Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура как




Г

I


P. Тернер, американский социолог, пытаясь проанализировать, как и за что награждают в США и Великобритании, разослал за­просы 53 ведущим американским корпорациям и 51 британской корпорации с просьбой выслать служебные биографии с указани­ем наград своих сотрудников.

Всего было проанализировано более 750 таких биографий. Иссле­дование подтвердило предположение автора, что английское об­щество стремится поощрить успех посредством поручительства и поддержки, а вознаграждения и поощрения исходят от центрально­го вышестоящего учреждения; для американского общества харак­терно соревнование в открытой борьбе со своими коллегами, а вознаграждения и поощрения исходят от отдельных учреждений, обществ профессионалов и т.д. Оказалось, что в Англии 53% со­ставляют правительственные награды, в США —только 11%. Зато в США награды, присуждаемые колледжами и университетами, состав­ляют 42%, а в Англии — 13%, В США 14% наград присуждены за спортивную, религиозную, патриотическую деятельность, обществен­ные заслуги, в Англии — ни одной. Все это является убедительным, на наш взгляд, свидетельством двух различных культур продвиже­ния по службе, которые поддерживают и ориентируют индивида на вполне определенный алгоритм поведения для достижения успеха, продвижения по службе...*

..... Индийца удивляет, что жена европейца называет мужа по име­
ни, обращаясь к нему в присутствии его матери и без ее разреше­
ния. Японцы, рассказывая о печальном событии, улыбаются, чтобы
не огорчить слушателя. Мусульманин будет поражен, увидев алко­
гольные напитки на христианских поминках за столом. Латиноаме­
риканцы часто сетуют на холодность и отчужденность североаме­
риканцев, поскольку североамериканцы не любят, чтобы до них дот­
рагивались во время разговора, и считают, что наиболее приемле­
мое расстояние между собеседниками — 75 см. Житель США счи­
тает себя обязанным улыбаться человеку, с которым случайно пе­
ресекся взглядом — иначе могут решить, что он плохо воспитан. Но
улыбка не может служить поводом для контакта, потому что контакт
без должной причины рассматривается как вмешательство в част­
ную жизнь или как угроза сексуального домогательства. Всего лишь
подозрение в этом может стать основанием для обращения к пра­
вовой защите. В контактах с собеседником требуются терпимость
и снисходительность, сдержанность в выражении удовольствия и
сожаления: не принято желать здоровья чихающему и желать при­
ятного аппетита.

Как мы думаем, примеров достаточно. О чем они? Почему люди ведут себя по-разному, оценивают по-разному одну и ту же ситуа­цию? Первое, что приходит на ум, — они считают, что так и сле­дует себя вести; каждый оценивает чужие поступки, действия, мысли


* См.: Тернер Р. Сравнительный контент-анализ биографий//Вопросы социо­логии. — 1992 — № 1, с. 121—128.

329


с точки зрения того, как принято в его среде, обществе, в котором он живет.

Иными словами, каждое общество обладает определенной сис­темой образцов поведения, традиций, ценностей, критериев, пред­ставлений о мире, о том, как следует себя вести, что такое добро и зло, т.е. каждое общество обладает своей культурой*.

Глава XIV. Культура как явление: социологический анализ

Когда заходит разговор о культуре, ее роли в нашей жизни, чаще всего упоминают художественную литературу, изобразитель­ное искусство, а также образование, культуру поведения. Но все это — лишь небольшая, хотя и очень важная часть культуры.

Культура — это прежде всего характерный для членов данного общества образ мыслей и образ действий. В социологическом пони­мании культура, и в первую очередь ценности, нормы, традиции, критерии, оценки регулируют взаимоотношения людей, обьединя-ют людей в единую целостность — общество.

Это сделало возможным переход от регуляции на основе реф­лексов, инстинктов, т.е. жестких врожденных шаблонов, к соци­альной регуляции на основе «ожидания — ожидания — ожидания». Люди создали своеобразную надстройку из символических фено­менов в виде норм, обычаев, правил игры, оценок, что позволило им вести предсказуемую скоординированную жизнь. Следователь­но, культура — важнейшая субстанция социальной жизни, а соци­альная реальность, как уже упоминалось, — социокультурная ре­альность. Благодаря тому, что человек изобрел символически-куль­турную связь, наполненную моральными нормами, ценностями, законами, критериями добра и зла, и стала возможна социальная жизнь.

Мы постараемся хотя бы вкратце проанализировать культуру как социальный феномен, раскрыть многообразие проблем, которые обнаруживает социологический анализ этого уникального творе­ния человеческого сообщества.

* * *

В науке, да и в обыденной жизни трудно найти термин, кото­рый мог бы сравниться с термином «культура» по частоте употреб-

* Достаточно подробно и всесторонне проблема определения культуры, осо­бенностей аспектов изучения культуры в различных науках проанализированы Иониным Л.Г. (см.: Ионин Л.Г. Социология культуры. — М, 1996, гл. I, II)

330


ления и многозначности толкования. Дать этому термину однознач­ную трактовку чрезвычайно трудно именно по причине того, что он употребляется во всех областях нашей жизни, приобретая в каж­дом случае особый оттенок.

Попытаемся социологически описать культуру, указав ее основ­ные признаки.

§ 1. Культура и природа

Термин «культура» произошел от латинского слова cultura и пер­воначально означал возделывание, облагораживание земли. Слова «возделанное человеком», «облагораживание» определяют один из главных смыслов культуры и породили, видимо, тот широкий круг явлений, свойств, объединенных словом «культура».

Изучение соотношения культуры и природы (как вне человека, так и естественно-биологической природы самого человека) — первый этап социологического анализа культуры, но в ходе этого изучения обнаруживается, что данное соотношение носит неодно­значный многоплановый характер.

Итак, говоря о культуре, мы имеем в виду те яв-

ления, свойства, элементы человеческой жизни,

которые качественно отличают человека от при­роды.

• Прежде всего к числу этих явлений относятся феномены, воз­
никающие лишь в обществе и не встречающиеся во внешней приро­
де: изготовление орудий труда, спортивные состязания, политичес­
кая организация общественной жизни, обычай дарить подарки, язык,
мораль, религиозные обряды, наука, искусство, транспорт, одежда
и т.д. Круг этих внеприродных явлений очень широк и включает как
сложные, «серьезные», так и простые феномены — казалось бы,
незатейливые, но очень важные и нужные для человека.

• В круг явлений, обьединяемый словом «культура», входят
такие качества людей, которые не могут быть отнесены к внутрен­
ней биологической природе человека, не наследуются генетически
и не регулируются биологическими инстинктами. Речь идет о нрав­
ственных нормах и правилах поведения, законах, традициях. Чело­
веколюбие и гуманизм, понятие о долге, чести, приличии, чувства
совести и стыда, мода — все это создано самими людьми. Это сво­
еобразная надстройка над естественно-биологической природой че­
ловека, благодаря которой человек сознательно регулирует, конт­
ролирует свое инстинктивное поведение, свои природные задатки.

Особо отметим значение культурного контроля. Генетическая предрасположенность эмоционального человека к бурным формам реагирования, выражения своих чувств может быть существенно


нейтрализована, облагорожена выработанным умением контроли­ровать себя. Этот социальный контроль, в том числе самоконтроль человека над своими природными инстинктами, — важнейший эле­мент культуры.

Конечно, в современной жизни чисто инстинктивные действия человека крайне редки. Но нельзя отрицать, что некоторые элемен­ты человеческой жизни впрямую зависят лишь от биологической конституции человека, его физического здоровья и зачастую не поддаются культурному контролю. Это чаще всего вопросы личной гигиены, здоровья, взаимоотношений мужчины и женщины, не­произвольные реакции на свет, боль и т.д. Надо иметь в виду, что ко многим подобным явлениям впрямую не может быть применена культурная оценка.

Итак, культура связана с внеприродным в человеческой жизни,
с тем, что не наследуется генетически, а возделано человеком в
себе и в других.
■•„nLTx/r.iJLi^ Дж. Мердок, известный американский исследо-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.