КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Информационный лоббизм
Среди маркетинговых способов организации политического дискурса выделяется информационный лоббизм, который связан с действиями определенных вторичных ассоциаций — лобби, или групп давления. Доминирующее положение этих групп в современных государствах, их существенное и постоянное влияние на процесс выработки государственных решений или формирование общественного мнения, по сути, превратили их информационные отношения со своими контрагентами в своеобразную капиллярную систему власти, наполняющую государственные структуры живительной силой и энергией. К примеру, в 1950 г. в Вашингтоне было около 2 тыс. лоббистов. А уже в 1978 г. численность групп давления выросла до 15 тыс., и только в пределах Капитолийского холма работало около 500 лоббистских организаций. Причем 61 из них выступала за интересы японцев, 55 — за интересы меньшинств, 34 — за социальную помощь, 31 — за защиту окружающей среды, 10 — за интересы Израиля, 6 — за демографический контроль, 15 — против возрастной дискриминации и 12 — против гонки вооружений, 33 представляли женское лобби, 21 отстаивала религиозные интересы. Согласно справочнику американских лоббистских организаций за 1990 г. их ряды уже насчитывали 65 тыс. независимых лоббистов и 30 тыс. лоббистских организаций. Впоследствии многие организации стали объединяться, и сегодня их численность значительно выросла4. В настоящее время сложилось двоякое понимание информационного лоббизма, отражающее неоднозначность его местоположения в информационно-политическом пространстве. С одной стороны, он рассматривается в качестве способа информационного сопровождения деятельности лобби как определенных групп интересов, структур, действующих в сфере принятия государственных решений. Таким образом констатируется положение, что лоббистская деятельность — как одна из самых распространенных в политической сфере — неразрывно связана с соответствующими информационными усилиями. Но никаким специфически информа- ционным содержанием эти действия не отличаются и пользуются теми же технологиями, что и другие акторы поля политики: государство, партии, общественные организации и т.д. Одновременно такой подход предполагает, что этот способ информирования и коммуницирования в зоне принятия решений не отличается от пропагандистских, рекламных, пиар-технологий и других методов поддержания дискурса. С другой стороны, информационный лоббизм — это особый способ формирования и поддержания коммуникаций, обладающий специфическими чертами, принципами и нормами обмена информацией и воспроизводства политических контактов, каналами общения и другими компонентами. Подобное толкование является попыткой утвердить представление о том, что даже в сфере выработки политических решений информационный лоббизм отличается собственными методами установления коммуникаций. При этом на первый план выступают отличия информационного лоббизма от иных, не только немаркетинговых, но и маркетинговых способов коммуницирования. В пользу такого понимания говорит то, что подобный метод организации дискурса формируется исторически, вызревая лишь в определенных социальных условиях. С этих позиций информационный лоббизм представляет собой специфический результат развития политического рынка и эволюции представительной демократии, когда владельцы крупных общественных ресурсов начинают играть особую политическую роль. И потому, даже несмотря на то что техники информационного лоббизма применяются во многих странах, данный тип коммуникации еще не везде достаточно развит и имеет надлежащую очерченность и завершенность.
Как и любая разновидность маркетинговых коммуникаций, информационный лоббизм ориентирован на установление двусторонних отношений и образование обратных связей коммуникатора с реципиентом. В то же время для него характерен и ряд отличительных черт. Как уже говорилось, область развертывания информационного лоббизма — это весьма узкий сегмент информационно-политического пространства — сфера принятия решений. Однако и здесь пространство налаживаемой им коммуникации предельно сужено и информационные контакты устанавливаются не со всеми теми, кто вовлечен в подготовку решений, а лишь с ключевыми фигурами этого процесса, или КЛПР (ключевое лицо принятия решений). Конечно, такие контрагенты могут носить как групповой, так и индивидуальный характер и представлять, скажем, какую-то фракцию парламента или же отдельное лицо в структурах исполнительной власти. Это могут быть как ответственные лица, избранные представители населения, так и сотрудники их аппарата или же нанятые выборными лицами работники. Главное — чтобы именно они оказывали решающее воздействие на принятие нужных решений. Однако независимо от занимаемого статуса способы привлечения внимания к информации, формы ее доставки и выбор каналов связи неизменно подстраиваются под данного реципиента. В этом смысле исходный информационный продукт целиком и полностью форматируется с учетом всех важнейших особенностей партнера: его позиций, запросов, местонахождения, психологического состояния и иных важных для налаживания контакта параметров. То же касается и учета стадий вступления в контакт с КЛПР, тонкой настройки на реципиента, налаживания связей, коррекции и поддержания коммуникации. Таким образом, качество и формат используемой информации, а также стадии ее обращения таковы, что, будь эти сведения обращены к другому, пусть тоже участвующему в принятии решений лицу, им уже не удастся вызвать нужную реакцию реципиента и установить соответствующую коммуникацию. Все это и позволяет говорить, что информационный лоббизм представляет собой совокупность технологий, направленных на установление точечных коммуникаций, обладающих строгой персональной направленностью и соответствующей пространственно-временной концентрацией информационных усилий. Очевидно, что такая персональная спроецированность информации на реципиента предполагает установление коммуникации за счет особого содержания сообщения, способного мотивировать профессиональную деятельность КЛПР. В этом содержании должны присутствовать три составляющих информации: касающаяся существа вопроса; направленная на мотивацию КЛПР, обеспечивающая поддержание контактов с КЛПР. К последней составляющей относятся те сведения, которые распространяются лоббистами, чтобы сохранить конфиденциальный характер сообщений, направленных КЛПР. Во-первых, это вызвано необходимостью скрыть свои контакты от конкурентов и тем самым создать себе преимущества перед ними, а во-вторых, обеспечить собственную безопасность. Ведь нередко предлагаемые ими стимулы мотивируют противоправный характер поступков КЛПР. Благодаря направленности на установление контактов с конкретным лицом в сфере принятия решений информационный лоббизм представляет собой предельно гибкую форму коммуникации, I способную непрерывно перестраиваться исходя из динамики запро-I сов реципиента. Чем выше статусный уровень КЛПР, тем сложнее I устанавливать с ним коммуникацию. В то же время подвижность и I адаптивность данной формы коммуникации дает возможность в за-I висимости от ситуации перенацеливаться (в случае утраты управ-I ленцем необходимого положения в госаппарате) на тех, кто обрета-I ет статус КЛПР. Следовательно, лоббистам должна быть хорошо из-I вестна не только предметная сфера, традиции той области жизни, I где они налаживают коммуникацию, но и конкретная схема при-I нятия решений. I Существенно и то, что выстраиваемые таким образом инфор-I мационные контакты предполагают использование по преимуще-I ству непубличных технологий. Иными словами, лоббисты создают 1 коммуникацию со своими контрагентами в основном в полутене-I вом, а нередко и теневом режимах взаимодействия. Именно такой I характер общения позволяет добиваться решения многих вопро-I сов с помощью аргументов, не подлежащих огласке. Все это пока-I зывает, что технологии информационного лоббизма обладают ком-I бинированным характером и включают прямые и опосредованные, I явные и теневые формы воздействия на своих контрагентов. Велик I среди них и удельный вес методик противоправного и криминаль-I ного характера. I Такой стиль информационного поведения свидетельствует о I том, что общество — в лице его основных групп — для лоббизма I не партнер, а косвенный соучастник коммуникации, к услугам I которого прибегают только в тех случаях, когда необходимо обес-| печить внешнее давление на ключевое лицо, принимающее реше-| ние. Иными словами, все три социальных актора (публика, обще-[ ственность и общество) не выступают для лоббизма в качестве I самостоятельных агентов информационного рынка. Одновременно [ это означает, что в арсенале информационного лоббизма техноло-I гаи, способные побуждать массовые коммуникации, нечасто за-I нимают главенствующие позиции. I Характерно, впрочем, и то, что для лоббистов факт установле-I ния коммуникаций является сугубо инструментальным, поскольку [ приоритетное значение имеет не установление коммуникации, а I проведение в жизнь политического решения. Такая сугубо прагма-I тическая, служебная нацеленность технологий информационного I лоббизма существенно отличает данный вид маркетинговых ком-I муникаций, к примеру, от производства пиар-продукции. Этот про-| цесс, как говорилось ранее, помимо достижения конкретных це-f лей политического проекта одновременно обладает и направлен-! ностью на развитие личности, культуры граждан. I 173
Устанавливаемая коммуникация тесно связана только с циклом принятия конкретного решения и потому носит контекстуальный, временной характер. Когда управленческая задача решается, цикл коммуникации с данным лицом заканчивается, исчезает и заинтересованность коммуникатора в поддержании коммуникации. Конечно, если установленные связи обладают неким потенциалом, коммуникация не столько обрывается, сколько утрачивает свою интенсивность. Такая коммуникация может внезапно разрушиться, например, в связи с выпадением ключевого контрагента из системы принятия решений, а установленные контакты окажутся замороженными, но не законченными. Однако в любом случае очевидно, что в целом у информационного лоббизма как определенного способа общения нет внутренней установки, как, предположим, у пиара на создание долговременных коммуникаций, т.е. формирование информационной среды, выходящей за рамки конкретного управленческого проекта. В этом смысле информационный лоббизм можно рассматривать как средство поддержания краткосрочной и нерегулярной коммуникации, полностью зависимой от решения конкретных управленческих задач. Информационный лоббизм обладает признаками, условно говоря, ответственной коммуникации, предполагающей, что коммуникатор отвечает за установление коммуникации своими ресурсами. Такие формы ресурсного обеспечения весьма многообразны. К числу его легальных форм отнесены затраты на производство экспертизы и выработку рекомендаций для должностного лица по тому или иному вопросу. Среди теневых и противоправных — элементарная взятка, оплата заказных статей и печатных материалов в прессе или оказание услуг КЛПР в форме помощи в карьерном росте и др. Эта характеристика информационного лоббизма демонстрирует также тесную связь данного механизма представительства интересов со смежными по отношению к информации ресурсами: административными, финансовыми, экономическими и пр., т.е. теми средствами давления, которые могут быть активизированы и использованы в целях установления политической коммуникации. Данный тип установления коммуникации носит и остро конкурентный характер. В основном это связано со стремлением других групп и лиц установить параллельную коммуникацию с лицом, принимающим решение, перехватить его служебные функции. И это неизбежно, поскольку лоббисты редко способны монополизировать даже те зоны принятия решений, где они традиционно представлены. По этой причине лоббисты, как правило, тщательно скрывают информацию о своих методах работы с конкретным
Исторический опыт информационного лоббизма, использование его механизмов в различных странах мира на протяжении многих десятилетий позволяют обнаружить его некие основополагающие принципы. Прежде всего это деидеологизация и даже десимволизация образов власти при установлении политической коммуникации. Лоббисты предлагают такие цели и способы их интерпретации, которые означают построение отношений в сфере власти, не предусматривающих апелляции к социальным значениям решений. Другими словами, источники и причины государственных решений лишаются своих общесоциальных очертаний и рассматриваются как сугубо технократический процесс распределения и перераспределения общественных ресурсов. Такие социальные блага, как справедливость, безопасность, стабильность и многие другие, имеющие ценность в общественном сознании и лежащие в основе деятельности государства как особого социального института, утрачивают свое значение при осуществлении лоббизмом своих управленческих целей. Эти ценности исчезают как факторы, способные повлиять на рассмотрение альтернатив общественного развития, принятие решений. В информационных потоках, выстраиваемых лоббистами, решение любой политической задачи упрощается и сводится исключительно к ее материальной стороне. Заземленность понимания социальных проблем выхолащивает сам тип политических взаимоотношений лоббистов с лицами, принимающими решения, низводит эти связи до хозяйственных. Таким образом, лоббизм размывает политический характер устанавливаемых им информационных контактов, по сути, балансирует на грани неполитических коммуникаций в публичной сфере. При таком подходе к делу фигуры ответственных лиц также утрачивают свою легитимность и превращаются из агентов власти в носителей конкретных управленческих функций и распорядителей материальных ресурсов, а власть из системы многоуровневых информационно-символических связей и иерархических отношений трансформируется в линейно-организационную структуру, регулирующую перемещение конкретных ресурсов общества. При этом носители власти приобретают статус, который позволяет им лишь временно распоряжаться этими ресурсами. Так что лоббизм благодаря свойственным ему принципам информационного преломления и сопровождения общественных проблем растворяет политический характер коммуникации в отношениях с лицами, принимающими решения. Кроме того, подчеркивая сугубо функциональные очертания такого типа контактов, он и в целом деполитизирует коммуникации в сфере власти. Сказанное свидетельствует и об абсолютном приоритете интереса над всеми иными мотивами установления коммуникации. И хотя такой неизменный прагматизм обусловливает экономию ресурсов, он же существенно ограничивает и политическую сферу применения технологий информационного лоббизма.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 871; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |