Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Космогония




 

Пока есть абсолютная полнота бытия в вечности, миф не нужен. Миф нужен, чтобы объяснить, что было и что стало – и почему то, что было, стало тем, что стало. Смысл и причину этого. Коренная ситуация мифа – переход, изменение. Миф интерпретирует сдвиги – то, что происходит, идет, меняется. Основные элементы мифа –результат акта первотворения. Мир и все его вещи не извечны, но имеют происхождение. Его и раскрывает миф.

Есть два основных способа появления мира и всех вещей и существ.

Первый способ – это постепенное органическое развитие мира из хаоса. Это естественный процесс порождения, когда рождающее подобно рождаемому. Такой процесс происходит путем спонтанных превращений одних существ и предметов в другие, пространственных перемещений, стихийных порождений, как побочный плод иной какой-то деятельности или – рождением.

Изначальное состояние – это состояние хаоса, то есть абсолютной неопределенности, бесформенности, нерасчлененности, неразличимости, пустоты. Ничто. До-время. До-пространство. Хаос недоступен ощущению, представлению. Греческое по своему происхождению слово происходит от корня ХА, что означает – зияние, зев, зевание, разверстое пространство, пустое протяжение. Хаос – мутный темный мир.

Хаос – чрево бытия. Оно соотносится с чревом матери.

Хаос, возможно, веществен, а возможно – и нет. Его символические подобия – ночь, тьма, воды, дракон или змей. Отсюда и происходит мир. Хаос преобразуется в космос – «торжество света, разделения и упорядоченности» (В. С. Костюченко).

В рамках первого способа космогонии может быть несколько видов такого развития.

1. Появление суши из недр мирового океана.

2. Появление мира из первичного, мирового, космического яйца. Скорлупа яйца – это структура мирового пространства, а внутренняя плодотворная сила зародыша воплощает в себе неисчерпаемый жизненный динамизм (Дж. Кэмпбелл). Таким мифам наследует русская сказка о золотом яичке, снесенном курицей и разбитом мышкой.

3. Отделение неба от земли, мужского начала от женского, посредством чего жизнь поляризуется для самовоспроизводства.

4. Порождение мира в результате священного брака неба и земли. Происходит сексуализация космогонии (А. Я. Сыркин). Разворачивается сексуальная мистерия. Совокупление дает начало миру. Заметим, что древний эрос лишен претензий на психологический эффект, он онтологичен, а не психологичен, адресован бытию, а не испорченному острыми пряностями воображению современного человека.

5. Мастурбация, самооплодотворение божества и последующее порождение им мира.

6. Истечение мираэманация, извержение – из некоторого медитирующего или не способного справиться с отрыжкой (интранзитивного) божественного источника.

7. Рождение мира из тела первочеловека в результате его жертвы. Части тела первочеловека отождествляются с элементами мира. Проявляется антропокосмизм: человеческое тело первично, космос вторичен; мир смоделирован человеческим устройством. Человеческий организм берется за основу классификации и гармонизации бытия. И обратно – состав человека восходит к космической материи.

8. Взаимопревращение элементов. Например, возникает такая цепь взаимопорождения: земля – огонь – вода – воздух.

Часто эти виды порождения мира сочетаются друг с другом в пределах одной мифосистемы.

Моментом космогонии является теогонии: пдявление богов (божества). Иногда этот процесс не рассматривается. Чаще на сей счет имеется немало сведений. Появление богов вплетается в процесс появления мира, причем божества обычно предшествуют всему тотальному и, явившись, начинают соучаствовать в творении мира. Переход от хаоса к космосу в мифах может осуществляться в процессе смены поколений персонажей. На смен] изначальным чудовищам приходят новые бога, затем их потомки и т. д. Пpouecc развивается в борьбе и символизируется в поединках божества или героя с чудовищем, в разгадке древних изначальных загадок, в создании новых вещей. Существует и представлен о несотворенных, предвечных божествах

С ним связан второй основной способ космогонии – создание мира в осознаном творческом деянии божества. Вселенная создается путем мирозиждительногой усилия. Такого рода представления называются креационизмом. Всегда мир создается не просто так, а следуя замыслу. Мир задуман. Мысль (а не чувство, не ощущение, например) высшего существа предшествует и сопутствует творению. Демиург мира сравнивается с кузнецом или плотником. Акцентируется момент гармонизации бытия, причем она может происходить как в процессе борьбы с силами зла и хаоса, сопровождаться насилием, напряжением воли и развертыванием инициативы, так и без сопротивления. Иногда мир рождается в результате сознательной жертвы божества, т. е. мотив жертвоприношения приобретает креационистский характер.

Итак, основной смысл всех космогонических процессов, происходящих в мифе, – это переход от хаоса к космосу, от бесформенности и неопределенности к гармонии, строю и мере. В результате единое становится многим. Это может быть стихийное, пассивное движение – а может быть и активно-волевой процесс, связанный с деятельностью персонажей, которые в этом своем качестве, в утверждении космократии, получают определение «культурные герои».

Культурный герой добывает или изобретает предметы культуры (огонь, орудия труда, культурные растения), обучает людей различным умениям (земледелию, охоте, ремеслам, искусствам), вводит социальные правила и духовное законодательство.

Божество как культурный герой создает мир (является демиургом) и вносит в него порядок, законы, творит мифы.

Итог трудов бога – царство гармонии, мир просветленный, разумный, осмысленный и завершенный. Мир, в котором, согласно библейскому определению, «хорошо весьма».

Герой в качестве культурного героя вступает в борьбу с силами хаоса, со стихиями и их порождениями-олицетворениями. Он собственными силами устанавливает и поддерживает порядок космоса в этом мире.

Культурным героем является обычно и первопредок.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 631; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.