КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Системность 3 страница
В 50-х годах ХХ века для бегства от целеполагания на Западе использовались психоделики, позже - холотропное дыхание, но, на мой взгляд, все это не оправдало себя. Оппоненты могут возразить, что на самом деле ситуация неоднозначная: с одной стороны попсовые версии упомянутых методик (ребёфинг, вайвейшн, косячки хиппи) безусловно доказали свою несостоятельность. С другой - ряд направлений в психотерапии (холотропное дыхание, наркоанализ и т.д.) работали и продолжают работать с определенной пользой и эффективностью. Но я считаю, что оптимальный синтез двух взаимодополняющих аспектов бытия (целеполагающего и системного) может обеспечить только включение в жизнь традиционной йоги. «Налетит ветер - и бамбук зашумит. Умчится ветер, и бамбук смолкнет. Летящий гусь отразится на поверхности замерзшего пруда. Улетит гусь, и на льду не останется его тени. Благородный муж размышляет о делах по мере того, как они встают перед ними. Дела пройдут, и сознание его становится пустым» («Афоризмы старого Китая», с. 109). Трагедия человека Запада состоит в том, что его бодрствующее сознание никогда не бывает свободным и, следовательно, не знает покоя. Безостановочный бег вовне и внутри - вот наш крест. Вспомним Фому Атлета: «Горе вам из-за колеса, которое вращается в мыслях ваших». Люди чувствуют острую необходимость притормозить внутреннюю суету, но не знают безвредных и надежных способов. Логика говорит: если сознание потеряет подвижность - оно перестанет быть бодрствующим. Но это не так, йога дает возможность временного торможения ментальной активности, и польза этого неоценима. С точки зрения психофизиологии прирост количества информации, воспринимаемой субъектом и ускорение ее переработки должно компенсироваться увеличением количества либо улучшением качества сна. Ни того, ни другого в обществе не видно, наоборот - бессонница среди людей среднего возраста приобретает массовый характер. В этих условиях актуальность йоги растет: она предлагает специфическую работу тела в состоянии, которое еще не сон, но уже и не бодрствование, именно в этих условиях психосоматика самовосстанавливается. Обратимся к понятию гомеостаза. Любая биологическая система может быть описана системой взаимосвязанных переменных, которые, как ни странно, носят название констант, например, кислотно-щелочной показатель, количество эритроцитов крови, гемоглобин, размеры органов, их форма и т.д. Эти, относительно постоянные, количественные характеристики находятся в пределах допустимых (референтных) значений. Их величины мигрируют между верхней и нижней границами - система располагает свободой маневра. Когда под воздействием стресса одна или несколько переменных принимают значения, близкие к предельным, система в отношении них напрягается, утрачивая адаптационную гибкость. Все константы взаимосвязаны, когда одна из них напряжена, то, как бы мало не менялись остальные, они все равно будут давить на нее. Таким образом, гибкость (способность к адаптации) постепенно теряет вся система, в чрезвычайных случаях она допустит лишь такие изменения, которые сдвигают предельные границы «напряженной» переменной, что усиливает патологию. Среди множества прочих есть у человека константа, именуемая общей гибкостью (мобильностью суставно-связочного аппарата). Известно, что практика асан до какой-то степени усиливает ее, многие школы «современной йоги», как в самой Индии, так и за ее пределами превратили это в самоцель. Гибкость - естественный резерв изменения телесной формы. Систематически и мягко, в полной релаксации, придавая этой константе в асанах предельные значения, мы приводим систему к адаптационной жесткости, в ответ она меняет границы толерантности этой систематически напрягаемой переменной - гибкость растет. Частота затрагивания границ этой переменной становится критерием ее изменчивости, иными словами, посредством Хатха-йоги, грамотно и разнообразно «напрягая» психосоматику, мы создаем ей дополнительный запас прочности, ибо, если данная переменная - мобильность суставно-связочного аппарата - слишком долго остается в пределах средних значений, она фиксируется. При этом данный контур обратной связи становится максимально жестким, а это опасно. Мне известен случай, когда очень пожилой человек, стоя на стремянке, сделал скручивающее движение, намереваясь поставить цветы на полку, справа от себя, и при этом у него случился мгновенный перелом позвоночника в трех местах. Физическая практика традиционной йоги, загружая тело в ресурсосберегающем режиме, увеличивает устойчивость системных констант первого рода, причем диапазоны адаптации могут достигать удивительных пределов. И тогда мы видим йога, равно безразличного к жаре и холоду, наличию либо отсутствию сна, выполняющего тяжелую работу без отдыха с минимальным количеством еды, и так далее. Организм всегда стремится иметь запас прочности по любой константе, в практике асан мы систематически лишаем его запаса гибкости, что ведет к ее увеличению до природных границ. Мне много раз приходилось видеть, как люди, имеющие большие проблемы со здоровьем, через два-три года практики выходят на системное состояние. В их жизни становится на место все, что было дисгармоничным - в мировоззрении, семье, работе, адепты йоги начинают видеть мир «через свои глаза, а не ими» (Блейк). Системное поведение - восприятие и учет импульсов от ПСР, описал Поль Валери. Он говорил: есть то, что человек делает, а есть то, что делается само собой. Что такое сделать? Это значит, шаг за шагом собрать что-то, смонтировать, составить по частям. Но ведь если можно что-то сделать так, значит, то же самое всегда можно сделать и по-другому. Однако мы не можем осознанно суммировать все информационные потоки: субъект не распоряжается работой восприятия, он способен лишь нацеливать его на что-то. Благодаря йогической самонастройке в критический момент и в нужной ситуации механизм принятия решений срабатывает вне сознания и его контроля, сопровождаясь немотивированными, но безошибочными действиями. Если и существует некая полнота, именуемая Богом, в ней нельзя пребывать разумом, но только всеми, без изъятия, частями существа. Сфокусированный взор далеко не всегда может различить новое, для этого необходимо рассеянное сознание, в котором нечто кристаллизуется благодаря минимальным влияниям, тем самым системным силам, которые сознание в обычном своем тонусе не замечает и не улавливает. Каким должно быть наполнение сознания в асанах? Есть ли содержание у совести? Это просто ясный внутренний голос, в котором нет критериев или признаков, по которым мы можем заранее определить, что такое совестливый поступок, а что - нет. Совесть ясна, но беспредметна, так же, как и сознание в практике йоги, и этому опустошению сопутствует отсутствие всякого ожидания. «…Мыслить – означает быть подвешенным в беспредметном состоянии и быть способным ждать» (М.Мамардашвили). Мысль не рождается усилием или желанием, необходимо создать условия и держать их во времени, как асану, которую я просто делаю, выполняя требования технологии, и тогда, рано или поздно, наступает покой. И это нельзя ускорить никакими манипуляциями, собственная активность блокирует подлинное понимание, все, что делает человек от себя - суета сует, как сказано у Екклесиаста, только ментальное молчание индуцирует самонастройку на высшее. В процессе освоения Хатха-йоги завязываются нити событий, выводящие в системную реальность, когда же действует одна только логика, то, как сказал Витгенштейн - это ад. 5 – 15 мая 2001, Рим – Франкфурт - Москва
Глава 18
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 364; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |