Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Послесловие 6 страница




Тайци-цзюань («Кулак Великого Предела») - один из самых известных и популярных в мире стилей китайских у-шу. Основан в семнадцатом веке Чэнь Вантином, который взял за основу формы кулачного боя из свода Ци Цзигуана «Трактат о кулачном искусстве», который был пособием для императорской гвардии. Из тридцати двух связок движений Чэнь оставил двадцать девять. Сейчас известно пять основных стилей тайци-цзюань, на их базе в КНР создан комплекс из сорока восьми форм. Оздоровительные варианты этой системы физического развития практикуют во всем мире.

Тамас - одна из трех гун («гуна» - качество, свойство) в древнеиндийской философской системе санкхья. Тамас - свойство инертности, тяжести, плотности, темноты. В человеческой душе - источник косности и невежества. Гуна раджас - свойство энергии, подвижности, в человеке - активность и страстность. Гуна саттва - «разумность», упорядоченность, в человеке - основа терпеливости, уравновешенности и способности к просветлению.

Тантризм (от «тантра» - система, пряжа, прялка, традиция, текст и пр.) - форма существования и текстового представления индуизма и буддизма (в последнем чаще называется Ваджраяна). Индуистский тантризм по традиционным представлениям и классификации является формой шактизма, т. е. варианта религии с признанием верховным божеством женского начала, "потенции" (шакти) мира и прочих богов, источника всякой энергии. В индологии иногда Т. понимается расширительно, тогда к нему относят и формы шиваизма, представленные в лит-ре агам, подобных во многом шактистским тантрам. Т. — закономерный итог историч. развития "деятельной" части Вед, т. е. трактующей обряды и культ и освобождение посредством их. Весьма многочисл. тантры, нек-рые достаточно древние (восходят к первым вв. н. э.), строятся в виде диалога божеств, четы Шивы и Парвати (Умы). Если вопрошает богиня и наставляет супруг, тантра называется агама, если наоборот — нигама. Тексты Т. по содержанию крайне разнородны и призваны дать исчерпывающее изложение ре-лиг, и духовной практики, как ритуально, так и йогически, а также представить необходимые сведения о космографии, теологии, устройстве об-ва, медицине и пр. Т. обр., Т. является "духовно-технологическим" завершением практики индуизма. Философские взгляды в Т. эклектичны, преобладают представления веданты и санкхья-йоги, но в целом строгое различение даршан для Т. маловажно. Обстоятельный текст по Т. обычно дает классификацию индивидуумов (вполне способен к практике тантры лишь человек высшего типа), правила взаимоотношений гуру и ученика, описание инициации (дикша) и различных посвящений (абхшиека), правила употребления мантр, диаграмм для созерцания, символических жестов (мудр), совершения внешних ритуалов и подношений божествам, обязательных обрядов (санскар) и др. Характерно детальное отождествление элементов микрокосмоса и макрокосмоса, т. е. усмотрение всего мироздания в самом теле практикующего тантриста. Описываются чакры с приписыванием каждой из них набора фонем; каналы (нади), соединяющие чакры и также пронизывающие все тело. Даются наставления по поэтапному созерцанию, т. е. схематизирован процесс садханы с изложением необходимых асан, пранаям и др. техник йоги. Существенно обоготворение женщины, и женоненавистники неспособны к тантре. Для особо зрелых духом Т. предлагает ритуальное снятие обычных социальных и религиозных запретов во имя достижения высших целей. Это включает дозволение пить спиртное, есть мясо, иметь внебрачные половые связи (не для удовольствия, но для энергетической практики). Последние аспекты вызывают особый интерес у европейцев, что необоснованно, т. к. уровень потребной для разрешения на такую практику подготовленности находится за их личностным горизонтом. Т. отсутствует в випшуистской форме индуизма, склонной к благоговейному почитанию божества. С тантрической точки зрения вишнуизм (в частн. кришнаизм) предназначен для личностей низшего духовного уровня.

Тапас (тепло, жар, пыл) - система аскезы в индуизме. Происхождение термина, по-видимому, связано, во-первых, с распространенной практикой нагревания, «иссушения» тела (напр., в форме «стояния между пяти огней», т. е. между четырех костров, под находящимся в зените солнцем) и, во-вторых, с представлением о накапливаемом в подвижничестве особом внутреннем жаре или пыле, с помощью к-рого аскет способен магич. воздействовать на окружающее. В «Ригведе» Т. (жар) выступает в нек-рых «философских» гимнах как космогонич. фактор. Однако практика Т. известна нам прежде всего как элемент народной религии поздневедийской и послеведийской эпох. «Махабхарата» содержит многочисл. описания подвигов Т., совершаемых странствующими аскетами, могущества к-рых страшатся окружающие; высшей целью подвижников является достижение посмертного блаженства в одном из небесных миров (аскет, накопивший исключительное «сокровище Т.», способен даже на время заместить Индру на престоле царя богов). Но с т. зр. нарождающихся сотериологических религий этот идеал, как не дающий спасения, выхода из круга перерождений, оказывается явно недостаточным. Известно, что Будда в начале своего духовного пути практиковал вместе со своими первыми пятью учениками жестокое самоистязание, однако затем отверг его, выработав свой «срединный путь», чуждый крайностей и ведущий к спасению — нирване. Индуистская йога Патанджали признает Т. как один из необходимых элементов «йоги действия» (см. Йога-сутры П.1) и один из принципов (подразумевающий соблюдение постов, обетов и т. п.), входящих во 2-е звено (нияма) его «восьмизвенной йоги» (11.31). В «Бхагавадгите» различаются три вида благой («саттвичной») аскезы: Т. тела (чистота, целомудрие, почитание богов, брахманов, старцев, гуру и т. д.), Т. речи (рецитация Вед, правдивость и т. д.), Т. сердца (дружелюбие ко всему живому, умиротворенность сознания и т. д.). Но если Т. совершается ради славы или др. корысти - он проникнут уже не саттвой, а гуной "страстности" - раджасом; если же аскеза превращается в самоистязание или практикуется во вред др. людям, то она проникнута гуной тамас и безоговорочно осуждается. Тем не менее, именно самоистязание остается по сей день осн. практикой многих индуистских странствующих аскетов (садху).

Таттва-шуддхи -практика психосоматического очищения, заимствованная из тантрического ритуала, включающая «ньясу» (освящение тела), «прана пратхистху» (наделение мандалы силой и жизнью), «панчопчару» (предложение таттвам пяти ингредиентов) и джапу (повторение мантры). Может использоваться как помощь для медитации либо как совершенная садхана сама по себе. Хотя цель ТШ является чисто духовной, считается, она позволяет достичь благ во всех сферах существования (см. одноименную книгу ССС в электронном варианте - http://lib.luksian.com/textr/phil_rel/319/).

Татхагата – один из эпитетов Будды, означает «так приходящий» или «так уходящий», причем оба значения равносильны.

Трансперсональная психология - направление психологической науки, созданное в конце 1960-х годов С.Грофом, А.Маслоу, Д.Фейдиман и Э.Сьютич. Тогда же ими была учреждена «Ассоциация за трансперсональную психологию», и начал выпускаться «Журнал ТП». В 1978 совместно с М.Мэрфи и Р.Прайсом Гроф основал Международную трансперсональную ассоциацию, проводящую семинары и международные конференции. Заявленная цель ТП - создание новой, непротиворечивой научной концепции человеческой природы и природы реальности в целом. Гроф разработал теорию четырех перинатальных матриц, посредством которых объясняется судьба и текущее состояние любого человека, а также предлагаются способы коррекции. Если Фрейд объяснял все человеческие проблемы вытесненной сексуальностью, Адлер - стремлением к доминированию, Райх - динамикой субстанции «оргона», то Гроф выводит все проблемы человека из процесса родов, то есть абсолютизирует один из множества этапов человеческого становления.

Трансфер (от латинского «переносить», «перемещать») - психоаналитический термин, обозначающий перенос больным на врача разноплановых влечений к людям, которых он знал в прошлом либо своих ожиданий встречи с людьми определенных качеств.

Трофотропный - такой физиологический «сценарий» развития процессов психосоматики, когда преобладает активность парасимпатической части вегетативной нервной системы.

Тумо - тибетская техника генерирования «внутреннего тепла», основана на использовании пранаямы, визуализации огня и работе с ощущениями.

У-вэй - «недеяние» или «действие недействием», одно из основных положений даосской этики, заимствованное впоследствии китайским и японским буддизмом. Принцип недеяния – следование природе вещей и естественному ходу мировых процессов. У-вэй можно назвать «нетворческим» методом - не сотворением чего-то нового, что может прервать Путь, а выявления того, что заложено в природе. Принцип «у-вэй» связан с пониманием Абсолюта как неподвижного центра всего, середины. Недаром все три учения - даосизм, буддизм и конфуцианство провозглашают закон среднего или нулевого пути: восьмиричный в буддизме, Срединный в конфуцианстве, естественный - в даосизме. В классической йоге, близкой даосизму в понимании естественности, деяние недеянием - главный метод самосовершенствования.

Упанишады -произведения, составляющие завершающий цикл канонич. свода Вед, сложившийся в осн. в VII - VI вв. до н. э.; объединяется с араньяками названием Веданта. Слово «упанишад» означает «сокровенное учение» (букв. подсаживание [ученика к учителю]), доступное лишь избранным. Выделяют 6 древнейших прозаических У.: «Брихадараньяка», «Чхандогья», «Тайттирия», «Айтарея», «Каушитаки» и «Кена» (наполовину стихотворная). Позднее сложились стихотворные «Катхака», «Иша», «Шветашватара», «Мундака» и «Маха-Нараяна», еще позднее - прозаич. «Прашна», «Майтраяния» и «Мандукья». Название У. носит еще около 200 произведений, но они создавались много позже (на всем протяжении ср. веков) в подражание древним У. Формально У. продолжают традицию Вед, но содержание их не ограничивается ритуальными, мифологич. и космогонич. темами предшествующей лит-ры. Не отрицая традиционные ритуальные толкования Брахман и развивая их, они проповедуют новые идеи и учения, основывающиеся на положении о предпочтении «внешнему» ритуалу «внутреннего», отвечающего «должному почитанию» (упасана) божества. Внимание сосредоточивается на символике обряда, и У. посвящены уже не столько толкованию правил ритуальных действий, сколько отвлеченным от него и более глубоким проблемам мироздания и человеч. бытия. С У. начинается развитие философской и научной мысли древней Индии. Центральными в учениях У. становятся разрабатываемые в них понятия Брахмана и Атмана. Первое эволюционирует от ранних текстов Вед, где оно означает «священное слово», до отвлеченного понятия «божественной сущности мироздания», первопричины бытия, в У. приобретая значение, близкое философскому понятию Абсолюта. В «Брихадараньяке» Брахман определяется как высшая реальность, неописуемая в позитивных выражениях, единственное действительное, существующее за внешними явлениями мира, в к-рых оно выражается. С ним сопоставляется в У. Атман («душа», в санскрите также возвратное местоимение, означающее «себя», собственное существо в противопоставлении внешнему миру); это - сокровенная сущность человека, к-рая остается, если отвлечься от всего внешнего, включая органы чувств. Она бессмертна и остается, когда после смерти тела чувства и мысль и органы их исчезают, растворяясь в стихиях. В основе учения У. - идея тождества Брахмана с Атманом; в «Чхандогье» она сжато дана в изречении мудреца Уддалаки Аруны: «ты еси то» (тат твам оси), т. е. все, что тебя окружает, едино с тобою. С этим положением тесно связано в У. учение о карме, к-рое составляет впоследствии самую характерную черту инд. религий. Карма (букв, деяние) - то, что остается от человека после смерти и физического исчезновения. В У. развивается восходящее к «Ригведе» представление о двух путях после смерти. Знание истины (постижение тождества Брахмана и Атмана) ведет после смерти «путем богов» (дэваяна) в мир вечного блаженства (мир Брахмана, Брахма-лока), откуда нет возврата. Ограничивающиеся предписанной обрядностью идут «путем предков» (питрияна) и после ряда превращений возвращаются в круговорот бытия (мир сансары), чтобы прожить новую жизнь, вновь умереть и вновь родиться, если остается не обретенной высшая истина. Новое рождение на более высокой или более низкой ступени в иерархии мирского существования (в нее кроме людей включаются и небожители и животные) зависит от кармы - итога добрых и дурных деяний в предшествующей жизни. Новые учения У. еще связаны в своем становлении с древними мифологич. представлениями. К ним восходит получающее развитие в У. магическое учение о дыхании-ветре (прана) как единственном божественном начале, дающем жизнь и движение природе; в дальнейшем это животворное начало рассматривается как один из аспектов Атмана. С Атманом отождествляется также переосмысляемое в У. понятие пуруши, к-рый рассматривается как некая всепроникающая субстанция, одушевляющий живые существа принцип (также отождествляется с праной). Важное место занимает в У. неразрывно связанное с ритуальной символикой учение Праваханы Джайвали о «пяти огнях» (панча-агни-видья), сакрализующее рождение человека и объединяющее его с природными процессами. Учение Уддалаки о карме в «Чхандогье» основывается на космогонич. теории, утверждающей начало вещей в «Сущем» (сот), к-рому противопоставляется «He-сущее» (асат), возвращение к «Сущему» и заключает в себе тайну посмертной судьбы человека. В У. исследователи отмечают и отражение наивно-материалистич. или гилозоистических представлений о мироздании, восходящих к древнейшей эпохе. В «Чхандогье» приводится материалистич. толкование понятия Атмана; в «Шветашватаре» упоминается космогонич. теория, согласно к-рой мир возник в силу «собственной природы» (свабхава), в чем усматривают зарождение концепции «естественного закона». С др. стороны, утверждение тождества Атмана Брахману породило опасность отрыва познающей мысли от реальности окружающего мира. Атман как чистое сознание провозглашается в У. единственной реальностью и единственным объектом познания. Брахман, с ним отождествляемый, признается между тем непознаваемым в конечном итоге. В «Брихадараньяке» Яджнавалкья отрицает возможность позитивного познания Атмана, поскольку она предполагает «двойственность», к-рая исключается признанием единственной реальности познающего духа. Мудрец обращается к мистическим формам познания и ищет освобождение от власти вселенского неведения (авидья) в сновидениях; здесь усматривают предпосылки к развитию позднее учения о йоге. Учения У. окончательно подрывают архаический политеизм ранних Вед и дают основание для развития идеи единого бога, к-рый понимается как персонифицированный аспект Брахмана. В «Шветашватаре» Брахман отождествляется с богом Рудрой (Ишварой, см. Шива), к-рый признается творцом мира, всеведущим и всемогущим, охраняющим целостность вселенной. В нек-рых текстах У. высшая объективная реальность, выступающая как зародыш всего существующего (Хиранъягарбха) и творческое начало (Ишвара, буквально «Владыка») мыслится одновременно как безличный принцип, и как божественная личность. После изжившей себя обрядовой схоластики брахман У. знаменуют определенный подъем в развитии духовной культуры в новую историческую эпоху, когда доминирование жреческой идеологии преодолевается более свободным поиском мысли, проникающей в тайны мироздания. Тексты У. отмечены яркой образностью языка, подчиненной проповедническому пафосу внушения новых идей и провозглашения высшей ценности знания. Средствами выражения этих идей служат многочисл. метафоры и сравнения, переходящие в отождествления, звуковая символика; широко используются параллелизмы и повторы. Догматич. тексты объединяются повествовательным обрамлением. Живости и выразительности изложения этих учений часто способствует характерная диалогическая форма, к-рая впоследствии утверждается в индийской религ.-философской лит-ре. Беседа состоит обычно из вопросов и ответов: один, ведающий истину, проповедует, другой внимает и поучается, вопрошая. Употребителен прием риторич. вопросов; нек-рые проблемы предлагаются в форме загадок (загадочность и неоднозначность нек-рых текстов, допускающих разл. толкования на «сакральном» и «мирском» уровнях, также характерна для У.). Участниками философских диалогов в У. выступают представители разных сословий: иногда — безродные бедняки и даже женщины, также боги или иные мифич. существа; в именах нек-рых участников предполагают имена историч. личностей, древних мыслителей и философов; но определение индивидуального авторства отдельных текстов У. теперь невозможно. На учения У. опираются сложившиеся позднее классические философские школы древней Индии (даршаны). На прямую преемственность от них претендует учение школы Веданты или Уттара-мимансы, крупнейшему философу к-рой Шанкарачарье (IX в.) принадлежит наиб. авторитетный комментарий к циклу У. Их влияние обнаруживается в ранней буддийской лит-ре, позднее — во мн. направлениях средневековой инд. философии. Оно распространяется и за пределы Индии. Идеи У. находят отражение в учениях иранских суфиев, у ранних христианских богословов, с XIX в. - в западной философии нового времени (у А. Шопенгауэра, Р. У. Эмерсона и др.).

У-шу - «боевая техника», современное название древнекитайских методов рукопашного боя. Самое древнее упоминание об у-шу встречается в «Книге песен» «Шицзин», датируемой XII веком до нашей эры. У-шу имеет огромное количество стилей и школ. Исторически существовали три центра у-шу: уданьское направление, сформировавшееся на базе даосизма, шаолиньское, происходящее от Бодхидхармы, включающее в себя около четырехсот разновидностей основных стилей, и эмейское, наиболее позднее.

Факир - йог, который ограничил практику развитием способностей и возможностей собственного тела, не интересуясь проблемой духовного роста.

Флуктуация - случайное отклонение чего-либо от статистической области средних значений проявления.

Форсаж - усиленный расход энергии и ресурсов, как правило, цена Ф. в чем бы то ни было - изнашивание системы и укорочение времени ее жизни.

Фрактал - класс геометрических объектов, введенный в 1982 Бенуа Мандельбротом. Характеризуется дробными и апериодичными числовыми размерностями. Классическим примером фрактальных объектов является множество Кантора.

Хатхайогапрадипика – один изпоздних текстов по Хатха-йоге наряду с Шива-самхитой и Гхеранда-самхитой. Все три текста появились примерно в 11-17 вв. н. э. (Kucharski, 1977). Основателями Хатха-йоги считаются Горакшанатх и Матсиендранатх.

Хинаяна -наряду с Махаяной одно из двух основных направлений буддизма – южная ветвь. Х. утвердилась в Шри-Ланке, Мьянме, Лаосе, Таиланде и других южных странах. Буддийский идеал «освобождения» принял в Х. форму преимущественно личного самосовершенствования, независимого от каких-либо внешних условий (идеал архата). Х. развила учение о дхармах. Основные философские школы – саутрантика и вайбхашика.

Холизм - форма современного философского мировоззрения, признающего природу всего живого как иерархию взаимосвязанных целостностей, концепция всеобщей целостности и взаимозависимости.

Холецистит - хроническое воспаление желчного пузыря.

Холотропное дыхание - волевая гипервентиляция, сильно углубленное и учащенное дыхание.

Хомо сапиенс - «человек разумный» (латынь).

Ци-гун - «учение о деятельности ци». Краеугольным камнем в ци-гун является учение о дыхании, быть может, поэтому данное учение называют «даосской йогой».

Чатыр-Даг - Палат-гора, название горной вершины в Крыму.

Чжень-цзю терапия - древнекитайский метод коррекции функционального состояния, введение игл в так называемые активные точки или прижигание участков кожи тлеющими полынными палочками.

Шакти («сила») - в «Махабхарате» название палицы Кришны - женская ипостась многих богов индийского пантеона либо их жена. Проявляющаяся сила непознаваемой сути, учение о Шакти особенно развито в позднем шиваизме (тантра).

Шамбала -легендарная страна со столицей Калапа, которую обычно считают расположенной к северу от Индии. Вопрос об отождествлении Ш. остается в исторической географии дискуссионным. Первое упоминание о Ш. встречается в Калачакра-тантре (Х век н. э.), Царь Ш. Сучандра получил учение Калачакры от самого Будды. Легенда о Ш. гласит, что при ее 25-м царе Кулика Рудрачакрине (по-тибетски Ригдэн Дагпо Хорло-чэн) произойдет великая битва между силами добра (воинством Ш.) и силами зла (противниками буддизма). После победы сил Ш. наступит новая эпоха распространения буддизма, которая ознаменуется пришествием Пятого Будды – Майтреи. В связи с представлениями о том, что в Ш. существуют наилучшие условия для реализации буддийского пути и что одно лишь воплощение в Ш. или приход туда исключают возможность неблагоприятных перерождений, в Тибете появляются особые молитвы о рождении в Ш. и возникают «путеводители» в эту страну. Однако их содержание показывает, что путь в Ш. лежит не столько во внешнем, сколько во внутреннем, духовном мире, поэтому в среде образованных лам утвердилось представление о Ш. как о внутренней реальности – особом состоянии психики, достигаемом в процессе самосовершенствования по системе Калачакры. Теософия, отталкиваясь от буддийских представлений о Шамбале, наполняет это понятие своим содержанием, изображая Ш. как тайную обитель «махатм» – руководителей духовного прогресса мира. Вера в реальность Ш. не раз толкала людей на ее поиски. В начале ХХ в. Шамбалу неоднократно искали как энтузиасты-одиночки, так и экспедиции в Гималаях, на Памире и Алтае.

Шанкара («умиротворяющий») - эпитет бога Шивы, а также имя знаменитого философа, основателя Веданты (788 - 822 годы н. э.). Главные идеи Веданты таковы: Атман не отличен от Брахмана, мир не двойственен и не подлинен, человек, живущий в эмпирическом мире, способен постичь Брахмана, для этого он должен следовать путем знания - Джняна-йоги.

Шастра (буквально «меч», «закон») - наиболее авторитетная часть священной древнеиндийской литературы, это Веды и причисляемые к ним тексты. Позднее из шастр возникла литература по различным отраслям знания. За исключительную насыщенность темой йоги «Бхагавадгиту» часто называют Йога-шастрой.

Шива («Благой») - имя бога аскетов, при становлении брахманизма он вошел как третья ипостась в брахманскую троицу (тримурти): Брахма (созидатель), Вишну (хранитель), Шива (разрушитель). Разрушая формы, он освобождает дух, поэтому Шива - покровитель йоги.

Шивананда Свами -под этим монашеским именем известны два религиозных деятеля:

1). (предполож. 1854 - 1934) - один из прямых учеников Рамакришны; часто именуется Махапуруша Махарадж (домонашеское имя Таракнатх Гхосал). Сын преуспевающего юриста, Ш. после окончания школы работал в англ, фирме и посещал собрания в реформаторском об-ве "Брахмо самадж", но под влиянием Рамакришны становится нищенствующим монахом, а после смерти Учителя уходит странствовать по святым местам Индии. Триумфальное возвращение Вивекананды из США положило конец скитаниям Ш. В 1897, по просьбе Вивекананды, он отправился на Цейлон, где организовал изучение веданты. Среди его учеников были и европейцы, позднее открывшие кружки инд. философии в Австралии и Новой Зеландии. В 1899 Ш. возглавляет миссии помощи пострадавшим от чумы в Калькутте и от оползней - в Дарджилинге. Несколько лет Ш. проводит в Гималаях, совмещая медитативную практику с активной деятельностью по сбору средств для Белур матха, созданию монастырей и ашрамов и т. п. В 1902 он основывает ашрам в Варанаси, настоятелем к-рого остается до 1909. Деятельность Ш. в это время многообразна - он открывает школу при ашраме и сам преподает в ней англ, язык, переводит на хинди речи Вивекананды в США, издает и распространяет их и одновр. жестко руководит повседневной жизнью ашрама. В 1910 избирается вице-президентом, а в 1922 президентом «Миссии Рамакришны». Этот высокий пост он занимал до своей кончины, последовавшей 20 февр. 1934 в Белур матхе.

2). (1887 - 1963) - тамильский брахман, основатель "Общества Божественной Жизни" в Ришикеше (домонашеское имя Куппусвами). Род. в семье деревенского налогового инспектора. Чрезвычайно одаренный, Ш. в юности был и актером-любителем, и спортсменом, но выбрал своей профессией медицину. Блестяще завершив образование, Ш., наряду с медицинской практикой, издает журнал "Амброзия", призванный служить распространению знаний о гигиене, здоровье, йоге и аюрведе. С 1913 по 1922 Ш. работает врачом в Малайе (нынешняя Малайзия); его пациентами были в осн. низкокастовые рабочие-иммигранты на плантациях. Характерно, что уже тогда он старался лечить не только телесные недуги, но и души тех, кто обращался к нему за помощью. Вернувшись в родной дом из Малайи, и едва обнявшись с матерью, он вышел на улицу, чтобы наблюдать за разгрузкой телеги с багажом. Багаж разгрузили, семья собралась за столом, - а он все не шел. Он исчез, чтобы никогда не возвратиться в отчий дом (если не считать полуторадневного визита спустя четверть века). Он ушел на поиски бога, сначала в Варанаси (почему-то ему представлялось, что Варанаси расположен в Гималаях!), потом в выжженные солнцем поля Махараштры и, наконец, в 1924 он добрел до Ришикеша. Там он был инициирован в санньяси монашеского ордена Сарасвати. В течение нескольких лет Ш. ведет суровую жизнь аскета; в то же время он как врач обслуживает многочисл. садху, стекающихся в Ришикеш, а в 1927 на остаток заработанных в Малайе денег открывает благотворит. пансионат для них. Совершив паломничество в Юж. Индию, а затем в Гималаи, Ш. возвращается в Ришикеш и в 1936 создает «Общество Божественной Жизни», существующее и по сей день с отделениями в разных регионах Индии и во мн. зарубежных странах. При жизни Ш. в предместье Ришикеша, получившем название Шивананднагара, были открыты больницы, глазная клиника, издательства; им были созданы «Всемирная Федерация религий» (1945), «Всемирная федерация садху» (1947), «Лесная Академия йоги и веданты» (1948). В 1949 открыта Художественная студия. Музей йоги, курсы санскрита, радиоцентр и многое др. обязаны своим возникновением энергии Ш. В 1950 Ш. совершил большую поездку по Индии и Шри Ланке. Умер он в Шивананданагаре 14 июля 1963. Труды его изданы на мн. европ. и вост. языках. К 100-летию со дня его рождения выпущено многотомное полное собр. соч. Ш. на англ. языке.

Шлока -означает «строфа», многие философские и прочие тексты древней Индии разбиты на Ш., которые нумеруются.

Щербатской Федор Ипполитович (1866- 1942) - крупнейший русский индолог и тибетолог, исследователь классич. инд. философии. Действительный член РАН (с 1918). Выдающимися достижениями Щ. являются: доказательство автохтонности инд. философии и типологического соответствия ее европейской, в силу чего ее следует рассматривать как равноправную составляющую мирового историко-философского процесса; показ роли буддистов в развитии инд. философии, отсюда необходимость изучать буддийскую и индуистско-брахманскую философии совокупно, как два взаимосвязанных течения в рамках инд. философской традиции. Особо значителен вклад Щ. в изучение буддийских систем Виджнянавада (Йогачара) и Мадхьямика, индуистской системы Ньяя. Разработанный Щ. «философский» метод перевода предполагал, что инд. философские идеи должны передаваться преимуществ, в терминах европ. философии. Щ. создал блестящую школу индологов и тибетологов, к-рая, однако, была полностью уничтожена репрессиями 30-х гг. Сам Щ. в последние годы жизни был практически лишен возможности заниматься изучением инд. философии.

Шри (красота, богиня красоты, жена Вишну-Нараяны - Лакшми) - эпитет, добавляемый к имени, означающий «чтимый», «честный», «святой».

Штейнер Рудольф (1861-1925) - основоположник антропософии, нового западного спиритуализма, способствующего развитию умственных способностей личности и тем самым улучшению людей и общества. В течение шести лет, воспитывая умственно отсталого ребенка, Ш. вылечил его. С 1902 года - генеральный секретарь немецкой секции Теософского общества. Разочаровавшись, оставил его в 1913 году и создал новую ассоциацию «Антропософия» с местопребыванием в Дорнахе. Оказал внешне незаметное, но глубокое влияние на свою эпоху.

Шульц Г.И -немецкий невропатолог, в 1932 опубликовал монографию «Аутогенная тренировка - сосредоточенное расслабление» (на русском языке примерно в то же время была опубликована статья «Аутогенная тренировка и анализ Раджа-йоги»). Подобно йоге, аутогенная тренировка имеет высшую и низшую ступени. Начинается аутотренинг с обучения расслаблению мышц - пока не появится чувство тяжести. После этого следуют занятия по управлению сердечно-сосудистой системой: достигается умение вызывать чувство тепла или холода, изменяя кровоток и теплоотдачу. Затем - влияние на вегетативную нервную и костно-суставную системы. Овладение высшей ступенью аутотренинга дает возможность вызывать состояние транса. Первоначальный курс аутогенной тренировки включает шесть стандартных упражнений. Многочисленные модификации, внесенные в него разными авторами, касаются лишь видоизменения техники, но не принципов и структуры комплекса тренировок в целом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 413; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.