КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ЛИЧНОСТЬ 5 страница
393 многих культур, но нигде им не придается такого значения, как в западных культурах. Различие в иерархии ценностей характерно для культур различных социальных слоев, классов, группы. Так, значимость творческой самореализации для творческой интеллигенции иная, чем для представителей иных социальных слоев. Но различия приоритетов социальных групп, профессиональных, демографических общностей в рамках одного общества все-таки базируются на основе общеразделяемой системы фундаментальных, базисных ценностей. Последние задают приоритеты конечных смыслов бытия, иерархию этических ценностей, характерных для любого представителя данного общества. Поэтому, пожалуй, наиболее ярко проявляются различия приоритетов ценностей различных обществ, народов, цивилизаций. Изучение различия приоритетов этого порядка привлекает особое внимание социологов. Результаты подобных кросс-культурных исследований, подчеркивающие различия культур разных народов, прежде всего их приоритетов ценностей, позволяют более точно определить облик общества, в том числе и своего. Сравнение всегда что-то подчеркивает, заставляет задуматься, В этом помогают и данные исследований. Речь, в частности, идет о проведенных в нашей стране иссследованиях под руководством В.А. Ядова и в США — под руководством М. Рокича. Сопоставим некоторые фрагменты структуры ценностных ориентации по выборке инженеров в СССР и национальной выборке белых и черных американцев разного социального статуса*. В системе ценностей авторы выделили: ценности-цели и ценности-средства (инструментальные). Первые свидетельствуют о том, что желательно для человека, вторые — о том, какими личностными качествами, по его мнению, надо обладать, чтобы добиться своих целей (исследование было проведено до глубокого реформирования нашего общества, т.е. в ситуации стабильного развития социалистического общества и соответствующей системы ценностей). Приведем перечень шести доминирующих ценностей-целей в порядке убывания их значимости (табл. 1). Три выборки объединяет общее беспокойство о сохранении мира между народами — высшая общечеловеческая ценность, не имеющая конкурентов. К числу общих ценностей относится также ориентация на материальное благосостояние («жизнь с комфортом» в американском варианте и «материально обеспеченная жизнь» — в российском), которая занимает 5—6-е места у американцев и 7-е место — у наших инженеров. К числу лидирующих ценностей советских инженеров относились ценности общения и человеческих взаимосвязей — любовь (5-е * См ■ Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности — Л, 1979, с. 88—93. 394
В-шестых, различия показателя «стойкость в достижении целей» на первый взгляд невелики, но дополнительный анализ показал, что у российских студентов этот показатель очень сильно колеблется (хотя средний индекс устанавливается на довольно высоком и близком к американским студентам уровне), а у американских студентов он достаточно высок у всех исследованных. Было выявлено и много общего: и у американских, и у российских студентов выявлены близкие по значению показатели «мотивация достижения» и «склонность к самопознанию», т.е. в обеих культурах немало студентов стремятся к успеху, склонны к рациональному анализу своего поведения. Как нам представляется, полученные данные очень ярко демонстрируют различия между российскими и американскими студентами, порожденные различиями культур, ценностных приоритетов двух обществ. Для российских студентов характерны, с одной стороны, неорганизованность, беспорядочность, непродуманность действий, а с другой стороны, стремление к некой анархичной автономности, стремление избегать ответственности, чувство вины и т.д. Для американских же студентов характерны высокая активность, склонность к доминированию, уверенность в себе, развитая ориентация на порядок, организованность, что «вписывает» его наступательное поведение, активность в рамки общественно дозволенного, приемлемого, делает его активность предсказуемой и управляемой, развивает его индивидуальность, неповторимость в рамках общественного. Не является ли более выраженная у американских студентов склонность к порядку проявлением высокого уровня институализации, организованности американского общества? Слабо выраженное у российских студентов стремление планировать свои действия, их склонность действовать на «авось» — это простая случайность или свидетельство неупорядоченности жизни всего общества, слабой институализированности социальных взаимодействий? конфликты Различие систем ценностей различных субъектов, ценностей если эти субъекты взаимодействуют (или долж- и ПУТИ их НЬ] взаимодействовать) друг с другом, может породить конфликт между ними. Конфликт ценностей — наиболее яркий и острый из всех типов социальных конфликтов. Различие ценностей, их трактовки, иерархии делает невозможным нормальное взаимодействие партнеров, так как партнеры не имеют единых критериев оценки эффективности взаимодействия. Сотрудничество становится невозможным, и взаимодействие перерастает в конфликт. Отец требует, чтобы сын подчинялся его решениям, так как, по его мнению, уважение к родителям является приоритетом во взаимодействии детей и родителей. Сын же считает главным приоритетом свою свободу, самостоятельность. 397 Муж, являющийся представителем культуры, в которой безусловный приоритет отдан отцу как главе семьи, уверен, что его распоряжения не должны оспариваться, как не должно оспариваться и его единоличное право решать главные вопросы. Жена — представительница иной культуры, в которой за ней признаются равные права. Конфликта между ними трудно избежать. Основу Октябрьской революции составляло коренное различие в понимании справедливости рабочим классом и буржуазией, что и привело к непримиримому конфликту. Конфликты ценностей проявляются и в других формах. Так, сегодня существует серьезный конфликт между ценностью «самоопределения нации» и ценностью «сохранения целостности государства», породившей множество региональных конфликтов во всем мире, в том числе в странах СНГ. Художественно-эстетические ценности очень часто вступают в конфликт с экономической целесообразностью, а ценности социального равенства — с экономическими ценностями развития конкуренции, прибыльности. Конфликты ценностей проявляются и в рамках одного общества (конфликт ценностей классов), и в отношениях между представителями различных субкультур (в том числе профессиональных), и в рамках одной социальной группы (в семье, организации), и между обществами, народами, исповедующими различные идеологии, религии и т.д. Конечно, ценностная подоплека социальных конфликтов может проявляться слабо. Люди редко борятся просто за идею, кроме случаев идеологических споров, дискуссий и т.д. Кстати, идеологические дискуссии, полемика и т.д. по сути и представляют собой форму открытого, легко обнаруживаемого конфликта ценностей. Чаще всего ценностные корни конфликтов проявляются латентно. Отец негодует по поводу независимого поведения сына — тот упорствует, не уступает, не подчиняется отцу. Рабочий вступает в Красную гвардию, чтобы отнять «у буржуинов» то, что ими несправедливо присвоено за счет эксплуатации трудового народа. Конфликт между отцом и сыном на первый взгляд выглядит как конфликт амбиций, конфликт по поводу «господства-подчинения». Но почему стал возможным конфликт, почему сын смиренно не подчиняется отцу? Потому что сын не разделяет представлений отца о взаимоотношениях в семье. Почему рабочий не трудится мирно на фабрике, принадлежащей капиталисту7 Потому что он не разделяет представлений буржуазии о справедливости. Задача исследователя — не ограничиваться описанием внешних форм протекания конфликта, а докопаться до его первопричины. Если подоплекой конфликта является конфликт ценностей (это характерно не для всех социальных конфликтов), то пока не про- 398 изойдет перестройка, упорядочивание ценностной основы конфликта, нельзя достигнуть устойчивого его разрешения. * * * Многообразие форм и проявлений конфликтов ценностей затрудняет разработку универсальных процедур упорядочивания и разрешения конфликта ценностей. Не претендуя на исчерпанность предложенных принципов, можно выделить следующие общие принципы разрешения ценностных конфликтов (речь будет идти лишь о идейно-ценностной стороне разрешения конфликтов, не затрагивая процедурно-внешних аспектов). 1. Основой разрешения любого по силе конфликта (или хотя бы предотвращения самых крайних его форм) является признание его участниками ценностного приоритета — сохранение единства нации, неприменения военной силы, сохранение жизни людей, сохранение семьи и т.д. Если для противоборствующих сторон эти приоритеты неоспоримы, то конфликт не будет иметь разрушительных последствий; участники будут изыскивать пути, не способные нанести ущерб этим приоритетам. Рассмотрим общество. Конфликты ценностей, идеалов, а потом и социальные конфликты между социальными группами могут и должны регулироваться на базе общечеловеческих ценностей (безусловная ценность мира для людей), а также общественных (общенациональных, общенародных) ценностей (ценность сохранения единства нации, целостности государства и т.д.). От того, характерно ли для данной культуры решение спорных вопросов в острой конфликтной форме, переходящей в открытое вооруженное противоборство, насколько в культуре конфликтующих социальных сил развито уважение к общечеловеческим ценностям, признают ли все слои общества в качестве одной из высших ценностей единство нации, сохранение государства, недопустимость гражданской войны, зависят возможные формы конфликта, склонность сторон искать компромисс и т.д. Если данные ценности признаются в обществе приоритетными, то внутренние различия ценностей не представляют угрозу его распаду. В рамках любой культуры встречаются социокультурные различия; в том числе между поколениями, существуют контркультуры и т.д. Целостность общества — состояние, далекое от однообразия, застоя. Эта целостность обеспечивается многообразием субкультур, в ее недрах идет постоянное становление и развитие нового, что порождает различия, которые, в свою очередь, могут породить противоречия, конфликты. Целостность культуры — это и синтез общечеловеческого, общенационального и специфического начала, и поиски компромиссов ценностей в рамках единой культуры, преодолении конфликтов. Например, западники, как и 100 лет назад, «воюют» со славянофилами, коммунисты — с либералами и т.д. В наличии конфликтов ценностей нет ничего необычного — но лишь в том случае, если все силы общества признают приоритетом це- 399 лостность государства, неприменимость вооруженной силы в целях решения конфликта, жизнь людей. В стабильных обществах конфликты ценностей, как правило, решаются на основе подобных ценностных приоритетов. При этом «вечными» остаются неугасающие споры эгоистов и альтруистов, как и те проблемы, которые несут новые поколения, и т.д. Но общество живет, развивается культура, сохраняя свою целостность. В российском же обществе сегодня идет процесс обновления ценностей, их приоритетов, резко сужена зона совпадения ведущих ценностей, конфликты не могут быть решены в рамках старых приоритетов и идеалов — все это резко усложняет проблему, создает реальную угрозу существованию общества, его целостности. В этих условиях умение разрешить конфликты ценностей, идеалов приобретает особое значение. Главное, что необходимо учесть: на базе каких приоритетных ценностей будут регулироваться более частные политические, социально-экономические конфликты, неминуемо потрясающие общество на переходной стадии его развития. Важно обеспечить приоритет тех ценностей, которые объединяют нацию, укрепляют общество, государство, гарантируют безопасную жизнь человека, его права, мир на земле, — это великий урок, который преподала нам наша нелегкая история; это вывод, который делает наука, анализируя природу социальных взаимодействий, роль ценностей в их регуляции. 2. Есть еще один важный инструмент разрешения конфликта ценностей — признание ценности, идеи, подхода, которое вызывает возражение. На первых порах это может быть «вынужденное» признание идей, интересов противоположной стороны (например, отец, желая сохранить нормальные отношения с сыном — это для него приоритетно, — вынужден признать, что сын имеет право на самостоятельность, свое мнение). Но «вынужденное» признание ценности не всегда ведет к перестройке ценностной системы, представлений, что чревато новыми конфликтами, но уже по другому поводу, в других ситуациях. Важным этапом признания ценности (идеи, подхода) является «вчитывание» в ценность противоположной стороны, попытка осмыслить, понять ее рациональные основания (сын повзрослел и, как любая взрослая личность, имеет право на независимость, самостоятельность. Желание молодого человека жить несколько иначе, чем жил отец, — это нормальное явление с точки зрения специфики нового поколения). В результате подобного «вчитывания» не только формируется терпимое, толерантное отношение, преодолевается идейно-ценностная основа конфликтов (в нашем случае — между «авторитарным отцом» и «независимым сыном»), но и обогащается внутренний мир самих участников конфликта (в нашем случае — отца, который благодаря ценностной перестройке начинает с большим пониманием воспринимать поведение молодежи). 400 Предприимчивость, прагматизм, стремление к экономической эффективности, прибыльности не поощрялись дворянством, воспринимались им как что-то недостойное. Вместе с тем дворянство высоко почитало такие ценности, как честь, благородство, достоинство, верность данному слову. В ходе социальной практики, многих конфликтов, неудач эта система ценностей была обогащена ценностями, которые исповедовала буржуазия. Последняя, в свою очередь, немало ценностей переняла у дворян. Произошло взаимное обогащение ценностных систем, которое сблизило, а затем объединило эти два слоя. В нашей стране в ходе гражданской войны фактически были уничтожены или изгнаны представители слоев, которые ценили понятие чести, благородства, верности данному слову; эти ценности рассматривались как «буржуйские». Система ценностей общества оскудела, лишилась тех ценностей, которые долгие столетия вырабатывались элитой российского общества и обеспечивали высоконравственное, благородное понимание того, как следует жить человеку. Не в этом ли причины того, что в современном обществе ощущается недостаток таких ценностей, как благородство, честь, верность данному слову и т.д.? Эти «буржуйские» ценности утверждают, что жизнь не может быть сведена к меркантильно-прагматическому началу. Верность слову, умение благородно одаривать других, не требуя тотчас вознаграждения, являются важнейшими смыслами жини, которые возникают в социуме. Но изгнав эти ценности как «пережитки» буржуазного прошлого, наше сегодняшнее общество стало беднее, не может адекватно решать социальные, политические проблемы, культура общества примитивизировалась. Обогащение ценностного мира, в том числе посредством «вчитывания», делает культуру более адекватной, гибкой, способной учитывать и реагировать на более широкий спектр социальных условий, а поэтому быть и более эффективной. 3. Дифференциация социальных институтов обусловливает диф Осознанная реализация принципа дифференциации сфер применения ценностей позволяет преодолевать многие конфликты ценностей. 4. Важным условием преодоления конфликтов ценностей явля ' Ерасов Б.С. Социальная культурология, ч. 1, с. 140. 401 Подобный выбор того или иного приоритета, во-первых, должен быть осознанным и достаточно последовательным. Не решив, что для него важнее (например, любовь или семейный долг), в каждой новой ситуации человек будет испытывать внутренний конфликт. Во-вторых, общество, социальная группа должны определить эту иерархию. Все члены общества должны признать эту иерархию легитимной, обоснованной и придерживаться ее. Что для нас сего-дя важнее — территориальная целостность или право наций на самоопределение, экономическая стабильность и рост или социальные гарантии и защита? По причине отсутствия в обществе единого ответа на эти вопросы о приоритетах происходят конфликты — как идеологические так и социальные, экономические. Из-за невыра-ботанности обществом легитимной иерархии ценностей поведение партнеров непредсказуемо, они по-разному оценивают реальность, что приводит к конфликтам. 5. Иерархизация ценностей, верховенство одной над другой не 6. Дифференциация социальных институтов приводит к тому, Чтобы подобные расхождения приоритетов не приводили к серьезным конфликтам, необходимо распределять (специализировать) системы ценностей по сферам жизни и осознанно реализовывать этот принцип. Естественно, что приоритетом врача всегда является милосердие, которое в равной степени должно проявляться по отношению и к преступнику, и к пострадавшему. Приоритетом юриста является поиск преступника, но юрист не должен требовать, чтобы врач не оказывал преступнику помощь — иначе неминуем конфликт, основу которого составят разные приоритеты. * Ерасов Б.С. Указ. соч., с. 140—141. 402 § 2. Ценностно-нормативный механизм социальной регуляции
Для того чтобы деятельность Актора была предсказуема для партнеров (что является основой социальной жизни), необходимо, чтобы: • его устремления, цели, идеалы, критерии оценок были направлены в нужном для общества направлении. Соответственно, механизм социальной регуляции должен формировать определенные личные побуждения, индивидуальные цели, ориентации, склоняющие людей к ожидаемому поведению; • его реальные социальные действия (а не просто помыслы и • Актор ясно осознавал, что общество, его партнеры не оста Итак, внутренняя логика социальных взаимодействий объединяет ценностно-ориентационный, нормативно-практический и контрольно-восстановительный компоненты в единый механизм социальной регуляции. Как уже отмечалось, ценности, являясь своеобразным критерием оценки реальных явлений социальной жизни, обосновывают идеалы, цели реального развития, определяют отношение Актора к событиям окружающего мира. Например, можно предположить, что человек, для которого свобода является одной из приоритетных ценностей, будет: а) искать условия, в которых ему может быть предоставлена эта свобода; б) испытывать неудовлетворенность там, где существенно ограничена его свобода; в) формируя взаимоотношения в социуме, считать для себя неприемлемой утрату свободы, пусть и компенсированную другими благами, но для него менее значимыми; г) стремиться изменить систему социальных связей или прекратить не предоставляющие ему свободу социальные взаимоотношения; д) ценить свободу другого человека; е) стремиться к установлению прочных свя- 403 зей с теми, кто разделяет его приверженность к свободе; ж) стремиться к объединению с теми, кто разделяет ценности свободы, для того чтобы отстоять эти ценности в возможном конфликте с теми, кто ими пренебрегает. Приведенный пример свидетельствует о своеобразии и ограниченности ценностей как инструмента социальной регуляции. • Ценность должна быть внутренне принятой, осмысленной, • Ценность лишь указывает на желательное, предпочтительное Иными словами, между ценностью, которая усвоена человеком «в мыслях», «в сознании», и его практическими действиями может наблюдаться ощутимый разрыв. Это разрыв между предпочитаемым, желательным для человека и его практическими действиями, которые составляют решающее основание социальной жизни. Практические действия в одних случаях могут соответствовать ценностям, а в других случаях быть вынужденными, принуждаемыми обстоятельствами, принятыми в этой среде, не в полной мере соответствующими ценностям индивида. Следовательно, ценности — это мир внутренних устремлений, ориентации, которые воплощаются в жизнь посредством сложной противоречивой системы опосредовании. • Ценность предопределяет общую стратегическую направлен Таким образом, ценности как регулятор обладают рядом пре механизм представляет собой сложно организованную систему, в которой помимо ценностей, осуществляющих самую общую, стратегическую регуляцию поведения, имеются нормы. Последние носят императивный характер, т.е. достаточно конкретно предписывают, указывают, какие поступки должны совершить люди. Иначе говоря, это своеобразные правила поведения в типичных, и прежде всего повседневных, ситуациях. «Ценности есть 404 не что иное, как представления о желаемом типе социальной системы... Нормы, основная функция которых — интегрировать социальные системы, конкретны и специализированы применительно к отдельным социальным функциям и типам социальных ситуаций. Они не только включают элементы ценностной системы, конкретизированные применительно к типичным ситуациям, но и содержат конкретные способы ориентации для действия»*. Норма тесно связана с ценностью, обусловлена и обоснована ею. Так, христианская норма-заповедь «Не убий» обосновывается христианскими ценностями человеколюбия. По существу, норма — это выражение той или иной ценности в системе четких, однозначно интерпретируемых, адекватно применяемых и контролируемых форм. Причем в норме та или иная ценность предстает как желательный, а чаще всего императивный образец поведения. Поэтому нормы не могут не выражать специфику, своеобразие той системы ценностей, в рамках которой они функционируют (например, для одних народов многоженство является нормой, а для других находится под строжайшим запретом). Подчеркнем одно важное обстоятельство. В идеале ценность всегда находит свое воплощение в соответствующей норме, но на практике могут быть существенные расхождения между ценностью и нормой. Так, норма «Не убий» в реальной жизни может удерживать индивида от посягательств на жизнь другого совсем не по причине осознания человеческой жизни как высшей ценности, а из-за страха перед наказанием (в основе его другая ценность — безопасность собственной жизни). Поэтому очень часто одна и та же норма может обосновываться различными ценностями, а страх перед наказанием — один из важнейших регуляторов нормативного поведения. И наоборот, одна и та же ценность может реализовываться посредством различных способов, образцов поведения, в том числе неодобряемых обществом. Последнее расхождение и становится одной из причин отклоняющегося (девиантного) поведения (о чем речь будет идти в следующем разделе). Расхождение, рассогласовывание ценностей и норм порождает драматические, подчас трагические моменты в функционировании ценностно-нормативного механизма социальной регуляции. Нормы можно классифицировать по многим основаниям: нормы хозяйственной и научной деятельности, нормы, характерные для военнослужащих, нормы поведения деятелей искусства и культуры и др. Особое значение имеет деление на моральные и правовые нормы. * Парсонс Т Система современных обществ, с. 18. 405 Правовые нормы — это прежде всего четко зафиксированные законы, их выполнение контролируется государственной властью, их несоблюдение влечет за собой конкретные четкие санкции, применяемые специальными учреждениями. Моральные нормы — это образцы поведения, обосновывающиеся конечными истинами бытия, имеющие глобальный масштаб. Моральные нормы опираются на силу общественного мнения, моральной ответственности личности, чувство долга, совести, стыд. Могут быть выделены нормы-правила и нормы-ох<идания. Нормы-правила обязуют человека к определенному поведению в наиболее важных и ответственных ситуациях, обеспечивая гарантии целостности, устойчивости общества, социальной группы (к ним относятся наиболее значимые моральные и правовые нормы). Нормы-ожидания — это ожидание желательного поведения. Если нормы-правила могут иметь форму как запрета, так и позитивного представления («нельзя делать это», «следует сделать так»), то нормы-ожидания скорее поощряют желательное, но не обязательное поведение («хотелось бы, чтобы это было так», «желательно, чтобы это выглядело так»). Можно классифицировать нормы и по другому основанию: запрещающие и поощряющие. На наш взгляд, запрещающие нормы, как правило, имеют приставку «не» (или подразумевают ее). Роль запрещающих норм во все времена была значительной. Общество, используя эти нормы, очерчивает зону, сферу деятельности, выход за рамки которой может угрожать безопасности других людей, обществу в целом. В рамках различных культур зона, не подлежащая запретной регалментации, может быть шире или уже (еще относительно недавно женщинам не разрешалось участвовать в выборах, и не только в мусульманских странах; в нашей стране лишь недавно снят запрет на частнопредпринимательскую дейтельность, т.е. сфера выбора была достаточно узкой, а сейчас расширилась). Нормы-поощрения имеют форму призыва к определенному образу действия и оставляют гораздо большую степень свободы у человека по поводу того, выполнять или не выполнять, насколько регулярно выполнять эти нормы («будь активен», «проявляй инициативу» и т.д.). Социологические исследования дают основание предполагать, что нормы, которые формируют у личности стремление избежать неудачу, наказание, мотивируют личность в нужном направлении гораздо сильнее, чем нормы, которые призваны формировать у личности стремление к достижению успеха.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 502; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |