КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Франчайзинг в деятельности предприятий
Слово «франчайзинг» произошло от французского «franchise», что означает «льгота, привилегия, освобождение от налога, взноса». Впоследствии оно закрепилось в англоязычных странах. Франчайзинг имеет почти двухсотлетнюю историю. Его появление относят к началу 1800-х годов (хотя схожие отношения существовали еще в средние века), к так называемой системе «связанных домов», использовавшейся британскими пивоварами. По схеме, очень близкой к франчайзингу, работали фабрика Singeг (с 1860 г.), компания Соса Со1а (с 1886 г.), компания Gеneral Моtоrs (с 1911 г.) и другие широко известные фирмы. Сегодня франчайзинг получил развитие более чем в 70 отраслях хозяйства, широко распространен в зарубежной практике и признан в мире как наиболее прогрессивная форма ведения бизнеса. Договор франчайзинга является самостоятельным объектом правового регулирования более чем в 80 странах мира. По своей сущности франчайзинг представляет собой систему взаимоотношений, заключающуюся в возмездной передаче одной стороной (фирмой, имеющей, как правило, ярко выраженный имидж и высокую репутацию на рынке товаров и услуг) другой стороне (фирме или индивидуальному частному предпринимателю) своих средств индивидуализации производимых товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг (товарный знак или знак обслуживания, фирменный стиль), технологии ведения бизнеса и другой коммерческой информации, использование которой другой стороной будет содействовать росту и надежному закреплению ее на рынке товаров и услуг. При этом передающая сторона обязуется оказывать содействие в становлении бизнеса, обеспечивать техническую и консультационную помощь. Приобретающая права сторона производит платежи за право использования в предпринимательской деятельности исключительных прав франчайзера и оказываемые им услуги, целью которых является поддержка франчайзи.
Франчайзером в терминологии российского права является владелец прав, т.е. правообладатель. Франчайзи — юридическое или физическое лицо, которому эти права передаются на определенных условиях (в российской терминологии—пользователь). Правообладатель имеет право передавать свои права неограниченному числу лиц с правом или без права дальнейшей передачи, что должно быть отражено в договоре. Право дальнейшей передачи оговаривается в договоре; лицо, наделенное правом дальнейшей передачи, — субфранчайзер в российской терминологии — первый пользователь; лицо, не наделенное правом дальнейшей передачи полученных прав; второй пользователь). Использование передаваемых франчайзером прав не лишает франчайзи юридической самостоятельности, однако в целях сохранения своей репутации франчайзер наделяется контрольными функциями в части использования переданных прав и исполнения стандартов ведения деятельности. Корпоративные стандарты должны быть разработаны франчайзером и являются предметом франшизы, т.е. всего пакета предложений, являющихся предметом договора. Отсутствие внутренних стандартов в большинстве организаций, пытающихся перейти в своей практике на систему франчайзинга, не просто не позволяет им рекомендовать эти намерения, но и подтверждает незнание самого существа указанных системных связей. Франчайзинг предполагает длительные и стабильные отношения партнеров, что позволяет обеспечить предсказуемость развития системы и дает возможность установления длительных перспективных целей. На стадии разработки, безусловно, возникают определенные трудности, так как вся система договорных отношений должна быть приведена к единому смыслу и выработана единая корпоративная философия ведения бизнеса. И это, естественно, требует изменения стереотипов мышления у всех без исключения сотрудников фирмы-франчайзера — только после этого можно серьезно говорить о франчайзинге.
В зависимости от направления можно выделить четыре вида франчайзинга: франчайзинг потребительских товаров, производственный франчайзинг, сервисный франчайзинг и франчайзинг бизнес-формата. Если первые три вида «завязаны» на конкретной деятельности, то франчайзинг бизнес-формата предполагает не только расширение деятельности во внутриотраслевом масштабе и допредельных отраслях, но и включение в систему различных направлений деятельности. В основе франчайзинга бизнес-формата должны лежать единая методология, внутрисистемные интересы, идентификация франчайзера и франчайзи, т.е. становление их частью единой корпоративной системы. Франчайзинг базируется на постоянном сотрудничестве и высоком уровне доверия сторон, единообразии участников системы, высокой степени предпринимательской инициативы, отлаженной системе информационных связей, коммуникаций и инструментов маркетинга, поддержке сторон и ориентации на долгосрочный коммерческий успех. Моделируя систему франчайзинга, необходимо исходить из интересов сторон, которыми они, естественно, будут руководствоваться в своей деятельности. Франчайзеру система предоставляет следующие возможности: • расширение производства и/или сбыта товаров и услуг и соответственно получение дополнительного дохода; • продвижение на рынке товаров и услуг и самой организации за счет участников системы; • увеличение степени контроля на рынке; • сбыт товаров и услуг на удаленных территориях и проведение территориального раздела рынка с целью ограничения конкуренции между франчайзи без нарушения антимонопольного законодательства; • регулирование и контроль за качеством ведения бизнеса с целью обеспечения защиты законных торговых интересов; • проведение единой ценовой политики без риска нарушения антимонопольного законодательства; • расширение опыта ведения бизнеса на основе обратных информационных связей;
• получение дополнительного дохода от уступки прав на использование товарного знака, фирменного стиля, прав на использование объектов интеллектуальной собственности, коммерческой информации; • получение дополнительного дохода при одновременном отсутствии высокой степени риска потерять свой капитал, поскольку франчайзи имеет свои источники финансирования; • экономия финансовых ресурсов при отсутствии необходимости создания дочерних предприятий, дополнительных расходов на комплектование материально-технической базы (производственные, торговые и офисные помещения, оборудование и т.д.), так как франчайзи могут полностью или частично иметь ее в собственности; • экономия на административно-хозяйственных и управленческих расходах, которые осуществляет сам франчайзи. Со своей стороны, франчайзи может быть заинтересован в следующих возможностях системы: • «вступление» под товарный знак хорошо зарекомендовавшей себя компании (в отличие от неизвестного) расширяет привлекательность выпускаемой продукции для потребителя и увеличивает круг покупателей или клиентов, особенно за счет группы приверженцев этого товарного знака; • «вступление» в готовый бизнес в значительной степени гарантирует достижение определенных результатов за счет использования возможностей системы; • сохранение юридической самостоятельности не вступает в противоречие с принципами построения системы и не лишает прав на самостоятельное принятие управленческих решений; • постоянная техническая и консультативная поддержка со стороны франчайзера; • гарантированная система поставок; • приобретение определенного уровня защищенности на территории присутствия франчайзера; • повышение статуса франчайзи при проведении переговоров, получении кредитов и т.д. при достижении полного единообразия с франчайзером; • увеличение круга постоянных потребителей франчайзи благодаря известности франчайзера, гарантированным маркетинговым исследованиям и рекламным кампаниям;
• значительная экономия ресурсов и времени на рекламе, обучении кадров, проведении маркетинговых исследований, поиске и доставке товаров, разработке и регистрации собственного товарного знака, отработке технологии ведения бизнеса, ведении переговоров и поиске партнеров; • снижение риска банкротства, так как франчайзи использует в своей практической деятельности опыт франчайзера и пользуется системой поддержки с его стороны. Взаимодействие франчайзера с участниками системы может осуществляться либо непосредственно с франчайзи, либо через субфранчайзера или нескольких субфранчайзеров. Территориальное ограничение деятельности с использованием прав на объекты интеллектуальной собственности и отработанной франчайзером системы ведения бизнеса разрешено законодательно. При всех возможностях системы ее использование на практике на начальной стадии представляет определенные трудности. Необходимо соблюсти следующие основные условия, предшествующие появлению пилотного предприятия - франчайзи: • оценить готовность потенциального франчайзера к переходу на новую систему по выделенной группе факторов; • определить предмет договора франчайзинга и разработать пакет документов, входящих во франшизу; • оценить потенциальные рынки, на которых предполагается проводить политику активного продвижения; • оценить потенциальных франчайзи и разработать политику привлечения
Классификация торговых посредников Всех посредников, действующих в системе рыночных отношений можно разделить на независимые и зависимые посреднические предприятия, а исходя из объемов продаж, которые они реализуют, их можно классифицировать на предприятия оптовой и предприятия розничной торговли. Независимые посредники являются самостоятельными организациями, которые приобретают продукцию в собственность, а затем реализуют ее потребителям. Зависимые посредники, как правило, не имеют права собственности на товар, а работают исключительно за комиссионное вознаграждение за выполняемые ими услуги. На рынке товаров и услуг действуют следующие виды торговых посредников: Брокер - специалист (иногда - фирма) по конъюнктуре рынка, хорошо знающий возможности закупки и сбыта продукции; оказывает посреднические торговые услуги при заключении сделок по определенному, обычно довольно узкому ассортименту продукции, в том числе на товарной, а также фондовой и валютных биржах. Действует по поручению и за счет клиентов; может действовать и от своего имени, но за счет доверителей. Это чистый посредник, не имеющий в своем распоряжении товаров и каких-либо серьезных полномочий самостоятельно совершать сделки; услуги брокера не имеют систематического характера. Его деятельность оплачивается только за проданную при его посредничестве продукцию - в процентах либо от общей стоимости каждой проданной единицы товара. Весьма часто брокер получает комиссионное вознаграждение не от продавца, а от покупателя. Дилер - лицо или фирма, осуществляющие биржевое или торговое посредничество за свой счет. Могут выступать посредниками между брокерами, другими дилерами и клиентами. Их доходы образуются за счет разницы между покупной и продажной ценой товаров, услуг, валют, ценных бумаг. Агент - торговый посредник между производителем, определяющим цены на товары и условия поставки, и различными потребителями в определенном регионе. Являясь постоянным представителем фирмы, агент наделяется ограниченными правами по ведению переговоров и оформлению сделок по продаже продукции. Основная задача агента - поиск потенциальных покупателей продукции фирмы. Агент, как и брокер, не имеет права собственности на товар, но в отличие от него, используется на постоянной основе. Агенты подразделяются на агентов производителей, сбытовых агентов и торговцев на комиссии. Агент производителей - работает на несколько производящих фирм, имеет дело с не конкурирующими, взаимодополняющими товарами с исключительным правом сбыта на определенной территории. Иногда они хранят и поставляют продукцию, ограниченно участвуют в маркетинговых исследованиях и планировании фирмы, помогают внедрять новые товары. Получают комиссионное вознаграждение от производителей в размере до 5-10% суммы сбыта. Сбытовой агент - по условиям договора отвечает за маркетинг всей продукции производителей, выступая в качестве их маркетинговых подразделений. Имеет полномочия вести переговоры по ценам, кредитам, поставкам и другим условиям реализации, но не имеет права собственности. Обычно сбытовые агенты работают на небольшие фирмы, недостаточно опытные в сбыте. Таких агентов часто называют полномочными агентами по сбыту. Торговец на комиссии (или комиссионер) - тип агента, получающего товары на принципах консигнации от производителей, собирающего их на местных рынках и организующего их сбыт. Они могут помогать рознице кредитом, персоналом, содействовать в исследовании и планировании. Имеют право вести переговоры ценам с покупателями, но, начиная с определенного продавцом минимального (нижнего) уровня, т. е. на началах аукциона. Агент по закупкам - агент, работающий от имени покупателей, оформляющий с ними долговременные соглашения; закупая товары, такой агент часто берет на себя и функции получения товара, проверки его качества, складирования товара и его доставки к месту назначения. Коммивояжер - разъездной торговый посредник, представитель крупной торговой или производственной фирмы, предлагающий покупателям товары по имеющимся у него образцам; действует, как правило, в форме личных контактов с потенциальными потребителями, клиентами. Консигнатор - наиболее самостоятельный тип торгового посредника из тех, кто не имеет права собственности на товары; имеет в своем распоряжении необходимое помещение и оборудование, партии товаров для прямой реализации в рамках оговоренных с фирмой условий. Это, по существу, - торговец-арендатор. Оплата услуг консигнатора производится обычно на комиссионных началах. Джоббер - независимая посредническая торговая фирма, осуществляющая сбыт готовой продукции на основе оптовых закупок у производителей. В отличие от дистрибьюторов джобберы относительно невелики по размерам, не располагают развитым складским хозяйством и скупают отдельные крупные партии товара для быстрой перепродажи. Дистрибьютор - относительно крупная независимая посредническая фирма, осуществляющая сбыт на основе оптовых закупок готовой продукции у крупных промышленных фирм-производителей, располагающая собственными складами и устанавливающая длительные контрактные отношения с промышленниками. Дистрибьюторов не имеющих складских помещений иногда называют торговыми маклерами. Торговый дом - фирма или компания, специализирующаяся на проведении широкого круга внешнеторговых, транспортных операций, кредитования производителей и торговцев, страхования, сервиса и ремонта продукции, сдачи торгового и другого оборудования в аренду, консультирования и обучения персонала, покупки, строительства и организации новых предприятий различного профиля, а также других действий и операций, содействующих развитию торговли и осуществляемых за собственный счет торгового дома.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 628; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |