Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Системность 2 страница




Сознание в обычном своем состоянии контактирует с полем крайне редко и в исключительных случаях. Мир полон описания таких контактов и сопутствующих чудес, но превратить коммуникацию с полем в реальность постоянную дано единицам. Таким исключением, черпавшим информацию из поля, была Ванга, но она крайне редко говорила, что именно следует сделать для того, чтобы неприятности в будущем данного человека не наступили (по данным болгарской АН сбывалось около 80% ее пророчеств).

Как воздействовать на Сеть, чтобы возник нужный отклик? Здесь можно применять только намерение. В медитации самоосознанность минимальна, но оперативная память хранит памятование о желательности определенного хода событий. Это с большой вероятностью притянет соответствующий глубинный отклик - коммуникация развернется именно в русле намерения. Никакие варианты контакта по желанию не проходят! Намерение гомеопатично, тысячекратное разведение - вот пример идеального раздражителя, вызывающего нужную реакцию. Любые манипуляции и ухищрения с целью получить необычные способности - бесплодны либо непредсказуемо опасны по своим последствиям, как правило, все решает Сеть. Либо Его величество Случай.

По проявлениям полевых эффектов можно подразделить человечество на следующие условные группы:

- безумцы и слабоумные - сознание фрагментарно, личности нет, контактировать некому;

- люди с явным ослаблением умственных способностей - юродивые, блаженные. Контакт возможен, но бесплоден, это пародия на коммуникацию, очень часто принимаемая окружающими за откровение;

- те, кто по неясным причинам (от Бога, в результате случайности либо катастрофы) получают доступ к Сети либо она сама отбирает их.

- среднестатистическая группа, незнакомая с неврозами и пограничными состояниями, полевые феномены крайне редко вторгаются в их жизнь, именуясь чудесами, случаем либо дьявольским наваждением;

- люди, обладающие первобытной жизненной энергией, позволяющей игнорировать бессознательное, это первопроходцы, революционеры, разрушители и ниспровергатели, завоеватели и авантюристы. Они реализуют свои устремления только на основе личных способностей;

- те, у кого при ясности ума и неординарных данных преобладают желания, замешанные на инстинктах (пример - Сигизмунд Малатеста, один из персонажей Возрождения);

- аскеты, контактирующие с конфессиональной моделью Единого (не с подлинной Сетью!) через религиозные ритуалы (см. главу «Йога и христианский мистицизм»);

- те, кто после контакта творчески трансформируют энергию архетипического, создавая вневременные произведения, от Йога-сутр и Божественной комедии до росписей Сикстинской капеллы и теории относительности;

- те, кто способен управлять сиддхами - великие йоги. Обладая реальной силой, они никогда не трогают текущую конфигурацию событий, поскольку хорошо представляют последствия такого вмешательства, в том числе и для себя;

- духовные реформаторы, быть может избранники и полпреды Сети.

По мере накопления практики йоги «калибр» сиддх (и личная сила) растет, но это обстоятельство никак не гарантирует контакт с Единым. Попытки влиять на чужую судьбу чреваты утратой личного полевого статуса.

В средине 1990 на одном из моих уральских семинаров появилась некая Оксана, математик по профессии. За год регулярных занятий она решила проблемы со здоровьем, но затем ударилась в буддизм и стала пренебрегать йогой, ради приработка занявшись в Екатеринбурге «снятием кармы». Я намекнул ей, что ввязываться в эти игры, не имея соответствующего запаса прочности, могут только камикадзе. Весной 1998 она позвонила мне с просьбой взять для нее в посольстве Австралии анкеты для въезда. Я выполнил ее просьбу и вновь посоветовал не искушать Господа бога своего. Рассмеявшись, она ответила, что за «карму» хорошо платят, зато в Австралии можно будет, наконец, работать по специальности. Два месяца спустя Оксана, ее мать и дочь погибли в автомобильной катастрофе на трассе Челябинск - Екатеринбург. В машине ехали пятеро, на остальных двоих выживших не было ни царапины. «Тот, кому дано услышать - поймет, кому не дано понять - не услышит» (Лао-Цзы).

На самочувствие и состояние окружающих могут влиять экстрасенсы - субъекты со специфическими способностями (которые можно отнести к «малым сиддхам»). Как правило, эти люди не понимают механизмов и причин своих способностей. Они могут снять достаточно тяжелую симптоматику или боль, а также способны замедлить на какое-то время развитие расстройств, не опасных для жизни. Сочетать практику йоги с экстрасенсориым воздействием нужно с большой осторожностью, поскольку наложение эффектов может быть опасным. Помню бывшего спортсмена, пришедшего в йогу для избавления от многочисленных травм. По ходу практики перекос спины у него постепенно сместился в область таза и в Пашимоттанасане, которая по форме получалась вполне прилично, начал болеть правый сустав бедра. У парня этого был знакомый экстрасенс, который заявил что «видит» в ноге энергетическую «пробку» и благополучно ее «убрал». Нога стала как новая, правда неприятные ощущения исчезли вместе с гибкостью. Когда через полгода форма Пашимоттанасаны восстановилась, вернулась и проблема, с которой пришлось разбираться достаточно долго.

«Состояние, в котором Эго и не-Эго больше не противоречат друг другу, является осью Дао. Просветление - это когда ты используешь свое внутреннее зрение, свой внутренний слух, чтобы проникнуть в сердце вещей, и тебе не нужно никакое знание, даваемое разумом» (Чжуан-Цзы).

«Невозможно, чтобы кто-то видел что-то из вечного, если он не станет подобным этому» (Евангелие от Филиппа).

«Абсолютное знание при синхронистичности, которое нельзя получить с помощью органов чувств, говорит о трансцендентальной форме существования смысла» («Синхронистичность», с. 292).

«Психика существует в материальном теле и сливается с информационным полем через бессознательное» (там же, с. 8).

Об этом говорит и В.В.Налимов, выдвинувший концепцию семантического вакуума потенциально содержащего бесконечное количество смыслов, которые «всего лишь» нужно извлечь.

Юнг отметил что, устанавливая контакт с полем, человек становится в некотором роде бессмертным, этот тезис многозначен, я понимаю его так что поле, быть может, каким-то образом дублирует структуры, представляющие для него интерес.

Иногда человек практикует йогу систематически и грамотно, но его «остальная жизнь» придает сиддхам отрицательный знак.

История первая. Когда в 1991 был основан московский Центр «Классическая йога», он состоял из четырех человек: автора этих строк, Бориса Мартынова (выпустившего впоследствии дельных ряд книг, в том числе переводы «Йога-упанишад»), Константина Данильченко и Романа Амелина, болезненно тучного парня, за внешней флегмой которого скрывались блестящие способности и незаурядный ум. В совершенстве владея английским, Роман имел абсолютный слух, с блеском окончил музыкальную школу и неоднократно пытался поступить в консерваторию. Но когда понял что туда попадают только по протекции, сорвался с нарезки и надолго загулял, пока не намекнуло о себе плохое здоровье. Ко времени нашего знакомства он успел основательно, правда, в основном теоретически вникнуть в йогу, поскольку пользовался тематической подборкой англоязычной литературы культурного Центра при индийском посольстве в Москве. Там же мы занимались у первого в Росии профессионального преподавателя йоги Лакшмана Кумара.

При первом же знакомстве меня поразили теоретические познания Романа, кроме того, он потрясающе пел мантры и постоянно занимался какими-то медитативными штуками, не уделяя при этом телу никакого внимания, а когда чувствовал себя плохо, обходился Пракшаланой.

Я постоянно доказывал ему необходимость систематических занятий асанами, но Роман был крепким орешком, и борьба наша длилась с переменным успехом года два. Он то начинал заниматься более или менее регулярно, то надолго забрасывал практику, предпочитая лишний раз посидеть за чашечкой кофе в «Джантаранге» либо угостить нас роскошным пловом собственного изготовления. Потом у него возникла идея-фикс: попасть в Бихарский ашрам, чтобы получить программу восстановления своего здоровья прямо на месте. Сказано - сделано, вскоре Роман отбыл в Индию.

Знанием английского языка, философии йоги и мантр он произвел такое впечатление на индийцев, что получил возможность непосредственного общения с главой ашрама Свами Ниранджананандой. Через месяц ежедневных бесед он дал Роману мантра- и асана-дикшу (дикша - персональное посвящение). После первого же применения мантры Роман двое суток лежал в лежку и потел черным потом. С асанами было еще круче, не менее часа в день он должен был выполнять Сукшма-вьяяму (суставную разминку), а затем подряд около сорока поз. Кроме того, Ниранджан запретил употреблять Роману чай, кофе, и острые приправы.

- Ты был прав, - сказал он, - если б не сачковал я эти два года! Ведь ерунда получается: визуализация и все прочее идет великолепно, а самочувствие все хуже и хуже.

Тогдашним летом мы с сыном уезжали в Крым, и я посоветовал Роману приступать к занятиям, не дожидаясь моего возвращения.

- Нет, - апатично сказал он, - без тебя не хочу, подготовлюсь морально, а вернешься, тогда и начнем…

И мы уехали. Однажды утром я с удивлением узрел на пляже в бухте Ласпи старого друга, с которым мы не виделись несколько лет. Он поздоровался и спросил: - Слушай, есть у тебя в Москве знакомый по имени Роман? Имей в виду, с ним нехорошее что-то случилось…

Роман так не успел начать работу с телом, в которой так нуждался и которой с таким роковым упорством пренебрегал, он погиб в исключительно нелепой автомобильной катастрофе. Если дух развивается без сопутствующей трансформации физической оболочки, судьба с какого-то момента начинает работать на разрыв.

История вторая началась в 1989. Накануне первой Всесоюзной конференции по йоге меня пригласила в гости Елена Олеговна Федотова. В 1988 вместе с представителем НИИ нормальной физиологии им. П.К.Анохина она была направлена научно-техническим управлением Минздрава СССР (возглавлял его тогда профессор В.И.Ильин) в Индию, где они посетили ряд ашрамов. Поездка была предпринята в рамках подготовки к конференции, знаменующей выход йоги из опалы. В беседе нашей Федотова сказала, что благодаря ее стараниям в Москву прибывает всемирно известный гуру Б.К.С.Айенгар и хорошо, если бы кто-нибудь из наших самодеятельных йогов поразил его своими успехами настолько, что он открыл бы здесь свой филиал.

- Ему видней - сказал я тогда, - это как Бог даст.

Случилось так, что Айенгар выделил меня из толпы энтузиастов во время массового занятия в спорткомплексе 2-го Мединститута, он даже лично (дожимая своим весом мою поясницу к полу) походил по мне ногами в Супта Вирасане, с чем тут же, просияв, поздравили меня Дхармаверсингх и Фаек Бириа: - Для ученика это великая честь!

На следующий день вместе с обоими секретарями Айенгар приехал ко мне в гости, на Ленинский проспект, Федотова присутствовала в качестве переводчика. Затем, через какое-то время после отбытия в Индию, он прислал ей и мне приглашения на месячный курс в Пуну. Я не стал дергаться, поскольку не имел тогда возможности, да и особого желания, кроме того, мое понимание йоги, весьма отличное от метода Айенгара, к тому времени вполне сложилось. Федотова же прошла в Индии этот курс, получила свидетельство об участии в семинаре и, не мудрствуя лукаво, основала московский центр Айенгар-йоги. После этого, забросив основной род деятельности, Елена Олеговна ринулась в бурные события, знаменующие выход йоги из подполья. Ее можно понять: кандидатов наук хоть пруд пруди, а возможность стать владельцем собственного дела выпадает далеко не каждому.

То было легендарное время: легализовалось множество апологетов Зубкова, а новоиспеченный центр Федотовой отлично спелся с мутными ребятами из спортивных госструктур. Один из них, Ю.Белоус, тогдашний глава НПЦ при НИИ Госкоморта, сразу после того, как Айенгар проявил ко мне внимание, предложил возглавить их секцию йоги вместо Л.Тетерникова, но я отказался. К тому моменту Тетерников уже покинул фирму Белоуса, после конференции у него, как у вице-президента Ассоциации йоги СССР, на руках оказались все козыри. Он тут же присвоил учредительные документы, печать организации и ушел в автономное плавание. Найти его по телефонам либо наяву не мог никто. Я по-прежнему работал в своем НИИ, занимаясь в свободное время терапией и наблюдая за странными событиями в йоговском мире, а удивляться было чему. В непрерывной чехарде семинаров по «йоге», закрученных Тетерниковым по всему разваливающемуся СССР (он умело пользовался своим статусом в Ассоциации, работу которой сам же и парализовал) Федотова приняла самое активное участие в качестве эксперта, хотя не могла не понимать, что связалась с отпетым мошенником. Периферийный народ ломился на эти семинары, не имея ни малейшего представления о том, что такое йога, конкурентов не было, кандидаты химических (Тетерников) и психологических наук (Федотова) снимали крутые пенки по городам и весям, тем более что при наступавшем беззаконии и безвластии нечего было опасаться.

Отснятый Далем Орловым видеоматериал, где Айенгар около часа показывал на мне нюансы асан участникам конференции, канул в небытие. Сама Федотова больше не проявлялась, а когда ей еще дважды пришлось помимо воли вместе с Фаеком посетить мой дом, была холоднее льда. На занятиях в своем Центре вела себя она по отношению к новичкам с абсолютной беспардонностью, чтобы не сказать крепче, и эту манеру вскоре усвоило ее ближайшее окружение. Было ясно, что йога для Елены Олеговны это исключительно бизнес, а я, прилюдно одобренный самим гуру, самый опасный конкурент. Она не подозревала что у меня нет ни малейшего желания втягиваться в ее самозабвенную борьбу за денежные знаки. В 1993 Федотова опубликовала свой перевод «Йога-дипики», и вскоре отбыла с сыном в США, в Стэнфорд, к мужу, который давно уже работал там по гранту. Свое московское детище она (не знаю, на каких условиях) оставила Елене Ульмасбаевой, а сама начала преподавать йогу по новому месту жительства. Я не мог взять в толк: как может человек учить людей чему-либо, не говоря уже о йоге, если его собственное поведение противоречит элементарной вежливости. Однако Бог долго ждет, да больно бьет, сделанное нами неминуемо к нам же и возвращается. В древности такой ход событий назывался гармониями, тайными путями порядка, уравновешивающими людские действия. Федотова проникла в сферу йоги, не имея на то никаких оснований, и это (на мой взгляд – именно это!) привело к тому, что осенью 1998 года она, ее муж и двенадцатилетний сын были зверски убиты в райском городке профессуры Стэнфорда, виновников полиция так и не нашла.

Если Роман упустил себя физически, то Федотову, у которой не было проблем с телом, погубила морально-этическая дремучесть. В обоих случаях итог получился равнозначно гибельным. Чтобы не завершать главу на минорной ноте, расскажу пару любопытных случаев. После нескольких лет занятий сиддхи у одной из моих учениц начали проявляться весьма специфично. Например, однажды утром у нее возникло четкое ощущение, что с сыном в школе что-то произойдет. Понятно, если оставить его дома, это «что-то» произойдет тоже, и не исключено что в гораздо худшем варианте. Поразмыслив, дама отправила сына в школу, строго-настрого предупредив, чтобы он вел себя как можно тише, а затем созвонилась со знакомым хирургом. Днем, во время беготни на большой перемене ребенка толкнули, и он врезался боком в угол подоконника. Из дому, ощутив недомогание, он был сразу же доставлен в больницу, где и подвергся успешной операции по устранению разрыва селезенки.

Еще одна дама спустя год после начала практики каким-то образом стала «видеть» внутренности окружающих, в частности – пораженные болезнью места. Это повергло ее в такой шок, что на какое-то время она перестала пользоваться общественным транспортом. Когда мы обсудили ситуацию, и было сформулировано нужное намерение, способность «видеть» начала включаться только по желанию.

У каждого, кто осваивает йогу, жизнь постепенно становится прекрасной и удивительной – это и есть самое главное чудо. Сиддхи можно сравнить с конфетти. Но если конфетти является атрибутом праздника, то сиддхи – это признак будущего совершенства, его начальный симптом, подобный повышению температуры после прививки. Но если температура не падает…

 

Глава 17

 

Здесь не каратека, не крякнешь, взлетая, «кия!», здесь право эскейпа - посмертное: дернуть кольцо - и с черного неба, с девятого уровня «Я» холодные звездочки лягут тебе на лицо, и схлопнется спейс; не останется даже дыры пред очи безликого Биоса мышкой предстать, чтоб вымолить карму. В правилах этой игры нет реинкарнаций, но только холодный рестарт.

Владимир Строчков

Что такое смысл? Видя растущее зеленое дерево и располагая опытом, мы знаем о наличии у него корней, скрытых от непосредственного восприятия. В данном случае видимое - картина неполная, однако если дерево живет, следовательно, у него есть корни.

Решающим фактором выживания является восприятие внешней среды, процесс восприятия это часть автономно функционирующего механизма, встроенного в каждое человеческое существо.

Цель данной главы - попытаться прояснить системный аспект йоги, сильно захватанной эзотерикой. Видимый мир (космос) является бесконечной иерархией «вложенных матрешек» (в математике это называют рекурсией). В пределах каждого «матрешечного слоя» организованной материи реализуется характерный спектр закономерностей, и в то же время каждый из слоев имеет множество областей контакта со слоями близлежащими.

Г.Бэйтсон утверждал, что границы субъекта отнюдь не совпадают как с поверхностью его тела, так и с объемом мозга, поскольку отдельные участки коммуникационных связей, по которым движется информация, расположены вне организма.

Возникает вопрос: имеет ли границы и если да, то где локализуется полный совокупный разум (в дальнейшем по тексту - ПСР)? Ведь именно он всегда потребляет часть суммарной информационной мощности, обеспечивающей индивиду адекватное отражение мира.

Я - это обособленная часть психики, «прибор» ближнего действия, предназначенный для решения оперативных тактических задач выживания, располагающий унаследованным телом и ФИО. Часть, по определению, никогда не способна контролировать целое. Ментальные характеристики (свойства) присущи психосоматике в целом, еще никому не удалось нащупать грань, где материя переходит непосредственно в разум. Психика не локализуется в мозге - если только мы не рассматриваем его частные ментальные характеристики.

Переплетающиеся причинно-следственные цепи нашего мира образуют поле (континуум), школа китайского буддизма Хуаянь называла его сетью Брахмы. Часть поля образована замкнутыми контурами - живыми организмами в среде обитания, компьютерными терминалами, экосистемами, социумом и т.д. В сетях такого типа события в любой точке отдельного контура с течением времени оказывают влияние на все его остальные точки и звенья, прежде чем угаснуть полностью воздействие обходит весь контур или локальный участок сети.

Такие системы Пригожин именует открытыми, поскольку они обмениваются с окружающим миром информацией и веществом. Биосфера планеты, социум и каждый отдельный организм можно рассматривать как стабильный (на протяжении определенного времени) «узел» петель обратной связи, иерархически связанный с подобными образованиями разного уровня сложности. ПСР воспринимает и фиксирует всю информацию, поступающую в систему, включая тело и его процессы. Оперативный же разум (сознание личности) присущ любому набору компонентов, обладающему достаточной степенью сложности причинно-следственных цепей и определенными энергетическими соотношениями (это одна из гипотез современности).

В каждый момент времени на «экран» бодрствующего сознания выводится оптимальное количество информации - выборка, сделанная ПСР. Она не случайна, однако о правилах и принципах ее формирования ничего не известно. Безусловно, она связана с целью, в теории функциональных систем П.К.Анохина цель - это полезный конечный результат, который Я умозрительно себе представляет.

Что такое целеполагание? Это произвольный либо внушенный выбор частной задачи для ее последующей логической и операциональной реализации, построение логической схемы предполагаемых действий, которые должны привести к прогнозируемому результату. Однако никакая схема не способна учесть тенденции всего поля взаимодействий, поскольку она является упрощением его вычлененного (более или менее известного) участка. Действия, реализующие модель локальную, как правило, нарушают стратегический контекст внутренних и внешних событий, а также качество их системной взаимосвязи. Любой, даже самый безупречный поступок (не говоря уже о поступках, продиктованных эмоциями) в какой-то мере деформирует ткань мироздания. И чем дальше этот поступок от безусловной необходимости, тем массивнее нарушения, ТНК, например, вообще не заботит состояние биосферы, их задача - любым путем увеличить прибыль сиюминутную.

Каждое утро человек просыпается для того, чтобы включиться в процесс решения множества проблем, что требует умственной, физической, волевой и нервно-психической концентрации, непрерывного усилия, которое, собственно, и есть жизнь.

Конечно, оперативный разум (ОР), личность, как-то контактирует с ПСР, но контакт этот зачастую блокирован перегруженным подсознанием, кроме того, ОР всегда получает от ПСР усеченную информационную выборку. В результате суммирования этих двух факторов возникает и увеличивается разница между представлением субъекта о своей жизни и ее действительным положением.

Собравшиеся на очередную сходку акционеры Газпрома решают проблему увеличения дивидендов, их не интересует тайга, сплошь залитая нефтью, как и тот факт, что сегодняшняя сверхприбыль, полученная такой ценой - это будущее, украденное у собственных детей и внуков. Акционеры сужают логику до границ частной задачи, сознательно уходя от системности, и потому решения, принятые вне контекста, будут временно выгодными для них, но в перспективе - глобально деструктивными.

Если всегдашняя цензура ПСР осложняет адаптацию субъекта к окружающему чисто гипотетически, то выбор целей, основанный на желаниях, не имеющих ничего общего с необходимостью, еще больше разрушает системность поведения человека, в то время, как животные не принимают решений, отличных от контекста своего индивидуального, а тем самым всеобщего выживания.

Таким образом, подлинная взаимосвязь организма, психики и мира от нас ускользает. Локализация субъекта в пространстве и природа его восприятия таковы, что сознание воспринимает не полные петли обратных связей (общий смысл происходящего), но лишь отдельные, ограниченные участки этих причинно-следственных цепочек, фрагментарно «выступающих» на свет Божий (как крона дерева, наблюдаемая над поверхностью земли), и складывающихся в усеченную картину мира.

Если отдельные индивидуумы до какой-то степени поддаются системной коррекции через искусство, религию, философию, то концерны, тресты, компании, политические партии и т.д. этому неподвластны. А поскольку именно они принимают решения, приводящие в движение энергоресурсы и огромные массы людей, то последующее развитие событий - разрушительно. Люди, соблюдающие исключительно корпоративные интересы, действуют как дегуманизированое, маниакальное Эго, толпа стирает индивидуальность.

Если субъект хочет осознать и учесть влияния «соседних», не воспринимаемых обычно уровней реальности, он должен использовать для этого методы, не входящие в обычный спектр деятельности, например йогу.

Системные силы (факторы), которые пока еще удерживают нашу среду обитания (область Вселенной) в относительном равновесии, можно назвать как угодно, например Богом. Мудрость человека и общества состоит в постижении тотальной системности мира и ее учете в своих действиях.

Органы чувств являются приемниками, преобразователями и проводниками информации, разум оперирует не объектами или событиями, но их нейрохимическими эквивалентами, возникающими в процессе восприятия, это «пакеты» сигналов, идущих с периферии к принимающим решения структурам. Каждый взрослый человек располагает индивидуальным набором треков ментальной активности (аттракторов), сформированных опытом. Информация, передаваемая от периферии к мозгу, многократно перекодируется, следуя Бэйтсу, назовем эти информационные «пакеты» трансформами. Они обладают природой телесной «матчасти», а непосредственно «наблюдаемый» (осознаваемый) субъектом участок спектра этих трансформ образует самоосознанность и ментальное пространство.

Что такое информационный обмен? Это процесс, в котором минимально необходимая и достаточная часть сообщения проясняет воспринимающему субъекту относительно полный его смысл, но на определенных условиях.

Допустим, А переписал в свой блокнот текст из блокнота В, и после изучения этого текста некая проблема для А прояснилась. В то же время, посторонний наблюдатель не обнаружит в блокноте А никакой новой информации по сравнению той, которая имелась у В, записи идентичны. Суть в том, что информация не изолирована, после акта коммуникации она добавилась к той, которой ранее уже обладал А, и в контексте имеющихся сведений упорядочила или дополнила ее.

Когда субъект находится на информационной грани, «рассекающей» действительность (либо случившееся) на видимую (понятую) и скрытую от восприятия части, постигать смысл - значит умом различать то, что для непосредственного наблюдения недоступно, подобно спрятанным в земле корням дерева.

Иногда нам трудно уловить очевидность происходящего именно потому что психика является самокорректирующейся системой, которая по известным только ей резонам (хотя на этот счет есть много догадок и гипотез, например - теория установки Узнадзе) фильтрует воспринимаемое. Тем более что, повторюсь, у ПСР нет возможности напрямую информировать часть структуры, именуемой личностью.

Экран TV не показывает сведений о совокупности процессов, создающих изображение, он не для этого создан. Дополнительное сообщение о наблюдаемой части процесса обеспечения потребовало бы дополнительной мощности и цепей контура, что, в свою очередь, потребовало бы этого снова и т.д. Если в ОР начнет поступать вся информация о процессах внутренних органов и систем, человек сойдет с ума, поэтому на «экран» сознания выводятся только экстренные сообщения о внутренних неполадках и сбоях.

Вывод из вышесказанного таков: каждый очередной шаг (действие) по увеличению осознанности будет уводить систему все дальше от нее. Животное полностью пребывает в текущем моменте, потому зависимость от данных памяти у него гораздо меньшая, нежели у человека.

О каком расширении сознания может идти речь, если пропорция между осознанностью (степенью вовлеченности в текущий момент) и сознательностью (учетом прошлого и будущего) должна непрерывно варьировать, обеспечивая максимальную адекватность отражения!

Предельное (расширение) «размазывание» сознания по текущему моменту означает утрату информационной глубины (памяти), в стопроцентной осознанности находится идущий по карнизу лунатик, бессознательное, спасая жизнь, обеспечивает высокую точность его действий. Однако стоит окриком вернуть лунатика в контекст - обычное восприятие - и он падает. Полная осознанность, обладая высокой ценностью только в определенных условиях, имеет сугубо прикладной характер и никак не тянет на статус наивысшей реальности.

Как правило, в данный момент времени субъект осознает преимущественно то, что соответствует конкретному желанию либо решению текущей задачи. Еще таз повторю: сознание - механизм тактический, отыскивающий кратчайшие пути решения проблем, оно не способно функционировать с учетом более широкого круга последствий, а это делает большую часть действий заведомо ошибочной в плане стратегическом.

Я-сознание извлекает из информации, предоставленной ему ПСР, только такие последовательности событий, которые не имеют петлевой структуры, характерной для целостной системы. Поскольку ПСР, как и окружающий мир, не линеен, то это делает человека слепым касательно истинной природы Я и мира.

Различия между ПСР и менталитетом Эго - фундаментальны, например целостная система не является трансцендентной сущностью, что обычно приписывают Я, идеи либо мысли могут быть присущи только сети причинно-следственных цепей, функционирующей «на» трансформах различия. Информационная структура субъекта не ограничена сознанием, включая, с одной стороны, внесознательные психические процессы, с другой - пути передачи информации, расположенные вне тела.

Фрейд и Юнг расширили область разума вглубь, объединив тело и бессознательное, Бэйтсон же ввел в оборот понятие внешних информационных контуров. Он утверждал, что интеллект присущ не только телу со встроенным мозгом, но и расположенной вне организма информационной «арматуре». Кроме того, согласно гипотезе Бэйтсона, только биосфера обладает полным разумом, который, возможно, эквивалентен Богу, а человеческая индивидуальность является лишь одной из миллиардов подсистем. Подобный взгляд подчеркивает ничтожность субъекта и сильно умаляет гордыню Эго,.

В непрерывном процессе достижения целей мы, руководствуясь так называемым здравым смыслом, рано или поздно оказывается среди хаоса, в чем виним собственную глупость, а чаще социум. Логика и целесообразность не обеспечивают сегодня универсального решения, как частных, так и глобальных проблем. Кроме этих вторичных параметров порядка каждый индивид должен располагать по возможности безвредным и эффективным способом органичной подстройки к структуре мировых взаимосвязей. А посредством йоги и творчества мы действуем в гораздо более полном, нежели обычно, контакте Я с ПСР.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 432; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.