КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 3. Методы изучения психического развития ребенка в раннем возрасте
Вопросы для обсуждения: 1. Общая характеристика развития ребенка от 1 до 3 лет. Факторы психического развития. 2. Развитие предметной деятельности. 3. Основные направления развития речи детей раннего возраста. 4. Восприятие, память, мышление у ребенка раннего возраста. Задание 1. Методика изучения психического развития в раннем детстве. Психическое развитие детей 1-3 года характеризуется по шести показателям: речь, эмоционально-социальное развитие (общение), образовательная деятельность (рисование), навыки, умения, моторика.
Возрастная шкала оценки психического развития 15 мес. 1.Употребляет 20 и более слов; 2.Выполняет два поручения; 3.Держит карандаш и оставляет следы; 4.Держит ложку во время еды; 5.Ставит 4 кубика один на другой; 6.Ходит сам, но часто падает. 18 мес. 1.Стремится связать два слова в предложение; 2.Хочет все делать самостоятельно; 3.Чиркает карандашом спонтанно и старательно; 4.Пробует самостоятельно кушать; 5.После наблюдения повторяет с игрушками действия; 6.Ходит стабильно, редко падает. 21 мес. 1.Называет 5 изображений на картинке; 2.Ищет помощи взрослых; 3.Чиркает карандашом в рамках листа; 4.Самостоятельно ест; 5. Бросает мяч в ящик; 6. Пробует бегать. 24 мес. 1.Задает первые вопросы; 2. Общается с детьми; 3.Чиркает вертикальные и горизонтальные линии; 4.Регулирует физиологические потребности; 5.Перегибает лист бумаги; 6.Поднимается и спускается по ступенькам с поддержкой. 30 мес. 1.Задает различные вопросы; 2.Можно переубедить словами; 3. Чертит кривую замкнутую линию; 4.Регулярно сообщает о физиологической потребности 5.Расстегивает три пуговицы; 6.Бегает значительно лучше. 36 мес. 1.Может связно рассказывать; 2.В игре входит в роль; 3.Рисует шар, яблоко и другие предметы; 4.Сам раздевается и одевается; 5. Ставит 8 кубиков один на другой; 6.Поднимается и спускается по ступенькам без опоры. Коэффициенты психического развития (КР) Таблица 5
Задание 2. Изучение мотивов взаимодействия со взрослыми. Подготовка исследования. Приготовить сконструированный «телевизор» в виде ширмы с раздвигающимися занавесками. Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально с детьми 2-7 лет. Ребенка приглашают поиграть в «телевизор» в отдельную комнату. На панели расположено 5 кнопок, обозначающих все варианты. Ребенок может сам «включать» наиболее интересную для него «программу». Предлагаются следующие варианты: 1) посмотреть на заводную игрушку, появляющуюся из-за занавески; 2) увидеть взрослого, который молча улыбнется и, протянув руку из-за занавески, погладит ребенка; 3) поиграть вместе со взрослым в игрушку, например, в машину, которую взрослый выкатит из-за экрана, а потом будет ловить обратно из рук ребенка; 4) прослушать сказку, которую расскажет появляющийся из-за занавесок взрослый; 5) побеседовать со взрослым на одну из предложенных тем, касающихся самого ребенка и его жизни. Обработка данных. Полученные данные вносят в таблицу (табл. 6).
Таблица 6 Выбор дошкольниками интересного для них варианта взаимодействия со взрослыми
Делают выводы о ведущих мотивах взаимодействия со взрослым в зависимости от возраста детей.
Задание 3. Изучение волевых проявлений у детей раннего возраста Подготовка исследования. Приготовить пирамидку, секундомер. Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми 1-3 лет в естественных условиях. Ребенку предлагают новую пирамидку из 5 колец. При этом тщательно фиксируют все особенности поведения малыша, а также длительность игры с пирамидкой, число и время отвлечении, общее время занятости игрой. Обработка данных. Количественные данные оформляют в таблицу (табл. 7). Таблица 7 Длительность игры с пирамидкой в естественных, условиях
Делают выводы об особенностях сохранения цели, о характере волевых усилий, об индивидуальных особенностях волевых проявлений.
Задание 4. Изучение волевых действий у детей раннего возраста Подготовка исследования. Подобрать несколько интересных новых игрушек, одну озвученную игрушку, коробку, скатерть, секундомер. Проведение исследования. Эксперимент проводится в 5 ситуациях индивидуально с каждым ребенком в возрасте от 1 года- до 3 лет. В протоколе фиксируют особенности поведения ребенка, усилия и длительность перерывов между усилиями. I ситуация - ребенок должен достать игрушку, стоящую от него на некотором расстоянии. II ситуация - ребенок должен взять игрушку, которая не сдвигается с места (незаметно удерживается экспериментатором). III ситуация — ребенок должен достать игрушку из-под скатерти, концы которой придерживаются, т.е. необходимо сделать усилие при поднимании скатерти. IV ситуация — ребенку нужно открыть коробку со звенящей игрушкой. V ситуация — ребенку нужно достать игрушку из сомкнутых рук экспериментатора. Чтобы проследить развитие волевых проявлений, исследование проводят повторно с теми же детьми через 3 месяца. Обработка данных. Подсчитывают длительность одного усилия и перерыва между усилиями (средний показатель по всем детям возрастной группы). Результаты оформляют в таблицу (табл. 8). Таблица 8
Результаты первого и повторного исследований заносятся в таблицу (табл. 9).
Таблица 9
Делают выводы о том. как дети раннего возраста сохраняют цель деятельности, как преодолевают трудности при ее достижении, каков характер волевых усилий, как переживание успеха деятельности влияет на волевые усилия и сохранение цели. Анализируют индивидуальные особенности волевых проявлений и их возрастную динамику (что изменяется в волевых проявлениях через 3 месяца). Задание 5. Изучение умения сдерживать свои непосредственные побуждения. Подготовка исследования. Познакомиться с содержанием подвижных игр «Хитрая лиса» и «Береги предмет». Проведение исследования. С детьми 2-3 лет проводят подвижную игру «Береги предмет». Экспериментатор объясняет правила игры, обращая особое внимание на то, что закрывать предмет надо только тогда, когда водящий попытается его схватить. С детьми 4-7 лет проводят подвижную игру «Хитрая лиса». Экспериментатор объясняет правила игры, подчеркивая, что изображающий «хитрую лису» должен выбежать в круг только после того, как все играющие 3 раза спросят: «Хитрая лиса, где ты?» До этого никто не должен знать, кто водит. Обработка данных. Анализируют поведение детей с точки зрения умения сдерживать свои эмоции и двигательную активность. Определяют, как зависит произвольность поведения от возраста детей и в чем проявляются возрастные различия.
Задание 6. Изучение умения воспроизводить в игре ряд последовательных действий. Подготовка исследования. Приготовить игровое оборудование для кормления куклы. Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально с детьми 2-3 лет. Первая серия. Экспериментатор показывает ребенку куклу и говорит, что она хочет есть, предлагает ее накормить. Вторая серия. Аналогична первой, но экспериментатор кормит куклу сам, а ребенку предлагает накормить другую. Третья серия. Экспериментатор показывает ребенку развернутые игровые действия; готовит обед, раскладывает его по тарелкам и кормит куклу сначала первым блюдом, потом вторым и третьим. Затем предлагает ребенку покормить куклу. Четвертая серия. Аналогична третьей, но при выполнении действий экспериментатор подробно объясняет их. Затем предлагает ребенку покормить куклу. Пятая серия. Экспериментатор берет куклу, другую дает ребенку и предлагает их покормить, т.е. он действует параллельно с ребенком. Серии проводятся с одними и теми же детьми с интервалом в 1 -2 дня. Обработка данных. Анализируют умение детей последовательно воспроизводить действия, использование в игре игрушки и игровых предметов, называние действий словом, наличие речи, обращенной к кукле, внесение в игру нового, обращения ко взрослому, умение использовать в игре отсутствующие предметы (в тарелке — суп, в чашке — компот), а также влияние подражания на данные показатели.
Задание для самостоятельной работы: Выполнить задание по изучению восприятия цвета. Подготовка исследования. Сделать кружки диаметром 3 см, окрашенные в основные, дополнительные цвета и их оттенки (количество кружков и их цвет зависят от возраста ребенка); коробочки таких же цветов и их оттенков; 4 карты размером 25x10 см, разделенные на 10 квадратов. На первой карте наклеить кружки основных цветов, на второй - дополнительных, на третьей - оттенки цветов, четвертая карта — пустая. Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми 2-7 лет и состоит из 4 серий, интервал между которыми — 1 день. Каждая серия включает 3 подсерии, различающиеся по содержанию материала (основные, дополнительные цвета и их оттенки). Первая серия. Перед ребенком ставят коробочки, дают набор кружков (по 5 шт. каждого цвета) и просят разложить кружки по коробочкам в соответствии с их цветом. При этом цвет не называют. Вторая серия. Ребенку дают набор кружков (по 5 шт. каждого цвета), показывают карту-образец и просят разложить кружки на пустой карте так же, как на образце. Третья серия. Ребенку дают 5 кружков разного цвета. Затем называют цвет и просят ребенка найти кружки такого же цвета. Четвертая серия. Ребенку дают 5 кружков разного цвета и просят назвать цвет каждого. Если ребенок называет кружки близких цветов одинаково, то его просят сказать, одинаковые ли они по цвету. Возрастные особенности восприятия цвета (количество правильных ответов, %) Таблица 10
Обработка данных. Количественные результаты заносят в таблицу (табл.10). Составляют 3 таблицы, содержащие данные по восприятию основных, дополнительных цветов и их оттенков. На основании этого делают выводы о возрастных особенностях восприятия цвета в разных ситуациях. Выполнить задание по изучению процесса практического решения наглядной задачи в раннем возрасте. (См. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М., 1995, – С.280-282).
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 2192; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |