Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология и педагогика управления организацией 2 страница




Психотехнические игры проводятся в группах чаще всего по­парно и продолжительностью 10—20 минут.

Вот пример игры под названием «Глухой», полезной для подго­товки к общению в экстремальных ситуациях. Одному из пары обу­чающихся («сообщающему») выдается текст с описанием информа-



Раздел III. Психология и педагогика: профессионал


ции (о событии, поручении, просьбе), который надо передать другому («оглушенному») участнику действий, используя жесты, мимику, беззвучное произнесение слов. Задача второго понять, а потом рас­сказать, что он понял. Цель игры: приучать первого рационально и выразительно пользоваться мимикой и жестами, а второго — сле­дить за жестами и мимикой, понимать их. В последующих упраж­нениях обучающиеся чередуются ролями, сообщения меняются.

На практических занятиях, играх, учениях избирательно и комплексно моделируются условия, способствующие развитию компонентов экстремальной подготовленности профессионалов. Так, устойчивость к умственным трудностям, находчивость, со­образительность, быстрота реакций, бдительность, «привычка к непривычному» развиваются путем:

• создания обстановки, когда она не полностью ясна, ин­формации мало или излишне много, часть ее противоречива, не­точна, устарела, а действовать надо;

• создания условий, в которых возможны разные варианты решений, но выбирать приходится быстро, обоснованно, в нерв­ной обстановке;

• введения внезапных и резких усложнений на фоне сохра­нявшейся до этого относительно ровной и не очень сложной об­становки;

• ограничения времени на оценку обстановки и принятие решений;

• введения многократных и разнообразных (по времени, харак­теру, содержанию, месту, направлению) проявлений внезапности;

• полдержания максимального темпа изменений обстановки и др.
Активность, упорство в достижении цели, смелость, мужество,

самообладание вырабатываются у обучающихся, когда при учебе:

• выбираются неблагоприятные погодные условия и темное время суток (или завязываются глаза темной полупрозрачной по­вязкой);

• отрабатываются сложные задачи в сложных условиях, чре­ватых возможностями срыва и невыполнения;

• создается обстановка, приводящая к неудаче при первой попытке решения отрабатываемой задачи;

• условия таковы, что задача невыполнима во всем объеме, а обучаемые обязаны достигнуть максимально возможного результата;

• занятия проводятся с высокими физическими нагрузками, при неприятных ощущениях, в состоянии усталости обучающихся:


10. Психолого-педагогические основы профессионального труда 377

• отрабатываемые действия многократно повторяются в вы­соком темпе и без отдыха;

• усложнения создаются отсутствием части членов группы и необходимостью совмещения обязанностей оставшимися:

• развитие событий и темп действий доводятся до макси­мального, и темп сохраняется длительное время;

• выполнение самых ответственных действий переносится на конец занятия, учебного дня, когда обучающиеся находятся в состоянии усталости и им приходится прилагать все силы, чтобы сделать все наилучшим образом, и др.

Легко заметить, что такие методические приемы и средства могут использоваться и на занятиях по большинству учебных дисциплин. Это обеспечивает закалку (повышение надежности) важнейших профессиональных навыков и умений, их наилучшее проявление в сложных профессиональных условиях.

На всех занятиях с максимальным приближением условий к реальным, введением элементов опасности и риска обязательно принятие мер обеспечения безопасности:

• включение в планы занятий специального раздела «Обеспечение безопасности»;

• исключение упражнений, безопасность выполнения кото­рых невозможно или затруднительно обеспечить;

• оснащение места проведения занятий специальными сред­ствами безопасности (огнетушителями, запасами воды, аптечка­ми первой медицинской помощи, страховочными веревками, ки­слородно-изолирующими аппаратами и др.);

• назначение и расстановка лиц, обеспечивающих безопас­ность, их инструктирование и тренировка;

• организация постоянного контроля за безопасностью на занятии и прекращение действий по команде «Стоп»;

• проверка готовности средств безопасности лично руково­дителем занятия перед его началом.

При подготовке, проведении, анализе и оценке занятий целесо­образно использовать критерии их экстремальной эффективности:

1) экстремальная нацеленность (задач, содержания, методики),

2) экстремальная плотность (насыщенность элементами экстре­мальности), 3) экстремальная реалистичность (содержания, усло­вий, трудностей), 4) степень экстремальности, 5) экстремальная


.378


Раздел III. Психология и педагогика: профессионал


результативность (вклад в повышение экстремальной подготов­ленности обучающихся)1.

Гуманитарная, чело- Управление по предназначению представ-
веческая сущность ляет собой воздействие на систему
социального (управляемую подсистему — объект управ-

управления ления) для поддержания ее в установлен-

ных режиме, качестве, состоянии или пе­ревода в иные. Основные типы систем — биологические, техни­ческие, социальные. Сферы общества, учреждения, предпри­ятия, организации — социальные системы. Главная особенность их в том, что они — общности людей. Это определяет и сущ­ность управления ими — управление поведением людей. Поэтому социальное управление успешно постольку, поскольку ориентиро­ вано на человека и имеет гуманный, человеческий характер. Это также означает, что оно должно отвечать социальным, духовным и материальным потребностям людей и интересам общества.

В системах, образованных людьми и обслуживающих людей, всегда есть элементы психологии и педагогики. Комплекс психо­логических и педагогических факторов в управлении включает две группы их:

I) внутреннего контура управления, т.е. присущих самой ор­ганизации:

а) психологические: особенности людей, работающих в ней,
их профессиональной деятельности (реально преследуемые це­
ли, мотивы и др.), управленческой деятельности, психологии
коллектива;

б) педагогические: особенности образованности, обученно-
сти, воспитанности и развитости сотрудников организации, от­
дельных групп, руководства и коллектива;

Критерии разработаны Н.А. Минжановым» 1992 г.


10. Психолого-педагогические основы профессионального труда



2) внешнего контура управления: психологические и педаго­гические особенности людей, коллективов и деятельности дру­гих организаций, с которыми контактирует данная организация и на которые она влияет, решая свои задачи. Это среда функ­ционирования, имеющая общественные, ведомственные, регио­нальные, местные особенности.

Все эти факторы нуждаются при управлении в понимании, должной оценке, принятии во внимание и при необходимости в изменении.

Специфика психоло- Теория и практика знает разные подходы к
гического и педагоги- построению управления. По степени
ческого подхода властности «центра», органа управ-
к управлению ления, руководителя широко известна

триада: авторитарное управление, демокра­тическое управление и либеральное управление; по степе­ни устойчивости факторов, которым отдается при­оритет при управлении: организационное (упрочение устойчи­вого организационного порядка) и ситуативное (постоянное реагирование на меняющиеся ситуации) управление; по ка­чественным особенностям факторов, оп­тимизация которых составляет главную заботу управления: ад­министративное управление (постоянное распорядительство ру­ководства), «классическое» управление («система Тейлора» — создание материальных условий для максимальной производи­тельности труда — оборудование рабочего места, удобный инстру­мент, освещенность, режим труда и др.), нормативное управление -с помощью законов, письменных предписаний и инструкций и гуманитарное управление — приоритетное внимание к людям, ус­ловиям их труда, отношениям, самочувствию, удовлетворенности.

Обычно управление на практике содержит разные сочетания типов и все они могут быть приемлемы в конкретных условиях. Мировой опыт, однако, показал неприемлемость авторитарного и либерального типов управления как постоянных и массовых. Недостатки первого хорошо известны по 70-летнему опыту со­циалистического периода истории нашей страны. Попытки применения либерального типа управления — период реформ 90-х годов — продемонстрировали его псевдогумапитарность и псевдодемократичность: люди действовали практически бескон­трольно, свободу многие восприняли как вседозволенность, по-



Раздел III. Психология и педагогика: профессионал


лучили развитие индивидуализм, безответственность, авантю­ризм, криминал, резко упал уровень жизни и морали в общест­ве, в стране возникла разруха.

Нынешние условия общественного и научно-технического прогресса требуют всемерно развивать подлинно демократиче­ское управление. XXI век — время бурного развития интенсив­ных, тонких, интеллектуальных, высокопрофессиональных тех­нологий, которые требуют максимального проявления работаю­щими способностей, энтузиазма, ума, профессионализма. Япон­ские управляющие говорят:

Силой можно было принудить орудовать кувалдой, но понимать, ду­мать, творить силой не принудишь.

Люди всегда работали и работают лучше, когда решают зада­чи не по принуждению, не из страха перед наказанием, а с же­ланием, в силу собственных убеждений, чувства долга и пони­мания ответственности. Проще и легче принудить; для этого не нужно никакое управленческое мастерство. Но современная жизнь, перспективы, отказ от тоталитаризма, административно-командных стиля и методов требуют прояатять повышенное внимание к более уважительным, гуманным, компетентным ме­тодам управления.

Сущность психологического и педагогического подхода — в со­ответствующих приоритетах управления:

главные задачи управления — психологические и педагоги­ческие: руководитель существует не для того, чтобы заставлять каждого сотрудника трудиться, а для того, чтобы психологические и педагогические условия в организации побуждали всех и каждого и учили трудиться добросовестно и профессионально;

организационный порядок, благоприятные организационные условия (распределение прав, обязанностей, ответственности, урегулированность взаимоотношений и взаимодействий, цирку­ляции информации, режим, контроль и пр.) — первая часть не­посредственной среды в организации, которая побуждает сотруд­ников к четкой, слаженной ответственной и добросовестной со­вместной работе, положительно сказывается на их воспитанности и обученности;

психология коллектива, социально-психологический климат настроений и взаимоотношений, воздействия на своих членов —


10. Психолого-педагогические основы профессионального труда



вторая часть непосредственной среды, мотивирующая сотрудни­ков, побуждающая к дружной работе и характеризующая воспи­тывающий коллектив;

условия для удовлетворения интересов и потребностей, лично­
стного роста и материального благополучия каждого работника

третья часть непосредственной среды, мобилизующая на прояв­
ление всех своих способностей на работе и педагогически благо­
приятно сказывающаяся на них.

Психологические и Управление реализуется в двух видах дея-
педагогические осно- тельности: организации системы управления
вы организации и текущем управлении. Первая заключается
управления в установлении организационного порядка

(организованности) в функционировании учреждения, предприятия, любой организации. Установление организационного порядка предполагает установление четкой структуры организации и обеспечение слаженного, надежного и гибкого взаимодействия ее элементов в достижении успеха. При высокой организованности возникает «организационная прибав­ка» в решении задач, т. е. они решаются лучше, чем при отсут­ствии организованности. Организационный порядок — это своеобразный «управленческий поручик Киже», о котором все знают, которого вроде бы никто не видит, но присутствие его и воздействие ощущают. За рубежом есть такая практика: при не­удовлетворенности работой фирмы подбирается новый руково­дитель. Через 6 месяцев его отправляют далеко в отпуск. Если в его отсутствие работа фирмы ухудшится, его увольняют: дело должно держаться на организационном порядке, а не на усили­ях одного человека. К основным психологическим факторам, ле­жащим в основе организационного порядка, относятся:

• психологические особенности личностей, которые работа­ют в учреждении, на предприятии и др.;

• психология коллектива, распространенные в нем массо-видные социально-психологические явления и взаимоотношения;

• целевое единство персонала, организационные отношения (как следствие распределения прав, обязанностей, ответственности, регулирования отношений подчинения и взаимодействия и др.), информационно-психологические отношения (состояние с добыва­нием профессиональной информации и ее обменом, ее циркуляци­ей внутри организации, зависящей от взаимоотношений);

• развитость саморегуляции в коллективе (самодостаточность управления в подразделениях, привлечение рядовых работников


382 Раздел III. Психология и педагогика: профессионал

к управлению, деятельность общественных формирований, само-управление каждого работника);

• особенности личности, профессионально-психологической
подготовленности, стиля и содержания управленческой деятель­
ности управленческого персонала и прежде всего руководителя.

Организационный порядок связан и с педагогическими фак­торами:

• образованностью, обученностью, воспитанностью, разви­тостью людей, из которых состоит трудовой коллектив;

• профессионально-педагогической подготовленностью ру­ководителей служб и подразделений;

• социально-педагогическим влиянием условий в организации;

• свойствами трудового коллектива как воспитывающего, обучающего и развивающего коллектива;

• социально-педагогическими влияниями личности и управ­ленческой деятельности управленческого аппарата и главным об­разом руководителя.

Реальность этих факторов и их влияние требуют, чтобы при управлении проводилась систематическая психологическая и пе­ дагогическая работа по укреплению организационного порядка, включающая:

профессионально-психологический и педагогический отбор при приеме на работу, расстановке кадров и особенно выдвижении на управленческие должности;

организационное обучение и воспитание, предполагающие твердое знание каждым работником обязанностей, прав, ответст­венности, других организационных положений, разъяснение и постоянное напоминание персоналу общности задач и ответст­венности, показ зависимости всех и каждого от согласованной работы, накопление опыта успешных совместных действий, пре­сечение неделовых конкурентных отношений, применение общих критериев эффективности деятельности, совместных разборов и подведения итогов, принятие мер по организации и активизации демократических форм самоуправления отдельными сторонами жизни коллектива;

воспитательная работа: индивидуальная, с группами, кол­лективом и через коллектив, обеспечивающая сплоченность, ра­бочее настроение, добросовестный труд, взаимную поддержку, отсутствие конфликтов. Важная задача ее — профилактика про-


10. Психолого-педагогические основы профессионального труда 383

фессиональной деформации личности работников, т. е. появле­ния недостатков личности под влиянием занятий одной деятель­ностью. Она бывает почти у всех: учителей, чиновников, юри­стов, психиатров и других;

профессиональное обучение, непрерывное повышение про­фессионализма работников;

решение организационных вопросов, находящих положитель­ный психологический отклик у членов коллектива, положительно влияющих на их воспитанность и развитость;

привлечение рядовых работников и руководителей низовых
, структур к участию в управлении жизнью и деятельностью орга­
низации,
что улучшает решение ее задач, значимо для психологи­
ческой идентификации интересов всех сотрудников с интересами
организации, воспитания коллективизма;

обеспечение должного социально-психологического и социаль­
но-педагогического влияния на персонал
примера поведения, дея­
тельности, стиля, личных качеств руководителя, руководителей
служб и подразделений, работников управленческого аппарата.

Управление, построенное по схеме иерархически организо­ванной пирамиды (рис. 10.2 а), рационально, но одновременно и противоречиво. Дифференциация задач, прав, обязанностей, ответственности, различное вознаграждение за труд членов ор­ганизации, находящихся на разных уровнях ее иерархии, — глу­бокая, объективная и постоянно действующая причина разли­чия их психологии, отношения к общим целям, долгу, интере­сам и изменений педагогических свойств личности. В нее зало-

\ жен потенциал напряженности человеческих отношений, кон­фликта «верхов и низов», пассивности и малого усердия «низов».

Существуют два типа пирамид: вертикальная и горизонталь-

| ная (рис. 10.2 б и в). Выбор вертикальной пирамиды управления обусловлен желанием иметь в подчинении каждого руководите-

| ля не более семи сотрудников для лучшего руководства ими. Такой тип пирамид свойствен административно-командному типу управления. Он множит число руководителей, чиновничий аппарат, удорожает его содержание, увеличивает контраст между «верхами» и «низами». Горизонтальная пирамида не страдает этими недостатками, но усложняет руководителю работу с каж-

I дым сотрудником. Ее применение должно обязательно преду-

 



Раздел III. Психология и педагогика: профессионал


сматривать привлечение сотрудников к работе в общественных формированиях, участвующих в контроле и руководстве отдель­ными участками работы коллектива.





 


Рис. 10.2. Управленческая пирамида:

а) общая схема, б) вертикальная пирамида, в) горизонтальная пирамида

В любом случае приоритет гуманных начал в управлении, ис­
пользование воспитывающих, развивающих и других возвышаю­
щих человека психологических и педагогических технологий —
не благое пожелание, а необходимость, проявление управленче­
ской мудрости, согласования интересов управления отдельной
организацией с интересами граждан, общества и государства.
Психологические и Любая организация функционирует в по-
педагогические осно- стоянной череде разнообразных событий,
вы текущего возникающих текущих проблем и должна

управления непрерывно гибко реагировать на них. Да-

же механическая система требует постоян­ного регулирования, изменения режима работы, смазывания деталей и лр. Социальная система еще больше нуждается в те­кущем (ситуативном) управлении.

Текущее управление имеет цикличный характер, и каждый цикл включает обнаружение новой ситуации, ее управленческое изучение, подготовку и принятие соответствующего решения, организацию его выполнения, опенку результатов. Повседневная жизнь наполнена множеством таких управленческих циклов.


10. Психолого-педагогические основы профессионального труда



Управленческий цикл в каждом своем звене трояким обра­зом связан с вопросами психологии и педагогики:

• в нем обнаруживаются свойства и качества руководителя и других лиц, сложившиеся ранее, в том числе и при организации управления;

• каждый этап управленческого цикла наполнен динамикой психических процессов, состояний, трудностей, нуждающихся в учете и регулировании;

• все, что происходит в каждом упраатснческом цикле и их комплексе, психологически и педагогически влияет на руководи­теля и других лиц, изменяя их.

Каждое звено управленческого цикли может и должно опти­мизироваться психологически и педагогически.

Первое звено — отслеживание обстановки, выявление и при­нятие для решения текущих проблем и вопросов. Общеизвестна аксиома: управлять может только тот, кто владеет информацией. В потоке информации, нуждающейся в отслеживании и исполь­зовании, находится психологическая и педагогическая (о на­строениях, намерениях, интересах, проявлениях воспитанности и пр.). Если возникшая ситуация достаточно стандартна, то реагировать на нее должны те, в чьих это обязанностях. Руково­дителю достаточно убедиться, что информация дошла до адреса-Era и реакция последует, а также оценить подготовленность от­ветственных лиц, решить вопрос о необходимости помощи им и контроле. Вмешиваться и принимать текущие решения руково­дителям надо лишь при возникновении нестандартных ситуа­ций, при оценке их в качестве чрезвычайно важных.

Второе звено управленческого цикла — изучение проблемы, принимаемой для решения. Хорошо, когда к изучению привлека­ются сотрудники, создаются группы их. Проблема — всегда пе­ресечение многих причин и условий. Среди них обычно бывают и психологические, и педагогические.

Третье звено — проработка вариантов решения и выбор луч­шего из них. Следует всегда рассматривать несколько вариантов решения, оценивать плюсы и минусы каждого и отбирать луч­ший. Лучший вариант всегда правильно учитывает психологиче­ские и педагогические аспекты. Полезно при этом использовать метод «мозгового штурма».

Четвертое звено — принятие решения. Суть его в детализа­ции, конкретизации и усовершенствовании отобранного вари-



Раздел III. Психология и педагогика: профессионал


анта решения, признанного лучшим. При этом уточняются цель и задачи предстоящих действий, их план, сроки, этапы, средст­ва, способы, методы, расчет сил и средств, обеспечение, подбор исполнителей и др. Принятие решения — прерогатива руково­дителя, но при проработке решения следует привлекать сотруд­ников, особенно тех, кто будет потом его выполнять. Всегда важно оценить, как решение будет воспринято сотрудниками, коллективом, оценить возможные психологические и педагоги­ческие последствия, продумать психологические и педагогиче­ские меры, которые будут способствовать проведению решения в жизнь.

Пятое звено — организация выполнения решений. Решение принесет мало пользы, если руководитель думает, что его задача — принять решение, а подчиненных — исполнить его. На самом деле последнее — и его работа. Она предполагает: подбор со­трудников для выполнения решения, их подготовку, руково­дство действиями, контроль, оказание помоши.

Шестое звено управленческого цикла — подведение итогов. В нем содержится немалый педагогический потенциал, который реализуется, когда разбор действий и их оценка справедливы и компетентны, основаны на достоверных данных, включают оценку плюсов и минусов, сопровождаются советами, сочетают­ся в необходимых случаях с занятиями, заданиями на самостоя­тельную отработку каких-то вопросов с последующей проверкой результатов. Мало что может так отбить охоту работника к доб­росовестному труду, как несправедливая оценка его начальни­ком.

Значительна психологическая и педагогическая роль личности, стиля, методов и приемов текущей управленческой деятельности руководителя и его аппарата.

Влияние личности руководителя объективно задано положе­нием его в коллективе. Сотрудники и граждане пристально, да­же придирчиво наблюдают за ним. Буквально все в его лично­сти и поведении подвергается опенке, находит тот или иной психологический и педагогический отклик: его свойства и каче­ства, отношение к людям, принимаемые решения, даже выра­жение лица, особенности речи, манеры, принимаемые решения, поза, как он здоровается и пожимает руку и пр. Все это по кру­пицам входит в психологию и воспитанность людей и выливает-


10. Психолого-педагогические основы профессионального труда



ся не только в отношение к руководителю, к его распоряжени­ям, но и во все поведение в организации.

Положение обязывает руководителя быть на высоте, соот­ветствовать образу человека, занимающего руководящую долж­ность, отвечать социальным ожиданиям сотрудников. Ошибоч­но полагать, что его неблаговидные дела останутся не извест­ными сотрудникам, ибо неведомыми путями они узнают о них. Управленческая поговорка гласит: «От подчиненных скрыть что-либо труднее, чем от ревнивой жены». Надо не казаться, а быть человеком, достойным уважения и авторитета. Разумно специально заботиться, чтобы лучшие, сильные качества и сто­роны своей личности проявлялись чаще, и сдерживать, сводить до минимума проявление слабых, отрицательных. Никогда не упускать возможности совершать поступки, которые ценятся сотрудниками: стать на защиту попавшего в беду, помочь семье, не пропустить отметить чей-то юбилей, выразить уважение ве­терану, не пройти мимо горя, постигшего кого-то из сотрудни­ков, и пр. Подобные меры ныне модно называть самопрезента­цией руководителя.

Заняв должность руководителя, ошибочно считать, что всего добился, учиться больше нечему, настало время учить других. Положение обязывает ко многому и требует заниматься управ­ленческим самообразованием, самообучением, самовоспитанием, саморазвитием. Уместно помнить, что не все выдерживают ис­пытание властью и она портит многих людей. В работе над со­бой следует вести линию на профилактику управленческой де­формации личности: возникновения мнения о личной вседозво­ленности и допущения отступлений от требований законов и норм, появления злоупотреблений служебным положением и извлечения из него личных выгод, случаев превышения своих прав и полномочий, игнорирования прав других, нетерпимости к мнению, отличающемуся от своего, грубости в общении с со­трудниками и др. Любые управленческие воздействия, которые несут в себе психологические и педагогические намерения руко­водителя, должны начинаться с его требовательности к самому себе.

Отчетливо проявляется психологическое и педагогическое влияние стиля управления. Заданный руководителем верхнего уровня, он цепной реакцией распространяется вниз по управ-



Раздел III. Психология и педагогика: профессионал


ленческой пирамиде, копируемый подчиненными ему руководи­телями подразделений. Продукт его — атмосфера социально-психологических и социально-педагогических условий труда в организации, определенный тип мотивации сотрудников и их психических состояний, морально-психологические, воспиты­вающие, обучающие и развивающие последствия. Так, распро­страненный в нашей стране в течение многих десятилетий ад­министративно-командный стиль, при наличии внешних при­знаков деловой целесообразности и эффективности, наносил огромный психологический и педагогический урон. Он во мно­жестве плодил потребителей, а не созидателей; послушных «винтиков государственной машины», а не хозяев своей судьбы; исполнителей, а не творцов; людей пассивных, ожидающих ука­заний, бояшихся инициативы, самостоятельности; привыкших надеяться на власть имущих, а не на свой ум, волю, способно­сти; перестраховщиков, людей, побуждаемых к докладам об ус­пехах, а потому зачастую становящихся очковтирателями и др. Рецидивы административно-командного стиля еще часты и сей­час. Это не просто пережитки старого, ибо есть среди нынеш­них руководителей и его сторонники. Обычно это те, кто не об­ладает управленческой компетентностью, бездушен к людям, получает удовольствие от власти над людьми, не хочет утруж­дать себя серьезной управленческой работой, считая, что легче приказывать, покрикивать, наказывать, держать подчиненных в страхе перед увольнением (такое зачастую бывает сейчас в част­ных фирмах). В зарубежном менеджменте широко известна формула: «Предоставление власти даже на один день лицу. склонному злоупотреблять ею, может создать такие трудности, которые самое лучшее руководство не сможет ликвидировать за целый год».

Каждому руководителю сегодня надо овладевать цивилизован­ным, демократическим стилем управления. Для этого следует куль­тивировать в своей работе черты этого стиля: прогрессивную со­циальную направленность, гражданственность, человечность, де­ловитость, законность, демократичность (правильное сочетание централизации—децентрализации, единоначалия и коллегиально­сти, делегирование управленческих полномочий «вниз» и др.). Один человек может выполнять работу только одного человека, некоторые — двух, трех, но никго не может работать за всех. Не-


10. Психолого-педагогические основы профессионального труда



возможно успешно руководить, не пользуясь поддержкой персо­нала, возводя барьеры между собой и им. Напротив, нужно сближение, взаимопонимание, взаимная поддержка, взаимное доверие.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.