Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Трикстер




Герой

Чудовище

 

Чудовища – таинственные существа, обладающие ужасными свойствами и жуткие на вид. Нередко чудовища обладают божественной природой. Они непостижимы и реализуют некоторые свои свойства на пределе совершенства.

Наиболее распространенные виды чудовища – змей и дракон. Встречаются и другие причудливые разновидности. Змей связан с землей и водой, с мрачными безднами. Оттуда он выносит свою холодную мудрость. Дракон – чудесный гибрид, крылатый змей. У него несколько голов, туловище пресмыкающегося (змеи, ящера, крокодила) и крылья птицы. Иногда в состав его телесности входят и части тела рыбы, пантеры, льва, козла, собаки, коня, волка и др. Дракон летает, плавает и ползает по земле, изры-гая огонь в случае опасности. По функциям дракон подобен змею и может рассматриваться как дальнейшее развитие этого образа. Дракон живет в пещере и охраняет воды. Он связан со смертью и является ее причиной, пребывает во мраке. Порой он выступает хранителем сокровищ, прячущихся в складках земли.

Своеобразие дракона состоит в том, что в этом синтетическом образе соединяются образы животных, представляющих сферы, альтернативные здешнему миру. Это верхний и нижний миры, вода и огонь. Иными словами, он представляет инобытийные полярные сферы, причем сразу обе, связывая их и проникая в них.

Чудовища обладают тайной темной мудростью. Иногда они заботятся о плодородии почвы. Иногда – помогают людям. Чаще они приносят вред, в неимоверном множестве пожирают людей, нарушают божественные установления, соперничают с богами.

Нередко божество или герой вступают с чудовищем в поединок, который, как правило, заканчивается победой этих персонажей над чудовищным антагонистом.

 

Сущность героя двойственна. Герой мифа – это, как говорят, полубог-получеловек. В нем есть начала божественное и человеческое. Он имеет двойное – человеческое и божественное происхождение. Часто герой – сын божества (либо божественного чудовища) и земной женщины. В другом случае у героя две пары родителей – небесная и земная (т. е. он является аватарой божества в земном мире и имеет небесного двойника).

Что в нем от божества? Во-первых, происхождение. У героя божественный родитель. Он рожден чудесно. Чтобы создать великого героя, иногда нужно скрещивание не в одном, а даже в нескольких поколениях. Божественность героя проявляется как его таинственная, непостижимая особость и как близость к совершенству. Чудесное происхождение – основание для благородства и причина сверхъестественных качеств и способностей. Герой нередко огромен весом и ростом, обладает огромной, непомерной силой, чудесен внешне. У него немалый аппетит. Он прожорлив, ненасытен до хмеля, сексуально неутомим.

С божественным началом герой связан и своей деятельностью. Центральный момент жизни героя – подвиг. К этому он предназначен богами. Обязательность совершения подвига определяется тем, что герой является посредником между богами и людьми. Само его появление исторически, очевидно, означает некоторое отдаление мира богов от мира людей. По характеристике Дж. Кэмпбелла, «эманации сгущаются, поле сознания сужается. Там, где ранее были видны первопричины, теперь в фокус суженного, нацеленного на строгие факты человеческого зрачка попадают лишь их вторичные следствия. Поэтому теперь космогонический цикл продолжают уже не боги, ставшие отныне невидимыми, а герои, более или менее человекоподобные по своему характеру, через посредничество которых реализуется судьба мира». Герой в себе переживает космогонический процесс, собой и своими деяниями реализуя его этапы, смысл и цель. Иногда утверждают, что герой имеет своим архаичным прообразом тотемного предка (А. Косарев); исторически в древности это могло быть, но такое правило не универсально.

Герой имеет задачу, данную божеством, и решает ее в мире людей. Ему надлежит выполнить волю богов на земле. Обычно герой упорядочивает жизнь, вносит в мир лад и строй, справедливость, законы. На это он употребляет свои чудесные способности.

Итак, основное содержание мифов о героях – это история совершения подвигов. Подвиг не может быть легким делом. По своему масштабу это действие беспрецедентное и неповторимое. Оно доступно для исполнения только героем – и более никем.

 

Ради совершения подвига герой часто отправляется в опасное странствие, в тьму неведомого. Еще одно основание странствия – поиски героем своего отца или другого родственника, выполнение задания, исполнение обета. Путешествия составляют сюжет его жизни. Его удел – дорога. Здесь с ним случается большое приключение. Он проходит испытания, терпит бедствие и приобретает нередко особые способности и знания, погружаясь к истокам бытия, и уже потом обнаруживает способность к великому деянию.

Типология деяний героя. Наиболее распространенный подвиг героя – подвиг силы. Обычно это борения с чудовищем, драконом, каким-то чудесным врагом. Поединок с чудовищем оказывается нередко центральным сюжетом мифа. По своему значению такой подвиг, с одной стороны, является испытанием силы героя, а нередко, с другой стороны, входит и в более обширный контекст глобального мироустроения, которому мешает враг. При этом герой и его противник могут быть связаны родством; змееборец может быть потомком змея.

Подвиг добывания культурных объектов (огня, растений).

Подвиг хитроумия. Хитроумный герой подчас по своим качествам сближается с трикстером (см. ниже).

Подвиг мастерства. Реализация чудесных умений в искусстве, строительстве и т. п. Подвиг социального устроения, законодательства и управления. Дж. Кэмпбелл называет это «наивысшим героизмом», требующим проникновения к первоединству. Подвиг защиты слабого, исцеления и т. п. Подвиг пророчества, свидетельства о высшей истине.

Подвиг самоотречения и самопожертвования. Дж. Кэмпбелл рассуждал об этом так: «Будучи по ту сторону жизни, эти герои оказываются по ту сторону мифа. Им уже незачем обращаться к мифу, так и мифу уже нечего сказать о них (...) В тот момент, когда душа уходит в сокрытое, остается одно безмолвие».

Человеческое начало в герое проявляется в том, что его самая главная драма –невечность. Он остается смертным. Бессмертие дано только богам. Герой неуязвим вследствие как своей мощи и силы, так и магических способностей или средств, которыми он пользуется. Однако это не означает, что существование его безоблачно. Жизнь героя коротка и мала для того, чтобы вполне осуществить назначенное и задуманное. Смертность обнажает человеческую природу героя. Здесь в мифе наиболее ярко формируется проблема смысла бытия в перспективе этой личной, персональной смерти – основная проблема человеческого существования. Смерть назначена судьбой. Это кризисная, трагическая точка существования героя. Он с нею ничего не может поделать, хотя нередко прикладывает большие усилия для того, чтобы уйти от судьбы и обрести бессмертие.

Главным путешествием героя нередко становится путешествие в царство мертвых или к предкам, где герой пытается узнать секрет вечной жизни. Там он встречается с первопредком или с божеством, с Отцом. Однако здесь герой – всегдашний победитель на арене этой жизни – терпит, по видимости, поражение, возвращаясь ни с чем. Ему остается утешаться величием своих свершений и уповать на потенциальное долголетие памяти о них. Знание о своей конечности заставляет героя форсировать героические усилия для приобретения прижизненной и посмертной славы. Иной акцент в этом сюжете состоит в том, что герой в результате встречи с Отцом видит его, постигает сущность бытия и примиряется с ним, подобно библейскому Иову. «Герой преступает npеделы жизни с ее своего рода слепым пятном и на мгновение поднимается до способное! смотреть на источник света» (Дж. Кэмпбелл).

Иногда боги забирают героя после смерти к себе, даруя ему тем самым бессмертц но такое случается нечасто.

Когда наградой, а когда и испытанием герою становится женщина, «...если герой выступает монархом мира, то она – этот мир, а если воин, то она – его слава. Она - образ его судьбы, которую он должен вызволить из заточения обстоятельств» (Дж. Кэпмбелл). Популярный сюжет мифов о героях – любовь богини к герою. Нередко такая любовь весьма обременительна. Подчас даже герой отказывается от неё чем навлекает на себя гнев богини или хотя бы ее нерасположение.

Еще один распространенный сюжет мифов о герое – его дерзкое богоборчеству Герой становится соперником божества. Он вступает в поединок, иногда даже побеждает бога, наносит ему рану или обманывает его. Но победа над богом влечет за собой кару. Деяние героя трактуется как преступление. Его снова и снова испытывают боги иногда наказывая его за проступок, мстя ему, если деяния героя в чем-то разошлись волей божества или по другой причине. В виде наказания он подчас попадает в зависимость к недостойному, злому владыке. Существует и миф о посмертном наказании и преступление перед божеством, о вечности, которая дается в наказание и состоит из страданий.

Известен также сюжет о том, как герои встречаются в поединке или в многоперсонажной схватке на поле боя. Здесь они истребляют друг друга и тем самым кладут конец своему роду, своей героической породе. Так завершается эпоха героев. Иногда соперничество героев не разрешается в такой непримиримой вражде. Оно может neреходить в побратимство, в дружбу. Такая дружба (то сопровождающаяся испытаниями, а то обходящаяся без них) нередко объединяет героических побратимов или братьев-близнецов.

 

Среди персонажей мифа у трикстера особое место. Оно определяется тем, что это иногда отдельный тип персонажа, иногда же скорее лишь особая функция, присущая богам, предкам или человеку. Ученый-мифолог Ф. Рэглан говорил, что в мире мифов «всего два главных характера – герой и шут». Трикстер возникает как антипод, антагонист героя, знаменующий своим появлением возникновение ущерба и зла в мире. Он разрушает, нарушает запреты и соглашения. В нем есть демоническое (бестиальное) начало. И в то же время трикстер – персонаж, содержащий в себе комическое (ироническое) начало. Это эксцентрик, безобразник, плут, хитрец, способный на злонамеренное озорство, оборотень, меняющий облик и пол, игрок.

Он часто оказывается шутовским дублером персонажа, создающего положительные ценности. Трикстер неудачно, нелепо подражает высоким деяниям, высмеивает их, нарушает запреты и соглашения. Его цели аморальны и анархичны, он удовлетворяет свои прихоти и похоти. Его снедает голод, он гиперэротичен. Его средства – обман и притворство, глум и каверза, игра и пародия.

Знаменательна эта парадоксальная связь демонического и смехотворного. Трикстер умен, но глуп, страшен, но смешон. Он ограничен в возможностях и лишен перспективы утвердить себя и свои деяния в вечности. Трикстер обычно не может иметь окончательного, полного успеха или поражения.

В христианском мифе появляется личность антихриста – человека, принявшего сторону дьявола, ставшего его посланником. Антихрист – «обезьяна Христа», он носит маску Христа, выступает как лжец, имитатор дел и чудес Христа. Это своего рода христианский трикстер.

Бытовало мнение, что изначально представления о богах закладывали в состав божественного характера и трикстерное начало. По мере развития представлений оно отходит на второй план или вовсе выносится из божественной сущности, концентрируясь в отдельном типе персонажей. Однако временами оно дает о себе знать и в жизни богов. Так, по характеристике М. Лифшица, греческие боги – «бывшие трикстеры». Именно они «вносят в этот мир оживленный беспорядок, устраивают временами настоящий кавардак, когда их интересы сталкиваются, и нужен грозный окрик царя богов, чтобы прекратить эту анархию и вернуть мир к прежнему неустойчивому равновесию сил». Однако такой взгляд далеко не общепринят. Трикстерное начало может считаться не каким-то архаическим рудиментом в божественной сущности, но стабильным элементом, который или доминирует в характере персонажа, или временами проявляет себя, указывая на сложность представлений о том или ином существе. Иногда смешные сюжеты и комические аспекты в личности божества возникают вообще на самой поздней стадии развития мифологических представлений.

Есть и позитивное зерно в этом типе персонажа, как он представлен в мифе. Трикстер – фигура светотеневая. Как замечает В. Н. Топоров, трикстер все время пребывает на границе, на меже, находится на грани природы – культуры. Он постоянно выходит за пределы традиции, свободно обращается с истиной и речью. Он – испытатель, экспериментатор, посредник и искатель. Трикстер ищет «в хаосе возможностей свой единственный шанс на необщих путях», отдает себя рискованной ситуации выбора.

Все прочие персонажи мифа редко меняются. Сущность же трикстера – постоянное изменение, перманентная метаморфоза. С ним приходит в мир новизна, он побуждает позитивного героя к неустанному творчеству. Если другие персонажи ищут гарантий сохранности, стабильности, неизменности, верности образцам и прецеденту, то путь трикстера – путь риска в экстремальных ситуациях. Его пути оцениваются нормой как неправильные, неэффективные, ошибочные, плохие. Он неконформен. Он производит опыты, пренебрегая табу и предписаниями, свободен от предрассудков.

В мировой культуре фигура трикстера проявилась в шуте, скоморохе, юроде. В XX веке трикстерное начало было ярко выражено у многих крупных художников и идеологов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 915; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.