КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Политический пиар
I говой марки выглядит следующим образом: от низкой востребованности к продвижению, возрастанию известности, выходу на пик популярности, а затем спаду известности, и в итоге смерти товара. Сущность пиара в политике Пиар представляет собой один из ведущих способов установления коммуникаций маркетингового типа. Дословно этот термин, предложенный Д. Итоном еще в 1882 г., призывавшим выпускников Йельского университета в США посвятить себя служению общественному благу, переводится как связи с общественностью. Идею пиар впервые воплотил тоже американец, Э. Бернайз, открывший в 1919 г. первую консультационную фирму и ставший советником по налаживанию публичных связей корпораций с общественностью. В настоящее время это словосочетание стало столь модным и распространенным, что постоянно расширяет свои понятийные границы, так что порой ученые применяют его для характеристики всех — в том числе и немаркетинговых — способов коммуникации. Этимологическая характеристика этого термина (предполагающая формальное указание на все контакты политического агента с обществом и другими контрагентами) зачастую явно превалирует над его собственным понятийным содержанием (т.е. отображением специфического способа установления коммуникации в политическом пространстве). Попытки более точно сформулировать, что такое политический пиар, породили множество определений этого феномена. Многие специалисты насчитывают более 450 таких дефиниций. Под пиаром понимается и коммуникационная рыночная деятельность, направленная на создание публичных коммуникаций (М. Шишкина), и комплексная деятельность по организации коммуникационного пространства, и информационная политика, и деятельность по установлению взаимопонимания между организацией и ее общественностью (Е. Пашенцев), и особая функция управления информационными процессами, направленная на организацию всеобщего сотрудничества, и коммуникационный аудит, и способ гармонизации информационных процедур и технологий проекта (А. Чумиков), и «система пропаганды» (Н. Зяблюк), и пр. Таким образом, ученые и специалисты характеризуют этот тип организации информационных обменов и установления коммуникаций с различных точек зрения. В целом можно говорить о существовании трех основных различающихся позиций в определении сущности пиар-коммуникаций. Одни исследователи полагают, что они, прежде всего, содействуют установлению взаимопонимания и доброжелательности между организацией и обществом в целом. Другие делают акцент на компромиссном характере использования коммуникационных технологий, предполагающем позитивное представление общественности интересов политической организации и их реализацию. И эти же интересы должны форматировать всю их информационную деятельность. Как писал еще в начале XX в. Э. Бернайз, пиар — это «усилия, направленные на то, чтобы... гармонизировать деятельность организации в соответствии с интересами общественности, и наоборот». Развивая такие прагматичные подходы, их противники указывают, что пиар — это не более чем умение общаться с людьми, устанавливать тот тип делового общения, который должен приносить конкретные результаты. Поэтому, полагают они, можно рассматривать эти коммуникации как одну из функций менеджмента, разновидность сознательной организации коммуникаций.
Определяя сущность пиар-коммуникаций, важно не ограничиваться их сугубо формальным содержанием — созданием имиджа и поддержанием информационных отношений с той или иной социальной аудиторией. В таком случае под пиар можно подверстать, как это и делают многие ученые, и пляски шаманов, и ритуальные жертвоприношения, и вообще любые мероприятия, которые устанавливают какие-либо контакты с общественностью. Столь же поверхностны попытки увидеть в пиаре лишь нацеленность на «оптимизацию» взаимоотношений коммуникатора и реципиента, поскольку это свойственно всем способам установления информационных контактов, в том числе и немаркетинговым. Вряд ли целесообразно рассматривать политический пиар как простую разновидность бизнес-пиар, приспособленную для сферы борьбы за власть. Самое важное, что политическая разновидность пиара формировалась по мере развития особого — политического, а не экономического рынка. Данный тип информационного общения складывался в процессе публичного взаимодействия структур, для которых главной целью выступала не прибыль, а задачи и ценности борьбы за власть, изменения общественных статусов, завоевания престижа. Характерно, что исторически первой была политическая форма пиара, ибо именно политикам, правительству и государственным учреждениям требовались поддержка общественности, ее благожелательное отношение к предлагаемым целям развития. Следует принимать во внимание и то, что в политической деятельности существуют собственные каналы связи, что также не дает оснований отождествлять политический пиар с внешне аналогичной деятельностью в экономическом пространстве. Содержательная специфика пиар-коммуникаций подвергалась и определенным историческим трансформациям. Следовательно, в их развитии неизбежно доминировали совершенно определенные тенденции. С течением времени они уступали место иным векторам развития, но тем не менее являлись основанием для определения феномена пиара в целом. Так, на начальных этапах своего развития пиар был тесно связан с реализацией интересов политических структур и содержательно включал в себя многие принципы и технологии, по природе своей относящиеся к иным способам поддержания коммуникаций — пропаганде и агитации. По мере развития капитала и формирования крупных корпораций, тяготевших к монополизации и вступавших в конкуренцию с мелким и средним бизнесом, постепенно сложилась и получила свое развитие корпоративная форма пиара. Первоначально она также использовала мало характерные для современного этапа развития пиара жесткие информационные технологии: скандалы, сбор компромата и другие приемы, направленные на то, чтобы облагородить неблаговидную деятельность политических и экономических структур. По мере развития капитализма, укрепления позиций крупных корпораций в обществе и в связи с осознанием их руководством недостаточности использования только методов управления производственными процессами стала вырисовываться зависимость получения прибыли от отношений с потребителями продукции, от общественного мнения о производстве и потреблении, стиле деятельности, публичном имидже организации. Стало понятно, что в бизнесе невозможно добиться устойчивого спроса на товар, сохранить его высокую конкурентоспособность без хорошей репутации, а это требовало установления честных и взаимоуважительных отношений с обществом и партнерами. Принимая во внимание временные характеристики таких контактов, т.е. расчет на создание долговременного позитивного образа политического товара, следует признать, что эти информационные отношения должны были не столько обеспечивать достижение конкретной цели, сколько способствовать созданию устойчивой атмосферы, благоприятного климата профессиональной деятельности (а это явно выходило за рамки проектов и потому предполагало длительное поддержание контактов с торговыми партнерами). Развитие такого типа коммуникаций привело к проявлению собственно рыночной природы пиар-коммуникаций, формированию внутренней структуры взаимоотношений с общественностью. В частности, стали обретать устойчивость и социальную оформ-ленность различные виды деятельности, в том числе связь с государственными учреждениями {public affairs), корпоративными партнерами и контрагентами (corporate affairs), создание позитивного образа лидера компании или органа власти (image making), выработка отношений со СМИ (media relations), управление процессом восприятия аудиторией сообщений (message management), работа с кадрами и персоналом информационных центров (employee communication), общественная экспертиза (public involvement), поддержание отнршений с инвесторами (investor relations), проведение презентационных мероприятий (special events) и даже таких, как кризисная коммуникация (crisis management), которая в дальнейшем имела самостоятельное значение4. Развитие пиар-коммуникаций продолжается, они обретают новые черты, что обусловлено усилением международных связей политических структур и усложнением организации мирового политического процесса. Постоянно усовершенствуются технологии и механизмы политического и корпоративного пиара. В политической сфере пиар стал профессиональным видом информационной деятельности. Коммуникационные технологии политического пиара в значительной степени социально ориентированы. Как и в бизнесе, где предприниматели со временем почувствовали, что доходы зависят не только от вложения в производство и хозяйственную деятельность, а нуждаются в поддержке покупателей, в политике по мере развития электоральных процессов ориентация на формирование нужного общественного мнения стала едва ли не основной. Расширение поддержки, повышение легитимности придали пиару устойчивую ориентацию на формирование благожелательного климата, помогающего не только реализовать конкретные цели, но и сохранить после завершения проекта позитивное отношение к его действующим лицам. Постоянный рост взаимозависимостей в мире политики повлиял на пиар-коммуникации, они больше нацелены на формирование отношений с широкой социальной аудиторией. При этом сохраняется ориентация на конструирование доброжелательных отношений между организацией и общественностью. Таким образом, этот тип организации дискурса со временем все более совершенствуется, выкристаллизовываются его комму-ницирования. Пиар-коммуникации обладают неким сквозным ха- рактером, создавая атмосферу доброжелательности и взаимопонимания как внутри политической организации, так и в отношениях с целевой аудиторией (связанной с реализацией конкретного проекта), а кроме того — с общественным мнением в целом. В целом политический пиар направлен на формирование в информационном пространстве таких коммуникаций, которые устанавливали бы доверительные отношения между всеми участниками политического проекта (совершенствуя, к примеру, контакты лидера со своей командой, членов команды между собой и т.д.); налаживали их контакты с внешними контрагентами (например, журналистами, представителями других партий, государственными чиновниками и т.д.). Нацеленность на создание такого типа информационных отношений выходит за временные и организационные рамки реализации какого-то отдельного политического проекта (выборной кампании, «раскрутки» кандидатов и т.д.). Специфика этого способа организации и поддержания коммуникаций предполагает создание долговременной благоприятной атмосферы для деятельности политического агента (лидера, партии, движения и т.д.) на протяжении всей его политической активности. Таким образом, пиар нацелен на создание системного, как бы сквозного информационного трафика, включающего формирование как внутриорганизационных и ситуативных (прагматических), так и стратегических (долговременных) связей. В нем складываются (создаются) условия для поддержания взаимоуважительных коммуникаций политического актора и его основных контрагентов. Такая информационная среда соединяет прагматические цели политического актора с сохранением устойчивого доверия к его деятельности (т.е. позитивное восприятие его имиджа) в политическом пространстве со стороны контрагентов. К примеру, если партия заинтересована не только в том, чтобы выиграть конкретные выборы, но и сохранить к себе положительное отношение общественности после них, даже независимо от исхода голосования, ей необходимо всемерно использовать практики и технологии пиара, которые одновременно будут способствовать достижению электоральных целей и формированию доверия к ней. Сказанное позволяет нам определить политический пиар как разновидность маркетинговой информационной деятельности, направленной на создание положительного имиджа и соответствующих коммуникаций актора, реализующего конкретную цель, а также на поддержание устойчивой долговременной атмосферы, сохраняющей доверительное отношение партнеров и контрагентов к его активности в политической сфере. Как можно заметить, пиар-технологии вводят в политическое пространство ценности не любого, а уже сложившегося, зрелого, цивилизованного рынка, закрепившего нормы взаимного доверия покупателей и продавцов. И хотя в основе их отношений по-прежнему лежат интересы, сохраняющие потенциал острого противоборства, пиар распространяют в этом конкурентном пространстве ценности доверия и уважения, сближающие партнеров и оптимизирующие их общение. В этом смысле информационные стратегии пиара формируются по принципу «поставь себя на его место». Взгляд на собственные интересы со стороны, оценка интересов партнера с его позиций качественно меняют стилистику отношений. Пиар, по сути, ориентируются на кооперативные методы деятельности, предполагающие учет интересов партнера и помогающие ему «сохранить лицо» в самых непростых ситуациях. Поэтому именно методы пиара прежде всего поддерживают стремление сторон к компромиссу, консенсусу. Непременными политическими последствиями пиара становятся атмосфера благожелательности, терпимости, толерантности, побуждение к осознанному действию личности. В то же время можно говорить о некотором органическом несоответствии пиар-коммуникаций природе политического рынка, поскольку кооперативный стиль поведения, заинтересованность в достижении интересов партнера вступают в противоречие с конкурентной природой политического рынка, отношениями постоянного оспаривания возможностей контрагента. Возможно, пиар — это источник внутреннего разложения политической сферы, своеобразная прививка вируса доброжелательности, способствующая не только снижению напряженности, но и угасанию конфликтности как источника политической борьбы. Пиар-технологии оптимизируют деятельность коммуникатора, продавца политического товара, позиционируя его в политическом пространстве. Такая природа пиара как особого способа поддержания дискурса позволяет вьщелить следующие принципы его организации: ', ■ поддержание открытого характера информационных отношу шений; обеспечение взаимной выгоды информационных партнеров; опора на общественное мнение; предпочтение убеждения внушению; возможность самокритики; постоянная корректировка позиций, адаптивность, маневренность поведения акторов; ■ минимизация применения идеологических, абстрактных положений. Однако существуют некоторые ограничения пиар-деятельности в политическом пространстве в отличие от бизнес-среды. Прежде всего в силу конкурентного характера политической сферы кооперативный характер взаимодействия, когда акторы проявляют заинтересованность в установлении открытых информационных отношений друг с другом, скорее исключение, чем правило. Конфликтная среда оставляет слишком мало пространства для заинтересованности в реализации интересов контрагентов. Существенно и то, что для некоторых, в том числе и важных, игроков на поле политики применение пиар-коммуникаций (но не их отдельных технологий!) принципиально ограничено. Например, крупные криминальные структуры или коррумпированные государственные деятели, стремящиеся к завоеванию или увеличению своего политического капитала и потому также заинтересованные в создании своего положительного имиджа в политическом пространстве, не могут применять такие способы установления коммуникаций, поскольку не в состоянии честно информировать население о своей деятельности. Пиар-коммуникации не используются и при информационном сопровождении секретных операций правительства или тайного вмешательства иностранных спецслужб в политическое пространство того или иного государства. Характерно, что даже политические консультанты, работники пиар-агентств, которые в своей повседневной деятельности мало внимания обращают на теоретические нюансы и при этом под пиаром понимают любую деятельность по формированию имиджа, по-своему признают неприменимость пиар-коммуникаций в ряде политических процессов. Так, многие из них говорят, что сами выбирают себе клиентов и не имеют дел с представителями каких-то партий или политических кругов. Оградить свою репутацию от сомнительных заказов они пытаются с помощью профессиональных кодексов, регламентирующих нормы оказания клиентам информационных услуг на политическом рынке. Понятно, однако, что не все следуют этим этическим рекомендациям и чураются «раскручивания» лиц с сомнительной репутацией (конечно, такие акции только формально можно назвать пиар-деятельностью). Пиар-технологии Указанные принципы организации пиара отражаются и на используемых технологиях. Нельзя сказать, что в условиях рынка политические акторы, выбирающие для поддержания своих коммуникаций пиар-способы, уравнивают свои интересы с интересами партнера. Именно поэтому пиар не может избавиться от попыток манипулирования своими контрагентами. Однако эти манипуляции зна- III чительно мягче и менее масштабны, чем, к примеру, у пропаганды. Для пиара характерны стремление к минимизации нечестных трюков, ориентация на консенсусные технологии, отказ от запугивания или шантажа партнеров. Достижение целей при помощи пиар-технологий всегда означает постоянное информационное сопровождение продукта (услуги). Это выражается в предварительном информировании партнеров о своих намерениях, отслеживании реакций на свои действия, постоянном снабжении партнеров информацией, которая убедила бы их в своей благонадежности. Постоянный информационный контакт при таком способе коммуницирования сохраняется даже в условиях кризиса. Наличие подобного рода целей и технологий поддержания коммуникаций позволяет выделить своеобразную структуру производства пиар-продукции, где особое место занимает исследовательский блок. Его задача — проведение различных аналитических операций по сегментации рынка, диагностированию проблем, выработке стратегий и тактических действий и т.д. Столь же принципиальное значение имеет и совокупность действий, направленных на создание известности предлагаемому товару (промоушн). Она включает осуществление мероприятий по повышению узнаваемости имиджа, усилению его популярности, преодолению настороженности потребителей информации и пр. Еще один базовый элемент пиар-процесса — действия по налаживанию и поддержанию медиакон-тактов, т.е. установление политическим агентом связей со СМИ как наиболее мощными игроками на информационном поле в публичной сфере. Выделяется также блок информационного сопровождения товара на политическом рынке (организация пресс-конференций, проведение пресс-туров, презентаций и т.д). В сочетании с действиями по отношению к СМИ главная задача, стоящая перед этим звеном, — конструирование общественного мнения, налаживание эффективных контактов с журналистами. В структуре пиар-процесса выделяются также звенья консультирования (их цель — налаживание контактов с привлекаемыми экспертами и проведение собственной экспертизы для потребителей информации, налаживание внутриорганизационной коммуникации — сплочение команды, установление доброжелательных рабочих отношений, исключающих внутренние раздоры, конфликты и пр.). В рамках политического рынка складывается множество типов пиара. В зависимости от характера политических агентов различают пиар-деятельность государства, партий, общественных организаций и т.д. С точки зрения масштабности и интенсивности выделяют пиар-процессы, близкие к пропаганде. Некоторые ученые го- ворят о существовании двусторонне-симметричной и двусторон-не-несимметричной моделей пиара, которые соответственно отражают либо баланс, либо преобладание активности коммуникатора над реципиентом (М. Овчинникова).
Государственный пиар — это одна из форм публичной коммуникации правительства для завоевания общественной поддержки его политической линии и создания положительного имиджа государства в целом. Данный тип пиара очень сложен по своему содержанию. Здесь к уже отмеченным ограничениям общеполитического характера добавляются дополнительные. Так, государство, правящий режим постоянно сталкивается с контрусилиями различных оппонентов правительства и прежде всего — оппозиции. Понятно, что цели открытости и заинтересованности в решении общих дел здесь весьма и весьма минимизированы. Более того, конструирование положительного имиджа государства всегда основывается на некой традиции в восприятии власти в данной стране, опирающейся на память многих поколений. По этой причине технологии пиара, как правило, могут лишь оптимизировать восприятие текущей политики государства, слегка скорректировать его образ, но не создать имидж в целом, что уменьшает заинтересованность в использовании такого способа налаживания коммуникаций. Осуществление государственного пиара сдерживает внутреннее противоречие данного Типа коммуникации с политическим режимом. В авторитарных и особенно тоталитарных государствах пиар-коммуникациям либо мало уделяется внимания, либо вообще нет места. Но даже если общая линия правительства носит демократический характер, для такой информационной политики необходимо определенное состояние конкретных управленческих звеньев. В данном случае основополагающим механизмом осуществления пиар-технологий выступает государственная бюрократия, чиновники, которые в режиме реального времени обязаны проводить информационную политику правительства. Не секрет, что даже в демократических странах политические ценности правящего режима находятся в противоречии с ценностями государственной бюрократии, которая в силу своего места в системе управления противится открытости власти. Система государственного управления по природе своей предполагает сокрытие определенной информации от населения и сохранение закрытых для общественности зон принятия решений. Более 10-4386 того, если какой-либо режим постоянно использует пропагандистские технологии, это еще больше подрывает возможности пиара даже не определять информационное поведение государства в политической жизни, а просто влиять на него. А в условиях противоборства с оппозицией роль этого способа установления контактов с обществом может еще более минимизироваться. Таким образом, роль и характер пиар-коммуникаций во многом зависят от политики, которую проводит демократический режим, состояния политического и профессионального сознания государственных чиновников и служебной зрелости служащих как в целом, так и на уровне отдельных министерств и ведомств. Сказанное подтверждает, что в практической жизни пиар — это искусство установления доверительных коммуникаций, и потому практиковать именно этот способ общения чрезвычайно непросто. Его нельзя сводить к формальному исполнению служащими своих обязанностей информировать общественность путем проведения брифингов, распространения пресс-релизов и других технических операций и процедур. Главное — добиться доверия граждан к правительственному курсу, обеспечить общественное согласие относительно поставленных целей. А это уже связано и с характером политических целей, и со стилем деятельности чиновников. Последняя характеристика информационной деятельности предполагает не только административную, но и идейную лояльность чиновников к проводимой властями политике. В политической сфере следует различать пиар-деятельность и пиар-коммуникацию. Первая представляет собой способ формально-благожелательного налаживания отношений с партнерами, организацию компромиссного коммуникационного пространства, форму управления общественным мнением. В ее основе прагматический интерес, корпоративные ресурсы, позволяющие государству достичь своих целей. Это форма политического менеджмента. Вторая же форма пиар-активности является разновидностью альтруистического способа общения, направленного на создание гармонии в отношениях с контрагентами и прежде всего с обществом. Она служит реализации коллективных целей. Это частная методика, редко использующаяся в политическом пространстве. Однако и то и другое — специализированная информационная деятельность. В государстве пиар ценен не только как орудие реализации собственно политических, конкретных целей, но и как средство установления и поддержания контактов с населением. В целом же пиар как особый способ информирования населения и подержания с ним коммуникации носит в государстве спорадический характер. Тем более пиар не всегда доминирует, уступая по степени влияния на ин- формационную политику государства и пропаганде, и информационному лоббизму, и другим способам коммуницирования. Структурно пиар-деятельность осуществляется через пресс-службы, пресс-центры государства, определенные консалтинговые агентства, поддерживающие цели правительства, государственные и дружественные государству СМИ, а также пиар-службы. Предмет деятельности последних — анализ информационного рынка (и соответствующее уведомление руководства о проблемах, обеспечение его необходимыми материалами и аналитическими разработками), установление контактов с партнерами правительства, планирование различных кампаний и акций в информационной сфере, координация информационных действий правительства (ведомств, министерств), выполнение ряда административных и производственных задач. Их деятельность обращена как на внутренние, так и на внешние структуры — контрагентов правительства. В настоящее время пиар-службы выполняют и определенные коммерческие проекты в сфере информации. Характерная черта установления пиар-коммуникаций — сопряжение информационных процессов и их кадрового и организационного обеспечения. Как правило, правительственные деятели пытаются приспособиться к журналистской этике, правилам медиаигры. Поэтому они облекают свою информацию в удобную для СМИ форму, что является главным условием дальнейшего ее продвижения на политическом рынке. Одним словом, в деятельности пиар-служб властвует медиацентрированная форма сбора и подачи информации. Существенные изменения в практике применения пиар-коммуникаций вызвал Интернет. По сути, интернет-пиар, отличающийся отсутствием временных ограничений на установление контактов, интерактивностью и иными чертами, вызвал качественную перестройку многих информационных служб. В гл. 10 мы рассмотрим, как осуществляется деятельность интернет-служб в государственных структурах. К числу наиболее распространенных форм организации пиар-коммуникаций следует отнести освещение разнообразных поездок государственных деятелей по стране, их встреч с авторитетными зарубежными и отечественными политиками, представителями различных профессий, прямые обращения к народу, путешествия за рубеж и т.д. Государственный пиар включает формирование как комплексного имиджа правительства и его текущей политики, так и отдельных проектов, программ и даже государственных деятелей. При ю*
этом способы применения пиар-коммуникаций национально окрашены. Например, в США практикуется, как правило, индивидуализированный пиар, где не только президент, но и конгрессмены, сенаторы имеют узнаваемый населением облик. В политической сфере России, напротив, узнаваем весьма ограниченный круг лиц. Более того, многие государственные деятели, и особенно крупные чиновники, боятся становиться публичными фигурами и тем самым «открываться» общественности.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1050; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |