КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Послесловие 4 страница
Кастанеда, Карлос Сезар Арана (таково полное имя) родился 25 декабря 1925 года в городе Сан-Паулу, Бразилия. Его отец был часовщиком и золотых дел мастером, а звали отца Сезар Арана Кастанеда Бурунгари. Когда К. родился, его отцу было 17 лет, а матери - всего 15-16. Мать, Сусанна Кастанеда Навоа, то время была хрупкой миловидной девушкой и здоровьем, по всей видимости, не отличалась. Она умерла, когда К. было 24 года. В историях, которые рассказывал о себе Кастанеда, сочетаются вымышленные и подлинные факты. В некоторых интервью Кастанеда упоминал бабушку и деда, у которых он какое-то время жил, когда был ребенком. Бабушка имела иностранное происхождение, возможно, турецкое, и была очень крупной и не красивой, но доброй женщиной, и Карлос ее любил. А вот дед К., по всей видимости, был фигурой действительно неординарной. Это был маленький рыжеватый мужчина с синими глазами, выходец из Италии, который рассказывал маленькому К. всевозможные истории и все время что-то изобретал. Позже, во время духовного обучения в Мексике, дон Хуан потребовал, чтобы К. сказал "прощай" своему деду. То, что дед умер, не имело значения - он продолжал оказывать влияние на К., на его взгляды и жизнь - слишком мощный был человек. К. вспоминал, что прощание с дедом было одним из самых тяжелых потрясений в его жизни. В 1951 году КК эмигрировал в США, а в 1960 году произошло событие, коренным образом изменившее жизнь самого К. и тысяч его последователей - Кастанеда, тогда студент Калифорнийского университета, приехавший в Мексику за "полевыми материалами" для своей дипломной работы, встретил дона Хуана Матуса, индейца из племени яки. Дон Хуан стал духовным учителем К. и в течение двенадцати лет передавал подопечному сокровенные знания своего племени. Основной задачей Дона Хуана было разрушить все уже сформировавшиеся в мозгу К. рамки и заставить его увидеть не узкую полоску реальности, а весь огромный и бесконечно разнообразный мир. Поначалу для снятия блокировок в мозгу юного К. пришлось прибегать к очень жестким мерам и применять растительные психотропные средства, что и дало повод противникам К. обвинять его в пропаганде наркотиков. Обвинителям были предоставлены контраргументы: а) психоделики это не наркотики, они не вызывают привыкания; б) переживания, испытываемые под воздействием мескалина и т.п. К. описывает только в самых первых книгах и эти описания способны скорее оттолкнуть читателя от подобных экспериментов, чем привлечь - во всяком случае, сам автор, признавая, что этот опыт был ему нужен, сам никогда добровольно на его повторение не шел; в) в последующих книгах К. неоднократно подчеркивал, что психотропные средства могут послужить лишь первоначальным толчком и не более того, добиваться же устойчивых результатов по управлению состояниями сознания следует совершенно иными методами, о которых он и рассказывал. С разрешения дона Хуана К. стал записывать его слова; так родилась первая из известных во всем мире книг КК - "Учение дона Хуана. Путь индейцев из племени яки", опубликованная в 1968 году. Эта книга мгновенно стала бестселлером - как и девять последующих. Все они представляют собой запись бесед дона Хуана с К., а цепь событий в них обрывается в 1973 году, когда дон Хуан таинственно исчез - "растаял подобно туману". До сих пор люди спорят, был ли дон Хуан реальным человеком, или он был придуман Кастанедой? М. Раньян пишет, что имя Хуан Матус так же распространено в Мексике, как имя, скажем, Петя Иванов - в России. В своих курсовых работах К. сначала просто упоминал пожилого индейца, который согласился его учить. Имя Дон Хуан Матус всплыло позже. Если верить К., скромный старик-индеец был самым настоящим магом-шаманом, последним представителем уходящей вглубь веков линии тольтекских магов. Более того, Дон Хуан обнаружил у К. соответствующие склонности и на протяжении 13 лет обучал его непостижимому искусству древней магии. Стремление К. ускользнуть от любой определенности и фиксации прямо вытекает из основного требования, предъявляемого к тольтекским магам школы Дона Хуана Матуса - его духовного учителя: быть текучим, гибким, неуловимым, никому не позволять запихивать себя в тесные рамки шаблонного поведения и стереотипных реакций. По терминологии магов-тольтеков или воинов, как они предпочитают себя называть, воин-маг должен "стирать свою личную историю". Так что можно быть уверенными - мы никогда не узнаем, был ли Дон Хуан реальным человеком. Если его ученик столь преуспел в стирании личной истории, то учитель уж точно постарался не оставить никаких следов пребывания на этой планете. К. заявлял, что Дон Хуан не умер, а "cгорел изнутри", однако у него не было и тени сомнения относительно его собственной смертности. "Так как я - идиот, я уверен, что умру," - заявил он "Times". - "Я бы хотел обрести целостность, чтобы покинуть этот мир таким же способом, которым это сделал он, но нет никакой гарантии." Легенда гласит, что и сам КК ушел из нашего мира схожим образом - как бы растворился в воздухе. Менее поэтическая версия некролога сообщает, что он скончался 27 апреля 1998 года от рака печени и что после кремирования прах К., согласно завещанию, отправили в Мексику. Кататония - нервно-психическое расстройство, форма психоза, характерная мышечными спазмами, иногда весьма длительными, сопровождающимися состоянием ступора, либо не проходящим возбуждением, наиболее выраженное сочетание психических расстройств с поражением двигательной сферы. «Катха-упанишада» -более поздняя, чем основные одиннадцать Упанишад. Связана с «Черной Яджурведой», входит в предание одноименной школы, основанной риши Катхой. Принадлежит к числу стихотворных У., состоит из 2-х частей по 3 раздела в каждой. Содержит элементы систем санкхья и йога, кроме того, в ней цитируются другие Упанишады и «Бхагавадгита». Датировка – 5-й век до н. э. Кинестезический - представленный в ощущении. Кинестезия - мышечное чувство, мышечно-суставное, восприятие посредством проприоцепторов. Конфессия - вероисповедание. Корреляция - соотношение, соответствие, взаимозависивость предметов, явлений или понятий, согласованность строения и функций живого организма, обеспечивающая постоянство его внутренней среды. Крийя - буквально «процесс». Тантрическая Крийя-йога излагается в работах Свами Сатьянанды и коллектива Бихарской школы йоги. Всего известно семьдесят шесть крий, из которых ССС объясняет двадцать. Кришна («Черный») - родовое имя Васудэва, по древнейшим сказаниям Кришна - обожествленный витязь и учитель, в «Махабхарате» он отец бога любви - Прадьюмны. Кришнамачарья, Тирумалай - йог из Майсора, родился в 1888 и прожил 101 год. Его учениками были Айенгар, Индра Деви, Паттабхи Джойс, а также собственный сын Десикачар. К. является основателем реформаторской линии псевдойоги, которая затем была модифицирована его учениками и широко распространилась на Западе. Кришнамурти Джидду (псевдоним Алсион) - индийский мыслитель, философ, поэт. Родился в 1895 (по др. данным, в 1897) на юге Индии, в Маданапалли (штат Мадрас), умер в 1986 в Калифорнии. С детства был необычным мальчиком, слабым и болезненным, с обостренным и глубоким вниманием к окружающему миру, созерцательным отношением к жизни и склонностью впадать в экстаз. Экстатические переживания и позже играли для него большую роль. В 1909 его увидел Ч. Лидбитер, член Теософского об-ва, и признал мессией. Активное участие в его судьбе приняла Анни Безант, председательница об-ва. Мальчика увезли в Англию. После длит, конфликта с теософами в 1929 К. публично отказался от звания мессии и от участия в делах «Ордена Звезды», председателем к-рого он был, и Теософского об-ва. После этого он поселился в Америке, в Калифорнии. К. несколько раз выезжал в Индию, а после 1947 и до самой смерти много путешествовал по Индии, Америке и странам Европы и выступал перед разными аудиториями. Темы его бесед и лирич. импровизаций бесчисленны и неисчерпаемы. К. просил не записывать его и не перечитывать, а только слушать и сопереживать, тем не менее, его лекции и беседы часто записывались и издавались (3 тома «Комментариев к жизни», «Парижские беседы» и др. эссе, а также 2 тома стихов). С самого начала К. выступал против организованных религий, их «вечных» символов и всяческих авторитетов, поставив своей целью «воспитание свободы в поисках истины». Он пытался помочь избавиться слушавшим его людям от гнетущих и сковывающих их страхов, ограниченности и обусловленности. К. следовал своим путем непосредственного, не концептуального восприятия истины и считал возможным самостоятельное открытие и переживание ее для каждого: «Только переживание того, что есть, не называя его, приносит свободу от того, что есть». Духовные искания К. лежали в русле традиц. для Индии религ.-филос. воззрений. Кувалаянанда, Свами - йогин, в 1920 основал ашрам «Кайвальядхама» в Пуне. Изучив йогу, К. получил западное медицинское образование, и долгие годы занимался йогатерапией, выпустив ряд книг. В настоящее время библиотека ашрама, возглавляемого доктором Бхоле, располагает одним из крупнейших собраний древних рукописей. Кундалини - «свернувшаяся кольцом». В метафизической физиологии йоги – главная энергия человеческого тела. Символически изображается в виде спящей змеи, свернувшейся в Муладхаре в 3,5 оборота. Локаята -мирская, материалистическая народная философия, локаятики – древнеиндийские материалисты. Лоренц, Конрад ( 1903 – 1989), этолог. Интересы: клиническая психология, сравнительная психология, этология, медицина, психология личности и социальная психология, зоология. Образование: доктор медицины (Вена, 1928), доктор философии (Вена, 1932). Профессиональная деятельность: награжден многими премиями и почетными степенями; профессор сравнительной психологии (Кенигсберг, 1940), профессор экспериментальной биологии Института Макса Планка в Зеевизене (1947), Нобелевская премия по психологии и медицине (1973). Основные публикации: King Solomon s Ring (Crowell. 1963), On Aggression. Harcourt (Brace, and World, 1965), The Evolution and Modification of Behavior (University of Chicago Press 1970 -1971), Studies in Animal and Human Behavior. 2 vols (Harvard University Press, 1977), Behind the Mirror: A Search for a Natural History of Human Knowledge (Harcourt, Brace, Jovanovich, 1981), The Foundations of Ethology (Springer- VerJag, 1987), The Waning of Humaneness. Little-Brown. «Мандукья-упанишада» – отождествляется с одноименной школой, восходящейк легендарному брахману Mandukya («лягушка»). Среди главных Упанишад принадлежит к сравнительно поздним прозаическим текстам, ее относят к Атхарваведе. Одна из самых коротких Упанишад. Комментарии на нее написаны Гаудападой, затем – Шанкарой. Мантра - «истинное слово», «заклинание», собирательное название вербальных формул либо изречений, над которыми следует размышлять. Мантра-йога - систематическое использование звуковой вибрации для провоцирования психофизиологических изменений. Слово М. произошло от корня «манн» - мнить, полагать + орудийный суффикс – «тра», т. е. «орудие осуществления психического акта». М. - необыденный текст, произнесение к-рого, а нередко и твержение вполголоса или почти беззвучное бормотание многие тысячи раз считается производящим особые результаты, магические или духовные. В ведической культуре и раннем брахманизме М. назывались поэтич. части Вед и отрывки из них; использование было в основном ритуальным. Так, важнейшая из ведических М., т. наз. гаятри, ежедневно воспеваемая праведными индуистами на заре, содержит самопризыв к преуспеянию посредством благой силы солнца. Эта М. состоит из трех восьмисложных стихотворных строк. В позднейшем индуизме, особенно в тантрах, появилось великое множество М. разной длины, цели, устройства и пр. Очень часто М., в целом понимаемые как санскритские тексты, содержат в разной мере отклонения от обычного общепонятного языка; в пределе это приводит к М. как последовательности звуков, не имеющих смысла вне ее. Существует два главных класса М. Первый класс включает в себя М., требующие передачи-посвящения от лица, осуществившего в своей практике силу М. и испытавшего ее результаты. Без этого твержение М. бесполезно. Второй, как считается, производит результаты вне зависимости от такой передачи. В этом случае важно тщательно воспроизводить звучание. Важнейшая краткая индуистская М. - Ом. Гл. шиваитская мантра - «Ом намах шивая», вишнуитская — «Ом намо нараяная». Перестановка слогов М. дает много других М. на разные случаи жизни (скажем, от зубной боли, от змей и пр.). Особый класс М. в тантрической практике составляют т. наз. «семенные» («биджа»), т. е. слоги, воображаемые практиком в особых местах тела и разворачивающиеся в божества. М. есть модулятор энергии (праны), как внутренней, так и внешней. С индуистской точки зрения М. являются и нек-рые христианские молитвы, напр., католическая «Аве Мария» или «Отче наш». Если М. содержит в себе обращение к некоему божеств, персонажу, то предельная ее цель - причащение к нему или слияние с ним. Мантраяна ( другие названия – Ваджраяна, Тантра, Тантраяна, Тантрийский буддизм). В переводе с санскрита - алмазная колесница, тантрическое направление буддизма, возникшее внутри Махаяны в V веке н. э. Вероятно, в основе М. лежит индуистский тантризм, однако большинство современных исследователей отвергают эту точку зрения, выделяя буддийский тантризм, как самостоятельно развивающееся направление. В. распространена в Тибете, Непале, Японии (школа Сингон-сю). Ранее была распространена на Шри-Ланке, в Индонезии, Китае. Начиная с VIII века н. э начали возникать отдельные школы М. – Ньингма-па, Кагью-па, Карма-па, Дуг-па, Сакья-па, Кадам-па. Все они, за исключением Кадам-па, сохранились до настоящего времени. В Тибете М. считается венцом учения Будды, она основана на концепции Адибудды – верховного единого божества, по отношению к которому отдельные будды (в том числе исторический Гаутама) считаются только формами воплощения. В М. разработана четкая иерархия существ: будды, бодхисаттвы, пратьекабудды, архаты, идамы, учителя веры, местные божества. По сути, М. – оккультная модификация буддизма. Главным средством достижения просветления в Махаяне считаются не достоинства человека – парамиты, а тайная мантра. Путь тайной мантры значительно могущественнее и может привести к достижению состояния будды не за много кальп, как в обычной М., а за одну жизнь. Средством достижения буддовости считается практика йогическая в сочетании с магической - медитация, чтение мантр, почитание духовного наставника. Маргинальный -находящийся на границе, расположенный в отдалении от центра (середины). Когда речь идет о социуме – вырождающаяся, прогнившая культура окраины, периферии, провинции. Махабхарата («Великое [сказание о битве] потомков Бхараты») - др.-инд. эпическая поэма на санскрите, насчитывает в разных рецензиях от 82 до 95 тыс. двустиший (шлок), разделенных на 18 различного объема книг. М. складывалась в устной традиции и сохраняет многие характерные черты устно-эпического стиля. Осн. сказание повествует о лишении сыновей царя Панду (Пандавов) царства их двоюродными братьями Кауравами, о жизни Пандавов в изгнании и о возвращении ими царства после великой битвы на Курукшетре. В этот сюжет оказались включенными по принципу «обрамленного повествования» многочисл. мифы и легенды. Зародившись в кшатрийской (воинской) среде на сев. долины Ганга, М. стала затем общеиндийской эпопеей и перешла в ведение брахманов, подвергших ее религ.-дидактической переработке, при к-рой в состав М. вошли религ.-философские (напр., «Бхагавадгита») и др. дидактич. тексты, концентрирующиеся гл. обр. в огромных по объему XII и XIII книгах. Поэтому в индийской традиции М. рассматривается не только как эпос (итихаса), но и как законоучительный трактат (дхарма-шастра). Становление М. продолжалось много веков: от начала I тыс. до н. э., когда предположительно началось сложение сказаний на ее основной сюжет, до перв. пол. I тыс. н. э., когда поэма обрела вид, близкий к современному. Типологически М. представляет собой классич. эпопею, частично трансформировавшуюся в эпопею религ.-дидактическую, но при этом в ней удерживается ряд элементов содержания и формы, присущих эпосу на стадии архаики. Мифология М., как и все ее содержание в целом, многослойна. В повествованиях раннего слоя отражена архаич. мифология индоариев, в типологическом отношении более древняя, чем ведийская, и существовавшая параллельно с ней; центральным здесь является миф о борьбе Индры с драконом Вритрой, дэвов с асурами. Борьба Пандавов с Кауравами, в к-рых воплотились на земле соответственно дэвы и асуры, осознавалась как земное продолжение извечной космич. битвы. На стадии классической эпопеи мировоззрение М. окрашивается пессимизмом, основной интерес переносится с мифа о первотворении-асуроборстве на другой аспект циклич. Космогонии - эсхатологический, отсюда возрастание роли таких божеств, как Яма, губящий мир при светопреставлении, Кала - бог разрушительного времени, Рудра-Шива и т. д. Характерна для этого слоя и мифологема безличной, слепой судьбы (дайва). Поздний эпос засвидетельствовал зарождение и развитие религии индуизма. Если в раннем слое М. пара героев - Арджуна и его возничий Кришна - воспроизводила на эпич. уровне мифологический союз асуроборца Индры и Вишну как его помощника, то с превращением в индуизме Вишну в верховного бога растет и роль эпич. Кришны: теперь он, как аватара Вишну, неизмеримо превосходит Арджуну и в кульминационный момент сюжета обращается к нему с духовным наставлением (см. «Бхагавадгита»). В позднем приложении к М., ее XIX книге «Харвамше» («Родословие Хари») содержатся уже все гл. индуистские легенды о детстве и юности Кришны, неизвестные основной части эпопеи. Появляются в М. и тексты, представляющие мифологию другого великого бога индуизма - Шивы, а также индуистских божеств субстратного (неарийского) происхождения: Сканды, Кали-Дурги. В дидактич. главах, посвященных гл. обр. проповеди нравственного закона - дхармы, предпринимаются попытки интерпретировать действие эпич. безличной судьбы как частный случай проявления индуистской кармы или как промысел верховного божества. М., ставшая для индуистов священной книгой, не без основания рассматривается иногда учеными как своего рода «энциклопедия индуизма». Существует громадное число литературных произведений на сюжеты из М. как на санскрите, так и на региональных языках. Махасайя, Лахири (1828-1895), приемник Махаватара Бабаджи, друзья и ученики называли его по-разному - Махамуни, Бабаджи Махарадж, Трайямбак Баба, Шива Баба и другими именами. Осенью 1861 года Шри Лахири Махасайя получил первый даршан Шри Шри Бабы. Это место находится в четырнадцати милях от Раникета на высокой горе Дронагири, у подножия пика Нанда Дэви. При этой встрече выяснилось, что Шри Шри Бабаджи являлся гуру Шри Лахири Махасайя в его предыдущей жизни. Махатма ( «великая душа») – эпитет святых, особо выдающихся, духовно развитых личностей, при жизни достигших просветления. Ментальный - умственный. Медитация - измененное состояние сознания (ИСС), в котором бессознательное начинает проявлять себя. В классической йоге под медитацией понимается самьяма - совокупность (последовательность) все более углубляющихся степеней интроспекции: дхарана, дхьяна, самадхи. В европейских языках термин «медитация» переводится как созерцание, что не совсем верно, поскольку образное созерцание свойственно лишь каждому третьему из общей массы людей, практикующих йогу. Мишра Вачаспати – брахман из Митхилы, авторряда работ, являющихся ценным источником сведений о самых разных религиозно-философских системах. Ему принадлежат комментарии к основным сочинениям школ ньяя, санкхья, йога, миманса и веданта, а также важные сведения, относящиеся к буддийским логикам. Модус - мера, образ, способ (жизни, действия и т.д.). Мокша (мукти) - в различных философских системах Индии освобождение, достижение состояния единения и не двойственности либо полного различения. Мохенджо-Даро и Хараппа - города древнейшей протоиндийской цивилизации, открытые в двадцатых годах прошлого столетия индийскими археологами Д.Р.Сахни и Р.Д.Банерджи на территории нынешнего Пакистана. Возникли в третьем тысячелетии до н. э. На так называемых печатях, найденных в ходе раскопок, обнаружены божества, пребывающие в традиционных позах йоги. Лингам -фаллический символ в культе Шивы, короткий цилиндрический столб с закругленной вершиной. Почитание Шивы в образе лингама было распространено в Индии с древних времен, особенно на юге. Нага - «змей», особые мудрецы, полубоги, населяющие мифическое подземное царство Паталу. Наропа (1016 - 1100), родился во 2-й половине X века, возможно, в Бенгалии (другие источники называют Кашмир). Покинув мирскую жизнь, получил посвящение от настоятеля Буддхасараны и затем предпринял путешествие в Наланду, огромный монастырский университет в Бихаре, где изучал читтаматру и философию мадхьямики. Со временем достиг положения видного ученого в Наланде, став в конечном итоге одним из «стражников» 4-х ворот. В то время был известен как Абхаякирти. После преодоления разного рода трудностей нашел своего учителя, йогина Тилопу и вступил в период ученичества, известный как «12 великих строгостей». В течение 12 лет терпел пытки, подобные жжению огнем и втыканию заточенных тростинок под ногти, все это испытывалось, чтобы получить серию из двенадцати наставлений нашептывания от своего гуру. В Пушпахари около Наланды передал держание линии Марпе, дав ему знаменитые «Шесть доктрин»: - йога Туммо, или йога Тепла – основа Пути. - йога Иллюзорного Тела – опора Пути. - йога Сновидений – критерий Пути (Йога-Нидра) - йога Света – суть Пути. - йога Бардо – то, с чем сталкиваешься на Пути. - йога Трансформации или переноса сознания – Ядро Пути. Остальные ученики Н. – сиддхи Майтрипа, Домби, Сантипа и братья Пхамтингпа из Непала. Натхи (натх, букв. - господин, повелитель) - религиозная секта эзотерического, мистич. толка. Ее адепты встречаются в Индии, Бангладеш, Непале и Тибете. Странствующие аскеты-натхи называют себя «горокханатхи» (последователи Горакханатха) и «канпхата» (с надрезанными ушами), т. к. при инициации посвящаемому делается надрез в ушах длиною до 6 мм для особых серег. Учение Н. держится в тайне и постигается неофитом в общении с наставником - гуру. Культ Н., возникший в Индии, - древнейший. Его особенность - оккультизм, вера в возможность обретения сверхъестественных способностей. Это указывает на присутствие пережитков архаического, магич. сознания в учении Н. Их цель - достичь физич. бессмертия. Ритуал «кайясиддхи» аналогичен подъему Кундалини в йоге Тантры, но основная направленность практики - Хатха-йога. Под влиянием индуизма, приблизительно к XIII в., это стало пониматься как «освобождение (мукти) при жизни», преодоление «цепи перерождений (сансары)», к-рым по законам кармы подвержены все живые существа. Сложные ритуальные действия Н. направлены на то, чтобы сберечь в своем теле прану, к-рая понимается и как дыхание, и как некая метафизич., мистич. субстанция, «жизненная энергия», и т. обр. достичь состояния равновесия и покоя, при к-ром человеческое тело не подвластно времени, старению и смерти. Для этого Н. используют в ритуале комплекс физических упражнений хатха йоги, медитацию и многоразовое повторение мантр, что помогает им контролировать физиологич. и психич. процессы в своем теле. Ритуальная практика Н. осуществляется под знаком регрессии, движения назад, противоположного естественному ходу развития в космосе и природе, где все движется от возникновения (рождения) до исчезновения (смерти). Они как бы пытаются возвратиться в состояние покоя, неизменяемости космоса до акта божественного творения. Жизненная энергия (прана) на физиологич. уровне понимается как половая энергия, мужское семя. Трата его ведет к смерти, отсюда требование к йогам-Н. строго соблюдать обет аскетизма и целомудрия. В этом обете отразились древние архаич. представления о том, что отношения полов могут быть средством воздействия на природу. Ритуал Н., построенный, как и во всех йогических культах, на идее изоморфизма вселенной и человеческого тела (макро - и микрокосмосы), совершается каждым адептом индивидуально, независимо от др. членов секты. У Н. нет формализованного группового поклонения: религиозных праздников, общих богослужений и жертвоприношений в храмах. Единственное божество из индусского пантеона, почитаемое Н., - Шива, одна из ипостасей к-рого йог-аскет, создатель йоги. Считается, что он был хранителем "божественного знания" о бессмертии, к-рое от него получили первые на земле вероучители Н. - Минанатх (Матсьендранатх) и его ученик Горакханатх. Религиозные и мистические сочинения натхов обнаруживаются не только в самой Индии, но и в Тибете, и Непале, некоторые их монастыри сохранились до наших дней. Сказания натхов о Горокхо и Гопичондро многие века передавались изустно, их письменные варианты стали появляться, начиная с восемнадцатого века. Культ натхов - один из древнейших йогических культов Индии. Эпические поэмы Н. изобилуют описанием сиддх. Нирвана - «угасание», Ф.И.Щербатской переводил этот термин как «уничтожение». Н. - полное уход из бытия, растворение в божестве (у буддистов - в пустоте, шунье). В отличие от самадхи концепция нирваны основана на внечувственных элементах - дхармах, из которых, согласно буддизму, состоит все, в том числе и живые существа. При жизни человек являет собой стабильную структуру непрерывно колеблющегося «облака дхарм». После распада физической оболочки оно теряет «конфигурацию» предыдущей личности и некоторое время находится в аморфном (но по прежнему колебательном) состоянии, пока не произойдет очередной акт перевоплощения, и душа (упомянутое облако) не примет структуру нового носителя. Следование адепта буддийскому «восьмеричному пути» спасения приводит к тому, что после завершения его жизни облако дхарм перестает вибрировать, утрачивает динамику, вследствие чего душа теряет способность переселения. Тем самым прерывается цепь перерождений и наступает свобода. Цель самадхи в йоге Патанджали - полное прекращение деятельности ума. Нонсенс - бессмыслица, нелепость. Ньяса – ритуал посвящения адептом тела или его частей божеству или нескольким божествам-покровителям. Тем самым, по индуистским воззрениям, устанавливается связь адепта с божеством и обеспечивается магич. защита его от болезней, несчастий и разных бед. Ритуал основан на магич. тождестве частей тела и атрибутов почитаемого божества. Во время его совершения определенные мандалы, соотносящиеся с осн. элементами мира и атрибутами богов, мысленно размещаются на частях тела: руках, ногах, голове, сердце и т. п. Ритуал надлежит сопровождать чтением предписанных мантр. Различается несколько видов Н.: Матриканьяса, Анганьяса, Питханьяса, Шаданганьяса, Таттва-шуддхи и т. д. Оккама принцип ( лезвие ) -согласно ему в любых моделях следует стремиться к минимуму допущений. Оккам Уильям (ок.1300- 1349) - английский схоластик, самый видный представитель позднего номинализма. До 1324 учился и преподавал в Оксфордском университете. Привлеченный к суду папской курии по обвинению в ереси, провел четыре года в заключении (Авиньон). Бежал оттуда в Мюнхен к императору Людвигу Баварскому, ведшему борьбу с папой, написал здесь большинство своих произведений, в которых выступал против приоритета церкви над государством. О. считается ранним предшественником Реформации. Бенер указывает, что смысл знаменитой «бритвы О.» виден в его работах. Чаще всего он дан в такой формулировке: «Без необходимости не следует утверждать многое» (Pluralitas non est ponenda sine necessitate). Реже она выражена в словах: «То, что можно объяснить посредством меньшего, не следует выражать посредством большего» (frustra fit per plura quod potest fieri per pauciora). Формулировка, которую обычно приводят историки: «сущностей не следует умножать без необходимости» (Entia non sunt multiplicanda sine necessitate) в произведениях О. не встречается. Ом («Аум») – изначально, в ведическом ритуале, одно из главных возглашений, производящее благо. В принципе, оно начинает и завершает любой ритуальный текст. При громком и протяжном произнесении-пении обеспечивает идеальные условия для интроверсии. Стал предметом метафизич. и мистич. спекуляций уже в прозаических частях Вед, особенно в упанишадах, и превратился в глубочайший символ тотальности, вселенной целости, непрерывности (благодаря свойствам его произнесения), в конечном же счете — в символ Атмана и Брахмана, в главную мантру. Ом - источник всех звуков и сущность Вед. В «Мандукья-упанишаде» толкуется как прошлое, настоящее и будущее; 3 состояния сознания — явь, греза и сон, соотв. «а» «у» «м» и пр. Символика Ом неисчерпаема. Ом произносят в начале и конце значимых дел, в заглавиях традиционных текстов - для успешности начинания и сохранности. В Раджа-йоге почти беззвучное твержение Ом является одним из важных методов осуществления самадхи, т. наз. джапа. В кундалини-йоте Ом визуализируется в виде белой акшары в головном центре, тогда как все знаки алфавита — в нижних центрах тела. Т. обр., Ом есть синтез и исток их всех. Используется также и в буддийской йоге. Постижение этого слога в традиционном духе означает глубокое проникновение в традицию.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 346; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |