Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Персонажи и их взаимосвязи




Часть 1. СТРОЕНИЕ МИФОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ

 

Многие мифологические системы устроены весьма сложно. Архитектоника мифологических систем имеет несколько уровней. Но на всех этих уровнях мифологические системы обнаруживают немало общих черт. Такое сходство позволяет производить типологический анализ разных систем, классифицировать их элементы и их взаимосвязи.

 

Всякое явление и действие в мире мифа персонифицировано. Его осуществляют персонажи мифа. Чем больше таких действий, тем богаче и пестрее персональный ряд. Для выражения сложного смыслового содержания мифом востребовано немалое число персонажей (или одному персонажу придается много различных свойств и качеств). Однако эта пестрота поддается типологизации.

Есть общие, универсальные признаки мифологического персонажа. Перечислим их.

1. Персонаж – это живая реальность. Может быть, не всегда в полном смысле личность, то есть совершенно индивидуализированное создание, но всегда некое живое существо или, по крайней мере, отчетливо направленная сила.

2. Персонаж конкретен. Это предполагает конкретность облика, характера, свойств, направления воли или действия силы. Конкретность подчас приобретают даже абстрактные понятия (победа, раздор и т. п.), персонифицируясь (у древних греков) в образах богов: Ники, Эриды и др.

3. Качественность. Персонажи получают определение в соотношении с общими понятиями, антитезами зла и добра, тьмы и света, всемогущества, всеохватности – либо ситуационности.

Есть несколько типов персонажей, которые играют ведущие роли в мифе.

Высшие существа (божества)

 

Высшие существа – непременный разряд мифологических персонажей. Обычно их называют божествами. И в мифах древности это действительно олицетворенные божественные сущности. Но в современных мифах бывает и по-другому.

Итак, наиболее кратко можно определить миф как историю о боге или о богах. В мифе мир существует в присутствии богов. В мире есть явное божественное измерение. Все может быть мотивировано вмешательством богов.

Миф – средство раскрыть сущность божественного. Боговедение мифа двояко. Если оно апофатическое, то размышления человека о божестве акцентируют его непостижимость. Бог – Тайна. Являясь человеку, божество потрясает его до самых глубинных недр – и миф несет в себе след этого потрясения, этой встречи с загадкой, когда оказывается невозможно дать ясный и полный отчет о сущности высшего существа. Своеобразие такого переживания Рудольф Отто определил понятием «нуминозное». Эта идея разрабатывалась Михаилом Лифшицем; он, ссылаясь на И. В. Гете, говорил в этой связи о «демоническом», которое присутствует в мифе и определяет стихийное его становление. Нуминозное – это потрясающее и ошеломляющее, ввергающее в оторопь, в трепет, в ужас. Ролан Барт («Мифологии») замечал, что нуминозное и сегодня присутствует в мире. Повседневная жизнь полна таинственных знаков и символов, чудесных инкарнаций. Выходя за грань полезности, всё начинает мерцать таинственным и неуловимым светом. Миф стремится выразить эту тайну человеческим языком. Бог является в мифе словесными и внесловесными средствами и в том своем аспекте, который доступен для возможностей передачи.

Здесь возникает предпосылка для катафатическою боговедения. Его фундаментом является наделение высшего существа качеством совершенства. Божество – высшая сущность, высшая реальность, сущность мира. Бог в мифе существует как средоточие событий и ситуаций, связанных с ним, как абсолютный предел тех или иных качеств. Это универсальная личность. Таков бог евреев и других семитов, египтян, арийцев. У древних греков бог совершенен даже вопреки своему несовершенству.

Пути раскрытия сущности божества – фиксация его имени, разворачивание его генеалогии, биографии, сведения об его действиях, описание его явлений и качеств.

Качество Бога Библии и Корана – изначалъность. Вечность. Это творец мира, всякой твари, не исключая человека: Демиург. Бог непреходящ, властен над временем. Его бытию нет начала, нет и конца. Бог бессмертен, а если умирает, то ему обязательно назначено еще воскреснуть. Есть таинственная логика его непрерывного бытия, его поведения.

Нередко миф вводит и некоторые ограничения в характеристику божества. Часто в мифах божество обладает единством характера, привычек, поступков, побуждений. У божества иногда есть судьба (биография) – впрочем, никогда не завершенная, не связанная линейностью. Оно может вечно пребывать в установленном для него состоянии (Аполлон – в юности, Зевс – в зрелости и т. п.). Впрочем, ограничение подчас сочетается с предельной реализацией того или иного состояния. Карл Кереньи по этому поводу отмечал, что в образах богоподобных мужей, юношей и старцев греческая мифология всегда выражает не биографические факты или периоды жизни, а внутреннюю природу или сущность бога. Изображены ли они архаически в лишенной возраста зрелости, или классически – в идеализированной форме – действительный возраст этих божественных юношей или мужчин имеет прежде всего символическое значение: богатство жизни в них есть богатство смысла.

Непостижимость и совершенство приходят в неоднозначное сочетание. Подчиняется ли божество этической норме, правилу? Ограничено ли оно в своей безграничности!1 Боги ужасны и притягательны. Карают и благодетельствуют. Злы и добры. Причем либо те, либо другие – или и те и другие в одном лице. Воля божества – закон. Его закон – произвол. Именно таким образом обозначается здесь непостижимость божества. Однако нередко божества подчиняются и некоей более общей, всеохватной закономерности, связанной с благом. Мир являет собой порядок теократии. Это есть выражение совершенства. Примиряются эти два подхода на том основании, что логика божественной справедливости непостижима, и это главное.

Важный аспект высшего существа – его имя. Имя Бога неотделимо от самого Бога. Это его сущность. Дж. Бирлайн дает такой пример, фиксирующий связь имени и сущности: «Вотан, германская форма имени скандинавского бога Одина, сохраняется в современном немецком слове «wuten» («бушевать, свирепствовать»)». Именем божества нередко раскрывается сокровенный смысл связанного с ним мифа, мифической истории. Так, значение греческого мифа об Эроте и Психее определенно связано со смыслом имен этих персонажей («Эрос» – «чувственная любовь»; «псюхе» – «душа» и «бабочка»). Служение божеству означает служение его имени (в христианстве это нашло отражение в Иисусовой молитве и связанном с нею учении XX века об единении с Богом посредством его имени – имяславии). У высшего существа одно имя – и бесчисленное множество имен. Ни одно имя не может выразить его сверхименную сущность. И все имена, ведомые человеку, не выразят сущность божества, всегда есть еще некое сокровенное, неведомое Имя. Иногда и не называют имени божества. Ортодоксальные евреи не называют Бога по имени и пишут: «Б-г» (пропуск буквы создает некое зияние смысла, указывая не его неисчерпаемость и непостижимость). Табуация имени связана с магической верой в силу его, с нежеланием его осквернить. Знание имени дает власть. Бог раскрывает свое имя избранному им человеку (Моисею). Иногда в мифе происходит выпытывание имени высшего существа.

Классификации высших существ

 

Как соотносятся Бог и мир? Во-первых, по факту присутствия или отсутствия божества в «здешнем» мире. Божество противостоит миру – или наполняет его собой. Это фундаментальное деление. Именно подобным образом Р.Отто классифицировал нуминозное.

Имманентные божества есть божества внутрисущие. Это силы, пребывающие в мире, в вещи. Бог пребывает в мире, наполняет собой мир – и исчерпывается этим. У него есть место. Облики такого бога – лики мира. В том числе это может быть и облик человека. Антропоморфизм есть проекция человеческих свойств и форм на божество. Иногда же божество предстает в облике животного, птицы, камня и т. п. или в облике, сочетающем разные черты различных существ. Но это далеко не всегда значит, что сущность божества можно отождествить с тем или иным его обликом. Философ Пауль Тиллих рассуждал об этом так: «Боги одновременно субличностны и суперлич-ностны. Боги в образе животных не являются обожествленными зверями: это выражения запредельных для человека понятий в символах различных форм животной жизни. Боги в образе звезд не являются обожествленными небесными телами: это выражения запредельных для человека понятий в символах расположения звезд на небе и в их творческой и разрушительной силе. Сочетание субчеловеческого и суперчеловеческого в характере мифологических богов – это протест против низведения божественной силы до человеческих мерок. В тот момент, когда протест теряет свою эффективность, боги превращаются из богов в возвеличенных людей... Поэтому религия представляет божественные личности, чьи качества во всех отношениях опровергают и превосходят их личностную форму. Они –одновременно субперсональные и трансперсональные личности, парадоксальное сочетание, отражающее напряженность между конкретным и запредельным в человеческом мышлении и в каждой разновидности идеи Бога».

Трансцендентные божества пребывают вне мира. Мир в этом случае. – творение или антипод Бога. Бог являет себя неопалимой купиной – но Он сущностно не равен несгораемому кусту. Бог противостоит миру как высшее – низшему: дух и тварь. Богу нет места – и он везде. Нет у него и здешнего облика. Таков Бог Ветхого Завета. В христианской культуре веками длились споры об облике Бога. Иконопочитатели указывали на то, что Иисус Христос пребывал в этом мире и имел человеческую телесность. На этом основании Он может быть изображен в своем земном виде.

Еще одно деление высших существ осуществлено Торкильдом Якобсеном по наличию или отсутствию активной воли.

Интранаитивные божества не имеют воли. Это «жизненный порыв», духовная сущность явлений. Их внутрисушая воля и сила не выходят за пределы явления. То, что происходит с ними, – происходит «само по себе». Нуминозная сила воплощается в определенной ситуации и относится к определенному явлению, не простираясь за их пределы. Божество присутствует, но не действует. Появляется, существует и перестает существовать вместе с характеризующим его явлением. Оно внутри явления и связано его рамками. Бог подчинен Судьбе. Интранэитивны часто имманентные боги.

Транзитивные божества. Это обладатели воли. Таково трансцендентное божество. Имманентные транзитивные божества проявляют волю и энергию с возникновением явления, в котором они присутствуют. Пусть они и имманентны явлению – но обладают интересами, проявляют волю и активность за его пределами. Это владыки и правители, судьи.

Качество транзитивных божеств – распоряжение миром, власть над миром: над временем, пространством, человеком, другими существами и стихиями. Власть суть Знание, всеведение. Бог – владелец хозяйств, вождь, воин, властелин, правитель, царь, защитник от врагов. Вселенная (или часть ее) – его государство. Он наблюдает за своим владением, принимает решения о войне и мире. Бог грозен, суров, иногда беспощаден. Это судья и мститель. Он реагирует на судебные вопросы, иски, судит добро и зло. Иногда же он – милосерден, мягок сердцем: защитник и покровитель, избавитель от бед, родитель, попечитель, заботливый отец. Бог правит историей и творит ее. В истории – печать его участия. Результат правления – упорядоченный, осмысленный универсум, деятельно управляемый богами.

Транзитивное высшее существо может раскрыться как личный бог. Это божество, которое вступает в индивидуальный контакт с отдельным человеком. Он воспринимается как родитель, отец (мать)–кормилец–защитник–ходатай. Личный бог обещает удачу, это блюститель благополучия, сотрудник в успехе и двигатель личного успеха. Подчас он несет ответственность и за содеянное человеком, с которым пребывает в общении.

Классификация высших существ по функциональному признаку. Такое разделение в политеистических системах может производиться различно. Один вариант – триада. В интерпретации Жоржа Дюмезиля три главные космические и социальные функции, три основных социальных слоя традиционного общества (жрецы, воины, земледельцы) соответствуют трем основным разрядам главных божеств или трем главным божествам в рамках мифологической системы. Это:

1. верховная магико-юридическая власть;

2. победоносная сила;

3. богатство, изобилие, плодовитость и связанная с ними смерть.

Часто стройная логика Дюмезиля вносит ясность в пестрый мир мифа. Но все-таки схема Дюмезиля не охватывает многих мифологических божеств. Она не всегда совпадает с основными смысловыми взаимодействиями в мире мифа. Да и трудно опознать богов по функции, сократить их до одной функции.

Другой вариант функциональной классификации – дуальное противостояние. Полярное качественное разделение. Такой космический поединок двух абсолютных сверхсущностей – основа зороастрийской мифосистемы. На основе дуальной антитезы нередко строится и распространенный в разных мифосистемахмиф о близнецах.

От разговора об отдельных высших существах перейдем к рассмотрению своеобразия мифосистем в зависимости от количества богов. По этому критерию есть два вида мифосистем.

Монотеистические системы. Трансцендентное божество единственно и едино. Таков Бог Библии, Корана.

Политеистические системы. По Якобсену, имманентность нуминозного опыта обусловливает политеизм мифологических представлений. Возникает множество богов и аспектов божественного в соответствии с разнообразием теофаний. Нуминозное – внутрисущий дух и движущая сила множества предметов и явлений – выступает всякий раз в новом обличье (Греция и Индия). Еще одна предпосылка политеизма – констелляция, корреляция. Божества не могут существовать абсолютно автономно, они существуют и действуют лишь во взаимодополнительности. Не всегда ясно и то, где кончаются манифестации единого божества и начинаются отдельные боги.

Отдельные божества могут представлять и олицетворять разные объекты, явления и процессы, стихии и сферы. Владычество – тождество. Спецификация: боги солнца, боги грома, боги моря, боги огня, боги деторождения, боги смерти и умерших, боги земледелия, боги мудрости, боги судьбы, богини зари, божество священного ритуального напитка... Так, велика была роль божества-солнца (Сурья, Савитар индийцев, Гелиос, Аполлон у греков, Сол, Хоре, Митра персов, Уту шумеров, Наххунте эламцев, Шамаш семитов, Тум, Хепри, Ра, Атум в разных египетских проекциях). Он выступает как податель благ – но одновременно нередко и как губитель.

Политеизм – предпосылка вступления божеств друг с другом в отношения. Вспомним о принципе констелляции, сформулированном Ассманом. Эти отношения могут иметь разный характер. Основные варианты взаимодействия – господство и подчинение, сотрудничество и вражда, соперничество, дружба, любовь...

Основные божества объединяются в пантеон. Это более или менее упорядоченный союз-совет богов. Каков этот порядок? Во-первых, обозначено количество богов. Довольно определенные представления на сей счет имелись у греков. С другой стороны, в индийских ведийских мифах численность богов и состав пантеона лишены всякой определенности. Здесь насчитывают от 33 до 3339 божеств; многие божества слабо индивидуализированы (а потому могут быть интерпретированы как лики единого божественного начала).

Во-вторых, порядок вносится в характер взаимодействия высших существ. В рамках пантеона божества могут иногда вступать в относительно равноправное взаимодействие, советоваться и принимать решения по взаимному согласию. Иногда основные божества соперничают между собой. Но обычно в пантеоне устанавливаются отношения господства-подчинения, утверждается строгая иерархия божеств.

В этом случае первый принцип, упорядочивающий отношения божеств в пантеоне, – это принцип семейного права. Пантеон – большая семья, руководимая богом-отцом, общим родителем и главой. Прочие божества родственно связаны с ним и как младшие создания находятся у него в подчинении. В этом аспекте акцентируется генеалогия богов.

Второй принцип иерархии, основанной на господстве-подчинении, – принцип функционального распределения обязанностей. Бог-отец – правитель мира, космокра-тор. Прочие божества имеют более или менее четко очерченную сферу деятельности, надзора и опеки. Они властвуют преимущественно в одной конкретной области. Пантеон принимает вид кабинета министров. В этом аспекте акцентируются функции богов и их полезность.

Разделение на моно- и политеистические системы отчасти условно. Бог может быть многолик и многоипостасен, и не всегда ясно, представляют ли собой разнообразные божества аспекты единого бога – или они вполне суверенны. Ф. В. И. Шеллинг рассуждал, что верховный Бог объемлет других богов, но не объемлется ими. Они пребывают в нем, он же – вне их. Он не входит в их число. По своей природе и сущности он предшествует им. «Множественность этих иных Богов не затрагивает его – он все равно один, ему нет равных».

Особую природу имеет Иисус Христос – Богочеловек, «полностью Бог и полностью человек».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 970; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.