КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Т е м а 10. Правовая охрана земель
1. Понятие и содержание правовой охраны земель. 2. Правовая охрана земель в процессе хозяйственной деятельности. 3. Правовое регулирование рекультивации земель. 4. Правовое регулирование мелиорации земель. Правовой режим мелиорированных земель. 5. Возмещение потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства. 6. Правовой режим земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению. 7. Экологические требования по использованию и охране земель. Правовая охрана окружающей среды и компонентов природной среды в процессе землепользования. Нормирование вредных воздействий на почву.
Охрана земель включает в себя систему правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на рациональное использование земель, предотвращение необоснованных изъятий земель из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных антропогенных воздействий, воспроизводство и повышение плодородия почв, продуктивности лесного фонда. Правовая охрана земель – одно из направлений охраны. Она представляет собой комплексный правовой институт, включающий в себя нормы Кодекса Республики Беларусь о земле, Закона об охране окружающей среды и других экологических законодательных актов. Земельное законодательство закрепляет содержание требований к охране земель. Содержание охраны земель – это основные требования, предъявляемые к собственникам, владельцам и пользователям земли, а также всем иным организациям и гражданам в области охраны земель. Порядок охраны земель закреплен в земельном законодательстве, в том числе в ст. 89 КоЗ. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, хозяйственная и иная деятельность которых непосредственно связана с использованием земель или вредным воздействием на них, осуществляют мероприятия по охране земель в соответствии с утвержденными ими планами, согласованными с территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Одним из мероприятий по охране земель является рекультивация земель – комплекс мероприятий и технологических процессов, направленных на восстановление продуктивности земель (искусственное восстановление плодородия почвы и растительного покрова после их техногенного нарушения). Содержание рекультивации и порядок проведения работ по рекультивации земель определены Положением о рекультивации земель, нарушенных при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении геологоразведочных, строительных и других работ, утвержденным постановлением Государственного комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии Республики Беларусь от 25.04.1997 г. № 22. Мелиорация земель – деятельность, направленная на коренное улучшении земель с целью обеспечения создания и поддержания оптимальных водного, воздушного, теплового и питательного режимов для сельскохозяйственных растений, лесов и иных насаждений, путем проведения мелиоративных мероприятий. Земли, на которых проведены мелиоративные мероприятия, называются мелиорированными. Правовые основы мелиорации земель определяет Закон Республики Беларусь от 23.07.2008 г. «О мелиорации земель». С целью сохранения сельскохозяйственных земель и земель лесного фонда земельное законодательство предусматривает возмещение потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, в частности ст. 76 Кодекса Республики Беларусь о земле. Под экологическими требованиями понимаются предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 26.11.1992 г. «Об охране окружающей среды»). Экологические требования детализируются в специальном законодательстве. Для оценки состояния земель устанавливаются согласно законодательству о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, об охране окружающей среды нормативы предельно допустимых концентраций химических и иных веществ в почве. Важным институтом земельного права и элементом организационно-правового механизма рационального использования земель является их охрана. Согласно ст. 1 КоЗ охрана земель представляет собой систему мероприятий, направленных на предотвращение деградации земель, восстановление деградированных земель. Деградация земель рассматривается как процесс снижения качества земель в результате вредного антропогенного и (или) природного воздействия. Соответственно деградированные земли – земли, потерявшие свои исходные полезные свойства до состояния, исключающего возможность их эффективного использования по целевому назначению. Правовая охрана земель – система мер закрепленных в законодательстве, направленных на сохранение, восстановление и улучшение состояния земель. Содержание правовой охраны земель определено в ст. 89 КоЗ. Содержание правовой охраны земель включает основные мероприятия, которые землепользователи должны осуществлять в границах предоставленных им (находящихся у них) земельных участков: - благоустраивать и эффективно использовать землю, земельные участки; - сохранять плодородие почв и иные полезные свойства земель; защищать земли от водной и ветровой эрозии, подтопления, заболачивания, засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами, химическими и радиоактивными веществами, иных вредных воздействий; - предотвращать зарастание сельскохозяйственных земель древесно-кустарниковой растительностью (насаждениями) и сорняками; - сохранять торфяно-болотные почвы при использовании сельскохозяйственных земель, предотвращать процессы минерализации торфяников; - проводить консервацию деградированных земель, если невозможно восстановить их исходное состояние; - восстанавливать деградированные, в том числе рекультивировать нарушенные земли; - снимать, сохранять и использовать плодородный слой земель при проведении работ, связанных с добычей полезных ископаемых и строительством. Мероприятия по охране земель должны включаться: - в региональные схемы использования и охраны земельных ресурсов, схемы землеустройства административно-территориальных и территориальных единиц, территорий особого государственного регулирования, проекты внутрихозяйственного и межхозяйственного землеустройства и иную землеустроительную документацию; - проектную документацию на размещение, строительство, реконструкцию, эксплуатацию, консервацию и снос объектов промышленности, транспорта, связи, обороны, коммунального, лесного, водного и сельского хозяйства, а также иных объектов, оказывающих воздействие на землю; - проектную документацию по мелиорации земель; - технические нормативные правовые акты, устанавливающие технические требования к технологическим процессам, непосредственно связанным с использованием земель в хозяйственной и иной деятельности. Финансирование мероприятий по охране земель осуществляется за счет собственных средств землепользователей, средств республиканского и местных бюджетов, направляемых на эти цели в соответствии с законодательством, а также иных источников, не запрещенных законодательством. Для оценки состояния земель устанавливаются в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемическом благополучии населения, об охране окружающей среды нормативы предельно допустимых концентраций химических и иных веществ в почве. Конечная цель правовой охраны земель состоит в обеспечении рационального и эффективного их использования всеми землепользователями. Особенности охраны земель отдельных категорий и видов предусматриваются законодательством, регулирующим правовой режим этих земель. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, хозяйственная и иная деятельность которых непосредственно связана с использованием земель или вредным воздействием на них, осуществляют мероприятия по охране земель в соответствии с утвержденными ими планами, согласованными с территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Планы по охране земель должны содержать сведения о гарантированных объемах и источниках финансирования мероприятий по охране земель. Одним из мероприятий по охране земель является рекультивация нарушенных земель. Под рекультивацией понимается комплекс мероприятий и технологических процессов, направленных на восстановление продуктивности земель (искусственное восстановление плодородия почвы и растительного покрова после их техногенного нарушения). Содержание рекультивации и порядок проведения работ по рекультивации земель определены Положением о рекультивации земель, нарушенных при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении геологоразведочных, строительных и других работ, утвержденным постановлением Государственного комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии Республики Беларусь от 25.04.1997г. № 22. Передача рекультивированных земель для использования их по назначению осуществляется в соответствии с Положением о порядке передачи рекультивированных земель землевладельцам, землепользователям субъектами хозяйствования, разрабатывающими месторождения полезных ископаемых и торфа, а также проводящими геологоразведочные, изыскательские, строительные и иные работы, связанные с нарушением почвенного покрова, утвержденным приказом Государственного комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии Республики Беларусь от 25.04.1997г. № 22. В зависимости от последующего целевого назначения земельного участка выделяют сельскохозяйственное, лесохозяйственное, рекреационное, природоохранное и другие направления рекультивации. Правовые основы мелиорации земель определяет Закон Республики Беларусь от 23.07.2008г. № 423-3 «О мелиорации земель». Мелиорация земель – деятельность, направленная на коренное улучшение земель с целью обеспечения создания и поддержания оптимальных водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв для сельскохозяйственных растений, лесов и иных насаждений, путем проведения мелиоративных мероприятий. В качестве мелиоративных мероприятий рассматриваются строительство, реконструкция, эксплуатация (обслуживание) мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, создание защитных насаждений, проведение гидротехнических, культурно-технических, агролесомелиоративных, противоэрозионных и иных мероприятий, обеспечивающих создание и поддержание оптимальных для сельскохозяйственных растений, лесов и иных насаждений водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв, осуществляемых в соответствии с проектной документацией по мелиорации земель. Мелиорированные земли – земли, на которых проведены мелиоративные мероприятия. Вышеприведенный Закон устанавливает ограничения и запреты на хозяйственную и иную деятельность на мелиорированных землях. В частности, предусматривается, что размещение и строительство зданий и сооружений на мелиорируемых (мелиорированных) землях, а также осуществление хозяйственной и иной деятельности не должны ухудшать водный, воздушный, тепловой, питательный режимы почв на мелиорируемых (мелиорированных) землях, а также препятствовать эксплуатации (обслуживанию) мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений. На мелиорированных землях размещение и строительство не связанных с мелиорацией земель зданий и сооружений осуществляются по согласованию с пользователями мелиоративных систем (или) организациями по строительству и эксплуатации мелиоративных систем. На введенных в эксплуатацию объектах мелиорации земель запрещается ухудшать водный, воздушный, тепловой, питательный режимы почв; устраивать перемычки, скотопрогоны и другие устройства на каналах без согласования с пользователями мелиоративных систем и (или) организациями по строительству и эксплуатации мелиоративных систем; распахивать земли ближе 2 м от начала откоса канала на водоприемниках и магистральных каналах и 1 м от начала откоса канала на коллекторах и осушителях; самовольно устраивать водозаборы из мелиоративных каналов, водохранилищ и прудов; самовольно открывать и закрывать затворы гидротехнических сооружений и т.д. В соответствии с законодательством об охране и использовании земель в рамках ведения государственного земельного кадастра ведется учет мелиорированных земель, а также мониторинг мелиорированных земель, который является составной частью мониторинга земель и осуществляется согласно законодательству об охране окружающей среды. С целью сохранения сельскохозяйственных земель и земель лесного фонда земельное законодательство предусматривает возмещение потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства. В соответствии со ст. 76 КоЗ потери сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства, связанные с изъятием земельных участков из сельскохозяйственных земель, земель лесного фонда для использования их в целях, не связанных с ведением сельского и (или) лесного хозяйства, а также связанные без изъятия земельных участков со строительством (реконструкцией, капитальным ремонтом) подземных линейных сооружений, осуществляемым в границах охранных зон (контролируемых полос) этих сооружений в срок до полутора лет без вырубки древесно-кустарниковой растительности (насаждений), возмещаются, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, в доход республиканского бюджета. Потери сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства возмещаются независимо от возмещения убытков, причиняемых изъятием или временным занятием земельных участков, лицами, которым предоставляются изымаемые земельные участки либо разрешается строительство (реконструкция, капитальный ремонт) линейных сооружений. Средства, поступающие от возмещения потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства, используются: для освоения земель, не используемых в сельском хозяйстве; сохранения и повышения плодородия почв и иных полезных свойств земель; землеустройства; осуществления комплекса мероприятий, направленных на охрану, защиту и воспроизводство лесов. Основным специальным нормативным правовым актом, регламентирующим порядок возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, является постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.03.2008г. № 462 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667», которым утверждены Положение о порядке возмещения потерь сельскохозяйственного производства и Положение о порядке возмещения потерь лесохозяйственного производства. Территория радиоактивного загрязнения – это часть территории Республики Беларусь, на которой в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС возникло долговременное загрязнение окружающей среды радиоактивными веществами. Специальным нормативным правовым актом, определяющим правовой режим территорий и земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению, является Закон Республики Беларусь от 12.11.1991г. № 1227 «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС». Земли, расположенные на территориях радиоактивного загрязнения, на которых не обеспечивается производство продукции, соответствующей республиканским допустимым уровням содержания радионуклидов или межгосударственным экономическим соглашениям, признаются радиационно-опасными. Данные земли, в зависимости от плотности загрязнения почв радионуклидами и степени воздействия радиации на человека, исключаются из хозяйственного пользования либо на них вводятся ограничения хозяйственной деятельности. Радиационно-опасные земли, которые в установленном порядке исключаются из хозяйственного пользования ввиду непригодности их использования по основному целевому назначению, выделяются как земли отчуждения и могут быть изъяты в установленном порядке у собственников земельных участков, землевладельцев и землепользователей. На указанных землях могут проводиться научно-исследовательские работы, работы по локализации и утилизации радиоактивных отходов и другие виды работ, определенные Советом Министров Республики Беларусь или международными договорами. Радиационно-опасные земли, не отнесенные к землям отчуждения, переводятся в разряд земель ограниченного хозяйственного использования. На указанных землях допускается хозяйственная деятельность в порядке и на условиях, установленных законодательством. Отнесение земель к категории радиационно опасных и перевод их в разряд земель отчуждения либо ограниченного хозяйственного пользования осуществляются Советом Министров Республики Беларусь с учетом данных о плотности загрязнения почв радионуклидами, радиометрических исследований получаемой на них продукции и об эффективных дозах облучения (Положение о порядке отнесения земель к категории радиационно опасных и перевода их в разряд земель отчуждения либо ограниченного хозяйственного пользования, исключения земель из категории радиационно опасных и перевода их в хозяйственное пользование в соответствии с основным целевым назначением, исключения земель из разряда земель отчуждения и перевода их в разряд земель ограниченного хозяйственного пользования, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.03.2010г. № 405). Исключение земель из категории радиационно опасных и перевод их в хозяйственное пользование в соответствии с основным целевым назначением, исключение земель из разряда земель отчуждения и перевод их в разряд земель ограниченного хозяйственного пользования производятся в установленном порядке по решению Совета Министров Республики Беларусь после их комплексною обследования и экспертных заключений. Следует обратить внимание, что на собственников земельных участков, землевладельцев и землепользователей, имеющих земельные участки на территориях радиоактивного загрязнения, налагается дополнительный круг обязанностей. Они обязаны проводить в соответствии с рекомендациями комплекс специальных агрохимических, агротехнических, агромелиоративных, лесохозяйственных и других мероприятий, направленных на снижение поступления радионуклидов в производимую продукцию. Земля как объект правового регулирования представляет собой компонент природной среды, средство производства в сельском и лесном хозяйстве, пространственную материальную основу хозяйственной и иной деятельности. Являясь компонентом природной среды, земля выполняет экологические, экономические, социальные функции, с учетом которых осуществляется правовое регулирование. С целью обеспечения устойчивого развития окружающей среды необходимо осуществлять комплекс мероприятий по охране окружающей среды в целом и входящих в нее компонентов природной среды. Выполнение мероприятий по охране окружающей среды и компонентов природной среды, в том числе земель, возлагается на субъектов, которые осуществляют хозяйственную и иную деятельность, влияющую на состояние окружающей среды, в виде требований экологической безопасности. Согласно ст. 1 Закона об охране окружающей среды под экологическими требованиями понимаются предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды. Такие требования определены гл. 6 Закона об охране окружающей среды по всем направлениям экономической деятельности: архитектурная, градостроительная и иная строительная деятельность; эксплуатация объектов энергетики; сельскохозяйственная деятельность; мелиорация; обращение с отходами и др. Так, например, согласно ст. 41 Закона об охране окружающей среды юридические лица и граждане, осуществляющие эксплуатацию объектов сельскохозяйственного назначения, обязаны выполнять мероприятия по охране земель (включая почвы), недр, вод, атмосферного воздуха, лесов, объектов растительного и животного мира, особо охраняемых природных территорий, типичных и редких природных ландшафтов. При осуществлении мелиорации земель, размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений юридические лица и индивидуальные предприниматели должны принимать меры по обеспечению водохозяйственного баланса и экономному использованию вод, охране земель (включая почвы), лесов, объектов растительного и животного мира, а также предупреждению иного вредного воздействия на окружающую среду при проведении мелиоративных мероприятий. Мелиорация земель не должна приводить к ухудшению состояния окружающей среды, нарушению устойчивого функционирования естественных экологических систем (ст. 42 Закона об охране окружающей среды). Экологические требования детализируются в специальном законодательстве. Земельное законодательство устанавливает обязанности землепользователей, осуществляющих землепользование (ст. 70 КоЗ). Для оценки состояния земель устанавливаются согласно законодательству о санитарно-эпидемическом благополучии населения, об охране окружающей среды нормативы предельно допустимых концентраций химических и иных веществ в почве. Нормативы в области охраны окружающей среды устанавливаются Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Министерством здравоохранения Республики Беларусь и иными специально уполномоченными республиканскими органами государственного управления в соответствии с их компетенцией.
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 2053; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |