Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология и педагогика управления организацией 1 страница




Amp;2


Раздел III. Психология и педагогика: профессионал


настроиться на работу, отсутствии интереса к ней и трудолюбия, у любителей много спать или постоянно «расслабляться», после длительных перерывов в работе и пр.

Динамика работоспособности закономерна и имеет разные проявления (рис. 10.1). Причины ее не только физиологические, но и психологические.

Рис. 10.1. Динамика работоспособности

н) — недельная, с) — суточная, э) — по рабочим этапам. р) — при непрерывной работе

Научная организация труда для поддержания работоспособ­ности на высоком уровне рекомендует общие и специальные меры.


10. Психолого-педагогические основы профессионального труда



Общие меры заключаются в создании благоприятных условий на рабочих местах, о которых шла речь выше, и здоровой атмо­сферы в группах работающих. Смысл их — в исключении не­производительного расходования сил. Рекомендуется самим ра­ботникам повышать психологическую устойчивость к негативно влияющим на психику факторам, если их нельзя избежать.

Специальные меры более прицельны и активны и рекомен­дуются к осуществлению самим работником. Работа меньше утомляет, если она интересна, делается с увлечением, приносит удовлетворение, радость, а поэтому нужно самостимулирование рабочего настроя. Положительно влияет тихая музыка, приятные мелодии. Отрицательно сказываются холод или жара в помеще­нии, работа с переполненным пищей желудком, посторонние шумы; их надо устранять.

Важен режим труда и отдыха — чередование нагрузок и разгрузок, затрат сил и их восстановления. Существует микро- и макрорежим. Первый заключается во введении в процесс рабо­ты мер, направленных хотя бы на частичное восстановление сил. Это по возможности: микроперерывы длительностью 7— И) минут через каждые-1,5 — 2 часа работы; периодические рас­слабления на рабочем месте в течение хотя бы 3—5 минут (отвалиться на спинку стула, опустить голову, закрыть глаза, расслабиться); гипервентиляция легких (10—15 медленных, глу­боких, до конца вдохов и выдохов); изометрические упражнения (на рабочем месте, можно даже не прерывая сидячую работу, выполнить несколько 5— 10-секундных мышечных напряжений и расслаблений. Например, обхватив ладонями стул снизу сиде­ния, пытаться как бы поднять себя, а затем расслабиться; опе­реться руками о сидение и приподнять себя над стулом, рассла­биться; подпереть голову руками, и пытаться подбородком вда­вить их в стол, расслабиться и др.); 3—5-минутные физкультур­ные разминки на рабочем месте; временное переключение с утомившего вида действий на более простой.

Макрорежим предполагает: соблюдение установленной зако­ном продолжительности обязательного рабочего дня, час обе­денного отдыха, сутки отдыха в недельном и длительный отдых в годовом рабочих циклах, правильную организацию отдыха. Хорошо отдыхать — не просто много отдыхать. Важно — как отдыхать. Есть два основных вида отдыха: пассивный и актив-

14*



Раздел III. Психология и педагогика: профессионал


ный. Пассивный отдых — обеденный перерыв, время по окон­чании работы, ежедневный сон продолжительностью 7—8 часов. Активный отдых — отдых, заполненный какой-то активностью, рассчитанной на ускоренное восстановление работоспособно­сти. Науке давно известен «феномен Сеченова». Ученый прово­дил эксперименты по поднятию и опусканию груза одной рукой до полного отказа, т. е. крайнего мышечного утомления. Число поднятий подсчитывалось. Для отдыха отводился 10-минутный перерыв. В одной серии опытов испытуемые в перерыве прекра­щали всякую деятельность (пассивный отдых), в другой — в тече­ние одной минуты поднимали груз, но другой рукой (активный отдых). Оказалось, что сила первой руки восстанавливалась значи­тельно лучше во второй серии экспериментов, что объясняется физиологическими законами доминанты и индукции.

Современные исследования, подтверждая «феномен Сеченова». уточняют: активный отдых полезен при местном утомлении (что-то устало: глаза, мышление, спина, ноги и т.п.), переключении нагрузок (устала голова — активизируй мышцы, устали глаза — не занимайся во время отдыха просмотром телепередач или чтением и т.д.), если он не очень интенсивен и доставляет удовольствие.

Работоспособность можно повысить, но кратковременно, с по­
мощью стимуляторов: глюкозы, витаминов, кофе, крепкого чая, ли­
мона, тонизирующих препаратов, но не следует ими злоупотреблять.
Вхождение Начато работы на новом месте — доста-

в должность точно сложное и трудное событие для но-

вого сотрудника, а тем более для молодого специалиста. Это не просто атминистративный акт или отрезок времени, который неизбежно завершается успехом. Надо умело и достойно его пройти, преодолев своеобразные психологиче­ские и педагогические трудности.

Вхождение в должность процесс психической адаптации1 молодого специалиста к деятельности и условиям по новому мес­ту работы. Он включает:

1 От лат. adaptio - приспособляю. Психологическая адаптация — настройка и приспособление психической деятельности (процессов, состояний, а при необ­ходимости, и психических образований — навыков, качеств и др.) к активности в новых условиях.


10. Психолого-педагогические основы профессионального труда



профессиональную адаптацию: освоение функций, обязан­ностей и действий по должности. Приходится вспоминать, что изучалось ранее, подучиваться, обогащаться знаниями, навыка­ми, умениями, отказываться от учебных привычек и условностей, добиваться реальных результатов в труде;

социально-психологическую адаптацию: привыкание к ново­му коллективу, новым людям, налаживание деловых и доброже­лательных отношений с ними, завоевание их уважения, изучение и принятие существующих в нем формальных и неформальных норм поведения, включение в рахтичные аспекты жизни коллек­тива, самоутверждение в коллективе;

бытовую адаптацию: привыкание к новому (по сравнению с учебой) режиму жизни, повышенным психологическим и фи­зическим нагрузкам, решение жилищных проблем, вопросов пи­тания, стирки, досуга.

Степень адаптационных трудностей задастся степенью разли­чий между учебой, образом жизни студента и профессиональной работой, а эти различия весьма велики. Трудности возрастаю!, если студент не очень напрягался в учебе, не вырабатывал у себя качеств профессионала, если работа по должности не очень сов­падает с профилем полученного профессионального образования, если новый коллектив не очень развит и дружелюбен.

Адаптация протекает в три этапа:

• прием обязанностей и начала работы,

• углубленное освоение обязанностей,

• творческое повышение эффективности труда на основе полученного образования.

Первый этап обычно (сроки очень индивидуальны) длится 7—15 дней, второй -- до 6—12 месяцев, а третий -- до трех и более лет, в течение которых новичок считается молодым спе­циалистом.

Вступая в должность на новом месте работы, следует:

• настроиться на успешную адаптацию с полным понимани­ем ее длительности, характера, сложностей и важности успеха для дальнейшей трудовой деятельности;

• рассматривать адаптацию не как чисто технический, про-фессиональный акт, но как личностную и социально-психологическую задачу, решение которой происходит под внешне малозаметным, но пристальным изучающим и оцени-


366


Раздел III. Психология и педагогика: профессионал


ваюшим новичка наблюдением сослуживцев, как проверку каче­ства его образованности и выучки, как акт самореализации и но­вого, более высокого уровня самоутверждения, как очередной экзамен жизни;

• действовать с полной мобилизацией сил, осмысленно, ор­ганизованно, самокритично, без поспешных выводов о том, что адаптация завершена, не отчаиваясь при каких-то неудачах и продолжая учиться, учиться на практике.

10.2. Решение профессиональных задач в экстремальных условиях

Экстремальность в Экстремальными 1 называют ситуации, ко­
профессиональной торые ставят перед человеком большие
деятельности трудности, требуют от него большого, даже

предельного напряжения сил и возможно­стей. В профессиональной деятельности такие ситуации доста­точно часты, особенно у специалистов силовых структур, спаса­телей, юристов, врачей, инженерно-технических работников, транспортников и др. Это ситуации при действии стихийных сил природы (землетрясения, ураганы, лесные пожары, сели. эпидемии и эпизоотии и пр.), аварийные изменения техносфе­ры (аварии на химических, экологически опасных производст­вах, атомных электростанциях, катастрофы транспорта, разру­шение зданий и пр.) и социальные катаклизмы (массовые бес­порядки, террористические акты, захваты заложников и самоле­тов, действия бандитских групп, острые социальные конфликты и др.). Однако экстремальность бывает и профессиональной (угроза банкротства, разорения, крупные потери, неудачи, от­сутствие средств для оплаты задолженности, выход из строя техники и отсутствие запчастей и др.), и бытовой (острые кон­фликты, национальный экстремизм, угрозы преступников, пе­регрузки и отсутствие сил, противоречия между требованиями ситуации и личной подготовленностью к ней и т.п.). Действия в экстремальной ситуации часто имеют решающее значение для

Or лат. exfremum — крайний, предельный.


10. Психошго-педагогические основы профессионального трудз



успеха. Они — пик профессионализма и подготовленности че­ловека к реалиям жизни.

В последние десятилетия происходит рост экстремальности в жизни и деятельности практически всех граждан, что повышает значение их экстремальной подготовленности.

Для экстремальных ситуаций характерны

Характеристика. трудности, вызванные разными фактора-

экстремальных ситуаций г г-

ми, относящимися к трем группам: обста­новочным, деятельностным и личностным. Экстремачьные си­туации отличаются разными комплексами их.

К обстановочным факторам относятся объективные особен­ности событий:

факта возникновения события, относимого обычно к экстре-мальным (катастрофа, авария, землетрясение, пожар, крах, смерть и пр.);

наблюдаемых потерь, лишений, разрушений, страданий, сры­ва работы, неудачи, поражения и пр. (непосредственные впечат­ления);

объективной угрозы выполнению плана, достижению цели, здоровью, жизни людей или самого сотрудника;

новизны, необычности, внезапности, стремительности возникновения и протекания значимого события (помех, кон­фликтов, противодействия, вымогательства, шантажа, нападе­ния и др.);

неопределенности, общей тревожности, пораженческих на­строений, хождения слухов.

Деятельностные факторы присущи самой деятельности, ко­торую реализует человек. Это факторы:

понимания большой значимости предстоящих или выпол­няемых человеком действий;

предвидения больших трудностей в достижении необходимого результата и возможности неудачи;

понимания большой цены ошибки, если она будет допущена;

осознания личной ответственности за успех;

дефицита времени для подготовки, принятия решения и достижения необходимого результата;

ожидания;

понимания недостаточной обеспеченности предстоящих или осуществляемых действий, нужной для успеха;



Раздел III. Психология и педагогика: профессионал


коллективизма, солидарности, выражающиеся в понимании не подводить других, не выглядеть в их глазах неполноценным профессионалом, неполноценной личностью;

неудач, сделанных промахов, ошибок;

больших и длительных нагрузок.

Личностные факторы связаны с психологическими и педа­гогическими особенностями личности. Таковы факторы:

отсутствия интереса. Работа с интересом умножает силы, без него — заставляет постоянно пересиливать себя;

отсутствии личного опыта действий в экстремальных во­обще или подобных ситуациях;

неуверенности в себе;

неуверенности в правильности решения, сделанном выборе (борьба мотивов):

неуверенности в коллегах, руководителе;

неуверенности в технике, средствах защиты, оружии;

непонимания обстановки и того, что надо делать;

психологической неготовности, неполной собранности;

низкой психологической надежности, проявляющейся в обо­стренных реакциях на трудности (чрезмерная тревожность, пере­живания, плохое самообладание);

низкой работоспособности и выносливости.

По степени экстремальности,

трудностей, напряжений все ситуации де­лятся на:

нормальные, характерные обычными трудностями;

параэкстремальные — трудности около предельных;

собственно экстремальные — испытываемые трудности тре­буют полной мобилизации возможностей человека;

гиперэкстремальные -■- трудности чрезмерны, превосходят возможности человека, обязывают действовать «через не могу».

Профессиональная деятельность, да и нередко жизнь, харак­терны чередой ситуаций, в которой встречаются все эти типы. Любая нормальная ситуация может перерасти в остро экстре­мальную даже из-за неосторожно сказанного слова, полученной повой информации, нервного состояния собеседника.

Экстремальностьобъективно-субъективное явление. Одна и та же ситуация для разных людей может быть нормальной, пара-


 

10. Психолого-педагогические основы профессионального труда 369

экстремальной, экстремальной или гиперэкстремалыюй. В ре­
шающей степени это зависит от особенностей личности, подго­
товленности и психического состояния. Так, прыжок с парашю­
том для человека, впервые совершающего его, бесспорно экстре-
мален, а для мастера парашютного спорта — обыденное, нор-
мальное событие. Собранный, настороженный и отмобилизовав­
ший свои силы человек готов к встрече с любыми опасностями и
неожиданностями, но он может вздрогнуть, испытать мгновен­
ный испуг и растерянность, услышав рядом телефонный звонок,
когда пребывает в состоянии расслабленности (психологически
верна народная поговорка: «расплох и медведя губит»).
Состояния и профес- Существуют два вида психологических ре-
сиональные действия акций человека в экстремальных ситуаци-
людей в экстремаль- ях: неспецифические -- возникающие все-
ных ситуациях гда, во всех экстремальных ситуациях, не-

зависимо от их конкретных особенностей, и специфические — соответствующие особенностям ситуации. Первые выражаются в универсальной реакции — психологиче­ском стрессе — возникновении психического напряжения, вы­зывающего общую-мобилизацию возможностей психики и орга­низма, необходимую для преодоления возникших трудностей. Вторые — в реакции, в точности отвечающей своеобразию дан­ной экстремальной ситуации — адекватные ей психические процессы и состояния, мысли, соображения, чувства, волевые процессы, поступки, действия, приемы. Те и другие, в зависи­мости от своего характера, могут способствовать успеху дейст­вий в экстремальных ситуациях либо ухудшать и даже срывать их. Так, относительно небольшое психическое напряжение (эустресс) повышает качество действий, а чрезмерное (дистресс) — ухудшает. Хорошая подготовленность позволяет действовать со-I— ответственно специфике обстановки, а плохая — порождает не­суразные или некачественные решения, непродуманные дейст­вия, применение несоответствующих обстановке приемов и воз­никновение неадекватных психических состояний (например, потерю бдительности или неоправданные страхи) и др.

Поэтому на плохо, недостаточно подготовленного к поведе­нию и решению задач в экстремальных условиях человека, про­фессионала, последние сказываются отрицательно: вызывают перенапряжение, растерянность, нерешительность, утрату само-



Раздел III. Психология и педагогика: профессионал


контроля и самоуправления, страх, непонимание обстановки, ухудшение сообразительности, находчивости, наблюдательности, работы памяти, скорости реакций, учащение и углубление оши­бок, снижение точности действий и др. В слабо подготовленных группах, отрядах, экипажах часто возникают пессимистические настроения, слухи, ослабление дисциплины, нарушения устав­ных и служебных норм поведения, склонность к неумеренному употреблению спиртного, конфликты во взаимоотношениях, паника и пр.

На надлежащим образом подготовленного к решению задач в экстремальных условиях человека экстремальные факторы и си­туации сказываются, напротив, положительно. Они способствуют должной мобилизации сил и возможностей, обострению чувства долга, ответственности и решимости, вызывают внутренний подъ­ем, даже азарт, энергичность и активность, настойчивость и упор­ство, дсятсльностный максимализм (страстное стремление добить­ся самого высокого и безусловного результата), повышенную бди­тельность, внимательность, наблюдательность, быструю и четкую работу мысли, готовность к любым неожиданностям и быстрым реакциям, смелость, устойчивость к временным неудачам и др. Качество действий даже повышается по сравнению с нормой.

Подготовленность к успешному решению задач в экстремаль­
ных условиях напрямую связана с уровнем обшей психологиче­
ской сформированности личности человека, профессионала, его
образованностью, воспитанностью, обученностью и развитостью.
Однако, как показывают опыт и исследования, они должны быть
еще дополнены особой подготовленностьюэкстремальной.
Основы экстремаль- Экстремальная подготовленность профес-
ной подготовки про- сионала основана на профессионалыю-
фессионала психологической и профессионально-

педагогической, характеристики которых рассмотрены в гл. 1. Одной из задач их выступает экстремаль­ная подготовка, подготовка к действиям в экстремальных ситуа­циях. Профессионалу, не прошедшему курс экстремальной подготовки, приходится на опыте приобретать умение действо­вать в экстремальных ситуациях, учиться на своих ошибках, ко­торые могут дорого стоить и ему, и другим. Но молодой специа­лист, прошедший интенсивный курс за 6 месяцев, приобретает то, на что практику нужно 8—10 лет.


10. Психолого-педагогические основы профессионального труда



В психолого-педагогическом плане экстремальная подготов­ленность профессионала состоит из трех компонентов:

• экстремальной обученности,

• морально-психологической подготовленности к действиям в экстремальных условиях,

• экстремальной развитости.
Экстремальная обученность включает:

знания экстремальных ситуаций, с которыми придется встретиться, их особенностей, возможных трудностей и способов их преодоления;

навыки и умения качественно выполнять все обычные профес­сиональные действия, но при действии факторов, характерных для ожидаемых экстремальных ситуаций;

навыки выполнения особых действий, особых приемов, ис­пользования специальных средств и техники, которые применимы только в экстремальных условиях;

навыки групповых действий в экстремальных условиях;

опыт восприятия экстремальных факторов и преодоления психологических трудностей;

навыки и умения обеспечения личной безопасности;

умения учиться на опыте преодоления трудностей.
Морально-психологическая подготовленность к действиям в

экстремальных условиях — это специфическая воспитанность профессионала, моральная устойчивость, обеспечивающие вы­сокоморальное поведение в критических ситуациях. Ее компо­ненты таковы:

верность профессиональному долгу и нормам морали при лю­бых испытываемых трудностях;

верность товарищескому долгу при действии в составе групп;

умение управлять собой в трудных условиях, мобилизовы-вать силы и возможности, не теряться, не реагировать импуль­сивно во вред делу, другим и себе.

Экстремальная развитость — развитость качеств, обеспечи­вающих успех в экстремальных условиях:

волевых — целеустремленности, смелости, мужества, стой­кости, решительности, бдительности, самообладания;

профессионально-психологической устойчивости — нормаль­ной психологической переносимости всех экстремальных факто­ров, свойственных конкретной профессиональной деятельности,



Раздел III. Психология и педагогика: профессионал


эмоциональной устойчивости, устойчивости к ответственности, риску и опасности, устойчивости к психическому напряжению и перенапряжению, психической работоспособности (способности длительно переносить психические нагрузки), способности вы­держивать «борьбу нервов»;

особо развитых познавательных качеств: осмотрительности, быстроты мышления, его прогностичности, сообразительности, интуиции;

особо развитых физических качеств: физической выносли­вости, силы, ловкости, быстроты двигательных реакций.

Формирование этих компонентов относится к основным за­дачам экстремальной подготовки. Естественно, что в разных профессиях «набор» компонентов не одинаков. Его конкретная определенность при экстремальной подготовке отражается в ее содержании, тематическом плане и программе. Наиболее часто они включают темы:

1. Экстремальные ситуации в профессиональной деятельно­сти, их особенности, влияние на решение задач, трудности, тре­бования к экстремальной подготовленности специалистов.

2. Экстремальные факторы и их восприятие.

3. Морально-психологическая подготовка к действиям в экс­тремальных условиях.

4. Выполнение обычных профессиональных действий в ус­ловиях, максимально приближенных к экстремальным.

5. Особенности профессиональных действий в разных экс­тремальных ситуациях.

6. «Борьба нервов» в ситуациях противоборства.

7. Конфликтное общение.

8. Развитие психологических качеств, необходимых для дей­ствий в экстремальных ситуациях.

9. Физическая подготовка к действиям в экстремальных си­туациях.

 

10. Огневая, (стрелковая) подготовка.

11. Подготовка к самоуправлению в экстремальных ситуациях.

12. Обеспечение личной безопасности.

13. Действия профессиональных групп в экстремальных си­туациях.

14. Повышение профессионализма в ходе и на опыте дейст­вий в экстремальных ситуациях.


10. Психолого-педагогические основы профессионального труда



Экстремальная подготовка проводится в разное время и по этому признаку различают:

предварительную подготовку, проводимую постоянно в сис­теме профессионального образования и служебной подготовки;

непосредственную подготовку, проводимую перед самым началом действий в экстремальных ситуациях и заключающуюся в дополнительной доработке, доведении до совершенства необхо­димых для предстоящих действий навыков и умений, морально-психологического ориентирования и мобилизации тех, кто будет участвовать в них;

подготовку в ходе действий в экстремальных ситуациях. Ее необходимость и цель — быстрое устранение обнаруживающихся слабостей и отработка новых, более успешных приемов и спосо­бов действий, выяаченных и оправдавших себя в ходе решения профессиональных задач.

Организаиия Главная своеобразная организационно-

и методика занятий методическая задача проведения экстре-
по экстремальной мальной подготовки — приближение учеб-
подготовке ных условий на занятиях к реальным экс-

тремальным. Она должна решаться всеми средствами и методами, но главный из них — метод психологи­ческого моделирования экстремальных условий.

Имеются два взаимосвязанных пути приближения учебных условий к экстремальным. Первый путь — приближение внешних условий, т. е. воспроизводство внешней картины («лица») экс­тремальных ситуаций. Это во многом ослабляет учебные услов­ности, позволяет обучающимся ощутить себя участниками ре­альных событий и выполнять действия, которые в иной обста­новке зачастую просто нельзя отработать. Внешняя картина соз­дается выбором трудных условий времени, места, освещенности, имитацией экстремальных факторов (получение важного сооб­щения, поломка техники, отсутствие электроэнергии, вид «трупа», дыма, огня, нападения, стрельбы, помех и др.), факти­ческим выполнением (проигрышем) профессиональных дейст­вий, усложнением задач, созданием повышенных трудностей на пути их решения, введением в обстановку противоборствующих сил, учебным применением оружия.

Второй путь — приближение внутренних, психологических ус­ловий (психологической активности, психологических трудно-



Раздел III. Психология и педагогика: профессионал


стей, психических состояний, переживаний, умственного и эмо­ционально-волевого напряжения, страха, тревожности и др.) к тем, которые возможны у человека, находящегося в реальной экстремальной ситуации (воспроизводство «души» ее). Основное внимание здесь уделяется стимуляции у обучающихся мотива-ционной, познавательной, эмоциональной, волевой и психофи­зиологической активности и трудностей, приближенных к тем, которые наиболее вероятны в экстремальных ситуациях. Дос­тигается это насыщением занятий трудными профессиональны­ми задачами, их комплексированием, повышенной ответствен­ностью, сложными препятствиями, лимитированием времени, сложностями понимания и оценки обстановки, элементами риска, опасности, внезапности, необычности, быстрого измене­ния ситуации, сильного противодействия противника, самостоя­тельности, интенсивным наращиванием трудностей, длительно­стью больших нагрузок и др.

Моделирование успешно, если используются во взаимосвязи и в необходимых пропорциях оба пути. Знакомя обучающихся с сильно воздействующими на психику факторами, следует иметь в виду, что трудности закаляют одних, но могут надломить других. Бездумное запугивание трудностями способно подтолк­нуть некоторых молодых людей, особенно женщин, к выводу об ошибочности выбора профессии, желанию уйти из образова­тельного учреждения, перейти на другую работу. Необходимо строгое соблюдение принципа последовательности, постепенное наращивание трудностей.

Моделирование реальных условий требует специальной учеб­ной базы: учебного полигона с макетами сооружений в нату­ральную величину, площадки для эмоционально-волевых уп­ражнений (с сооружениями, выполнение учебных заданий на которых вызывает у обучающихся волнение, тревогу, страх, опа­сения и одновременно необходимость проявления воли, умения овладеть собой. Это — гимнастический городок, вертикально и горизонтально натянутые канаты, шесты, лестницы, ямы для перепрыгивания и перехода по доске, качающиеся мостки и др.); полоса препятствий с комплексом небольших по размеру конструкций, позволяющих моделировать элементы экстре­мальных ситуаций; учебные комнаты, оборудованные под мага­зин, холл банка и др.), наборы видеофильмов, слайдов, фото-


10. Психолого-педагогические основы профессионального труда



альбомов, звукозаписей, средства имитации, муляжи людей, жи­вотных и пр. Можно использовать и сооружения, имеющиеся на территории образовательного учреждения, предприятия, органа (проходная, столовая, кладовые, киоск, лестницы, гараж и пр.). Многие занятия, проводимые по игровой методике, нуждаются в участии имитаторов — специально подготовленных руководи­телями занятий лаборантов, студентов, сотрудников, которые в ходе занятий правдоподобно играют за других участников экс­тремальной ситуации.

Формами специальных занятий, позволяющими готовить профессионалов к встрече с экстремальными ситуациями, вы­ступают лекции, уроки, семинары, просмотры специальных филь­мов, психологический тренинг, психотехнические игры, практиче­ские занятия, тактические игры, учения, участие в действиях территориальных практических структур по фактической ликви­дации возникающих экстремальных ситуаций. Практическому обучению отводится львиная доля (до 90%) учебного времени, отпущенного на экстремальную подготовку. Наиболее своеоб­разны следующие формы.

На занятиях по просмотру специальных фильмов использую гея по преимуществу документальные фильмы об экстремальных ситуациях. Они предваряются и сопровождаются комментария­ми преподавателя, повторными показами, ответами на вопросы, дискуссиями.

Психологический тренинг — регулярные занятия по 15—30 ми­нут (или часть практического занятия) с выполнением обучаю­щимися коротких, но многочисленных упражнений, развиваю­щих психологические качества, навыки и умения, необходимые для действий в экстремальных условиях. Например, тренинг па­мяти предполагает упражнения по запоминанию быстро сформу­лированных указания, задания, инструкции. Их трудности нарас­тают как по объему (от одного предложения до многих), так и по содержанию (например, нарастание числа и сложности цифр, фамилий, адресов, названий, терминов, смысла).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.093 сек.