КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Планы семинарских занятий. Раздел I. Предмет философии и ее роль в жизни общества
Раздел I. Предмет философии и ее роль в жизни общества Тема 1.11.с Философия и мировоззрение Основные категории и понятия по теме: "мировоззрение", "миф", "мифологическое мировоззрение", "религия", "религиозное мировоззрение", "материализм", "идеализм", "гностицизм", "агностицизм", "диалектика", "метафизика", "монизм", дуализм", "плюрализм". Вопросы и задания для подготовки к занятию: 1. Сравните понятия "миф", "мифология", мифологическое мировоззрение"; "вера", "религия", "религиозное мировоззрение". 2. Как соотносится философия с мировоззрением, наукой, религией, искусством, правом, обыденным сознанием? 3.Чем обусловлено появление различных типов философского мировоззрения? 4. Назовите важнейшие (основные) вопросы (проблемы) философии. Вопросы для обсуждения: 1. Исторические формы мировоззрения (общее и особенное)
Фиксированное выступление: Философия как мировоззрение, творчество, образ жизни, наука. Литература: Основная: Торгашев Г.А. Основы философии. М., 2007. – С.4-40. Антюшин С.С. Основы философии, М., 2010. – С. 7-19. Степин В.С. Наука и философия // Вопросы философии, 2010, №8. С. 58-75. Гуссейнов А.А. философия между наукой м религией // Вопросы философии, 2010, №8. С. 4-10. Липский Б.И Что такое философия? Глава 1. Начала философии, § 2. Миф и философия // Философские науки, 2010, №7, С. 137-145. Философский энциклопедический словарь. М., 2002. Дополнительная: Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., 2003. Философский энциклопедический словарь. М., 2002. Липский Б.И Что такое философия? Глава 2. Философское отношение к миру, §4. Предмет философского знания // Философские науки, 2010, №7, С. 126-135. Ойзерман. О смысле вопроса что такое философия.– Вопросы философии, 1968, №11 / http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=249&Itemid=55.
Тема 1.12.с Объект, и предмет философии, ее место в системе человеческих знаний Основные категории и понятия по теме: "объект философии", "предмет философии", "субъект", "философия", "философская категория", "онтология", "гносеология", логика", "аксиология", "социальная философия", "философская антропология", "философия права", "этика", "эстетика", "философия науки", "история философии", "просвещение" "методология", "телеология", "ценность". Вопросы для подготовки к занятию: 1. В чем различие между объектом и предметом философии? 2. Сформулируйте определение предмета основных разделов философского знания: онтологии, гносеологии и других. 3. Сравните функции и средства отражения мира философии, религии, искусства, науки, права, обыденного сознания 4. Какой может быть роль философии в повседневной жизни человека, в развитии правовых основ общества? Вопросы для обсуждения: 1. Объект и предмет философии. 2. Структура философского знания 3. Основные функции философии в познавательной деятельности. 4. Философия в жизни общества: возможные аспекты проявления. 5. Философская мысль как квинтэссенция конкретно-исторической определенности общественного сознания. Фиксированные выступления: Отличие философии от других форм познания действительности. Место и роль философии в социальной регуляции. Литература: Основная: Торгашев Г.А. Основы философии. М., 2007. – С.4-40. Антюшин С.С. Основы философии, М., 2010. – С.20-49. Хрестоматия по философия / Под ред. А.А.Радугина. М., 2001. – С. 15-33. Хрестоматия по философия / Под ред. А.А.Радугина. М., 1998. – С. 15-33. Философский энциклопедический словарь. М., 2002. Дополнительная: Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., 2003. Лекторский В.А. Философия, общество знания и перспективы человека // Вопросы философии, 2010, №8. С. 30-34. Раздел II. История философии Тема 2.11.с Философский космоцентризм; философия Древней Индии, Древнего Китая, Древней Греции и Рима. Основные категории и понятия по теме: "веды", "упанишады", "рита", "брахма-космос", "карма", "дао", "дэ", "ян", "инь", "первооснова", "апейрон", "атом", "апория", "майевтика". Вопросы для подготовки к занятию: 1. Что общего между философиями Древней Индии, Древнего Китая, Древней Греции? 2. Каковы основания философии Древнего мира (экономические, политические, мировоззренческие, духовные)? 3. Какова возможна типология философии Древней Индии? 4. Каковы основные проблемы древнекитайской философии? 5. Приведите примеры периодизации античной философии? Вопросы для обсуждения: 1. Причины возникновения философского знания в Древнем мире. 2. Философия Древней Индии 3. Философия Древнего Китая. 4. Философия Древней Греции. Фиксированные выступления: Платон об обществе. Дуализм Аристотеля. Литература: Основная: Торгашев Г.А. Основы философии. М., 2006. – С. 25-59. Антюшин С.С. Основы философии, М., 2010. – С. 50-77. Хрестоматия по философия / Под ред. А.А.Радугина. М., 2001. – С. 66-89. Хрестоматия по философия / Под ред. А.А.Радугина. М., 1998. – С. 68-92. Философский энциклопедический словарь. М., 2002. Яковлев В.А. Философия творчества в диалогах Платона.– Вопросы философии, 2003, №6. – С.142-154. Дополнительная: Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., 2003. КрушинскийА.А. Стиль мышления древнего Китая: логико-методологический аспект"?. – Вопросы философии, 2009, №1. С.104-108. Месяц С. Трактат Аристотеля "О памяти и припоминании" // Вопросы философии, 2004, №7. С. 157-160. Плутарх Херонейский Хорошо ли изречение "Живи неприметно"?. – Вопросы философии, 2010, №12. С. 157-163. Флоренский П.А. Личность Сократа и лицо Сократа // Вопросы философии, 2003, № 8. – С.123-131. Тема 2.12.с Трансформация теоцентризма в антропоцентризм (философия Средних веков и Возрождения) Основные категории и понятия по теме: "апология", "патристика", "схоластика", "универсалии", "реалисты", "номиналисты", "супранатурализм", "проведенциализм", "эсхатология", "ревеляционизм", "креационизм", "калам", "суфизм", "исихазм", "гуманизм", "утопия", "натурфилософия", "гелиоцентризм". Вопросы для подготовки к занятию: 1. Что явилось основанием средневековой философии? 2. Как философия Средних веков соотносятся с платонизмом и аристотелизмом? 3. Чем обусловлена периодизация средневековой философии в Европе? 4. Что такое универсалии? 5. Как соотносятся между собой философские воззрения Средних веков и Возрождения? 6. Каковы причины формирования антропоцентризма? 7. Какие философские проблемы выходят на первый план в эпоху Возрождения? 8. Какие проблемы возникали в ходе формирования нового (условно –"нетеологического", "гелицентричного") мировоззрения и каково его значение для развития общества? Вопросы для обсуждения: 1. Основные черты философии Средних веков. 2. Первостепенные цели Апологетики. 3. О соотношении веры и разума в философской мысли Средневековья. 4. Спор об универсалиях; средневековый реализм и номинализм. 5. Изменение мировоззрения в эпоху Возрождения. 6. Натурфилосфия Н.Кузанского, Д.Бруно. Фиксированные выступления: Августин Аврелий Блаженный о "двух градах". Философские взгляды Фомы Аквинского. Социально-исторический подвиг Д.Бруно. Литература: Основная: Торгашев Г.А. Основы философии. М., 2007. – С 60-78. Антюшин С.С. Основы философии, М., 2010. – С. 78-98. Хрестоматия по философия / Под ред. А.А.Радугина. М., 1998. – С. 93-118. Хрестоматия по философия / Под ред. А.А.Радугина. М., 2001. – С. 90-114. Философский энциклопедический словарь. М., 2002. Дополнительная: Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., 2003. Хвостова К.В. Развитие правовых понятий в эпоху Средних веков (методологический и конкретно-исторический аспекты проблемы) // Вопросы философии, 2004, №1.– С. 128-138. Паршин А.Н. Средневековая космология и проблема времени // Вопросы философии, 2004, №12. – С. 70-88. Девятова В., Купцов В.И Судьба учения Н. Коперника // Вопросы философии, 2011, №1. – С.83-97. Тема 2.13.с Поиск объективной истины (философия Нового времени) Основные категории и понятия по теме: "гносеология", "эмпиризм", "рационализм Нового времени", "врожденные идеи", "сенсуализм", "деизм", "пантеизм", "первичные и вторичные качества", "чистая доска (tabula rasa)", "общественный договор", "свобода", "монада", "просвещение", "географический детерминизм". Вопросы для подготовки к занятию: 1. В чем основное отличие философии Нового времени от прежних этапов развития философской мысли? 2. Каковы составные части эмпирического метода Ф.Бэкона? 3. Что такое врожденные идеи в концепции Р.Декарта? 4. Что считают источником знаний Ф.Бэкон, Р.Декарт? 5. Кого из известных философов XVII века можно назвать материалистом; кого –идеалистом (объективным или субъективным)? 6. Каково содержание категории "свобода" в философской системе Б.Спинозы. 7. Как трактуется пространство и время в философской системе Г.Лейбница? 8. Каковы практические результаты творческой деятельности просветителей? 9. Материалистические взгляды философов XVIII века. Вопросы для обсуждения: 1. Основные черты философии Нового времени. 2. Эмпиризм Ф.Бэкона. 3. Рационализм Р.Декарта. 4. Эволюция и взаимоотношение эмпиризма и рационализма в XVII веке. 5. Социально-философские взгляды мыслителей Нового времени. 6. Философия просвещения; от деизма к материализму. Фиксированные выступления: Трансформация эмпиризма: от Ф.Бэкона до Д.Юма. Противоречия философии Р.Декарта. Жизнь и философия Б.Спинозы. Литература: Основная: Торгашев Г.А. Основы философии. М., 2007. – С. 79-95. Антюшин С.С. Основы философии, М., 2010. – С. 99-119. Хрестоматия по философия / Под ред. А.А.Радугина. М., 1998. – С. 119-140. Хрестоматия по философия / Под ред. А.А.Радугина. М., 2001. – С. 115-140. Философский энциклопедический словарь. М., 2002. Дополнительная: Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., 2003. Чуприкова Н.И. На пути к материалистическому решению психофизической проблемы. От дуализма Декарта к монизму Спинозы // Вопросы философии, 2010, №10. С. 110-121. Ойзерман Т.И. Плодотворная противоречивость философско-исторических и общественно-политических воззрений (Социальная философии Жан-Жака Руссо) // Вопросы философии, 2009, №5. С. 133-149. Касавин И.Т. Дэвид Юм. Парадоксы познания // Вопросы философии, 2011, № 3. С.157-171. Микешин М.И. Социальная философия Давида Юма // Вопросы философии, 2003, №8. – С. 132-146.
Тема 2.21.с Немецкая классическая философия Основные категории и понятия по теме: "вещь-в-себе", "вешь-для-нас", "аналитические и синтетические суждения", "понятия о безусловном", "категорический императив", "наукоучение", "потенциирование", "абсолют", "абсолютное сознание", "абсолютная идея", "хитрость мирового разума", "диалектика", "материалистическая антропология", Вопросы для подготовки к занятию: 1. В чем отличие докритического и критического периодов в творчестве И.Канта? 2. В чем сущность и научно-историческое значение гипотезы Канта-Лапласа? 3. Каковы необходимые условия познания по И.Канту? 4. Что общего и в чем отличие "вещи-в-себе" и "вещи-для-нас"? 5. Охарактеризуйте познавательные уровни сознания (И.Кант)? 6. Какие основные типы суждений выделял И.Кант? 7. В чем заключается основное содержание этики И.Канта? 8. На каком этапе развития Абсолютного сознания возникает сознание человека в диалектике И.Фихте? 9. Как понимается свобода у И.Фихте? 10. Каков механизм возникновения природы по Ф.Шллингу? 11. Какова роль сознательное и бессознательное в формирования человека (Ф.Шеллинг)? 12. "Тезис", "антитезис", "синтез" как основные элементы диалектики Г.Гегеля. 13. Тождественность и различие "абсолютной идеи", "природы", "духа" (Г.Гегель). 14. Как трактуется Г.Гегелем исторический процесс? 15. Соотношение Бога и человека в философии Л.Фейербаха. Вопросы для обсуждения: 1. Особенности немецкой классической философии. 2. Система познавательного процесса и ее элементы по И.Канту. 3. "Звездное небо над головой и моральный закон в сердце" (этика И.Канта). 4. Субъективно-идеалистическая философия И.Фихте. 5. От бессознательного духа к осознающему себя и мир человеку (Ф.Шеллинг). 6. Объективный диалектический идеализм Г.Гегеля. 7. Материализм Л.Фейербаха как закономерный результат развития философской мысли. Фиксированные выступления: Пробуждение от "догматической спячки" (значение критической философии И.Канта); Философская система Г.Гегеля: вершина классической философии или предпосылка мировоззренческого кризиса. Литература: Основная: Торгашев Г.А. Основы философии. М., 2007. – С. 96-110. Антюшин С.С. Основы философии, М., 2010. – С. 120-138. Хрестоматия по философия / Под ред. А.А.Радугина. М., 1998. – С. 147-169. Хрестоматия по философия / Под ред. А.А.Радугина. М., 2001. – С. 141-160. Философский энциклопедический словарь. М., 2002. Дополнительная: Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., 2003. Гайденко П.П. Проблема времени у Канта: время как априорная форма чувственности и вневременность вещей в себе // Вопросы философии, 2003, № 9. Грязнов А.Ю. Абсолютное пространство как идея чистого разума // Вопросы философии, 2004, № 2. – С. 127-147. Круглов А.Н. И.Г.Фихте и Берлинская академия наук // Вопросы философии, 2004, №8. С. 145-153. Самарская Е.А. Маркс, Гегель и коммунизм // Вопросы философии, 2004, №8. С. 70-81. Дубровский Д.И. Проблема добродетельного обмана. Кант и современность. – Вопросы философии, 2010, №1. – С. 16-32. Тема 2.22.с Рационализм и иррационализм 19-20 вв. Основные категории и понятия по теме: "диалектический и исторический материализм", "общественно-экономическая формация", "движущая сила истории", "польза", "парадигма", "научная революция", "воля к жизни", "воля к власти", "сверхчеловек", метод "вживания", "герменевтический круг", "психоанализ", "бессознательное", "экзистенция", "бытие-в-мире", "осевое время". Вопросы для подготовки к занятию: 1. Каковы социально-исторические условия становления западной философии XIX в.? 2. Каковы основные черты философии XIX-XX вв. 3. Какова структура марксистской философии, и ее отличия от других философских школ? 4. В чем заключается основной вопрос философии (марксистский, экзистенциальный, позитивистский подходы)? 5. Насколько объективно формационный подход отражает социальную эволюцию? 6. В чем заключается сущность позитивизма? 7. Каковы особенности каждого из этапов развития позитивизма? 8. В чем отличия философии Ф.Ницше от концепции А.Шопенгауэра? 9. Основное содержание феноменологии? 10. Каковы главные вопросы экзистенциализма? 11. В чем практическая значимость герменевтики? 12. В чем заключается философский аспект фрейдизма? Вопросы для обсуждения: 1. Философия XIX века – кризис сознания или прорыв к интеллектуальной свободе? 2. Противоречия и основания различных мировоззренческих и методологических подходов философии XIX века. 3. Проблематика и продуктивные идеи диалектического материализма. 4. Противоречия, классы и социальный прогресс в марксизме. 5. Основные черты и значение позитивизма. 6. Философский бунт Ницше. 7. Формы философского иррационализма XIX-XX вв. (экзистенциализм, феноменология, герменевтика, неотомизм). Фиксированные выступления: Марксистская философия: глубоко аргументированная теория, как основание противоречивой практики; От "восстания масс" к "восстанию элит" (социально-этические учения ХХ века). Литература: Основная: Торгашев Г.А. Основы философии. М., 2007. С. – 111-127. Антюшин С.С. Основы философии, М., 2010. С. – 139-167. Хрестоматия по философия / Под ред. А.А.Радугина. М., 1998. – С. 288-331. Хрестоматия по философия / Под ред. А.А.Радугина. М., 2001. – С. 161-172. Философский энциклопедический словарь. М., 2002. Дополнительная: Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., 2003. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии. Пантин И.К. Марксизм: историческое самопознание // Вопросы философии, 2009, № 7. С. 12-24. Визгин В.П. Анри Бергсон и экзистенциальная мысль (о книге И.И. Блауберг "Анри Бергсон") // Вопросы философии, 2004, № 10. – С. 157-165. Драгунская Л.С. Переживание, рациональность и континуум К специфике фрейдовского дискурса // Вопросы философии, 2004, № 10. С. 136-144. Мюрберг И.И. - Карл Поппер, свобода и дискурс «политического» // Вопросы философии, 2010, №11. С. 25-36. Мюрберг И.И. Ф. Ницше о современном человеке в пространстве политического // Вопросы философии, 2009, № 5. С. 47-60. Пирожкова В. Проблема научного предвидения в философии К. Поппера // Вопросы философии, 2010, № 6. С.160-176. Семенов В.С. Забытый Маркс: о революции, социализме, человеке // Вопросы философии, 2009, № 6. С. 33-46.
Тема 2.31.с Особенности и значение русской философии. Основные категории и понятия по теме: "онтологизм" (русской философии), "исихазм", "иосифляне", "нестяжатели", "Москва – третий Рим", "макрокосм", "микрокосм", "символическая реальность", "великое Все", "славянофилы", "западники", "крестьянский социализм", принцип "разумного эгоизма", "космизм", "всеединство", "соборность", "софия" и "софиология", "тектология", "ноосфера", "непротивление злу насилием", "культурно-исторический тип", "экологический императив". Вопросы для подготовки к занятию: 1. Каковы источники становления и развития русской философии? 2. В чем заключаются особенности русской философии? 3. Какова специфика периодизации русской философии? 4. Какие философские вопросы поднимаются русскими мыслителями в период становления философского мировоззрения (в период средневековой Руси)? 5. В чем отличие позиций иосифлян и нестяжателей, есть ли позитивный аспект в их противостоянии? 6. Оцените степень объективности и важности концепции "Москва – третий Рим"? 7. Каковы особенности российского просвещения? 8. Из каких трех основных компонентов состоит бытие в концепции Г.С.Сковороды; что общего в этих компонентах, что их отличает друг от друга? 9. П.Я.Чадаев – патриот или духовный конформист? 10. Каково культурно-историческое значение дискуссии славянофилов и западников? 11. Какова специфика различных материалистических подходов в русской философии конца XIX- начала XX вв.? 12. Раскройте значение основных понятий русской религиозной философии. 13. Каковы основные достижения и проблемы советской философии; русской зарубежной философии ХХ века? 14. Каково соотношение современного этапа развития России и ее философской мысли. Вопросы для обсуждения: 1. Источники и особенности развития русской философии. 2. Противостояние славянофилов и западников как элемент самоидентификации российского сознания XIX века. 3. Выбор пути России: "традиционность", "жертвенность", "красота", "социальная активность", … (плюрализм философских позиций на рубеже XIX-XX вв.) 4. Черты и идеи русского космизма; учение о ноосфере. 5. Развитие Россия ХХ столетия: естественный эволюционный процесс или результаты социального насилия. Фиксированные выступления: Наиболее яркие компоненты философской проблематики допетровской Руси; Оригинальные идеи русских философов и их вклад в развитие мировой философии: Н.Я.Данилевский, Н.А.Бердяев, А.А.Богданов, В.И.Вернадский. Проблемы философии современной России. Литература: Основная: Торгашев Г.А. Основы философии. М., 2007. – С. 128-145. Антюшин С.С. Основы философии, М., 2010. – С. 168-203. Хрестоматия по философия / Под ред. А.А.Радугина. М., 1998. – С. 182-210. Хрестоматия по философия / Под ред. А.А.Радугина. М., 2001. – С. 173-199. Философский энциклопедический словарь. М., 2002. Дополнительная: Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., 2003. Богданов А.А. К тектологическому преобразованию наук (предисловие к публикации В.С. Клебанера и А.П. Огурцова, примечания В.С. Клебанера) // Вопросы философии, 2003, № 1. – С. 111-134. Бонецкая Н. К. Апофеоз творчества (Н. Бердяев и Ф. Ницше) // Вопросы философии, 2009, № 4. С. 85-106. Гурвич-Лищинер С.Д. "Я его формировал:": о творческих связях философской прозы Герцена и Чаадаева // Вопросы философии, 2003, № 11. – С. 93-111. Евлампиев И.И. Жизненная драма Владимира Соловьева // Вопросы философии, 2011, № 2, С. 127-138. Ермичев А.А. Русская философия сегодня (идеи и направления). Материалы этико-философского семинара им. Андрея Платонова, г. Воронеж, 12-13 мая 2008 г....1 (русская философия) // Вопросы философии, 2010, № 1 С. 181-186. Кацапова И.А Русская школа права: П.И. Новгородцев о необходимости этико-нормативного анализа права // Вопросы философии, 2003, № 4. – С. 152-162. Кедров Б.М. О слове едином // Вопросы философии, 2004, № 1. – С. 77 - 96. Павлов А.Т. Было ли в России в начале XX века религиозно-философское возрождение? // Вопросы философии, 2004, № 9. – С. 163-169. Пантин И.К. Социалистическая идея: Герцен versus Маркс // Вопросы философии, 2010, №12. С. 69-75. Симаков К.В. Концепция реального времени-дления В.И. Вернадского // Вопросы философии, 2003, № 4. – С. 88-100. Любутин К.Н. Российские версии философии марксизма: Александр Богданов// Вопросы философии, 2003, № 9. – С.76-91. "Я восхищен яркостью и оригинальностью его суждений". Из переписки И.Р. Пригожина и А.И. Петрухина по поводу книги Н.Н. Моисеева "Быть или не быть: человечеству" Вопросы философии, 2003, № 1. С. 102-104. Материалы о Б.М.Кедрове // Вопросы философии, 2004, №1. – С. 3-76. Материалы о Э.В.Ильенкове // Вопросы философии, 2004, №3. – С. 56-110.
Раздел III. Проблемы бытия и сознания в философии Тема 3.11с Проблемы бытия; материя и формы ее проявления Основные категории и понятия по теме: "бытие", "космос", "вселенная", "универсум", "природа", "реальность", "действительность", "субстанция", "материальное бытие", "духовное бытие", "социальное бытие", "небытие", "антимир", "материя", "вещество", "поле", "пространство", "время", "жизнь", "социум". Вопросы для подготовки к занятию: 1. Проблемы онтологии. 2. Назовите основные категории онтологии? 3. В чем сложность определения таких понятий как "бытие", "материя", "вечность"? 4. Как может проявляться бытие; возможна ли типология бытия? 5. Как решалась проблемы соотношения бытия и небытия на различных этапах становления (различными школами) философии? 6. Раскройте содержание понятий "мир", "действительность", "реальность", "природа", "материя", "бытие"; сопоставьте эти понятия между собой. 7. Какие Вы знаете подходы к осмыслению материи, в чем их основные смыслы, чем они отличаются друг от друга? 8. Возможно ли выделить виды материи, если да – по каким основаниям, если нет – почему? 9. Что такое атрибутивные формы материи? 10. Чем отличаются друг от друга различные агрегатные состояния вещества? 11. Какие виды полей Вам известны? 12. Каковы основные признаки живого (живой материи)? Вопросы для обсуждения: 1. Понятие и понимание бытия в истории философии. 2. Важность выбора онтологических оснований своей мировоззренческой позиции для юриста. 3. Основные подходы к объяснению материи (материализм, позитивизм, теология, субъективный идеализм). 4. Виды и формы проявления материи. 5. Неживое, живое, социальное: критерии демаркации.
Фиксированные выступления: "С чего начинать": "бытие", "материя", "абсолют", "индивидуальное сознание", "слово"? Эволюция осмысления времени и пространства в истории философии. Литература: Основная: Торгашев Г.А. Основы философии. М., 2007. С.146-160. Антюшин С.С. Основы философии, М., 2010. С. 204-231. Хрестоматия по философия / Под ред. А.А.Радугина. М., 1998. – С. 211-240. Хрестоматия по философия / Под ред. А.А.Радугина. М., 2001. – С. 200-228. Философский энциклопедический словарь. М., 2002. Дополнительная: Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., 2003. Гайденко П.П. Проблема времени у Канта: время как априорная форма чувственности и вневременность вещей в себе // Вопросы философии, 2003, № 9. – С. 134-165. Гайденко П.П. Трансформация кантовской теории времени в наукоучении Фихте Время как продуктивная способность воображения – Вопросы философии, 2004, №1. – С. 137-146. Грязнов А.Ю. Абсолютное пространство как идея чистого разума // Вопросы философии, 2004, № 2. – С. 127-147. Липский Б.И Что такое философия? Глава 3, §5. Жить и быть // Философские науки, 2010, №8, С. 140-147.
Тема 3.12с Философия о происхождении и сущности сознания Основные категории и понятия по теме: "отражение", "чувствительность", "психика", "сознание", "ощущение", "восприятие", "представление", "мышление", "язык", "память", "абстрактное мышление", "понятие", "суждение", "умозаключение", "эмоции", "воля", "любовь", "дружба", "ответственность", "решительность", "интуиция", "воображение", "творчество", "интеллект". Вопросы для подготовки к занятию: 1. Что такое сознание? 2. Как соотносятся понятия "сознание" и "мышление"? 3. Какая из известных концепций возникновения сознания, на Ваш взгляд, наиболее точно отражает реальность? Почему? 4. В чем сущность теории отражения? 5. Формы чувственного отражения действительности? 6. Раскройте содержание понятий "сознание", "мышление", "познание", "подсознание", "индивидуальное сознание", "коллективное сознание", "общественное сознание"; сопоставьте эти понятия между собой. 7. Какова структура сознания? 8. Как соотносится абстрактное мышление и эмоции? 9. Какое место в общественном сознании занимает идеология? Вопросы для обсуждения: 1. Сознание как высшая форма отражения в природе. 2. Сущность сознания. 3. Сознание как способ отношения человека к миру и к себе. 4. Уровни и виды сознания. 5. Основные функции сознания. 6. Проблемы понимания, смыслов, творчества. Фиксированные выступления: Основные концепции происхождения сознания. Проблема искусственного интеллекта. Литература: Основная: Торгашев Г.А. Основы философии. М., 2007. – С. 161-178. Антюшин С.С. Основы философии, М., 2010. – С. 280-294. Философский энциклопедический словарь. М., 2002. Дополнительная: Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., 2003. Дубровский Д.И. Новое открытие сознания? (По поводу книги Джона Серла "Открывая сознание заново") // Вопросы философии, 2003, № 7. С. 92-112. Иванов Д.В. Сознание как объект метафизических исследований // Вопросы философии, 2009, № 2, С.86-96. Маркова Л.А. Физика мозга и мышление человека // Вопросы философии, 2010, № 3, С.161-171. Петренко В.Ф. К проблеме психологии сознания // Вопросы философии, 2010, № 11, С.57-74. Кузнецова Т.В. З.М.Оруджев. Способ мышления эпохи. Философия прошлого. Природа человека и смысл истории // Вопросы философии, 2010, № 3, – С.185-187. Липский Б.И. Что такое философия? Глава 2. Философское отношение к миру, § 3. Сочувствие и понимание // Философские науки, 2010, №7, – С. 119-126.
Тема 3.21 с Принципы, законы и категории диалектики Основные категории и понятия по теме: "изменения", "отношения", "движение", "развитие", "прогресс", "регресс", "эволюция", "революция", "принцип", "противоположности", "противоречия", "количество", "качество", "мера", "единичное", "общее", "особенное", "возможность", "причина", "следствие", "случайность", "закономерность". Вопросы для подготовки к занятию: 1. Мир статичен или подвижен? 2. Сопоставьте понятия "изменение", "движение", "развитие", "прогресс", "регресс", "эволюция", "революция"? 3. В чем заключается относительность покоя и абсолютность движения? 4. Какие значения имеют понятия "диалектика", "метафизика"? 5. Какие законы Вам известны? Предложите возможные способы классификации законов. 6. Что такое "закон природы"? 7. В чем заключается источник развития? 8. Каков механизм развития объектов действительности? 9. В каком направлении идет развитие? 10. Назовите основные принципы, законы и категории диалектики. Вопросы для обсуждения: 1. Закономерность процессов природы. 2. Мир как совокупность различных связей. 3. Закон единства и борьбы противоположностей. 4. Закон перехода количественных изменений в качественные. 5. Закон отрицания отрицания. 6. Важность понимания категорий диалектики. Фиксированные выступления: Движение как фундаментальное свойство окружающей действительности. Законы диалектики, как всеобщие законы бытия. Литература: Основная: Торгашев Г.А. Основы философии. М., 2007. – С. 179-198. Антюшин С.С. Основы философии, М., 2010. – С. 233-247. Хрестоматия по философия / Под ред. А.А.Радугина. М., 2001. – С. 205-220. Философский энциклопедический словарь. М., 2002. Дополнительная: Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., 2003. Мамчур Е.А., Чайковский Ю.В. О природе случайности // Вопросы философии, 2003, №2. – С. 185-187. Тема 3.22 с Системы как форма организации бытия Основные категории и понятия по теме: "сложность", "организация", "целостность", "функциональная зависимость", "эмерджентность", "элемент", "компонент", "отношение", "хаос", "порядок", "устойчивость", "стабильность", "неравновесность", "флуктуация", "бифуркация", "энтропия", "самоорганизация". Вопросы для подготовки к занятию: 1. В чем заключается сложность мира? 2. Что можно считать системой в природе? 3. В чем главное свойство системы? 4. Что такое структура? 5. Элемент и компонент: в чем они сходны и чем отличаются? 6. Как соотносятся система и подсистема?. 7. Какими системы бывают? 8. Приведите примеры иерархии с систем в живой и неживой природе, в обществе? 9. Что такое самоорганизация? 10. Как соотносятся хаос и порядок? 11. Покажите на примерах из жизни и развития общества, что такое "бифуркация", "энтропия". Вопросы для обсуждения: 1. Сущность и признаки системы. 2. Структура системы. 3. Мир как иерархия систем 4. Самоорганизация как механизм развития природы. 5. Поливариантность развития систем. 6. Диалектическая взаимообусловленность устойчивости и изменчивости в природе и обществе. Фиксированные выступления: Основные подходы к пониманию системности мира. Наиболее известные концепции самоорганизации. Литература: Основная: Торгашев Г.А. Основы философии. М., 2007. С. 179-198. Антюшин С.С. Основы философии, М., 2010. С. 248-261. Философский энциклопедический словарь. М., 2002. Дополнительная: Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., 2003. Губарев В.В. Наука ли синергетика? // Вопросы философии, 2009, № 10, С.159-165. Дрюк М.А. Синергетика позитивное знание и философский импрессионизм // Вопросы философии, 2003, № 10. – С. 102-113. Князева Е.Н. Как возможно мышление о сложном и управление сложностью // Вопросы философии, 2010, № 10, С.81-83. Майнцер К. Вызовы сложности в XXI веке. Междисциплинарное введение // Вопросы философии, 2010, № 10, С.84-98.
Тема 4.11.с Истина и ее критерии; подходы и решения Основные категории и понятия по теме: "гносеология", "познание", "сенсуализм", "интуиция", "знание", "субъект", "объект", "истина", "заблуждение", "ложь", "критерий истины", "практика". Вопросы для подготовки к занятию: 1. Познание – способ или образ жизни человека? 2. Какие виды познавательной деятельности Вы знаете? 3. Что является главным результатом познания? 4. Какова структура познавательной деятельности? 5. Сущность рационального и иррационального познания? 6. Как соотносятся понятия "знание" и "истина"? 7. Какова связь между знаниями и умениями, знаниями и возможностями? 8. Как можно назвать неистинное знание? 9. Нужен ли истине критерий? 10. Что такое практика? Вопросы для обсуждения:
Фиксированные выступления: Проблемы гносеологии в истории философии. Соотношение познания, свободы и этики в деятельности юриста. Литература: Основная: Торгашев Г.А. Основы философии. М., 2007. – С. 197-212. Антюшин С.С. Основы философии, М., 2010. – С. 294-311. Хрестоматия по философия / Под ред. А.А.Радугина. М., 1998. – С. 281-320. Хрестоматия по философия / Под ред. А.А.Радугина. М., 2001. – С. 268-301. Философский энциклопедический словарь. М., 2002. Дополнительная: Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., 2003. Смирнова Е.Д. О чем говорят парадоксы: их роль в познавательной деятельности // Вопросы философии, 2010, № 6, С. 55-66. Ильин В.Н. Основная проблема теории познания // Вопросы философии, 2009, №7, С. 123-134. Медушевский А.Н. Когнитивно-информационная теория как новая философская парадигма гуманитарного познания // Вопросы философии, 2009, № 10, С. 70-92. Оруджев З.М. К вопросу о возникновении человеческого разума // Вопросы философии, 2009, № 12, С. 68-79.
Тема 4.12.с Современные проблемы научного познания Основные категории и понятия по теме: "задача", "проблема", "объект научного познания", "предмет научного познания", "факт", "знание", "гипотеза", "теория", "метод", "методика", "методология", "модель", "прогноз", "ученый", "научное сообщество", "научная революция", "методы правовой деятельности". Вопросы для подготовки к занятию: 1. Отличительные черты научного познания? 2. Что может быть объектом, а что – предметом научного познания? Каковы объект и предмет юридической науки? 3. Что такое знание? 4. Каковы основные формы научного познания? 5. Сопоставьте задачу и проблему как форму научного познания? 6. Есть ли отличие метода от способа? 7. Когда возникло научное знание, когда возникла наука, как социальный институт? 8. В чем заключается научная революция? 9. В чем смысл правового научного знания? Вопросы для обсуждения:
Фиксированные выступления: Генезис науки как социального института. Роль научного познания в жизни современного общества. Литература: Основная: Торгашев Г.А. Основы философии. М., 2007. – С. 213-229. Антюшин С.С. Основы философии, М., 2010. – С. 352-355. Хрестоматия по философия / Под ред. А.А.Радугина. М., 1998. – С. 321-331. Хрестоматия по философия / Под ред. А.А.Радугина. М., 2001. – С. 302-317. Философский энциклопедический словарь. М., 2002. Дополнительная: Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., 2003. Волков А.В. Лаборатория как место и форма научно-познавательной деятельности // Вопросы философии, 2010, № 6, С. 80-88. Мамчур Е.А Идеалы единства и простоты в современном научном познании // Вопросы философии, 2003, №12. – С. 100-112. Карпов А.О. Научное познание и системогенез современной школы // Вопросы философии, 2003, № 6. – С. 37-53. Раздел V. Философия о человеке и обществе Тема 5.11 с Человек, индивид, личность Основные категории и понятия по теме: "антропология", "человек", "индивид", "личность", "деятельность", "труд", "рефлексия", "речь", "язык", "смысл жизни", "рассудок", "разум", "потребность", "интерес", "ценность", "свобода. Вопросы для подготовки к занятию: 1. Что Вы думаете о происхождении человека? 2. Если человек результат эволюционных процессов живой природы, когда он появился? 3. Как трактовался человек в разные эпохи, разными школами философии? 4. Что означал возглас Диогена "…ищу человека…"? 5. Назовите отличительные черты человека? 6. Сопоставьте понятия "активность", "деятельность", "труд"? 7. Общение, игра, переживания – в какой степени они являются особенностями человека? 8. Предложите типологию потребностей? 9. Какую роль в жизни человека играют интересы, цели, ценности? 10. Что такое свобода для человека? Вопросы для обсуждения:
Фиксированные выступления: Многообразие взглядов на происхождение человека. Свобода человека – дар, бремя, завоевание или необходимость. Литература: Основная: Торгашев Г.А. Основы философии. М., 2006. – С. 230-242. Антюшин С.С. Основы философии, М., 2010. – С. 262-279. Хрестоматия по философия / Под ред. А.А.Радугина. М., 1998. – С. 241-280. Хрестоматия по философия / Под ред. А.А.Радугина. М., 2001. – С. 229-267. Философский энциклопедический словарь. М., 2002. Дополнительная: Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., 2003. Бэкхерст Д. Еще раз о «Загадке человеческого я».. // Вопросы философии, 2010, № 8, С. 88-96. Гаджиев К.С. Этюды о тоске человека по вечности // Вопросы философии, 2009, № 3, С. 3-18. Гуревич П.С. Феномен деантропологизации человека // Вопросы философии, 2009, № 3, С. 19-31. Труфанова Е.О. Человек в лабиринте идентичностей // Вопросы философии, 2010, № 2, С. 13-22. Тульчинский Г. Л. Новая антропология: личность в перспективе постчеловечности // Вопросы философии, 2009, № 4, С. 41-56. Юдин Б.Г. О человеке, его природе и его будущем // Вопросы философии, 2004, № 2. –С. 16-28.
Тема 5.12 с Общество как развивающаяся система.
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 731; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |