КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 2. Исследование психического развития ребенка на первом году жизни
Тема 1. Методы изучения формирующейся личности Топогеодезической привязки огневой позиции 3-й батареи КАРТОЧКА Карта в масштабе 1:50 000
Старший офицер 3-й батареи ______________________________________ 20.04.2013 (воинское звание, подпись, инициалы, фамилия) Вопросы для обсуждения: 1.Основные принципы изучения формирующейся личности. 2.Целостный подход к изучению психики ребенка. 3.Основные требования к построению анкет. Задание 1. Составить план анкеты для выяснения интересов учащихся. Задание 2. Составить план беседы для выяснения межличностных взаимоотношений со сверстниками.
Вопросы для обсуждения: 1.Условные и безусловные рефлексы. 2.Период новорожденности. “Комплекс оживления”. 3.Двигательная активность ребенка. 4.Развитие и восприятие предпосылок речи младенца. Задание 1. Методика определения психического развития детей младенческого возраста Психическое развитие детей грудного возраста характеризуется по основным четырем факторам: речь, эмоциональное развитие (общение), сенсорная деятельность (развитие органов чувств), моторика.
Обработка данных. Коэффициент психического развития (КР) определяется по формуле: ,где ВПР - возраст психического развития (в неделях), определяемый как средний показатель развития по четырем факторам; КВ - календарный возраст в неделях от рождения до даты обследования ребенка. Полученный коэффициент психического развития сравниваем с показателями таблицы 1
Таблица1
Оформление протокола. ФИО испытуемого. Иванов Василий. Календарный возраст. 36 недель. Дата обследования. 18 марта 2003 года. Экспериментатор. Петрова В.П. 1 фактор - 40 недель, 2 фактор - 40 недель, 3 фактор - 40 недель, 4 фактор - 44 недели. ВПР = 41 неделя. КР= 114. Вывод. Высокий уровень психического развития. Рекомендации. Предложить игры и упражнения для опережающего психического и умственного развития ребенка. Примечание. При слабом уровне психического развития рекомендуются занятия по коррекции выявленных недостатков. Если уровень психического развития ребенка критический и ниже рекомендуется консультация невропатолога.
Задание 2. Изучение развития образа себя у младенца Подготовка исследования. Приготовить зеркало, пеленальный столик, бусы, цветной платок, яркую игрушку, комок ваты. Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми 4 возрастных групп 2,5-4 мес., 4-6 мес., 6-9 мес., 9-14 мес. Состоит из 2 серий, каждая из которых содержит 5 разных экспериментальных ситуаций. Первая серия. Ребенок находится перед зеркалом, на пеленальном столике. I ситуация — регистрируют свободное поведение ребенка. II ситуация - на лоб ребенка предварительно, незаметно для него, помадой наносят пятно диаметром 1,5 см. III ситуация — перед началом опыта на голову ребенка надевают цветной платочек, под которым над левым ухом помещают комок ваты диаметром 5 см. IV ситуация — ребенок находится перед зеркалом, сзади к нему подходит мать (знакомый взрослый). V ситуация - позади ребенка над его плечом помещают яркую незнакомую игрушку, отражающуюся в зеркале. Вторая серия. Ребенок находится перед зеркалом на руках у матери (знакомого взрослого). 1-IVситуации те же, что и в первой серии. V ситуация — мать незаметно для ребенка надевает на себя яркие бусы, незнакомые ему. Мать (знакомый взрослый) смотрит в зеркало на свое отражение. В зеркале должны отражаться голова и туловище ребенка, голова и верхняя часть туловища матери. Расстояние между зеркалом и ребенком 20-30 см. Эксперимент проводится в период активного бодрствования детей после еды и сна. Продолжительность одного опыта (ситуации) — 2,5 мин. Регистрируются психические проявления детей по следующим показателям: 1. Характеристика взгляда: направление, длительность (кодируется в баллах: взгляд длительностью до 5 с считается быстрым, от 5 до 15 с — продолжительным, от 15 с и более — долгим). 2. Эмоциональные проявления: количество, адресованность, длительность и интенсивность. 3. Вокализации: адресованность, характер, длительность, интенсивность. 4. Поведение, направленное на себя: рассматривает свое отражение, совершает действия перед зеркалом, глядя в него (ритмические, мимические, игровые). Поведение, направленное на зеркало: указывает рукой, дотрагивается, лижет и др. Поведение, направленное на мать (знакомого взрослого): вокализации, обращения, действия и т.д. Обработка данных. Показатели экспрессивных проявлений и поведения оформляют в таблицы (табл. 2, 3). Таблица 2 Показатели экспрессивных проявлений, адресованных собственному зеркальному отражению
(средний балл за 5 ситуаций первой и второй серий)
Таблица 3 Показатели поведения, направленного на себя, собственное отражение, на зеркальное отражение и на зеркало.
Сравнивают количественные показатели экспрессивных проявлений и поведения детей 2-6 мес. и 6-12 мес. На основе анализа субъективных проявлений детей, чувствительности младенцев к личностно адресованному отношению взрослого, способности самоузнавания делают вывод о наличии и времени появления образа себя.
Задание 3. Изучение познавательной деятельности младенцев по обследованию игрушек Подготовка исследования. Подобрать 2 одинаковые погремушки (голубой шарик на белой ручке), из которых одна озвученная, а другая нет; 2 пластмассовые машинки, отличающиеся только по цвету: белая и красная; 2 фигурки птиц - черных туканов, различающихся только по размеру (отношение по высоте - 3:1). Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми 2,5-9 мес. Ребенок лежит на спинке в своей кроватке. Экспериментатор сидит на стуле справа. Эксперимент состоит из 8 серий, между которыми делается интервал в 2 мин, а между четвертой и пятой — 5 мин. Время экспозиции игрушки в каждой серии — 2 мин. В протоколе подробно отмечаются познавательные реакции (обследует предмет глазами, руками, ртом) и эмоциональные реакции (улыбка или смех, двигательные оживления, вокализации). Первая серия. Взрослый держит левой рукой неозвученную погремушку на расстоянии 10 см от груди ребенка. Вторая серия. Ту же погремушку взрослый вкладывает в правую ручку ребенка, охватывает его пальчиками рукоятку погремушки, пока ребенок не возьмет ее сам, но не долее 30 с. Перед этим погремушку ребенку не показывают. Третья серия. Не показывая предварительно неозвученную погремушку, взрослый прикладывает ее к губам ребенка на 2 мин. Четвертая серия. Взрослый медленно перемещает неозвученную погремушку на уровне груди ребенка и на расстоянии 10 см от нее до одного края кроватки к другому и обратно со скоростью примерно 50 см в 5 с. Пятая серия. Такую же, но озвученную погремушку взрослый показывает ребенку, как в первой серии, и каждые 30 с. встряхивает ее по 5 с, заставляя звучать. Шестая серия. Проводится аналогично второй серии, но с озвученной погремушкой. Первые 5 с. взрослый производит пассивные движения правой ручкой ребенка с целью заставить звучать погремушку. Седьмая серия. Показывает пластмассовые машинки одновременно, расстояние между машинками - 5 см. Восьмая серия. Показывают 2 фигурки черных туканов одновременно, расстояние между фигурками 5 см. Обработка данных. Количество познавательных и эмоциональных реакций младенцев при обследовании игрушек фиксируют в таблице (табл. 4). Таблица 4
Для каждого возраста таблица составляется отдельно. Устанавливают, как зависит содержание, интенсивность познавательных и эмоциональных реакций младенцев разного возраста от характера обследуемого объекта. Выясняют, что влияет на эти показатели, с помощью какого анализатора проводится обследование.
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 558; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |