КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Требования, предъявляемые к участию тренера в выполнении упражненийТребования, предъявляемые к инструкции. Требования, предъявляемые к выбору упражнения. При выборе упражнения, психолог должен учитывать: - Что преимущественно должно произойти в результате его проведения; - На каком этапе находится группа: чем она сплоченней, тем рискованнее могут быть упражнения; - Состав группы: социально-демографические характеристики (пол, возраст и т.п.), а также физические данные; - Время проведения: в начале дня целесообразно проводить упражнения, которые позволяют отключиться от забот дня и включиться в ситуацию «здесь и теперь», а также помогают мобилизовать внимание, активность. Во второй половине дня следует проводить упражнения, помогающие снять усталость. - Содержание дальнейшей работы. - Инструкция должна быть четкая, ясная, законченная, содержащая необходимую информацию; - Процесс инструктирования не должен длиться дольше, чем выполнение упражнения; - Проговаривая инструкцию желательно устанавливать визуальный контакт с каждым участником группы; - Тренер принимает участие в выполнении упражнений, которые проводятся с целью получения каждым участником группы личностной обратной связи, а так же если выполнение упражнения требует четного или наоборот нечетного числа участников; - Тренер не принимает участия в тех упражнениях, которые требуют его руководства в процессе их выполнения, а так же если необходимо обеспечить безопасность членов группы, например при выполнении упражнения с закрытыми глазами. 4. Требования, предъявляемые к остановке и обсуждению упражнений. - Существуют упражнения, которые имеют логическое завершение, в ряде случаев тренер заранее оговаривает условия окончания упражнения, например: упражнение будет закончено, когда каждый из участников группы что-то сделает или скажет; - Упражнение стоит завершать, когда степень вовлеченности, удовольствия от его выполнения достигает максимума и еще не начинает снижаться; - Чем в большей степени упражнение ориентировано на получение содержательной информации, тем больше времени стоит потратить на его обсуждение. Если упражнение расчитано прежде всего на изменение состояния группы как целого или каждого участника в отдельности, то обсуждение может быть достаточно кратким. Обычно выделяют следующие темы для психогимнастических упражнений: - привычные жизненные ситуации (например, отношение к взрослым, как обратить внимание на себя и т.п.); - общечеловеческие конфликты (например, встреча двух человек на узкой доске над пропастью, утешение обиженного ребенка, обида); - специфические проблемы отдельных участников (какой я есть, каким меня видят окружающие, какие желания для меня являются главными); - интерперсональные отношения (как выразить свое отношение к участникам занятий, чувства до начала занятий и в конце, пространственная социометрия). Широкое понимание термина «психогимнастика» представлено в работе М.И. Чистяковой «Психогимнастика» (1990). В своем пособии автор предлагает курс психогимнастики для детей дошкольного и младшего школьного возраста, который включает 20 занятий. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из четырех звеньев или фаз. Схема занятия по психогимнастике. 1 фаза. Мимические и пантомимические этюды. Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного психического довольства и недовольства. Модели выражения основных эмоций (радость, удивление, интерес, гнев и др.) и некоторых социально окрашенных чувств (гордость, застенчивость, уверенность и др.). Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, той или иной походкой. Примером может служить этюд на выражение удивления. Удивление (для детей 4-5 лет) Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было.. Из чемодана выпрыгнула собака. Мимика: Рот раскрыт, брови и верхние веки приподняты. 2 фаза. Этюды и игры на выражение отдельных черт характера и эмоций Цель: выразительное изображение чувств, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т.п.), их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Закрепление и расширение уже полученных детьми ранее сведений, относящихся к их социальной компетентности. При изображении эмоций внимание привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно. В качестве примера приведем этюд «Эгоист» (для детей 5-6 лет) Мама принесла к чаю три пирожных. Мальчик взял себе одно пирожное и показал пальцем на два других: «А эти я съем вечером». Мама подумала: «Мой сын – эгоист». 3 фаза. Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или на группу в целом. Используются мимические и пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения в заданный образ. Цель: коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка, тренинг моделированных стандартных ситуаций. Например, этюд – «Любящие родители» (для детей 4-5 лет). В зале звучит латышская народная песня «Колыбельная медвежонку». Мама - медведица и папа – медведь укачивают своего любимого сыночка. Сначала мама-медведица качает медвежонка, нежно прижимая его к себе, а папа-медведь с доброй улыбкой смотрит на маму и сына и сам тоже тихонько покачивается. Мама -–медведица передает медвежонка медленно. Теперь папа качает малыша, а мама – медведица глядит на обоих ласково, с любовью. Выразительные движения: Сложить перед собой руки, обхватывая пальцами локоть другой руки, мерно покачиваться под музыку вправо – влево, на лице улыбка. 4 фаза. Психомышечная тренировка. Цель: снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения и черт характера. Приведем пример этюда на расслабление мышц. Штанга (для детей 5-6 лет) Ребенок поднимает «тяжелую штангу». Потом бросает ее. Отдыхает. Обычно занятия по психогимнастике проводятся с подгруппами дошкольников и младших школьников не более 6 человек, время занятий от 20-25 минут, до 1 часа – 1,5 часов в зависимости от возраста, состояния здоровья, уровня утомляемости, личностных особенностей. На психогимнастике каждый этюд повторяется несколько раз, чтобы в нем могли принять участие все дети.
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 962; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |