Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I § 1. Понятие государственной информационной политики




Вопросы для обсуждения

1. В каких ситуациях возможно, а в каких противопоказано использо­
вание смеховых технологий для налаживания политических коммуника­
ций?

2. В чем особенность применения смеховой коммуникации в совре­
менном российском обществе?

3. Существуют ли какие-либо ограничения для применения информа­
ционных технологий кризисной коммуникации?

4. Как определить подходящий момент для начала использования кри­
зисных информационных технологий?

5. Можно ли использовать приемы смеховой коммуникации в услови­
ях кризиса?

Рекомендуемая литература

Боровик Г. Жестокие забавы вождя // Совершенно секретно. 2000. № 3.

Дмитриев А. В. Социология политического юмора. М., 1998.

Дмитриев А. В. Юмор в политике // Россия в условиях трансформаций.

М., 2002. Вып. 27.

Канетти Э. Масса и власть. М. 1997.

Лихачев Д. С, ПанченкоА. М., Понырко Н. В. Смех в Древней Руси. М., 1984. Лук А. Н. Юмор, остроумие, творчество. М., 1997. Политические частушки. М., 1999. Shuts С. S. Political Humor: from Aristophan to San Ervin. Granbery. N. Jercy,

1977. Zijderveld A. C. The Sociology of Humor and Laughter // Current Sociology.

1983. Vol. 31. №3.


Глава 8 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

I Сущность государственной [информационной политики

В информационно-политическом пространстве каждый актор форми­рует собственные практики, демон-кстрируя соответствующие способы достижения целей и взаимо­действия со своими контрагентами. Однако наиболее сильное воз-| действие на всех участвующих в политических коммуникациях; групп, партий, корпусов граждан и институтов оказывает государ­ство — самый мощный производитель массовой информации в | обществе. Именно государство обладает наиболее развитой систе-| мой институтов, стремящихся утвердить единые для общества нор-[ мы информационных обменов.

Существует четыре возможных типа информационного пове­дения государства, у каждого из которых своя специфика установ­ления и поддержания политических контактов с партнерами и [оппонентами. К ним относятся: государственная политика, инфор­мационные кампании, единичные информационные акции, а также [действия в режиме постфактум (представляющие собой реакцию го­сударственных структур на некие свершившиеся события, лишаю-[щие их возможности целенаправленного воздействия на информа­ционную ситуацию). Все эти типы поведения представляют собой I специфические формы реализации или информационного обес-[печения (сопровождения) целей государства и отличаются друг от (друга механизмами организации политического общения, инсти-[туциональным дизайном и даже определенными технологиями {поддержания коммуникации.

Основным способом поддержания дискурса в сфере власти вы-I ступает государственная информационная политика. При этом дан­ный тип политической активности государства может принимать



различные формы: либо информационного обеспечения (сопро­вождения) его масштабных задач в различных областях обществен­ной жизни, либо целенаправленной деятельности, развертываю­щейся в информационном пространстве. В первом случае, напри­мер, она может выражаться в долгосрочных информационных усилиях государства, сопровождающих освоение новых экономи­ческих территорий, решении крупных внешних или внутренних конфликтов, проведении выборов в представительные органы вла­сти или какие-либо иные внутриполитические реформы. Во вто­ром — представлять собой действия государства по техническому переоснащению информационной индустрии, установлению но­вого типа взаимоотношений правящего режима со СМИ, проник­новению и закреплению своих позиций на внешних информаци­онных рынках и т.д.

Применительно к решению таких информационных проблем государственную политику в этой сфере можно определить как совокупность взаимосвязанных действий, направленных на создание условий получения гражданами информации, удовлетворяющей их базовые потребности и интересы; развитие соответствующих техни­ческих средств, обеспечивающих создание (обработку, хранение и доставку) информационных ресурсов делового, развлекательного, на­учно-образовательного и иного характера; предполагающих обеспече­ние международных контактов и связей государства и общества, встра­ивающих институты и структуры власти в наднациональные (гло­бальные) информационные процессы.

Сложный, комплексный характер этих постоянно решаемых государством задач в информационной сфере требует и достиже­ния ряда более частных, вытекающих из его ролевых обязанностей целей. К ним могут быть отнесены:

■ обеспечение юридических прав граждан на получение инфор­
мации в соответствии с принципами свободы слова и охраны
тайны личной жизни и интеллектуальной собственности;

■ обеспечение населению технических возможностей для по­
лучения информации на современном уровне;

■ борьба с монопольными практиками использования инфор­
мации внутри страны и на международной арене (что пред­
полагает сочетание государственного протекционизма с от­
крытостью информационной политики);

■ защита подрастающего поколения от агрессивной инфор­
мации;

■ постоянное совершенствование систем образования и здра­
воохранения на основе внедрения технических достижений
в информационной сфере;


 

■ удешевление государственной информации граждан, транс­
формация функций государственных органов на основе по­
стоянной передачи информации ее потребителям в элект­
ронной форме;

■ сокращение теневого оборота и препятствование незакон­
ному обороту информации;

■ постоянное совершенствование организационных и кадро­
вых структур, обеспечивающих эффективное достижение
целей информационной политики.

Весьма интересен опыт различных стран в реализации инфор­мационной политики, ее институциональном обеспечении. Так, высокая эффективность работы управляющих структур США в немалой степени связана с их деятельностью на информационном рынке. В американской системе исполнительной власти создан офис управления и бюджета США, на который возложена ответствен­ность за использование информационных технологий в стране и постоянный анализ рисков, возможностей инвестиций в эту сферу, осуществления капитальных вложений и др. В структуру государ­ственных органов входит также и совет главных информационных чиновников. В его работе на постоянной основе помимо ответствен­ных государственных служащих участвуют представители различ­ных информационных агентств, крупнейших национальных средств массовой информации. Совет вносит предложения и рекомендации по совершенствованию деятельности государства в информацион­ной сфере, повышению координации работы административных и медиаструктур, ставит задачи в области снижения стоимости ин­формационных технологий, роста производительности в инфор­мационной сфере и т.д.

Перечисленные задачи важны для саморазвития информаци­онной сферы, поддержания коммуникации между институтами власти и обществом и потому предполагают постоянное внимание со стороны государства. Если же государство не в состоянии ре­шить задачу, эту нагрузку берут на себя другие акторы, действую­щие в информационной сфере.

В зависимости от того, является ли решение указанных задач основной формой деятельности государства или же выступает ус­ловием достижения иных целей, роль государственной информа­ционной политики может признаваться либо первостепенной, либо второстепенной. Первая служит показателем того, что в современ­ных условиях без целенаправленной деятельности в информаци­онной сфере нельзя решать существенных для общества задач в

14-4386


любых областях жизни. Вторая демонстрирует зависимую, обслу­живающую роль информационных действий государства по срав­нению с другими его целями, поставленными властью в сферах экономики, социальной или политической жизни.

Однако информационная государственная политика — и чем дальше, тем больше — выступает в качестве системообразующего элемента совокупной деятельности государства в целом, важнейше­го средства поддержания публичного диалога власти и общества. Бла­годаря завоеванию таких позиций она способна не только достигать собственных целей, но и компенсировать неудачи государственного управления в каких-то иных областях общественной жизни. Впро­чем, по тем же причинам эта политика — в случае слабой проработ­ки государственных планов в информационной сфере — может и усугубить неудачи правительства.

Структура государственной информационной политики

Противоречивые проблемы, реша­емые в процессе формирования и развития государственной инфор­мационной политики, обусловливают ее сложную и специфиче­скую внутреннюю структуру.

Институциональную структуру государственной информацион­ной политики составляют организации, формирующие ее содержа­ние и цели. К ним относятся: управляющие и координирующие струк­туры верховной власти; аналитические структуры (представляющие центры ситуационного анализа при различных правительственных ведомствах, в регионах или важнейших структурах власти); базы и банки данных (включая национальные библиотеки); центры (техни­ческой) защиты информации; центры разработки стандартов ин­формационных контактов (для адаптации к мировому политическо­му пространству); пиар-службы при государственных органах и со­ответствующие научно-исследовательские структуры.

В мире существует система определения количественных по­казателей прозрачности, интерактивности и информационной открытости деятельности правительств и готовности населения жить в сетевом пространстве. Например, индикатор прозрачно­сти состоит из суммарной оценки информации министерств и ведомств о своей деятельности. Индикатор интерактивности по­казывает, насколько потребителям удобно пользоваться такой информацией, и т.д. По обобщенному показателю открытости (равному 1,62) Россия в списке из 103 стран занимает 74-е место между Польшей и Саудовской Аравией. Максимальный показатель открытости имеет Дания — 18,19; наибольшая ве-


личина индикатора прозрачности также принадлежит ей и со­ставляет 14 (у России — 6). Максимальное значение индикато­ра интерактивности имеет Монако — 8 (Россия — 2,1). В целом Россия относится к странам второй степени готовности к жиз­ни в условиях сетевых технологий (всего четыре степени).

Еще одна система индикаторов, называемая Индекс ин­формационного общества (ISI), предполагает оценку инфор­мационных технологий. Разрабатываемый на этой основе ин­декс ИО (обобщенно показывающий уровень технологической оснащенности и открытости коммуникаций) служит для оп­ределения степени участия (готовности) страны в информа­ционной революции. Около 98% всех ИТ приходится на долю 55 стран. Место России — в третьей четверти списка, а лидиру­ют государства Северной Европы и США. Наша страна сегодня уступает по технической оснащенности приблизительно в 8 раз, по критерию ИО — в 3,5 раза. Чтобы приблизиться к странам Европы (Англии, Франции, Германии), нам надо повышать соответствующие показатели в 4—5 раз1.

Элементами государственной информационной политики вы­ступают публичная, полутеневая и теневая формы деятельности. Поскольку деятельность государства независимо от характера ре­шаемых задач направлена на организацию коммуникаций в пуб­личной сфере, ее основные механизмы и технологии носят явный институализированный характер. Основные усилия государства постоянно направлены на формирование открытых и доступных для общественности способов передачи информации, а создавае­мые властными структурами сообщения специально форматиру­ются для распространения по таким каналам. Таким образом, ин­формационно-коммуникационные связи власти и общества скла­дываются в процессе развертывания открытого форума идей, которыми обмениваются эти два контрагента. В демократических государствах публичность государственной информационной по­литики свидетельствует и о направленности усилий властей на общественные интересы.

| Щ Реализация крупных информационных проектов представляет собой очень прибыльный, но одновременно и столь же рискован­ный бизнес. По оценкам специалистов, один доллар, вложенный в информацию, дает в 10 раз больше прибыли, чем нефтяной. Сле­довательно, государство, пытаясь обеспечить свои цели, но не имея при этом права рисковать деньгами налогоплательщиков, должно выбирать соответствующие способы реализации подобных целей.

14'




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1809; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.14 сек.