КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
I § 1. Понятие государственной информационной политики
Вопросы для обсуждения 1. В каких ситуациях возможно, а в каких противопоказано использо 2. В чем особенность применения смеховой коммуникации в совре 3. Существуют ли какие-либо ограничения для применения информа 4. Как определить подходящий момент для начала использования кри 5. Можно ли использовать приемы смеховой коммуникации в услови Рекомендуемая литература Боровик Г. Жестокие забавы вождя // Совершенно секретно. 2000. № 3. Дмитриев А. В. Социология политического юмора. М., 1998. Дмитриев А. В. Юмор в политике // Россия в условиях трансформаций. М., 2002. Вып. 27. Канетти Э. Масса и власть. М. 1997. Лихачев Д. С, ПанченкоА. М., Понырко Н. В. Смех в Древней Руси. М., 1984. Лук А. Н. Юмор, остроумие, творчество. М., 1997. Политические частушки. М., 1999. Shuts С. S. Political Humor: from Aristophan to San Ervin. Granbery. N. Jercy, 1977. Zijderveld A. C. The Sociology of Humor and Laughter // Current Sociology. 1983. Vol. 31. №3. Глава 8 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
В информационно-политическом пространстве каждый актор формирует собственные практики, демон-кстрируя соответствующие способы достижения целей и взаимодействия со своими контрагентами. Однако наиболее сильное воз-| действие на всех участвующих в политических коммуникациях; групп, партий, корпусов граждан и институтов оказывает государство — самый мощный производитель массовой информации в | обществе. Именно государство обладает наиболее развитой систе-| мой институтов, стремящихся утвердить единые для общества нор-[ мы информационных обменов. Существует четыре возможных типа информационного поведения государства, у каждого из которых своя специфика установления и поддержания политических контактов с партнерами и [оппонентами. К ним относятся: государственная политика, информационные кампании, единичные информационные акции, а также [действия в режиме постфактум (представляющие собой реакцию государственных структур на некие свершившиеся события, лишаю-[щие их возможности целенаправленного воздействия на информационную ситуацию). Все эти типы поведения представляют собой I специфические формы реализации или информационного обес-[печения (сопровождения) целей государства и отличаются друг от (друга механизмами организации политического общения, инсти-[туциональным дизайном и даже определенными технологиями {поддержания коммуникации. Основным способом поддержания дискурса в сфере власти вы-I ступает государственная информационная политика. При этом данный тип политической активности государства может принимать различные формы: либо информационного обеспечения (сопровождения) его масштабных задач в различных областях общественной жизни, либо целенаправленной деятельности, развертывающейся в информационном пространстве. В первом случае, например, она может выражаться в долгосрочных информационных усилиях государства, сопровождающих освоение новых экономических территорий, решении крупных внешних или внутренних конфликтов, проведении выборов в представительные органы власти или какие-либо иные внутриполитические реформы. Во втором — представлять собой действия государства по техническому переоснащению информационной индустрии, установлению нового типа взаимоотношений правящего режима со СМИ, проникновению и закреплению своих позиций на внешних информационных рынках и т.д. Применительно к решению таких информационных проблем государственную политику в этой сфере можно определить как совокупность взаимосвязанных действий, направленных на создание условий получения гражданами информации, удовлетворяющей их базовые потребности и интересы; развитие соответствующих технических средств, обеспечивающих создание (обработку, хранение и доставку) информационных ресурсов делового, развлекательного, научно-образовательного и иного характера; предполагающих обеспечение международных контактов и связей государства и общества, встраивающих институты и структуры власти в наднациональные (глобальные) информационные процессы. Сложный, комплексный характер этих постоянно решаемых государством задач в информационной сфере требует и достижения ряда более частных, вытекающих из его ролевых обязанностей целей. К ним могут быть отнесены: ■ обеспечение юридических прав граждан на получение инфор ■ обеспечение населению технических возможностей для по ■ борьба с монопольными практиками использования инфор ■ защита подрастающего поколения от агрессивной инфор ■ постоянное совершенствование систем образования и здра
■ удешевление государственной информации граждан, транс ■ сокращение теневого оборота и препятствование незакон ■ постоянное совершенствование организационных и кадро Весьма интересен опыт различных стран в реализации информационной политики, ее институциональном обеспечении. Так, высокая эффективность работы управляющих структур США в немалой степени связана с их деятельностью на информационном рынке. В американской системе исполнительной власти создан офис управления и бюджета США, на который возложена ответственность за использование информационных технологий в стране и постоянный анализ рисков, возможностей инвестиций в эту сферу, осуществления капитальных вложений и др. В структуру государственных органов входит также и совет главных информационных чиновников. В его работе на постоянной основе помимо ответственных государственных служащих участвуют представители различных информационных агентств, крупнейших национальных средств массовой информации. Совет вносит предложения и рекомендации по совершенствованию деятельности государства в информационной сфере, повышению координации работы административных и медиаструктур, ставит задачи в области снижения стоимости информационных технологий, роста производительности в информационной сфере и т.д. Перечисленные задачи важны для саморазвития информационной сферы, поддержания коммуникации между институтами власти и обществом и потому предполагают постоянное внимание со стороны государства. Если же государство не в состоянии решить задачу, эту нагрузку берут на себя другие акторы, действующие в информационной сфере. В зависимости от того, является ли решение указанных задач основной формой деятельности государства или же выступает условием достижения иных целей, роль государственной информационной политики может признаваться либо первостепенной, либо второстепенной. Первая служит показателем того, что в современных условиях без целенаправленной деятельности в информационной сфере нельзя решать существенных для общества задач в 14-4386 любых областях жизни. Вторая демонстрирует зависимую, обслуживающую роль информационных действий государства по сравнению с другими его целями, поставленными властью в сферах экономики, социальной или политической жизни. Однако информационная государственная политика — и чем дальше, тем больше — выступает в качестве системообразующего элемента совокупной деятельности государства в целом, важнейшего средства поддержания публичного диалога власти и общества. Благодаря завоеванию таких позиций она способна не только достигать собственных целей, но и компенсировать неудачи государственного управления в каких-то иных областях общественной жизни. Впрочем, по тем же причинам эта политика — в случае слабой проработки государственных планов в информационной сфере — может и усугубить неудачи правительства.
Противоречивые проблемы, решаемые в процессе формирования и развития государственной информационной политики, обусловливают ее сложную и специфическую внутреннюю структуру. Институциональную структуру государственной информационной политики составляют организации, формирующие ее содержание и цели. К ним относятся: управляющие и координирующие структуры верховной власти; аналитические структуры (представляющие центры ситуационного анализа при различных правительственных ведомствах, в регионах или важнейших структурах власти); базы и банки данных (включая национальные библиотеки); центры (технической) защиты информации; центры разработки стандартов информационных контактов (для адаптации к мировому политическому пространству); пиар-службы при государственных органах и соответствующие научно-исследовательские структуры. В мире существует система определения количественных показателей прозрачности, интерактивности и информационной открытости деятельности правительств и готовности населения жить в сетевом пространстве. Например, индикатор прозрачности состоит из суммарной оценки информации министерств и ведомств о своей деятельности. Индикатор интерактивности показывает, насколько потребителям удобно пользоваться такой информацией, и т.д. По обобщенному показателю открытости (равному 1,62) Россия в списке из 103 стран занимает 74-е место между Польшей и Саудовской Аравией. Максимальный показатель открытости имеет Дания — 18,19; наибольшая ве- личина индикатора прозрачности также принадлежит ей и составляет 14 (у России — 6). Максимальное значение индикатора интерактивности имеет Монако — 8 (Россия — 2,1). В целом Россия относится к странам второй степени готовности к жизни в условиях сетевых технологий (всего четыре степени). Еще одна система индикаторов, называемая Индекс информационного общества (ISI), предполагает оценку информационных технологий. Разрабатываемый на этой основе индекс ИО (обобщенно показывающий уровень технологической оснащенности и открытости коммуникаций) служит для определения степени участия (готовности) страны в информационной революции. Около 98% всех ИТ приходится на долю 55 стран. Место России — в третьей четверти списка, а лидируют государства Северной Европы и США. Наша страна сегодня уступает по технической оснащенности приблизительно в 8 раз, по критерию ИО — в 3,5 раза. Чтобы приблизиться к странам Европы (Англии, Франции, Германии), нам надо повышать соответствующие показатели в 4—5 раз1. Элементами государственной информационной политики выступают публичная, полутеневая и теневая формы деятельности. Поскольку деятельность государства независимо от характера решаемых задач направлена на организацию коммуникаций в публичной сфере, ее основные механизмы и технологии носят явный институализированный характер. Основные усилия государства постоянно направлены на формирование открытых и доступных для общественности способов передачи информации, а создаваемые властными структурами сообщения специально форматируются для распространения по таким каналам. Таким образом, информационно-коммуникационные связи власти и общества складываются в процессе развертывания открытого форума идей, которыми обмениваются эти два контрагента. В демократических государствах публичность государственной информационной политики свидетельствует и о направленности усилий властей на общественные интересы. | Щ Реализация крупных информационных проектов представляет собой очень прибыльный, но одновременно и столь же рискованный бизнес. По оценкам специалистов, один доллар, вложенный в информацию, дает в 10 раз больше прибыли, чем нефтяной. Следовательно, государство, пытаясь обеспечить свои цели, но не имея при этом права рисковать деньгами налогоплательщиков, должно выбирать соответствующие способы реализации подобных целей. 14'
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1809; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |