КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рекомендации по подготовке к семинарским занятиям
При подготовке к семинарскому занятию необходимо: – доработать лекционный материал, устранить неясности, проверить и при необходимости дописать основные тезисы, определения, выводы; – изучить материал по текущей теме по учебникам и учебным пособиям, используя основную и дополнительную литературу, электронные ресурсы; – изучить и законспектировать первоисточники по теме; – выписать определения основных понятий, терминов, категорий по данной теме – подготовить ответы на все вопросы семинара. С целью более полного и всестороннего осмысления вопросов изучаемой темы рекомендуется: – прочитать и законспектировать работы (или фрагменты работ) известных философов, в которых в той или иной мере раскрываются вопросы данной темы; – изучать больше одного определения каждого понятия, сравнивать различные трактовки, а также сопоставлять разные понятия между собой, стремиться выявить отношения между ними; – ответить на вопросы для подготовки к семинару, а также сформулировать и собственные вопросы по изучаемой теме. В качестве альтернативы некоторых семинаров (одного-двух) можно провести " ролевые игры ". Также рекомендуется в рамках некоторых семинаров (трех-пяти) организовать " ролевые сцены " (ролевые ситуации), посвященные рассмотрению отдельных вопросов рассматриваемой темы. Для подготовки ролевой сцены при участии преподавателя выбирается и уточняет ее тема. Затем назначаются участники (для ролевой игры – от восьми-десяти до всех студентов группы; для ролевой сцены – шесть-десять человек), которые ее разыгрывают в ходе семинара, а также лидер, координатор или руководитель подготовки и проведения сцены. Уточняется историческая и проблемно-философская ситуация, предмет дискуссии; участники, образуют группы (как правило – две), между которыми произойдет дискуссия. Лидер (координатор) в эти группы не входит, что позволяет ему соблюдать регламент сцены. В одном из вариантов проведения ролевой сцены (ролевой ситуации) внутри каждой из групп оппонентов распределяются роли, после чего участники группы самостоятельно (или даже в тайне от участников другой группы), но с учетом позиций и идей, которые выдвигали разыгрываемые реальные исторические персонажи, вырабатывают тактику дискуссии, система аргументации. Другой вариант заключается в разыгрывании сцены строго по заблаговременно подготовленному сценарию, когда все участники сцены заранее знают весь ее ход. Ролевая игра разыгрываются на групповом занятии в течение сорока-пятидесяти минут; ролевая сцена может длиться от десяти до двадцати минут. Примерные темы ролевых сцен: 1. Спор об универсалиях; крайние и умеренные реалисты, номиналисты (тема 2.12 с). 2. Как обеспечить истинное знание; о противоположных позициях эмпириков и рационалистов XVII века (тема 2.13 с). 3. Европейский опыт или собственный путь спасет Россию? Дискуссии западников и славянофилов в XIX веке (тема 2.31 с). 4. Субстанция – метафизическая условность или аспект реальности ("позитивисты" против "традиционалистов")? Возможные и другие варианты: Наш мир это творение, природа-творец или совокупность феноменов (объективный идеализм, материализм, субъективный идеализм) (тема 3.11 с). 4. "Познать нельзя познавать": сущность позиций гностицизма и агностицизма (тема 4.11 с). 5. "Вершина творения", "повелитель природы" или "сбой в программе эволюции" – кто мы, люди? (тема 5.11 с).
Рекомендации по подготовке и проведению "круглого стола" В каждой студенческой учебной группе выбирается организационное ядро (3-5 студентов), которое заблаговременно (не позже чем за шесть недель до завершения семестра) формулирует основную проблематику (центральную тему), примерные вопросы и план заседания круглого стола. Они должны отвечать главной тематике, однако могут при необходимости выходить за ее рамки. Например: – Основные проблемы современной российской философии, как одной из основ правового самосознания членов российского общества; – Российские СМИ как фактор формирования правового мировоззрения граждан России; – Правовые проблемы обеспечения военной безопасности России; – Государство, общество, церковь в России; их общие интересы и противоречия; – Динамика ценностей современного российского общества и роль правовой сферы в их трансформации; – Отношения и противоречия между прошлым и современностью России; – Проблемы формирования мировоззрения современной молодежи России; – Проблема "отцов и детей" в России XXI века; – Проблемы и правовые основания взаимодействия основных социальных групп российского общества и другие. Темы, проблематика, вопросы круглого стола согласуются с преподавателем и утверждаются на собрании группы. Также на заседании группы обсуждается форма и приблизительный регламент проведения круглого стола, назначаются его основные участники. Например, назначаются докладчик (по центральной теме) и содокладчики (3-5 студентов), делающие сообщения по основным вопросам круглого стола; остальным участникам круглого стола (ими должны быть все студенты группы) предлагается готовиться; определятся временные рамки доклада, содоклада, выступлений, повторных выступлений. В другом случае возможно два альтернативных доклада по одной теме, альтернативные содоклады; круглый стол в этом случае будет в большей степени ориентирован на полемику. Еще один возможный вариант заключается в том, что каждый студент группы (каждый участник круглого стола) готовит сообщение по одному из аспектов, раскрывающих содержание основных вопросов, выбранных для обсуждения. Кроме того, возможно приглашения для участия в обсуждении круглого стола представителей общественности, государственных служащих, специалистов, работающих в системе частного предпринимательства, и т.д., имеющих опыт работы в сфере, проблемы которой вынесены на обсуждение круглого стола. Также, обсуждение основной темы круглого стола может пройти в форме деловой или ролевой игры; может быть подготовлена выставка литературы, студенческих работ, изданий СМИ, плакатов, фотографии и т.д. Таким образом, формы проведения круглого стола могут быть самыми различными. Не позже, чем за две недели до проведения круглого стола уточняется степень готовности участников к обсуждению темы, обсуждаемая проблематика, утверждаются окончательный план и регламент круглого стола, другие содержательные и организационные вопросы (например, в отдельных, особо оговариваемых случаях, время и место проведения круглого стола; способ организации выставок; порядок приглашения участников обсуждения, не являющихся студентами группы, и т.д.). Проведение круглого стола должно проходить в рамках запланированного учебным заведением учебно-воспитательного процесса.
Рекомендации по подготовке контрольных заданий (эссе) Эссе по философии – самостоятельная работа, позволяющая студенту попробовать осветить выбранный им самим философский вопрос; другими словами, это возможность зафиксировать свою способность и желание философствовать. Эта работа предполагает, с одной стороны, проявление самостоятельности автора в выборе темы, выстраивании системы обоснования своей точки зрения, выражении элементов мировоззренческой позиции, с другой стороны – демонстрацию знания студентом понятий и категорий по выбранной проблематике (разделу философского знания), его умение пользоваться источниками, убедительно и лаконично рассуждать. Тема работы выбирается студентом по его желанию. Однако она должна носить философский характер, раскрывать наиболее общие принципы, закономерности возникновения, существования, функционирования и развития форм окружающей действительности, природы, общества, познания. Учитывая характер учебного заведения, студентам рекомендуется обратить внимание, прежде всего, на социально-философскую проблематику, на вопросы социальной регуляции, философские основания правовой сферы, ее эволюцию, роль и значение в жизни общества, ее проявления, типологию и т.д. Таким образом, тема работы может носить, во-первых, общефилософский характер, например: – Мир как совокупность различных связей, отношений; – Философские взгляды Конфуция; – Закон единства и борьбы противоположностей в жизни человека (общества, государства, …); – Проблемы понимания, смыслов, творчества; во-вторых, работа может быть посвящена социально-философской проблематике, например: Проблема субстанции в повседневной жизни общества (в деятельности юриста, в мировоззрении каждого человека). – Особенности социальной эволюции современного российского общества; – Отличительные черты структуры общества третьего тысячелетия; – К вопросу о социальной стратификации в современной России; в-третьих, можно посвятить эссе рассмотрению философских основания правовой сферы, например: – Правовые вопросы в социально-философской проблематике философов античности (Средневековья, Возрождения, Нового времени, Просвещения, …); – Особенности правового регулирования общества как важный параметр конкретной социальной системы; – Философия о сущности права; – Философские основания юриспруденции; – Сущность, основные черты и типология социальной регуляции; – Мировоззренческие проблемы развития правовой сферы в современной России. Следует стремиться к тому, чтобы студент сам формулировал тему своей работы. В работе студентам необходимо в лаконичной форме раскрыть основные положения предлагаемой проблемы с использованием источников (работ философов прошлого и современности), периодики (журнал «Вопросы философии», «Российская философская газета» и др.) и справочной литературы, с опорой на примеры из истории философии и современных трактовок данных проблем. Общий объем работы: пять-семь страниц машинописного текста; она выполняется на листах А4 через полтора интервала (шрифт 14). В тексте делаются постраничные сноски, а также, на последнем листе – список использованной литературы (источников). Титульный лист и отдельный лист со списком литературы не делается. На первом листе (в «шапке», справа вверху страницы) указывается кафедра (Философии и социально-гуманитарных дисциплин), дисциплина (Философия); тема, курс, группа, факультет, форма обучения, фамилия, имя и отчество студентов; ниже по центру – тема работы. Эссе необходимо сдать на проверку преподавателю, проводящему групповые занятия, в течение семестра, во время которого студенты изучают философию, но не позже чем за месяц до окончания этого семестра.
Примерная тематика контрольных заданий (эссе) Мир как совокупность различных связей, отношений. Мировоззрение и его исторические типы. Мифология: прошлое и настоящее. Философия и мифология. Философия и религия. Философия и наука. Предмет и структурные элементы философии. Философские идеи индуизма. Философские взгляды Конфуция. Философия Платона о государстве. Этические воззрения Аристотеля. Проблемы права в средневековой философии. Проблемы права в философии Нового времени. Проблемы права в философии Просвещения. Мораль и право в философии И. Канта. Проблемы социальной регуляции в русской философии. Философские идеи фрейдизма. Философские проблемы понимания действительности. Философские проблемы понимания смыслов общественного развития. Философские проблемы творчества. Закон единства и борьбы противоположностей в жизни человека (общества, государства, …). Сущность и отличительные черты человека с точки зрения современной философии, (современной науки, современного искусства, …). Онтология философии социальной регуляции: сущность и содержание. Личность государственного служащего как проблема философии. Сущность философского анализа общественного развития. Особенности социальной эволюции современного российского общества. Отличительные черты структуры общества третьего тысячелетия. К вопросу о социальной стратификации в современной России. Сущность, основные черты и типология социальной регуляции. Философия о сущности права. Философские основания юриспруденции. Общенаучные и философские проблемы права. Особенности правовых проблем в современной России. Взаимодействие философии и права (история и современность). Специфика определения истины в правовой сфере. Правовые вопросы в социально-философской проблематике философов античности (Средневековья, Возрождения, Нового времени, Просвещения, …) Особенности правового регулирования общества как важный параметр конкретной социальной системы. Роль и значение онтологических оснований мировоззрения юриста в его профессиональной деятельности. Мировоззренческие проблемы развития правовой сферы в современной России. Наиболее общие философские методы познания и повседневное функционирование правовой сферы. Роль права в социальной эволюции социальной системы. Соотношение права и юриспруденции. Право как способ преодоления абсурдности бытия. Юриспруденция как развивающаяся система. Проявления самоорганизации в развития сферы права. Закон единства и борьбы противоположностей в становлении юриспруденции современной России. Проблемы развития методологии юриспруденции России. Уровни и виды правового сознания. Функции правового сознания. Философское и научное понимание правовой деятельности. Морально-этические и правовые проблемы развития российской экономики (образования, промышленности, спорта, сферы культуры, науки, …).
Литература 1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 2003. 2. Алексеев П.В. Хрестоматия по философии. М., Проспект, 2005 3. Антология мировой философии: Античность. М., 2001. 4. Антология средневековой мысли. СПб., 2001. 5. Антюшин С.С. Основы философии, М., 2010 6. Ильин В.В. История философии. М., 2003. 7. История русской философии. М., 2002. 8. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991. 9. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., 2003. 10. Спиркин А.Г. Философия: учебник / 3 изд., перер. и доп. – М.:Юрайт, 2011. 11. Торгашев Г.А. Основы философии. М., 2006. 12. Хрестоматия по философия / Под ред. А.А.Радугина. М., 1998. 13. Хрестоматия по философия / Под ред. А.А.Радугина. М., 2001. 14. Философия. Энциклопедический словарь. М., 2004. 15. Философский энциклопедический словарь. М., 2002. Дополнительная: 1. Алексеев П.В. История философии. М., Проспект 2005 2. Антисери Дж., Реале Д. Западная философия от истоков до наших дней. М., Петрополис, 2003 3. Асмус В.Ф. Античная философия. М., Высшая школа, 2003 4. Басов Р.А. История древнегреческой философии от Фалеса до Аристотеля. М., 2002. 5. Борисов С.В. Основы философии: учебное пособие. 1-е изд. – М.: Флинат: Наука, 2010. – 424 с. 6. Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. Т.1. От Возрождения до Просвещения. М., 2000. 7. Горелов А.А. Основы философии: учебник для студентов средних и профессиональных заведений. – М.: Академия ИЦ, 2010. – 256 с. 8. Звиревич В.Т. Философия древнего мира и средних веков. М., 2002. 9. Зеньковский В.В. История русской философии. Ростов-на-Дону, Феникс, 2004. 10. Зотов А.Ф. Современная западная философия. М., 2001. 11. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия. М., Высшая школа. 2003. 12. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Пути разума. М., 2000. 13. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., Центр, 2004 14. Рассел Б. История западной философии. М, 2003 15. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. М., Владос, 2003ю 16. Словарь философских терминов. М., 2004. 17. Современная западная философия. Словарь. М., 2000. 18. Современная картина мира. Формирование новой парадигмы. М.,2001. 19. Философия / Под ред. В.И. Кириллова. М., 2002. 20. Философия / Под ред. В.П. Кохановского. Ростов-н/Д., 2004. 21. Философия / Под ред. В.Н. Лавриненко. М., 2002. 22. Философия науки и техники. Степин В.С. и др. М., 2006. 23. Журнал «Вопросы философии» 24. Журнал «Философские науки» 25. Журнал «Общественные науки и современность»
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |