Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды игротерапии




Основные виды игротерапии.

Игротерапия

Игротерапия – это метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры.

Как показывает практика и многочисленные исследования, игровая терапия оказывается эффективной при решении самых разнообразных проблем. С помощью игры можно устранить такие трудности ребенка, как неумение общаться, аффективная неустойчивость, фобические реакции, низкая самооценка, агрессивное поведение, вредные привычки и мн. др.

1. По функциям взрослого в игре различают:

- директивную игротерапию, где терапевт выступает в качестве ее организатора и транслятора символического значения игры;

- недирективную игротерапию, где проводится линия на свободную игру как средство самовыражения ребенка.

2. По форме организации деятельности различают:

- индивидуальную игротерапию;

- групповую игротерапию.

3. По структуре используемого в игре материала:

- игротерапию с неструктурированным материалом (игры с водой, песком, глиной, двигательные игры и т.п.);

- игротерапия со структурированным материалом (игры в семью, людей, животных, агрессивные игры, игры с марионетками, строительные игры и т. п.)

Если в качестве критерия выдвинуть теоретический подход, то можно выделить следующие виды игротерапии.

 

 

Основные виды   Авторы Основные цели
Игротерапия в психоанализе М. Кляйн, А. Фрейд, Г. Гуг – Гельмут   Игра направлена на установление аналитической связи между ребенком и взрослым с целью создания условий для катарсиса, инсайта и сублимации.
Игровая терапия, центрированная на клиенте К. Роджерс, В. Экслайн Игра направлена на создание или воссоздание значимых отношений между ребенком и взрослым с целью личностного роста и развития.
Игровая терапия отреагирования Д.Леви, Г. Хэмбидж Игра направлена на освобождение чувств путем воссоздания в игре стрессового опыта из жизни ребенка.
Примитивная игровая терапия 60- е годы, США Игра используется с детьми младшего школьного возраста с целью лучшего усвоения предлагаемых знаний
Игротерапия в отечественной психологической практике   А. Захаров Игра применяется как средство диагностики, коррекции и обучения. Спонтанные и направленные игры выступают как две взаимодополняющие фазы единого игрового процесса. Направленное воздействие на клиента осуществляется посредством характеров, воспроизводимых им и психологом персонажей.  

 

А.И. Захаров сформулировал следующие принципы использования игры с коррекционными целями:

- погружение в игру – восприятие мира игры как реальности в данный момент, создание определенного игрового пространства и времени происходящих событий, использование игровой символики, непосредственное участие всех детей и взрослых в игре в назначенных ролях или в виде эмоционально реагирующей аудитории;

- равенство игровых отношений – означает отсутствие противопоставленных позиций взрослых и детей, принятие чувств и переживаний последних, предоставление им права выбрать темы для игры, распределить роли, в том числе и роли взрослых;

- спонтанность и импровизация в игре – подразумевает динамизм игры, эмоциональность и непосредственность, свободное выражение чувств, новизну происходящих событий, отсутствие репетиций, заученных реплик и диалогов, индивидуальное преломление игровых сюжетов, изменение сценария по ходу игрового действия;

- организующее начало игры – это определенный распорядок игровых занятий, подготовка к игре, последовательность действий, а так же создание в ней определенных направлений или психологической ориентации на достижении коррекционного или психотерапевтического эффекта;

- условность игрового действия – проигрывание ролей по типу «как будто», допускающее полное игровое перевоплощение, но не делающее его обязательным;

- эмоциональное отреагирование в игре – предоставление возможности эмоциональной разрядки, снятие накопленного нервного напряжения в игровой форме, изживание страхов;

- перемена (чередование) ролей – перемена ролей позволяет проверить, укрепить и развить навыки психологической защиты после эмоциональной разрядки в роли объекта страха; перемена ролей активно формирует умение принимать и играть роли, являясь разновидностью ролевого тренинга и средством достижения более адекватной социализации ребенка.

Остановимся на описании этапов игровой терапии.

1. Этап объединения, интеграции группы. Ориентировка в ситуации, знакомство, установление отношений, правил, норм и т. п. Здесь ребенок признается как уникальная личность с правом на индивидуальное проявление.

Задачи этапа:

- ориентировка ребенка в целях, которые реализуются в игровом сеансе, правах и нормах, существующих в группе;

- формирование позитивных взаимоотношений ребенка и психолога;

- установление первичных положительных отношений со сверстниками.

2. Реконструктивный этап. Целями данного этапа являются:

- воссоздание проблемы, моделирование конфликта, который ребенок испытывает; в качестве примеров выступают такие, как предложение темы игры; подведение ребенка к обыгрыванию ситуации; путь наталкивания (подобрать игрушку, инсценировать ситуацию); следует отметить, что психолог на этом этапе должен интенсифицировать игру (например, включиться в нее путем подведения ребенка к значимой конфликтной ситуации;

- моделирование социально-неадекватных способов взаимодействия с людьми.

На данном этапе целесообразно использовать сюжетно-ролевые игры (творческие и спонтанные), игры –драмматизации.

3. Завершающий, обобщающий этап. Целью данного этапа является обеспечение переноса новых психологических ситуаций в реальную жизнь, обобщение новых способов взаимодействия. Это осуществляется посредством:

- параллельной работы с родителями;

- совместных игровых занятий;

- совместной работы детей и родителей.

Следует отметить, что в дошкольном возрасте игротерапия занимает одно из ведущих мест, учитывая тот факт, что игра является ведущим видом деятельности в данном возрастном периоде. Вместе с тем, игра сохраняет свой коррекционно-развивающий потенциал и в работе с детьми младшего школьного возраста, с подростками, юношами и девушками.

Так, М.Р. Битянова отмечает, что на современном этапе в работе школьного психолога чаще используются большие психологические игры. Автор рассматривает их как целостное законченное действо, совершенно самостоятельное, имеющее свою внутреннюю систему целей и правил, достаточно продолжительное по времени. Для участников «Большая» психологическая игра выступает как деятельность. Представим виды психологических игр, описанных М.Р. Битяновой.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 5000; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.