Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология и педагогика правомерного поведения и личной безопасности 3 страница




Мировая педагогическая «школа труда» ведет свое начало с цеховых школ средневековья, в которых производственный труд соединялся с учебой. Современная «школа труда» строится на принципах: направленности образования на практическую, трудо­вую подготовку обучаемых, подготовку их к жизни и деятельности в условиях непрерывного НТП, получение профессии- вместе с ди­пломом о соответствующей степени общей образованности; со­единения образования с активной и деловой работой на произ­водстве; образования в соединении с активной профдиагности-ческой и профориептационной работой с каждым обучающим­ся. Характерны задачи воспитания трудового подхода к жизни, привычки к труду, трудолюбия, добросовестности, дисциплини­рованности и ответственности в труде, уважения к результатам труда и к благосостоянию, достигнутому личным трудом, все­общего компьютерного обучения, овладения конкретной про­фессией.

Повышенное внимание в «школе труда» уделяется созданию условий не для словесной, а лля практической подготовки к трулу и овладению профессией. В самих учебных заведениях


274 Раздел III. Психология и педагогика: профессионал

оборудуются лаборатории, мастерские и даже цеха, работа в ко­торых носит производительный характер, продукция которых идет на продажу или представляется в фирмы по предваритель­ному заказу. Дело ставится так, чтобы образовательные учреж­дения пополнялись новейшими образцами техники и прогрес­сивными технологиями, а выпускаемая продукция была бы не примитивной, а профессионально трудоемкой. Предусматрива­ется и максимальное использование возможностей региональ­ных производств, на базе которых проводятся экскурсии, встре­чи с опытными специалистами, стажировки, труд на рабочих местах под руководством наставников, участие в жизни трудо­вых коллективов для адаптации к специальной атмосфере их, постижения науки взаимоотношений и поведения в них.

Однако педагогическая система «школы труда» не сводит де­ло к узким целям профессиональной подготовки обучающихся. Признается также, что гуманитарные ориентиры имеют соци­ально-экономическую значимость, что готовить профессиональ­но значит готовить так, чтобы выпускники обладали чувством гражданской ответственности, имели социальные ценностные ориентации и этические нормы. Признается, что односторонняя профессионализация противоречит интересам общества. Утили­тарный подход к профессионализации делает ее лишь средством для достижения цели, превращает специалистов в «узколобых» профессионалов. Считается, что гуманитарно подготовленные профессионалы, работая в организациях, приносят больше пользы обществу в целом.

«Школа труда» распространена во Франции и близких к ней по историческим корням, менталитету и культуре странах (в том числе и бывших французских колониях).

У. Джемс (1842-1910)

Мировая педагогическая «школа жизни» возникла на идеях английского социолога Г. Спенсера (1820—1903), далее была развита американским педагогом У. Джемсом (1842—1910), сейчас преобладает в учебных заведениях США и в ряде других близких им по духу стран. Ее цель: подготовка молодых людей к жизни, обеспечение свободного разви­тия личности, индивидуальности и самовы­ражения. Смысл, вкладываемый в слова


8. Психология и педагогика профессионального образования



«подготовка к жизни», связан с реалиями жизни в демократиче­ском, правовом обществе с рыночной экономикой, с условиями свободного предпринимательства и конкурентной борьбы, фор­мирует умение жить в таких условиях и добиваться всего само­му. Обучающихся учат анализировать жизненные проблемы, принимать решения, осуществлять свободный выбор, уважать индивидуальность и выборы других, развивают активность, предприимчивость, деловитость, стойкость к неудачам, упорст­во, умение «выжимать» все из представляющихся возможностей и другие нужные качества. В методике обучения, воспитания и развития преобладают не словесные, назидательные, авторитар­ные методы, а практические, прицельно используемые для фор­мирования у обучающихся конкретных умений и качеств: дис­куссии, обсуждения, обучение ситуативному поведению, сво­бодному и взвешенному выбору, игры, разработка проектов, учебно-творческие конкурсы, информационные технологии, са­мостоятельная работа, консультирование, индивидуальные собе­седования, написание рефератов, проведение учебно-научных исследований, лабораторные работы и др. Занятия нередко вы­глядят неорганизованными, так как обучающимся предоставля­ется возможность самим решать, чем заниматься. Преподаватель знакомится с тем, кто что делает, и консультирует обращаю­щихся к нему. Но в этом есть свой педагогический резон: учить выбору поведения в условиях свободы, нести ответственность за него, что осуществляется рубежным и итоговым педагогическим контролем достигнутых каждым результатов.

Основные достоинства «школы жизни»: главное — формиро­вание личности обучающихся, тщательная программная и мето­дическая проработка развития личностных качеств, широкое использование тестов для контроля хода и оценки результатов развития, индивидуальный подход с развитием имеющихся у каждою сильных индивидуальных особенностей («ментальная педагогика»); дифференцированный подход, специальная под­держка одаренных обучающихся (рассмотрение их в качестве общественного достояния и ценности), специальное осуществ­ление гуманитарной, демократической, правовой, рыночной подготовки, гибкие системы образования, допускающие изме­нение сроков, удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей и др.


276 Раздел III. Психология и педагогика: профессионал

«Школа жизни» не лишена и недостатков, среди которых; невысокий уровень обшей образованности обучающихся, суще­ственные пробелы в ней; обилие выпускников с дипломами, но очень низкой подготовленностью — тех, кто не проявлял в ус­ловиях предоставляемой свободы выбора должной добросовест­ности и усердия в учении; несбалансированная подготовка к реалиям жизни оборачивается нередко формированием лично­стей, рассматривающих свое материальное благополучие как единственную жизненную цель, мерило успеха, подталкивает их к стремлению получить все и сразу любыми средствами; край­ности выработки терпимости к чужому менталитету способст­вуют возникновению равнодушия к другим людям, черствости, душевной глухоты; предоставление не сформировавшимся еще подросткам и юношам полной свободы выбора, права посту­пать, как они хотят, и идти по жизни, как нравится, порождает обилие сломанных судеб, распространенность пьянства, нарко­мании, жестокости, насилия, преступности, половой распущен­ности, заболеваний СПИДом и др.; крайности децентрализации образования, излишний педагогический плюрализм, полная свобода для учителей и преподавателей плодят па местах во множестве ошибочные, авантюрные педагогические решения, работу по методу проб и ошибок, жертвами которых всегда бы­вают обучающиеся.

Резюмируя сказанное, отметим, что трудно найти сейчас страну, где все образовательные учреждения строят педагогиче­скую систему работы по типу одной мировой школы, хотя мож­но говорить о преобладании в конкретной стране одного из ти­пов. Основная причина этого — каждая система обладает свои­ми достоинствами и недостатками, а право выбора остается за организаторами образования.

Все мировые педагогические школы направлены на подго­товку молодого поколения к жизни. Суть различий в том, что считается нужным для жизни и кладется в основу педагогиче­ской системы. Минусы избранного организаторами типа миро­вой педагогической школы в обшем понимаются ими. Однако во всех странах проявляется стремление к сохранению традици­онного для нее типа, ибо он привычен, освоен лучше других, а главное, — в наибольшей степени отвечает психологии народа, сложившимся взглядам и отношениям, истории, национальному


8. Психология и педагогика профессионального образования



своеобразию, колориту. Такой подход поддержан специальными рекомендациями Организации Объединенных Наций. Нет хо­роших и плохих школ: хороша та, которая в наибольшей степени подходит для своих граждан и перспектив улучшения их жизни. Поэтому как бы мы ни относились к сложившейся у нас системе «школы знания», наше образование никогда не станет в массе «американским», «японским», «немецким», «французским» или иным, а всегда останется и должно оставаться российским.

Однако стремлению к традиционности не сопутствуют кон­серватизм и примиренчество к недостаткам. Педагогическая мысль непрерывно и настойчиво ищет пути совершенствования образования и преодоления слабостей избранного типа педаго­гической системы. При проведении реформ образования, став­ших сейчас почти во всех странах очень частыми, почти перма­нентными, прослеживается линия на использование сильных сторон других мировых педагогических школ. В результате в практике тот или иной тип школы в «чистом» виде — довольно редкое явление, хотя по преобладающим признакам всегда можно сказать, какой тип реализуется в данном образователь­ном учреждении.

В странах с преобладающей системой «школы знания» в систему образования вводятся чаще всего такие новации: ослаб­ляется централизация управления, повышается внимание к во­просам формирования личности, ее развития, подготовки к тру­ду в условиях рыночных отношений, усиливаются гуманитарные подходы, патриотическое, нравственное, правовое, экологиче­ское воспитание, воспитание в духе мира («педагогика мира»), сотрудничества, здорового образа жизни, плюрализма мнений, вводятся дисциплины по выбору, усиливается индивидуализа­ция и дифференциация образования, вводится обучение само­познанию, пониманию человечества, общества, других людей и народов, решению жизненных проблем, общению, демократи­зируются взаимоотношения преподавателей и обучающихся («педагогика сотрудничества»), расширяется арсенал и исполь­зование активных методов обучения и др. Проводимая в нашей стране реформа образования и новые законы Российской Феде­рации по вопросам образования содержат положения, отра­жающие многие из этих тенденций. Проблема в том, чтобы они были осознаны и преподавателями, и обучающимися и повсе­местно воплощены в практику, а психологические барьеры кон­серватизма не помешали бы этому.



Раздел III. Психология и педагогика: профессионал


8.2. Профессионализм специалиста

Роль Обшие разговоры о формировании лично-

профессионального сти студента, личностном росте, личност-портрета (модели) но-ориентированном построении образо-специалиста в образо- вательного процесса содержат в себе угрозу вательном процессе так и остаться разговорами, пока не будут воплощены в четкие и ясные положения, зафиксированные в основных документах по организации обра­зовательного процесса.

Профессиональный портрет {модель) специалиста-выпускникаэто четко, детально, научно обоснованно прописанный комплекс минимума достоинств (свойств, качеств, способностей, знаний, навыков и умений, привычек и др.) личности образованного профес­сионала, которым должен обладать каждый выпускник. Он при­зван перевести споры о том, чему учить и как учить, на конст­руктивную основу. Профессиональный портрет выпускника — несущая конструкция всего образовательного процесса, эталон, на котором примеривается все, что в нем планируется, соверша­ется и достигается. Такой портрет именуют еще моделью, ква­лификационной характеристикой выпускника, квалификацион­ными требованиями, педагогически проработанной целью.

Профессиональный портрет не нарушает права и свободы личности. Он лишь минимум того, чем должен располагать вы­пускник, за пределами которого располагается необозримое мо­ре возможных индивидуальных проявлений. Стандарты образо­вания существуют во всех развитых странах мира, имеются лаже международные стандарты, которые никто за рубежом не оце­нивает как антидемократические и антигуманные. Более того, строгое следование им у нас одно из проявлений интеграции нашего образования в мировое, обязательное условие признания наших дипломов об образовании за рубежом.

Разработка профессионального портрета (модели) ведется на основе государственных квалификационных требований к выпу­скникам соответствующего уровня, ступени образования, по на­правлениям подготовки и специальностям, данных и рекомен­даций психологии и педагогики, результатов специальных ис­следований деятельности специалиста, готовящегося в образова-


8. Психология и педагогика профессионального образования



тельном учреждении (сравнения профессионализма успешных и неуспешных работников), трудностей, испытываемых выпуск­никами. Иначе говоря, модель специалиста-выпускника вопло­щает объективные требования к его подготовленности, а соот­ветствие ей выпускника — необходимое условие его успеха в профессиональной деятельности и жизни.

Правильно разработанный профессиональный портрет со­держательно представляет единство общих характеристик выпу­скника, которыми должен обладать любой по современному обра­зованный человек, и своеобразных, нужных специалисту данной профессии, личностных и профессиональных.

Психологическая 0снову модели составляют общие характе-
модель профессиона- Ристики цивилизованной личности, ее
лизма свойств и качеств, рассмотренные в гл. 4, 5

и отвечающие целям, задачам и принци­пам образования, предусмотренным федеральными законами «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессио­нальном образовании». Они составляют первый блок характеристик модели, а второй — профессиональные ха­рактеристики.

Психологическая макроструктура второго блока включает в себя:

• профессиональную направленность,

• морально-психологическую подготовленность,

• профессионально-деловую подготовленность.

Профессиональная направленность — ведущее свойство лич­ности профессионала, особенности системы его побуждений на применение своих сил и способностей в избранной профессии. Она характерна: положительным отношением к профессии, одобре­нием се целей и задач, испытываемой потребностью посвятить себя их достижению и решению, оценкой ее как важнейшей, отвечающей главным личным устремлениям и призванию в жизни, индивидуальным способностям, возможностям самореа­лизации и самоутверждения, взвешенным отношением к ее трудностям.

Социально-профессиональные взгляды, убеждения, идеалы, цен­ности представляют собой часть и своеобразие мировоззрения, мировосприятия и мироотношения профессионала. Они прояв­ляются в понимании выпускником места своей профессии и себя в обществе, критериев успешности результатов, в обосно-


280 Раздел III. Психология и педагогика: профессионал

ванном выборе позиции в решении профессиональных задач и проблем. Зрелой основой их выступают нормы гражданственно­сти и гуманизма, социальной справедливости, личные интересы, сочетающиеся со стремлением к лучшему будущему своей стра­ны и народа.

Профессиональные потребности - испытываемая выпускни­ком нужда заниматься определенной профессиональной дея­тельностью, достигнуть высот профессионализма, использовать только морально безупречные и правомерные способы работы, нужда в творческом подходе, в непрерывном общем и профес­сиональном росте.

Профессиональные интересы, установки, планы, отношения определяют разные виды устойчивой привязанности личности к профессии, к конкретным ее сторонам. Подлинный профессио­нал любит свою профессию, увлечен ею, она безудержно манит его к себе, поглощает мысли и чувства. Его жизненные планы предполагают преданность ей и успехи в ней. Его отношения к окружающему во многом опосредованы интересами, связанны­ми с профессией.

Профессиональная концепция как элемент профессиональной направленности представляет собой понимание студентом: а) целей, задач профессиональной деятельности, норм, способов и средств ее осуществления, условий, трудностей и путей их преодоления («образ деятельности»); б) в каких социальных и профессиональных условиях, с какими людьми придется рабо­тать, как строить отношения, как взаимодействовать, каких норм придерживаться («образ среды и коллектива»), в) личных профессиональных обязанностей, прав, ответственности («образ должности»).

Профессиональные мотивы — конкретные мотивы, влияющие на выбор профессии, привязанность к ней, отношение к месту работы, должности, влияющие на профессиональные решения и поступки.

Человек не может быть профессионалом, если направлен­ность у него не развита. Исследования показывают, что она возникает у студентов от курса к курсу не автоматически. Не­редки случаи, когда часть разочаровывается в своем выборе, у других направленность ухудшается к выпуску, у третьих наблю­даются деформации ее, приводящие затем к злоупотреблениям


8. Психология и педагогика профессионального образования



на работе, аморальным фактам. Формирование профессиональ­ной направленности — стержень формирования личности про­фессионала.

Необходимость морально-психологической подготовленности профессионала обусловлена тем, что решение профессиональ­ных задач всегда вплетено в систему моральных отношений, ко­торые недопустимо нарушать во имя достижения чисто профес­сиональных целей. Есть и профессии, особенно тесно связан­ные с моралью: учителя, педагога, воспитателя, социального ра­ботника, управленца, юриста, врача, работника сервиса, торгов­ли и др. Цель не может оправдывать применение неправедных [средств — нечестности, обмана, запугивания, грубости, хамства, черствости, равнодушия, очковтирательства, предательства, про­дажности и пр. Цель, достигнутая неправедным путем, — не­праведная цель.

Морально-психологическая подготовленность профессиона­ла включает:

моральные знания и убеждения-,

навыки, умения и привычки высоконравственного поведения на работе;

профессиональные морально-психологические установки и ценностные ориентации, выражающие степень внутреннего при­нятия моральных и этических норм (существует этика учителя, эти­ка юриста, этика врача, и вообше, как сейчас нередко говорят, — профессиональная деонтология), освоения стиля общения и по-ведения;

особо значимые профессионально морально-психологические качества — трудолюбие, добросовестность, справедливость, от­ветственность, правопослушность, неподкупность, преданность профессиональному долгу, готовность к сотрудничеству, коллск-тивизм, общительность, неконфликтность, внимательность к лю­дям, вежливость, демократичность, честность, требовательность к себе, здоровое служебное честолюбие и др.

Профессионально-деловая подготовленность как важное свой­ство личности профессионала также имеет свою структуру. Важ­нейшее место в ней занимает профессиональное мастерство — профессиональная обученность, связанная с совокупностью профессиональных знаний, навыков и умений.

Профессиональное знание — информация, ставшая достояни­ем сознания (в том числе памяти). Опираясь на знания, про-



Раздел III. Психология и педагогика: профессионал


фессионал разбирается в деятельности, ее проблемах, принимает решения, выбирает способы действий, контролирует и оценива­ет результаты. Чем глубже и обстоятельнее он понимает, тем выше его мастерство, тем успешнее деятельность. В ситуациях конкуренции, конфронтации, борьбы побеждает тот, кто знает больше и разбирается лучше. Исторические тенденции измене­ний, ведущие в будущее, повышают роль знаний, их богатства, комплексности, глубины, научности, фундаментальности и практичности.

Профессиональный навык —- доведенный до автоматизма спо­соб эффективного выполнения какого-то профессионального действия. Свойства навыка: скорость, точность, экономичность (выполнение при минимально возможных усилиях и затратах энергии), машинальность (выполнение без концентрации внима­ния на технике действий), стереотипность (одинаковость выпол­нения при повторениях), консервативность (трудность изменения), надежность (противодействие разрушающим факторам — переры­вам в выполнении, помехам, отрицательным психическим со­стояниям специалиста), успешность выполнения соответствующих действий. Как бы ни были важны знания, но профессионал — это прежде всего человек, умеющий профессиональнодействовать. До уровня навыков отрабатываются относительно стандартные, многократно повторяемые профессионалом действия.

Навыки — это автоматизированные компоненты профессио­нальной деятельности. Они освобождают сознание от «черновой работы», от припоминания разных сведений, приемов, рекомен­даций, того, что и как делать, от контроля над движениями рук и ног, от размышления над соблюдением простейших правил. Они позволяют профессионалу, автоматизированно выполняя стандартные действия, одновременно концентрировать внима­ние на важном в данный момент: наблюдении за обстановкой, собеседником, их оценке, размышлении о способах преодоления трудностей, путях достижения более высокого результата и пр. Наличие навыков обеспечивает успешные действия в трудной обстановке, позволяет экономить силы, меньше уставать.

Навыку, проявляющемуся внешне, соответствует сложившаяся «внутренняя схема», программа его выполнения (состоящая из фи­зиологических и психологических связей, динамических стерео­типов). По ее особенностям различают сенсорные навык"


8. Психология и педагогика профессионального образования 283

(наблюдения, осмотра, проверки документов, выявления осо­бенностей собеседника, рассматривания мелких деталей, их идентификацию и т.п.), умственные (работы с документами, их оформления и заполнения, чтения карты, быстрой оценки об­становки, принятия решений, расчетов, самоконтроля, соблю­дения норм и положений, планирования и др.), двигательные (уверенное выполнение двигательных рабочих движений, владе-ние инструментом, манипуляция органами управления транспорт­ным средством и т.п.) и комплексные (навыки общения, реагиро­вания на опасную ситуацию, работы на компьютере и др.).

По содержательно-функциональным особенностям различа­ются: навыки работы с документами, со средствами связи, ана­лиза обстановки и результатов действий, организационные, управленческие и пр.

Навыки бывают простыми и сложными. Сложные включают в себя простые в качестве компонентов. Так, навык работы на компьютере состоит из множества простых, связанных с реали­зацией его богатейших возможностей. Высокое профессиональ­ное мастерство характерно владением преимущественно слож­ными навыками.

Профессиональное умение — освоенный специалистом ком­плексный способ успешного выполнения сложного профессио­нального действия в нестандартных, необычных, трудных ситуа­циях. Если навыки обеспечивают уверенные и эффективные дей­ствия в стандартных, повторяющихся ситуациях, то умение -|Именно в нестандартных, заметно отличающихся друг от друга. В нем объединены группы знаний и навыков со специальной обученностыо профессионала использовать их для действий в таких ситуациях. В умении есть элементы автоматизма, но в цс-шом оно осуществляется осознанно, а поэтому в отличие от на­выка в нем всегда активно мышление. Умение обнаруживается в правильном выявлении владеющим им профессионалом своеоб­разия данной ситуации, принятии адекватного ему решения, гибкого изменения порядка и способа действий, отвечающего ее реалиям. Свойства умений: адекватность специфике ситуации, осмысленность, гибкость, успешность при любых изменениях обстановки, отвечающий ее особенностям темп, надежность.

Различают простые и сложные умения. Простые — прямое Практическое приложение знаний о том, что и как делать


• 284 Раздел III. Психология и педагогика: профессионал

(например, инструкции к купленному бытовому прибору, вклю­чению телевизора, пользованию радиотелефоном, справочником и пр.). Нередко такие умения выступают начальным этапом формирования соответствующего навыка. Другое дело — слож­ные умения, которые включают в себя знания и навыки, но са­ми в автоматически выполняемый навык никогда не превраща­ются. К примеру, умение водить автомашину при любой дорож­ной обстановке, выявлять причины отказа техники, подготаапи-вать материалы для телепередачи, анализировать состояния рынка, составлять квартальный отчет, разрабатывать план раз­вития производства, освобождать заложников, проводить до­прос, проводить занятия с персоналом, читать лекции и множе­ство других. Каждый раз, выполняя эти действия, надо напря­женно думать, искать, творить, проявлять самостоятельность. Сложные профессиональные умения — венец профессиональ­ного мастерства. Неслучайно на Руси подлинных мастеров из­давна называют умельцами.

Есть еще один комплексный и сложный психологический компонент профессионального мастерства - профессионально-психологическая подготовленность специалиста. Образованному человеку нужны умения разбираться в людях, в причинах их поступков, искусство общения, работы с людьми, оказания пси­хологической помощи или воздействий на них. Кроме того, ре­шение профессиональных задач нередко сопряжено с обостре­нием условий, повышенными трудностями, неудачами и т.п. Профессионально-психологическая подготовленность позволяет с успехом, без потерь выйти из трудного положения. Она про­фессионально обусловлена и включает:

профессионально-психологические знания: конкретные, прак­тические, связанные с профессиональной деятельностью и нужные для преодоления се своеобразных психологических трудностей;

профессионально-психологические навыки и умения. Их три группы:

а) аналитико-психологическис: умения психологически
анализировать профессиональную ситуацию, обстановку,
возникшую проблему, поступок человека и др.,

б) тактико-психологические (освоенные способы психо­
логических действий, включаемые в процесс решения про­
фессиональных задач и повышающие его успешность): уме­
ния составлять психологический портрет человека, психо-


8. Психология и педагогика профессионального образования



логически грамотно вести профессиональное наблюдение, общаться, предупреждать и преодолевать конфликты, оказы­вать правомерное психологическое воздействие и др.,

в) технико-психологические — умения пользоваться пси­хологическими средствами в профессиональной работе: ре­чевыми, неречевыми и поведенческими (умения психологи­чески расчетливо подобрать слова и строить фразы, произ­носить их с уместной эмоциональной окраской, придавать нужное выражение лицу, позе, походке и др.)1;

профессионально развитые познавательные и волевые качества;

профессионально-психологическая устойчивость — подготов­ленность к действиям в сложных и опасных условиях без сниже­ния эффективности и качества их.

Профессиональные способности — профессионально развитые деловые качества, влияющие на успех в овладении профессией, (результаты работы и прогрессивный рост их. К ним относятся:

профессионально развитые интеллектуальные способности — профессиональные мышление, чувствительность, восприимчи­вость, внимание, память, представления, речь;

деловые способности -- комплекс волевых и организатор­ских качеств, нужных для успеха в делах: активность, инициа­тивность, самостоятельность, предприимчивость, организован­ность, упорство в достижении цели, плановость, предусмотри­тельность, решительность, дисциплинированность, требователь­ность, работоспособность;

способности к действиям в экстремальных условиях — муже-ство, смелость, стойкость, выдержка, самообладание, устойчи­вость к риску, физическая сила и ловкость, быстрота реакции, осмотрительность, расчетливость и др.

Способность к профессии — комплексная совокупность всех или части перечисленных выше качеств, включая направленность и др. Можно хотеть заниматься определенной профессиональной дея­тельностью, иметь способности к ней, но не обладать, например, нужной морально-психологической подготовленностью и поэтому оцениваться неспособным к профессии. Порой способность к профессии определяется по отсутствию противопоказаний.

Часть перечисленных умений рассмотрена в гл. 11.



Раздел III. Психология и педагогика: профессионал


Педагогическая Макроструктура модели имеет четыре ком-

модель профессиона- понента соответствующих педагогическим
лизма свойствам личности: образованность, обу-

ченность, воспитанность и развитость. Каж­дый из них образован двумя взаимосвязанными блоками: первый — общие характеристики, второй — профессиональные, конкретизи­руемые с учетом профиля подготавливаемых специалистов.

Образованность общая определена уже упоминавшимися фе­деральными законами. Общая образованность находится на должном уровне, если выпускник вуза способен правильно по­нимать происходящее в мире и осуществлять цивилизованный выбор решений и поступков, достигать взаимопонимания и со­трудничества с другими людьми, учитывать разнообразие миро­воззренческих подходов и др. Эти компоненты образованности имеют бесспорно не только общее, но и профессиональное зна­чение, ибо определяют возможность и потребность подходить к решению профессиональных вопросов всесторонне, руково­дствуясь не узкой расчетливостью, а и общественной, человече­ской целесообразностью, утверждать на своем участке работы и в окружении духовность, интеллигентность, культуру, культ ра­зума и цивилизованных отношений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.