущества, в том числе по результатам аукционов; 7) могут передавать администрациям свободных экономических зон свои права по изъятию и предоставлению в аренду резидентам этих зон земельных участков, находящихся в границах свободных экономических зон, и при необходимости на перевод земельных участков из одних категорий и видов в другие, в том числе по подготовке проектов договоров аренды этих земельных участков и их заключению; 8) осуществляют государственный контроль за использованием и охраной земель в границах г. Минска, городов областного подчинения; 9) разрешают земельные споры в отношении земель, земельных участков, находящихся в границах г. Минска, городов областного подчинения, принятие решений об изъятии и предоставлении которых относится к их компетенции; 10) осуществляют иные полномочия в области использования и охраны земель в соответствии с актами законодательства. Минский городской исполнительный комитет принимает решения об изъятии и предоставлении земельных участков из сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения, земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения, лесных земель лесного фонда для целей, не связанных с назначением этих земель, а также о переводе таких земель в иные категории и виды в случаях, установленных ч. 2 ст. 38 КоЗ, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь. Минский городской исполнительный комитет определяет вещные права на земельные участки, предоставляемые без проведения аукциона гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам для строительства и обслуживания объектов недвижимого имущества, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь. Председатели Минского городского, городских (городов областного подчинения) исполнительных комитетов в случае, если принятие решения об изъятии и предоставлении земельного участка входит в их компетенцию, утверждают в установленном порядке акт выбора места размещения земельного участка для строительства объекта. Районные исполнительные комитеты в области использования и охраны земель: 1) представляют на утверждение в областной исполнительный комитет схемы землеустройства районов, формируют фонды перераспределения земель районов, утверждают проекты землеустройства, иную землеустроительную документацию, предусмотренную Кодексом о земле и иными актами законодательства об охране и использовании земель; 2) принимают решения об изъятии и предоставлении земельных участков из земель в границах районов для целей, связанных с ведением лесного, сельского, подсобного сельского хозяйства, традиционных народных промыслов (ремесел), а также из земель в границах городов районного подчинения, сельских населенных пунктов, поселков городского типа, дачных кооперативов, садоводческих товариществ, за исключением земель, решения по которым принимаются сельскими, поселковыми исполнительными комитетами, и одновременно при необходимости осуществляют перевод земель из одних категорий и видов в другие, а также принимают решения об установлении и прекращении ограничений (обременений) прав на такие земельные участки; 3) изменяют целевое назначение предоставленных ими земельных участков и условия их отвода в соответствии с законодательными актами; 4) принимают решения о приобретении в государственную собственность расположенных в границах района и находящихся в частной собственности земельных участков (кроме находящихся в частной собственности граждан земельных участков из земель сельских населенных пунктов и поселков городского типа) при передаче данных земельных участков гражданами, негосударственными юридическими лицами Республики Беларусь; 5) формируют перечни свободных (незанятых) земельных участков, в том числе с расположенными на них неиспользуемыми объектами недвижимости, подлежащими сносу, находящихся в населенных пунктах на территории района, включая садоводческие товарищества, дачные кооперативы, которые могут быть предоставлены гражданам для строительства и обслуживания жилых домов, коллективного садоводства, дачного строительства; 6) осуществляют государственный контроль за использованием и охраной земель в границах района; 7) разрешают земельные споры в отношении земель, земельных участков, находящихся в границах района, принятие решений об изъятии и предоставлении которых относится к их компетенции; 8) осуществляют иные полномочия в области использования и охраны земель в соответствии с актами законодательства. Сельские, поселковые исполнительные комитеты в области использования и охраны земель: 1) представляют на утверждение в районный исполнительный комитет землеустроительную документацию на земли сельских населенных пунктов и поселков городского типа, предусмотренную Кодексом о земле и иными актами законодательства об охране и использовании земель; 2) принимают решения об изъятии и предоставлении земельных участков из земель сельских населенных пунктов, поселков городского типа гражданам для строительства и (или) обслуживания жилого дома, для обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации квартиры в блокированном жилом доме, для строительства (установки) временных индивидуальных гаражей отдельным категориям граждан Республики Беларусь в соответствии с ч. 2 ст. 41 КоЗ, ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных, а также принимают решения об установлении и прекращении ограничений (обременений) прав на такие земельные участки; 3) изменяют целевое назначение предоставленных ими земельных участков и условия их отвода в соответствии с законодательными актами; 4) принимают решения о приобретении в государственную собственность расположенных в границах сельских населенных пунктов и поселков городского типа и находящихся в частной собственности земельных участков при передаче данных земельных участков гражданами; 5) формируют перечни свободных (незанятых) земельных участков, в том числе с расположенными на них неиспользуемыми объектами недвижимости, подлежащими сносу, находящихся в сельских населенных пунктах на территории сельсоветов, в поселках городского типа, которые могут быть предоставлены гражданам для строительства и обслуживания жилых домов; 6) осуществляют государственный контроль за использованием и охраной земель в границах сельских населеных пунктов и поселков городского типа; 7) разрешают земельные споры в отношении земель, земельных участков, находящихся в границах сельских населенных пунктов и поселков городского типа, принятие решений об изъятии и предоставлении которых относится к их компетенции; 8) осуществляют иные полномочия в области использования и охраны земель в соответствии с актами законодательства.
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 388; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |