Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие





Форма мысли, отражающая предметы в их существенных
и общих признаках, называется понятием.
Познание общих законов и закономерностей различных областей и сторон объективного мира составляет основную задачу любой науки. Наука открывает общее в объективном мире путем изучения связей и отношений между предметами и явлениями действительности. Познание объективных законов природы и общества осуществляется с помощью понятий и в понятиях. Вне общих понятий было бы нельзя бы сформулировать ни одного закона, выделить предметную область той или иной конкретной науки, создать научные теории, т. е. нельзя было бы дать научного обоснования в самой практике.

Языковой формой выражения понятий является слово или группа слов. При неразрывной связи понятия и слова их нельзя отождествлять. Одни и те же понятия имеют разные формы выражения в различных языках, а часто и в рамках одного и того же национального языка. Об этом свидетельствуют такие явления как синонимия и омонимия. Так, например, словом «мир» мы можем выразить такие разные понятия, в которых отражается знание о Вселенной, знание об отношениях между народами и государствами.

Понятие есть мысль, в которой отражаются отличительные свойства предметов и отношения между ними.

Понятие как форма мысли в процессе познания решает следующие задачи:

1) отличает объекты интересующего нас множества от всех остальных объектов;

2) обобщает объекты интересующего нас множества;

3) выражает сущность объектов данного множества.


^ ПРИЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ПОНЯТИЙ

Составить понятие о предмете означает, прежде всего, умение отличить его от других сходных с ним предметов. Для этих целей логика использует операции: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и обобщение.

Сравнение – логический прием, при помощи которого устанавливается сходство или различие предметов действительности.

^ Анализ – мысленное расчленение предмета на составные части.

Синтез – мысленное соединение составных частей предмета.

Абстрагирование – отвлечение признаков от предмета и превращение их в объект самостоятельного рассмотрения.

Обобщение – переход от ряда фактов, ситуаций, событий к их отождествлению в каких-либо свойствах с последующим образованием множеств, соответствующих этим свойствам.

Итогом применения перечисленных операций является образование одной из основных форм абстрактного мышления – понятия.


Упражнение 1

 

1.
Подберите несколько понятий, которые выражены в русском языке:


а) одним словом; б) группой слов.

 

2.
Подберите синонимы к следующим словам:


1. Университет. 2. Зима. 3. Январь. 4. Холод. 5. Ребенок. 6. Нищий. 6. Ночь.

7. Консерватор. 8. Умножение. 9. Засушливое лето. 10. Южный полис.

11. Кислота. 12. Вражда. 13. Обвинитель. 14. Сторонник. 15. Экономический кризис.


Пример: Парламент РФ – высший законодательный орган РФ


^ СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЕМ ПОНЯТИЙ

Предметы и явления окружающего мира имеют сходство и различие. То, в чем предметы сходны или различны между собой, выступает как их признаки. Признаком называется все т, в чем предметы могут быть сходны друг с другом или отличны один от другого.

^ Содержание понятия раскрывается как совокупность существенных признаков предметов, отраженных в понятии. Например, содержание понятия «студент» раскрывается через такие существенные признаки, как «быть учащимся вуза», «овладеть системой знаний по какой-то специальности». В содержание понятия «конституция государства» входят такие существенные признаки, как «быть основным законом государства», юридически закрепляющим «систему государственных органов», «порядок их образования и деятельности», «основные права и обязанности граждан» и т. п. Кроме содержания, понятия имеют объем. В объеме понятия отражаются предметы или их совокупности, обладающие признаками, составляющими содержание этого понятия. Например, объем понятия «студент» составляют все учащиеся вузов; объем понятия «конституция государства» – все существующие в мире конституции государств. Содержание и объем понятия взаимосвязаны. Эта взаимосвязь выражена в законе обратного отношения между объемом и содержанием понятий, который формулируется следующим образом: «Если увеличивается объем понятия, то соответственно уменьшается его содержание, и наоборот».

Возьмем, например, два понятия: «студент» и «студент МГУ». Объем первого понятия больше объема второго понятия, так как студентов вообще больше, чем студентов МГУ, а содержание второго понятия шире содержания первого, так как кроме основного признака — «быть учащимся вуза» здесь добавляется еще специфический признак — «обучаться в МГУ».

Упражнение 2


Установите отношения между объемом и содержанием следующих понятий:

1. Планета – планета Солнечной системы. 2. Республика – президентская республика. 3. Молодежная организация – экологическая организация. 4. Дом – этаж дома. 5. Дерево – корень дерева. 6. Студенческая группа – учащийся. 7. Учебник – параграф учебника. 8. Роман – повесть. 9. Злоупотребление служебным положением – казенный дом и дальняя дорога. 10. Опера – опера П.И. Чайковского «Орлеанская дева». 11. Закрытая книга – неоткрывавшаяся книга. 12. Закрытая дверь – запертая дверь. 13. Украденная вещь – пропавшая вещь. 14. Вращение – движение. 15. Конституция с поправками – Конституция с множеством поправок.


Пример: Столица – столица России.

Понятие «столица» шире по объему понятия «столица России», так как в объем первого понятия включаются столицы всех государств мира, а второе понятие включает в свой объем только один город – Москву. По содержанию понятие «столица России» шире, чем понятие «столица», так как первое понятие включает в свое содержание, помимо всех признаков, которыми обладает столичный город государства, еще и такой признак, как «быть столичным городом России».


Упражнение 3


Из приведенных ниже понятий постройте ряды, в которых каждое последующее понятие было бы родовым по отношению
к предыдущему:

1. Животное. 2. Знаменитый полководец. 3. Книга. 4. Московский Кремль. 5. Цезарь. 6. Красная площадь. 7. Сооружение. 8. Растение. 9. Выдающаяся личность. 10. Юрист. 11. Академик РАН. 12. Конституция. 13. Заповедник. 14. Депутат. 15. Офицер.


Пример: Ректор МГУ – ректор – человек – и т. д.


^ ВИДЫ ПОНЯТИЙ

Понятия делятся по объему на единичные, общие (регистрирующие, нерегистрирующие), пустые (нулевые).

По содержанию понятия делятся на собирательные и несобирательные конкретные и абстрактные, относительные и безотносительные, положительные и отрицательные.


^ ЕДИНИЧНЫЕ, ОБЩИЕ, ПУСТЫЕ ПОНЯТИЯ

Единичными называются понятия, объемы которых включают только один предмет (явление, событие).

Общими называются понятия, объемы которых включают два или более однородных предметов (явлений, событий).

Пустыми (нулевыми) называются понятия, объемы которых не включают ни одного предмета (явления, события), существующего в реальной действительности.

Пример: Понятие «университет» общее, так как количество университетов, существующих на Земле, больше двух.

Понятие «самый большой город в мире»– единичное, так как таким свойством «быть самым большим городом в мире» может обладать лишь один-единственный предмет.

Понятия «кентавр», «русалка» пустые (или с нулевым объемом), так как в реальности мы не найдем ни одного предмета, который обладал бы признаком «быть кентавром», «быть русалкой».

Общие понятия могут быть регистрирующие и нерегистрирующие.

Регистрирующим называется понятие, в котором число мыслимых в нем предметов поддается реальному учету, регистрации, например, «города России», «произведения Л. Н. Толстого».

Общие понятия, относящиеся к неопределенному числу предметов, называются нерегистрирующим; например, «человек» – мыслятся все люди, которые жили, живут, и будут жить.


Упражнение 4


Укажите единичные, общие понятия; определите, какие общие понятия являются регистрирующими, а какие – нерегистрирующими.


1. Сказка. 2. Преподаватель. 3. Молодежь. 4. Европейский парламент. 5. Наука. 6. Столица России. 7. Университет на улице Юности в г. Москве. 8. Первый в мире космонавт. 9. Русский певец Федор Иванович Шаляпин. 10. Профессор. 11. Имя существительное. 12. Председатель Центрального Банка РФ. 13. Подлежащее. 14. Крупнейшая библиотека России. 15. Алфавит.


Пример: Музей– понятие общее, регистрирующие.


В процессе рассуждений общие понятия могут употребляться
в собирательном и разделительном смыслах.

Если высказывание относится ко всему классу предметов, взятых в их единстве, и неприложимо к каждому предмету класса в отдельности, то такое употребление понятий называется собирательным.

Если высказывание относится к каждому предмету класса, то такое употребление понятия называется разделительным.

Пример: Все люди смертны.

Высказывая мысль «Все люди – смертны», мы употребляем понятие «люди» в разделительном смысле, так как данное утверждение относится к каждому человеку. В высказывании «средняя продолжительность жизни в России равна 70 годам» – в собирательном смысле, так как оно неприменимо к каждому жителю России в отдельности, поскольку индивидуальная продолжительность жизни может быть больше или меньше 70 лет, а в ряде случаев может совпадать с данным высказыванием.

 

Упражнение 5

Определите, в каком смысле – разделительном или собирательном – употребляются выделенные понятия.

 

1.
Книга – лучший подарок.

2.
Студенты, обучающиеся в университетах, изучают логику.

3.
Искусство принадлежит народу.

4.
Судьи независимы и подчиняются только закону.

5.
Ничто не возвышает человека больше, чем знания.

6.
Каждое государство имеет свою конституцию.

7.
Некоторые избиратели приняли решение не голосовать за эту партию.

8.
Брянский лес находится в Европейской части земного шара.

9.
Ученые – национальное богатство страны.


10. Некоторые древние языки являются «мертвыми».

11. Розы имеют шипы.

12. Полноводны и могучи реки России.

13. Закон составляет основу системы правового государства.

14. Каждое время года имеет свое название.

15. Коллекция картин Эрмитажа собиралась веками.


Пример: «Граждане России имеют право на отдых» – понятие употреблено в разделительном смысле.


^ КОНКРЕТНЫЕ И АБСТРАКТНЫЕ ПОНЯТИЯ

Понятия, в которых обобщаются конкретные предметы и явления действительности по тем или иным признакам, называются конкретными.

Понятия, в которых мыслятся признаки предметов или отношения между ними, называются абстрактными.

Например, понятия «корабль», «DVD плеер» являются конкретными, а понятия «белизна», «смелость» – абстрактными понятиями.


Упражнение 6

Укажите конкретные и абстрактные понятия.


1. Политическая система. 2. Толерантность. 3. Невоспитанность. 4. Равенство. 5. Институт. 6. Флора. 7. Валентность. 8. Менеджер. 9. Героизм. 10. Отличник учебы. 11. Алиби. 12. Идеал. 13. Биссектриса. 14. Периферия. 15. Реальность.


Пример: Кафедра философии– понятие конкретное.


^ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ

Понятия, в которых отражаются присущие предмету признаки, называются положительными.

Понятия, в которых признаки, составляющие содержание положительных понятий, отрицаются, называются отрицательными.

В русском языке отрицательные понятия выражаются обычно словами с частицами «не», «без»; в словах иностранного происхождения – чаще всего словами с отрицательной приставкой «а»: «асимметрия», «аморфный», «аморальный».

Примеры положительных понятий: «грамотный», «говорящий по-английски», «порядок»; понятия «неграмотный», «неговорящий по-английски», «беспорядок» – отрицательные.


Упражнение 7

Укажите положительные и отрицательные понятия.


1. Вероятность. 2. Аморальный. 3. Беззаконие. 4. Трудолюбие. 5. Производство. 6. Принципиальность. 7. Недра. 8. Анонимность 9. Ананас. 10. Антипатия. 11. Незнайка. 12. Профан. 13. Регресс. 14. Беззаботность. 15. Запрет.


Пример: Рентабельность – понятие положительное.


^ БЕЗОТНОСИТЕЛЬНЫЕ И СООТНОСИТЕЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ

Безотносительные понятия описывают предметы, существующие раздельно и потому воспринимаемые вне связи с другими предметами.

В содержании таких понятий нет указания на отношение к другим предметам, например: «дерево», «книга», «государство».

В соотносительных понятиях отражаются предметы, существующие только взаимосвязано и одновременно друг с другом и поэтому не мыслящиеся одно без другого. Например, понятия «родители» и «дети», «начальник» и «подчиненный», «причина» и «следствие».


Упражнение 8

Укажите безотносительные и соотносительные понятия.

1. Администрация Президента РФ. 2. Верх. 3. Форма. 4. Племянник. 5. Работа. 6. Теория. 7. Строитель. 8. Автор. 9. Авария. 10. Защитник. 11. Соратник. 12. Независимое государство. 13. Прокурор. 14. Обвинитель. 15. Отдаленное место.

Пример: Учебное пособие по логике – понятие безотносительное.


Определить, к какому виду относится то или иное понятие, означает придать ему логическую характеристику. Логическая характеристика понятий уточняет смысл употребления слов, которыми эти понятия описаны.


Упражнение 9


Дайте логическую характеристику понятиям.

1. Созвездие Большой Медведицы. 2. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова. 3. Абзац. 4. Коллекция почтовых марок. 5. Родственные отношения. 6. Безбилетный пассажир. 7. Студент факультета рекламы. 8. Восточная граница России. 9. Театр «Геликон опера». 10. Московская консерватория имени П. И. Чайковского. 11. Лидер. 12. Непустое понятие. 13. Реальность происходящего. 14. Редакционная коллегия. 15. Компьютер.


Пример: Растение – понятие общее (нерегистрирующее), конкретное, положительное, безотносительное, несобирательное.


^ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ

Формальная логика изучает и описывает имеющие большое значение для познавательной деятельности человека разнообразные отношения между понятиями, выясняет, как они проявляются в реальной практике процесса познания.

^ Отношения между понятиями по объему делятся на две группы: совместимые и несовместимые.

Совместимые понятия – это такие понятия, объемы которых полностью или частично совпадают.

Несовместимые – это такие понятия, объемы которых не совпадают не в одном элементе.

Между совместимыми понятиями могут быть отношения равнозначности (тождества); пересечения (частичного совпадения) объемов; подчинения (отношение рода и вида). Между несовместимыми понятиями – соподчинения (координирования), противоположности (контрарности), противоречия (контрадикторности). Для иллюстрации отношений между объемами понятий применяются круговые схемы, впервые введенные в научную практику Эйлером1.

1. В отношении равнозначности находятся понятия, в которых мыслится один и тот же предмет. Объемы этих понятий полностью совпадают. Например, «основатель формальной логики» и «Аристотель». Эти понятия равны по своему объему.

где ^ А – основатель формальной логики;

В – Аристотель (384-322 гг. до н.э.).


2. В отношении пересечения находятся понятия, имеющие некоторые общие признаки, т. е. объем одного из них частично входит
в объем другого.

 


где А – студент;

В – спортсмен.

3. В отношении подчинения находятся понятия, одно из которых полностью входит в объем другого, составляя его часть.

 


где А – город;

В – г. Москва.


Понятие с большим объемом (А) называется подчиняющим, понятие с меньшим объемом (В)подчиненным.

Если в отношении подчинения находятся общие понятия, то подчиняющее понятие называется родом, подчиненное – видом.

Отношение «род» – «вид» широко используется в логических операциях, производимых над понятиями – обобщение, ограничение, определение, деление.

4. Два или более понятий находятся в отношении соподчинения к третьему, если они не имеют общих элементов объема и это третье понятие является подчиняющим для каждого из них.

 


где А – город;

В – г. Москва;

С – г. Брянск.

5. В отношении противоречия находятся понятия, одно из которых содержит некоторые признаки, а другое эти же признаки отрицает, не заменяя их другими признаками.

 


где А – черный;

не – нечерный.


6. В отношении противоположности находятся понятия, одно из которых содержит некоторые признаки, а другое эти же признаки отрицает, заменяя их исключающими признаками.

 


где А – черный;

В – белый.


Отношения между понятиями используются во всех разделах человеческого знания, где требуется предельно точно выразить смысл понятия, уточнить его отношение к другим сходным понятиям, а также в педагогическом процессе, при построении схем, диаграмм.


Упражнение 10

Определите вид отношения между понятиями, изобразите его с помощью круговых схем:

1. Университет; институт; МосГУ; вуз; учебное заведение.

2. Факультет; факультет рекламы; факультет рекламы МосГУ; кафедра социальной и политической философии МосГУ.

3. Мужчина; военнослужащий; офицер; полковник; сержант.

4. Писатель; журналист; художник; гений; женщина.

5. Сын; внук; мужчина; отец; экономист.

6. Виновность; невиновность; провинившийся человек; вина.

7. Революция; революционер; контрреволюционер; человек.

8. Наказание; лишение свободы; ссылка; высылка.

9. Театр; Большой театр России; Малый театр России; драматический театр.

10. Музыка; классическая музыка; джаз; рок - музыка.

11. Испуг; испуганный человек; пугливый человек; человек чувствующий страх.

12. Проект закона; закон; закономерность; беззаконие.

13. Человек, имеющий детей; человек, имеющий несколько детей; человек, имеющий двоих дочерей и сына; отец.

14. Человек, читающий в метро; человек, читающий во всех видах транспорта; человек, читающий газету; пассажир, читающий газету.

15. Средство связи; телефон; телефонный аппарат; телефонный разговор; сотовый телефон.


Пример: Журнал «Наука и жизнь» (А), телеканал НТВ (В), средства массовой информации (С) – отношение соподчинения.

 

Упражнение 11

Подберите понятия равнозначные нижеперечисленным.


1. Парламент России. 2. Автор романа «Война и мир». 3. Автор музыки итальянской оперы «Аида». 4. Конституция. 5. г. Санкт - Петербург. 6. Самый большой город России. 7. Художественный руководитель театра «Ленком». 8. Художник, автор картины «Черный квадрат». 9. Основатель первого московского университета. 10. Архитектор Большого театра России. 11. Материалист. 12. Председатель Правительства России. 13. Деление. 14. Реформатор. 15. Месяц март.


Пример: Сегодняшнийректор Московского гуманитарного университета – Ильинский Игорь Михайлович.


Упражнение 12

Подберите понятия находящиеся в отношении пересечения с нижеперечисленными.

1. Лауреат Нобелевской премии. 2. Медалист. 3. Житель Подмосковья. 4. Специалист в области рекламы. 5. Предприниматель. 6. Олигарх. 7. Экономист. 8. Дипломат. 9. Культуролог. 10. Офицер. 11. Футболист. 12. Менеджер. 13. Депутат Государственной Думы РФ. 14. Декан. 15. Социолог.


Пример: Солист Большого театра – лауреат Государственной премии России.


Упражнение 13

К исходным понятиям подберите подчиненные и подчиняющие понятия.

1. Патриарх. 2. Институт. 3. Книга. 4. Доктор. 5. Метро. 6. Философ. 7. Художник. 8. Композитор. 9. Проректор. 10. Адвокат. 11. Осень. 12. Бухгалтер. 13. Психолог. 14. Ученый. 15. Человек.


Пример: Студент – подчиненное – студент университета; подчиняющее – учащийся.


Упражнение 14

Подберите понятия, которые находятся в отношении соподчинения к исходным.

1. Увлекательная наука. 2. Лекция. 3. Форма правления. 4. Городской транспорт. 5. Учебное пособие. 6. Планета. 7. Танец. 8. Литературное произведение. 9. Преподаватель. 10. Природное явление. 11. Время года. 12. Деньги. 13. Металлический блеск. 14. Шахматная фигура. 15. Король.


Пример: Политический режим – демократический, авторитарный, тоталитарный.


Упражнение 15

Подберите понятия противоречащие и противоположные исходным.

1. Истина. 2. Господин. 3. Молодой. 4. Богатый. 5. Добрый. 6. Честный человек. 7. Защитник Отечества. 8. Национальное достояние. 9. Научная литература. 10. Верность. 11. Европейская столица. 12. Ошибочность. 13. Существительное. 14. Равносторонний треугольник. 15. Сорванная лекция.

Пример: Маленький – противоположное – большой; противоречащее – немаленький.


^ ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ НАД ПОНЯТИЯМИ

К логическим операциям над понятиями относятся обобщение, ограничение, определение и деление.


ОБОБЩЕНИЕ И ОГРАНИЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ

Обобщить понятие – значит, перейти от понятия с меньшим объемом, но с большим содержанием к понятию с большим объемом, но с меньшим содержанием, т.е. от видового понятия к родовому понятию.


Пример: Результатом обобщения понятия «Московский государственный университет» (^ А) является понятие «государственный университет» (В), а результатом обобщения последнего – понятие «университет» (С).


Обобщение понятий не может быть беспредельным и проводится в рамках той или иной науки. Пределом обобщения являются понятия с наиболее широким объемом – категории, например, «материя», «сознание» и т. п. Категории не имеют рода, поэтому обобщить их нельзя. Ограничить понятие – значит, перейти от понятия с большим объемом, но с меньшим содержанием к понятию с меньшим объемом, но с большим содержанием, т.е. от вида к роду. Например, ограничивая понятие «министерство», можно перейти к понятию «министерство иностранных дел». Пределом ограничения служит единичное понятие, в данном случае понятие «Министерство иностранных дел России».

Логические операции обобщения и ограничения часто применяются в практике мышления: переходя от понятия одного объема к понятию другого объема, мы уточняем предмет нашей мысли, процесс мышления становится определеннее и последовательнее.

^ Возможные ошибки при осуществлении логических операций – обобщения и ограничения понятий:

1. «Переход от части к целому». Например, параграф – глава учебника.

2. «Переход в другой род». Например, сотовый телефон – телефонный аппарат.

3. «Переход от целого к части». Например, дом – этаж – квартира.

4. «Мнимое ограничение» (плеоназм). Например, шар – круглый шар – самый круглый шар.


Упражнение 16

Проверьте, правильно ли обобщены понятия в следующих примерах:

1. Радость – чувство. 2. Живопись – искусство. 3. Брянск – город в России. 4. Планета – Юпитер. 5. Черта характера – гордость. 6. Большой театр России – Малый театр России. 7. К. Брюллов – выдающийся художник ХIХ века. 8. Спорт – гребля. 9. Юрист – человек. 10. Логика – наука. 11. Староста группы – староста курса. 12. Торговый зал супермаркета – супермаркет. 13. Опубликованная книга – написанная книга. 14. Еженедельная газета – газета выходящая регулярно. 15. Невиновность – непричастность.


Пример: Кинотеатр «Ударник» - кинотеатр. Правильно.


Упражнение 17

Проверьте, правильно ли ограничены понятия в следующих примерах:

1. Степень – кубическая степень. 2. Университет – московский университет. 3. Республика – государство. 4. Генерал российской армии – офицер. 5. Москва – столица России. 6. Староста группы – студент. 7. Организм – живая клетка. 8. Офицер – полковник. 9. Государство – республика. 10. Стихотворение – элегия. 11. Среда – природная среда. 12. Политика – политический режим. 13. Организация – партия. 14. Профсоюз – член профсоюза. 15. Русские – «новые русские».


Пример: Учебник – учебник по политологии. Правильно.


Упражнение 18

Ограничьте понятия:

1. Море. 2. Книга. 3. Выдающаяся личность. 4. Растение. 5. Смоленский кремль. 6. Элемент. 7. Словарь. 8. Город. 9. Вторая мировая война. 10. Клевета. 11. Государство. 12. Монархия. 13. Съезд. 14. Депутат. 15. Закон.


Пример: Политическое движение – движение за мир.


Упражнение 19

Обобщите понятия:

1. Проректор по науке. 2. Журнал «Политические исследования». 3. Сооружение. 4. Газета «Российские ведомости». 5. Спикер Парламента. 6. Высшее учебное заведение. 7. Опера. 8. Редактор. 9. Художественное произведение. 10. Доктор наук. 11. Республика. 12. Римское право. 13. Правовое государство. 14. Справедливость. 15. Специалист в области социальной работы.


Пример: Лето – время года.


^ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ

Определением называется логическая операция, позволяющая отличать изучаемый предмет от других предметов, установить значение того или иного слова или термина.

Во всяком определении различают определяемое понятие и определяющую часть (definiendum –Dfd).

Определения делятся на 1) номинальные и реальные, 2) явные и неявные.

В зависимости от того, что определяется (сам предмет или термин, его обозначающий), выделяют реальные и номинальные определения (по цели).

Номинальным называется определение, посредством которого формулируется значение некоторого термина. Например, «Термином «пятиугольник» мы будем обозначать «многоугольники с пятью сторонами».

Реальным называется определение, с помощью которого интересующий нас предмет выделяется среди других смежных с ними предметов по некоторому отличительному признаку. Например, «Человек есть разумное животное». В этом определении речь идет о специфическом, отличительном качестве человека, выделяющем его среди других живых существ.

Номинальные и реальные определения различаются по своим задачам: объяснить значение термина или раскрыть существенные признаки предмета.

Если в номинальном определении значение термина объясняется путем указания на существенные признаки предмета, обозначаемого этим термином, то такое определение можно легко преобразовать в реальное. Реальное определение также преобразуется в номинальное.

Одним из наиболее распространенных видов реального определения является определение через род и видовое отличие, т. е. определение, содержащее указания на совокупность предметов, среди которых требуется выделить определяемый предмет и признак, при помощи которого определяемый предмет мы отличаем от сходных с ним предметов. Его структура символически выражается: А = Вс или Dfd ≡ Dfn. Разновидностью является генетическое определение.

Пример: « Барометр есть метеорологический прибор, служащий для измерения атмосферного давления».

В приведенном определении через «род» и «видовое отличие» родовым понятием будет «метеорологический прибор», а видовым отличием – «служащий для измерения атмосферного давления».

По способу выявления содержания понятия определения делятся на явные и неявные. Явные определения раскрывают существенные признаки предметов; к неявным определениям относятся определение через отношение предмета к своей противоположности, контекстуальное, остенсивное и некоторые другие виды определений. Они не имеют четко выраженной логической формы равенства Dfd ≡ Dfn.

Явное определение, указывающее на способ образования или происхождения предмета, который принадлежит только определяемому предмету, называется генетическим. Например, «Шар есть геометрическое тело, образованное вращением полукруга вокруг диаметра».

В практике нашей повседневной жизни и в науке мы очень часто пользуемся так называемыми неявными определениями. Особенность их состоит в том, что предмет определяется не через отличительные свойства, а посредством указания на его отношение к другим предметам.

Определение должно быть не только истинным, но и правильным по своему построению, по форме. Если истинность определения обусловливается соответствием указанных в нем признаков действительным свойствам определяемого предмета, то правильность определения зависит от соблюдения правил определения, которые обеспечивают его точность, ясность и четкость.


^ ПРАВИЛА ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1. Определение должно быть соразмерным, т. е. объем определяемого понятия должен быть равен объему определяющего понятия. Следовательно, можно сделать вывод, что они должны находиться
в отношении равнозначности: А = Вс, (Dfd ≡ Dfn), где А – определяемое понятие; В – родовое понятие (род); с – видовое отличие (рода).

Ошибки:

а) «слишком широкого определения» – А < Вс например, «Газета – периодическое издание»;

б) «слишком узкого определения» – А > Вс например, «Газета – периодическое издание, выходящее еженедельно».

2. Определение не должно заключать в себе круга. Разновидностью круга в определении является тавтология (или «масло масляное»). Например: «Идеалист – человек идеалистических убеждений».

3. Определение должно быть ясным. Нарушение этого правила ведет к логической ошибке – «определение неизвестного через неизвестное».

Например, определение «Индетерминизм – это философская концепция, противоположная детерминизму», в котором понятие «детерминизм» само нуждается в определении.

4. Определение по возможности не должно быть отрицательным. Например: «Лиана – это растение, которое не произрастает в северных широтах». Данное определение не может четко определить класс лиан, так как в северных широтах вы не увидите ни пальм, ни бананов, ни прочего. Вместе с тем, на определения отрицательных понятий это правило не распространяется. Примером может служить определение понятия «бесхозное имущество» - имущество, не имеющее собственника или собственник которого неизвестен.


^ Неявные определения




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 13406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.