Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Послесловие 1 страница. Начальный вариант данной работы назывался «экология жизни», затем название поменялось, однако суть осталась прежней




Начальный вариант данной работы назывался «Экология жизни», затем название поменялось, однако суть осталась прежней. Я глубоко убежден что йога, как метод самонастройки и оздоровления, востребована сегодня больше, чем когда-либо. Бесконечные поиски того, что придало бы жизни смысл (при одновременном избавлении от иллюзий, пустых желаний и внутреннего беспокойства) отражают потребность людей в опоре, не зависящей от мира внешнего.

Если еще недавно жители развитых стран начинали испытывать трудности со здоровьем в среднем после 35 лет, то сегодня это начинается гораздо раньше. Всеобщий рост наркомании, алкоголизма, агрессии - симптомы общемирового системного кризиса. Не исключено, что вскоре мы будем ностальгически вспоминать сегодняшний день, когда сады и поля еще плодоносят, а вода и воздух относительно чисты и пригодны для употребления. Человечеству придется изменить образ жизни, и это будет сопровождаться ломкой всех стереотипов, в первую очередь отношения к природе и своему телу как неотъемлемой ее части.

Мировоззрение и поведение должны становиться более экологичными и для этого, на мой взгляд, нет более подходящего средства, нежели практика традиционной йоги. Будучи безопасной и вполне социально приемлемой, она оздоровляет «материальную часть» человека, одновременно гармонизируя психику без электроники и химии.

Автор будет благодарен читателям, если свое мнение об этой книге они сообщат по адресам [email protected], [email protected] либо 123308, Москва, «До востребования», Бойко В.С.

Школа йоги В.Бойко находится в Москве, исчерпывающую информацию о ней можно получить на портале http://www.realyoga.ru

 

 

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И СПРАВКИ ПО ПЕРСОНАЛИЯМ:

Аберрация - искажение (от латинского «отклоняться»).

Артур Авалон, настоящее имя - сэр Джон Вудрофф (1872– 1936). Имя А.А. получил при посвящении в рыцари ордена Святого Григория (1915). Получив юридическое образование в Оксфорде, женился на Эллен Гримсон (1902) и уехал с ней в Индию, где провел 21 год. Преподавал право в университете Калькутты, был советником правительства Индии (1902–1903), членом Верховного суда Калькутты (1904–1922) и верховным судьей Бенгалии (1915–1923). Затем, вернувшись в Англию, преподавал индийское право в Оксфордском университете (1923 - 1930). В Индии написал, перевел, издал ряд книг, посвященных Тантре. Первым был сборник «Гимны Богине». Затем в Лондоне вышел перевод «Маханирвана тантры» (1913). Через год - двухтомник «Принципы Тантры». Далее - переводы небольших тантрических текстов «Волна Блаженства» («Анандалахари»), «Величие Шивы», а также «Исследование Мантра-шастры», затем оно было переработано и издано под названием «Гирлянда букв». Одна из самых известных книг «Шакти и шакта» вышла в свет в 1918, а в 1919 появился перевод знаменитой «Змеиной Силы». После этого Авалон издал переводы тантрических текстов («Камакалавилаша», «Иша-упанишада» и «Тантра-раджа Тантра»). Последняя работа – двухтомник «Мир как сила» (1922). Первый том назывался «Мир как сила. Реальность, жизнь, ум, материя, причинность и непрерывность», второй – «Махамайя. Сознание». Это большой теоретический труд, в котором автор излагает свое понимание философии «Шакта тантр». Кроме того, А. издавал серию «Тантрические тексты», в рамках которой с 1912 по 1940 были опубликованы «Тантрабхиджана», «Биджа Нигханту», «Шат-Чакра Нирупана», «Падука Панчака», «Прапанчасара Тантра», «Кулачудамани Нигама», «Куларнава Тантра», «Каливилаша Тантра», «Тантра-раджа Тантра», «Камакалавилаша», «Адвайта-бхава-Упанишада», «Таропанишада», «Шри-Чакра Самбхара», «Маханирвана Тантра», «Каулавалинирнайя», «Шарада Тилака», и «Тарабхактисуддхарнава».

Авидья – неведение, духовное невежество, незнание, непонимание, отсутствие истинного видения, заключающееся в отождествлении себя с телом и принятие иллюзорного мира за реальный – первопричина изменчивого и тягостного бытия человека в сансаре.

Агни-йога - «живая этика», синтетическое учение, созданное супругами Рерих на базе индийской философской терминологии и оккультно-теософских спекуляций, выдаваемое за светскую морально-философскую доктрину. Претендует на роль очередной вселенской религии. В России имеет ярко выраженный сектантский характер, отличается мракобесием и нетерпимостью.

Агни – «огонь», имя одного из главных ведических богов, считается «ближайшим», посредником между людьми и богами, возносящим жертвы на небо. Йога почитает его в форме Вайшнавары. Согласно йогической топологии А. в теле человека отвечает за переваривание пищи, имея область влияния ниже «ложечки» (мечевидного отростка грудной кости). Согласно представлениям Аюрведы, из этой области Агни распространяется по всему телу.

Агорапантхи -йоги-агорапантхи, приверженцы бога Шивы. В средние века бродили по лесам и питались падалью, ибо все, что дано или взято Шивой - для них свято. В настоящее время эта секта практически исчезла.

Адаптация - приспособление строения и функций организмов к изменяющимся условиям существования, в том числе и психологическая подгонка к социуму.

Аджна-чакра – «Третий глаз», «Глаз Брамы», «Глаз Шивы», Гьяна-чакшу (Глаз мудрости), трикути или тривени (место слияния трех рек), бхрумадхья (центр между/над бровями), гуру-чакра. Биджа-мантра АУМ. Биджа-звуки на лепестках: ХАМ, КШАМ. Таттва (Элемент) – Маха-таттва, в котором все элементы представлены в своей разреженной, очищенной сущности (танматра).

Аднексит - воспаление придатков матки, хроническая форма данного заболевания обычно приводит у женщин к функциональному бесплодию.

Айенгар Беллур Кришнамачар Сундарараджа - основатель международной корпорации Айенгар-йоги, ученик гуру Кришнамачарьи из Майсора. Родился в 1916, в 60-е годы XIX века создал институт йоги имени Рамамани Айенгар (Пуна). Оставаясь абсолютно нетрадиционной, данная система получила широкое развитие на Западе. С 1989 Айенгар-йога укоренилась в Москве, Санкт-Петербурге и т. д. На русский язык переведены книги А.: «Прояснение йоги» (1994), «Пранаяма. Искусство дыхания» (1995), «Древо йоги» (1999).и «Комментарии к Йога-сутрам Патанджали» (Иркутск, Петров и сыновья, 2007, 368 с., 500 экз.).

Анаболические процессы - внутренние процессы, направленные на образование и обновление структурных частей клеток и тканей.

Араньякапарва – третья книга «Махабхараты», самая значительная по объему и разнообразная по содержанию «Махабхарата» - (санскр. Mahabharata – «Великое сказание о Бхаратах» или «Сказание о великой битве Бхаратов»), грандиозная героико-эпическая поэма, описывающая великое сражение, состоявшее из 18 битв, происходивших в течении 18 дней подряд, этому сражению посвящены четыре книги эпопеи (6, 7, 8 и 9-я); весь текст М. состоит из 18 книг-сказаний (парв):

1) Адипарва (Adiparva - «Начальная книга»);
2) Сабхапарва [Sabhaparva – «О собрании (царей)»;
3) Араньякапарва (Aranyakaparva – «Лесная книга»);
4) Виратапарва (Virataparva – «Книга о Вирате»);
5) Удьйогапарва (Udyogaparva – «Книга о старании»);
6) Бхишмапарва (Bhismaparva – «Книга о Бхишме»);
7) Дронапарва (Dronaparva – «Книга о Дроне»);
8) Карнапарва (Karnaparva – «Книга о Карне»);
9) Шальяпарва (Salyaparva – «Книга о Шалье»);
10) Сауптикапарва (Sauptikaparva – «О нападении на спящих»);
11) Стрипарва (Striparva – «Книга о женах»);
12) Шантипарва (Santiparva - «Об умиротворении»);
13) Анушасанапарва (Anusasanaparva - «О наставлениях»);
14) Ашвамедхикапарва (Asvamedhikaparva – «О жертвоприношении коня»);
15) Ашрамавасикапарва (Asramavasikaparva – «О жительстве в обители»);
16) Маусалапарва (Mausalaparva - «О битве на палицах»);
17) Махапрастханикапарва (Mahaprasthanikaparva – «О великом исходе»);
18) Сваргароханапарва (Svargarohanaparva – «О восхождении на небо»), а также и две дополнительных книги:

19) Хариванша – «Родословная Хари»;
20) Бхавишья – «Пророческая»;

Анклав -латинское слово, означает часть территории чужого государства, окруженной территорией своего.

Анулома-вилома -санскритский термин, означает «вверх и вниз», «чередование», «противоположный». Техника выполнения: прижать большим пальцем правую ноздрю (женщины - левую), и открытой левой сделать полный вдох, затем прижать безымянным пальцем левую ноздрю (женщины - правую) и, освобождая прижатую большим пальцем ноздрю, сделать через нее полный выдох. Далее через эту же ноздрю выполнить полный вдох, прижать ее большим пальцем, освободить другую, и через открытую ноздрю выполнить полный выдох. Это — один цикл дыхания АВ.

Арии (арьи, арийские племена) - буквальный перевод «чужак», «пришелец», более позднее значение - «благородный», «свободный человек». Есть гипотеза, что арийские племена проникли в Индию с юга Средней Азии либо даже из ЮВ части территории Восточной Европы в средине 20-го тысячелетия до н.э.

Ар Сантэм (Стаценко, Геннадий Григорьевич) - глава и основатель «Школы йога гуру Ар Сантэма», ректор мифического «Московского института йоги», а также автор книги «Йога как способ жизни на Земле» (М., 1995). «Йога» А.С. является сектой, исповедующей йогоподобное мракобесие.

Ассимиляция (ассимилирование) - в данном контексте «усваивание».

Антаранга-йога - часть Раджа-йоги Патанджали, объединяющая три последних ее ступени («анга» - в переводе с санскрита буквально «шаг», «антаранга» - «внутренние шаги»): дхарана, дхьяна, самадхи - иногда их называют «внутренними средствами», или собственно йогой. Тогда как Бахиранга - яма, нияма, асана, пранаяма – подготовительные действия, пратьяхара - водораздел между внешними и внутренними средствами йоги.

Асана -«сидение», статичная поза. Устойчивое положение, в котором тело и ум могут находиться в спокойном, расслабленном и умиротворенном состоянии. Третья ступень восьмеричного пути, тренировка тела. Подготавливает ученика йоги к дальнейшим этапам практики - пратьяхаре, дхаране, дхьяне и самадхи. Асаны являются средством психосоматического очищения и подготовки к самьяме (медитации).

Атмабодха – буквально «постижение Атмана». Традиция приписывает авторство этого произведения индийскому философу-ведантисту Шанкаре. Текст создан примерно в 9-м веке н. э. Содержит 68 стихотворных строк (шлок) и упоминание о йоге.

Атман - существительное, выполняющее функцию возвратного местоимения в именительном и косвенных падежах, т. е. «сам, сам себя, собою» и пр. В самом широком смысле А. чего-то или (гораздо чаще) кого-то есть то, что делает это нечто или этого некто самим собою, т. е. суть, сущность, самотождественность. Обычно понятие А. применяется к живым существам, однако можно очень по-разному понимать, что же есть в живом существе А. Так, локаятик отождествляет А. с живым телом: «Мой организм и есть я сам». В даршанах А. понимается как духовная субстанция, т. е. сверхчувственная вещь, при этом обычно нетождественная сознанию. В санкхье и йоге А. часто называют Пуруша (букв, «муж»), это вечный бездеятельный свидетель материальных, в т. ч. интеллектуальных и психических, процессов, чистое бессодержательное сознание. В адвайта-веданте А. мыслится как абсолютный субъект, не могущий быть объектом, однако познаваемый в особом опыте самопереживания и тождественный абсолютному началу мира - Брахману. В различных философиях употребляются термины «дживатман», т. е. «А. конечного существа», и «Параматман» - «Господь Бог как А.2 Вопрос об А. является одним из важнейших в индийской философии. Непризнание реальности А., т. е. утверждение, что эта категория не находит себе соответствия в обыденном или духовном опыте, является характерной чертой буддийской философии, в отличие от индуистской.

Атхарваведа – одна из четырех Вед, собрание магических формул, заклинаний (от имени легендарного жреца - Атхарван).

Аум - священный слог, символ, выражающий идею Единого, самотождественного, который лишь в иллюзорном и переходящем мире воспринимается как начало - средина - конец. Размышление над данным словом-символом рекомендуется всеми философскими школами Древней Индии.

Аутизм - патологическое погружение в личные переживания и ощущения с полным отстранением от внешнего мира.

Ауробиндо Шри (Ауробиндо Гхош, 1872-1950) - сын врача, учился в Англии, завершил образование в Кембридже. Затем, изучив философское и духовное наследие, стал ярым националистом и боролся с английским владычеством в Индии методами террора. Будучи брошен в тюрьму, занялся там йогой и с тех пор навсегда оставил политику. В 1909 поселился в Пондишери и основал ашрам. В 1926 удалился от мира, появляясь перед своими учениками лишь раз в год. Создал учение так называемой Пурна-йоги (интегральной веданты). Завещал построить Ауровилль - город солнца, где в мире и покое сосуществовали бы представители всех мировых религиозных конфессий, но попытка не удалась.

Ашрам - община, монастырь, обитель. Термин произошел от санскритского слова «усилие», подразумевалось, что оно применяется именно в духовной практике. Место, где занимаются поисками духовной сущности и самосовершенствованием. В Индии издавна и по сей день существует множество йога-ашрамов.

Аштанга-виньяса-йога - учение Паттабхи Джойса, последователя Т.Кришнамачарьи, практика асан, где непрерывные переходы из позы в позу, основанные на цикле Сурья намаскара, сопровождаются произвольной регулировкой дыхания. В традиционном смысле йогой не является.

Аюрведа ( наука долголетия) - традиционная медицина, согласно преданию воспринятая людьми от бога врачевания Дханвантари, к-рый получил ее от Брахмы через посредство Ашвинов и Индры. Сохранившиеся медицинские трактаты Чараки (I—II вв.) и Сушруты (IV в.) ссылаются на изначальную А. (дополнение к «Атхарваведе», состоявшую из 8 разделов: «Шалья» (хирургия), «Шалакья» (хирургия уха, горла, носа и глаза), «Кайя-чикитса» (общая терапия), «Бхута-видья» (экзорцистика, лечение одержимых), «Каумара-бхритья» (педиатрия), «Агада-тантра» (наука о противоядиях), «Расаяна-тантра» (фармакопея), «Ваджикарана-тантра» (укрепление потенции).

Бахиранга-йога - часть Раджа-йоги Патанджали, включающая в себя пять так называемых «внешних» средств или шагов: яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара. Иногда квалифицируется как подготовка к подлинной, высшей, Антаранга-йоге, куда входят ступени дхарана, дхьяна и самадхи (собирательно – самьяма).

Бифуркация - разделение, раздвоение, разветвление процесса.

Блаватская Елена Петровна (1831–1891). Основатель и первый президент Теософского общества. Одна из самых загадочных женщин ХIХ века. Русская дворянка, путешественница и медиум, с детства испытывала неодолимый интерес к мистике. Странствуя с 17 лет по разным странам, включая Тибет, с начала 1870-х работала над созданием универсальной теории, обобщающей все существующие эзотерические учения. По замыслу Б. эта теория должна была заменить все существующие мировые религии. В 1875 вместе с полковником Генри Олкоттом создает Всемирное теософское общество, которое с 1879 до сих пор находится в Адьяре (Мадрас). Свои идеи изложила в книгах «Разоблаченная Изида» (1875), «Тайная доктрина» (1888) и др. 8 мая 1891 Б. умерла, успев передать свои идее преемнице - Анни Безант. В настоящее время Теософское общество насчитывает до 200 тыс. человек в более чем 50 странах мира.

Бодхисатва - в мифологии буддизма существо, достигшее нирваны, но принявшее решение остаться в материальном мире, чтобы спасти от страданий все живые существа (аналог христианского святого).

Бом, Дэвид (Bohm David Joseph, 1917-1992) - один из выдающихся физиков ХХ в., мыслитель, внесший значительный вклад в развитие и понимание квантовой механики. Был учеником Эйнштейна и Оппенгеймера. Степень бакалавра получил в 1939, в ун-те штата Пенсильвания, степень доктора наук по физике - в 1943 (Калифорнийский университет в Беркли). В этом же ун-те работал исследователем в области теории плазмы, синхротрона и синхроциклотрона вплоть до 1947. С 1947 по 1951 преподавал в Принстонском ун-те в качестве ассистент-профессора и параллельно занимался физикой плазмы, теорией металлов, квантовой механикой и теорией элементарных частиц. В 1990 был избран действительным членом английского Королевского общества. Автор книг «Квантовая теория» (1951), «Причинность и изменения в современной физике» (1957), «Специальная теория относительности» (1966), «Целостность и неявный порядок» (Wholeness and the Implicate Order, 1980), «Разворачивание смысла» (Unfolding Meaning, 1985), «Наука, порядок и созидание» (Science, Order and Creativity, 1987), «Неделимая Вселенная» (совместно с Б.Хайли, 1993) и «Мысль как система» (1994).

Брахман – от санскр. корня «расти» - в древнейших ритуальных текстах - священное слово, молитва. Затем значение быстро спиритуализируется, и уже в ранних упанишадах Б. есть безличная абсолютная реальность, основа всего сущего, постигая к-рую человек достигает джняны и мокши. Б. оказывается в духовном опыте тождественным Атману, т. е. индивидуальному духу. Описывается исключительно апофатически: то, что вне времени, пространства, слов, образа, нетленное, нестановящееся, немыслимое (им мыслится), невидимое (им видится) и пр., т. е. в итоге – «не то, не то» (нети, нети). Эта формула, одно из «великих речений» Упанишад, является, наряду с другими, инструментом познания Брахмана, т. е. осознания себя в существе своем как Б. Это главное, экзистенциальное отношение к Б. В сфере же философской рефлексии Б. сопоставим с безличным богом философов, с гегелевской абсолютной идеей и т. д. Б. - важнейшее понятие всех школ Веданты, но уже с Шанкары различается безкачественный Б. и окачествленный, понятый как Господь Бог. В языке Упанишад последнему соответствовало то же слово в мужском роде - Брахма, понимавшийся тогда как творец мира.

Брахман (брамин) – высшая варна в древнеиндийском общ-ве, обязанностями к-рой было: учить и учиться, совершать жертвоприношения для себя и для других, раздавать и получать дары. Правитель (раджа, кшатрий) должен был действовать по совету Б. Они совершали жертвоприношения по ведическому обряду, в т. ч. наиболее важные, царские, такие, как раджасуя и ашвамедха, комментировали Веды, составляли все виды лит-ры смрити. В средние века Б. разделились на ряд каст, причем статус Б. получали группы жрецов из местных народностей. Традиционно деление брахманов на «северных» (га-уда, или гаура) и «южных» (дравида, или дравира). Первые подразделяются на канья-кубджа (т. е. происходящие из Канауджа), сарасват (происходящие с северо-запада), гаур (из Бенгалии), майтхила (из Сев. Бихара), уткала (из Ориссы). Вторые подразделяются на дравира (в данном случае - происходящие из Тамилнада), тайланга (из Андхры), карната (из Карнатака), махараштра (из Махараштры), гурджара (из Гуджарата). Эти группы, в свою очередь, делятся на касты, носящие названия по месту происхождения, по культовой принадлежности (вишнуиты, шиваиты и т. п.), по роли в культовой практике. Всего сейчас в Индии около сотни каст Б., из к-рых одни считаются выше других, а нек-рые признаются Б. с оговорками. Б. монополизировали в средние века сферу интеллектуальной деятельности и административные функции. Многие из них стали землевладельцами, получив земли и деревни в привилегированное владение (брахмадея, аграхара) от правителей разного ранга и благочестивых частных лиц. В колониальный период Б. успешнее других каст стали овладевать образованием европейского типа и составили значительную часть колониальной администрации и нарождающейся индийской интеллигенции. В наст. вр. Б., составляя не более 6% населения, преобладают среди лиц умственного труда, творческой интеллигенции, административных работников, преподавателей всех уровней, политич. деятелей.

Брахмачарья (поведение брамина) – первая часть жизни «дваждырожденных», по закону о ступенях ее, или этапах - ученичество. Брахман проводил отрочество и юность в доме гуру, как работник. За это гуру наставлял его в Ведах. В период обучения половая жизнь была запрещена, и со временем термин Б. приобрел смысл этической заповеди - целомудрия.

«Бхагавадгита» - (Песнь Господа) - религиозно-философская поэма, входящая в 6-ю книгу «Махабхараты», один из гл. текстов древней индуистской лит-ры. Построена в форме беседы между двумя героями эпоса перед началом великой битвы - Арджуной и его колесничим Кришной. Вдохновляя друга на битву ради торжества дхармы, справедливости, Кришна произносит проповедь, заключающую в себе вероучение, к-рое развивает идеи Упанишад (Б. иногда называют «упанишадой»), описывает различные виды йоги и выдвигает новые концепции, легшие потом в основу религиозно-этической доктрины индуизма. Поэма сложилась на исходе I тыс. до н. э. Кришна выступает в Б. как воплощение высшего божества - Вишну, именуемого Бхагаваном. Учение Б. имеет выраженный теистич. характер. Бог в человеческом образе указывает Арджуне пути к спасению, освобождению от уз земного существования; помимо «пути знания», проповедуемого в Упанишадах, не всем доступного, он указывает «путь действия», к-рое не увеличивает бремя кармы, удерживающее человека в мире сансары, повторных рождений, если оно ограничено бескорыстным исполнением своего долга (дхармы). Особенно плодотворной была идея бхакти, любви к богу, к-рую Б. провозгласила высшим из путей достижения вечного спасения. Эта идея чисто эмоционального, не связанного с интеллектуальным познанием почитания бога, получила впоследствии распространение во многих течениях индуистской религ. мысли. На протяжении веков до наших дней Б. оказывает огромное влияние на духовную жизнь индийского об-ва, оставаясь одной из самых почитаемых священных книг индуизма (особенно почитается вишнуитской сектой бхагаватов); известную роль в этом играют ее значительные художеств, достоинства. Влияние идейного содержания Б. распространяется и за пределами Индии. Являясь первым переведенным на европ. язык (английский) памятником древнеинд. лит-ры, Б. с конца XVIII в. привлекла внимание мн. мыслителей Запада - В.Гумбольдта, И.В.Гете, Р.Эмерсона, Дж.Рассела, Р.Роллана, О.Хаксли и др. Наиболее авторитетный комментарий на Б. принадлежит крупнейшему философу индийского средневековья Шанкарачарье (нач. IX в.).

Бхакти -(причастность, преданность, служение [богу]) - одно из центральных понятий в индуизме. В кач-ве концептуального термина встречается впервые в «Бхагавадгите», где означает служение Бхагавану (Кришне), а в более широком и общем смысле - предпочтительное служение одному богу. Поскольку Бхагаван предстает в «Гите» персонификацией Абсолюта, поклонение ему (в отличие от поклонения др. богам) сулит не только и не столько жизненное благополучие, сколько освобождение от уз сансары, признаваемое высшей целью человеч. существования. Поэтому оно не сводится к обычным формам богопочитания (приношения, славословия, ритуальные приветствия), но должно быть сверх того безраздельным (одновременное почитание других богов исключается) и всепоглощающим: бхакту (адепту) вменяются в обязанность ежеминутное памятование о Бхагаване, постоянные размышления о нем, обсуждение его тайн и природы с другими бхактами. Такая мысленная сосредоточенность на боге рассматривается в кач-ве мощного фактора духовного преображения: бхакта начинает осознавать всякое свое деяние (в пределе - всю свою выраженную вовне жизнь) как нечто совершаемое ради бога, как приносимую ему жертву, что, в свою очередь, способствует развитию привычки к бескорыстному действию, к дистанцированному взгляду на мир и в конечном счете ведет к равноприятию всего сущего, знаменующему собой приобщение к божественному (абсолютному) бытию. Представляя служение Бхагавану делом скорее внутренним, чем внешним, «Гита» вместе с тем тесно связывает его с йогической тренировкой (недаром рядом с термином "Б." здесь появляется словосочетание Бхакти-йога). Постоянная мысль о Бхагаване не только облегчает работу, связанную с обузданием чувств, отрешением от целеполагания в практической деятельности и т. д. (сочетаясь т. обр. с Карма-йогой), но и сама требует сознательных усилий (по меньшей мере на первых порах). Тем самым роль веры (и соответственно бога) в спасении адепта крайне сужается. Согласно «Гите», в награду за признание своей единственности Бхагаван дарует бхакту не свободу, а «мыслительную йогу» (Буддхи-йогу), т. е. способность к внутренней тренировке, все остальное совершается самим верующим. Ср.-вековая теология сохраняет употребление термина «Б.» в кач-ве обозначения необычных (хотя и развивающихся в рамках индуизма) форм богопочитания, но отходит от характерного для «Гиты» приравнивания Б. к йоге. В IX - XI вв. южноиндийские теологи и философы, обобщая и систематизируя религиозную практику, сложившуюся на юге в ранний период его индуизации (VI—IX вв.), впервые сближают Б. с понятием любви. Внедрение северных культов в южную религ. традицию с привычным для нее представлением о боге как живущем «здесь и рядом» сообщило им несвойственную ортодоксальному индуизму внутреннюю противоречивость. Сознание запредельности, недостижимости космич. божества парадоксальным образом соединилось в южных вариантах шиваизма и вишнуизма с демонстрирующим неприятие этого положения желанием лицезреть бога, прикоснуться к нему, тем или иным способом пережить его физич. присутствие. Сама устремленность к божественному получила эстетич. мотивировку: по убеждению шиваитов и вишнуитов юга, адепт обращается к богу не столько в надежде освободиться от сансары, достичь надмирного покоя и т. д., сколько покоряясь безграничной и необъяснимой притягательности его прекрасного облика. Тем самым снималась необходимость интеллектуального постижения божества и общение с ним целиком вовлекалось в сферу эмоциональных переживаний, мистич. озарений и т. п. В характеристиках религ. чувства при этом акцентировались его спонтанность и неконтролируемость: оно возникает внезапно, не требуя ни знаний, ни к.-л. умственной, тем более йогической подготовки, и состоит в непреодолимом влечении, сопоставимом с одержимостью, а также, если иметь в виду недоступность предмета влечения, с любовным томлением. Постоянные колебания между восторгом (в моменты воображаемого сближения) и отчаянием (из-за невозможности близости), а в плоскости самосознания - между мыслями о собственной значимости (отмеченности, выделенности) и собственном ничтожестве сообщают духовной жизни адепта неслыханную напряженность и интенсивность, и ради существования на этом уровне концентрации жизненных сил и внутр. энергии он готов пожертвовать всем, даже конечным освобождением (отсюда нередко высказываемое желание продолжить цепь рождений, с тем чтобы вновь и вновь отдаваться служению богу).

Бхишма, «ужасный, страшный» (Гангея) – сын царя Шантану и его первой жены – царицы Ганги, воплощения богини-реки, правнук Бхараты, дед Дхритараштры, прадед Кауравов (Дурьодханы и др.) и братьев Пандавов. Проходил свой обязательный 12-летний период ученичества (брахмачарьи, под родовым именем Гангея) у Парашурамы. Дал обет безбрачия и уступил престол младшему брату, воспитывал братьев Пандавов, заменив им отца, – умершего царя Панду, сына Вьясы и овдовевшей невестки Шантану. Обладал выдающейся доблестью и жертвенностью, высокой нравственной, мудростью и честью. Пользовался любовью, уважением и почтением Кауравов и Пандавов, обращались к нему почтительно – «Прадед». В возрасте 116 лет принял участие в битве на Курукшетре. По закону дхармы сражался на стороне Кауравов и на протяжении всего сражения, длившегося четырнадцать дней, оставался главнокомандующим. Был смертельно ранен в бою Арджуной, его тело было пронизано сотнями стрел. После поражения Кауравов продолжал лежать при смерти на поле брани еще сорок дней, силой воли поддерживая свою жизнь на «ложе из стрел», ожидая для благоприятного наступления смерти начала священной половины года, когда солнце движется на север. Кришна, божественный наставник и советник Пандавов, привел их, чтобы выказать уважение Бхишме. Затем он попросил Бхишму обучить Юдхиштхиру, старшего из Пандавов, как сохранять лидерство и управлять огромным царством, завоеванном в битве, и попросил также рассказать об «основе освобождения». Содержание этой беседы изложено в XII книге эпоса «Махабхарата» в «Мокшадхарме»

Ваджраяна («ваджра» - «громовая стрела») - оружие бога Индры, но принадлежала и другим богам, например - Шиве. В мистическом плане это особая сила, способствующая освобождению - «алмазная колесница» или «колесница раската грома», школа позднего тибетского буддизма, многие современные его последователи называют это учение Тантрой - «коротким путем» освобождения. Иногда тантрический буддизм называют Мантраяной. «Ваджраяна» представляет философские школы «мадхьямика» и «йогачара». В Тибете учение подразделяется на четыре основные школы: ньингма-па, кашья-па, кагьюд-па и гелуг-па.

Вазомоторика (латинское «ваз» - «сосуд», «мотор» - двигатель) - совокупность сосудодвигательных нервных волокон, вазодилататоров (расширяющих просвет кровеносных сосудов) и вазоконстрикторов (этот просвет сужающих).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.