КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды игротерапии
Основные виды игротерапии. Игротерапия Игротерапия – это метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Как показывает практика и многочисленные исследования, игровая терапия оказывается эффективной при решении самых разнообразных проблем. С помощью игры можно устранить такие трудности ребенка, как неумение общаться, аффективная неустойчивость, фобические реакции, низкая самооценка, агрессивное поведение, вредные привычки и мн. др. 1. По функциям взрослого в игре различают: - директивную игротерапию, где терапевт выступает в качестве ее организатора и транслятора символического значения игры; - недирективную игротерапию, где проводится линия на свободную игру как средство самовыражения ребенка. 2. По форме организации деятельности различают: - индивидуальную игротерапию; - групповую игротерапию. 3. По структуре используемого в игре материала: - игротерапию с неструктурированным материалом (игры с водой, песком, глиной, двигательные игры и т.п.); - игротерапия со структурированным материалом (игры в семью, людей, животных, агрессивные игры, игры с марионетками, строительные игры и т. п.) Если в качестве критерия выдвинуть теоретический подход, то можно выделить следующие виды игротерапии.
А.И. Захаров сформулировал следующие принципы использования игры с коррекционными целями: - погружение в игру – восприятие мира игры как реальности в данный момент, создание определенного игрового пространства и времени происходящих событий, использование игровой символики, непосредственное участие всех детей и взрослых в игре в назначенных ролях или в виде эмоционально реагирующей аудитории; - равенство игровых отношений – означает отсутствие противопоставленных позиций взрослых и детей, принятие чувств и переживаний последних, предоставление им права выбрать темы для игры, распределить роли, в том числе и роли взрослых; - спонтанность и импровизация в игре – подразумевает динамизм игры, эмоциональность и непосредственность, свободное выражение чувств, новизну происходящих событий, отсутствие репетиций, заученных реплик и диалогов, индивидуальное преломление игровых сюжетов, изменение сценария по ходу игрового действия; - организующее начало игры – это определенный распорядок игровых занятий, подготовка к игре, последовательность действий, а так же создание в ней определенных направлений или психологической ориентации на достижении коррекционного или психотерапевтического эффекта; - условность игрового действия – проигрывание ролей по типу «как будто», допускающее полное игровое перевоплощение, но не делающее его обязательным; - эмоциональное отреагирование в игре – предоставление возможности эмоциональной разрядки, снятие накопленного нервного напряжения в игровой форме, изживание страхов; - перемена (чередование) ролей – перемена ролей позволяет проверить, укрепить и развить навыки психологической защиты после эмоциональной разрядки в роли объекта страха; перемена ролей активно формирует умение принимать и играть роли, являясь разновидностью ролевого тренинга и средством достижения более адекватной социализации ребенка. Остановимся на описании этапов игровой терапии. 1. Этап объединения, интеграции группы. Ориентировка в ситуации, знакомство, установление отношений, правил, норм и т. п. Здесь ребенок признается как уникальная личность с правом на индивидуальное проявление. Задачи этапа: - ориентировка ребенка в целях, которые реализуются в игровом сеансе, правах и нормах, существующих в группе; - формирование позитивных взаимоотношений ребенка и психолога; - установление первичных положительных отношений со сверстниками. 2. Реконструктивный этап. Целями данного этапа являются: - воссоздание проблемы, моделирование конфликта, который ребенок испытывает; в качестве примеров выступают такие, как предложение темы игры; подведение ребенка к обыгрыванию ситуации; путь наталкивания (подобрать игрушку, инсценировать ситуацию); следует отметить, что психолог на этом этапе должен интенсифицировать игру (например, включиться в нее путем подведения ребенка к значимой конфликтной ситуации; - моделирование социально-неадекватных способов взаимодействия с людьми. На данном этапе целесообразно использовать сюжетно-ролевые игры (творческие и спонтанные), игры –драмматизации. 3. Завершающий, обобщающий этап. Целью данного этапа является обеспечение переноса новых психологических ситуаций в реальную жизнь, обобщение новых способов взаимодействия. Это осуществляется посредством: - параллельной работы с родителями; - совместных игровых занятий; - совместной работы детей и родителей. Следует отметить, что в дошкольном возрасте игротерапия занимает одно из ведущих мест, учитывая тот факт, что игра является ведущим видом деятельности в данном возрастном периоде. Вместе с тем, игра сохраняет свой коррекционно-развивающий потенциал и в работе с детьми младшего школьного возраста, с подростками, юношами и девушками. Так, М.Р. Битянова отмечает, что на современном этапе в работе школьного психолога чаще используются большие психологические игры. Автор рассматривает их как целостное законченное действо, совершенно самостоятельное, имеющее свою внутреннюю систему целей и правил, достаточно продолжительное по времени. Для участников «Большая» психологическая игра выступает как деятельность. Представим виды психологических игр, описанных М.Р. Битяновой.
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 5111; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |