КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные принципы психокоррекционной работы
Психологическая коррекция как особая форма психологического воздействия теоретически базируется на фундаментальных положениях отечественной психологии, главными из которых являются следующие: 1. Положение, разработанное в теоретической концепции В.Н. Мясищева, согласно которому личность является продуктом системы значимых отношений, поэтому эффективная психокоррекция немыслима без включения в коррекционный процесс и самого ребенка, и его семьи. 2. Положение теории деятельности А.Н. Леонтьева, состоящее в том, что позитивно влиять на процесс развития – значит управлять ведущей развитие деятельностью, в данном случае воздействовать на деятельность по воспитанию детей и на ведущую деятельность ребенка; 3. Разработанное Д.Б. Элькониным положение о том, что коррекционный потенциал игры заключается в практике новых социальных отношений, в которые включается человек в процессе специально организованных игровых занятий; 4. Положение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения для психического развития ребенка. Отсюда, основным содержанием коррекционной деятельности является создание «зоны ближайшего развития», своевременное формирование психологических новообразований. Данные положения легли в основу разработки основных принципов психокоррекционной работы: 1. Принцип единства диагностики и коррекции. Началу осуществления коррекционной работы должен предшествовать этап комплексного диагностического обследования. Контроль динамики хода эффективности коррекции, в свою очередь, требует осуществления диагностики. 2. Принцип нормативности развития. При оценке соответствия уровня развития ребенка возрастной норме и формулировании целей коррекции необходимо учитывать следующие характеристики: особенности социальной ситуации развития, уровень сформированности психологических новообразований, уровень развития ведущей деятельности ребенка, особенности индивидуальности и самостоятельного пути развития. 3. Принцип коррекции «сверху вниз». Активное формирование психологических новообразований, составляющих сущностную характеристику возраста, активное влияние на генезис и становление непосредственно возрастных новообразований. 4. Принцип коррекции «снизу вверх» рассматривается как упражнение и тренировка уже имеющихся у ребенка психологических способностей. 5. Принцип системности развития психологической деятельности. Этот принцип задаетнеобходимость учета в коррекционной работе профилактических и развивающих задач. Системность этих задач отражает взаимосвязанность различных сторон личности и неравномерность их развития. Реализация принципа системности развития в коррекционной работе обеспечивает направленность на устранение причин и источников отклонения в психическом развитии. 6. Деятельностный принцип коррекции. Суть этого принципа в том, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности клиента. Основным направлением коррекционной работы является целенаправленное формирование обобщенных способов ориентировки клиента в различных сферах предметной деятельности, межличностных взаимодействий, в социальной ситуации развития. Как видим, данный принцип определяет как сам предмет коррекции, так и способы коррекционной работы. Этапы коррекционно-развивающей работы (по И.В. Дубровиной)
1. Изучение практического запроса; 2. Формулировка психологической проблемы; 3. Выдвижение гипотез о причинах наблюдаемых явлений; 4. Выбор метода исследования; 5. Использования метода; 6. Формулировка психологического диагноза, которая должна содержать и прогноз дальнейшего развития ребенка в двух направлениях: при условии, если с ребенком будет проведена необходимая работа, и при условии, если такой работы с ним проведено не будет; 7. Разработка рекомендаций, программы психокоррекционной или развивающей работы; 8. Осуществление этой программы, контроль за ее выполнением.
При выработке основных стратегий работы с тем или иным клиентом важно помнить, что все особенности ребенка как организма, социального индивида и личности находятся на стадии созревания, развития, следовательно, они могут быть выраженными или невыраженными, обладают динамикой как в сторону совершенствования, так и в сторону ухудшения. Поэтому, рассматривая каждого ребенка как индивидуальность, важно выделить такие особенности его личности, которые нуждаются в развитии или изменении, в поддержании на достигнутом уровне или блокировании ухудшения. Таким образом, работа может осуществляться по четырем направлениям, которые составляют стратегию психолого-педагогического воздействия: 1)развитие; 2)стимулирование (поддержание на достигнутом уровне и создание условий для дальнейшего развития); 3) блокирование; 4) изменение. Схематически основные стратегии можно изобразить при помощи «педагогического квадрата» (Маралов В.Г.)
В ячейку «Развитие» записываются те качества, которые нуждаются в интенсивном развитии. Например, у ребенка недостаточно развиты наглядно-образное мышление или память. Работа должна быть направлена на обеспечение более высокого уровня их развития. В ячейку «Стимулирование» вписываются качества и характеристики, которые относительно развиты, отвечают требованиям возраста. Их следует поддерживать на достигнутом уровне и стимулировать дальнейшее развитие. В ячейку «Блокирование» записываются качества и черты характера, которые начали по тем или иным причинам «распадаться», ухудшаться. Дальнейшее ухудшение надо «заблокировать», предотвратить. Например, ребенок занимал благоприятное положение в группе, но его статус стал ухудшаться, стали возникать конфликты с детьми. Необходимо выяснить причины этого и наметить меры по предотвращению снижения социометрического статуса. В ячейку «Изменение» вписываются черты и свойства, которые необходимо корректировать. Например, ребенок недисциплинирован, социально импульсивен.
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1967; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |