КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы науки мифологии
Изучение мифов География мифов
Мифы распространены повсеместно. Свои мифы существовали и существуют у всех народов. Изучение мифов не замкнуто материалом античности или Библии, оно предполагает гораздо более широкий обзор мифологических систем (египетских, шумеро-аккадских, ведийских, индуистских, буддийских, китайских (в том числе даосских), греческих, римских, ветхозаветных, новозаветных, славянских, скандинавских, мусульманских мифов, мифов современных обществ). Миф часто является достоянием определенного народа, этноса. Таковы, например, египетские мифы. Однако есть и мифы, принадлежащие более крупным человеческим сообществам, открытые навстречу каждому человеку. Отчасти их распространенность связана с межэтническими контактами, с культурными взаимодействиями, взаимовлияниями. В другом случае нужно говорить о космополитических мифах, служащих основанием мировых религий – христианства, буддизма, ислама. В XX веке мы пережили расцвет и теперь переживаем смерть коммунистического космополитического (интернационалистского) мифа. В некоторых случаях миф, теряя свою актуальность, распространяется, тем не менее, очень широко и становится материалом для других культурных форм, для свободного художественного творчества и эстетической игры. Такова судьба античных мифов, ставших достоянием европейской культуры Нового времени, но уже не в актуальном своем значении, а в качестве ярких, причудливых историй, не претендующих на достоверность.
У понятия «мифология» два основных значения. 1. Мифология – совокупность мифических историй, соотнесенных между собой и дающих в общем целостную и связную картину мира. В дальнейшем мы будем называть такую совокупность мифологической системой (мифосистемой). 2. Мифология – наука о мифах. Как наука о мифах мифология изучает их состав, строение, сущность и значение, происхождение, эволюцию, взаимодействие мифа с другими культурными явлениями. История науки мифологии кратко изложена Е. М. Мелетинским (см. его книгу «Поэтика мифа»), а также А. Ф. Лосевым в статье «Мифология» в третьем томе «Философской энциклопедии» и С. А. Токаревым и Е. М. Мелетинским в статье «Мифология» в энциклопедии «Мифы народов мира». К сожалению, они очень мало пишут о современном состоянии науки.
Собирание мифов. Этот труд требует постоянных усилий. Современные мифы можно собирать, анализируя общественное мнение, изучая содержание средств массовой информации, слухов и сплетен, различных идей и поверий. При этом нужно только умело различать предмет несомненной веры – и содержание пропаганды, т. е. теми образы реальности, которые кто-то пытается внедрить в народное сознание. В современных традиционных обществах, по оценке Мирчи Элиаде, роль и функции мифов могут быть (или могли быть до последнего времени) тщательнейшим образом прослежены и описаны этнологами. В отношении каждого мифа, так же как и в отношении каждого ритуального действия архаических обществ, возможно было опросить туземцев и узнать у них, по крайней мере, отчасти, значение, которое они этим мифам и обрядам придают. Но, с другой стороны, в этих обществах мифы часто хранятся вне записи, в памяти их адептов. Редкий человек знает миф целиком. Являясь высшей святыней, мифы составляют главное сокровище сообщества. А потому это сообщество далеко не всегда охотно делится ими с посторонним наблюдателем, чужаком. От собирателей мифов народов Африки, Океании, Австралии требовалось подчас долгое и упорное вживание в культурную среду для завоевания доверия аборигенов. Сегодня этот труд можно считать в принципе завершенным. Древние мифы к настоящему моменту в основном уже изучены. Однако и здесь есть еще резервы. Мифы эти не всегда дошли до нас целиком в составе Священных Книг. Нередко эти книги или не сохранились, или их не было вовсе. В таком случае собирание мифов может происходить путем анализа других источников: литературы, фольклора, записей религиозных гимнов, ритуальных церемоний, изображений на сосудах, скульптуры и т. п. Реконструкция. Как правило, миф нуждается в реконструкции. Часто нет такого источника, в котором он был бы изложен исчерпывающе. Тогда требуется скрупулезное изучение разных источников информации и обобщение различных сведений. С отдельными результатами реконструкции можно познакомиться, обратившись к переложениям мифов, сделанным учеными. Это, например, книги Куна, Грейвса, Головкера, Тахо-Годи и многих других авторов по мифам древних греков, Темкина и Эрмана по мифам индийцев, Юань Кэ по мифам Китая и т. п. Реконструкция мифа по разным источникам – процесс творческий. Он может привести к разным результатам.! Разница зависит и от количества и качества источников, и от миросозерцания ученого. Систематизация мифов в пределах одной мифологической системы. Систематизация мифов в рамках одной мифосистемы может производиться по-разному. Традиционный и распространенный способ – изучение эволюции мифологической системы. В этом случае изучается развитие мифологических представлений. Пример –- исследования А. Ф. Лосева («Греческая мифология в ее историческом развитии» и др.), статья Р. Антеса «Мифология в Древнем Египте» (в сборнике «Мифологии древнего мира»). Другой способ – изучение мифосистемы как стабильной, относительно постоянной, внутренне упорядоченной системы представлений. Иногда эту систему пытаются даже структурировать. Пример – статьи В. В. Иванова и В. Н. Топорова о балтийской и славянской мифосистемах в энциклопедии «Мифы народов мира». Сопоставление мифологических систем. Сравнительная мифология. При сравнении мифосистем давно уже было открыто удивительное сходство многих мифов, входящих в разные мифосистемы. Сходств очень много – и на уровне центральных сюжетов (например, о золотом веке, о потопе, о битве героя с чудовищем), и в весьма мелких деталях и подробностях (например, во многих мифосистемах неуязвимый герой имеет какое-то одно уязвимое место, вследствие чего и гибнет: Ахилл, Зигфрид, Исфендиар, Самсон). Это загадочное сходство мифов, адепты которых живут на огромном расстоянии друг от друга, стало предметом осмысления и истолкования (см. ниже, в главе «Эволюция мифологических представлений»). В то же время оно есть основание для других способов анализа мифов разных народов. Данные сравнительной мифологии позволяют некоторым ученым вслед за Э. Б. Тайлором утверждать, что древние мифы можно реконструировать, имея аналогичный материал в мифах современных традиционных обществ. Оппоненты (напр., Г. К. Честертон) говорят, однако, что творческое ядро человечества потому и ушло от своего архаичного состояния, что уже в далекой древности имело некую специфику, какие-то импульсы для дальнейшего духовного развития. Так что проводить прямые аналогии рискованно. В принципе реконструкция и систематизация по аналогии возможна. Однако для этого нужны дополнительные условия. Так, Д. С. Раевский реконструировал мифы скифов путем сопоставления скудного скифского археологического материала с мифами других, но родственных скифам, арийских народов. Типологический анализ мифов. Сходство мифов и мифосистем позволяет осуществить типологический анализ мифов разных народов. Упорядочив элементы сходства и различия в разных мифосистемах, мы выделяем основные, опорные понятия (уровни соответствий) и на этой основе классифицируем мифы. В первую очередь здесь берутся персонажи, миротворение, хронотоп. Можно также предположить, что есть и некая стабильная структура мифов, общая для всех мифосистем. Эту структуру рассматривает структурно-типологический анализ. Здесь акцент делается на изучение общих отношений, глобальных закономерностей, которые проявляются в мифосистемах. Герменевтический анализ. «Понимающая мифология», попытка понять, что значит миф для человека, включенного в его сферу. Истолкование смысла мифа путем погружения в культурно-историческую среду, в которой миф имеет актуальное значение, гружен осмысления экзистенциалов мифа. Главные средства: вживание, идеальное моделирование. Философский анализ. Осмысление значения мифов извне, попытка вписать его в общекультурный процесс и в жизнь человека. Средства: философская спекуляция, размышление, интеллектуальное обобщение. Пока миф существует как живая реальность веры, нужды в его специальном объяснении не возникает. Он полагается даром свыше и является абсолютно достоверным знанием для адепта, знанием, не подвергаемым сомнению и критике. Исторически анализ мифа обычно начинался тогда, когда иссякала вера в него. Это создавало дистанцию, открывавшую возможность непредвзятого подхода.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 3233; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |