Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Т е м а 9. Ответственность за нарушение законодательствА ОБ охране и использовании земель




1. Понятие и виды земельных правонарушений. Состав земельного правонарушения.

2. Понятие и виды юридической ответственности за нарушение земельного законодательства.

3. Административная ответственность за нарушение земельного законодательства.

4. Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства.

5. Гражданско-правовая ответственность за нарушение земельного законодательства. Возмещение вреда, причиненного в результате правомерной деятельности.

6. Земельно-правовые меры воздействия к нарушителям земельного законодательства.

 

Земельное правонарушение можно определить как виновное, противоправное действие или бездействие, посягающее на земельный правопорядок и наносящее вред государственным или частным интересам собственников, владельцев или пользователей земли.

При характеристике земельных правонарушений необходимо учитывать, что земельное правонарушение, как и любое другое правонарушение, состоит из четырёх элементов: объекта, субъекта, объективной стороны и субъективной стороны. Необходимо уметь охарактеризовать каждый элемент. Составы земельных правонарушений содержатся в нормах земельного, гражданского, административного права, а составы преступлений – в нормах уголовного права. При этом земельное правонарушение во всех случаях проявляется в невыполнении требований земельного законодательства.

Для изучения конкретных видов ответственности следует обращаться к соответствующему законодательству. Например, ответственность за совершение земельного административного правонарушения установлена Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях. Студентам рекомендуется изучить соответствующие статьи. Уголовный кодекс Республики Беларусь в группу преступлений против экологической безопасности и природной среды включил статью 269. Она предусматривает несколько составов преступлений, объединенных одним названием «Порча земель».

В некоторых случаях при совершении земельных правонарушений может быть применена гражданско-правовая ответственность, которая выражается в виде неблагоприятных последствий имущественного и неимущественного характера со стороны правонарушителя и состоит во взыскании с виновных причиненного по их вине имущественного вреда и признании недействительными противозаконных имущественных сделок с землей.

Земельно-правовая ответственность состоит в применении особых земельно-правовых санкций. Такими санкциями являются: изъятие земельного участка за использование его не по целевому назначению, нерациональное использование земельного участка, систематическое невыполнение мероприятий по охране и защите земель.

Юридическая ответственность понимается как меры го­сударственного воздействия, применяемые к нарушителям земельного законодательства. При этом возникает самостоятельный вид земельных правоотношений – охранительные правоотношения, которые регулируются соответствующим институтом земельного права. Институт юридической ответственности за земельные правонарушения является комплексным и состоит в значительной степени из норм других отраслей, устанавливающих различные виды юридической ответственности.

Юридическая ответственность является элементом го­сударственного регулирования земельных отношений. Главная задача юридической ответственности заключается в восстановлении земельного правопорядка, нарушенного в результате совершения правонарушений.

Основанием применения юридической ответственности являются земельные правонарушения, перечень которых в земельном законодательстве не содержится. Земельно-правовые нормы устанавливают только пределы правомерного поведения по отношению к земле, при нарушении которых действия субъектов могут быть признаны правонарушением.

Земельное правонарушение – это виновное противоправное деяние, посягающее на земельный правопорядок и нарушающее нормы земельного законодательства.

Состав земельного правонарушения включает четыре элемента:

1) объект – родовым объектом земельного правонарушения является земельный правопорядок, объектом конкретных правонарушений выступают отдельные виды отношений по использованию и охране земель;

2) субъект – субъектами земельных правонарушений могут быть юридические и физические лица, в том числе должностные лица. Ответственность за земельные правонарушения несут как субъекты, обладающие правами на землю (землевладельцы, землепользователи и собственники земли), так и лица, не состоявшие в земельных правоотношениях, но допустившие нарушения правил пользования и охраны земель;

3) объективная сторона – заключается в противоправном поведении, которое может быть совершено как в виде активных действий, так и в виде бездействия;

4) субъективная сторона – характеризуется наличием вины в форме умысла или неосторожности.

Земельные правонарушения можно разграничивать в зависимости от объекта таких правонарушений с учетом того, какие общественные отношения подвергаются неправомерному воздействию, например, правонарушения, посягающие на порядок надлежащего использования земель (использование земельных участков не по целевому назначению; неиспользование земельных участков в течение определенных сроков; несвоевременный возврат временно занимаемых земель и др.); правонарушения, посягающие на порядок охраны земель (загрязнение, порча земель; нерациональное использование земель и др.); правонарушения, посягающие на порядок управления землями (нарушение порядка ведения государственного земельного кадастра, нарушение по­рядка предоставления и изъятия земельных участков и др.).

В зависимости от характера земельных правонарушений, степени общественной опасности и применяемых санкций земельные правонарушения можно разграничить по отраслевому признаку на дисциплинарные проступки; административные правонарушения; уголовные преступле­ния; гражданско-правовые нарушения.

За эти правонарушения применяются следующие виды ответственности:

1) уголовная;

2) административная;

3) дисциплинарная;

4) гражданско-правовая;

5) финансовые меры воздействия (за нарушение налогового законодательства в части уплаты земельного налога);

6) земельно-правовые меры воздействия.

Административная ответственность наступает за противоправные нарушения земельного законодательства, которые по характеру и степени общественной опасности не могут быть отнесены к преступлениям. Перечень этих правонарушений содержится в КоАП и предусматривает ответственность за все виды земельных правонарушений, выде­ленных по объекту.

Административная ответственность применяется к зем­лепользователям независимо от форм использования земли за правонарушения, связанные с ненадлежащим использованием земельных участков и невыполнением требований по охране земель. Иные лица, не обладающие правами на земельный участок, могут нести ответственность за административные правонарушения в сфере охраны земель. Должностные лица юридических лиц и государственных органов привлекаются к административной ответственности за произошедшие по их вине нарушения предприятиями, учреждениями и организациями земельных предписаний, касающихся использования и охраны земель, а также порядка управления землями.

Большинство земельных административных правонарушений отнесены к правонарушениям против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования (гл. 15 КоАП), объектом которых являются отношения по использованию и охране земель:

1) нарушение порядка использования земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению, – ст. 15.6 КоАП;

2) нарушение порядка использования земли и требований по ее охране – ст. 15.10 КоАП;

3) порча земель – ст. 15.11 КоАП;

4) самовольное отступление от схем или проектов землеустройства – ст. 15.12 КоАП и др.

В качестве земельных правонарушений против порядка управления административное законодательство предусматривает такие составы, как нарушение порядка ведения го­сударственного земельного кадастра (ст. 23.25 КоАП), нарушение порядка предоставления и изъятия земельных участков (ст. 23.80 КоАП), самовольное занятие земельного участка (ст. 23.41 КоАП) и нарушение сроков возврата временно занимаемых земель (ст. 23.42 КоАП).

В качестве административных взысканий применяется предупреждение или штраф.

Порядок привлечения к административной ответственности определяется Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Уголовная ответственность наступает за правонарушения, имеющие большую общественную опасность и отнесенные к преступлениям.

Уголовный кодекс предусматривает ответственность за следующие деяния, непосредственно посягающие на земельные отношения:

2). Статья 269 УК предусматривает ряд составов, объединенных общим понятием «порча земель», которые относятся к преступлениям против экологической безопасности и природной среды. Родовым объектом порчи земель являются земельные отношения по рациональному использованию и охране земель.

С объективной стороны порча земель включает следующие деяния:

- уничтожение плодородного слоя почвы;

- невыполнение правил рекультивации земель;

- загрязнение земель химическими или радиоактивными веществами, отходами, сточными водами, бактериально-паразитическими вредными организмами;

- иное незаконное повреждение земель;

а также квалифицированные составы:

- порча земель, совершенная на экологически неблаго­получной территории;

- порча земель, повлекшая умышленное или по неосторожности причинение ущерба в особо крупном размере (на сумму тысяча и более базовых величин).

2). Статья 386 УК предусматривает уголовную ответственность за самовольное занятие земельного участка, которое отнесено к преступлениям против порядка управления. В настоящее время объектом этого преступления являются отно­шения, связанные с управлением в области использования земель в части их распределения и перераспределения.

Уголовная ответственность за вышеперечисленные деяния, как правило, наступает при условии административной преюдиции, кроме квалифицированных составов порчи земель.

Для защиты и восстановления нарушенных земельных прав применяются предусмотренные гражданским законодательством способы защиты, в том числе:

1) признание недействительными неправомерных сделок с земельными участками;

2) вещно-правовые способы защиты - виндикационный и негаторный иски (ст. 282, 285 ГК);

3) возмещение вреда, причиненного нарушением земельного законодательства;

4) возмещение убытков, причиненных правомерными действиями – изъятием, временным занятием земельных участков, сносом расположенных на них объектов недвижимого имущества, ограничением (обременением) прав на земельные участки, в том числе установлением земельных сервитутов (ст. 75 КоЗ).

Возможность применения гражданско-правовых способов воздействия к нарушителям земельного законодательства вытекает из факта признания земли недвижимым имуществом и объектом гражданских прав. В то же время земля является компонентом природной среды, в связи с чем нарушение земельного законодательства может вызвать последствия в виде причинения экологического вреда. Согласно ст. 1 Закона «Об охране окружающей среды» экологический вред включает вред, причиненный окружающей среде, а также вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, имуществу юридических лиц и имуществу, нахо­дящемуся в собственности государства, в результате вредного воздействия на окружающую среду. Земельное законодательство не содержит специальных норм о возмещении вреда, причиненного землям. Экологический вред возмещается по правилам и в порядке, которые предусмотрены законодательством об охране окружающей среды, а при от­сутствии специальных норм – гражданским законодательством.

Условиями наступления гражданско-правовой ответственности за земельные правонарушения являются: противоправное поведение; вина; причинение вреда; причинная связь между нарушением и последствиями. Вред, причиненный нарушением земельного законодательства, подлежит возмещению в полном объеме.

Исходя из Положения о порядке исчисления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и составления акта об установлении факта причинения вреда окружающей среде, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. № 1042, вред земле считается причиненным при установлении факта деградации земель (включая почвы) либо иного вредного воздействия на землю, связанного с нарушением земельного законодательства. Согласно ст. 1 КоЗ под деградацией земель понимается процесс снижения качества земель в результате вредного антропогенного и (или) природного воздействия; деградированными признаются земли, потерявшие свои исходные полезные свойства до состояния, исключающего возможность их эффективного использования по целевому назначению.

Причинение вреда земле может быть выявлено при осуществлении государственного контроля в области охраны и использования земель; при проведении мониторинга земель; при выполнении измерений в области охраны окружающей среды; по сообщениям государственных органов, иных юридических лиц и граждан; в иных случаях в соответствии с законодательством. Факт причинения вреда земле фиксируется в соответствующем акте.

Законодательство предусматривает два способа возмещения вреда окружающей среде – в натуральном и в денежном выражении. Возмещение вреда, причиненного нарушением земельного законодательства, в натуральном выражении может осуществляться посредством восстановления нарушенных земель (рекультивации). При невозможности возмещения вреда в натуре решается вопрос о денежном возмещении. Возможен также смешанный вариант возмещения вреда.

Размер возмещения вреда, причиненного землям, в денежном выражении исчисляется уполномоченным государственным органом в соответствии с таксами, установленными Указом Президента Республики Беларусь от 24 июня 2008 г. № 348 «О таксах для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде».

Вред, причиненный нарушением земельного законодательства, возмещается лицом, его причинившим, добровольно (на основе претензии, которая направляется причинителю государственным органом, выявившим земельное правонарушение, либо иным уполномоченным органом) или по решению суда. Согласно ст. Закона «Об охране окружающей среды» исковая давность на требования о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, не распространяется. Однако требования, предъявленные по истечении трех лет со дня установления факта причинения вреда, удовлетворяются не более чем за три года, которые предшествовавали предъявлению иска о возмещении вреда.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 592; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.