КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ЛИЧНОСТЬ 1 страница
Г Г Г Г I ную интерпретацию, приписывает определенный смысл, значение этому объекту. Механизм реализации интерпретационной функции в какой-то ретранслятор вые трактовки и дешифровки воспроизводится, торимость культуры, характерные для нее стилистика, акценты, приоритеты. Тем самым язык является ретранслятором данной культуры. Очевидно, что культура распространяется и с помощью жестов, обрядов, мимики, танцев. Однако вряд ли что-нибудь может конкурировать с таким наиболее емким, доступным, точным ретранслятором культуры, каким является язык. Существуют две точки зрения на оценку языка как ретранслятора культуры. 1. По мнению одних исследователей, в передаче национального 2. Вместе с тем нельзя абсолютизировать роль языка в качестве В конце 80-х гг. автор данного раздела книги попросил группу московских студентов и бакинских студентов коренной национальности, но обучающихся на русском языке, дать нравственные характеристики слову «деловой человек». Среди ответов московских студентов превалировали такие характеристики, как «способный лю- 349 бым способом добиться своего», «пробивной», «наглый» и т.д. Среди ответов их сверстников из Баку— «активный», «энергичный», «практичный». Своеобразным аргументом против абсолютизации роли языка как решающего носителя национальной культуры являются и результаты исследования московских ассирийцев: наиболее сильным фактором поддержания их этнокультурной идентичности оказался не язык, а стойкая и достаточно богатая историческая память, передающаяся из поколение в поколение и удерживающая имена многих древних царей, полулегендарных персонажей, вошедших в мировую культурную традицию, т е. сохранившееся представление об Ассирийском царстве (сущестовавшем три-четыре тысячелетия назад!). Еще более ярко и непосредственно переживают ассирийцы события относительно недавнего времени (начала XX в.): 84% опрошенных смогли даже точно указать название местности и селения, где родились их предки*. § 2. Основные социально-исторические типы социокультурной регуляции Культура по своей структуре — крайне сложная и многообразная система. Но нас интересуют лишь те структурные элементы, которые непосредственно участвуют в реализации основных социальных функций культуры: интегративной, регулятивной, социа-лизационной. Ежедневно совершая те или иные поступки, действия мы ориентируемся на те или иные доводы, идеи, правила, шаблоны и т.д.: в знак расположения мы пожимаем руку коллеге, улыбаемся, похлопываем по плечу — так это принято; к Пасхе печем куличи, красим яйца, готовим яства — так требует обычай; стремимся одеваться по моде; на работе выполняем определенные обязанности, соблюдаем правила распорядка, нормы и т.д. В сложной ситуации, когда необходимо принять непростое решение, мы стремимся разобраться, что для нас важнее, ценнее — честь, достоинство или материальное благополучие, свобода, возможность проявить свою независимость или карьера? Как видим, современная культура имеет много инстументов, средств регулирования поведения — от самых элементарных, мало-осознаваемых, осуществляемых чисто автоматически до сложнейших, предполагающих осмысленность выбора, апеллирующих к глубинным пластам духовного мира, вызывающих глубокое внутреннее сопереживание. Эти инструменты дополняют друг друга, обеспечивают регуляцию поведения в самых разнообразных ситуациях. * Титов В Н Этнокультурная характеристика московских ассирийцев (опыт эт-носоциологического опроса)//Этнографическое обозрение. — 1992 — № 5, с 47—54). 350 Вместе с тем они в разной степени способны задействовать личную ответственность, личное социальное творчество Актора. Соответственно, одна из главных характеристик организации общества — определение, каково соотношение различных типов социальной регуляции в данном обществе, насколько важнейшие сферы общественной жизни регулируются социокультурными механизмами, предполагающими осмысленный выбор индивида, за который он несет личную ответственность. И это, пожалуй, может быть рассмотрено социологией в качестве одного из самых главных критериев классификации социально-регулятивных инструментов, используемых в культуре. В ходе культурно-исторического развития человечество выработало два основных типа регуляции: на основе малоосмысленного традиционного* шаблона поведения (это, пожалуй, наиболее ранняя форма социальной регуляции) и на основе личностно-избира-емой и осмысливаемой ценностной позиции (ценностно-нормативный вид регуляции — более современная, посттрадиционная форма социальной регуляции). При использовании традиционного шаблона поведения человек осуществляет свои действия потому, что так принято, не размышляя, не оценивая, не взвешивая, не будет ли другое действие более целесообразным. «Психологический механизм подобной регуляции в том, что способ и нормы деятельности не фиксируются отдельно от самой деятельности»**. Мысль вплетена в деятельность и не выделена из нее. В современной жизни подобными шаблонами являются и элементарные привычки (здороваться правой рукой, писать слева направо, а у некоторых народов — справа налево), и определенные обычаи, обряды, ритуалы и т.д. В традиционном (в абсолютном смысле — в раннетрадицион-ном, в меньшей степени в позднетрадиционном) обществе подобная регуляция играла исключительно важную роль. * Слово «традиция» широко распространено, что сделало его многозначным Поэтому следует разделять традицию, традиционное как тип (механизм) социального мышления, поведения и традицию, традиционное как нечто устойчивое, как преемственность. В первом случае мы имеем дело с определенным типом регуляции социального поведения — малоосмысленным, автоматическим (традиционалистским) повторением того, что было принято предками Во втором случае подчеркивается, что данные правила, в том числе нормы, ценности (т.е осознанные формы регуляции) для данной культуры традиционны и переходят от поколения к поколению. В данном разделе мы будем использовать слово «традиция» преимущественно в первом смысле этого слова ** Левкович В П. Обычай и ритуал как способы социальной регуляции. В кн ■ Психологические проблемы социальной регуляции поведения — М., 1976, с 213 351 Все носило шаблонный характер. «Способ, каким человек должен питаться, одеваться в конкретных обстоятельствах, жесты, которые он должен делать, формулы, которые он должен произносить, точно определены»*. Шаблонный тип регуляции обеспечивал высокий уровень предсказуемости поведения, социальной интеракции. В этом смысле все было достаточно надежно, даже жестко предсказуемо, чего нельзя сказать о способности к изменениям, эффективности, результативности. При использовании ценностной (ценностно-нормативной) регуляции человек принимает решения, ориентируясь прежде всего на критерии — ценности и нормы, которые в данном обществе признаны разумными, обоснованными. Отличительной чертой психологического механизма ценностно-нормативной регуляции является то, что «принципы деятельности выделены из процесса деятельности и воплощены в культуре особыми средствами... в которых сформулированы лишь общие правила и принципы, рассчитанные на их творческую реализацию в виде некоторых критериев, оценок, абстрактных принципов»**. Но эти критерии, абстрактные принципы, с одной стороны, приняты в данном сообществе, которое придало им определенный пафос, почитание, а с другой стороны, обязательно должны быть осмыслены, переопределены, переработаны каждой личностью, каждым новым поколением. Ценность, почитаемая в данном обществе, входит в духовный мир личности, как будто ее вновь создали, становясь глубоко интимным ее внутренним достоянием (человек может и не отдавать в отдельных случаях себе отчет в том, что воспринятые им критерии, абстрактные принципы общеприняты, почитаемы в той или иной общности). Иными словами, общество и здесь контролирует предсказуемость поведения человека, наделяя его выработанными стандартными критериями оценки. Но этот контроль осуществляется опосредованно, неявно, апеллируя к интеллекту личности, ее личностному выбору, убеждениям. Ценность усваивается каждой личностью по-новому, требует ее личностного переосмысления, переработки. Как видим, предсказуемость поведения, ориентация на стандарты социального поведения обеспечивается и существует в двух социально-исторических типах — шаблонной и ценностной регуляции. Конкретные социокультурные различия между ними следующие. * Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии, 1991, с 271. ** Левкович В.П. Указ. соч., с. 213, 215. 352 Обобщенность — конкретность. Шаблон — ситуативно-конкретизированный регулятор. Он указывает, как себя вести в аналогичных, схожих ситуациях. В результате поведение человека регулируется набором конкретных шаблонов, инструкций. Если же человек сталкивается с непредвиденными обстоятельствами, его поведение грозит стать непредсказуемым, произвольным, или у человека формируется боязнь перед новизной, боязнь риска. Традиция, повтор, неизменность того, что делали предки, — яркий результат подобной регуляции. Ф. Кэшинг, долгое время проживший в племени зуньи, сообщал, что это племя при изготовлении оружия и предметов домашнего обихода тщательно сохраняет традиционную форму этих предметов вплоть до мельчайших деталей орнамента. Аналогичные данные приводит Д. Бернау: индейцы Британской Гвианы «обнаруживает поразительную ловкость в изготовлении некоторых предметов: они, однако, никогда их не улучшают. Они делают их точно так же, как делали их предки до них»*. Ценность же (а также норма) — это обобщенный (а не ситуативно-конкретный) критерий, который может быть применен при оценке любой конкретной ситуации. Можно ситуативно знать, что нельзя лгать (конкретно) родителям, нельзя лгать (конкретно) начальнику и т.д. Обобщенная же, ценностно-нормативная регуляция будет регулировать поведение иначе: «Всякая ложь безнравственна». Такая регуляция гарантирует, что не только в «давно за-инструктированных», но даже в непредвиденных ситуациях (в отношении которых еще не выработано «инструкций») человек поведет себя надежно, предсказуемо. Выйдя за рамки «привычного», но, будучи вооруженным обобщенным критерием — ценностью, он не подведет и будет вести себя в пределах договоренного. Становятся возможными социальный риск вхокдения в непредвиденное, социальное творчество, инициатива при сохранении предсказуемости поведения человека по принципиальным вопросам. Внешнее-внутреннее. Индивид воспринимает шаблон как непререкаемое, не требующее доказательств, а значит, не связанное с личными размышлениями, логикой и практической проверкой, внешнее требование. Следовательно, шаблон, во-первых, как правило, малоосознава-ем. Человек выступает как своеобразный «автомат», выполняющий набор инструкций, не подлежащих обсуждению и размышлению. Поступки и действия (как других лиц, так и свои собственные) оцениваются по критерию «можно — нельзя», «разрешено — не разрешено». Если поступки и действия не соответствуют этому критерию, индивид испытывает чувство стыда перед другими, боязнь. * См: Леви-Брюль Л Первобытное мышление. — М., 1930, с. 24 353 12 Общая социоло! ия Кроме того, шаблон —деиндивидуализированная регуляция. Человек не выделяет себя из общности, он действует и мыслит так, как принято в общности, и стыдится, что сделал что-то не так. Выработанные в общности правила, шаблоны воспринимаются как непререкаемые мотивы личного поведения. Внутриличностная регуляция поведения фактически еще отсутствует. Наоборот, ценностно-нормативная регуляция предполагает личное восприятие, оценку, размышление о том, что более важно, более правильно. Ценность нельзя запомнить, заучить, ее следует осознать и принять как ценное, желательное. Поэтому ценностная регуляция — это внутренняя регуляция социального поведения. Следовательно, во-первых, ценностная регуляция — это осознанная, основанная на личной оценке, размышлениях регуляция социального поведения. Из бездушного робота-автомата человек преобразуется в самостоятельно мыслящего субъекта, ответственного за собственное решение, прогнозы, предвидения. Духовно-интеллектуальное богатство такого человека не сравнимо с шаблонным миром «духовного робота». Человек осознает, что ценно для него, более значимо, и мыслит понятиями «добро — зло», «полезно — бесполезно». Особое значение приобретают чувства вины, совести, но и ощущение стыда по-прежнему сохраняется*. Во-вторых, в центре размышлений индивида стоит его «Я» (что я хочу? что я считаю правильным и желательным?). Ценностная регуляция предполагает выделение личности из общества, возникает личностное восприятие мира. В то же время ценности, нормы выработаны не индивидом, а обществом, что сохраняет предсказуемость поведения личности для других. Робот-автомат преобразуется в самостоятельного, но предсказуемого по принципиальным параметрам поведения деятеля. Это создает интеллектуально-нравственные и социальные условия для развития социального творчества, социальной фантазии. * В мировой философско-этической, социологической, психологической литературе проблема страха — стыда — вины рассматривается как проблема исторического развития индивидуального контроля: от животно-инстинктивного страха за свою жизнь, через стыд перед своей общиной, стыд за свою репутацию, к вине, которая выражает озабоченность, ответственность индивида перед самим собой за свои личные качества. На основании этого деления выделяется культура стыда, мораль которой является неиндивидуалистической. Она призывает индивида к тому, чтобы без особых размышлений выполнять свои конкретные обязанности. Для нее решающее значение имеет не мотив поступка, а правилен ли поступок с точки зрения принятых в обществе правил приличий. Культура же «вины» призывает индивида следовать голосу собственной совести, за которой предполагается универсальный нравственный закон (См. об этом работы Бенедикта Р, Лотмана Ю М., а также1 Кон И.С Моральное социальное и регулятивное механизмы культуры В кн.: Социальная психология личности. — М., 1979, с. 86—91.) 354 • Есть и другие различия между традиционно-шаблонным типом регуляции и ценностно-нормативным. Ценности благодаря более высокому уровню интеллектуально-логического обоснования иерархизированы. В процессе шаблонной регуляции нет иерархии (нет понимания, где причина, а где следствия, что важно, а что менее важно). Благодаря этому возникает еще одно различие. Шаблонно-традиционный тип регуляции основан на системе прямых, неаргументированных запретов и других санкций. Нарушение любого шаблона воспринимается как одинаково опасное, что обусловливает жесткость и неиерархизированность санкций (любой проступок карается одинаково жестоко). Иерархизированность же ценностей и норм порождает «гибкость» и иерархизированность санкций (за более общественно опасный проступок — более жесткая, за менее опасный — менее жесткая санкция). Кстати, так как традиционно-шаблонная регуляция в современном обществе, как правило, осуществляется в малоответственных сферах поведения, то кардинально меняется и характер санкций за несоблюдение обычая, ритуала, этикета — они лишаются жесткости. § 3. Традиционная регуляция в современном обществе Шаблонный тип социокультурной регуляции не случайно назван нами социально-историческим, — он возник на раннем этапе развития общества, но широко используется и современным обществом. Современный человек использует достаточно широкий арсенал социокультурных регуляторов, что делает его жизнь многообразной, его поведение гибким при сохранении целостности, духовного единства, задаваемого системой ценностей. Рассмотрим основные проявления традиционно-шаблонной ре ОБЫЧАИ, ритуалы щие повседневного поведения, которые выпол- в нашей жизни няются человеком в полуавтоматическом режиме: протягивание правой рукой для рукопожатия, ношение часов на левой руке, использование в процессе еды ложки, вилки и т.д. Существуют привычки традиционно-шаблонного типа — никто не может объяснить, почему что-то надо делать так, а не иначе. Некоторые привычки возникают вполне осознанно, но затем закрепляются и доводятся до автоматизма — например, чистка зубов утром и вечером. Привычки человека, отличающиеся от 355 общепринятых, могут вызвать в современном обществе слабую санкцию: недоумение и т.п. Обычай — это «традиционно установившийся порядок поведения. Это одобренные обществом массовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять»*. Множество шаблонов может быть отнесено к обычаям: традиционное питание, бытовые обычаи (например, празднование Нового года, обычай гостеприимства у народов Кавказа), санитарно-гигиенические обычаи (баня с парной, или просто душ, или баня в бочке) и т.д. Одни обычаи имеют древнюю историю, другие возникли и закрепились всего лишь несколько десятилетий назад. Но во всех случаях под обычаем мы имеем в виду закрепившийся, устойчивый порядок действий, поведения. Другие отличительные черты обычаев — выработка их несколькими поколениями и малоосмысленное, преимущественно аффективное следование им. Никто не может объяснить, например, почему у представителей некоторых народов на употребление свинины наложено табу. Конечно, не исключено, что в момент укоренения тот или иной порядок действий имел логическое или практическое обоснование. Так, мусульмане нередко заявляют, что и запрет употребления свинины, и обычай обрезания имеют медицинское обоснование. Возможно, это действительно так. Но в современном обществе цель обряда обрезания — подтвердить личную приверженность человека своей культуре, своему народу. Следовательно, можно выделить обычаи особого рода — обряды, ритуалы, которые представляют собой стандартизованный набор действий, не порождающих нового в материальном смысле слова, но имеющих огромное символическое значение. Ритуал бракосочетания (обмен колец, кое-где «выкуп невесты» и т.д.), траур в дни похорон (черный цвет одежды, задрапированные зеркала и т.д.) — это символы уважения, верности, радости или скорби, соблюдение которых оказывают огромное эмоциональное воздействие на участников и зрителей данного ритуала. В свое время значение обрядов, ритуалов в жизни людей было очень важным. Известны ритуалы инициации — перехода в статус полноправного члена клана или племени; они отождествляются со смертью и новым рождением. Без этого ритуала мужчина не мог рассчитывать на права, привилегии и обязанности, которые ему были бы положены по статусу. Как правило, ритуалы инициации являлись и «концентрированной школой», и экзаменом на зрелость. У многих племен ритуал инициации продолжается несколько месяцев; молодых кандидатов поселяют в специально построенный лагерь вдали от деревни, заставляют голодать, подвергают жесточайшей порке, * Кравченко А.И. Введение в социологию. — М., 1995, с. 62—63. 356 делают обрезание и тотчас же заставляют танцевать, несмотря на то, что они истекают кровью. Все это время им нельзя издать ни звука — иначе они обречены на пожизненный позор. Затем им читают «краткий курс» (семья, гражданские обязанности, мораль, ремесла). После этого каждый из молодых людей получает новое имя*. В настоящее время своеобразным ритуалом инициации является церемония вручения паспорта в торжественной обстановке, в западных странах существуют обряды конфирмации — совершеннолетия, которые проводятся торжественно, празднично и запоминаются на всю жизнь. Обряды, ритуалы (выпускной бал в школе, свадьба, юбилей и т.д.) освещают все более или менее значимые вехи жизни, придают ей особую эмоциональную окраску. Правда, в отличие от традиционного общества, в котором обычаи регулировали все основные сферы человеческого поведения, сегодня их роль не является основополагающей, хотя и достаточно приметна. Люди по-прежнему стремятся соблюдать их, воспитывать новые поколения в соответствии с обычаями. ...Вокруг «гуляла масленица». Все были приятно возбуждены, кто пел, кто плясал, а кто с интересом наблюдал за всеобщим весельем. Но безразличных не было. Кто-то вспоминал свое детство, масленицу в своей деревне, отдельные ее эпизоды. Кто-то, впервые попав на масленицу, вспоминал живописные рассказы своей бабушки о праздновании масленицы в ее деревне, но всех объединяло одно: чувство единения народа, имеющего единые корни, свидетельством которых являются обычаи, обряды, ритуалы... В современной жизни эти преимущественно аффективные, ма-лоосмысливаемые шаблоны поведения выполняют огромную ин-тегративную, социализационную роль, определяют культурное своеобразие стиля, образа жизни народа, общности. Однако нельзя однозначно утверждать, что регулятивная функция обычаев в современном обществе снижена. Например, немалая часть жителей (как правило, сельских), как и в былые годы, голосуют на выборах так, как им посоветовал начальник. Вряд ли при такой традиционно-шаблонной регуляции будут реализованы преимущества всеобщего избирательного права. Среди регуляторов социального поведения особняком стоит мода. Как и обычай, мода является преимуще- социологический ственно аффективно-малоосмысленной формой слабыми санкциями, так как не распространяется (как и обычай) на важные сферы современной общественной жизни, а затрагивает лишь чисто стилистические особенности социальных порядков, стандартов поведения. ' См: Оля Б. Боги тропической Африки. — М., 1986, с. 119—122. 357 Но есть и существенное различие между обычаем и модой: обычай делает акцент на устойчивости, преемственности, а мода — на новизне, изменчивости. Конечно, мода тоже является стандартом поведения (одежды, быта, архитектурного стиля, стиля поведения и т.д.), но это относительно подвижный, периодически изменяющийся стандарт поведения. Социология моды — одно из увлекательных направлений нашей науки. Г. Спенсер еще на первых этапах развития социологической науки на основе анализа большого этнографического и культурно-исторического материала выделил два вида подражательных действий: • мотивированные желанием выразить уважение лицам с бо • стимулируемые стремлением подчеркнуть свое равенство с Данные мотивы и являются основой возникновения моды. Мода — это прежде всего новые образцы поведения, применяемые престижными слоями для того, чтобы выделиться из общества, и перенимаемые другими членами общества с тем, чтобы выглядеть как представители преуспевающих, престижных слоев. Пока существуют социальные сословия, не может быть и единой моды. На это обратил внимание Г. Зиммель, внесший особо заметный вклад в социологическое осмысление феномена моды. Подчеркивая роль престижных слоев в формировании моды, он вместе с тем углубил понимание механизма развития моды. Мода, согласно его взглядам, удовлетворяет двойственную потребность человека: отличаться от других и быть похожим на других. Развитие ее происходит следующим образом: высшие классы стремятся посредством внешних хорошо различимых признаков продемонстрировать свое отличие от низших; последние же, стремясь к более высокому статусу, овладевают этими признаками, после чего высшие классы вынуждены вводить новые отличительные знаки (новые моды), которые вновь заимствуются и т.д. В продолжение и развитие этих идей Г. Блумер называет две фазы развития моды: инновация и отбор. При этом он в какой-то мере заглушает стратификационный аспект анализа моды (престижные слои — низшие слои, которые стремятся быть похожими на престижные слои). Видимо, сказывается ощутимый рост среднего класса в структуре индустриально развитых стран, что в определенной степени изменило стратификационный аспект инноваций в моде, выдвинуло на первый план эгалитарные факторы. Согласно взглядам Г. Блумера, на первой фазе (инновация) происходит предложение соперничающих между собой культурных образцов; на второй фазе все социальные группы осуществляют отбор, в результате которого одобренный образец становится об- 358 щепринятой нормой. Благодаря этому мода, во-первых, создает определенную меру единообразия, необходимую для нормально-ю функционирования общества; во-вторых, облегчает возможность разрыва с ближайшим прошлым и подготовку к ближайшему бу-лущему; в-третьих, воспитывает и формирует общность, стандарт восприятия и вкуса. Социологический анализ моды позволяет по-новому увидеть этот будничный, постоянно напоминающий нам о себе регулятор социальной жизни*. Прежде всего, говоря о моде, мы подчеркиваем изменчивость, динамичность внешних и стилистических аспектов социального поведения. Изменение глубинных аспектов не относится к области моды. Поэтому, когда говорится «сейчас это модно», — подчеркивается, что это не затрагивает глубинные аспекты, а лишь внешнюю сторону. Обобщая научно-социологический анализ и практику моды, можно выделить следующие аспекты понимания, исследования моды. • Мода как свидетельство социального престижа. Приобрете • ' Мода как стремление подчеркнуть свою социально-страти • Мода как способ приобретения индивидуальной специфики, Итак, мода является: • своеобразным регулятором стилистики социального пове • интегратором посредством механизма идентификации; * Несколько работ отечественных ученых посвящено социологии моды: Толстых В.И. Мода как социальный феномен. В кн ■ Мода: за и против. — М, 1973; Гофман А Б Мода и люди. — М., 1994.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |