Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Франчайзинг в деятельности предприятий




Слово «франчайзинг» произошло от французского «franchise», что означает «льгота, привилегия, освобождение от налога, взноса». Впоследствии оно закрепилось в англоязычных странах.

Франчайзинг имеет почти двухсотлетнюю историю. Его появление относят к началу 1800-х годов (хотя схожие отношения существовали еще в средние века), к так называемой системе «связанных домов», использовавшейся бри­танскими пивоварами. По схеме, очень близкой к франчайзингу, работали фабрика Singeг (с 1860 г.), компания Соса Со1а (с 1886 г.), компания Gеneral Моtоrs (с 1911 г.) и другие широко известные фирмы. Сегодня франчайзинг получил развитие более чем в 70 отраслях хозяйства, широко распространен в зарубежной практике и признан в мире как наиболее прогрессивная форма ведения бизнеса. Договор франчайзинга является самостоятельным объектом правового регулирования более чем в 80 странах мира.

По своей сущности франчайзинг представляет собой систему взаимоотно­шений, заключающуюся в возмездной передаче одной стороной (фирмой, име­ющей, как правило, ярко выраженный имидж и высокую репутацию на рынке товаров и услуг) другой стороне (фирме или индивидуальному частному пред­принимателю) своих средств индивидуализации производимых товаров, выпол­няемых работ или оказываемых услуг (товарный знак или знак обслуживания, фирменный стиль), технологии ведения бизнеса и другой коммерческой инфор­мации, использование которой другой стороной будет содействовать росту и на­дежному закреплению ее на рынке товаров и услуг. При этом передающая сторо­на обязуется оказывать содействие в становлении бизнеса, обеспечивать техни­ческую и консультационную помощь. Приобретающая права сторона производит платежи за право использования в предпринимательской деятельности исключи­тельных прав франчайзера и оказываемые им услуги, целью которых является поддержка франчайзи.

Франчайзером в терминологии российского права является владелец прав, т.е. правообладатель. Франчайзи — юридическое или физическое лицо, которо­му эти права передаются на определенных условиях (в российской терминоло­гии—пользователь). Правообладатель имеет право передавать свои права неограниченному числу лиц с правом или без права дальнейшей передачи, что должно быть отражено в договоре. Право дальнейшей передачи оговаривается в договоре; лицо, наде­ленное правом дальнейшей передачи, — субфранчайзер в российской терми­нологии — первый пользователь; лицо, не наделенное правом дальнейшей передачи полученных прав; второй пользователь). Использование передаваемых франчайзером прав не лишает франчайзи юридической самостоятельности, однако в целях сохранения своей репута­ции франчайзер наделяется контрольными функциями в части использова­ния переданных прав и исполнения стандартов ведения деятельности. Корпо­ративные стандарты должны быть разработаны франчайзером и являются предметом франшизы, т.е. всего пакета предложений, являющихся предме­том договора.

Отсутствие внутренних стандартов в большинстве организаций, пытаю­щихся перейти в своей практике на систему франчайзинга, не просто не по­зволяет им рекомендовать эти намерения, но и подтверждает незнание самого существа указанных системных связей.

Франчайзинг предполагает длительные и стабильные отношения партнеров, что позволяет обеспечить предсказуемость развития системы и дает возможность установления длительных перспективных целей. На стадии разработки, безуслов­но, возникают определенные трудности, так как вся система договорных отно­шений должна быть приведена к единому смыслу и выработана единая корпора­тивная философия ведения бизнеса. И это, естественно, требует изменения сте­реотипов мышления у всех без исключения сотрудников фирмы-франчайзера — только после этого можно серьезно говорить о франчайзинге.

В зависимости от направления можно выделить четыре вида франчайзин­га: франчайзинг потребительских товаров, производственный франчайзинг, сервисный франчайзинг и франчайзинг бизнес-формата. Если первые три вида «завязаны» на конкретной деятельности, то франчайзинг бизнес-формата пред­полагает не только расширение деятельности во внутриотраслевом масштабе и допредельных отраслях, но и включение в систему различных направлений деятельности. В основе франчайзинга бизнес-формата должны лежать единая методология, внутрисистемные интересы, идентификация франчайзера и франчайзи, т.е. становление их частью единой корпоративной системы.

Франчайзинг базируется на постоянном сотрудничестве и высоком уровне доверия сторон, единообразии участников системы, высокой степени предпринимательской инициативы, отлаженной системе информационных связей, коммуникаций и инструментов маркетинга, поддержке сторон и ориентации на долгосрочный коммерческий успех.

Моделируя систему франчайзинга, необходимо исходить из интересов сторон, которыми они, естественно, будут руководствоваться в своей дея­тельности.

Франчайзеру система предоставляет следующие возможности:

• расширение производства и/или сбыта товаров и услуг и соответ­ственно получение дополнительного дохода;

• продвижение на рынке товаров и услуг и самой организации за счет участников системы;

• увеличение степени контроля на рынке;

• сбыт товаров и услуг на удаленных территориях и проведение терри­ториального раздела рынка с целью ограничения конкуренции между франчайзи без нарушения антимонопольного законодательства;

• регулирование и контроль за качеством ведения бизнеса с целью обеспечения защиты законных торговых интересов;

• проведение единой ценовой политики без риска нарушения антимо­нопольного законодательства;

• расширение опыта ведения бизнеса на основе обратных информаци­онных связей;

• получение дополнительного дохода от уступки прав на использование товарного знака, фирменного стиля, прав на использование объектов интеллектуальной собственности, коммерческой информации;

• получение дополнительного дохода при одновременном отсутствии вы­сокой степени риска потерять свой капитал, поскольку франчайзи имеет свои источники финансирования;

• экономия финансовых ресурсов при отсутствии необходимости созда­ния дочерних предприятий, дополнительных расходов на комплекто­вание материально-технической базы (производственные, торговые и офисные помещения, оборудование и т.д.), так как франчайзи могут полностью или частично иметь ее в собственности;

• экономия на административно-хозяйственных и управленческих расходах, которые осуществляет сам франчайзи.

Со своей стороны, франчайзи может быть заинтересован в следующих возможностях системы:

• «вступление» под товарный знак хорошо зарекомендовавшей себя ком­пании (в отличие от неизвестного) расширяет привлекательность выпускаемой продукции для потребителя и увеличивает круг покупа­телей или клиентов, особенно за счет группы приверженцев этого товарного знака;

• «вступление» в готовый бизнес в значительной степени гарантирует достижение определенных результатов за счет использования возможно­стей системы;

• сохранение юридической самостоятельности не вступает в противоречие с принципами построения системы и не лишает прав на самосто­ятельное принятие управленческих решений;

• постоянная техническая и консультативная поддержка со стороны франчайзера;

• гарантированная система поставок;

• приобретение определенного уровня защищенности на территории присутствия франчайзера;

• повышение статуса франчайзи при проведении переговоров, получении кредитов и т.д. при достижении полного единообразия с франчайзером;

• увеличение круга постоянных потребителей франчайзи благодаря из­вестности франчайзера, гарантированным маркетинговым исследованиям и рекламным кампаниям;

• значительная экономия ресурсов и времени на рекламе, обучении кадров, проведении маркетинговых исследований, поиске и доставке товаров, разработке и регистрации собственного товарного знака, отработке технологии ведения бизнеса, ведении переговоров и поиске партнеров;

• снижение риска банкротства, так как франчайзи использует в своей практической деятельности опыт франчайзера и пользуется системой поддержки с его стороны.

Взаимодействие франчайзера с участниками системы может осуществляться либо непосредственно с франчайзи, либо через субфранчайзера или нескольких субфранчайзеров. Территориальное ограничение деятельности с использованием прав на объекты интеллектуальной собственности и отработанной франчайзером системы ведения бизнеса разрешено законодательно.

При всех возможностях системы ее использование на практике на началь­ной стадии представляет определенные трудности. Необходимо соблюсти сле­дующие основные условия, предшествующие появлению пилотного предприятия - франчайзи:

• оценить готовность потенциального франчайзера к переходу на новую систему по выделенной группе факторов;

• определить предмет договора франчайзинга и разработать пакет доку­ментов, входящих во франшизу;

• оценить потенциальные рынки, на которых предполагается проводить политику активного продвижения;

• оценить потенциальных франчайзи и разработать политику привлече­ния

 

Классификация торговых посредников

Всех посредников, действующих в системе рыночных отношений можно разделить на независимые и зависимые посреднические предприятия, а исходя из объемов продаж, которые они реализуют, их можно классифицировать на предприятия оптовой и предприятия розничной торговли. Независимые посредники являются самостоятельными организациями, которые приобретают продукцию в собственность, а затем реализуют ее потребителям. Зависимые посредники, как правило, не имеют права собственности на товар, а работают исключительно за комиссионное вознаграждение за выполняемые ими услуги.

На рынке товаров и услуг действуют следующие виды торговых посредников:

Брокер - специалист (иногда - фирма) по конъ­юнктуре рынка, хорошо знающий возможности за­купки и сбыта продукции; оказывает посреднические торговые услуги при заключении сделок по опреде­ленному, обычно довольно узкому ассортименту про­дукции, в том числе на товарной, а также фондовой и валютных биржах. Действует по поручению и за счет клиентов; может действовать и от своего имени, но за счет доверителей. Это чистый посредник, не имеющий в своем рас­поряжении товаров и каких-либо серьезных полно­мочий самостоятельно совершать сделки; услуги бро­кера не имеют систематического характера. Его дея­тельность оплачивается только за проданную при его посредничестве продукцию - в процентах либо от общей стоимости каждой проданной единицы товара. Весьма часто брокер получает комиссион­ное вознаграждение не от продавца, а от покупа­теля.

Дилер - лицо или фирма, осуществляющие бир­жевое или торговое посредничество за свой счет. Мо­гут выступать посредниками между брокерами, дру­гими дилерами и клиентами. Их доходы образуются за счет разницы между покупной и продажной ценой товаров, услуг, валют, ценных бумаг.

Агент - торговый посредник между производи­телем, определяющим цены на товары и условия по­ставки, и различными потребителями в определенном регионе. Являясь постоянным представи­телем фирмы, агент наделяется ограниченными правами по ведению переговоров и оформлению сде­лок по продаже продукции. Основная задача агента - поиск потенциальных покупателей продукции фирмы.

Агент, как и брокер, не имеет права собственности на товар, но в отличие от него, используется на по­стоянной основе. Агенты подразделяются на агентов производителей, сбытовых агентов и торговцев на комиссии.

Агент производителей - работает на несколько производящих фирм, имеет дело с не конкурирующими, взаимодополняющими товарами с исключи­тельным правом сбыта на определенной территории. Иногда они хранят и поставляют продукцию, огра­ниченно участвуют в маркетинговых исследованиях и планировании фирмы, помогают внедрять новые товары. Получают комиссионное вознаграждение от производителей в размере до 5-10% суммы сбыта.

Сбытовой агент - по условиям договора отвечает за маркетинг всей продукции производителей, вы­ступая в качестве их маркетинговых подразделений. Имеет полномочия вести переговоры по ценам, кре­дитам, поставкам и другим условиям реализации, но не имеет права собственности. Обычно сбытовые агенты работают на небольшие фирмы, недостаточно опытные в сбыте. Таких агентов часто называют полномочными агентами по сбыту.

Торговец на комиссии (или комиссионер) - тип агента, получающего товары на принципах кон­сигнации от производителей, со­бирающего их на местных рынках и организующего их сбыт. Они могут помогать рознице кредитом, пер­соналом, содействовать в исследовании и планирова­нии. Имеют право вести переговоры ценам с по­купателями, но, начиная с определенного продавцом минимального (нижнего) уровня, т. е. на началах аукциона.

Агент по закупкам - агент, работающий от имени покупателей, оформляющий с ними долговре­менные соглашения; закупая товары, такой агент часто берет на себя и функции получения товара, проверки его качества, складирования товара и его доставки к месту назначения.

Коммивояжер - разъездной торговый посред­ник, представитель крупной торговой или произ­водственной фирмы, предлагающий покупателям товары по имеющимся у него образцам; действует, как правило, в форме личных контактов с потенциаль­ными потребителями, клиентами.

Консигнатор - наиболее самостоятельный тип торгового посредника из тех, кто не имеет права соб­ственности на товары; имеет в своем распоряжении необходимое помещение и оборудование, партии то­варов для прямой реализации в рамках оговоренных с фирмой условий. Это, по существу, - торговец-арендатор. Оплата услуг консигнатора производится обычно на комиссионных началах.

Джоббер - независимая посредническая торговая фирма, осуществляющая сбыт готовой продукции на основе оптовых закупок у производителей. В отличие от дистрибьюторов джобберы относительно невелики по размерам, не располагают развитым складским хозяйством и скупают отдельные крупные партии товара для быстрой перепродажи.

Дистрибьютор - относительно крупная незави­симая посредническая фирма, осуществляющая сбыт на основе оптовых закупок готовой продукции у крупных промышленных фирм-производителей, рас­полагающая собственными складами и устанавлива­ющая длительные контрактные отношения с про­мышленниками. Дистрибьюторов не имеющих складских помещений иногда называют торговыми маклерами.

Торговый дом - фирма или компания, специа­лизирующаяся на проведении широкого круга внешнеторговых, транспортных операций, креди­тования производителей и торговцев, страхования, сервиса и ремонта продукции, сдачи торгового и дру­гого оборудования в аренду, консультирования и об­учения персонала, покупки, строительства и органи­зации новых предприятий различного профиля, а также других действий и операций, содействующих развитию торговли и осуществляемых за собствен­ный счет торгового дома.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 628; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.