Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология и педагогика правомерного поведения и личной безопасности 4 страница




Собственно профессиональная образованность специалиста-выпускника — это:

• широта профессионального кругозора;

• понимание необходимости и умение решать свои конкрет­ные профессиональные проблемы с учетом интересов людей;

• стремление исходить не только из сиюминутных сообра­жений, но учитывать и отдаленные профессиональные, социаль­ные, психологические, педагогические последствия;

• умение стоить профессиональную деятельность с учетом мирового уровня научных и профессиональных достижений;

• склонность и подготовленность к творческому поиску пу­тей интенсификации и эффективности работы;

• установка в решении профессиональных проблем и посто­янная опора на рекомендации и достижения науки, ее методы, помощь ученых и научных организаций;

• установка и привычка во всех контактах с другими людьми руководствоваться рекомендациями психологии и педагогики, обращаться к помощи специалистов;


g. Психология и педагогика профессионального образования



• потребность в непрерывном повышении уровня своего общего и профессионального образования.

Обученность — наиболее профессионализированное свойство личности выпускника. Оно складывается из профессиональных зна-ний. навыков и умений по всему минимуму содержания образова-тельной программы, включающей: общие гуманитарные и социаль­но-экономические дисциплины, общие математические и естест-венно-научные дисциплины, общепрофессиональные дисциплины, специальные дисциплины, дисциплины специализации, дополни­тельные виды подготовки, факультативные дисциплины, практику.

Как целостное образование профессиональная обученность выражается в профессиональном мастерстве, макроструктура ко­торого изображена на рис. 8.2.

Рис. 8.2. Макроструктура профессионального мастерства

Современному профессионалу помимо специальной обу-[ченности (знания, навыки и умения по общепрофессиональ-|ным, специальным дисциплинам, дисциплинам специализации и т.п.) и профессионально-психологической подготовленности [нужна еще и профессионально-педагогическая. Она обеспечивает: собственную работу по самообучению, самообразованию, са-' Мовоспитанию и саморазвитию; решение педагогических задач [при работе с персоналом (помощь в повышении профессио­нального мастерства сотрудниками, их профессиональной культуры); профессиональную работу с гражданами (например, повышение их осведомленности по разным вопросам, их убеж­дение, формирование отношений к разным явлениям жизни, помощь в решении возникших перед ними педагогических про­блем, демонстрацию личного примера и др.). Профессионально-педагогическая подготовленность позволяет человеку замечать,



Раздел III. Психология и педагогика: профессионал


понимать и успешно решать педагогические проблемы в своей жизни и деятельности, а педагогическая безграмотность всегда сопровождается безрадостной картиной упущенных возможно­стей и создания дополнительных проблем и сложностей.

В разных профессиях нужна разная по основательности объему и содержанию профессионально-педагогическая подго­товленность (частично об этом сказано в гл. 1), но всегда она включает минимум:

• общепедагогических и профессионально-педагогических знаний:

• педагогических навыков и умений: педагогического анали­за ситуаций и проблем, принятия педагогических решений, пе­дагогической техники, выполнения основных педагогических действий (обучения, воспитания и развития, педагогических на­блюдения, общения, воздействия, контроля, оценки);

• организационно-педагогических и методических навыков и умений: определения педагогических целей и задач, разработки организации, планов педагогической работы, пользования мето­диками формирования знаний, навыков, умений, основными ин­тенсивными педагогическими технологиями, проведения основ­ных форм организации обучения и воспитания, проведения ос­новных видов подготовки).

Профессионально-педагогическая подготовленность проявит се­бя с полной силой, если профессионал к тому же обладает педагоги­чески благоприятными особенностями личности (положительным отношением к вопросам образования, обучения, воспитания, развития, внимательной работе с людьми, человечностью, доб­рожелательностью, справедливостью, культурой поведения и общения, интеллектом) и у него нет педагогических противопо­казаний (антигуманность, бездушие, черствость, несправедли­вость, грубость, авторитарность, самовлюбленность, несамокри­тичность, нетребовательность к себе).

Воспитанность также имеет блоки общих и профессиональ­ных характеристик. Общие подробно рассмотрены в гл. 5 и пре­дусматриваются педагогическим портретом-моделью: гражданст­венность, гуманность, демократичность, уважение к правам и свободам человека, трудолюбие, правовая культура, любовь к окружающей природе. Родине, семье и др. Профессиональная воспитанность преимущественно выражается в акцентуирован-


«Психология и педагогика профессионального образования 289

(ном, усиленном развитии отдельных компонентов общей. Тако­ва, например, особо высокая гуманитарная воспитанность учи­телей, правовая воспитанность юристов, воинская воспитан­ность военнослужащих и др.

Важный компонент воспитанности каждого специалиста-выпускника — профессиональная культура, которую можно ха­рактеризовать как воспитанную потребность к неуклонному со­блюдению всех норм подлинного профессионализма. Основа профессиональной культуры профессиональные привычки. Можно, например, знать технику профессиональной безопасно­сти, обладать навыками и умениями ее выполнения, но пренеб­регать ею в повседневной работе. Человек, обладающий профес­сиональной культурой, всегда стремится поддерживать порядок на рабочем месте, не бросает где попало рабочий инструмент, документы, не уйдет с работы и не отложит на завтра устране­ние неисправности техники, которая может привести к непри­ятностям, травмам и которую в принципе можно быстро устра­нить, «но сегодня некогда».

Развитость специалиста-выпускника наряду с общими име­ет и профессиональные характеристики, которые во многом совпадают с описанными в психологической модели способно­стями. Особое значение в высшем профессиональном образова­нии придается развитию интеллекта — профессионального и научного мышления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 332; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.