Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Т е м а 3. Земельные правоотношения




1. Понятие и особенности земельных правоотношений. Земельно-правовые нормы и земельные правоотношения.

2. Состав земель Республики Беларусь. Понятие и сущность правового режима земель.

3. Субъекты земельных правоотношений. Понятие и содержание земельной правосубъектности.

4. Объекты земельных правоотношений.

5. Содержание земельных правоотношений.

6. Виды земельных правоотношений.

7. Основания возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений.

 

Между органами власти, организациями и гражданами складываются определенные отношения по поводу распределения, использования и охраны земель. Земельные отношения возникают тогда, когда они начинают регулироваться нормами земельного права. Таким образом, земельные правоотношения представляют собой правовую форму опосредования (упорядочивания) земельно-правовыми нормами общественных отношений по поводу земли.

Нормы земельного права регулируют земельные отношения. Цель такого правового регулирования – закрепление в праве существующего земельного строя (устройства), форм земельной собственности, порядка хозяйственного использования земли. Оно направлено на рациональное использование и охрану земель, равноправное развитие различных форм хозяйствования на земле, сохранение и улучшение окружающей среды, защиту прав на землю субъектов земельных отношений.

В соответствии с основным целевым назначением и независимо от форм собственности все земли в Республике Беларусь подразделяются на 7 категорий, перечень которых содержится в ст. 6 КоЗ. В соответствии со ст. 7 КоЗ независимо от деления на категории земель земли Республики Беларусь также подразделяются на виды.

Субъектами земельных правоотношений признаются лица, наделенные земельными правами и несущие обязанности, предусмотренные законодательством. Субъектами земельных правоотношений выступают государство, органы государственного управления, физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели, иностранные государства, международные организации. При изучении этого вопроса необходимо учитывать то, что в зависимости от правоспособности субъекты выступают участниками различных земельных правоотношений.

Земельные правоотношения имеют своим объектом землю. Другими словами, объект права – индивидуально-определенный земельный участок, по поводу которого возникают земельные отношения. В сфере государственного управления объектом земельных отношений может быть весь земельный фонд в целом, его составные части в пределах Республики Беларусь, административно-территориальных единиц, отдельные участки.

Содержание земельных правоотношений составляют права и обязанности участников. При этом они реализуются путем совершения определенных действий или воздержания от совершения тех или иных действий, указанных в законе. Конкретные права и обязанности участников земельных правоотношений зависят от правового статуса, особенностей объекта, вида и подвида отношений.

Земельные правоотношения едины по своей юридической форме, но в зависимости от присущих им существенных признаков могут подразделяться на определенные виды (например, в зависимости от содержания правоотношений, от формы земельной собственности, от при­надлежности земельного участка к той или иной категории земель и др.).

Основаниями возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений являются юридические факты, с которыми закон связывает определенные юридические последствия. В зависимости от последствий юридические факты делятся соответственно на следующие виды: правоустанавливающие, правоизменяющие и правопрекращающие. Необходимо отметить, что к числу оснований, прекращающих конкретные земельные правоотношения, относятся не только действия (правомерные и неправомерные), но также бездействия и события.

Земельные правоотношения представляют собой урегулированные нормами права общественные отношения, связанные с использованием и охраной земель.

Земельные правоотношения являются юридической формой выражения и закрепления экономических отношений по поводу земли как особого природного и имущественного объекта. Тем самым земельные правоотношения обеспечивают реализацию на практике требований, содержащихся в земельно-правовых нормах.

Земельно-правовые нормы, т. е. установленные государ­ством и обеспеченные силой государственного принуждения общеобязательные правила поведения участников земельных отношений, могут содержаться в нормативных правовых актах различных отраслей, которые применяются к регулированию земельных отношений. Поэтому земельно- правовые нормы первичны по отношению к земельным правоотношениям. Обязательным признаком земельно-правовой нормы выступает указание на землю, по поводу которой устанавливаются определенные права и обязанности, со­ставляющие в совокупности правовой режим земель.

Земельные правоотношения, единые по своей юридической форме и объединенные общим объектом, могут быть разделены на виды с учетом существенных элементов, составляющих правоотношение.

Важнейшим критерием первоначальной классификации земельных правоотношений является соотношение прав и обязанностей участников этих правоотношений. По этому критерию можно выделить следующие виды земельных правоотношений:

- правоотношения собственности на землю, участники которых обладают совокупностью правомочий по владению, пользованию и распоряжению землей. Содержание этих правоотношений зависит от формы и вида права собственности на землю, поэтому можно разде­лять этот вид земельных правоотношений в зависимости от того, какие субъекты осуществляют правомочия собственности;

- правоотношения, возникающие в процессе использования земли, предоставленной собственником другим лицам, содержание которых составляют в основном права и обязанности, связанные с эксплуатацией земли, предоставленной собственником другим лицам;

- правоотношения по государственному регулированию и управлению в области использования и охраны; земель, которые по форме выступают как административно-правовые и участники которых находятся в отношениях власти и подчинения; содержание этих правоотношений характеризуется взаимными правами и обязанностями управомоченной и обязанной стороны;

- охранительные земельные правоотношения, которые возникают в результате неправомерного поведения и в рамках которых применяются меры ответственности за нарушение земельного законодательства.

Правоотношения, связанные с осуществлением прав на землю, правоотношения по государственному регулированию и управлению землями относятся к регулятивным правоотношениям, определяющим пределы правомерного поведения по отношению к земле. Выяснение содержания этих правоотношений позволяет разграничить правомерное и неправомерное поведение субъектов. В случае нарушения установленных предписаний возникают охранительные зе­мельные правоотношения.

Существует классификация земельных правоотношений в соответствии с разделением земельного права на отдельные институты, основанная на видовом разнообразии земельных отношений, которая учитывает все элементы различных земельных правоотношений.

По способам реализации земельно-правовых норм земельные правоотношения включают материальные и процессуальные.

Материальные земельные правоотношения складываются на основе норм, которые устанавливают права и обязанности участников земельных отношений, в том числе права на землю. Так, материальными нормами устанавливается система прав на землю, компетенция органов управления землями, составы земельных правонарушений и санкции за их совершение.

Процессуальные земельные правоотношения возникают на основе норм, которые регулируют порядок реализации прав и обязанностей по отношению к земле (материальных земельных правоотношений). В земельном праве земельно-процессуальные нормы не систематизированы в такой мере, как материальные, поэтому не существует разделения на материальную и процессуальную часть земельного права. Эти правоотношения возникают одновременно, а земельно-процессуальные и материальные нормы могут содержаться в одном акте.

Понятие «правовой режим земель» в земельном законодательстве Республики Беларусь не закрепляется, оно было выработано в науке земельного права как универсальная категория, применяемая для правовой характеристики различных категорий и видов земель. Это понятие содержит обобщающую правовую характеристику земли как объекта права и указание на круг важнейших правовых отношений, складывающихся по поводу земли.

Правовой режим земли представляет собой установленный нормами права порядок возможного или должного поведения по отношению к земле как объекту правового регулирования.

При установлении правового режима определяется единообразный подход к правовому регулированию различных составных частей всех земель Республики Беларусь. Формирование правовых режимов различных категорий земель происходит в результате накопления в законодательстве правовых норм, определяющих права и обязанности пользователей земли при осуществлении различных видов дея­тельности.

Правового режим отдельных категорий земель основан на закреплении различий между этими землями, которые раскрываются через специфические для каждой категории земель особенности их использования и охраны.

Элементы правового режима включают установление форм права собственности на земли данной категории, определение правовых форм использования данных земель, механизм управления землями, особенности охраны земель и применения мер ответственности по отношению к каждой категории.

В земельных правоотношениях земля рассматривается как объект правового регулирования, т. е. объект, который имеет определенную правовую характеристику. Естественно - природные и экономические особенности земли учитываются в той мере, в какой они влияют на ее правовой режим.

Правовая классификация всех земель Республики Бела­русь предусматривает деление земель по определенным пра­вовым признакам на следующие составные части:

- категории земель;

- виды земель.

Классификация земель на категории дается по наиболее существенному признаку, который определяет правовой режим земель, - целевому назначению земель. Поэтому категория земель определена как земли, выделяемые по основному целевому назначению и имеющие определенный законодательством правовой режим использования и охраны (ст. 1 КоЗ). Существенными признаками категории земель является общее целевое назначение и единый правовой режим.

Исчерпывающая законодательная классификация земель на категории закреплена в ст. 6 КоЗ, согласно которой земли Республики Беларусь делятся на следующие категории:

- земли сельскохозяйственного назначения;

- земли населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов;

- земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения;

- земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения;

- земли лесного фонда;

- земли водного фонда;

- земли запаса.

Таким образом, категория земель — наиболее устойчивое образование в земельных правоотношениях.

Общее целевое назначение земель, в соответствии с которым производится их отнесение к той или иной категории, определяется как установленный законодательством порядок, условия и ограничения использования земельного участка (ст. 1 КоЗ), и представляет собой совокупность нормативно установленных параметров, которые определяют условия использования различных земель.

Перевод земель, земельных участков из одной категории в другую производится в случаях изменения целевого назначения земель при изъятии и предоставлении земельных участков, прекращении прав на земельные участки, а также по инициативе землепользователей (ст. 8 КоЗ) в порядке, устанавливаемом Президентом Республики Беларусь (Положение о порядке перевода земель из одних категорий и видов в другие и отнесения земель к определенным видам, утвержденное Указом от 27 декабря 2007 г. № 667).

Такой перевод осуществляется по решению местных исполнительных комитетов в соответствии с их компетенцией, в том числе если он производится по инициативе землепользователя. Землепользователи не имеют права самостоятельно изменять целевое назначение земельных участков.

Для подготовки материалов о переводе земель, земельного участка из одной категории в другую соответствующий исполнительный комитет создает комиссию, которая в установленный срок проводит обследование земель и готовит необходимые документы, на основании которых может быть принято решение о переводе земель, земельного участка из одной категории в другую либо об отказе в этом переводе.

Классификация земель на виды осуществляется как в рамках одной категории, так и применительно ко всем или части земель Республики Беларусь вне зависимости от их целевого назначения (например, по форме собственности или режиму использования). Деление земель на виды устанавливается законодательно или осуществляется в теории и позволяет детализировать правовой режим земель с учетом особенностей их использования и охраны. Так, в соответствии со ст. 7 КоЗ в целях кадастрового учета земли Республики Беларусь независимо от их деления на категории земель по природно-историческим признакам, состоянию и характеру использования подразделяются на следующие виды: пахотные, залежные, луговые земли, земли под постоянными культурами и др.

Отнесение земель к определенным видам осуществляется в случаях, установленных законодательством, путем их обследования в процессе проведения геодезических и картографических работ, почвенных, геоботанических и иных обследований и изысканий, инвентаризации земель по решению районных, городских (городов областного подчинения и г. Минска) исполнительных комитетов на основании материалов, подготовленных областными (Минской городской) землеустроительными и геодезическими службами.

Субъектами земельных правоотношений выступают участники этих отношений, перечень которых определен в ст. 4 КоЗ, наделенные земельными правами и обязанностями, совокупность которых образует их земельно-правовой статус.

В зависимости от этого статуса можно выделить приведенные ниже категории субъектов:

1. Республика Беларусь, которая не названа прямо в Кодексе о земле среди субъектов земельных правоотношений, но является основным участником правоотношений собственности на землю и как публично-правовое образование определяет государственную земельную политику, формирует земельное законодательство и обеспечивает управление землями через свои органы управления. От имени государства действуют различные государственные органы, через которые Республика Беларусь реализует свою земельную правоспособность.

2. Административно-территориальные единицы Республики Беларусь не наделены самостоятельными правами на землю, но ведают использованием и охраной земель на своей территории и осуществляют свои полномочия через органы местного управления и самоуправления (местные Советы, исполкомы) в соответствии с Законом Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 108-3 «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь». Так, в соответ­ствии с этим Законом к компетенции Советов относится:

- утверждение региональных программ, концепций и планов мероприятий по вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

- распоряжение природными ресурсами в случаях, пре­дусмотренных законодательством об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, а также осуществление контроля за их использованием (ст. 17).

Исполкомы в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством:

- разрабатывают и вносят для утверждения в Советы проекты региональных программ, концепций, проектов планов мероприятий по вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

- распоряжаются природными ресурсами в случаях и порядке, предусмотренных законодательством об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов;

- принимают решения о предоставлении земельных участков, а также об их изъятии (кроме городских исполкомов (городов районного подчинения)) и решают другие вопросы (ст. 41).

Особенность участия Республики Беларусь и административно-территориальных единиц в земельных отношениях связана с тем, что эти субъекты действуют в публичных интересах.

3. Иностранные государства, международные организации могут участвовать в правоотношениях собственности на землю и правоотношениях по использованию земли на условиях аренды. Одновременно эти субъекты являются самостоятельными участниками международных отношений, права которых на землю определяются в первую очередь международными соглашениями, заключенными с Республикой Беларусь в порядке, установленном Законом Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 421-3 «О международных договорах Республики Беларусь».

4. Государственные органы, обладающие специальной компетенцией по регулированию земельных отношений, участвуют в правоотношениях по управлению землями и охранительных земельных правоотношениях. Они не наделены самостоятельными правомочиями по владению, пользованию и распоряжению землей, но осуществляют их от имени государства в пределах своей компетенции.

5. Юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица могут быть субъектами земельных правоотношений всех видов. Как субъекты земельных правоотношений они наделены земельной правоспособностью и дееспособностью, содержание которой зависит от вида земельных правоотношений.

Земельная правоспособность юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей заключается в возможности получить земельный участок в порядке и на условиях, предусмотренных земельным законодательством, и использовать его для определенных целей. В отношениях по использованию земли эта категория субъектов наряду с иностранными государствами и международными организациями обозначается обобщенным термином «землепользователи».

В регулятивных земельных правоотношениях земельная право- и дееспособность юридических и физических лиц может рассматриваться как составная часть гражданской право- и дееспособности, так как права на землю закреплены в гражданском законодательстве.

В охранительных отношениях она возникает по правилам уголовного, административного, гражданского законодательства.

Объектами земельных правоотношений в соответствии со ст. 3 КоЗ являются:

- земля (земли);

- земельные участки;

- права на земельные участки;

- ограничения (обременения) прав на земельные участки, в том числе земельные сервитуты.

Все или часть земель Республики Беларусь, выделенные по административно-территориальным или территориальным признакам, могут быть объектом правоотношений государственной собственности на землю, правоотношений по управлению землями, охранительных земельных правоотношений, а в отдельных случаях - и правоотношений по использованию земли, если они связаны с общим землепользованием.

Земельный участок или его часть выступают объектом правоотношений, связанных с осуществлением прав на землю и представляют индивидуально-обособленную часть земель, которая является объектом природопользования и недвижимым имуществом.

Правовое понятие земельного участка дается в ст. 1 КоЗ. В соответствии с ней земельный участок – это часть земной поверхности, имеющая границу и целевое назначение и рассматриваемая в неразрывной связи с расположен­ными на ней капитальными строениями (зданиями, сооружениями).

Целевое назначение земельного участка, которое понимается как установленные решением об изъятии и предоставлении земельного участка порядок, условия и ограничения использования земельного участка для конкретных целой (ст. 1 КоЗ), определяет пределы его экономической эксплуатации. Неразрывная связь с расположенными на земельном участке капитальными строениями обеспечивает единообразие правового режима земельного участка и находящихся на нем иных объектов недвижимости, для эксплуатации которых используется данный земельный участок.

Признаки, позволяющие индивидуализировать земельный участок или его часть как объект недвижимого имущества, установлены Законом Республики Беларусь от 22 июля 2002 г. № 133-3 «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» (далее Закон «О государственной регистрации недвижимого имущества»). К таким признакам относятся: кадастровый номер; назначение; описание границ; местонахождение; площадь.

Права на земельные участки, которые могут принадлежать землепользователям, включают в себя:

- право собственности;

- право пожизненного наследуемого владения;

- право постоянного пользования;

- право временного пользования;

- право аренды (субаренды).

Эти права обеспечивают реализацию потребностей различных участников земельных отношений в использовании земли, как путем ее непосредственной эксплуатации, так и путем экономического господства.

В зависимости от содержания этих прав и земельной правоспособности субъектов эти права можно разграничить на две большие группы: право собственности на земельные участки (включая право государственной и частной собственности, право собственности иностранных государств и международных организаций) и права лиц, которые не являются собственниками земельных участков.

По правовой природе эти права делятся на: вещные права, к которым относятся право собственности на земельные участки (ст. 210 ГК), а также ограниченные вещные права лиц, не являющихся собственниками (право пожизненного наследуемого владения земельным участком; право постоянного и временного пользования земельным участком; сервитуты! (ст. 217 ГК)); обязательственные права на земельные участки - аренда (субаренда).

Ограничения (обременения) прав на земельные участки, в том числе земельные сервитуты, перечень которых определяется в соответствии с Законом «О государственной регистрации недвижимого имущества», указывают на условия использования участков и формируют своеобразный правовой режим каждого земельного участка.

В соответствии со ст. 1 Закона «О государственной регистрации недвижимого имущества» ограничение (обременение) прав понимается в двух значениях:

- право в отношении конкретного недвижимого имущества лица, не являющегося его собственником, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, безвозмездное пользование;

- условие или запрещение, ограничивающие правообладателя, в том числе арест, присвоение недвижимому имуществу статуса историко-культурной ценности, ограничение, установленное в отношении недвижимого имущества в связи с обслуживанием линий электропередач, трубопроводов и иных инженерных соору­жений, обременение, установленное в отношении недвижимого имущества при приватизации государственного имущества.

Статья 1 КоЗ содержит более узкое понимание ограничений (обременений) прав на земельный участок, трактуя их только как определенные условия пользования, установленные решением государственного органа, осуществляющего государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель, принятым в соответствии с законодательным актом, договором либо постановлением суда условие или ограничение, либо запрещение в отношении осуществления отдельных видов хозяйственной или иной деятельности, других прав на земельный участок, в том числе земельный сервитут, в целях общественной пользы и безопасности, охраны окружающей среды и историко - культурных ценностей, защиты прав и защищаемых законом интересов граждан, индивидуальных предпри­нимателей и юридических лиц.

Примерный перечень таких условий пользования, кото­рые рассматриваются как ограничения (обременения) в земельных отношениях, установлен в ст. 18 КоЗ. Они могут устанавливаться в целях общественной пользы и безопасности, охраны окружающей среды и историко-культурных ценностей, защиты прав и защищаемых законом интересов граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, т. е. в публичных целях, в отличие от земельных сервитутов, которые также отнесены к ограничениям (обременениям), но устанавливаются по соглашению между землепользователями.

Ограничения (обременения) прав на земельный участок, перечисленные в КоЗ, могут устанавливаться и прекращаться по решению государственного органа, осуществляющего государственное регулирование и управление в области охраны и использования земель, а также по постановлению суда. Ограничения (обременения) прав на земельный участок сохраняются при переходе права на земель­ный участок к другому лицу.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 622; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.065 сек.