КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы для обсуждения. 1. В чем отличия складывающегося в российском обществе полити ческого рынка?
1. В чем отличия складывающегося в российском обществе полити 2. Почему имидж является самым эффективным средством установ 3. Могут ли новые игроки на сцене власти использовать технологии 4. В чем отличия корпоративного и политического пиара? 5. Каковы ограничения использования пиар-технологий в политичес Рекомендуемая литература Безгодова О. В. Функции ПР в политическом управлении // Политическое управление. М., 1997. Землянова Л. Н. Реклама в период гиперсигнификации // Вестник МГУ. Сер. 10. Журналистика. 1995. № 3. Зиновьева А. П., Морозов С. А., Морозова Е. В. Политический менеджмент. Москва; Краснодар, 2003. Лебедева Т. Ю. Паблик рилейшнз. Корпоративная и политическая режиссура. М., 1999. Мирошниченко А. А. ПР в общественно-политической сфере. М., 1998. Пашенцев Е. Н. ПР: от бизнеса до политики. М., 2000. Пшизова С. Н. Финансирование политического рынка: теоретические аспекты практических проблем // Полис. 2002. № 1, 2. Романов А. А., Ходырев А. А. Управленческая имиджелогия. Тверь, 1998. Чумиков А. Н. Креативные технологии паблик рилейшнз. М., 1998. Creativity in Public Relation. N.Y., 1998. Jordan G.,Malonely W.Accouding for Public Interest Participation // Political Studies. 1996. Vol. XLIV. Newson A. Doug Public Relation Writing: Form and Style. California, 1998. The PR industry — www.martex.co.uk./prca/b2s2/htm.
Едва ли не базовой для политического рынка формой организации массовых и корпоративных коммуникаций выступает политическая реклама. Хотя, как известно, сбыт товаров напрямую не зависит от рекламы, все же именно этому механизму, обеспечивающему основные контакты между потребителем и продавцом, принадлежит решающая роль на политическом рынке. Именно реклама, формируясь и развиваясь по мере становления рыночного пространства, стала непременной формой презентации любых политических товаров, своеобразной «риторикой демократии» (Дж. Бурстин). Центральное место политической рекламы в значительной степени обусловлено тем, что сегодня она превратилась в составную часть любого политического товара, без которой тот просто не может существовать в современном пространстве политической власти. Политическое время стало во многом рекламным, а взаимодействие борющихся за власть акторов насыщено постоянными презентациями политических товаров. Реклама превратилась в тот понятный, общепризнанный и, по выражению М. Маклюэна, «ироничный язык» политического диалога, который связывает элитарные и неэлитарные круги. Партии или отдельные политики не способны решать свои задачи в сфере власти без помощи рекламных технологий. Учитывая повсеместность применения и распространения рекламных продуктов и соответствующих методов налаживания коммуникации, можно считать этот способ общения показателем современного уровня политической коммуникации как общества в целом, так и каждого гражданина в отдельности. Уровень и характер применения рекламных технологий в полити- ке стали не только современным механизмом ее воспроизводства и развития, но и свидетельством зрелости политической культуры социума. Единодушно признавая существенное значение рекламы для развития современной политики, ученые, однако, расходятся во мнениях относительно ее сущности и определения основных черт и характеристик. Возможно, самый распространенный так называемый экономический подход, не делающий практически никаких различий между политической и бизнес-рекламой, политическими и коммерческими механизмами продвижения товаров в рыночном пространстве. Его сторонники полагают, что в политике, как и в экономике, товарная продукция обладает одними и теми же характеристиками: товарным имиджем, этикеткой, сервисной программой и т.д. Так, один из известных западных политтехноло-гов Ж. Сегела писал, что «политический деятель, в отличие от писателя, является продуктом потребления» и потому на него всецело распространяются законы потребительского рынка1. Эта точка зрения вызывает массу энергичных возражений теоретиков и профессионалов в сфере политических коммуникаций, которые настаивают на специфическом характере политической рекламы. В частности, Э. Стивенсон, один из деятелей демократической партии США, полагая, что политическая реклама обладает существеннейшими отличиями от своих коммерческих аналогов, заявил, что «сама идея продавать кандидатов как кашу для завтрака... есть наивысшее оскорбление демократического процесса»2. Наряду с такой коммерциализированной трактовкой политической рекламы существуют и иные концепции. Согласно так называемой стадиальной трактовке политической рекламы ее сущность состоит в организации различного рода приемов и процедур презентации политического товара, используемых по мере его продвижения на политическом рынке. Политическая реклама нередко предстает как специфический механизм обеспечения целенаправленной деятельности продавца по представлению и соответствующему выбору товара потребителем. При маркетинговом подходе акцент делается на механизмы сбыта и «неличные формы коммуникации, осуществляемые через посредство платных средств распространения информации» (Ф. Котлер). В русле подобного рода подхода политическая реклама обретает характер «товарно-эмб-лемной» формы деятельности, интерпретируется как механизм «принудительного означивания товара» и даже «синтезатор новых потребностей» гражданина. Психологические конструкции основываются на понимании политической рекламы как совокупности методов специфического воздействия на массовую аудиторию. Кроме того, обозначились и такие теоретические подходы, сторонники которых не усматривают в политической рекламе специфических очертаний способа организации дискурса и потому оценивают ее как разновидность агитационно-пропагандистской деятельности. Исторические предпосылки Чтобы точнее определить сущность мационной деятельности возник в пространстве публичной власти не сразу, а в процессе эволюции рыночного сегмента политики. Ее появление было вызвано к жизни тремя мощными историческими тенденциями. 1. Реклама не могла появиться на политическом рынке до тех 2. В недрах политического рынка должны были сложиться и осо дясь под определенным контролем рекламодателей, обретали и надежное основание своей экономической независимости. Подобное положение одновременно свидетельствовало и о расширении экономических оснований существования сферы политики в целом. Ибо через медиаканалы в политику шли деньги тех социальных структур, которые были заинтересованы в продвижении того или иного кандидата или партии. При этом деятельность по популяризации товаров также становилась все более и более профессиональной и коммерциализированной. 3. Возникновение у населения устойчивой потребности в политических дебатах, политическом участии. Эта заинтересованность складывалась постепенно: как под влиянием развития представительных механизмов политики, так и под воздействием СМИ, всей своей деятельностью настойчиво прививавших людям потребности в публичном обсуждении властных коллизий. Политическая реклама не могла возникнуть до тех пор, пока в обществе не сформировался постоянный круг потребителей информации, распространяемой СМИ. А это также свидетельствовало о довольно высоком уровне развития политической системы, основывающейся на непрекращающемся диалоге государства и социально активной части общественности. Таким образом, политическая реклама — результат возникновения и сосуществования трех типов рынков в пространстве политики: продавцов (партий), носителей рекламной продукции (СМИ) и покупателей (политически активной части населения).
Итак, политическая реклама является продуктом развития и внутренней сегментации политического рынка, который может считаться определенным показателем плюралистического характера политической системы, а следовательно, институционализации конкурентного характера власти, предполагающего непрерывный выбор гражданами тех или иных политических товаров. В рамках такого информационно-коммуникационного пространства политическая реклама складывается и существует как текст аргументированного обращения к покупателям, формируемый в условиях конкуренции и направленный на их ознакомление с тем или иным политическим товаром, популяризацию преимуществ предлагаемой продукции, а также создание активного спроса на нее и расширение продаж. От других маркетинговых способов организации дискурса политическую рекламу отличает то, что она прежде всего направлена на поддержание конкурентного характера политического взаи- модействия коммуникатора и реципиента, а также на постоянное воспроизводство ситуации выбора потребителями политической продукции. В силу такой нацеленности рекламные сообщения, как правило, не затрагивают глубинных основ человеческого сознания и взаимодействуют в основном с оперативной памятью людей, их эмоциями и текущими поведенческими установками. Рекламные тексты не создают, а направляют уже сложившиеся установки политических акторов на тот или иной товар. По этой причине политическая реклама не столько формирует идеологические воззрения и интересы человека, сколько перенаправляет его уже сформированные потребности на те или иные политические объекты (товары). Вследствие этого в процессе политической коммуникации реклама ориентирована не на мировоззренческие сдвиги или изменение политических позиций, а всего лишь на создание временных предпочтений людей по отношению к продукции. XX век показал, что рекламные технологии год от года все более входили в жизнь, постепенно меняя избирательные стратегии и стиль конкурентной борьбы. Причем чаще всего первопроходцами в использовании технологий политической рекламы становились американские политики. Так, в 1952 г. Д. Эйзенхауэр впервые прибегнул к коротким рекламным заставкам; в 1960 г. Дж. Кеннеди стал первым, кто в своей избирательной кампании воспользовался услугами профессиональных социологов; в 1972 г. Дж. Макговерн использовал массовую рассылку писем; в 1980 г. Дж. Картер начал общаться со своими избирателями при помощи конференц-свя-зи; в 1984 г. Р. Рейган использовал спутниковые передачи, чтобы виртуально появляться на митингах в различных частях страны; в 1988 г. претенденты на президентское кресло начали рассылать видеозаписи своих выступлений в отдаленные штаты страны; а в 1992 г. претендент на пост президента Дж. Браун впервые зарезервировал особую телефонную линию для общения со своими сторонниками. Политическая реклама действует даже в той среде, где у людей нет устойчивых установок на взаимодействие с властью. Но и в этом случае ее цель состоит не в том, чтобы пробудить человека для участия в политике, убедить его в целесообразности присутствия на политическом рынке партийных структур или лидеров, а в том, чтобы заставить (даже не слишком мотивированного гражданина) выбрать из партий и кандидатов определенный институт или лидера, т.е. заставить человека выказать свои предпочтения, поддержать тот или иной политический товар.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 772; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |