КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В образовательном процессе
Формирование личности Формирующий потен- Жизнь студента образовательного учрежде- жаться на изменениях в его личности. Зависимости тут закономерны, неизбежны и нужно целенаправлен-то, полно, компетентно использовать потенциал формирования личности студентов. Это стоит подчеркнуть, потому что концептуальных перемен последней реформы образования многие не заметили, посчитав, что все дело в словесных упражнениях чинов- 'О Психология и педагогика Раздел III. Психология и педагогика: профессионал пиков, которым почему-то потребовалось называть учебные заведения по-новому — образовательными, а обучаемых — обучающимися. Дело зачастую продолжает ограничиваться обучением. Личностно-формирующий потенциал образовательного учреждения весьма велик и связан с четырьмя группами влияний: • условий в образовательном учреждении: социально-психологических и социально-педагогических влияний на личность студента всего уклада жизни и функционирования образовательного учреждения, его стиля и отдельных событий; • образовательного (учебного) процесса: влияний проводимых занятий, их содержания, методики, стиля преподавания, личности преподавателей; • учения самих студентов: влияний собственной активности во время пребывания в вузе; • воспитательной работы: влияний специальной системы проводимых в образовательном учреждении мер воспитательного характера, организации досуга студента, удовлетворения культурных и бытовых запросов студентов. Условия формирова- К условиям, сказывающимся на формиро- ния личности вании личности студентов и подлежащим студентов психологической и педагогической оценке. использованию, совершенствованию и компенсации, относятся: • общие особенности образовательного учреждения: профессиональный профиль, статус, его научный и образовательный авторитет, история, место расположения, размещение, оснащение (иногда говорят: «Важна не твоя специальность, а какой вуз ты окончил»); • особенности руководства образовательным учреждением: особенности личности, стиля деятельности руководителей, их авторитетность, личный пример, решения и принимаемые меры по оптимизации образовательного процесса, проявляемая забота о благоприятных условиях учения, питания, снабжения, досуга, быта преподавателей и студентов, их профессионального и научного роста; • особенности организации всего педагогического процесса и занятий: планирования, плановой и учебной дисциплины; обеспеченности образовательного процесса всем необходимым (учебные помещения и их техническое оснащение, библиотеки, читальные 8. Психология и педагогика профессионального образования залы, места для самостоятельной работы, компьютерное обеспечение, общежитие и др.); обеспечение студентов учебными и ме-тодическими материалами, состояние их учебно-исследо-вательской и научно-исследовательской работы; состояние контроля, критерии оценивания успехов обучающихся, требовательность, справедливость, помощь в преодолении трудностей, орга-низация практик и стажировок и др.; • особенности педагогического коллектива, его комплектования, личностей, входящих в него, отношений к делу, к стуле и-там, к состоянию дел в стране и образовательном учреждении, научная активность, педагогическая культура, профессионализм, авторитетность, примерность, бескорыстие, моральная чистоплотность; общий уровень преподавания; работа факультетов, научных и учебных библиотек; работа психологической службы образовательного учреждения; • особенности студенческого коллектива в целом и отдельных учебных групп: особенности личностей, образующих группы, лидеров, авторитетных студентов; взаимоотношения между учебными группами и внутри их; господствующие в коллективе и учебных группах мотивы,, интересы, настроения, нормы поведения, отношения к профессии и овладению ею, наличие «культа учебы»; работа со студенческим коллективом; • особенности бытового обустройства студентов: финансового положения, питания, общежития, гигиены, удовлетворения культурных запросов, занятий спортом, заботы руководства и обеспечивающих служб по улучшению условий жизни студентов и др. Вся эта совокупность условий заслуживает быть постоянным объектом педагогического мониторинга, отслеживания, оценки, психологического и педагогического усовершенствования. В идеале все должностные лица, а не только преподаватели, обязаны заниматься этим, чувствовать свою педагогическую ответственность и уметь ее обеспечивать. Тон призван задавать ректор образовательного учреждения. Самого пристального внимания заслуживает педагогический мониторинг тех влияний на студентов, которые сказываются на Мотивах их отношения к учебе, овладения высотами профессионализма и формирования себя как достойной, культурной, цивилизованной личности и профессионала. Мотивация - движущая сила человеческого поведения, выполняющая функцию Раздел III. Психология и педагогика: профессионал «приводного ремня» между обучающимся и образовательным процессом. Есть только два способа добиться от человека определенных действий: принудить (приказать, потребовать) и заинтересовать, побудить. Положительная мотивация существенно улучшает результаты дела и возвышает саму личность, обеспечивает самореализацию и цивилизованное самоутверждение. Студент может сидеть на лекции, выглядя внешне дисциплинированным и внимательным, но мысленно находиться далеко за пределами аудитории; слушать убеждения преподавателя, оставаясь себе на уме, но не возражая; знать, как решать ту или иную профессиональную задачу, успешно сделать, как надо, в учебной обстановке и получить «отлично», будучи внутренне убежденным, что фактически на службе действовать надо совсем не так и он будет делать не так и т.п. Принуждать легче, тут не нужно мастерство, меньше хлопот, но хуже в формирующем личность студента плане. Образовательные учреждения — организации гуманитарного профиля и мировая тенденция развития образования на пороге XXI в. — гуманизация образования. Гуманистическая атмосфера, стиль, методы в образовательном учреждении должны быть органически присущи ему и доминировать в нем (это вовсе не значит, что требовательность должна быть вовсе исключена). Следует учитывать и влияния на личность студента среды за пределами образовательного учреждения, в которой он находится на досуге, по месту жительства, в общественных местах. Многие увлечения части современной молодежи вполне могут сказаться отрицательно (дискотеки с их морально-психологической атмосферой, беспорядочный секс, злоупотребление алкоголем, распространение наркомании, желание иметь все и сейчас. «массовая культура», культ насилия в видео- и кинопродукции, педагогическая неразборчивость во многих телепередачах и др.). Проблема в том, как согласуются влияния среды внутри и вне образовательного учреждения. Нередко возникает проблема типа «кто кого»: победят здоровые силы или социально деформирующие личность. Важно ставить дело так, чтобы влияния образовательного учреждения одерживали верх, чтобы у студенток укреплялся иммунитет к деформирующим влияниям, чтобы они формировались как достойные граждане и цивилизованные профессионалы-интеллигенты. g. Психология и педагогика профессионального образования Потенциал образова- Этот потенциал многогранен. Немалое циплин. Оно обогащает знания студентов, открывает возможность глубже понимать окружающий мир, (Профессиональную деятельность, формирует убеждения и отношения, интеллект, научное и профессиональное мышление. Существенно формирующее личность студента влияние сти- ля и методов преподавания. Оно улучшается: • интересным, страстным, убежденным изложением содержания преподавателями; • изложением содержания с ориентацией не на запоминание, а на глубокое и логичное осмысление его студентами; • использованием рассуждающе-доказательного, а не повествовательно-информирующего стиля; • умелой активизацией развиваемых качеств (мышления, • побуждением студентов к творческому решению учебных задач; • приближением 'учебной обстановки к реальной профессиональной с элементами новизны, неожиданности, риска, противодействия и др. Применяемые преподавателями стиль и методы сказываются на то, как идет формирование профессиональной направленности студентов, развитие способностей, профессионального мышления и других качеств. Положительно сказывается руководство преподавателя учением студентов. Эффект повышается, когда преподаватель: • постоянно оценивает, как студенты относятся к овладению • активно руководит работой студентов на занятиях, поддерживает их активность, внимательность, интерес; • постоянно и тщательно контролирует выполнение заданий для самостоятельной работы;
• объективно, строго, но справедливо оценивает результаты овладения учебным материалом; • оказывает помошь и поддержку испытывающим затруднения; Раздел III. Психология и педагогика: профессионал • организует взаимопомощь в учебной группе; • включает слушателей в творческую, исследовательскую работу и др. Многогранно и сильно влияние личности преподавателя, его поведения и взаимоотношений со студентами. Только личность может формировать личность. Преподаватель повторяет себя в своих учениках. Они перенимают от него не только знания, но уроки жизни, профессионального опыта, моральные и жизненные ценности, взгляды и убеждения, манеру поведения, способ мышления, отдельные качества и привычки и др. Личностное, убежденное, увлеченное, взволнованное отношение преподавателя к учебному материалу усиливает его влия-ние на студентов. Недопустимо действовать по типу акустического прибора, бесстрастно и обезличенно озвучивающего с кафедры текст лекции. Относиться к студенту следует, руководствуясь правилом древнеримских мудрецов: голова обучаемого не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь. Преподавателю необходимо всегда быть личностью --цельной, граждански и морально зрелой, открытой, честной, справедливой, интересной и привлекательной для студентов. Хорошо, когда преподаватель пользуется авторитетом, если его любят, если к нему тянутся. Если же студенты держатся подальше от преподавателя, он им неприятен или безразличен, то его влияние близко к нулю, а то и отрицательно. Преподаватель не может самоустраниться от воспитательных и развивающих влияний на студентов, ибо на самом деле он всегда влияет на них, хочет он того или нет, понимает это или нет. Сказывается на студентах даже его внешний вид, выражение лица и глаз, как ом здоровается, манера говорить и общаться, его отношение к занятиям, то, как он излагает свои мысли, его подход к освещению разных вопросов, как он высказывает одобрение или критику, как и за что оценивает результаты работы студентов, как реагирует на их вопросы и мнения, как строит взаимоотношения и т.д. и т.п. Бесстрастный, равнодушный к интересам студентов, грубый, несправедливый, мыслящий по-старому преподаватель может плодить себе подобных, принося вред студентам и обществу. Проблема, стоящая перед преподавателем, заключается не в том, чтобы решать — принять участие в формировании личности студентов или нет, а в том, чтобы задуматься, разобраться и оце- g_ Психология и педагогика профессионального образования нить свое фактическое влияние на них и принять меры, чтобы это смотренной в гл. 5 и 6. Все дело в том, как она поставлена в образовательном учреждении. Особенно она важна с учебными группами. Ее задача — в превращении их в подлинные коллективы с развитым чувством коллективной ответственности, дружбы, взаимопомощи, товарищеской требовательности и другими проявлениями коллективизма. Целесообразно специально озаботиться созданием в студенческом коллективе атмосферы ответственности за результаты учения. Помимо разъяснительных мер нужна и требовательность. У нас нет недостатка в поучениях, внушениях, критике, наказаниях, угрозах исключения и т.п. Но реальность бывает такова, что только преждевременная смерть или сильное увечье могут помешать бездарному и ленивому студенту получить диплом о соответствующем образовании. Все словно задались целью дотянуть неисправимого лентяя и безответственного человека до конца учебы и вручить ему диплом вместо того, чтобы исключить его и не дискредитировать престиж высшего образования. Может быть, потому, что такие случаи нередки, в народе говорят: «Дипломов тьма, а образованных людей мало». Специальное направление - работа по созданию «культа учебы» в студенческих коллективах, приоритетности в их психологии всего, что относится к учебе, в увлеченности учебой, в стремлении к достижению высот профессионализма, в преклонении перед ним, осуждении школярства и ловкачества в получении незаслуженно высоких оценок, гордости за подлинные успехи в овладении профессией и др. К нужному результату ве-дут: меры по подъему престижа профессионализма в сознании студентов, проведение профессиональных конкурсов среди них, борьба с «психологией тройки», развитие в студенческих коллективах самоуправления, построение состязательных отношений между учебными группами. Культ учебы не возникнет, если в образовательном учреждении нет «культа преподавания», нет Раздел III. Психология и педагогика: профессиона) безоговорочно приоритетного отношения ко всем вопросам качества образовательного процесса. 8.4. Педагогическая культура преподавателя Сущность и значение Каждое образовательное учреждение силь- культуры но-педагогических кадров. Они — основа основ успешности его деятельности, авторитета и гордости. Ничто существенно не улучшится в образовательном процессе, пока не станут лучше они сами. Поэтому непрерывное повышение качества научно-педагогических кадров в образовательном учреждении, на факультете, кафедре, цикле профессионализма каждого преподавателя выступает обязательным, причем главным, направлением обеспечения эффективности образовательного процесса, его совершенствования и подготовки молодых специалистов. На этом пути встречается барьер примитивного представления о сложностях преподавательской деятельности. Поверхностно подходящие к ней полагают, что достаточно быть опытным практиком. Но профессионализм работника системы образования, и прежде всего преподавателя, особый — педагогический. Специфика любой профессии — это особенности ее объекта, предмета, целей, задач, условий, средств, методов, организации, результатов. Например, у химика объект — химическое сырье, у преподавателя химии — человек; у химика це.чь — выпуск химического продукта, у преподавателя химии — подготовка специалиста; задача химика — химическое качество продукции, задача преподавателя — качества личности и профессионализма специалиста-выпускника; условия работы химика — условия завода, фабрики, условия преподавателя — те, что в образовательном учреждении; средства, используемые химиком, — реагенты, температуры, перегонки вещества и пр., у преподавателя -слово, пример, технические средства обучения и др.; у химика методы — производственно-технические, у преподавателя химии — психолого-педагогические и т.п. Конечно, есть и общее, но в главном деятельность преподавателя коренным образом отличается от деятельности практика, как и его профессионализм. 8. Психология и педагогика профессионального образования Научные данные и опыт свидетельствуют, что комплексным высшим выражением профессионализма преподавателей, работников образовательных учреждений выступает их педагогическая культура — высокая степень развития личных качеств и подготовки, отвечающих специфике преподавательского, педагогического по существу труда и обеспечивающих максимально возможную эффективность его. Существуют четыре уровня развития педагогической культуры: 1) допрофессиональный, 2) начальный профессиональный, 3) средний профессиональный, 4) высший профессиональный. Только высший уровень обеспечивает достижение полной эффективности вклада преподавателя в качественную подготовку специалистов.
Педагогическая культура преподавателя (и других работников образовательного учреждения, имеющих отношение к педагогическому процессу)1 — системное свойство [их личности, включающее в себя пять основных структурных компонентов (рис. 8.3). Рис. 8.3. Основные компоненты педагогической культуры преподавателя Ниже, говоря о преподавателе, имеем в виду и работников учебных кабинетов, отделов, всех факультетов, руководителей. Раздел III. Психология и педагогика: профессионал Педагогическая направленность личности преподавателя — система его побуждений, определяющая притягательность педагогической деятельности и включенность в нее его сил и способностей. Она выражает жизненно-профессиональную позицию преподавателя и структурно включает: • профессионально-педагогическую концепцию, кредо деятельности (внутренне принятые принципиальные идеи образования, построения образовательного процесса и способы осуществления); • педагогическую целеустремленность (действительно преследуемые цели при преподавании, представления о критериях его успешности, удовлетворяющих данного преподавателя и др.); • педагогические интересы (к человеку, вопросам его формирования, образовательному процессу, проблемам обучения и воспитания, научным достижениям и рекомендациям педагогики и психологии и др.); • мотивы, долговременные и краткосрочные планы, увлечении, потребности, отвечающие сути и разным аспектам преподавательской деятельности. Педагогическая направленность отвечает требованиям высокой профессиональной культуры, если базируется не на доморощенных представлениях, а на твердом знании федеральных законов об образовании, мировых тенденций его развития, потребностей общества, данных педагогической и психологической наук и правильно осмысленного передового опыта преподавания. Успеха достигает только увлеченный, любящий свое дело, испытывающий непреодолимую тягу к нему и работе со студентами человек. Профессия преподавателя слабо связана с карьерой в обычном понимании. Можно неизменно проработать тридцать лет на одной должности. Его карьера в другом. Это карьера интеллектуальных и моральных достижений, карьера роста внутренней образованности и вкладов в научное знание, торжество ума, духовное развитие общества и человечества. Талантливый педагог — всегда человек высокой духовности, стремящийся к возвышенным духовным целям, сеющий, как выражаются, доброе, светлое, вечное. Даже понимая, что всего не добиться, он всеми силами пытается внести посильный личный вклад в торжество человеческой цивилизованности, подлинного профессионализма, в борьбу с несправедливостью, аморальностью, глупостью и бездуховностью. Личные выгоды не г 8. Психология и педагогика профессионального образования Приоритетны для настоящего педагога, и со стороны он может выглядеть даже идеалистом, человеком «не от мира сего». Но такая позиция всегда подкупает молодых, чувствующих прикосновение к чистому источнику человеческой духовности, вызывает уважение, пробуждает размышления студентов о собственной жизненной позиции, веру в существование высоких человеческих побуждений и импульсы к подражанию. Подлинное преподавание сродни подвижничеству. Это не работа, а жизненное призвание, жизненная позиция. Низкий уровень педагогической направленности преподавателя — глубокий и не компенсируемый ничем источник слабых достижений и формально-чиновничьего подхода к педагогическому долгу. Педагогические способности преподавателя — совокупность индивидуально-психологических особенностей, благоприятствующих быстрому овладению преподавательским делом, непрерывному совершенствованию в нем и достижению высоких результатов. Требования к способностям велики, ибо преподавание — дело не для посредственностей. Выделяются две группы педагогических способностей: социально-педагогические и специально-педагогические. По своему положению преподаватель — соии&тьный деятель, призванный выполнять социальный заказ общества и удовлетворять его потребность в молодых кадрах, способных обеспечить будущее благополучие российского общества и его граждан. Он осуществляет связь поколений, передачу опыта старших молодым, продолжает себя и дело своей жизни в своих учениках. Эти социальные задачи он решает, если по своим личностным качествам способен трансформировать их в образовательные, решать психолого-педагогическими средствами и методами, воплощать в проведение каждого занятия, в примере своей жизни. Л.Н. Толстой писал: ...Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем тол ь-ко через себя, то...остается один вопрос... как надо самому жить '. 1 Толстой Л.Н. Мысли о воспитании // Педагогические сочинения. — М., 1989. — С. 448. Раздел III. Психология и педагогика: профессионал Это относится к сути социально-педагогических способностей, выражающихся в наличии у педагогического работника развитых качеств духовности, гражданственности, гуманности, моральности и деловитости. Без них конкретный практик не имеет права работать с молодежью, его нельзя допускать к ней. Специально-педагогические способности преподавателя — особые качества, определяемые именно спецификой труда в образовательном учреждении. Основные группы их — дидактические способности и воспитательные. Первые включают интеллигентность, развитый интеллект, мышление и речевые способности, педагогическую наблюдательность и память, интерес к вопросам обучения и творчеству и др. Вторые — склонность и интерес к работе с людьми, общительность и способность привлекать к себе людей, способность разбираться в людях и открытость, доступность, интерес к вопросам воспитания и способность находить подход к людям, сдержанность и терпеливость и др. Могут быть и противопоказания к педагогическому труду: грубость, черствость, авторитарность, поверхностность и алогичность мышления, неумение четко и ясно выражать свои мысли в словах и рассуждать вслух, дефекты речи, другие личные недостатки, затрудняющие контакт с участниками образовательного процесса. Специальная подготовленность преподавателя — подготовленность к преподаванию конкретной учебной дисциплины. Тут опыт практика незаменим, но все же не идентичен специальной подготовленности. Ведь учебная дисциплина — не пересказ практики. Надо точно знать ее научное содержание, распределение по темам, все точно и прочно помнить, чтобы свободно излагать на занятиях, знать всю рекомендуемую литературу, иметь научную подготовленность, знать новинки практики и науки, обладать исследовательским опытом и активностью, конструктивными, научно обоснованными идеями совершенствования профессиональной деятельности. Чтобы обладать только этим, даже опытному практику потребуется как минимум год-два преподавательской работы. Педагогическое мастерство — владение преподавателем системой педагогических и психолого-педагогических знаний, навыков 8. Психология и педагогика профессионального образования и умений по организации образовательного процесса и его эффективному осуществлению. Помимо соответствующих знаний оно предполагает владение педагогической техникой (техникой использования речевых и неречевых средств; приемами педагогического наблюдения, анализа, воздействия, установления контакта и др.), мастерством педагогического взаимодействия, педагогическим тактом, методическим мастерством, творческими педагогическими умениями. Культура личного педагогического труда — умения и привычки правильно и полно использовать свободное от занятий время для самосовершенствования и подготовки к очередным темам. Она складывается из: культуры планирования и бережливого отношения к свободному от занятий времени; постоянного слежения за новинками науки, практики, жизни общества; непрерывной работы по накоплению, хранению и систематизированию информационных, учебных и научных материалов; подготовки публикаций; гигиены умственного труда. Педагог должен учить, непрерывно учась, работая над собой и это не красное словцо. Стать подлинным наставником молодежи, настоящим педагогом можно лишь упорно, постоянно, много трудясь и самосовершенствуясь в свободное от занятий время. Здесь вполне применимы слова Аристотеля, сказанные, по преданию, Александру Македонскому: «В науке нет царского пути». Нужен упорный личный труд, который за преподавателя никто не сделает. Успех каждого отдельного занятия на 80% зависит от культуры личного труда в свободное время и лишь на 20% от непосредственной подготовки к занятию накануне его проведения. Преподаватель всегда должен помнить древние истины, тель пользуется продуктами его коллективного труда (программами, тематическими планами, методи- Раздел III. Психология и педагогика: профессионал ческими разработками, фондовыми лекциями, наглядными пособиями, коллективными решениями и др.). Вместе с тем он влияет на работу коллектива. Студенты воспринимают его не как одиночку, а как представителя кафедры, факультета, по нему судят о педагогических коллективах и учебной дисциплине. Его научные, педагогические и методические разработки обогащают фонд коллектива, его опыт может быть перенят другими преподавателями. Короче говоря, успехи преподавателя и педагогического коллектива, к которому он принадлежит, тесно взаимосвязаны. Задача педагогического коллектива — помочь молодому преподавателю, а задача последнего — активно включиться в жизнь и деятельность коллектива. Начинающий преподаватель должен: • внимательно изучить все, что наработано коллективом, присмотреться к стилю отношений и обсуждений общих вопросов; • хорошо изучить опыт каждого преподавателя, побывав на занятиях и побеседовав с каждым; • принять посильное участие в проведении занятий, консультаций, выполнении методических работ, взяв на себя положенную долю учебной нагрузки и, не стыдясь, консультироваться с опытными преподавателями; • включиться в научно-исследовательскую деятельность педагогического коллектива, получить задание от руководителя, а вскоре начать размышлять о теме диссертационного исследования; • принимать участие во всех обших мероприятиях, проводимых как в рабочее, так и в свободное время. 8.5. Учение и профессиональное становление студента Студент — субъект Выдающийся педагог прошлого А. Дистервег образовательного (1790—1866) писал: процесса Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен 8. Психология и педагогика профессионального образования достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение...1. Федеральные законы «Об образовании» и «О двигать ими, как пешками. Это их свободный выбор и они его реализовывают. Не случайно и называют их латинским словом студент — усердно работающий, жаждущий знаний. Учеба в профессиональном учреждении — это первая профессиональная проба: каков студент в учебе, таким скорее всего он будет (если не произойдет чуда) и профессионалом. Наивно надеяться, что ленивый студент после выпуска вдруг' станет добросовестным работником, мало знающий — тонким профессионалом, бездарный — интеллектуалом, безответственный - ответственным должностным лицом. Практика подтверждает, что студенты, которые не научились самостоятельно работать, редко становятся высококвалифицированными специалистами. Только интенсивное учение самого студента может создать полноценного профессионала. Каждый образован настолько, насколько занимался сам. Вот почему парадоксально положение, когда все в образовательном учреждении, помогая обучающимся, стараясь в их же интересах, а не корысти ради, пытаются дать образование, а кто-то из студентов не хочет, ленится, увиливает, сопротивляется. Необходимость активно, усердно, упорно, настойчиво работать должен глубоко осознавать каждый студент и поступать соответственно. Это его забота — кем стать и каким быть, а забота педагогического коллектива — помогать ему. Организация Организация образовательного процесса не- и техника учения пременно должна включать оказание помощи студентам в осуществлении учения, не подменяя их собственных усилий. Начинается это с изучения только 1 Дистервег А. Собр. соч. — М.. 1961. — Т. 2. — С. 68. Раздел III. Психология и педагогика: профессионал что поступившими в институт, академию, университет спецкурсов под названиями «Введение в специальность», «Как стать профессионалом», «Организация и техника учения» и лр. Их основные задачи: познакомить молодых студентов с образовательным учреждением, его историей, сориентировать в предстоящей работе, ее целях и задачах, содержании, требованиях к ней, условиях успешности, необходимости упорного и добросовестного учения и профессионального становления. Молодых людей знакомят с моделью специалиста-выпускника — эталоном, к которому они должны стремиться, с возможностями образовательного учреждения, техникой работы на аудиторных занятиях, в библиотеках, учебных кабинетах, информационном фонде, со способами самооценки достигаемых результатов и др. Хорошо, когда занятия проводятся не только преподавателями, но и опытными практиками, известными людьми, окончившими ранее этот вуз, старшекурсниками, сопровождаются экскурсиями по образовательному учреждению, выездами на предприятия и учреждения, демонстрацией видеофильмов. Полезна раздача молодым студентам памяток и методичек с советами по личной работе. Активная помощь в налаживании и оптимизации учения особенно уместна в течение всего первого курса. Она может проводиться в групповой и индивидуальной форме, включать усилия учебного отдела, деканатов, кафедр и всех преподавателей, работников библиотек, редакций малотиражных газет, сети внутри вузовского телевидения и радио, других обеспечивающих служб. При анализе причин испытываемых студентами трудностей следует обязательно выяснять особенности организации и техники личной работы, помогать индивидуально в устранении ее недостатков. Совершенно обязательны и личные инициативные усилия каждого студента по организации и осуществлению учения. Организация его предполагает: • самомотивирование учения размышлениями над смыслом жизни, отчетливым пониманием зависимости всей жизни от того, как будут использованы годы в образовательном учреждении: стремление не упустить, а реализовать представляющиеся возможности; переживание чувства самоуважения и ответственности перед собой, родителями, народом за свой выбор отношения к учению: стремление быть в числе передовиков учебы, отличии- 8. Психология и педагогика профессионального образования ков. участников различных конкурсов, стипендиатов; самокритичность и высокую требовательность к себе; • внимательное изучение и осмысление цели образования, воплощенной в модели специалиста-выпускника, ее сопоставле-ние со своими особенностями, пробуждение желания овладеть всем, предусмотренным моделью; • глубоко заинтересованное отношение к учебе, ко всем составляющим образовательного процесса, к постижению многообразия и глубины человеческой культуры, мысли, опыта; • активное участие не только в учебном процессе, но и в жизни института, академии, университета, в научных исследованиях, в культурном досуге; прояапепие инициативы, самостоятельности, творчества; • стремление к плановости в работе, ритмичности, установлении режима использования свободного от занятий времени, разумного и бережливого отношения к его использованию, недопущению отставания и задолженностей; • целеустремленность, упорство, трудолюбие, добросовестность, работоспособность в преодолении трудностей получения образования и становления как профессионала высшей квалификации, умение ограничивать себя в посторонних удовольствиях, не отвлекаться зря от главной цели, дистанцирование от всего малокультурного, морально неполноценного, вредящего здоровью и будущему. Студенты, которые решили реализовать свое право получить дополнительные дипломы «преподаватель» и «преподаватель высшей школы», обучаясь параллельно и самостоятельно, включают в организацию учения соответствующие меры. К технологиям учения, которыми должен владеть и которые должен использовать каждый студент, относятся: • технология самовосприятия и самооценки (рефлексии — 306 Раздел III. Психология и педагогика: профессионал • технология самоуправления. Заключается она в применении приемов самоконтроля, самостимулирования, самомобилизации, саморегуляции, самопринуждения, самопоощрения, самокритики, самонаказания; • технология работы на аудиторных занятиях, с книгой, с персональным компьютером; • технология научной организации студенческого труда: организация рабочего места, рационализация режима труда и отдыха, техника конспектирования, собирания, систематизации и хранения учебных материалов, конспектов, выписок, заметок, организация отдыха, гигиена умственного труда. Вопросы и задания для самопроверки и размышлений 1. Каковы требования федеральных законов «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» к целям, задачам и содержанию образования? 2. Как соотносятся цели и задачи образования с целями и задачами самого студента? 3. Назовите общие принципы государственной политики в области образования. 4. Какие положительные моменты вы усматриваете в разных мировых педагогических школах, которые следовало бы, по вашему мнению, объединить в отечественном образовании? А что может сделать сам студент, чтобы система собственного учения приблизилась к этому идеалу? 5. Какова роль самого студента, его личности, его собственной активности в образовательном процессе и его результатах? Где и в чем они должны быть предусмотрены и прояшшться? 6. Дайте характеристику психологического портрета профессионализма специалиста — выпускника вуза. 7. Назовите компоненты педагогического портрета профессионала-специалиста, которые должны быть сформированы у каждого выпускника вуза. 8. Чем отличаются профессиональные знания от профессиональных умений? Какова роль тех и других в профессионализме специалиста? 8. Психология и педагогика профессионального образования 307 9. Что в образовательном учреждении и как сказывается на формировании личности студента как будущего высокообразованного специалиста? Попытайтесь оценить, как каждая из групп факторов, входящих в формирующий потенциал вуза, сказывается именно на вас в вашем вузе. 10. Каковы компоненты педагогической культуры преподавателя? Дайте их краткую характеристику. Если вам по окончании вуза или через некоторое время сделают предложение пойти работать преподавателем или учителем, то какие компоненты и их слагаемые вы считаете важным развить у себя? На что надо будет обратить внимание, чтобы успешно войти в педагогический коллектив? 11. Что имеют в виду, когда говорят — «Студент — субъект образовательного процесса»? 12. Как надо строить свое учение, чтобы полноценно подготовиться к будущей самостоятельной жизни и профессиональной деятельности? Что и как в психологических и педагогических характеристиках лично своего учения сказывается на этой подготовке? Проанализируйте конкретно: как то, что вы, делаете сейчас, вносит вклад в общее и профессиональное становление вашей: а) образованности, б) обученное™, в) воспитанности, г) развитости (рассмотрите а, б, в, г последовательно, конкретно, неспеша)? Литература 1. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. -- М., 1980. 2. Барботько А.И. Проблемы формирования творческого потенциала личности молодого специалиста. — Курск, 1999. 3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 1989. 4. Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования. — М., 1999. 5. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения (методический анализ). — М„ 1986. 6. Закон РФ «Об образовании». — М., 1996. 7. Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». — М., 1996. 308 Раздел III. Психология и педагогика; профессионал 8. Зимняя И.А. Педагогическая психология. — Ростов н/Д., 2000. 9. Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессиональной педагогической культуры преподавателя высшей школы. — М., 1993. 10. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. — М., 1990. 11. Маркова А.И. Психология профессионализма. — М., 1996. 12. Основы педагогического мастерства/ Под ред. И.А. Зязюна. — М., 1989. - Разд. IV. 13. Педагогика/ Под ред. П.И. Пидкасистого. — М., 1998. — Разд. II. 14. Сластенин В.А. Предупреждение алкоголизма, наркомании и токсикомании у учащейся молодежи. — М.. 1988. 15. Сластенин В.А. Теория и практика высшего педагогического образования. — М., 1991. 16. Сластенин В.А., Филиппенко Н.И. Культура уметенного труда студентов. — М., 1994. 17. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. — М., 1995. 18. Столяренко Л.Д., Самыгин СИ. Психология управления. — Ростов н/Д., 1997. 19. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. — М., 1998. 20. Теория и практика педагогического эксперимента/ Под ред. А.И. Пискунова и Г.В. Воробьева. — М., 1979. 21. Энциклопедия профессионального образования. В 3 т. /Рук. авт. колл., научи, и лит. ред. С.Я. Батышев. — М., 1999. 22. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. — М., 1994. Глава 9 Психология и педагогика профессионального обучения 9.1. Педагогические основы обучения Обучение в образова- Обучению принадлежит важное место в тельном процессе педагогической теории и практике. Педагогическая теория обучения именуется дидактикой1. Практически обучение обычно организовано лучше других направлений педагогической работы, а его участники (учителя, преподаватели, школьники, студенты, практики) осуществляют его почти всегда успешнее, чем воспитание и развитие. Это не означает, что тут все просто и решается без проблем. Нужно глубоко разбираться в вопросах дидактики, чтобы достигать высоких результатов. Сущностью обучения считается формирование знаний, навыков и умений. Во взаимосвязях с образованием, воспитанием и развитием обучение не только зависимо, но и само призвано влиять на них. Поскольку его положение в функционировании образовательного учреждения ведущее, эти влияния имеют особое значение. Возможности обучения используются полно, когда кроме основной функции — обучающей, в ходе его максимально реализуются три другие — образовательная, воспитательная и развивающая. Все эти функции должны быть органически присущи всем элементам обучения — преподаванию, учению, содержанию, формам, методам и др. Надо вести обучение так, чтобы процесс приобретения профессиональных знаний, навыков и умений приносил одновременно образовательные, воспитательные и развивающие результаты. Выигрывает от этого и само обучение. 1 От греч. didaktikos - поучающий. Раздел III. Психология и педагогика: профессионал Педагогические прин- Впервые педагогические принципы обуче-ципы профессиональ ния были разработаны Я.А. Коменским, ного обучения который трактовал дидактику как «универсальное искусство обучения всех всему». В основу их он положил принцип природосообразности, т. е. соответствия обучения природе человека, говоря современным языком — объективным закономерностям обучения. За прошедшие четыре сотни лет его принципы частично изменились, были дополнены новыми, классифицированы, конкретизировались к специфике того или иного вида обучения. Закономерности профессионального обучения имеют свои особенности в сравнении со школьным обучением, принципы которого широко представлены в учебниках по педагогике (фактически — школьной педагогике). Обоснованно различать закономерности общие, присущие всей педагогической системе обучения, и по группам, компонентам се. На этой основе выделяется система педагогических принципов профессионального обучения, включающая общие, содержательные, организационные и методические принципы (рис. 9.1). В дополнение к каждому принципу существуют рекомендательные положения, конкретизирующие пути его реализации и именуемые в педагогике правшами (иногда — требованиями). К общим принципам профессионального обучения, которым подчиняются все элементы педагогической системы обучения, относятся: • принцип природосообразности; • принцип научности, определяющий при обучении научность не только содержания, но и осуществления, организации, методики; • принцип педагогической комплексности, указывающий на необходимость постоянно искать пути не только обучения, но и достижения на занятиях параллельного образовательного, воспитательного и развивающего эффекта; • принцип гуманизма; • принцип гражданственности, требующий учить профессионалов умению за мелочами повседневных профессиональных дел усматривать задачи построения цивилизованного общества и сильного российского государства, обеспечения мира, экологии, здоровья народа. Необходимо связывать содержание, организацию и методику каждого занятия с этими вопросами, имеющими хоть какое-то отношение к его теме. 9. Психология и педагогика профессионального обучения
Содержательные целеустремлен ности единства фундаментальности и профессиональной практичное™ единства изучения основ и мировых достижений науки, образования и практики
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 574; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |