Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типология философского знания




ПРОГРАММА

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(очно-заочная форма обучения)

 

Разделы и темы дисциплины Аудиторные занятия Лекции Семинары и практические занятия   компетенции
Раздел I. Предмет философии и ее роль в жизни общества        
Тема 1.1 Философия, круг ее проблем, функции, структура; типология философского знания       ОК-1, ОК-7, ПК-2
Раздел II. История философии        
Тема 2.1 Становление и развитие классической философии (с Древности до Просвещения)       ОК-1, ОК-2, ОК-3,
Тема 2.12.с (семинар) Трансформация философских взглядов от космоцентризма к антропоцентризму       ОК-1, ОК-3, ОК-6
Тема 2.2. От классики к постмодернизму (западная Философия 19-20 веков).       ОК-1, ОК-4, ОК-6,
Тема 2.21.с (семинар) Немецкая классическая философия       ОК-1, ОК-6,
Тема 2.3 Основные этапы и особенности развития русской философии       ОК-1, ОК-6, ОК-8, ПК-2,
Раздел III. Проблемы бытия и сознания и познания в философии        
Тема 3.1 Бытие, материя, сознание, развитие.       ОК-3, ОК-4,
Тема 3.21 с (семинар) Принципы, законы и категории диалектики       ОК-1, ОК-4, ОК-6,
Раздел IV. Познание – ключевая проблема философии        
Тема 4.1 Основные вопросы гносеологии; формы и уровни познания.       ОК-9, ОК-10, ПК-2
Тема 4.11.с (семинар) Истина и ее критерии; современные проблемы научного познания (интерактивная форма проведения занятия)       ОК-1, ОК-3, ОК-7, ПК-2,
Раздел V. Философия о человеке и обществе        
Тема 5.1 Природа и сущность человека. Человек и общество       ОК-5, ПК-9,
Тема 5.12 с (семинар) Общество как развивающаяся система. Основные формы общественного сознания       ОК-1, ОК-2, ОК-8, ОК-10, ПК-2, ПК-9
Тема 5.2 Глобальные проблемы современной цивилизации       ОК-9, ОК-10, ПК-2, ПК-9
Круглый стол " Философско-мировоззренческие проблемы правового регулирования жизни общества и их решение в интересах прогрессивного развития России" (интерактивная форма проведения занятия)       ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ОК-10, ПК-2, ПК-9
ВСЕГО:        

Раздел I. Предмет философии и ее роль в жизни общества

Тема 1.1 Философия, круг ее проблем, функции, структура;

Проблема происхождения философии. Философия как особая форма общественного сознания. Понятие философии. Философия как вид мировоззрения. Сущность и структура мировоззрения. Исторические виды мировоззрения и их особенности, философия как поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия; типы философского мировоззрения.

Примеры философствования. Проблема классификации философских школ и направлений. Онтологический подход: материализм, субъективный и объективный идеализм; монизм, дуализм и плюрализм. Методологический подход: метафизика, диалектика. Гносеологический подход: скептицизм, гносеологический оптимизм, агностицизм; рационализм и сенсуализм, рационализм и иррационализм. Аксиологический, этический и эстетический подходы.

Структура философского знания: предмет и важнейшие проблемы разделов философии.

Основные функции философии. Социальное назначение философии: возвышение человека, обеспечение его совершенствования, концентрированное выражение отношения человека к окружающей действительности. Научная, чувственно-эстетическая и морально-практическая ориентации философии. Место философии в культуре современного общества.

Раздел II. История философии

Тема 2.1 Становление и развитие классической философии

(с Древности до Просвещения)

Особенности генезиса философии в странах Древнего Востока и Древней Греции. Мифогенная и гносеогенная концепции происхождения философии. Космоцентрический тип философствования.

Веды как единство мифологических, религиозных, ритуальных, философских взглядов Древней Индии. Упанишады. Ортодоксальные и неортодоксальные философские школы Индии. Основные философские идеи веданты, буддизма.

Философские идеи в Древнем Китае. Особенности китайского мифологически-религиозного мировоззрения. Учение Лао-Цзы. Социально-философская и нравственно-правовая проблематика философии Древнего Китая; конфуцианство, легизм.

Характерные черты античной философии. Досократический период; проблема первоначала. Классический период греческой философии. Софисты. Сократ и его роль во взглядах на человека. Майевтика. Система объективного идеализма Платона. Платоновская доктрина человеческой души, познания, природы и космоса. Идеальное государство Платона. Философское учение Аристотеля; его логика, этика и учение об обществе. Сократические школы эпохи эллинизма: киники, эпикурейцы, стоики и скептики о смысле жизни, неоплатонизм.

Своеобразие и особенности философской мысли Средневековья. Теоцентрический тип философствования, его культурно-исторические и социальные предпосылки.

Апологетика; Тертуллиан, Ориген. Патристика. Августин Блаженный и его учение о "двух градах". Христианская догматика и философская мысль. Принципы теоцентристской философии: креационизм, супранатурализм, сотериология, провиденциализм, эсхатология. Схоластический реализм и номинализм. Фома Аквинский о соединении веры и разума. Уильям Оккам и его принцип экономии мысли.

Предпосылки эпохи Возрождения в странах Западной Европы. Ренессансное мировосприятие; гуманизм. Основные идеи философии эпохи Возрождения: сдвиг в сторону антропоцентризма. Ренессансный человек – хозяин своей судьбы. Понимание человека как творческой личности. Эстетическое отношение к действительности. Расцвет искусства. Пантеизм как философское миропонимание. Николай Кузанский и его идея ученого незнания. Эразм Роттердамский. Развитие науки и ее влияние на философию. Леонардо да Винчи. Н.Коперник. Дж. Бруно. Г.Галилей. Роль философии эпохи Возрождения на последующее развитие европейской культуры.

Социально-культурное содержание эпохи Нового времени. Эмпиризм и рационализм.

Ф. Бэкон и его учение о методе. Виды человеческих заблуждений (идолов) по Бэкону. Разработка индуктивной методологии науки. Представления Бэкона об идеальном обществе. Развитие механистического материализма в философии Т. Гоббса. Ограниченность свободы воли. Идея общественного договора. Ограниченность власти государства естественными законами. Эволюция английского эмпиризма. Дж. Локк. Вопрос об источниках знания. Сенсуалистическая трактовка опыта и "чистый разум". Философское обоснование либерализма. Договорная теория государства. Разделение властей. Гармония человека и общества.

Субъективный идеализм Дж. Беркли. Критика концепции первичных и вторичных качеств, понятий материи и пространства. Радикальный гносеологический скептицизм Д.Юма.

Рационализм Р.Декарта. Критика предрассудков, авторитетов и традиций. Непосредственная данность и преимущественная достоверность сознания. Проблема существования внешнего мира. Учение о врожденных идеях. Ясность и отчетливость как критерии истины; механистичность материального мира. Пантеизм Б.Спинозы; Бог – природа – субстанция. Атрибуты и модусы субстанции. Свобода как осознанная необходимость. Г.Ф.Лейбниц и его монадология. Основные характеристики монады; трактовка пространства и времени. Истины факта и метафизические истины.

Европейское просвещение. Фундаментальные характеристики просветительской мысли: опора на собственный разум и программа преобразования сознания. Гуманизм. Критика религиозного фанатизма. Нравственное облагораживание человечества. Ш.Монтескье о естественных и социальных законах, способах правления, разделении властей. Вольтер о свободе человека и равенстве перед законом. Ж.-Ж. Руссо о противоречиях и необратимости исторического процесса. Французский материализм XVIII в. Природа как причина самой себя; вечность и самодвижение материи. Ж.Ламетри, Д.Дидро, К.Гельвеций, П.Гольбах.

Тема 2.2. От классики к постмодернизму (западная философия 19-20 веков).

Завершенность, диалектика, взаимосвязь философских систем представителей немецкой классической философии.

Критическая философия Канта. "Вещь в себе" и явление. Пространство и время как априорные формы чувственного созерцания. Идеи чистого разума. Этика Канта; категорический императив. Свобода и долг. Проблема Бога. Философия истории Канта.

Субъективно-идеалистическая философия И.Фихте. Принципы и система философии. Тождество субъекта и объекта. Основания "наукоучения" и диалектика Фихте.

Объективный идеализм Ф.Шеллинга. Трансцендентальная философия и натурфилософия. Шеллинг о диалектике природы.

Объективный диалектический идеализм Г.Гегеля. Система и метод. Гегель о тождестве мышления и бытия. Философия как логика. Категории и принципы диалектического мышления. Учение Гегеля об истине. Философия природы. Философия духа. Гражданское общество и государство. Философия права Гегеля.

Материализм Л.Фейербаха. Критика идеализма и агностицизма. Фейербах о религии как отчуждении родовой сущности человека. Антропологический принцип философии Фейербаха.

Многообразие западной философии XIX – XX вв.;рационализм и иррационализм – закономерный результат развития неклассической философии.

Рационализм: кантианство, гегельянство. Философия марксизма: материализм и диалектика, основной вопрос философии; проблемы теории познания, учение об истине. Основные положения марксистского понимания истории: общественное бытие и общественное сознание; роль способа материального производства в жизни общества; производительные силы и производственные отношения, классы и классовая борьба, общественно-экономические формации; общественный прогресс и его критерии.

Позитивизм в XIX веке. О. Конт: философия и наука, проблема предмета философии, классификация наук, три стадий развития человеческого духа; социология в системе наук. Эмпириокритицизм: гносеология Э. Маха – элементы опыта, экономия мышления, описательность; теория принципиальной координации Р. Авенариуса. Неопозитивизм: Марбургская школа, Баденская школа неокантианства. Аналитическая философия; Дж. Мур, Б.Рассел, Л.Витгенштейн. Р.Карнап. Постпозитивизм и философия науки; К.Поппер, Т.Кун, И.Лакатос, С.Тулмин, П.Фейерабенд о развитии научного знания.

Прагматизм: истина как целесообразность, практическая обоснованность в контексте американской духовной традиции: Ч.Пирс, У.Джеймс, Д.Дьюи. Структурализм К. Леви-Строса.

Иррационализм как попытка преодолеть противоречия классического рационализма. Волюнтаризм А. Шопенгауэра; мир как воля и как представление. Философия Ф.Ницше: критика коллективистской морали, нигилизм, воля к власти и идеал сверхчеловека. Интуитивизм А. Бергсона: жизнь как поток переживаний субъекта, жизненный порыв, интеллект и интуиция в творческой эволюции человека. Экзистенциальная философия: экзистенция, уникальность человеческого бытия, свобода и поиск смысла бытия; М.Хайдеггер, Ж.-П.Сартр, А.Камю, К.Ясперс. Герменевтика как феноменология человеческого бытия; проблемы понимания, объяснения, толкования в культуре ХХ в. М.Хайдеггер, Г.Гадамер. Западная религиозно-философская мысль XX в.: неотомизм, протестантская философия,

Фрейдизм как философское мировоззрение: психоанализ З.Фрейда, и философия неофрейдизма. Аналитическая психология К.Юнга и коллективное бессознательное. Архетип и символ. Гуманистический психоанализ Э.Фромма.

Понятие постмодерна. Ж.Ф.Лиотар, Ж.Дерида, М.Фуко, Ж.Делез; философский плюрализм, стремление найти культурные основы современного общества.

Тема 2.3 Основные этапы и особенности развития русской философии

Основные источники и особенности русского типа философствования; влияние византийской и западноевропейской культуры, религии, философии; слитность с общественной психологией и культурой. Проблемы периодизации русской философии.

Зарождение русской философской мысли на Руси в XI-XVII вв. Развитие христианско-религиозного мировоззрения; социально-философская проблематика авторов древнерусских текстов. Учение Илариона о законе и благодати, осмысление идеи богочеловечества. Русский вариант "исихазма". Различия в позициях нестяжателей и "иосифлян"; Филофей: "Москва – третий Рим".

Становление русской философии XVIII - начала XIX в. Развитие в условиях укрепления абсолютной монархии, европеизация, секуляризация. М.В.Ломоносов: философия и естествознание, механицизм, атомизм. А.Н. Радищев – просветитель, гуманист, критик российской политической системы; трактовка естественного права и общественного договора. Социально-философские взгляды декабристов.

Русская философия XIX в. Формирование русского национального самосознания. П.Я. Чаадаев; оценка исторического прошлого России и размышления о проблемах ее настоящего и будущего. Западничество и славянофильство 30-50-х гг.; полемика о своеобразии исторических судеб России.

Русский материализм второй половины XIX - начала XX вв. Философия русской демократии 50-60-х гг. А.И.Герцен; Н.Г.Чернышевский; Д.И.Писарев. Разработка диалектического метода. Преодоление объективного идеализма на почве реализма. Анархизм М.А.Бакунина и П.А.Кропоткина. Естественнонаучный материализм Д.И.Менделеева, И.М.Сеченова, И.П.Павлова.

Марксистская философия в России. Г.В. Плеханов. В.И. Ленин. Интерпретация теории общественно-экономических формаций, общественного бытия, классов, государства и революций. Теория систем А.А.Богданова.

Русская религиозная философия конца ХIХ – начала XX вв. В.С. Соловьев. Критика философии "отвлеченных начал". Программа "цельного знания". Философия всеединства. Философия истории и моральная философия. Н.Ф.Федоров и его "Философия общего дела". Основные идеи философии С.Н.Булгакова, П.А.Флоренского, С.Н.Трубецкого, Е.Н.Трубецкого, С.Л.Франка. Софиология. Тождество знания и веры. "Всеединство" и "соборность". Экзистенциально-религиозная философия. Н.А.Бердяев. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. Идея свободы и персонализм.

Русский космизм. К.Э. Циолковский. В.И. Вернадский: учение о ноосфере.

Советская философия; А.Ф.Лосев, М.М.Бахтин, Э.В.Ильенков, В.С.Степин. Основные проблемы и дискуссии в российской философии конца ХХ - начала XXI вв.

 

Раздел III. Проблемы бытия и сознания в философии

Тема 3.1 Бытие, материя, сознание

Онтология как учение о бытии. Категории онтологии: действительность, реальность, природа, космос, вселенная, мир, субстанция. Проблемы бытия в истории философской мысли; единство бытия и множественность его проявлений. Природа как объективная реальность. Природа неживая и живая, естественная и искусственная.

Формы бытия материи. Мир вещей и мир идей. Материя как объективная реальность. Основные философские и естественнонаучные представления о материи. Единство и многообразие материального мира. Современные представления о структуре и уровнях организации материи. Вещество и поле. Основные формы существования материи.

Пространство и время как формы существования реальности. Эволюция философских представлений о пространстве и времени. Естественнонаучные концепции пространства и времени. Понятие многомерного пространства. Представления о биологическом, психологическом и социальном времени.

Разновидности философского понимания идеального. Диалектико-материалистическая концепция соотношения материального и духовного; теория отражения. Объективно-идеалистическая трактовка духовного начала мира; религиозные представления о духовно-божественной сущности мира и человека; пантеизм, гилозоизм. Субъективный идеализм о природе духовного, соотношении идеального и материального. Метафизический и вульгарно-материалистический подходы к пониманию сознания.

Монизм и дуализм в понимании соотношения материальной и духовной реальности. Субстанциональное единство и структурное многообразие материального и духовного мира.

Основные философские подходы к понимаю сущности и происхождения сознания. Естественнонаучный (материалистический) подход: сознание как высшая форма отражения действительности.

Сознание как способ отношения человека к природе, другому человеку, самому себе. Сознание и самосознание. Сознание как деятельность и как совокупность знаний.

Структура сознания. Чувственное отражение внешнего мира – основа сознания; виды перцептивных процессов (ощущение, восприятие, представление). Абстрактное мышление как возможность обобщения, формализации и аккумулирования опыта человека.

Мыслительные процессы; сознание и язык; логика как теория мышления. Образное и понятийное мышление.

Эмоционально-психический мир, разнообразие эмоциональных состояний (аффекты, переживания, доверие, любовь, надежда, восхищение). Воля как универсальный регулятор сознательной деятельности. Принятие решений.

Общественное и индивидуальное сознание: их взаимосвязь.

Сознание как познавательная деятельность. Интуиция; понимание, воображение, творчество. Память – способность запечатлевать, хранить и воспроизводить опыт.

Проблема искусственного интеллекта.

Тема 3.2 Философия развития

Единство бытия. Структурность и детерминизм, изменчивость и устойчивость реальности, отношения, связи различных форм и проявлений природы.

Движение как всеобщая форма действительности; виды и уровни движения. Развитие как вид и следствие движения; отличительные черты развития: необратимость, направленность преобразований, закономерность, преемственность; типы развития.

Понятие закона и закономерности.

Диалектика как концепция саморазвития на основе внутренней противоречивости вещей, явлений, процессов. Исторические формы и современное понимание диалектики. Основные принципы диалектики: принцип всеобщей связи, принцип всеобщего развития.

Законы диалектики – как отражение диалектического понимания развития природы.

Закон единства и борьбы противоположностей. Различие, противостояние, конфликт. Диалектическое противоречие как источник развития. Противоречия внутренние и внешние, основные и неосновные, главные и неглавные, антагонистические и неантагонистические. Виды разрешения борьбы противоположностей.

Закон перехода количественных изменений в качественные. Качество – существенная определенность вещи, совокупность существенных свойств. Количество – выражаемая численно степень развития свойства. Мера – устойчивое единство качественных и количественных характеристик. Скачок как изменение качественного состояния.

Закон отрицания отрицания. Понятие тенденции, направленности развития. Отрицание как замена старого новым. Диалектического отрицания как устранение отжившего; сохранение жизненного, перспективного. Переход от старого к новому и от нового к более новому. Соединение тенденций поступательности и цикличности в развитии.

Категории диалектики: единичное и общее, их единство и противоречивость в отдельном, особенное; сущность и явление; причина и следствие, каузальная связь, всеобщая обусловленность явлений; содержание и форма, форма как способ существования содержания; возможность и действительность, возможность как потенция бытия, действительность как актуальное бытие, вероятность как количественная мера возможности; случайность и закономерность.

Сложность действительности; понятие организации как устойчивой определенности состава и совокупности внутренних и внешних отношений фрагментов реальности.

Система. Особенности системы: целостность, неоднородность, сложность, функциональная зависимость составных частей, несводимость качеств системы к сумме свойств ее элементов. Структура; совокупность, характер, интенсивность отношений; иерархия составных частей. Элементы, компоненты, подсистемы.

Типология и иерархия систем. Простые и сложные, открытые и закрытые, динамические и статические, стабильные и нестабильные системы. Разновидности материальных, духовных, смешанных систем.

Организованность и хаотичность как всеобщие свойства бытия. Флуктуации, неравновесность, энтропия.

Типы концепций самоорганизации; концепция неравновесной динамики, теория самоорганизации нелинейных динамических сред, теория катастроф, синергетика.

Неравновесность и нелинейность открытых систем. Условия самоорганизации; способность усложнения, открытость, способность собственного воспроизводства, неравновесное состояние. Понятие бифуркации. Поливариантность развития систем. Идеи синергетики в анализе социальных процессов.

 

Раздел IV. Познание – ключевая проблема философии

Тема 4.1 Основные вопросы гносеологии; формы и уровни познания.

Гносеология в системе философского знания. Понятие познания как деятельности, связанной с формированием идеальных образов реальности. Познание как объект философии. Проблема познания в истории философской мысли. Основные подходы к рассмотрению и оценке возможностей познания. Сущность агностицизма, многообразие его проявлений. Скептицизм. Гносеологический оптимизм. Сенсуализм и рационализм. Иррационализм. Интуитивизм. Условность классификационных оценок гносеологических школ и учений.

Субъект и объект познания. Уровни познания. Чувственное, логическое, интуитивное познание. Чувственное познание как отображение предметов в виде наглядных образов в результате деятельности органов чувств. Основные формы чувственного познания. Логическое познание как отображение внешнего мира в виде абстрактных образов. Основные формы логического познания. Взаимосвязи чувственного и логического познания. Интуиция как способность приходить к очевидно ясным выводам без осознания промежуточных логических построений. Философская полемика по проблеме природы интуитивного познания.

Истина как цель познания. Различие философских трактовок истины. Истина – субъективный образ объективного мира. Истина, заблуждение, ложь. Понятия абсолютной, относительной, конкретной, абстрактной, субъективной, объективной истины. Критерии истины; критерий логической непротиворечивости доказательства; практика – главный критерий истины. Практика как опыт, предметно-чувственное преобразование мира, как источник, цель, средство, результат познавательной деятельности.

Познание как социальный процесс.

Способы познания действительности: миф, религия, искусство; их задачи, приемы, особенности.

Научное знание как совокупность объективных истин в конкретно-исторический период социальной эволюции. Понятия объекта и предмета научного исследования.

Формы организации науки. Научное сообщество. Научные школы и коллективы. Экономические факторы развития науки. Возрастание темпов роста объема научных знаний. Научные революции, расширение и качественное совершенствование научной картины мира. Смена парадигм, научно-исследовательских программ, лидеров в развитии науки. Дифференциация и интеграция научных знаний. Углубление самопознания науки.

Цель научного исследования и источники прогресса научного знания. Противоречия между возрастающими потребностями практики и наличным уровнем знаний; между новыми фактами и существующими представлениями; между конкурирующими гипотезами, теориями и др.

Формы научного познания;факт, проблема, гипотеза, теория.

Факт действительности и факт науки. Проблема как знание о незнании, осознание ограниченности наличных возможностей науки. Гипотеза, ее сущность и роль в развитии научного знания. Вероятностный характер содержания гипотезы. Теория как наиболее развитая форма научного знания.

Соотношение предсказания, прогнозирования и планирования.

Наука в системе культуры. Взаимосвязь философии и науки. Основные исторические типы отношения философии и науки.

Сущность и структура методологии. Философский, общенаучный и специальный уровни методологических проблем. Понятие философского метода. Общенаучные подходы.

Методы эмпирического познания; проблемы измерения, моделирование. Методы теоретического познания; понятие специальных методов; соотношение метода и методики.

Проявление форм научного познания в юридической науке; специальные методы в правовой деятельности; методологическая культура юриста.

 

Раздел V. Философии о человеке и обществе

Тема 5.1 Природа и сущность человека. Человек и общество

Предмет философской антропологии ее место в структуре знания; науки о человеке – биология, археология, этнография и антропология.

Человек как предмет философской антропологии. Философско-исторические типы решения проблемы человека в античной философии. Религиозная антропология. Антропоцентризм и гуманизм в эпоху Возрождения. Философия разума Нового времени. Механистические трактовки человека в эпоху Просвещения. Объективно-идеалистическая концепция Г. Гегеля. Антропологизм Л. Фейербаха. Метафизика воли А.Шопенгауэра. Ф.Ницше: воля к власти. Антропологические идеи экзистенциализм.

Основные подходы во взглядах на происхождение человека. Философско-натуралистические идеи. Теологические концепции. Теория эволюции Ч.Дарвина. Человек как биосоциальное существо. Труд, общение, речь – основные факторы антропосоциогенеза, развития психики, сознания человека.

"Человек", "индивид", "личность" – категории, характеризующие различные уровни и стороны понимания человека.

Специфическая человеческая форма активности. Человек как субъект целеполагания и деятельности в системе общественных отношений. Проблемы типологии деятельности.

Смысл жизни человека. Индивидуально-личностные детерминанты: потребности, интересы, установки, ценностные ориентации.

Объект и предмет социальной философии, специфика предметов общественных и гуманитарных наук.

Научный взгляд на условия возникновения общества. Первые формы социального. Существенные признаки общества. Общество в узком и широком смысле.

Типология общества; возможные основания классификации, виды и типы общества.

Структура общества, его элементы и компоненты. Типология общественных отношений. Их различение по видам действующих субъектов, целям, средствам, роли в функционировании общества, значению для прогресса человека и человечества.

Основные сферы общественной жизни, их сущность, содержание, отличительные черты и функции: экономическая, политическая, социальная, духовная. Основные критерии разделения населения на социальные группы. Взаимообусловленность сфер общественной жизни. Понятие социального института и их типология. Общество как совокупность индивидов, социальных групп, классов, слоев.

Основные формы и уровни общественного сознания.

Сущность, структура и основные функции культуры. Культура и природа. Сущность культурной деятельности. Культура как процесс самопознания человека. Универсальность культуры в жизнедеятельности человека и общества. Многообразие форм, видов, типов культуры

Идея общественного прогресса в истории философской мысли. Взгляды на источники, механизмы и цели общественного развития. Формационный и цивилизационный подходы, концепция технологического детерминизма.

Единство и противоречивость общества и природы. Эволюция взглядов на отношение общества и природы. Необходимость гармонии общества и природы.

Тема 5.2 Глобальные проблемы современной цивилизации

Противоречивость современного мира. Выдающиеся достижения в областях материальной и духовной деятельности. Актуальность проблемы направленности исторического процесса.

Признаки социального позитивного социального развития; научно-технический и технологический прогресс; усложнение структуры социальных систем; увеличение срока жизни людей; рост численности населения. Неоднозначности тенденций в обществе с точки зрения морали, психологии, биологии.

Проблема воздействия личности на ход исторического процесса. Выдающиеся личности, их черты, проявления, роль в обществе. Объективная и субъективная обусловленность появления и действий выдающихся личностей. Недопустимость фатализма и волюнтаризма, навязывания обществу форм развития, не соответствующих традициям и социально-экономическим реалиям.

Человечество перед лицом глобальных проблем.Сущность и критерии глобальных проблем. Типология глобальных проблем современности. Интерсоциальные проблемы. Проблемы систем "природа – общество", "общество – общество", "человек – общество".

Специфика социально-философского осмысления глобальных проблем. Различные подходы к глобальным проблемам. Римский клуб и проблемы глобального моделирования. Концепции экологического пессимизма, научно-технического оптимизма. Теории "пределов роста", "органического роста", устойчивого развития на основе коэволюции. Критика ограниченности технократического мышления. Реализация гуманистического потенциала научно-технического прогресса. Порочность войны как средства политики, инструмента решения общественных проблем.

Необходимость поиска решения глобальных проблем, сплочения всех мировых прогрессивных сил на основе защиты жизни на Земле.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1979; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.086 сек.