КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организационные
Общие нрирояосообразности научности педагогической комплексности гуманизма тажданстведности единства группового, дифференцированного и индивидуального подходов преемственности и систематичности педагогической системной организованности плановости и дисциплины комплексирования Методические -сознательности и активности -доступности и последовательности -прочности -интенсивности -приближения условий обучения к реальным профессиональным Рис. 9.1. Система принципов профессионального обучения Группа содержательных принципов обучения отражает зависимости эффективного обучения от целей, задач и содержания обучения. Принцип целеустремленности учитывает закономерную связь обучения с ответом на вопрос: какие знания, навыки и умения надо сформировать у обучающихся. Правило реализации портрета (модели) профессионала требует подчинять цели и задачи обучения формированию у обучающихся всех компонентов профессионализма и иных, предусмотренных ею. Раздел III. Психология и педагогика: профессионал Правило актуальности (связи с жизнью) требует постоянно совершенствовать содержание обучения, приближать его к ре-альностям жизни, подготовке к решению задач профессиональной деятельности, ее трудных проблем, новому опыту, лучшим технологиям и способам действий. Правило международной интегративности — требование учитывать зарубежный опыт обучения и международные образовательные стандарты. Принцип единства фундаментальности и профессиональной практичности отвечает основному предназначению обучения — подготовке высокообразованного профессионала, способною практически решать стоящие перед ним задачи на уровне мировых достижений. Его правила: • фундаментальности -- обучать, непременно ориентируясь на формирование у обучающихся общей и профессиональной образованности; • профессионализации — отбирать содержание, соответствующее специфике профессиональной деятельности, к которой готовятся обучающиеся; • единства теории и практики — обеспечивать осмысленное, базирующееся на обстоятельных знаниях усвоение и применение навыков, умений, развитие профессионального мышления, профессиональной культуры и других элементов профессионализма; • практичности — доводить все знания будущих специалистов до понимания, где, когда, для чего и как их применять, а осваиваемые профессиональные действия — до уровня навыков и умений. Принцип единства изучения основ и мировых достижений науки, образования и практики формулирует зависимость успехов обучения от представленности в нем всего современного и лучшего в человеческом знании и опыте. Из этого вытекют правила: • изучения научных и эмпирических основ профессиональной деятельности, специальности; • обучения на современных достижениях науки и мировой практики: • обучения в соответствии с реальными потребностями и запросами российской действительности. Организационные педагогические принципы обучения основаны на закономерных связях результатов обучения с организационным порядком при его осуществлении. 9. Психология и педагогика профессионального обучения Принцип единства группового, дифференцированного и индивидуального походов в обучении отражает организационную, психолого-педагогическую и экономическую необходимость обучать группы людей и в то же время каждого из них. Обучение один на один дорого, не во всем безупречно, да просто и невозможно. Классно-урочный подход в обучении разработан Я. А. Коменским и не нашел замены до сих пор. Суть его — обучающиеся объединяются в учебные группы, в которых проводятся занятия (уроки) в специальных учебных помещениях. В группах возникает и особые атмосфера, взаимоотношения, которые способствуют успеху обучения. Правило дифференциации определяет целесообразность сводить в группы обучающихся по какому-то общему признаку: возрасту, уровню образованности, изучаемой специальности, интересам, успеваемости, одаренности и др. В ряде ведомств есть необходимость обучать специальные группы как единицы профессиональной деятельности (следственно-оперативные группы, экипажи самолетов и судов, отряды спасателей и др.). Правило индивидуализации — обязательное для всех видов педагогической работы, в том числе и обучения. Правило прогрессивного сокращения численности групп с повышением уровни, ступени образования и требований к качеству обучения каждого обучающегося. Принцип преемственности и систематичности исходит из необходимости осваивать учебный план, программы, темы, формировать у обучающихся знания, навыки и умения в продуманно организованном системном порядке, где все обоснованно связано по содержанию, времени, структуре. Правило преемственности, опоры на имеющийся у обучающихся уровень образованности, развитости и воспитанности требует продолжать то, чему обучались они ранее, на предшествующих ступенях и уровнях образования, двигаться вперед, а не дублировать и не топтаться на месте. Правило психолого-педагогического комплексирования дисциплин в учебном процессе рекомендует исходить из связей между ними и профессионализмом. При практическом решении задач в сознании профессионала всплывают из памяти и используются разные знания (специальные, социальные, технические, экономические, финансовые, правовые, психологические, управленческие и др.), вспоминаются рекомендации, аналогичные случаи из практики. Возникают многочисленные ходы мысли, соображения, взвеши- Раздел III. Психология и педагогика: профессионал вание «за» и «против» и многое другое. Практику безразлично, к какой учебной дисциплине относятся те или иные знание, мысль, умозаключение, аргумент, аспект, норма. Что приходит на ум — зависит от решаемой задачи и того, как знания переплетены в его сознании. Образно говоря, как был «намотан клубок знаний» при обучении, так он и «разматывается». В учебном процессе комплексный по своей сущности профессионализм распределяется по учебным дисциплинам, целое разбивается на части. В каком порядке их изучать, как «наматывать клубок»? Бывает, что это делается малообоснованно. Видимо, полагают, что главное — «загрузить» память обучающихся, а в процессе мышления все само по себе свяжется, образуется, «разложится по полочкам». В действительности оптимальный результат получается лишь при сближенном по времени и согласованном (по возможности параллельно-ступенчатом, «перекрывающем» — рис. 9.2) изучении взаимосвязанных дисциплин и вопросов на макроуровне организации учебного процесса и на микроуровне — в методике проведения занятий. Согласование по времени Последовательное Параллельное Смешанное
Д! - ------ ► ---- ► --- ► Правило опоры на уровень усвоения обучающимися предшествующего учебного материала рекомендует считаться с тем, с какой глубиной и прочностью усвоен ранее изучавшийся материал. 9. Психология и педагогика профессионального обучения Принцип системно-педагогической организованности обязывает строить обучение как педагогическую систему со всеми присущими ей элементами и связями. Правило целенаправленной организации обучения требует продуманно обеспечивать выполнение того, что намечено, что составляет его цели и задачи. Правило деловитости и эффективности обязывает организовывать обучение так, чтобы намеченный результат был безусловно получен. Главные критерии эффективности — не во внешнем благополучии (сколько наглядных пособий показано, сколько примеров из практики приведено, есть конспект у преподавателя или нет и пр.), а в тех знаниях, навыках и умениях, которые были на деле приобретены или усовершенствованы обучающимися. Правило обеспечения предполагает наличие достаточной и качественной учебной литературы и методических документов, оборудованных помещений (учебных кабинетов, спортивных залов), учебных площадок, учебных средств (тренажеров, современных образцов учебной техники), технических средств обучения (проекционных устройств, аудио- и видеоаппаратуры, персональных компьютеров и др.), средств наглядности (схем, рисунков, фотографий, кино- и видеофильмов, макетов, наборов слайдов и др.); расходных материалов; средств обеспечения безопасности и др. Все это должно соответствовать тому, что изучается в программах и на каждом занятии. Принцип плановости и дисциплины обучения подчеркивает важность четкой продуманности, ясности в подготовке занятий и выполнении намеченного при их проведении. Правило планирования определяет роль планов обучения (на весь срок обучения, курсовых, годовых, семестровых, месячных, отдельных занятий, общих, факультетских, кафедральных, предметных, индивидуальных и др.) и выполнения их. Правило дисциплины связывает результаты обучения с посещаемостью обучающимися занятий и выполнением текущих и рубежных учебных заданий. Без соблюдения этого правила обучение похоже на плетение рыболовной сети с огромными дырами. Правило высокого уровня организации занятий требует, чтобы каждое занятие было хорошо подготовлено, обеспечено, должно Начаться точно во время и в назначенном месте, пройти организованно, с максимальной посещаемостью. Раздел III. Психология и педагогика: профессионал Методические принципы профессиональной подготовки отражают причинно-следственные зависимости между методическими воздействиями на обучающихся и результатами их обучения. Принцип сознательности и активности учитывает безусловную зависимость успешности обучения от этих факторов и конкретизируется в правилах: • мотивирования обучающихся, стимулирования их добросовестности и ответственности. Реализуется оно не только обращением к их сознанию, но и умелой постановкой всего обучения, использованием современных технологий обучения; • активизации мышления обучающихся; • побуждения к инициативности, творчеству и самостоятельности; • стимулирования и организации самостоятельной работы обучающихся. Принцип доступности и последовательности требует, чтобы обучение строилось с учетом реальных возможностей обучающихся, но не упрощенно, а на уровне доступных трудностей. Обучать последовательно, идти от известного к неизвестному, от простого к сложному, от легкого к трудному, соразмерно с индивидуальными особенностями обучающихся. Принцип наглядности обучения учитывает зависимость усвоения от непосредственного восприятия изучаемых объектов, явлений, процессов. Он реализуется в правилах: • обеспечения непосредственного восприятия обучаемыми тех реальностей, которые изучаются; • образности речи; • изобразительной наглядности (использования рисунков, схем и пр.). Принцип интенсивности отражает' закономерную зависимость результатов обучения от достаточно высоких, но доступных учебных нагрузок, от принятия мер, обеспечивающих максимально возможные результаты при минимально возможных затратах времени, сил и средств. Он реализуется применением правил: • оптимального темпа обучения. Очень медленный темп расслабляет обучающихся, излишне быстрый недоступен. Тот и другой снижают результаты учебы; • подбора методов, наилучшим образом отвечающих решаемой задаче обучения; 9. Психология и педагогика профессионального обучения • применении интенсивных обучающих технологий; • максимально доступных нагрузок в самостоятельной работе. Принцип прочности требует применения методик, обеспечивающих хорошее запоминание учебного материала обучающимися, надежной отработки навыков и умений. Надо, как говорится, «чтобы не только по усам текло, но и в рот попадало». Без обеспечения прочности обучение похоже на попытку наполнить бездонную бочку водой. Правила: • прочного формирования всех компонентов профессиональной обученности; • отработки профессиональных действий до навыка, прочного умения; • гибкости — подготовки к действиям в нестандартных, неожиданных, сложных условиях; • устойчивости к помехам, выступающим в виде различных отвлекающих, мешающих факторов. Принцип приближения трудностей обучения к реальным профессиональным отражает зависимость успешности действий специалиста на практике от условий, которые были при обучении им. Как невозможно-стать чемпионом мира по прыжкам в высоту только перепрыгивая ежедневно хоть тысячу раз подряд планку на высоте 30 сантиметров, так и нельзя научиться решать сложные практические задачи, обучаясь решению их в тепличных, простеньких учебных условиях. Правила: • целеустремленного моделирования профессиональных трудностей. Речь идет не об общих трудностях учения будущих профессионалов (необходимость напрягаться, думать, тратить силы и время и пр.), а о специфичных ДЛЯ решения профессиональных задач; • постепенного наращивания профессиональных трудностей и доведения их до максимально возможных; • моделирования возможного противодействия решению профессиональных задач. Противодействие реально встречается во многих видах профессий: юриста, менеджера, предпринимателя, военного и др.; • отработки действий и взаимозаменяемости в составе группы. Ряд профессий связан не с действиями одиночек, а со слаженной работой групп. В них профессионал — не профессионал, [если он не обучен действовать совместно. Одно из обязательных Условий успешности действий группы в сложных и опасных ус- 318 Раздел III. Психология и педагогика: профессионал ловиях — подготовленность членов группы к взаимозаменяемости, совмещению выполнения своих обязанностей с обязанностями отсутствующего (или выбывшего по причине болезни, ранения, гибели) члена группы. Описанные принципы и правила находятся в тесных связях и зависимостях, а поэтому и подлежат такому же применению. Формы организации Под Ф°Рмой организации понимается внеш-процесса обучения нее выражение учебного процесса на определенном отрезке времени его осуществления, характерное условиями и особенностями взаимодействия педагога и обучающихся. Наиболее распространенными формами организации профессионального обучения выступают занятия разных видов. К числу их относятся: лекция, семинар, индивидуальное собеседование, коллоквиум, практическое и лабораторное занятие, профессиональный тренинг (тренировка), игра, учение, конференция, урок (в некоторых средних профессиональных образовательных учреждениях и первоначальной профессиональной подготовки), экскурсия, учебная практика, стажировка, консультации, самостоятельные занятия, зачеты, экзамены. Все они вариативны. Например, есть разные виды лекций -вводная, установочная, основная, обзорная и др. Все формы обучения призваны одновременно выполнять основные педагогические функции: обучающую, образовательную, воспитательную, развивающую и дополнительные -- активизирующую, направляющую, организующую. Эффективность занятий связана со стремлением и умением преподавателя реализовать максимальное число функций. Все формы в своей структуре имеют вводную, основную и заключительную части. Они должны тщательно готовиться преподавателем, что в общем случае предполагает: продумывание целей, задач и функций занятия; отбор содержания, его структурирование и запоминание (или оживление в памяти); проработку методики, отбор (изготовление) средств обеспечения; написание плана, тезисов, конспекта; непосредственную подготовку места занятия. Лекция — ведущая форма обучения, так как с нес начинается каждая учебная дисциплина, раздел и большинство тем, предусмотренных программами. Она призвана дать целостное, систематизированное, доказательное и отчетливое, самое современ- 9. Психология и педагогика профессионального обучения ное представление об относительно самостоятельном, сложном допросе жизни или профессиональной деятельности. В ней всегда должна соединяться теория с практикой. Лекция хороша, когда она не повторяет учебник, а по своему содержанию отвечает самым последним достижениям науки и практики, обогащена личным отношением преподавателя к излагаемому. В лекции наука оживает в речи преподавателя, предстает в увлекательном, эмоциональном и доступном для понимания виде. Живая речь преподавателя, его вид, поведение, общение со студентами делают теоретические положения интереснее, понятнее, привлекательнее, убедительнее, практичнее. Не случайно превосходство хорошей лекции над текстом учебника сравнивают с превосходством восприятия звучащей музы-ки над видом нот на бумаге, благоухающего живого цветка в клумбе — над засушенным в гербарии. Лекция - - это сплав, произведение научной мысли и эстетики слова. Семинар. Характерная особенность его — в групповом обсуждении обучающимися под руководством преподавателя определенного учебного вопроса (теоретического, прикладного, проблемного). Обычно семинар слелует за лекцией и рассчитан на углубление знаний обучающихся и обсуждение путей их реализации на практике. Неверно превращать семинар в проверку зна-ний. Основная задача преподавателя: «раздувать жар» дискуссии, тактично направлять ее ход, не допускать отклонений, ведущих к потере времени и темпа, представлять возможность студентам находить правильные ответы, а не спешить сообщать их самому. Конференция похожа на большой семинар, но основные выступления на ней заранее распределяются между участниками и подготавливаются. Творческий, дискуссионный, самостоятельный характер выступлений программируется и одобряется. Обсуждение проблем получается более основательным, научным, разносторонним и глубоким, чем на семинаре. Обычно они проводятся как кафедральные или факультетские. Экскурсия («выезд») — форма обучения, соединяющая в себе теорию и практику, позволяющая вырваться из стен учебных помещений и окунуться в реальную жизнь, обогатиться непосредственным восприятием изучаемых сторон ее, подкрепить ими изученную теорию и запастись впечатлениями для последующих аудиторных занятий. Раздел III. Психология и педагогика: профессионал Практические и лабораторные занятия предназначены для формирования у студентов навыков и умений. Проводятся в аудиториях, лабораториях, учебных кабинетах, учебных городках, полигонах, на местности и в производственных организациях. Тренинг (тренировочные практические занятия) — разновидность практических занятий. Основная цель — доведение каждого осваиваемого профессионального действия до совершенства, до показателей навыка, выполнения установленного норматива, реальных требований профессионализма. Как правило, ресурсы аудиторного времени не позволяют доводить отработку большинства навыков и умений до необходимого совершенства. Поэтому использование самоподготовки для этого выступает единственным способом решения проблемы. Игра — форма практического обучения, в которой имитируются деятельность и взаимодействие профессионала с коллегами и гражданами. Она позволяет отрабатывать профессиональные навыки и умения в выполнении функциональных обязанностей, совместных действий, а также развивать мышление, находчивость, быстроту оценки ситуаций и принятия решений в них. Игры делятся на деловые и ролевые. В деловых имитируется совместная деятельность сотрудников одного или взаимодействующих практических структур по решению определенной задачи. Например, на юридическом факультете одного из вузов игры проводятся в специальном зале, где имеются кресла для судьи и народных заседателей, места для прокурора и адвоката и другие атрибуты зала судебного заседания. Преподаватель распределяет роли: одному студенту поручает роль истца, другому — ответчика, третьему — свидетеля, назначает судью, прокурора и др. Ход заседания может быть зафиксирован па видеопленке, что позволяет потом продуктивно проводить разбор игры. В ряде случаев в основу игры кладутся материалы подлинного дела из архива суда. В ролевых играх один из обучаемых играет роль специалиста, должностного лица, а три—пять других выступают в роли людей, которые к нему в реальной деятельности могут обращаться по различным вопросам. Учение — наиболее масштабная, максимально приближенная к реальности форма практического обучения. По организации и методике она сходна с игрой, только проводится в специально оборудованных помещениях — комплексах для проведения игр 9. Психология и педагогика профессионального обучения и учений либо в помещениях практического учреждения и на местности. Не только деятельность имитируется, но и условия приближаются к реальным. Участники учения, выполняя определенные роли, распределены по местам, контакты друг с другом осуществляют с помощью табельных средств связи, личных встреч, переписки, посыльных и пр. Все решается и делается фактически. Учения бывают кафедральными, межкафедральными, в масштабе образовательного учреждения или включенными в учения, проводимые практическими организациями, ведомствами или органами власти. Обычно они проводятся на рубежных, завершающих этапах подготовки и опираются на достигнутые в ходе предшествующих семинаров, практических, лабораторных занятий, тренингов и игр результаты. 9.2. Методическая система и интенсивные технологии обучения Методическая Методическая система образовательного система обучения учреждения, факультета, кафедры состоит из методов, методических приемов, средств, педагогических технологий, методик и методической работы. Она отвечает на вопрос, как учить, а знакомство с ее состоянием — оценить, как здесь учат. Методы обучения1 — способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающихся, направленные на достижение целей обучения с одновременным получением образовательного, воспитательного и развивающего эффекта. Их система включает методы: • словесные — рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, инструктаж; • наглядные — иллюстрация, демонстрация, показ; • учебных действий — упражнение, лабораторная работа, поисковая работа, контрольная работа, обучающее наблюдение, вер-бализация (озвучивание мысленного плана действий, самооценки 1 От греч. methodos — путь к чему-то. II Психология и педагогика Раздел III. Психология и педагогика: профессионал выполненных действий, признаков наблюдаемых объектов и явлений и др.), разбор действий, коррекция действий, заучивание алгоритма действий (инструкции), идеомоторные действия (мысленное проигрывание предстоящих действий), обучение в практической деятельности (во время практик и стажировок); • учебного моделирования реальных действий — словесно-образное моделирование (словесное описание обстановки с мысленным представлением ее обучаемыми), фактическое моделирование, имитация (создание условий применением специальных средств и приемов), психологическое моделирование (вызов у обучаемых особенностей мыслительных, эмоциональных, волевых процессов, характерных для реальных условий), моделирование противоборства и игровых ситуаций, моделирование нагрузок (физических, моральных, умственных, волевых, эмоциональных). Эффект методов достигается применением методических приемов. Так, при применении словесных методов используются приемы устного изложения, обоснования, привлечения и удержания внимания, возбуждения интереса, образности, постановки вопросов, ответов на вопросы, обмена мнениями, обсуждения, обобщения и выводов и др. Для наглядных методов характерны методические приемы показа схем, фотографий, фильмов, прослушивания аудиозаписей, работы на учебной доске, графического изображения понятого и увиденного обучающимися, акцентирования внимания на деталях наблюдаемого, сравнительного показа, показа в динамике, раздельного показа (по элементам, операциям, приемам), повторного показа и др. Методы учебных действий предполагают использование методических приемов постановки и разъяснения заданий, объяснение порядка выполнения действий, рассказа обучающегося о порядке предстоящих действий, приостановки действий, исправления ошибок, снятия нормативов, самоанализа действий, групповою разбора действий, многократного повторения действий, увеличения темпа выполнения действий, варьирования способов выполнения действий, повышения надежности действий и т.п. Характерны методические приемы учебного моделирования реальных условий: создания внешней картины обстановки, моделирования умственных трудностей, волевых трудностей, эмоциональных трудностей, выбора места, времени и погодных условий, усложнения наблюдения (например, одеванием полупрозрачной повязки на глаза), имитации «выхода из строя» связи. 9. Психология и педагогика профессионального обучения напарника, руководителя, командира, имитации отдельных факторов, комплексирования сложных условий, наращивания трудных условий, варьирования условиями и многие другие. Неотъемлемая часть методической системы — средства обучения, К ним относятся: речь, наглядные пособия и предметы, используемые преподавателем, его действия и действия обучаемых, макеты и модели, технические средства обучения и учебные печатные, видео- и аудиоматериалы, документальные материалы, техника, оружие, учебные модели, средства имитации. Методика занятия, преподавания учебной дисциплины, вида подготовки, решения той или иной педагогической задачи складывается как комплекс адекватных им методов, методических приемов, средств и организационных мер. Успех в обучении наиболее высок, когда используются педагогические технологии — обучающие организационно-методические комплексы, связывающие в технологическую цепочку (см. рис. 8.1, позиция Т) конкретную задачу обучения, отвечающее ей содержание, средства, деятельность педагога, деятельность обучающегося, и ориентированные на достижение максимально высокого результата, отвечающего задаче (например, на формирование определенного вида навыков, развитие какой-то профессиональной способности, обучение приемам установления психолого-педагогического контакта и т.п.). Это педагогические целостности более крупного масштаба и расчета, чем отдельные методы или их совокупности. Они особенно эффективны в профессиональном обучении. Методическая система включает в себя и методическую работу, которая заключается в разработке и совершенствовании всех учебных и методических документов (программ, логических схем, методических рекомендаций преподавателям и студентам, заданий студентам, наглядных пособий и др.) и средств обучения, изучении и обобщении методического опыта, непосредственной подготовке к занятиям, методическом экспериментировании, работе по повышению методического мастерства преподавателей. Мы живем в век, когда все решают не нологии. В любом деле, в международном и внутреннем соперничестве побеждает тот, кто создает более совершенные технологии и владеет ими, достигая с их помощью более высоких количественных и качественных результатов, ускоряя прогресс и опережая других. Раздел III. Психология и педагогика: профессионал Образование не может оставаться островком старого мира в новом мире. Оно не отстанет от требований быстро развивающейся жизни лишь при обязательном использовании интенсивных педагогических технологий. В мировой педагогике и у нас разработано немало усовершенствованных и совершенно новых технологий обучения (рис. 9.3). Массовое использование их — реальный инновационный ресурс сегодня.
-педагогического сотрудничества -обеспечения интереса -формирования и поддержания психологической готовности обучающегося -развивающего обучения -развития мышления -проблемного обучения -воспитывающего обучения -обучения жизни и деятельности в условиях гуманизации общества -обучения жизни и деятельности в -условиях демократии -обучения жизни и деятельности в условиях рыночной экономики -обучения здоровому образу жизни -компьютерно-педагогические Рис. 9.3. Интенсивные педагогические технологии обучения Технология педагогического сотрудничества. Анализ опыта педагогов-новаторов свидетельствует о том, что при всем разнообразии применяемых ими методик обучения у них есть и общее: умение создать на занятии особую атмосферу, которой присуши: • стремление обучающего и обучающихся к достижению единой цели, порожлающее сотрудничество; • взаимопонимание, осознание общности интересов и необходимости взаимной поддержки; . Психология и педагогика профессионального обучения 325 • добросовестность, усердие, самоотдача; • доброжелательное, доверительное отношение друг к другу, удовольствие от общения и совместной работы; • «культ учебы», эмоциональный подъем, интерес, хороший настрой, увлеченность занятием, упорство и настойчивость в ре-шении учебных задач; • свобода обучающихся в проявлениях инициативы, само- • взаимопомощь в преодолении трудностей; • объективность во взаимных оценках, справедливость, куль-| тура взаимоотношений и общения. Технология занятия, отличающаяся такими характеристиками, намеренно создаваемыми преподавателем, получила название пе-дагогического сотрудничества. Занятие из мероприятия по передаче информации превращается в общее и дружно осуществляемое де-ло, отличающееся высокими интенсивностью, продуктивностью и уровнем межличностного взаимодействия. Технология педагогиче- ского сотрудничества выступает особым «педагогическим инстру-ментом», приносящим высокий обучающий, воспитательный и развивающий педагогический эффект. Основные рекомендации пре-подавателе по реализации этой технологии таковы: • относиться к обучаемым доброжелательно, с искренним и сильным желанием содействовать становлению их как профессио-налов и образованных людей; занимать позицию старшего доброжелательного товарища и наставника, которым присущи естественная доброжелательность, демократизм, открытость, доступность, готов-ность помогать, откровенность, принципиальность, справедливая строгость, поддержка, внушение веры в успех. Антипедагогичны позиции «погонщика», «начальника», «попустительствующего либе-рала», «стороннего безразличного наблюдателя»; • добиваться завоевания авторитета у обучающихся. Авторитетному преподавателю не нужно принуждать обучающихся; они сами ловят его слова, ценят их и следуют его советам. Каждый авторитетный преподаватель отмечен печатью яркой личности и индивидуальности и интересен обучающимся, а все посредствен-ные преподаватели безлики, похожи друг на друга жизненной пассивностью, духовной бедностью, равнодушием к обучающимся, нередко — несправедливостью и бестактностью; • строить уважительные взаимоотношения с обучающимися 326 Раздел '"• Психология и педагогика: nooctio^ -------------------------------------------------------------------------------- ■-------- Ил^^ал • строить процесс обучения не как «игру в одни ворота", а • осуществлять общение как педагогическое, основании' • всегда решать задачу установления психологического такта с обучающимися. Это особый вид коммуникативного строения, особая атмосфера общения, характерная сопряженн " стью намерений, мыслей, чувств, искренностью, вниманием к то му, что говорит собеседник, готовностью к пониманию его. Пси хологический контакт требует от преподавателя естественного поведения, отношения к обучающемуся как к равному, особой задушевности и эмоциональности общения, исключения слов, действий, поведения, которые могут внезапно нарушить его; • постоянно проявлять педагогический такт; • вести занятия с эмоциональным подъемом, вдохновением увлечением, интересом. Когда преподавателю не удается на занятии достигнуть педагогического сотрудничества, он должен рассматривать это как личное профессиональное поражение. Технология обеспечения интереса обучающихся к занятию. Никакой материал не может быть усвоен хорошо, если он не интересен. Интерес мобилизует возможности, обеспечивает внимание, лучшее понимание и запоминание. То, что делается с интересом, делается вдвойне успешно. Идея интересной школы — одна из идей в развитии мировой педагогики. Поэтому забота преподавателя об интересном проведении занятия, о борьбе со скукой — не абстрактно-гуманитарная выдумка, а необходимость, проявление психолого-педагогической зрелости преподавателя, одно из исходных условий успешности обучения. Главное, что надо учитывать в технологии обеспечения интереса обучающихся: • выраженное проявление интереса самого преподавателя к занятию, уапеченности им. Если от него веет скукой, то почему должно быть интересно обучающимся? • человек хорошо понимает не только потому, что он инте ресуется, но и интересуется потому, что понимает. Нужна дос тупность, ясность, понятность изложения изучаемого материала, • человеку интересно всегда то, что имеет для него значен Поэтому следует постоянно раскрывать обучающимся значе
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 469; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |