Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В образовательном процессе




Формирование личности

Формирующий потен- Жизнь студента образовательного учрежде-
циал образовательно- ния - характерная особенность его бытия в
го учреждения течение 4—5 лет, и это не может не отра-

жаться на изменениях в его личности. За­висимости тут закономерны, неизбежны и нужно целенаправлен-то, полно, компетентно использовать потенциал формирования лич­ности студентов. Это стоит подчеркнуть, потому что концепту­альных перемен последней реформы образования многие не за­метили, посчитав, что все дело в словесных упражнениях чинов-

'О Психология и педагогика



Раздел III. Психология и педагогика: профессионал


пиков, которым почему-то потребовалось называть учебные заве­дения по-новому — образовательными, а обучаемых — обучаю­щимися. Дело зачастую продолжает ограничиваться обучением.

Личностно-формирующий потенциал образовательного учреж­дения весьма велик и связан с четырьмя группами влияний:

условий в образовательном учреждении: социально-психологических и социально-педагогических влияний на лич­ность студента всего уклада жизни и функционирования образо­вательного учреждения, его стиля и отдельных событий;

образовательного (учебного) процесса: влияний проводимых занятий, их содержания, методики, стиля преподавания, лично­сти преподавателей;

учения самих студентов: влияний собственной активности во время пребывания в вузе;

воспитательной работы: влияний специальной системы проводимых в образовательном учреждении мер воспитательного характера, организации досуга студента, удовлетворения культур­ных и бытовых запросов студентов.

Условия формирова- К условиям, сказывающимся на формиро-

ния личности вании личности студентов и подлежащим

студентов психологической и педагогической оценке.

использованию, совершенствованию и

компенсации, относятся:

общие особенности образовательного учреждения: профес­сиональный профиль, статус, его научный и образовательный авторитет, история, место расположения, размещение, оснаще­ние (иногда говорят: «Важна не твоя специальность, а какой вуз ты окончил»);

особенности руководства образовательным учреждением: особенности личности, стиля деятельности руководителей, их авторитетность, личный пример, решения и принимаемые меры по оптимизации образовательного процесса, проявляемая забота о благоприятных условиях учения, питания, снабжения, досуга, быта преподавателей и студентов, их профессионального и науч­ного роста;

особенности организации всего педагогического процесса и за­нятий: планирования, плановой и учебной дисциплины; обеспе­ченности образовательного процесса всем необходимым (учебные помещения и их техническое оснащение, библиотеки, читальные


8. Психология и педагогика профессионального образования



залы, места для самостоятельной работы, компьютерное обеспе­чение, общежитие и др.); обеспечение студентов учебными и ме-тодическими материалами, состояние их учебно-исследо-вательской и научно-исследовательской работы; состояние кон­троля, критерии оценивания успехов обучающихся, требователь­ность, справедливость, помощь в преодолении трудностей, орга-низация практик и стажировок и др.;

особенности педагогического коллектива, его комплектова­ния, личностей, входящих в него, отношений к делу, к стуле и-там, к состоянию дел в стране и образовательном учреждении, научная активность, педагогическая культура, профессионализм, авторитетность, примерность, бескорыстие, моральная чисто­плотность; общий уровень преподавания; работа факультетов, научных и учебных библиотек; работа психологической службы образовательного учреждения;

особенности студенческого коллектива в целом и отдельных учебных групп: особенности личностей, образующих группы, ли­деров, авторитетных студентов; взаимоотношения между учебны­ми группами и внутри их; господствующие в коллективе и учеб­ных группах мотивы,, интересы, настроения, нормы поведения, отношения к профессии и овладению ею, наличие «культа уче­бы»; работа со студенческим коллективом;

особенности бытового обустройства студентов: финансового положения, питания, общежития, гигиены, удовлетворения куль­турных запросов, занятий спортом, заботы руководства и обеспе­чивающих служб по улучшению условий жизни студентов и др.

Вся эта совокупность условий заслуживает быть постоянным объектом педагогического мониторинга, отслеживания, оценки, психологического и педагогического усовершенствования. В идеале все должностные лица, а не только преподаватели, обя­заны заниматься этим, чувствовать свою педагогическую ответ­ственность и уметь ее обеспечивать. Тон призван задавать рек­тор образовательного учреждения.

Самого пристального внимания заслуживает педагогический мониторинг тех влияний на студентов, которые сказываются на Мотивах их отношения к учебе, овладения высотами профессио­нализма и формирования себя как достойной, культурной, ци­вилизованной личности и профессионала. Мотивация - дви­жущая сила человеческого поведения, выполняющая функцию



Раздел III. Психология и педагогика: профессионал


«приводного ремня» между обучающимся и образовательным процессом. Есть только два способа добиться от человека опре­деленных действий: принудить (приказать, потребовать) и заин­тересовать, побудить. Положительная мотивация существенно улучшает результаты дела и возвышает саму личность, обеспе­чивает самореализацию и цивилизованное самоутверждение. Студент может сидеть на лекции, выглядя внешне дисциплини­рованным и внимательным, но мысленно находиться далеко за пределами аудитории; слушать убеждения преподавателя, оста­ваясь себе на уме, но не возражая; знать, как решать ту или иную профессиональную задачу, успешно сделать, как надо, в учебной обстановке и получить «отлично», будучи внутренне убежденным, что фактически на службе действовать надо со­всем не так и он будет делать не так и т.п. Принуждать легче, тут не нужно мастерство, меньше хлопот, но хуже в формирую­щем личность студента плане. Образовательные учреждения — организации гуманитарного профиля и мировая тенденция раз­вития образования на пороге XXI в. — гуманизация образова­ния. Гуманистическая атмосфера, стиль, методы в образователь­ном учреждении должны быть органически присущи ему и до­минировать в нем (это вовсе не значит, что требовательность должна быть вовсе исключена).

Следует учитывать и влияния на личность студента среды за пределами образовательного учреждения, в которой он находится на досуге, по месту жительства, в общественных местах. Многие увлечения части современной молодежи вполне могут сказаться отрицательно (дискотеки с их морально-психологической атмо­сферой, беспорядочный секс, злоупотребление алкоголем, рас­пространение наркомании, желание иметь все и сейчас. «массовая культура», культ насилия в видео- и кинопродукции, педагогическая неразборчивость во многих телепередачах и др.). Проблема в том, как согласуются влияния среды внутри и вне образовательного учреждения. Нередко возникает проблема ти­па «кто кого»: победят здоровые силы или социально деформи­рующие личность. Важно ставить дело так, чтобы влияния обра­зовательного учреждения одерживали верх, чтобы у студенток укреплялся иммунитет к деформирующим влияниям, чтобы они формировались как достойные граждане и цивилизованные профессионалы-интеллигенты.


g. Психология и педагогика профессионального образования



Потенциал образова- Этот потенциал многогранен. Немалое
тельного (учебного) влияние оказывает содержание образова-
процесса тельного процесса, изучаемых учебных дис-

циплин. Оно обогащает знания студентов, открывает возможность глубже понимать окружающий мир, (Профессиональную деятельность, формирует убеждения и отно­шения, интеллект, научное и профессиональное мышление.

Существенно формирующее личность студента влияние сти- ля и методов преподавания. Оно улучшается:

• интересным, страстным, убежденным изложением содер­жания преподавателями;

• изложением содержания с ориентацией не на запомина­ние, а на глубокое и логичное осмысление его студентами;

• использованием рассуждающе-доказательного, а не пове­ствовательно-информирующего стиля;

• умелой активизацией развиваемых качеств (мышления,
[памяти, внимания, самостоятельности, инициативности, настой­
чивости, находчивости и др.);

• побуждением студентов к творческому решению учебных задач;

• приближением 'учебной обстановки к реальной профес­сиональной с элементами новизны, неожиданности, риска, про­тиводействия и др.

Применяемые преподавателями стиль и методы сказываются на то, как идет формирование профессиональной направленно­сти студентов, развитие способностей, профессионального мышления и других качеств.

Положительно сказывается руководство преподавателя учени­ем студентов. Эффект повышается, когда преподаватель:

• постоянно оценивает, как студенты относятся к овладению
[учебной дисциплиной, темой, решению учебных задач, и прини­
мает меры по повышению интереса, добросовестности, ответст­
венности, трудолюбия, глубины и прочности усвоения;

• активно руководит работой студентов на занятиях, под­держивает их активность, внимательность, интерес;

• постоянно и тщательно контролирует выполнение заданий для самостоятельной работы;

 

• объективно, строго, но справедливо оценивает результаты овладения учебным материалом;

• оказывает помошь и поддержку испытывающим затруднения;



Раздел III. Психология и педагогика: профессионал


• организует взаимопомощь в учебной группе;

• включает слушателей в творческую, исследовательскую ра­боту и др.

Многогранно и сильно влияние личности преподавателя, его поведения и взаимоотношений со студентами. Только личность может формировать личность. Преподаватель повторяет себя в своих учениках. Они перенимают от него не только знания, но уроки жизни, профессионального опыта, моральные и жизнен­ные ценности, взгляды и убеждения, манеру поведения, способ мышления, отдельные качества и привычки и др.

Личностное, убежденное, увлеченное, взволнованное отно­шение преподавателя к учебному материалу усиливает его влия-ние на студентов. Недопустимо действовать по типу акустиче­ского прибора, бесстрастно и обезличенно озвучивающего с ка­федры текст лекции. Относиться к студенту следует, руково­дствуясь правилом древнеримских мудрецов: голова обучаемого не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо за­жечь. Преподавателю необходимо всегда быть личностью --цельной, граждански и морально зрелой, открытой, честной, справедливой, интересной и привлекательной для студентов. Хорошо, когда преподаватель пользуется авторитетом, если его любят, если к нему тянутся. Если же студенты держатся по­дальше от преподавателя, он им неприятен или безразличен, то его влияние близко к нулю, а то и отрицательно.

Преподаватель не может самоустраниться от воспитательных и развивающих влияний на студентов, ибо на самом деле он всегда влияет на них, хочет он того или нет, понимает это или нет. Сказывается на студентах даже его внешний вид, выраже­ние лица и глаз, как ом здоровается, манера говорить и общать­ся, его отношение к занятиям, то, как он излагает свои мысли, его подход к освещению разных вопросов, как он высказывает одобрение или критику, как и за что оценивает результаты ра­боты студентов, как реагирует на их вопросы и мнения, как строит взаимоотношения и т.д. и т.п. Бесстрастный, равнодуш­ный к интересам студентов, грубый, несправедливый, мысля­щий по-старому преподаватель может плодить себе подобных, принося вред студентам и обществу.

Проблема, стоящая перед преподавателем, заключается не в том, чтобы решать — принять участие в формировании личности студентов или нет, а в том, чтобы задуматься, разобраться и оце-


g_ Психология и педагогика профессионального образования



нить свое фактическое влияние на них и принять меры, чтобы это
влияние было только положительным. Для этого не нужны допол­
нительные затраты времени, требуется только добросовестность,
ответственность и педагогический профессионализм.
Потенциал специаль- Специальная работа со студентами прово-
ной воспитательной дится в свободное от аудиторных занятии
работы время. В своей основе она аналогична рас-

смотренной в гл. 5 и 6. Все дело в том, как она поставлена в образовательном учреждении.

Особенно она важна с учебными группами. Ее задача — в превращении их в подлинные коллективы с развитым чувством коллективной ответственности, дружбы, взаимопомощи, това­рищеской требовательности и другими проявлениями коллек­тивизма. Целесообразно специально озаботиться созданием в студенческом коллективе атмосферы ответственности за ре­зультаты учения. Помимо разъяснительных мер нужна и требо­вательность. У нас нет недостатка в поучениях, внушениях, критике, наказаниях, угрозах исключения и т.п. Но реальность бывает такова, что только преждевременная смерть или силь­ное увечье могут помешать бездарному и ленивому студенту получить диплом о соответствующем образовании. Все словно задались целью дотянуть неисправимого лентяя и безответст­венного человека до конца учебы и вручить ему диплом вместо того, чтобы исключить его и не дискредитировать престиж высшего образования. Может быть, потому, что такие случаи нередки, в народе говорят: «Дипломов тьма, а образованных людей мало».

Специальное направление - работа по созданию «культа учебы» в студенческих коллективах, приоритетности в их психо­логии всего, что относится к учебе, в увлеченности учебой, в стремлении к достижению высот профессионализма, в прекло­нении перед ним, осуждении школярства и ловкачества в полу­чении незаслуженно высоких оценок, гордости за подлинные успехи в овладении профессией и др. К нужному результату ве-дут: меры по подъему престижа профессионализма в сознании студентов, проведение профессиональных конкурсов среди них, борьба с «психологией тройки», развитие в студенческих кол­лективах самоуправления, построение состязательных отноше­ний между учебными группами. Культ учебы не возникнет, если в образовательном учреждении нет «культа преподавания», нет



Раздел III. Психология и педагогика: профессиона)


безоговорочно приоритетного отношения ко всем вопросам ка­чества образовательного процесса.

8.4. Педагогическая культура преподавателя

Сущность и значение Каждое образовательное учреждение силь-
педагогической но и кРасно прежде всего составом науч-

культуры но-педагогических кадров. Они — основа

основ успешности его деятельности, авто­ритета и гордости. Ничто существенно не улучшится в образова­тельном процессе, пока не станут лучше они сами. Поэтому не­прерывное повышение качества научно-педагогических кадров в образовательном учреждении, на факультете, кафедре, цикле профессионализма каждого преподавателя выступает обязатель­ным, причем главным, направлением обеспечения эффективно­сти образовательного процесса, его совершенствования и подго­товки молодых специалистов.

На этом пути встречается барьер примитивного представле­ния о сложностях преподавательской деятельности. Поверхно­стно подходящие к ней полагают, что достаточно быть опытным практиком. Но профессионализм работника системы образова­ния, и прежде всего преподавателя, особый — педагогический. Специфика любой профессии — это особенности ее объекта, предмета, целей, задач, условий, средств, методов, организации, результатов. Например, у химика объект — химическое сырье, у преподавателя химии — человек; у химика це.чь — выпуск хи­мического продукта, у преподавателя химии — подготовка спе­циалиста; задача химика — химическое качество продукции, за­дача преподавателя — качества личности и профессионализма специалиста-выпускника; условия работы химика — условия завода, фабрики, условия преподавателя — те, что в образова­тельном учреждении; средства, используемые химиком, — реаген­ты, температуры, перегонки вещества и пр., у преподавателя -слово, пример, технические средства обучения и др.; у химика методы — производственно-технические, у преподавателя химии — психолого-педагогические и т.п. Конечно, есть и общее, но в главном деятельность преподавателя коренным образом отлича­ется от деятельности практика, как и его профессионализм.


8. Психология и педагогика профессионального образования



Научные данные и опыт свидетельствуют, что комплексным высшим выражением профессионализма преподавателей, работ­ников образовательных учреждений выступает их педагогическая культура высокая степень развития личных качеств и подго­товки, отвечающих специфике преподавательского, педагогиче­ского по существу труда и обеспечивающих максимально воз­можную эффективность его. Существуют четыре уровня разви­тия педагогической культуры: 1) допрофессиональный, 2) на­чальный профессиональный, 3) средний профессиональный, 4) высший профессиональный. Только высший уровень обеспе­чивает достижение полной эффективности вклада преподавателя в качественную подготовку специалистов.

Структура и содержа­ние педагогической культуры

Педагогическая культура преподавателя (и других работников образовательного учре­ждения, имеющих отношение к педагоги­ческому процессу)1системное свойство [их личности, включающее в себя пять основных структурных компонентов (рис. 8.3).

Рис. 8.3. Основные компоненты педагогической культуры преподавателя

Ниже, говоря о преподавателе, имеем в виду и работников учебных кабинетов, отделов, всех факультетов, руководителей.



Раздел III. Психология и педагогика: профессионал


Педагогическая направленность личности преподавателя

система его побуждений, определяющая притягательность педа­гогической деятельности и включенность в нее его сил и способно­стей. Она выражает жизненно-профессиональную позицию преподавателя и структурно включает:

профессионально-педагогическую концепцию, кредо деятельно­сти (внутренне принятые принципиальные идеи образования, по­строения образовательного процесса и способы осуществления);

педагогическую целеустремленность (действительно пресле­дуемые цели при преподавании, представления о критериях его успешности, удовлетворяющих данного преподавателя и др.);

педагогические интересы (к человеку, вопросам его форми­рования, образовательному процессу, проблемам обучения и вос­питания, научным достижениям и рекомендациям педагогики и психологии и др.);

мотивы, долговременные и краткосрочные планы, увлечении, потребности, отвечающие сути и разным аспектам преподава­тельской деятельности.

Педагогическая направленность отвечает требованиям высо­кой профессиональной культуры, если базируется не на домо­рощенных представлениях, а на твердом знании федеральных законов об образовании, мировых тенденций его развития, по­требностей общества, данных педагогической и психологиче­ской наук и правильно осмысленного передового опыта препо­давания. Успеха достигает только увлеченный, любящий свое дело, испытывающий непреодолимую тягу к нему и работе со студентами человек. Профессия преподавателя слабо связана с карьерой в обычном понимании. Можно неизменно прорабо­тать тридцать лет на одной должности. Его карьера в другом. Это карьера интеллектуальных и моральных достижений, карье­ра роста внутренней образованности и вкладов в научное зна­ние, торжество ума, духовное развитие общества и человечества. Талантливый педагог — всегда человек высокой духовности, стремящийся к возвышенным духовным целям, сеющий, как выражаются, доброе, светлое, вечное. Даже понимая, что всего не добиться, он всеми силами пытается внести посильный лич­ный вклад в торжество человеческой цивилизованности, под­линного профессионализма, в борьбу с несправедливостью, аморальностью, глупостью и бездуховностью. Личные выгоды не


г 8. Психология и педагогика профессионального образования

Приоритетны для настоящего педагога, и со стороны он может выглядеть даже идеалистом, человеком «не от мира сего». Но такая позиция всегда подкупает молодых, чувствующих прикос­новение к чистому источнику человеческой духовности, вызы­вает уважение, пробуждает размышления студентов о собствен­ной жизненной позиции, веру в существование высоких челове­ческих побуждений и импульсы к подражанию. Подлинное пре­подавание сродни подвижничеству. Это не работа, а жизненное призвание, жизненная позиция.

Низкий уровень педагогической направленности преподава­теля — глубокий и не компенсируемый ничем источник слабых достижений и формально-чиновничьего подхода к педагогиче­скому долгу.

Педагогические способности преподавателя — совокупность индивидуально-психологических особенностей, благоприятствую­щих быстрому овладению преподавательским делом, непрерывному совершенствованию в нем и достижению высоких результатов. Требования к способностям велики, ибо преподавание — дело не для посредственностей.

Выделяются две группы педагогических способностей: соци­ально-педагогические и специально-педагогические. По своему положению преподаватель — соии&тьный деятель, призванный выполнять социальный заказ общества и удовлетворять его по­требность в молодых кадрах, способных обеспечить будущее бла­гополучие российского общества и его граждан. Он осуществляет связь поколений, передачу опыта старших молодым, продолжает себя и дело своей жизни в своих учениках. Эти социальные задачи он решает, если по своим личностным качествам способен транс­формировать их в образовательные, решать психолого-педаго­гическими средствами и методами, воплощать в проведение каждого занятия, в примере своей жизни. Л.Н. Толстой писал:

...Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем тол ь-ко через себя, то...остается один вопрос... как надо самому жить '.

1 Толстой Л.Н. Мысли о воспитании // Педагогические сочинения. — М., 1989. — С. 448.



Раздел III. Психология и педагогика: профессионал


Это относится к сути социально-педагогических способностей, выражающихся в наличии у педагогического работника разви­тых качеств духовности, гражданственности, гуманности, мо­ральности и деловитости. Без них конкретный практик не имеет права работать с молодежью, его нельзя допускать к ней.

Специально-педагогические способности преподавателя — особые качества, определяемые именно спецификой труда в об­разовательном учреждении. Основные группы их — дидактиче­ские способности и воспитательные. Первые включают интел­лигентность, развитый интеллект, мышление и речевые способ­ности, педагогическую наблюдательность и память, интерес к вопросам обучения и творчеству и др. Вторые — склонность и интерес к работе с людьми, общительность и способность при­влекать к себе людей, способность разбираться в людях и от­крытость, доступность, интерес к вопросам воспитания и спо­собность находить подход к людям, сдержанность и терпели­вость и др.

Могут быть и противопоказания к педагогическому труду: грубость, черствость, авторитарность, поверхностность и ало­гичность мышления, неумение четко и ясно выражать свои мысли в словах и рассуждать вслух, дефекты речи, другие лич­ные недостатки, затрудняющие контакт с участниками образо­вательного процесса.

Специальная подготовленность преподавателя — подготовлен­ность к преподаванию конкретной учебной дисциплины. Тут опыт практика незаменим, но все же не идентичен специальной подготовленности. Ведь учебная дисциплина — не пересказ практики. Надо точно знать ее научное содержание, распреде­ление по темам, все точно и прочно помнить, чтобы свободно излагать на занятиях, знать всю рекомендуемую литературу, иметь научную подготовленность, знать новинки практики и науки, обладать исследовательским опытом и активностью, кон­структивными, научно обоснованными идеями совершенствова­ния профессиональной деятельности. Чтобы обладать только этим, даже опытному практику потребуется как минимум год-два преподавательской работы.

Педагогическое мастерство — владение преподавателем сис­темой педагогических и психолого-педагогических знаний, навыков


8. Психология и педагогика профессионального образования



и умений по организации образовательного процесса и его эффек­тивному осуществлению. Помимо соответствующих знаний оно предполагает владение педагогической техникой (техникой ис­пользования речевых и неречевых средств; приемами педагоги­ческого наблюдения, анализа, воздействия, установления кон­такта и др.), мастерством педагогического взаимодействия, пе­дагогическим тактом, методическим мастерством, творческими педагогическими умениями.

Культура личного педагогического труда — умения и привычки правильно и полно использовать свободное от занятий время для самосовершенствования и подготовки к очередным темам. Она складывается из: культуры планирования и бережливого отно­шения к свободному от занятий времени; постоянного слежения за новинками науки, практики, жизни общества; непрерывной работы по накоплению, хранению и систематизированию ин­формационных, учебных и научных материалов; подготовки публикаций; гигиены умственного труда.

Педагог должен учить, непрерывно учась, работая над собой и это не красное словцо. Стать подлинным наставником молоде­жи, настоящим педагогом можно лишь упорно, постоянно, много трудясь и самосовершенствуясь в свободное от занятий время. Здесь вполне применимы слова Аристотеля, сказанные, по преданию, Александру Македонскому: «В науке нет царского пу­ти». Нужен упорный личный труд, который за преподавателя никто не сделает. Успех каждого отдельного занятия на 80% за­висит от культуры личного труда в свободное время и лишь на 20% от непосредственной подготовки к занятию накануне его проведения.

Преподаватель всегда должен помнить древние истины,
многократно проверенные и подтвержденные практикой: ода­
ренный ученик начинается с одаренного учителя, нельзя нау­
чить тому, чего у тебя нет, невозможно воспитать хорошего че­
ловека на основе собственных недостатков.
Молодой преподава- Работа преподавателя при внешней ее ин-
тель и педагогический дивидуальности - всегда часть работы
коллектив педагогического коллектива. Преподава-

тель пользуется продуктами его коллек­тивного труда (программами, тематическими планами, методи-



Раздел III. Психология и педагогика: профессионал


ческими разработками, фондовыми лекциями, наглядными по­собиями, коллективными решениями и др.). Вместе с тем он влияет на работу коллектива. Студенты воспринимают его не как одиночку, а как представителя кафедры, факультета, по нему судят о педагогических коллективах и учебной дисципли­не. Его научные, педагогические и методические разработки обогащают фонд коллектива, его опыт может быть перенят другими преподавателями. Короче говоря, успехи преподавателя и педагогического коллектива, к которому он принадлежит, тес­но взаимосвязаны.

Задача педагогического коллектива — помочь молодому пре­подавателю, а задача последнего — активно включиться в жизнь и деятельность коллектива. Начинающий преподаватель должен:

• внимательно изучить все, что наработано коллективом, присмотреться к стилю отношений и обсуждений общих во­просов;

• хорошо изучить опыт каждого преподавателя, побывав на занятиях и побеседовав с каждым;

• принять посильное участие в проведении занятий, кон­сультаций, выполнении методических работ, взяв на себя поло­женную долю учебной нагрузки и, не стыдясь, консультироваться с опытными преподавателями;

• включиться в научно-исследовательскую деятельность пе­дагогического коллектива, получить задание от руководителя, а вскоре начать размышлять о теме диссертационного исследования;

• принимать участие во всех обших мероприятиях, проводи­мых как в рабочее, так и в свободное время.

8.5. Учение и профессиональное становление студента

Студент — субъект Выдающийся педагог прошлого А. Дистервег образовательного (1790—1866) писал:

процесса Развитие и образование ни одному человеку не

могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен


8. Психология и педагогика профессионального образования



достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение...1.

Федеральные законы «Об образовании» и «О
высшем и послевузовском профессиональном
образовании» квалифицируют обучающихся,
студентов в качестве активных субъектов образо­
вательной деятельности, а не пассивных объек­
тов педагогических воздействий. Они — обучаю-
А. Дистерверг щиеся, а не обучаемые. Это они пришли получить
(1790—1866) образование и хотят его иметь, а не кто-то должен

двигать ими, как пешками. Это их свободный вы­бор и они его реализовывают. Не случайно и называют их латинским словом студент — усердно работающий, жаждущий знаний.

Учеба в профессиональном учреждении — это первая профес­сиональная проба: каков студент в учебе, таким скорее всего он бу­дет (если не произойдет чуда) и профессионалом. Наивно надеять­ся, что ленивый студент после выпуска вдруг' станет добросовест­ным работником, мало знающий — тонким профессионалом, без­дарный — интеллектуалом, безответственный - ответственным должностным лицом. Практика подтверждает, что студенты, кото­рые не научились самостоятельно работать, редко становятся вы­сококвалифицированными специалистами. Только интенсивное учение самого студента может создать полноценного профессиона­ла. Каждый образован настолько, насколько занимался сам.

Вот почему парадоксально положение, когда все в образова­тельном учреждении, помогая обучающимся, стараясь в их же интересах, а не корысти ради, пытаются дать образование, а кто-то из студентов не хочет, ленится, увиливает, сопротивляет­ся. Необходимость активно, усердно, упорно, настойчиво рабо­тать должен глубоко осознавать каждый студент и поступать со­ответственно. Это его забота — кем стать и каким быть, а забо­та педагогического коллектива — помогать ему.

Организация Организация образовательного процесса не-

и техника учения пременно должна включать оказание помощи студентам в осуществлении учения, не под­меняя их собственных усилий. Начинается это с изучения только

1 Дистервег А. Собр. соч. — М.. 1961. — Т. 2. — С. 68.



Раздел III. Психология и педагогика: профессионал


что поступившими в институт, академию, университет спецкурсов под названиями «Введение в специальность», «Как стать профес­сионалом», «Организация и техника учения» и лр. Их основные задачи: познакомить молодых студентов с образовательным учреж­дением, его историей, сориентировать в предстоящей работе, ее целях и задачах, содержании, требованиях к ней, условиях успеш­ности, необходимости упорного и добросовестного учения и про­фессионального становления. Молодых людей знакомят с моделью специалиста-выпускника — эталоном, к которому они должны стремиться, с возможностями образовательного учреждения, тех­никой работы на аудиторных занятиях, в библиотеках, учебных кабинетах, информационном фонде, со способами самооценки достигаемых результатов и др. Хорошо, когда занятия проводятся не только преподавателями, но и опытными практиками, извест­ными людьми, окончившими ранее этот вуз, старшекурсниками, сопровождаются экскурсиями по образовательному учреждению, выездами на предприятия и учреждения, демонстрацией видео­фильмов. Полезна раздача молодым студентам памяток и методи­чек с советами по личной работе.

Активная помощь в налаживании и оптимизации учения особенно уместна в течение всего первого курса. Она может проводиться в групповой и индивидуальной форме, включать усилия учебного отдела, деканатов, кафедр и всех преподавате­лей, работников библиотек, редакций малотиражных газет, сети внутри вузовского телевидения и радио, других обеспечивающих служб. При анализе причин испытываемых студентами трудно­стей следует обязательно выяснять особенности организации и техники личной работы, помогать индивидуально в устранении ее недостатков.

Совершенно обязательны и личные инициативные усилия ка­ждого студента по организации и осуществлению учения. Органи­зация его предполагает:

• самомотивирование учения размышлениями над смыслом жизни, отчетливым пониманием зависимости всей жизни от то­го, как будут использованы годы в образовательном учреждении: стремление не упустить, а реализовать представляющиеся воз­можности; переживание чувства самоуважения и ответственности перед собой, родителями, народом за свой выбор отношения к учению: стремление быть в числе передовиков учебы, отличии-


8. Психология и педагогика профессионального образования



ков. участников различных конкурсов, стипендиатов; самокри­тичность и высокую требовательность к себе;

• внимательное изучение и осмысление цели образования, воплощенной в модели специалиста-выпускника, ее сопоставле-ние со своими особенностями, пробуждение желания овладеть всем, предусмотренным моделью;

• глубоко заинтересованное отношение к учебе, ко всем со­ставляющим образовательного процесса, к постижению многооб­разия и глубины человеческой культуры, мысли, опыта;

• активное участие не только в учебном процессе, но и в жизни института, академии, университета, в научных исследова­ниях, в культурном досуге; прояапепие инициативы, самостоя­тельности, творчества;

• стремление к плановости в работе, ритмичности, установ­лении режима использования свободного от занятий времени, разумного и бережливого отношения к его использованию, недо­пущению отставания и задолженностей;

• целеустремленность, упорство, трудолюбие, добросовест­ность, работоспособность в преодолении трудностей получения образования и становления как профессионала высшей квалифи­кации, умение ограничивать себя в посторонних удовольствиях, не отвлекаться зря от главной цели, дистанцирование от всего малокультурного, морально неполноценного, вредящего здоро­вью и будущему.

Студенты, которые решили реализовать свое право получить дополнительные дипломы «преподаватель» и «преподаватель высшей школы», обучаясь параллельно и самостоятельно, вклю­чают в организацию учения соответствующие меры.

К технологиям учения, которыми должен владеть и которые должен использовать каждый студент, относятся:

технология самовосприятия и самооценки (рефлексии —
взгляда и оценки себя со стороны). Самодовольство убивает на
корню всякие мысли о самосовершенствовании. Нужно учиться
приемам самоанализа и самооценки (оценивать себя по делам и
достижениям; не в сравнении с тем, что было, а с тем, что долж­
но быть, не с худшими, а с лучшими; не по своему мнению, а по
мнению других, коллектива; в сравнении с данными психологи­
ческого тестирования и др.);


306 Раздел III. Психология и педагогика: профессионал

технология самоуправления. Заключается она в применении приемов самоконтроля, самостимулирования, самомобилизации, саморегуляции, самопринуждения, самопоощрения, самокрити­ки, самонаказания;

технология работы на аудиторных занятиях, с книгой, с пер­сональным компьютером;

технология научной организации студенческого труда: орга­низация рабочего места, рационализация режима труда и отдыха, техника конспектирования, собирания, систематизации и хране­ния учебных материалов, конспектов, выписок, заметок, органи­зация отдыха, гигиена умственного труда.

Вопросы и задания для самопроверки и размышлений

1. Каковы требования федеральных законов «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образо­вании» к целям, задачам и содержанию образования?

2. Как соотносятся цели и задачи образования с целями и задачами самого студента?

3. Назовите общие принципы государственной политики в области образования.

4. Какие положительные моменты вы усматриваете в раз­ных мировых педагогических школах, которые следовало бы, по вашему мнению, объединить в отечественном об­разовании? А что может сделать сам студент, чтобы сис­тема собственного учения приблизилась к этому идеалу?

5. Какова роль самого студента, его личности, его собственной активности в образовательном процессе и его результатах? Где и в чем они должны быть предусмотрены и прояшшться?

6. Дайте характеристику психологического портрета про­фессионализма специалиста — выпускника вуза.

7. Назовите компоненты педагогического портрета профес­сионала-специалиста, которые должны быть сформиро­ваны у каждого выпускника вуза.

8. Чем отличаются профессиональные знания от профес­сиональных умений? Какова роль тех и других в профес­сионализме специалиста?


8. Психология и педагогика профессионального образования 307

9. Что в образовательном учреждении и как сказывается на формировании личности студента как будущего высоко­образованного специалиста? Попытайтесь оценить, как каждая из групп факторов, входящих в формирующий потенциал вуза, сказывается именно на вас в вашем вузе.

10. Каковы компоненты педагогической культуры препода­вателя? Дайте их краткую характеристику. Если вам по окончании вуза или через некоторое время сделают пред­ложение пойти работать преподавателем или учителем, то какие компоненты и их слагаемые вы считаете важным развить у себя? На что надо будет обратить внимание, чтобы успешно войти в педагогический коллектив?

11. Что имеют в виду, когда говорят — «Студент — субъект образовательного процесса»?

12. Как надо строить свое учение, чтобы полноценно подгото­виться к будущей самостоятельной жизни и профессио­нальной деятельности? Что и как в психологических и пе­дагогических характеристиках лично своего учения сказы­вается на этой подготовке? Проанализируйте конкретно: как то, что вы, делаете сейчас, вносит вклад в общее и про­фессиональное становление вашей: а) образованности, б) обученное™, в) воспитанности, г) развитости (рассмотрите а, б, в, г последовательно, конкретно, неспеша)?

Литература

1. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. -- М., 1980.

2. Барботько А.И. Проблемы формирования творческого потенциа­ла личности молодого специалиста. — Курск, 1999.

3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 1989.

4. Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образова­ния. — М., 1999.

5. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения (методический анализ). — М„ 1986.

6. Закон РФ «Об образовании». — М., 1996.

7. Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном об­разовании». — М., 1996.


308


Раздел III. Психология и педагогика; профессионал


8. Зимняя И.А. Педагогическая психология. — Ростов н/Д., 2000.

9. Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессиональ­ной педагогической культуры преподавателя высшей школы. — М., 1993.

10. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. — М., 1990.

11. Маркова А.И. Психология профессионализма. — М., 1996.

12. Основы педагогического мастерства/ Под ред. И.А. Зязюна. — М., 1989. - Разд. IV.

13. Педагогика/ Под ред. П.И. Пидкасистого. — М., 1998. — Разд. II.

14. Сластенин В.А. Предупреждение алкоголизма, наркомании и токсикомании у учащейся молодежи. — М.. 1988.

15. Сластенин В.А. Теория и практика высшего педагогического образования. — М., 1991.

16. Сластенин В.А., Филиппенко Н.И. Культура уметенного труда студентов. — М., 1994.

17. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. — М., 1995.

18. Столяренко Л.Д., Самыгин СИ. Психология управления. — Рос­тов н/Д., 1997.

19. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. — М., 1998.

20. Теория и практика педагогического эксперимента/ Под ред. А.И. Пискунова и Г.В. Воробьева. — М., 1979.

21. Энциклопедия профессионального образования. В 3 т. /Рук. авт. колл., научи, и лит. ред. С.Я. Батышев. — М., 1999.

22. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. — М., 1994.


Глава 9

Психология и педагогика профессионального обучения

9.1. Педагогические основы обучения

Обучение в образова- Обучению принадлежит важное место в тельном процессе педагогической теории и практике. Педа­гогическая теория обучения именуется ди­дактикой1. Практически обучение обычно организовано лучше других направлений педагогической работы, а его участники (учителя, преподаватели, школьники, студенты, практики) осу­ществляют его почти всегда успешнее, чем воспитание и разви­тие. Это не означает, что тут все просто и решается без про­блем. Нужно глубоко разбираться в вопросах дидактики, чтобы достигать высоких результатов.

Сущностью обучения считается формирование знаний, навыков и умений. Во взаимосвязях с образованием, воспитанием и разви­тием обучение не только зависимо, но и само призвано влиять на них. Поскольку его положение в функционировании образова­тельного учреждения ведущее, эти влияния имеют особое значе­ние. Возможности обучения используются полно, когда кроме основной функции — обучающей, в ходе его максимально реализу­ются три другие — образовательная, воспитательная и развиваю­щая. Все эти функции должны быть органически присущи всем элементам обучения — преподаванию, учению, содержанию, формам, методам и др. Надо вести обучение так, чтобы процесс приобретения профессиональных знаний, навыков и умений приносил одновременно образовательные, воспитательные и раз­вивающие результаты. Выигрывает от этого и само обучение.

1 От греч. didaktikos - поучающий.



Раздел III. Психология и педагогика: профессионал


Педагогические прин- Впервые педагогические принципы обуче-ципы профессиональ ния были разработаны Я.А. Коменским,

ного обучения который трактовал дидактику как

«универсальное искусство обучения всех всему». В основу их он положил принцип природосообразности, т. е. соответствия обучения природе человека, говоря современ­ным языком — объективным закономерностям обучения. За прошедшие четыре сотни лет его принципы частично измени­лись, были дополнены новыми, классифицированы, конкрети­зировались к специфике того или иного вида обучения.

Закономерности профессионального обучения имеют свои осо­бенности в сравнении со школьным обучением, принципы которого широко представлены в учебниках по педагогике (фактически — школьной педагогике). Обоснованно различать закономерности об­щие, присущие всей педагогической системе обучения, и по груп­пам, компонентам се. На этой основе выделяется система педагоги­ческих принципов профессионального обучения, включающая общие, содержательные, организационные и методические принципы (рис. 9.1). В дополнение к каждому принципу существуют рекоменда­тельные положения, конкретизирующие пути его реализации и именуемые в педагогике правшами (иногда — требованиями).

К общим принципам профессионального обучения, которым подчиняются все элементы педагогической системы обучения, относятся:

принцип природосообразности;

принцип научности, определяющий при обучении науч­ность не только содержания, но и осуществления, организации, методики;

принцип педагогической комплексности, указывающий на необходимость постоянно искать пути не только обучения, но и достижения на занятиях параллельного образовательного, воспи­тательного и развивающего эффекта;

принцип гуманизма;

принцип гражданственности, требующий учить профессио­налов умению за мелочами повседневных профессиональных дел усматривать задачи построения цивилизованного общества и сильного российского государства, обеспечения мира, экологии, здоровья народа. Необходимо связывать содержание, организа­цию и методику каждого занятия с этими вопросами, имеющими хоть какое-то отношение к его теме.


9. Психология и педагогика профессионального обучения



 


Содержательные

целеустремлен ности единства фундаменталь­ности и профессиональ­ной практичное™ единства изучения ос­нов и мировых дости­жений науки, образо­вания и практики





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 548; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.14 сек.