КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ЛИЧНОСТЬ 2 страница
359 • средством поддержания социального престижа; • средством достижения социального престижа; • средством проявления индивидуальности. Мода существует не только на одежду, но и на стиль поведения, социальные предпочтения, манеры и т.д. Изменение моды отнюдь не всегда является изменением в нужном направлении. Например, сегодня зачастую российские мужчины придерживаются направления моды, которое подчеркивает грубую силу, атлетизм и предпочитают темную цветовую гамму. А ведь это стиль, которого придерживаются мафиозные круги Не является ли подобная мода своеобразным свидетельством того, кто сегодня в нашей стране пользуется наибольшим престижем? Глава XVI. Основные структурные элементы культуры. Социально-исторические системы представлений о мире: миф — религия — идеология Итак, человечество исторически выработало и сегодня использует традиционно-шаблонный и ценностно-нормативный тип социальной регуляции. Но как регулирует свое поведение человек, что он принимает во внимание, из чего исходит, как обосновывает свои намерения, мотивы и т.д. — все это зависит от сложившегося у него мироощущения, мировоззрения, которое позволяет ему познавать, осмысливать мир. Мир может восприниматься зеркально-эмоционально, как своеобразный «сон наяву» (так назвал миф известный социолог религии Р. Белла), чувственно насыщенный, фрагментарный, скользящий по поверхности взгляд на окружающую действительность. В другом случае человек стремится проникнуть за внешнюю оболочку событий, явлений, определить главное и второстепенное, установить, что он может и не может изменить. Формируются соответствующие типы регуляции поведения. Так, «сон наяву» вынуждает действовать шаблонно, мало осознавая, почему надо делать так, а не иначе. Человечество исторически выработало и использует сегодня следующие системы (картины) представлений о мире, его восприятия и объяснения: миф, религия и идеология. Анализ этих систем обоснования социального поведения позволяет углубить понимание социокультурной организации социальной жизни. 360 § 1. Специфика мифологического обоснования социального поведения МИФ как Первой собственно человеческой формой ори- социальное ентации человека среди себе подобных была ми- ЯВЛЕНИЕ фология. Она представляет интерес для многих наук — философии, истории, этнографии, культурологии, психологии, эстетики и др. Социология изучает миф с учетом своих научно-познавательных интересов — понять, как регулируется общество. Мифы, легенды, сказания, былины — это памятники мифологического восприятия и объяснения мира. Этот мир удивительно полнокровен, осязаем, возвышен и в то же время привычен; он наполнен героями и злыми духами, элементы будничной реальности здесь сочетаются с необычным, сверхъестественным, магическим волшебством. Общепризнанно (начиная, пожалуй, с В. Вундта), что мифы создаются на основе аффектации. А.Ф. Лосев, один из самых глубоких исследователей духовной культуры, подчеркивает, продолжая эту мысль: «Чтобы создать миф, меньше всего надо употреблять интеллектуальные усилия»*. Рационально-интеллектуальные усилия в мифе минимизированы, носят элементарный характер. «Общая черта этого (мифологического. — А.Э.) мышления — значение для него аналогии в ее наиболее действенной форме, в форме уподобления... Источник мифологического мышления — символически рационализированная магия, полностью основанная на применении этого метода»**. В этой «наивысшей по своей полнокровности и эмоциональной напряженности реальности», по выражению А.Ф. Лосева, понимание мира конкретно, фрагментарно-ситуативно. Минимизированность рационально-интеллектуальной составляющей не дает мифологии возможность сделать главной опорой мышления анализ всеобщих, неодолимых социальных связей. Мифология апеллирует не к выявлению общих тенденций, закона, общих правил, господствующих в природе и обществе, не к причине, а к конкретно-образному, конкретно-чувственному, эмоциональному восприятию. Причинно-следственные связи еще не улавливаются. В мифах, сказаниях, легендах пересказывается череда событии — не более; непонятно, что от чего зависит, что на что способно * Лосев А Ф. Диалектика мифа В кн Философия Мифология Культура. — М, 1991, с 25 ** Вебер М. Социология религии (типы религиозных сообществ) В кн ■ Избранное Образ общества — М, 1994, с 84—85. влиять, нет деления на зависимое и независимое, неодолимое. Все, что непонятно в пределах подобной картины мира, что не может быть осмыслено, усмотрено сразу же в личном опыте, личных наблюдениях, приобретает сверхъестественное, фантастическое описание. В этой ситуации вполне естественна шаблонно-автоматическая ориентация и регуляция. Человек, не понимая сути происходящего, вынужден повторять те процедуры, которые были отобраны и проверены предками как безопасные, надежные (хотя, может быть, и не самые эффективные). Преимущественно аффективное восприятие и объяснение мира, при котором главная интеллектуальная процедура — аналогия, порождает еще одну специфику мифологии — неумение выделить главное, важное и менее важное. Нет иерархии значений, деления на то, что не зависит от человека (потусторонний мир), и на мир, с которым он реально сталкивается. Точнее, существует лишь «посюсторонний» мир. Люди, черти, демоны, духи — все живут и действуют в этом мире, они такие же, как и люди. «Антропоморфизированные боги и демоны обладают лишь относительным качественным превосходством по сравнению с человеком. Их страсти так же безмерны, как страсти сильных людей, и так же безмерна их жажда наслаждений. Но они не всеведущи и не всемогущи — в противном случае их не могло бы быть много — и не обязательно вечны (в Вавилоне, у древних германцев), они только могут продлить свое славное существование магической едой или напитком... подобно тому, как волшебное снадобье лекаря может продлить человеческую жизнь»*. Не случайно, сверхъестественное (боги, духи, демоны) наделяется гиперболизированными человеческими способностями: это супергерой, суперчеловек. Сверхъестественное в мифологии оказывается всего лишь гиперчеловеческим. Миф — это социокультурный феномен, выполняющий регулятивную, интегративную и социализационную функции в обществе, в том числе и современном. Еще Э. Дюркгейм, анализируя тотемизм, распространенный у австралийских аборигенов, отмечал, что тотемный медведь, волк и т.д. — это выраженный в сверхъестественной форме символ самой социальной общности, средство объединения всех членов общины в единое целое. Наличие обожествленного общего предка, наделенного мифопоэтизированными способностями, становится исходным и решающим средством выделения этой общины, формирования собственного отличия, «Мы — сознания»**. * Вебер М. Социология религии (типы религиозных сообществ), с 102. ** См/ Дюркгейм Э Элементарные формы религиозной жизни Тотемическая система в Австралии. В кн ■ Социология религии: классические подходы Хрестоматия.— М., 1994 362 Итак, миф — это яркая, чувственно насыщенная картина мира, способствующая очень ограниченному, неглубокому его пониманию, но характеризующаяся высокой эмоциональной достоверностью, правдоподобием. МИф В современном обществе миф, соседствуя с бо- в современном лее рационализированными, осмысленными кар- ние в жизни людей. В каждом обществе существует своя мифологически-эмоциональная картина мира, которая составляет образно-мифологическую основу его духовной жизни. Миф о героическом советском народе — это был не просто лозунг, но определенное видение своего народа, его истории, миссии. И, надо сказать, этот мифологический образ «работал», и довольно успешно, сплачивая советских людей, вызывая у них чувство этического превосходства, уважение к собственной истории. В создании мифопоэтического восприятия в современном мире большую роль играют искусство, средства массовой информации, в особенности кино и телевидение. Воздействуя на эмоциональный мир людей, формируя у них сугубо чувственное восприятие, современное кино, телевидение, литература руководствуются достаточно осмысленными целями и задачами. Поэтому миф в современном обществе, воплощенный в кинофильм или книгу, всегда содержит те или иные рациональные (политические, нравственные и др.) установки и расчеты. Нельзя забывать и о рекламе, которая стала сегодня одним из главных средств формирования мифологического восприятия жизни, в частности материальных стандартов потребления. В этом случае реализуются экономические установки и расчеты. Тем самым выявляется существенное обстоятельство: миф в современном обществе лишь внешне слаборационализирован — по сути он реализует определенные экономические, политические, нравственные установки, интересы. Вместе с тем употребление слова «миф» в современном обществе нередко означает ложную, правдоподобную, но не истинную картину мира. С этим можно согласиться, если речь идет о мифах, «рассыпающихся в прах» при их рационально-интеллектуальной проверке на достоверность. Но нельзя считать, что мифология в современном обществе объединяет лишь надуманные, ложные мифы. Признавая особую роль эмоционально-чувственного (а не только рационального) восприятия мира, мы не можем не осознавать роль мифопоэтического, может быть, несколько возвышенного, восприятия в жизнедеятельности современного общества. Современный человек, наделенный не только разумом, но и чувствами и эмоциями, не может (и не должен) быть лишенным 363 мифопоэтического осознания мира. Однако главное в том, является ли мифологическое восприятие мира дополняющим моментом в его ориентации в современном обществе или доминирующим, поскольку стратегически важная линия поведения человека должна быть рациональной и осмысленной. Мифологическое сознание — колыбель духовной жизни человечества. Это прекрасный, но все-таки «сон наяву». И судьба человечества коренным образом зависела оттого, сможет ли оно развеять этот сон, сформировать иную картину восприятия и обьяснения мира. Миф разрушался под натиском нескольких основных факторов. Во-первых, под воздействием интеллектуально-логических способностей человека — развития письменности, возникновения научных знаний (астрономии, медицины, математики), которые ранее были аккумулированы в храмах и составляли, как правило, монополию жрецов. Во-вторых (и это особо важно), в результате усложнения социальной жизни: усложнялись взаимодействия людей, что требовало перехода от шаблонной малоосмысленной, автоматической регуляции к регуляции осмысленной, ориентирующей на всеобщие (этические) принципы. М. Вебер очень точно заметил, что в греческой мифологии богиня правосудия Фемида, как и подобные боги в мифологических представлениях других народов, не была самой сильной и важной. «Этические притязания к богам растут со следующими моментами: 1) с ростом власти, с ростом притязаний к качеству правосудия; 2) с ростом рационального постижения мировых процессов...; 3) с ростом регламентации все новых типов человеческих отноше 4) особенно с ростом социального и экономического значения Кроме того, и это в-третьих, в результате усложнения социальной жизни углублялась социальная дифференциация, которая усиливала социальное различие между людьми, а это вело к иерархии, неравенству, а также к индивидуальному различению людей в общине, выделению личности, имеющей особые, дифференцированные интересы, из общины. Таким образом, человек и интеллектуально был готов жить более разумно, рационально. И реальная практика социальных взаи- * Вебер М. Социология религии (типы религиозных сообществ), с 104. 364 модействий наталкивалась на бредовость, «иллюзорность» подобных регуляторов поведения. § 2. Особенности и социально-историческая роль религии Примерно с VIII по II в. до н.э. произошел важнейший переворот в духовной жизни человечества* — формирование качественно иной, религиозной системы представлений о мире. Это не только предопределило магистральные пути развития отдельных народов, цивилизаций — думается, формирование у некоторых народов (но не у всех) религиозных представлений сделало возможным то развитие человечества, его цивилизации, которого оно достигло. Иными словами, не изобретя религию, человек не достиг бы высших ступеней общественного развития. религия и МИФ Рассмотрим особенности зрелой религии, ее отличие от мифологических представлений о мире. Общий знаменатель отличий и всего развития социально-исторических систем представлений о мире впервые сформулировали в социологии О. Конт и Э. Дюркгейм. Так, Э. Дюркгейм отмечает, что «цивилизация имеет тенденцию стать рациональнее и логичнее»**. М. Вебер превращает этот тезис в важнейшее положение своей социологической концепции — учение о нарастающей рациональности. Религия представляет собой важнейший, если не решающий, этап рационализации человеческих представлений о мире, а значит, и рационализации человеческих взаимоотношений в мире. «Рационализация проявляется в том, что деятельность индивидов характеризуется выбором все более адекватных методов, средств, путей достижения определенных целей и знаменует тем самым новую ступень свободы человека — свободы от мистики случая, от магии, т.е. нефункциональных средств в стремлении к целям»***. Религия — это этап на пути человека от «сна наяву» к целерациональной системе представлений о мире, его «расколдовыванию», по выражению М. Вебера, к рационализации мира. Рационализация религией человеческих представлений о мире проявляется в следующем. • Не умея еще обьяснить казуально доподлинно мир, общество, его основные связи, иерархии, принципы взаимодействия, но осознавая их неодолимость, необходимость, независимость от * Вслед за К Ясперсом этот период в современной социальной науке называют осевым временем. ** Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии, с 271. *** Гараджа В.И. Социология религии. — М., 1996, с. 36 365 конкретных людей, религия четко делит мир на посюсторонний, зависимый от людей, данный им непосредственно в их ощущениях, и потусторонний, божественный, священный, где господствуют независимые от людей Бог, Закон. Происходит раздвоение мира, придание потустороннему миру силы священного, требующего непререкаемого поклонения. Боги из мифологических сверхчелове-ков в религии преобразуются в идеальных, непогрешимых, обладающих пререгативой на абсолютную истину, святость логические (неодушевленные) конструкции, воплощающие в себе неодолимую логику явлений. Они вершители судеб, они судьи, наставники. Независимое от конкретных людей в религии нередко выступает в виде сверхъестественного, получает непререкаемый статус высшего поклонения — «священного», «сакрального». • Религия особым образом организует взаимодействие отдель Религия предлагает каждому глубоко личностную регуляцию поведения через спасение души как следование особым всеобщим (ценностным) принципам этого священного мира. Человек сам организует свою жизнь, благодаря чему достигает этического совершенства и благополучия. Он сам принимает решение, осмысливает его, сопоставляет. Главное во взаимоотношении с Богом — этическое воздаяние, главный регулятивный механизм религии: через этические, признаваемые каждым как божественные, священные требования линностно регулировать социальное поведение каждого, регулировать посредством совести, понятий долга, чести, ответственности. И в этом великий смысл религии. Освятив, назвав божественным то, что носит необходимый, независимый от людей и пока необъяснимый характер, религия обеспечивает личностную регуляцию поведения в социуме, преодолевает принцип полуживотной «стадности», преимущественно аффективно-малоосмысленной регуляции на основе шаблонов. • Религия организует жизнь не ситуативно-конкретно, а на ос 366
енТация не конкретная, не ситуативная, а ценностно-этическая, обобщенно-абстрактная. Религия наделила жизнь человека ценностями как всеобщими критериями, породила ценностно-осмысленную регуляцию поведения. Итак, религия, во-первых, «оторвала» проявлявшиеся в тысячах ситуациях определенные предпочтительные варианты связей от ситуации и конкретики, придав им характер абстрактных, обобщенных представлений о том, как следует жить, что ценить в жизни; во-вторых, «освятила» эти обобщенные представления, заставив людей выполнять их не под страхом мести со стороны духов, а в силу совести, чувства долга; в-третьих, религия тем самым дала индивиду шанс самостоятельно соотносить себя с этими священными ценностями, сопоставлять, взвешивать, выбирать. • Существенным моментом является иерархия ценностей, норм регуляции поведения. Религия вырабатывает представления об особо ценном и менее важном. Это придает социальной регуляции поведения достаточную гибкость, преодолевает однозначность, прямолинейность поведения «мифологического» человека, приводит к иерархизации санкций — возникает система санкций, различающихся по интенсивности своего карательного и поощрительного воздействия*. Эти черты, на наш взгляд, дают представление о религиозной системе представлений как идеальном типе, знаменующем важный этап процесса рационализации мотивационной деятельности человека**. Конечно, данная рационализация носит исторический характер, она не абсолютна, но религия более рационально, чем мифология, организует духовную жизнь общества, личности. Ориентация на обобщенные, абстрактные (а не конкретно-ситуативные) принципы, предполагающие активную мыслительно-интеллектуальную деятельность индивида, его личный, осознанный выбор, иерархизация значений, ценностей и санкций — все это крупный шаг вперед не только в области интеллектуального развития духовной жизни личности и общества, но и в области совершенствования практики социальных взаимодействий, перехода к ценностно-осмысленной регуляции поведения со всеми ее преимуществами. * Подобная иерархизация в значительной степени плод интеллектуальных упражнений священников, богословов, специально занимавшихся подобной умственной деятельностью ** Вот почему не совсем верно было бы мифиологические верования называть религиозными, хотя подобное смешение носит постоянный характер, в том числе в науке Нередко мифологические верования называют архаическими религиями, элементарными формами-религии 367 Если бы человечество не придумало религию, оно вряд ли вышло из своего первобытного состояния. Благодаря религии был создан удивительно гибкий для своего времени механизм социальной регуляции. Однако религия сохраняет необъяснимое, иррациональное, по социальное полагает анализ двух моментов: ЯВЛЕНИЕ • выявление ее неизменной, инвариантной сущности. В.М. Гараджа называет это субстанциональным определением религии, имея в виду, что субстанция в философском понимании — сущность, то, что составляет основу*; • выявление функции религии, ее последствий для социолога — функциональный анализ религии как социального феномена. Попробуем вкратце рассмотреть субстанциональные и функциональные аспекты религии. Прежде всего подчеркнем, что религия (если даже остановиться только на мировых религиях) — крайне многоликое явление. К мировым религиям М. Вебер относил «пять религиозных или религиозно обусловленных систем регламентации жизни, число сторонников которых особенно велико: религиозная этика конфуцианства, индуизма, буддизма, христианства и ислама. К ним следует отнести в качестве шестой религии иудаизм, потому что в нем содержатся решающие исторические предпосылки для понимания двух последних из названных мировых религий...»**. * Гараджа В.И. Социология религии, с. 36. ** Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий. В кн.: Избранное. Образ общества — М., 1994, с. 43. 368 Общепринято (в нашей стране) идентифицировать религию со сверхъестественным, фантастическим. Вера в сверхъестественное, мистическое, чудо ощутимо проявляется в христианстве (непорочное зачатие, Воскресение, Богоявление и т.д.). «Однако на протяжении веков в нем была выработана изощренная система рационального обоснования веры, что сильно уменьшала объем допускаемого сверхъестественного начала»*. Сверхъестественное в буддизме же проявляется гораздо слабее, лишь на низшем уровне массового культа. Что же касается конфуцианства, то оно в принципе требует отказа, недопущения необъяснимых чудес и разумного обоснования социальных порядков и морали. Если в христианстве и исламе есть Бог как некое сверхъестественное явление, то буддизм — это религия без Бога, Будда — это реальное историческое лицо. Конфуцианство создано конкретным ученым. Единобожие тоже не является особенностью мировых религий. Так, в странах Дальнего Востока, особенно в Японии, отмечается переплетение религий — конфуцианства, буддизма и даосизма, — которое на протяжении веков сложилось в органичную систему, отводящую каждому компоненту соответствующее место. Так, в Японии свадьбу могут праздновать под сводом храма одной религии, а инициацию мужчин — в рамках другой религиозной традиции. Общим для всех мировых религий, т.е. субстанционными чертами религии, является следующее: • утверждение конечных смыслов человеческого существова • утверждение их как священных, непререкаемых, требующих ' • утверждение, что человек получает этическое воздаяние, суть которого в психологическом поощрении и спасении (все мировые религии — религии спасения). «Спасение выступает как конечная цель религиозных усилий человека и высшее дарение со стороны Бога»**. Если проанализировать эти общие моменты, можно обнаружить, что собственно религиозное заключается в признании священного и спасения как механизма религиозной регуляции социального поведения личности. Иначе говоря, религия — это система ценностно обоснованной регуляции личности (посредством утверждения конечных истин бытия), признаваемая священной и выступающая в форме спасения (как самосовершенствования) личности. * Ерасов Б С Социальная культурология Ч. 1. — М., 1994, с. 178—179. ** См.- Ерасов Б.С Указ, соч., с. 184—186; Ч. И, с. 28—41, а также1 Аверинцев С. Спасение. В кн.: Философская энциклопедия. — М., 1970. Т. 5, с. 107. 369 религия КАК Но религия существует не только как система СОЦИАЛЬНЫЙ представлений, восприятия и объяснения мира. ИНСТИТУТ Сила и значимость религии в жизни общества потому столь велика, что религия, точнее, религиозная практика, функционирует как важнейший социальный институт, обеспечивающий соответствующее поведение людей. Благодаря институализации религия превратилась в могучий элемент социокультурной организации общественной жизни, сыграв огромную роль в развитии человечества. Основными элементами религии как институализированной системы являются: • религиозные символы, идеи, трактаты, догматы, учения, • культ, эмоционально поддерживающий привязанность ве • организация взаимодействий людей по поводу религиозной Клир, священники являются представителями Бога, они трактуют, углубляют учения, организуют культовую службу, интерпретируют религию, оценивают поступки мирян с точки зрения религиозной этики, наставляют их на «путь истинный». Сам клир иерархически, как правило, организован: есть рядовые священнослужители, которые непосредственно организуют религиозную практику мирян, прихода, религиозной общины; есть высшие иерархи церкви — епископы, кардиналы, папа, патриарх, шейх, аятоллы, которые осуществляют руководство. Как видим, религия с помощью церкви оказывается хорошо институализированной, иерархизированной системой солидарных взаимодействий. В основе церковной организации как института лежит матрица «па-стырь-паства», предполагающая у пастыря — знания, религиозную компетентность, этическое превосходство, а у паствы — послушание и готовность внимать слову пастыря. Основная форма взаимодействия — это духовное влияние пастыря на основе авторитета религии, церкви, который подчас достигает характера духовной власти, требующей безоговорочного следования указаниям клира. Санкции, принятые в этом социальном институте, касаются духовной 370 жизни людей, но их сила зависит от взаимоотношений церкви и государства: на пике авторитета церкви в государстве наивысшей санкцией был суд инквизиции, сегодня санкциями являются порицание, предание анафеме, отлучение от церкви и т.д. Церковь, объединяя сторонников одной религии в единую социальную группу, является важной социальной организацией в любом обществе. Отсюда следует необходимость государственно-правового регулирования деятельности церкви, она неизбежно имеет определенные официальные отношения с государством, признается им и пользуется уважением. Итак, члены общества, разделяющие единую религиозную систему представлений о мире, благодаря институализации религиозной практики путем создания церковной организации, выделения священников и мирян, клира и церковной общины, превращаются в хорошо организованную групповую общность. Приобретя свойство социального института, религия с помощью церкви, священнослужителей, прихода оказалась способной помочь каждому человеку (царю и крестьянину, вельможе и торговцу) войти в мир божий, контролировать его поведение, воспитывать в богоугодном духе. Религия наделяла человека пониманием конечных истин бытия, поэтому в ней нуждался (ей был подвластен) каждый, независимо от сословия, места в обществе. Тем самым религия фактически формировала базовые представления людей, составляла социокультурную духовную первооснову функционирования всех слоев общества — первооснову, но не более. Культура того или иного общества не определяется лишь его религиозной первоосновой. «Не существовало... этики, которая была бы только религиозно детерминирована. Совершенно очевидно, что она в значительной мере обладает чисто автономной закономерностью, основанной на определенных географических и исторических особенностях... Однако несомненно, что одним из детерминантов... этики — именно только одним — является религиозная обусловленность жизненного поведения»*. Это касается как политической, так и хозяйственной этики, справедливо как для католических, так и для православных народов, для мусульман и для иудеев, как справедливо и то обстоятельство, что во всех случаях религия составляла духовную базу того или иного народа.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |