Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология группы 3 страница





б.Среда, группа, коллектив в психологии, педагогике и практике



нальному менталитету. Если для французов идеальна формула «свобода — равенство — братство», то для россиян, вероятно, более приемлема другая — «братство — равенство — свобода». Педагогический потен- При формировании личности одним из циал коллектива и обязательных условий успеха бесспорно пути его реализации выступает создание педагогически благо­приятной микросреды ее жизни и деятель­ности. Это трансформируется в задачу целенаправленной рабо­ты с первичным коллективом, в котором личность чаше и дольше всего находится, в превращение его в формирующий (чаще по тра­диции говорят — воспитывающий) коллектив. Таковым являет­ся только подлинный коллектив, занятый увлеченно какой-то общественно значимой деятельностью — учебой, профессио­нальным трудом, благотворительностью, общественной актив­ностью1 и пр., — сплоченный, устойчивый, морально здоровый, с развитыми механизмами самоорганизации, с включенностью самих членов в управление его жизнью, с чувством коллектив­ной ответственности, доброжелательностью, дружбой, взаимо­помощью, товарищеской требовательностью.

Суть основного педагогического замысла заключается в том, что члены коллектива должны приходить не «на готовенькое», не помещаться в уже кем-то созданный идеальный коллектив, а включаться в заинтересованное движение по утверждению циви-

1 В этом кет «возврата к прошлому». Напротив, демократия — власть парода. Она предполагает не только участие народа в работе государственных структур, но и в различных, создаваемых по инициативе самих граждан общественных формированиях, имеющих предназначение влиять на работу государственных органов, их работников, по необходимости указывать им на их недоработки и совершаемые ошибки, содействовать совершенствованию их деятельности, са­мостоятельно изучать и решать тс или иные проблемы жизни людей, заниматься делами, которые не входят в сферу государственного регулирования. Подлинно демократическое общество — это обязательно гражданское общество, где обще­ственная активность если не всех, то большинства граждан — норма жизни, ее повседневность. Важный признак движения страны к гражданскому обществу — сужение сферы государственного регулирования и передача все большего числа вопросов жизни и деятельности граждан под их собственное управление (самоуправление), в компетенцию общественных формирований. Эта одна из важных стратегических линий целенаправленного общественного развития еще мало у пас осознана и еще меньше практически воплощается в работе с моло­дежью, в трудовых коллективах. Исправление положения здесь — задача огром­ного педагогическою значения.



Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество


лизованных норм в жизни и деятельности своего коллектива и с помощью его — и в окружающей мезосреде. Участие в создании благоприятной атмосферы в коллективе — не навязываемая ка­ждому обязанность, не лишение его свободы, самостоятельно­сти, чувства собственного достоинства, а напротив — его личный интерес, естественное желание жить и работать в благоприятных условиях, где к нему относятся справедливо, уважительно, при­знают его права, достоинство, успехи, заслуги, положительное в личности. В коллективе низкого уровня развития человек на деле лишается свободы, уважения, прав, и у него остается лишь один свободный выход — уйти из такого коллектива. Чтобы это не случилось, человек вынужден проявлять активность в утвер­ждении в жизни коллектива цивилизованных норм.

А.С. Макаренко принадлежит замечательная по выразитель­ности и верности мысль: настоящая педагогика — это та, кото­рая повторяет педагогику всего общества. Гуманное, демократи­ческое, гражданское общество — это общество активных лично­стей, не равнодушных к происходящему вокруг, гуманно отно­сящихся к другим, не ожидающих указаний сверху, а самостоя­тельно и инициативно, лично и в составе неформальных групп принимающих меры по утверждению в окружении всего луч­шего и устранению неблагоприятного. Очевидно, что педагоги­ческая организация жизни коллектива должна осуществляться путем моделирования в нем особенностей того общества, в кото­ром все мы хотим жить, и поведения его членов как граждан та­кого общества. Это предполагает включение членов коллектива в движение по его совершенствованию и укреплению, в обеспе­чение наилучшего решения задач, стоящих перед ним. Человек при этом включает себя в систему социально-педагогических и психологических взаимосвязей, влияний и воздействий, которые (и это самое важное!) обеспечивают его личностный рост в соот­ветствии с требованиями современной жизни, реализацию его воз­можностей, самоутверждение в непосредственном окружении, по­вышение эффективности осуществляемой лично им деятельности (учебы, труда и др.). Таким образом, педагогический потенциал коллектива заключается изначально в возможности цивилизован­ного формирования его членов путем включения их в движение по превращению в подлинный коллектив, по утверждению в его жизни модели отношений, поведения и деятельности, свойственных объе-


б.Среда, группа, коллектив в психологии, педагогике и практике



динениям людей в гуманном, демократическом, гражданском, пра­вовом, культурном обществе. Так создается микросреда, благо­приятствующая развитию личности.

Задача педагога-организатора — использовать сполна эту педа­гогическую возможность, показывать личную и коллективную необ­ходимость активности, побуждать к ней, поддерживать и поощрять ее проявления, проводить индивидуальную работу в ходе ее.

Другая часть педагогического потенциала коллективаего положительное формирующее влияние уже после его становления как подлинного коллектива, должным образом организованного и живущего слаженной, содержательной жизнью. Такой коллектив и называют воспитывающим коллективом. Его влияние законо­мерно, социально-педагогично, охватывает всех членов коллек­тива, сопровождается действием всех социально-педагогических и социально-психологических механизмов. Это «социальный кислород», нужный и полезный каждому. Влияние коллектива на своих членов может быть и целенаправленным, индивидуа­лизированным, быть инициативной товарищеской реакцией других коллег по коллективу, органов самодеятельного управле­ния и руководителя,в виде коллективного одобрения, поощре­ния, постановки в пример или, напротив, — осуждения, крити-|ки, требования исправления и др. Сила воздействия коллектива, своих товарищей на человека обычно превышает все другие.

В педагогике достаточно отработана и Педагогические

многократно проверена система работы с

основы работы

с коллективом ученическим коллективом. Производст-

венной, юридической, военной и другими отраслями педагогики разработаны специальные технологии. Общими в них выступают следующие рекомендации.

Успех работы с коллективом начинается с личности, стиля, тона работы, примера, авторитета его организатора, руководите­ля. Люди идут только за тем, кому верят, кто сам поступает так, как рекомендует другим. Убежденность, вера в лучшее, увлечен­ность, страстность, энергичность, оптимизм, воля, самоотдача, честность, справедливость, уважительность, открытость, общи­тельность, искренность, доступность, организованность — не­пременные качества того, кто хочет и способен руководить кол­лективом. Неизменное проявление этих характеристик в стиле повседневной работы — обязательная предпосылка авторитета и исходное условие успеха (подробнее о руководителе см. гл. 9).



Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество


Сплочение коллектива, понимание его членами необходимо­сти жить, относиться, действовать должным образом может происходить лишь на основе понимания всеми единой, коллектив­ной цели, интересов, ради которых он создан, совпадения их с по­требностями и интересами каждого (под влиянием которых дан­ный человек и вошел в состав коллектива), признания необхо­димости действовать сообща, уяснения ответственной зависимо­сти друг от друга и коллектива. Это достигается проведением специальных занятий, повседневными разъяснениями, помо­щью, вывешиванием наглядных графических схем, нормативных документов, составлением памяток, но, главное, убеждением на опыте, на фактах, свидетельствующих, что слаженная целена­правленная работа ведет к общему и личному успеху, а нарушения единства, координации, невыполнение своих обязанностей — к неприятностям для всех и самого «единоличника».

Сплочение происходит все успешнее по мере последователь­ного включения в поток консолидированных усилий все большего числа членов коллектива:

• на первом этапе руководитель коллектива разъясняет, по­казывает, призывает, требует, но нередко его реально поддержи­вает только небольшая часть членов коллектива;

• на втором этапе в движение по поиску путей совершенст­вования жизни и деятельности коллектива, поддержке руководи­теля подключается все возрастающая часть членов коллектива;

• па третьем этапе в организуемые руководителем движение и деятельность по решению задач, стоящих перед коллективом, включаются почти все;

• на четвертом этапе каждый член коллектива предъявляет должные требования к себе, согласующиеся с требованиями и нормами жизни коллектива, самостоятельно развивает актив­ность, осуществляет помощь другим, предъявляет товарищескую взыскательность к нерадивым.

Общее движение к достижению цели улучшается и ускоряет­ся созданием актива — первоначальной опоры руководителя в коллективе. Наблюдая за действиями и поведением членов кол­лектива, руководитель подмечает наиболее добросовестных, по­нимающих его и отзывающихся делом на разъяснения и требо­вания. Он усиливает индивидуальную работу с ними, советует­ся, дает поручения оказывать помощь товарищам, поручает им


б.Среда, группа, коллектив в психологии, педагогике и практике



отдельные направления работы в коллективе, зарождая таким образом систему самоуправления коллективом. Руководитель собирает активистов для совместных обсуждений разных про­блем улучшения жизни и деятельности коллектива. Проявляется забота о расширении актива, включении в его состав и других членов, у которых (по итогам продолжаемых руководителем на­блюдений) произошел перелом к лучшему. Недопустима спешка с расширением актива. Коллектив лучше, чем кто-либо, знает действительную цену каждому, и включение двуличного или недостойного человека лишь усложняет создание подлинного коллектива.

Создается демократическая структура самоуправления в кол­лективе в виде ряда общественных групп, комиссий, клубов, секций. Это отвечает и общественным тенденциям, потребности формирования соответствующих умений, привычек и качеств у членов коллектива, а также потребности людей к самостоятель­ности, самовыражению и самоутверждению. На самодеятельные организации возлагается ответственность за состояние и функ­ционирование отдельных участков жизни коллектива: контроля каких-то результатов деятельности коллектива (например, за успеваемостью, качеством работы, расходованием материалом, соблюдением мер безопасности, расходованием финансовых средств и др.), гуманизма в жизни коллектива, контроля за со­блюдением прав, контроля за реализацией права на свободу, культуры общения, разработкой предложений по повышению эффективности труда, по моральным вопросам, разбором кон­фликтов, соблюдением гигиены и чистоты, порядком на рабо­чих местах, бережным обращением с имуществом, связям с другими коллективами, организацией досуга и т.п.

По возможности в состав таких самодеятельных групп вклю­чаются почти все члены коллектива. Например, в Японии в 50-е годы XX в. на предприятиях были повсеместно созданы много­численные «кружки качества», состоящие из рядовых работни­ков. В свободное от работы время рабочие и служащие еже­дневно обсуждали состояние с качеством выпускаемой продук­ции, вносили предложения типа существовавших у нас в те го­ды рационализаторских предложений, только число их в не­сколько тысяч раз превышало их число у нас. В значительной степени благодаря работе этих кружков японская продукция стала по качеству одной из лучших в мире.



Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество


При создании органов самоуправления (общественных фор­мирований) важно удачно подобрать старших групп (чаще всего из актива и лиц, обладающих организаторскими и иными поло­жительными качествами). Наставники, активисты прикрепляются для оказания помощи отстающим. Делать это следует преимуще­ственно не административными решениями, а при участии кол­лектива — по его совету, одобрению, путем выборов. Выбирают­ся и представители коллектива, которые участвуют постоянно в работе управленческих структур учебной или производственной организации (педсовета, ученого совета, коллегии, оперативного совещания и др.). Ныне стали все шире использоваться демокра­тичные методы изучения обшественного мнения в коллективе, настроений, выявление микрогрупп, лидеров, а их данные — учитываться при совершенствовании работы с ним.

Принимаются педагогические меры по учету и совершенство­ванию всех факторов, влияющих на психологию коллектива (см. выше рис. 6.1). Особенно велики возможности педагогики в ор­ганизации и методике работы с коллективом. Значительный пе­дагогический потенциал содержат общие и групповые формы работы: собрания, совещания, подведение итогов — общих и по структурным подразделениям, разборы событий, происшедших внутри и вне коллектива, встречи с интересными людьми и др. Не сам факт применения форм, а продуманная педагогическая проработка, соблюдение необходимых педагогических условий реализуют скрытый в них потенциал. К минимуму таких усло­вий относятся:

• знание (выяснение) руководителем, ответственным орга­низатором педагогических возможностей данной формы работы с коллективом, ее пределов; учет педагогических уроков из опыта использования ее;

• отчетливое осознание руководителем, организатором пе­дагогического результата-цели, достижению которого должны быть подчинены подготовка и проведение намеченного меро­приятия;

• определение всех организационных и методических дета­лей подготовки и проведения, которые обеспечили бы положи­тельное отношение членов коллектива к проводимому мероприя­тию, нарастание их интереса, увлеченность, произвели бы нуж­ное впечатление и обеспечили свободное посещение;


б.Среда, группа, коллектив в психологии, педагогике и практике



• включение в подготовку мероприятия части членов кол­лектива, которые могли бы оказать помощь советами и делом, привлечь других, обеспечить рекламу, подогреть интерес в кол­лективе к предстоящему мероприятию;

• подбор и тщательная подготовка (проверка подготовленно­сти) ответственных исполнителей (ведущих, лектора, выступаю­щих, демонстраторов и пр.);

• обоснованный выбор времени и места проведения.

Формализм, которыми нередко страдает работа с коллекти­вом, в первую очередь порожден пренебрежением к соблюде­нию педагогических условий. Про формально, «для галочки», и бездарно проводимые мероприятия острословы говорят: «Группа временно собравшихся людей, объединенных единым желанием поскорее уйти домой».

Непременное направление работы — создание атмосферы движения коллектива и его членов к цели. Кратко его выра­зил А.С. Макаренко: форма жизни коллектива — движение впе­ред, форма смерти — остановка. Создание такой атмосферы достигается постоянной гласностью, доведением до всех как по­ложительных (общих и индивидуальных), так и отрицательных показателей успешности происходящих событий, подготавли­ваемых мероприятий, хода работ, результатов анализов и оие-|нок, показом способов улучшения жизни и деятельности кол­лектива, напоминанием того, что предстоит делать. Наибольший эффект приносит желательно ежедневно реализуемая гласность. Для этого используется внутренняя громкоговорящая сеть, тсле-сеть, вывешенные на видных местах наглядные таблицы с опе­ративным занесением на них текущих показателей, наглядные диаграммы, «пятиминутки» перед началом работы и по оконча­нии ее, подведение итогов, разборы и др. Хорошо, когда отра­жаются не только показатели коллектива в целом, но и по под­разделениям, группам. Еще лучше, если в самих подразделени­ях, группах подобное осуществляется по каждому члену коллек­тива. Нужны отражение, разборы, анализ, подведение итогов за месяц, квартал, четверть, семестр, полугодие, год. Такая прак­тика порождает соревновательные, конкурентные отношения, задевает «за живое», побуждает прилагать больше старания и требовательности к себе. Хорошо, когда ко всей этой работе ак­тивно привлекаются члены коллектива и общественные группы.



Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество


Все это и другие виды работ в коллективе могут оказаться скучной формальностью, обузой, если движение к цели не напол­няется переживанием удовлетворения и радости его членами. Ра­дость нужна человеку не в отдаленном будущем, а повседневно. Объявление достигаемых результатов, подведение итогов за не­делю и более длительные сроки даст все основания для пережи­ваний чувств удовлетворения и радости, если не всем коллекти­вом, то успешными членами. Необходимо всегда отмечать дос­тижения каждого, положительные изменения, не скупиться на выражение одобрения, добрые слова. Сказываются похвала и поощрение всего коллектива. Хорошо, когда радость и удовле­творение, особенно при значительных достижениях, — не ми­нутная вспышка, а относительно длительны, растянуты, стано­вятся наслаждением чувством достигнутого. Такое можно сде­лать, если не ограничиться короткой словесной похвалой, а провести, например, вечер отдыха, концерт (хотя бы в магнито­фонных и видеозаписях) в честь или по заявкам передовиков или коллектива, организовать выход на природу, поездку на экскурсию, посещение театра, краткосрочный отпуск, выезд к родным, поместить портрет на доску почета, повысить в долж­ности, вручить памятный подарок, прибавить в денежном окла­де и пр. Человека и коллектив обычно обижает и демобилизует не критика, а то, что руководитель, товарищи, коллектив не за­мечают хорошего и особенно прилагаемых усилий и изменений к Лучшему. И напротив, — удовлетворение от того, что хорошее замечается, становится новым импульсом для достижения большего и ожидания новых положительных эмоций. Коллек­тив, приносящий своим членам положительные переживания, притягателен для них и вместе с этим оказывает более сильное психологическое и педагогическое влияние.

Целесообразна широкая организация жизни коллектива, вы­ходящая за рамки основной его деятельности. Это проведение внутриколлективных конкурсов и состязаний, участие групп и отдельных представителей коллектива в различных внеколлек-тивных конкурсах и состязаниях, кружковая работа, совмест­ное проведение части времени досуга, посещение спектаклей и концертов, участие в самодеятельности, в субботниках, благо­устройстве территории и общежития, коллективная разработка особой эмблемы, девиза, обычаев и норм поведения специаль-


б.Среда, группа, коллектив в психологии, педагогике и практике



но для своего коллектива, участие в шефстве над одинокими стариками и т.п. Такая организация жизни развивает предыду­щее направление работы, разнообразит рабочие (учебные) буд­ни, расширяет сферу, число и продолжителыюсть окрашенных положительными эмоциями событий. Неформальная обстанов­ка позволяет людям раскрыться иначе, увидеть друг друга не выполняющими обязанности, а обычными людьми, быть чело­вечнее, налаживать более тесные личные отношения, достигать большего взаимопонимания, лучше чувствовать свое единство. Взять хотя бы участие волейбольной команды первичного кол­лектива, например, класса, учебной группы, цеха, в первенстве школы, института, предприятия. На спортивной площадке ажиотаж. Болельщики команды-противника свистят и кричат: «На мыло!», «Дави!». Они в восторге от любого мяча, выигран­ного их командой. Если даже коллектив не сплочен и пассивен в основном деле, то его члены, присутствуя на матче, слыша и видя освистывание другими неудач своей команды, не смогут остаться спокойными. Может быть, впервые они почувствуют принадлежность к общности «Мы», отделенной от «Они» и у них зародится чувство чести своего коллектива, понимание не­обходимости отстаивать, защищать, укреплять его.

Принимаются меры по организационному воспитанию и обуче-нию членов коллектива, суть которых в обогащении членов кол­лектива знаниями, навыками, умениями и привычками поведе­ния в организациях, работе в общественных формированиях, органах самоуправления. Им разъясняется значение совместного труда, внутренняя структура организации и отношения взаимо­зависимости между ее компонентами, распределение функций, обязанности и недопустимость невыполнения их, условия ус­тойчивого успеха и роста достижений организации, значение организационной дисциплины, культура и этика поведения в [трудовом коллективе и пр. Стоит подчеркнуть, что это нужно не только при плановой, но еще больше при рыночной экономике, ибо се внутренние взаимозависимости более ответственны. Не­обязательность, несоблюдение сроков, договорных условий вы­зывают недовольство, недоверие, агрессию партнеров по бизне- су и ведут предпринимателя, акционерное общество, фирму к [краху. Существуют и специальные формы и методы отработки


210 Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество

организационных навыков, умений, привычек в трудовых кол­лективах.

Общая работа, направленная на достижение цели и удовле­творение интересов коллектива и личности, с очевидностью выявляет, как лакмусовая бумажка, сильные и слабые стороны каждого. На этом фоне индивидуальная работа, обязательная в любых условиях, делается предметной, обоснованной и убеди­тельной.

Необходимое направление работы — постоянное наблюдение за происходящим в коллективе и с его членами, психолого-педагогический анализ и оценка его, помощь в преодолении чрез­мерных трудностей и коррекция негативных отклонений. Даже в хорошем коллективе его многообусловленная жизнь не лишена внутренних напряжений, противоречий, отставания в чем-то, негативных влияний извне. Могут возникать споры, претензии, недовольства, ошибочные мнения, обострения взаимоотноше­ний, сбои во взаимодействии, не всегда полезные неформаль­ные микрогруппы (например, по признакам землячества, на­циональным, военному опыту, общности особых привычек и потребностей, выделяемых руководителем «любимчиков» и др.), отрицательные обычаи и традиции (распития по любому поводу, «дедовщина» и т.п.). Руководителю, педагогу важно подметить все это на стадии зарождения, «не запускать бо­лезнь» и принять своевременные тактичные, но эффективные меры (опять-таки привлечением самодеятельных организаций и членов актива), не успокаиваться, не убедившись, что про­блема решена. Негативные явления с разросшимися в коллек­тиве глубокими психологическими «корнями», опутавшими многих и многое, крайне трудно устранимы. Один из зачинате­лей социально-психологического движения 60-х годов В.Н. Колбановский считал, что коллектив с отрицательными традициями практически исправить невозможно; его следует полностью расформировать и на его месте сформировать но­вый из других людей. Чтобы не оказаться перед невероятно сложной педагогической проблемой исправления ошибок в ра­боте с коллективом и отдельными личностями, не нужно до­пускать педагогической запущенности.


й среда, группа, коллектив в психологии, педагогике и практике



Вопросы и задания для самопроверки и размышлений

1. Как с системных позиций обосновать существование со­циально-психологической реальности?

2. Классифицируйте социально-психологические явления по их носителям.

3. Дайте характеристику основных социально-психологи­ческих явлений, отличающихся по качественно-содержа-тельным особенностям.

4. С основными психологическими особенностями личности вы познакомились в гл. 4. Каковы же личностные социаль­но-психологические явления, чем они детерминируются?

5. Перечислите социально-психологические механизмы и дайте их характеристику.

6. Что изучает социальная педагогика, каковы социально-педагогическая феноменология, ее влияния и источники их силы?

7. Что понимается под уровнем социально-психоло­гического развития группы и каковы основные психоло­гические характеристики коллектива?

8. Каковы сущность, значение и основные слагаемые пе­дагогического потенциала коллектива?

9. Расскажите об основных рекомендациях педагогики по работе с коллективом.

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. — М.,1998.

2. Бодалев Л.А. Личность и общение. — М., 1982.

3. Василькова Ю.В., Василькова Т.Д. Социальная педагогика: курс лекций — М., 2000.

4. Волков Г.Н. Этнопсихологический словарь — ML, 1999.

5. Волков Г.Н. Этнопедагогика. — М., 1999.

6. Воловик А.Ф. Педагогика досуга. — М., 1998.

7. Громова О.Н. Конфликтология. — М., 1998.



Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общесп


8. История социальной педагогики: хрестоматия — учебное посо­бие / Под ред. М.А. Галагузовой. — М., 2000.

9. Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептив­ный подход). — Ростов н/Д, 1986.

10. Лебон Г., Тард Т. Психология толпы. — М., 1998.

11. Лихачев Б. Т. Социология воспитания и образования: курс лек­ций по социальной педагогике. — Рязань, 1999.

12. Каралаш И.А. Социально-педагогическая практика: организация и технология проведения. — Астрахань, 1997.

13. Карцева Л.В. Социальная работа с семьей: психолого-псдагогический анализ. В 2 ч. — Казань, 1998.

14. Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко. — М., 1988,

15. Майерс Дэвид. Социальная психология. — СПб., 1997.

16. Макаренко А.С. Педагогические сочинения. В 8 т. — М., 1983.

17. Николаев В.А. Истоки русской народной педагогики. — Орет 1997.

18. Основы социально-психологической теории / Под общ. ред. А.А. Бодалева и А.Н. Сухова. — М., 1995.

19. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М., 1992.

20. Платонова Н.М. Основы социальной педагогики. — СПб., 1997,

21. Подласый И.П. Педагогика. — М., 1996.

22. Социальная психология: хрестоматия. — М., 2000.

23. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. — М., 1981.

24. Чиркова Т.Н. Психологическая служба в детском саду. - М., 2000.

25. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. — М., 1995.

26. Щуркова Н.Е. Классное руководство (теория, методика, техно­логия). - М., 1999.


Глава 7

Психология и педагогика жизни в современном обществе




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 349; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.