КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ЛоЫК КАК
I Любой социокультурный феномен должен быть функционально целесообразен, обеспечивать удовлетворение определенных биологических, психических и социальных нужд. Все культуры имеют природные отпечатки той среды, в которой они развивались. Как уже отмечалось, необходимость продолжения рода требует создания семьи, защита от неприятеля — создания армии, необходимость приема пищи — развития кулинарного искусства и т.д. Но вариантов организации семейно-брачной жизни, организации армейской службы, национальной кухни — огромное множество. Универсальное, функционально необходимое проявится в потреблении пищи с определенной калорийностью: она должна быть высококалорийной в условиях холода, больших физических нагрузок, а весной — насыщенной витаминами. Вариативно-культурное проявится в убранстве стола, красоте и удобстве посуды, в том, будет ли человек есть за столом или сядет на ковер, скрестив ноги. Способ приготовления блюд, сочетание приправ отражают кулинарные традиции народа. Во всем проявится единство функционально-целесообразного и культурно-вариативного, даже в сексе: «Например, на Западе является вполне нормальным и приемлемым положение, когда женщина лежит на спине, а мужчина — на ней. Для других культур это является абсурдным, для них приемлемы другие позы»*. Но это свидетельствует о вариативно-культурных различиях, а не о разном биологическом строении людей. Вариативность исчезает только в тех случаях, когда обстоятельства, природа оставляют один выбор. Люди способны изобрести множество вариантов достижения своих потребностей. Культурное многообразие — многобразие вариантов действий, принятых в различных культурах по одному и тому же поводу, — пожалуй, самая яркая особенность человеческих сообществ. • Культура — это результат социального творчества сообществ. Каждое из сообществ в меру своей фантазии, изобретательности смогло придумать различные варианты решения проблем. Поэтому вариант, изобретенный в одной культуре, может быть более эффективным, другие могут довольствоваться меньшим, третьи — долго и безрезультатно пытаться найти более или менее приемлемое решение, четвертые вообще могут не придать этому значения. Достижения или неудачи сообщества, группы, организации дол МИР, СОЗДАННЫЙ шения природы и культуры. Речь идет о выделе- * Гидценс Э. Социология, с. 48. 334 роды благодаря культуре, ее изобретениями. Произошло это не сразу. Предки современных людей многие тысячелетия занимались присваивающей экономикой (основанной на собирательстве, рыболовстве, охоте). Регуляция взаимоотношений между индивидами носила полуинстинктивный характер, основываясь на чувстве родства, близости. Разделение общественного труда происходило на основе половозрастных признаков. Собирательство, охота не предполагали отграничения собственности: и леса, и ягоды, и рыба принадлежали природе. Отдельные элементы собственно культуры (жилье, одежда, орудия труда, охота, речь) были еще фрагментарны, эпизодичны. Культура, ее плоды не охватывали всю жизнь людей как система. Общество как система еще не выделилось из природы, являясь его частью. • Цивилизованная жизнь людей возникает в том случае, когда люди и в духовном, и в материальном, и в социально-организационном смысле начинают жить преимущественно благодаря культуре, собственным человеческим изобретениям. Слова «цивилизация», «цивилизованный» имеют много оттенков, однако главный их смысл — оккультуренный, развитый. Для общесоциологического понимания цивилизации этот смысл очень важен. Вслед за Л. Морганом и Ф. Энгельсом определим цивилизацию как ступень развития человеческого сообщества, следующую за дикостью и варварством и характеризующуюся, в частности, возникновением классов, государства, частной собственности. На ступени цивилизации решающее значение приобретают те формы духовной, экономической, общественно-политической жизни, которые изобретены самим человеком, его культурой, а не даны ему от природы. С этой точки зрения мы можем сказать, что цивилизация — это практически осуществленная культура. Общество людей начинает жить по собственным, а не природным законам. Люди регулируют свои отношения на основе закона, норм, обычаев, а не рефлексов или инстинктов. Основные стороны человеческой жизни приобретают институализированный характер: возникают институты частной собственности, государства; институа-лизируется социальная иерархия (возникают социальная стратификация), институализируется процесс социализации (возникают письменность, образование, наука и т.д.). Тем самым появляется особый мир социальной реальности как социокультурной реальности, несводимый и невыводимый из природной реальности, возникают «знаменитые» парадоксы социальной реальности, социальная обьективность, неодолимость инсти-туализированных связей, статусы и роли. 335 Очагом нового окультуренного мира становятся города. Перефразируя слова Ф. Броделя о средневековом городе, можно сказать, что стены первых городов ранних цивилизаций были границами нового образа жизни, новой социальной реальности, отличной (и отделенной городскими стенами) от природы, природной аргументации и детерминации*. • Но выходя из природы, вставая на путь социокультурной регуляции всех основных сторон и аспектов своей жизни, человек делает еще один шаг — к многообразию придумок, изобретений по поводу того, как жить, что главное, а что второстепенное в жизни, что считать добром, а что злом и т.д. Возможность различных культурных вариантов ответов на вызовы природы, социальной истории «обрекают» человечество на вариативность, многообразие цивилизаций, многообразие путей социокультурного развития. Взойдя на ступень окультуренного мира, человек предопределил многообразие цивилизаций, многообразие социокультурных миров. Делая первые шаги по пути цивилизованного развития, общество отбирает нормы, изобретает основные смыслы, приоритеты, которые затем институализируются и приобретают силу социальной объективности, традиций, неодолимых особенностей восприятия жизни, отношения к другим и т.д. Тем самым цивилизации древности (древнеегипетская, вавилонская, греко-римская, древнеиндийская, древнекитайская), их разнообразие, различия во многом и предопределили социокультурное многообразие и различие современного мира. § 2. Культура — сознание — деятельность
Что же является источником внеприродного, что в действительности делает возможным надын-стинктивное в жизни людей? Все, что связано с «возделанным» в человеческой жизни, так или иначе порождено сознанием. Идет ли речь о хозяйственной деятельности людей или политике, применении совершенных технологий или нравственных поисках людей, поведении в быту или восприятии художественных ценностей, — везде мы имеем дело со знаниями, навыками людей, их ценностями, предпочтениями, традициями, приверженностями и т.д. Но культура — это не вообще сознание, не отдельные его элементы, а символический способ, метод оценочного освоения действительности и ориентации в ней. * Бродель Ф Материальная цивилизация экономики и капитализм XV—XVIII вв Т I, с. 511. 336 • В поисках путей и вариантов удовлетворения своих потребно • Как способ символического освоения действительности и ори Говоря о культуре, мы прежде всего имеем в виду разнообраз ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ствительности воплощается в практической деятельности людей — производственной, бытовой, художественной, политической, научной, учебной и т.д. Известно, что в любой практической деятельности относительно независимо взаимодействуют внутренняя и процессуально-внешняя деятельность. В ходе внутренней деятельности формируются мотивы, смысл, которые придают люди своим поступкам, отбираются цели действий, разрабатываются схемы, проекты, технологии будущих деяний. Культура как менталитет наполняет внутреннюю деятельность впол- : Ионин Л.Г. Социология культуры. — М., 1996, с. 76. 337 не определенной системой традиций, оценок, обычаев, ценностей, предлагает более или менее сопряженные с ней практические выборы, предпочтения и т.д. В этом проявляется еще одна характеристика культуры — она организует, определяет содержание, направленность, и даже технологию (если учесть приемы, навыки, умения) практической деятельности людей. Во взаимосвязи культуры и деятельности сделаем акцент на следующих моментах: • культура и детерминация деятельности; • деятельность как показатель культуры. Значимость культуры как социального феномена обьясняется прежде всего тем, что это непосредственный, актуальный «виновник» стиля практической жизни людей. Естественно, сама культура не развивается изолированно, а реагирует на импульсы, проистекающие от природных условий жизни данной группы людей, социально-экономических обстоятельств, в которых они осуществляют свою деятельность. Но на пути импульсов внешней среды к конкретному человеку, его поступкам, действиям культура — это отнюдь не неприметный «полустанок», который можно легко проскочить, а сложная духовная система, в которой осмысливается, оценивается, переопределяется внешняя информация. Именно культура непосредственно определяет реакцию человека на внешние импульсы, его действия. Как мы отмечали в ходе анализа факторов обусловливания (детерминации) явлений социальной жизни, внешние условия, факторы, процессы не определяют сами по себе конкретного содержания событий, действий, которые осуществляют люди, но «некоторым образом приводят социальные субьекты к возбуждению, которое затем внутренним образом приводится в форму, с которой система может работать»*. Реакция субъектов на данное возбуждение зависит от культурных традиций, от того, какой тип реакции в данной культуре приемлем, от норм, ценностей, правил приличий, выработанных в этой культуре. Здесь и таится ответ на вопрос, почему представители разных народов по-разному реагируют и действуют в аналогичных ситуациях, почему, например, у англичан одна система поощрений, стимулов к продвижению, а у американцев — другая. Другими словами, импульсы, идущие от внешнего мира, проходят через «чистилище» культуры. И наоборот, все действия людей несут на себе мощный отпечаток культуры данного общества. * Луман Н. Понятие общества, с. 36. 338 Например, советских людей всегда поражала четкость и размеренность работы рабочих из ГДР. В качестве другого примера можно привести различную манеру исполнения одного и того же пейзажа одними и теми же красками, на одном и том же холсте двумя художниками — японцем и европейцем. Культура стремится самореализоваться в практике. Нацеленностью на практику и определяется особая значимость культуры в социальной жизни. То, что стало ее достоянием, культура обязательно воплощает прямо или опосредованно на практике. Желая познать культуру другого человека, мы должны судить о ней не столько по его высказываниям, словам, заявлениям о намерениях или целях, а по его действиям. Реальная практическая деятельность — это и реальное воплощение культуры, и ее показатель. § 3. Культура и общество: социальные свойства и функции культуры Культуру изучают многие науки — философия, культурология, история, политология, и другие, поскольку это высший продукт человеческой деятельности, высшее проявление сознания, человеческого творчества. Но у социологии существует свой ракурс изучения — исследование роли культуры, ее функций в формировании и развитии социальных систем (систем социальных взаимодействий) — социальных институтов, групп, общества в целом. Социолога интересует, каким образом культура, те или иные ее элементы, исторические типы влияют на развитие социальных сообществ, определяют их особенности. Вот почему социология акцентирует внимание прежде всего на тех свойствах, элементах культуры, которые реализуются в социальных взаимодействиях, выступают как символические механизмы обеспечения ^организованности физически изолированных друг от друга индивидов. При этом социология выявляет новые возможности, аспекты культуры, делает акценты на том, что ускользает от внимания иных исследователей. социальные Любая социальная связь Актора с другими Акто- СВОЙСТВА рами может осуществляться лишь в том случае, культуры если они имеют символических посредников в виде норм, правил игры, представлений о приличиях. Без этих символических элементов невозможны социальная связь, социальное взаимодействие. Но общественная «погруженность» культуры, ее функция интеграции социальных систем придают культурным феноменам ряд особенностей. Как уже говорилось, для того, чтобы действия партнеров были взаимоожидаемы- 339 ми, взаимопредсказуемыми, партнеры должны руководствоваться правилами, критериями, выработанными в этом обществе, стандартами, нормами, традициями, которые разделяемы в данной среде, т.е. культурой. Из этого следует ряд новых характеристик культурных явлений. • Культура — это символы, знаки, идеи, которые разделяет не • Социальная (а не индивидуальная) природа культуры обу Систематические, самовозобновляемые (институализирован-ные) взаимодействия в отличие от случайных, одноразовых, экспериментальных действий предполагают возобновляемость, стандартность (институализированность) культурных символов, идей, мотивов Акторов. Это, возможно, вызовет протест: ведь культура — это прежде всего синоним возвышенного, творческого начала в человеке. Однако надо снять идиллический налет с понятия «культура» — да, это творчество, но творчество не единиц, а общности. • Напомним, что культура находит свое проявление и вопло * Мердок Дж. Фундаментальные характеристики культуры, с 50, 51 ** См.р Уайт Л. Понятие культуры. В кн. Антология исследований культуры Т. I. —M., 1997, с. 37—39, 50. 340 горично: культура — это образцы поведения, деятельности, естественно, основанные на устойчивых стандартных мотивах, предпочтениях. Этот аспект проблемы имеет особое значение для социологического анализа культуры как явления. Спорадические, случайные действия к культуре относить не следует. Если тот или иной элемент жизнедеятельности начинает превращаться из спорадического, нерегулярного в достаточно устойчивое, повторяющееся, значит, произошли определенные изменения в культуре данной группы людей, общества. Следовательно, из круга явлений, описываемых понятием «культура», при социологическом рассмотрении выпадают не только инстинктивные действия людей, но и те моменты, аспекты, которые носят сугубо индивидуальный, а потому случайный, неустойчивый характер, т.е. не ставшие образцом деятельности. Образцы деятельности обнаруживают себя в производственной сфере, быту, науке, отдыхе и т.д. Они проявляются как в смысловом содержательном отношении, так и в технологии действий, стиле, манере действий. У всех народов храмы служат сходным целям, но готический храм отличается от православного или мечети. Или вспомним о различной манере выполнения одного и того же пейзажа европейским и японским художниками. Способ строгания дерева рубанком (представители многих народов это делают движением к себе, а не от себя), организация выборов, проведение заседаний парламента, манера пения, порядок подачи блюд и т.д. — эти образцы деятельности есть воплощение культуры, реально осуществляемая культура. Итак, анализ социальной природы культуры делает акцент на несколько «неожиданных» ее свойствах, лишает ее некоего идиллического налета. Культура предстает как важнейший механизм социальной машины повседневности, выполняющий важнейшие социальные функции. социальные Интегративпая социальная функция культуры. Бла- ФУНКЦИИ годаря культуре, ее символическим феноменам КУЛЬТУРЫ (идеям, оценкам, нормам, ценностям) возмож- ны интеграция физически изолированных людей в некие системы взаимодействий. Культура — это скрепы, которые обьединяют людей, делают возможным надежные, самовозобновляемые взаимоотношения. Единые стандарты поведения, нормы, ценности, традиции делают возможным сорганизацию людей на огромных территориях, объединяют людей в единое общество, отделяя их от групп людей, руководствующихся иной системой норм, ценностей. Следовательно, культура отличает одно общество от другого. Регулятивная социальная функция культуры. Культура — это нормативная система, это то, что считается разумным, обоснованным в данном сообществе. С помощью норм, ценностей, обычаев культура упорядочивает, направляет, ориентирует действия людей, благодаря культуре люди оценивают пользу или вред, добро или зло и т.д. Следовательно, культура как нормативная система регулирует поведение: • во-первых, она информирует Актора о том, на что можно • во-вторых, она побуждает, мотивирует человека к поведе • в-третьих, она налагает ограничения, контролирует поведе § 4. Культура: преемственность и социализация В мировой социологии, антропологии еще в первой половине XX в. было введено трехчастное деление культуры: материальная, социальная и духовная культура. Под материальной культурой понимается все, что относится к взаимоотношениям человека с материальной средой его обитания (в том числе с природой), к удовлетворению потребностей его дальнейшего материального существования. Под социальной культурой понимаются правила, нормы взаимоотношений людей, институциональные нормы повседневности, традиции группового поведения и т.д. Под духовной культурой понимаются субъективные аспекты жизни, идеи, ценности*. Культура воплощается в стандартах социального поведения, обьективируется в вещественно-предметных (одежда, здания, станки) и знаково-символических формах (под последними имеются в виду те продукты культуры, которые передают свою информацию через слово, символы, знаки, изображения: научные статьи, устное народное творчество, научно-популярные книги, художественная литература, картины, фрески, ноты, схемы, чертежи и т.д.). Благодаря этой объективации происходит определенная фиксация исторического опыта данного народа, общности, семьи, а поэтому * См: Ионин Л.Г. Социология культуры, с 28. 342 культура, ее смыслы и значения могут быть переданы другому человеку, другому поколению. • Тем самым выявляется еще один штрих социологического Культура — это то своеобразное, специфичное в нравах, установках людей, которое, как правило, воспроизводится из исторического прошлого и перешло, будучи закрепленным в институтах, по наследству от предыдущих поколений. Говоря о культуре того или иного народа, мы всегда хотим понять его настоящее или даже приоткрыть завесу над его будущим, как бы заглядывая в прошлое. Культура — это историческое наследие, которое «обрекает» нас на определенный тип поведения в настоящем и будущем. Подчеркивая преемственность, мы отнюдь не абсолютиризуем устойчивость и неизменность культуры. Способность к саморазвитию, изменчивости — это важнейший признак социокультурного процесса. • Культура выполняет в социальной жизни ту же функцию, Преемственность культуры осуществляется в процессе социализации личности, в том числе в процессе воспитания и образования. Культура как внебиологическое, благоприобретенное не подчиняется в целом законам генетической наследственности — ею можно овладеть лишь в ходе социального наследования. Поэтому, говоря о воспитании и образовании личности, мы имеем в виду процесс формирования личности прежде всего как носителя, воспреемника и продолжателя культуры. Механизмы социализации обеспечивают самовозобновляемость общества, духовное замещение одного поколения другим. Человек с рождения с помощью слов, книг, фильмов, наставлений научается строить отношения с другими, пользоваться материально-вещественными предметами, которые его окружают, наблюдая за поведением других (образцами деятельности, принятыми в обществе) и, самое главное, осуществляя собственную практическую деятельность; вырабатывая в процессе включения в социальные институты собственный опыт, получая порицание и одобрение от старших носителей исторического наследия, он делает своим достоянием культуру семьи, общности, человечества. Следовательно, еще одна социальная функция культуры — приобщение к накопленному историческому наследию, воспроизводство определенных порядков, т.е. функция социализации. 343 Глава XV. Основные структурные элементы культуры. Язык, типы социокультурной регуляции Культура любого народа — это целостная сложноорганизован-ная система, основу которой составляют неизменные и воспроизводимые структурные элементы. Каждый элемент играет свою роль, выполняет свою функцию. Оттого, насколько зрелы, развиты структурные элементы, из которых состоит данная культура, зависит ее способность выполнять более (или менее) эффективно свои социальные функции, сравнимость ее или с симфоническим оркестром, способным исполнять любую по сложности мелодию, или с небольшим домашним оркестриком с примитивным и односложным звучанием. Следовательно, культура может различаться не только содержанием, стилистикой, но и зрелостью своей структуры, богатством и развитостью форм, разнообразием регулятивных инструментов, а значит, и характером функционирования в обществе. Рассмотрим основные, наиболее устойчивые элементы культуры как системы. § 1. Язык Язык — код, шифр, которым пользуются люди для передачи важной информации, а также для выделения «своих» из окружающего мира. Благодаря языку как общепринятой в данном сообществе системе кодов (сигналов, знаков), имеющих определенные смысл, значения, партнеры достигают надежного взаимопонимания, являющегося основой, предпосылкой любого социального взаимодействия, передачи опыта новым поколениям «своих», которые тоже должны понимать ту же систему кодов, сигналов, знаков. Язык играет и другую функцию — выделение «нас» из «других», но мы не будем акцентировать на этом внимание. Также отметим, что создание особого языка, особого шифра, понятного только «своим», но тайного для «чужих», характерно не только для этнических общностей, но и для молодежных, профессиональных, криминальных групп, элиты и т.д. Так, учащиеся одной из английских привилегированных школ используют совершенно непонятный для непосвященных язык, составленный из средневековой латыни и напластований сленгов многих поколений. Российская молодежь 90-х гг. тоже использовала определенный сленг, не всегда понятный старшему поколению Высшее общество Англии подчеркивает свою обособленность, особость, опуская «дг» в конце слова. 344 Язык как система кодов, обеспечивающая взаимопонимание, является исходным условием образования любых сообществ. Становится понятным, почему любое государство как система власти того или иного общества уделяет огромное значение проблеме национального или государственного языка, оказывает ему всемерную властную поддержку. Воспевание национального языка как «великого», «могучего» эмоционально подкрепляет социальную значимость языка как системы общепринятых шифров, обеспечивающей взаимопонимание участников данной системы социальных взаимодействий. Уважительное отношение к родному языку, обучение ему своих детей, охрана чистоты языка и т.д. — все это важнейшие условия воспроизводства общества, его целостности, устойчивости и мобильности. Функция взаимопонимания индивидов, являющаяся основной идентификатор но> первая подфункция языка) — идентификация партнерами в ходе общения тех или иных кодов, знаков, сигналов с одними и теми же объектами, отношениями, фрагментами действительности. • Даже звуковой сигнал (и соответствующий письменный знак) • Система кодов-идентификаторов в существенной степени за Например, у малых народов Севера, занимающихся охотой, сбором ягод, свое название имеет каждое особое состояние зрелости клюквы; у народов, у которых издавна развито овцеводство, ягненок, овца, баран в разном возрасте имеют разные названия; многообразие названий рыб, их возраста и степени упитанности характерно для народов, живущих рыбной ловлей. В арабском языке существует более 6000 слов для обозначения верблюда, частей его тела и снаряжения. Южноафриканские племена, занимающиеся скотоводством, имеют весьма дифференцированный словарь, касающийся окраса домашних животных (96 оттенков мастей у коров). Однако для них было затруднительно обозначить синий и зеленый цвета, поскольку в их 345 языке не было собственных наименований. Кстати, сейчас в русском и других европейских языках имеется 11 базовых цветовых категорий и 12-я — «голубой», но в английском на роль 12-й категории претендует «chartreuse» (желтовато-зеленоватый)*. Итак, социально-исторический опыт, тип хозяйственной дея интерпретатор структуру, особенности трактовки смыслового контекста тех или иных кодов-индификаторов, язык подчеркивает или не замечает, по-своему трактует или «осязает» окружающий мир. Интерпретационное своеобразие языка, с одной стороны, результат социально-исторической практики данного народа. С другой — язык организует, осмысливает новый опыт людей, обеспечивает восприятие вновь открывающегося мира, исподволь воспитывает определенное мироощущение у новых поколений. В структуре любого языка кроется целый мир неосознаваемых представлений о жизни. Человек видит и слышит то, к чему его делает чувствительным грамматическая система его языка, обращает внимание на те свойства, на которые акцентирует внимание его словарный запас, ощущает явления таким образом, какие значения и смыслы вложил в это понятие язык. Тем самым язык неповторимым образом воссоздает природу и окружающую действительность, закрепляет и воспроизводит неповторимое мировосприятие, мироощущение, вырабатывает понятийно-логическую основу для социального взаимодействия. 1. Словарный запас не только отражает, аккумулирует социально-исторический опыт, но и обращает внимание на те свойства, которые ускользают от внимания других. Замечено, что у народов, у которых сильны родовые элементы социальной организации, большая череда двоюродных-троюродных-четвероюродных родственников имеют свои названия. Но вопрос не только в названиях — меняется и отношение к этим людям. У одних народов понятия «дядя», «тетя» обьединяют всех соответствующих родственников как по отцовской, так и по материнской линии. У тюркских же народов понятие «дядя» по отцовской линии отличается от понятия «дядя» по материнской линии, так же как и взаимоотношение с ним. (Последний не является представителем данного рода, потому, считается, не должен быть слишком строгим.) * Самарина Л.В Традиционная этническая культура и цвет // Этнографическое обозрение. — 1992. — № 2, с. 147—156. 346 Или вновь обратимся к примеру о разных названиях овец разного возраста. Подобные наименования позволяют более подробно и точно концентрировать внимание на их возрастных характеристиках: для одних народов преподнесение в дар трехгодовалого барашка хорошей упитанности гораздо более значимый знак внимания, уважения, чем преподнесение ягненка; для других же народов, которые не различают возрастных особенностей овец, подобный подарок не несет никакой иной информации. А задумывались ли вы, каково мировосприятие человека, его умение передавать свое видение природы другому, если он не может выразить главный цвет природы — зеленый? 2. Грамматическая структура языка играет внешне малозаметную, но фактически очень существенную роль в восприятии мира, организации социальной жизни. Обьекты могут классифицироваться по полу, по признаку «человек — все остальные», на основании формы или социального положения. Грамматика — это понятийно-логическое устройство для описания отношений окружающего мира. Она различает, что рассматривать как главный предмет, что — как атрибут, свойство, что — как состояние, что — как производное. У одних народов только применительно к человеку можно задать вопрос «кто?», все остальное характеризуется вопросом «что?» (в том числе и животные). Языки одних народов подразумевают жесткое построение фразы, в которой подлежащее обязательно должно находиться на первом месте, в языках других народов подлежащее может находиться и в начале, и в середине, и в конце фразы. Все это имеет отношение к нашему предмету — ведь человек посредством понятийно-логической структуры грамматики структурирует и воспринимает взаимоотношения окружающего мира, и, если, например, он воспринимает животных как вещь, а не как своих младших собратьев, его отношение к животным наверняка будет отличаться от отношения к людям. Не кроется ли за пренебрежением подлежащим (его можно поставить в любом месте фразы) некоторая недооценка личности человека, его решающей роли в различных событиях? Особое значение в реализации интерпретативной подфункции языка имеет смысловой контекст, смысловое наполнение языковых кодов. Один и тот же сигнал-идентификатор в разных культурах может иметь разные смысловые оттенки. Социологи, исследовавшие типы карьеры в Англии и США (а это очень близкие друг другу общества как по культуре, так и по языку), получили любопытные данные. Оказалось, в этих двух странах, пользующихся формально одним языком, в одни и те же коды-ин-дефикаторы, описывающие карьеру человека, вкладывался разный смысл. Для англичан карьера — это прежде всего умение вызвать признание у вышестоящего, а для американцев — это результат личных усилий, активности. 347 Известная исследовательница М. Мид отмечает, что в Англии слово «компромисс» имеет позитивную окраску и о «компромиссном» соглашении можно говорить с одобрением, включая те случаи, когда противной стороне досталось более половины оспариваемого. В США, с другой стороны, меньшая часть означает определенное поражение той или иной стороны, и поэтому говорят: «президент против конгресса» или «конгресс против президента»; «правительство штата против федерального правительства» или «федеральное правительство против штата». Это соотносится с американской доктриной контроля и равновесия, но одновременно лишает слово «компромисс» того этического ореола, который оно имеет в Англии*. Итак, в разных культурах один и тот же код-идентификатор может иметь разную интерпретацию, разный смысл. И наоборот, смена кода-индентификатора может существенно сказаться на восприятии обьекта, приписывании этому обьекту иных смыслов и значений. Возьмем пример из новейшей истории США. Введению термина «афро-американец» предшествовала цепочка исторически сменявших друг друга понятий, использовавшихся для обозначения чернокожих американцев: «рабы — цветные — негры — черные — афро-американцы». В каждом случае дело не ограничивалось сменой названия; трансформация наименования сопровождалась глубокими изменениями в системе социального восприятия. Все прежние наименования чернокожих граждан США отражали факт расового доминирования и сегрегации, в то время как название «афро-американцы» уравнивает данную этническую группу с представителями других этносов североамериканской культуры. Новый термин акцентирует не факт расовой принадлежности, а происхождение, т.е. связь с исторической родиной, что ставит выходцев из Африки в один ряд с ирландскими, мексиканскими, китайскими и прочими этническими группами в США. Происшедший благоприятный «контекстуальный» сдвиг есть результат определенной социально-исторической практики, тех изменений, которые произошли как в самой среде чернокожих американцев, так и в отношении к ним. Вместе с тем формирование новой интерпретации и смыслов меняет и восприятие чернокожих. Особое значение, конечно, сыграли изменения в самой среде чернокожих американцев, формирование достаточно устойчивого среднего класса «добропорядочных американцев» — чернокожих. Их поведение и стиль коммуникации позволяют говорить о своеобразном дуализме нового этнокультурного сознания, в котором присутствует стремление одновременно подчеркнуть африканское происхождение (яркая одежда, интерес к истории Африки) и продемонстрировать приверженность подлинно американским ценностям (работа, индивидуализм, материальное благополучие). Итак, каждый код, шифр в рамках того или иного языка не только идентифицирует кодируемый объект, но и дает определен- * Цит. по: Клакхон К. Зеркало для человека. Введение в антропологию. — СПб., 1998, с. 189 348
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 464; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |