КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Нифонтов В. И., Козымина Е. Ю
К научно-исследовательской работе
Методическое руководство для учащихся и педагогов по подготовке к написанию реферативных и научно-исследовательских работ
Рецензент: проректор по учебной работе УрГПУ, зав. кафедрой ТПУО, кандидат педагогических наук, доцент А. А. Симонова От реферата - к научно-исследовательской работе. Методическое руководство для учащихся и педагогов по подготовке и написанию реферативных и научно-исследовательских работ. - Екатеринбург: ИД «Гриф», 2005. - 88 с. В методическом руководстве описана технология подготовки, написания, оформления и презентации результатов реферативных и научно-исследовательских работ, владение которой учащимися позволяет восполнить существующий в настоящее время пробел в специальных знаниях и умениях школьников, необходимых для ведения качественной научно-исследовательской деятельности. Книга обобщает литературные данные, а также собственный опыт авторов по организации реферативной и научно-исследовательской деятельности в условиях общеобразовательной школы. Книга адресована учащимся и педагогам - научным руководителям исследовательских работ, а также всем, кто занимается исследовательской деятельностью. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ.. 4 ГЛАВА 1. ПОДГОТОВКА И НАПИСАНИЕ РЕФЕРАТИВНОЙ РАБОТЫ... 6 1.1. Реферат, его отличительные особенности, цель и задачи. 6 1.2. Современные требования к реферату. 7 1.3. Основные этапы работы над рефератом.. 7 1.3.1. Подготовительный этап. 7 1.3.1.1. С чего начинать реферативную работу. 7 1.3.1.2. Как выбрать тему реферата. 7 1.3.1.3. Как правильно определить цель и задачи реферативной работы.. 9 1.3.1.4. Как осуществить поиск и отбор нужной литературы по теме. 10 1.3.2. Исполнительский этап. 14 1.3.2.1. Как читать и анализировать тексты первоисточников. 14 1.3.2.2. Как и зачем составлять выписки, справки, планы, тезисы и конспекты по тексту первоисточников. 15 1.3.3. Заключительный этап. 19 1.3.3.1. С чего начинать написание черновика текста реферативной работы.. 19 1.3.3.2. План реферата составлен, что делать дальше. 20 1.3.3.3. Написание аналитического обзора литературных данных (основной текстовой части реферата) и списка использованной литературы 21 1.3.3.4. Написание заключения к работе. 24 1.3.3.5. Оформление списка использованной литературы.. 25 1.3.3.6. Оформление приложений. 25 1.3.3.7. Написание введения. 25 1.3.3.8. Оформление чистовика реферативной работы.. 26 1.3.3.9. Составление раздела «Содержание». 27 1.3.3.10. Написание аннотации. 27 1.4. Подготовка и проведение презентации результатов реферативной работы.. 27 1.4.1. Написание доклада. 28 1.4.2. Подготовка иллюстративных материалов к докладу. 28 1.4.3. Отработка навыков публичного выступления. 28 1.4.4. Публичная защита реферативной работы.. 29 1.4.5. О критериях оценки качества выполнения и презентации результатов реферативных работ учащихся. 30 ГЛАВА 2. ПОДГОТОВКА И НАПИСАНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ... 32 2.1. В чем отличие научно-исследовательской работы от реферативной. 32 2.1.1. Цели и задачи научно-исследовательской работы.. 32 2.1.2. Структура и содержание научно-исследовательской работы.. 33 2.2. Современные требования к научно-исследовательской работе. 34 2.3. Основные этапы подготовки научно-исследовательской работы.. 34 2.3.1. Пробный эксперимент или предварительный анализ произведения. 35 2.3.2. Сбор и анализ дополнительных литературных данных по теме научно-исследовательской работы.. 36 2.3.3. Выполнение теоретической (исследовательской) части работы и ее оформление. 37 2.3.3.1. Определение объекта и предмета исследования. 37 2.3.3.2. Разработка гипотезы.. 37 2.3.3.3. Формулирование задач работы.. 39 2.3.3.4. Планирование и описание этапов исследования. 40 2.3.3.5. Краткие выводы.. 41 2.3.4. Проведение экспериментальной работы по теме и ее оформление. 42 2.3.4.1. Особенности эксперимента и его планирования. 42 2.3.4.2. Проведение эксперимента. 44 2.3.4.3. Анализ результатов эксперимента. 45 2.3.5. Написание заключения к работе. 46 2.3.6. Оформление списка использованной литературы.. 46 2.3.7. Оформление приложений. 46 2.3.8. Написание введения. 46 2.3.9. Оформление чистовики научно-исследовательской работы и презентации ее результатов. 46 2.3.10. О критериях оценки качества выполнения и презентации результатов научно-исследовательских работ учащихся 47 ГЛАВА 3. НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА.. 48 3.1. Рабочее место. 48 3.2. Составление картотек. 48 3.3. Работа с книгой. 49 ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ, ИЛИ НЕСКОЛЬКО СЛОВ О РОЛИ НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.. 50 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 52
Написание и презентация результатов реферативных и научно-исследовательских работ учащимися - одно из важных и актуальных направлений подготовки выпускника современной средней общеобразовательной школы, позволяющее сформировать необходимые для дальнейшей жизни и успешного продолжения учебы в институте умения грамотно работать с информацией, а также навыки публичных выступлений. К сожалению, в существующей методической литературе основное внимание уделяется вопросам оформления реферативных и научно-исследовательских работ, но не технологии подготовки и их написания. В то же время наш опыт работы с детьми и учителями показывает, что именно технология является наиболее слабым местом не только подготовки выпускников средней школы, но и их педагогов, выступающих в роли научных руководителей работ учащихся. Таким образом, отсутствие специальных знаний, необходимых для выполнения такого сложного вида работы, как реферативная и, тем более, научно-исследовательская, заметно снижает качество подготовки учащихся и представляет собой серьезную проблему. Это обстоятельство и побудило нас начать работу по написанию настоящего методического руководства. Надо отметить, что очень часто реферативную работу представляют как особый вид деятельности, который никак не связан с учебно-исследовательской и научно-исследовательской работой. Мы придерживаемся другого мнения: реферативная работа является важным этапом любого научного исследования и представляет собой проблемно-ориентированный анализ имеющихся информационных источников по избранной теме, без которого невозможно правильно сформулировать проблему, а значит, и поставить цель научно-исследовательской работы, направленной на ее решение. Таким образом, любая научно-исследовательская работа всегда включает в виде первой главы реферативную работу, следовательно, навыки ее проведения абсолютно необходимы каждому исследователю. В настоящем методическом руководстве мы не использовали термин «учебно-исследовательская работа», а описали технологию подготовки лишь реферативной и научно-исследовательской работ. По этому поводу следует сказать, что развитие реферата в полноценную научно-исследовательскую работу, конечно, может проходить через ряд промежуточных этапов, отражающих стадии процесса становления и усложнения навыков исследовательской деятельности учащихся. Например, традиционный реферат, выполненный учеником в 8 классе, может быть через год с успехом дополнен небольшим экспериментом с использованием анкетирования, опросов общественного мнения учащихся школы и т. п. и «превратиться» в работу ученика 9 класса с элементами научного исследования. Последняя может через год «вырасти» до учебно-исследовательской работы, особенно если этому благоприятствует учебный план школы, предусматривающий специальное обучение учащихся технологии исследовательской деятельности. Развивая и дополняя результаты учебно-исследовательской работы, выпускник школы может реализовать свой творческий потенциал в виде подготовки полноценной научно-исследовательской работы, как показывает наша практика, по своему уровню ничем не уступающей курсовой работе студента вуза. Основной целью настоящего методического руководства, написанного авторами в стиле настольной книги начинающего исследователя, является оказание помощи учащимся 8-11 классов в подготовке реферативных и научно-исследовательских работ. Но мы искренне надеемся, что это руководство может пригодиться и педагогам — научным руководителям работ учащихся, стремящимся повысить свою квалификацию в организации исследовательской деятельности. Ведь технологии этой работы пока что нигде специально не обучают, а овладение ею учителем сегодня становится как никогда актуальным. Вопрос о том, какова роль учителя при подготовке реферативной и научно-исследовательской работы, какова должна быть доля самостоятельности ученика в выборе темы, определении проблемы и цели предстоящей работы и многие другие вопросы, касающиеся совместной работы учителя и ученика в ходе исследовательской деятельности, также требуют обсуждения. С этой целью в главе 1 работы подробно рассматриваются современные требования к реферату и основные этапы работы над ним (подготовительный, исполнительский и заключительный этапы). Особое внимание уделяется описанию подготовки и проведения презентации результатов реферативной работы: написанию доклада, подготовке иллюстративных материалов, отработке навыков публичных выступлений учащихся, публичной защите реферата, критериям оценки реферативной работы и презентации ее результатов. Вторая глава методического руководства посвящена технологии подготовки и написания научно-исследовательской работы. Ее содержание построено на сопоставлении с материалами главы 1, чтобы более наглядно показать отличие научно-исследовательской работы от реферативной по целям, задачам и требованиям, предъявляемым к содержанию, а также выделить общее в технологии подготовки и написания. Подробно рассматривается выполнение теоретической (исследовательской) части работы и ее оформление. В частности, описывается процедура выделения объекта и предмета исследования, способы формулировки гипотезы исследования, формулирование задач работы, планирование и описание этапов исследования. Один из разделов главы 2 посвящен рассмотрению технологии экспериментальной работы: особенностям эксперимента и его планирования, проведению эксперимента и анализу его результатов. Достаточно подробно обсуждается написание заключения к работе, оформление приложений. Даются рекомендации по написанию введения, оформлению чистовика научно-исследовательской работы, а также приводятся критерии оценки научно-исследовательской работы и презентации ее результатов в ходе публичной защиты. Третья глава настоящей работы посвящена краткому освещению некоторых важных вопросов научной организации труда исследователя: оборудованию рабочего места, технологии составления карточек при работе с источниками информации, существующим правилам работы с книгой. В заключительном разделе методического руководства обсуждаются вопросы о роли научного руководителя в организации реферативной и научно-исследовательской работы. Завершают методическое руководство список использованной литературы и приложения. ГЛАВА 1. ПОДГОТОВКА И НАПИСАНИЕ РЕФЕРАТИВНОЙ РАБОТЫ
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 639; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |