КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Славляющую, критическуюрекламу и рекламу, содержащую ответ
I Распространяя определенные сведения, политическая реклама не только формирует мотивированные предпочтения граждан, но и укрепляет чувство принадлежности людей к определенным социокультурным группам, придает уверенность в преимуществе их стиля жизни. Конечно, при этом неизбежна и определенная стандартизация популяризируемых рекламой потребностей. К издержкам установления коммуникации при помощи рекламных технологий относится тот факт, что манифестируемые ею требования способствуют активизации адаптационных форм поведения и мышления граждан и даже распространению конформизма. Однако за счет такой интенции реклама в конечном счете укрепляет политическую стабильность в обществе, служит механизмом воспроизводства его доминирующей политической культуры. Поскольку потребности граждан в политическом участии не носят повсеместного характера, политическую рекламу можно интерпретировать и как форму стимуляции искусственного потребления. Иными словами, политическая реклама пытается спровоцировать ситуацию политического выбора не только у активной части граждан, но и у людей, не способных ориентироваться в данном пространстве, отчужденных от политики и не нуждающихся в своей политической идентификации.
Политическая реклама как разновидность действий по установлению коммуникации отличается и своей внутренней структурой. Ее элементами большинство специалистов считают различные виды деятельности, связанные с популяризацией и продажей политического товара. К особым видам рекламной деятельности в специальной литературе обычно относят: ■ акции, содействующие проникновению товара на полити ■ действия по популяризации стоящих за конкретными кан ■ акции, формирующие активный спрос на предлагаемый по за счет организации целевых обращений к потребителям для стимулирования их ответных реакций на политическую продукцию (так называемый директ-маркетинг); ■ действия, способствующие продвижению товара на поли ■ акции, содействующие продажам, при которых акцент де На каждом этапе происходит частичное изменение дизайна рекламной продукции, определенной модернизации подвергается имидж товара, видоизменяются применяемые приемы и технологии его популяризации. В процессе развертывания рекламной деятельности некоторые технологии, например деятельность агитаторов, действующих по принципу «от двери к двери», используются частично, чаще всего на начальных этапах развертывания рекламной кампании. Однако многие приемы и методики применяются на всех этапах рекламной деятельности. В частности, это может быть раздача подарков-сувениров (в том числе довольно прагматичных — фотографий кандидатов с нанесенными на обратной стороне их изображений схемами метрополитена, расписанием пригородных поездов и т.д.) или рассылка индивидуализированных текстов-обращений кандидата к избирателю, выполненная в виде личного письма. (Последняя из указанных форм является одной из самых эффективных.) В результате применения таких форм обращения число политических откликов граждан возрастает в среднем на 20—40%. Для увеличения количества положительных откликов в качестве адресатов таких посланий, как правило, выбираются целевые группы, которые склонны к внезапной смене политических приоритетов, а потому с этой точки зрения наиболее уязвимы (например, одинокие матери, пенсионеры, жители домов, предназначенных на снос, и др.). Для придания доверительности такого рода сообщениям применяется и определенная семантика (с соответствующими метафорами, знаковыми словами и др.), учитывающая образ мышления этих граждан и доминирующую для них тематику. Принимается в расчет и степень лояльности данной аудитории. Чтобы добиться усиления воздействия на аудиторию при оформлении обращений, используют графические, в том числе и цветовые, эф- Sale — продажа, promotion — продвижение (англ.). фекты, просчитывают возможности формирования позитивных для кандидата и его программы ассоциативных рядов и т.д. Причем на подготовку таких посланий требуются значительные средства. Например, только создание базы данных (которую надо постоянно корректировать с учетом изменений адресов, смертности и других факторов) обходится в 3-10 долларов на один адрес.
Политическую рекламу исключительно трудно идентифицировать, отличить от иных способов информирования о политических объектах. Ведь, как известно, практически любую целенаправленно распространяемую информацию можно трактовать как своеобразную форму политической рекламы. А правовые акты и законы о политической рекламе не в состоянии отобразить всю сложность и особенно креативные практики применения политической рекламы. Многие политические деятели постоянно используют скрытые формы политической рекламы, без повода появляясь на телеэкранах или участвуя в разнообразных шоу-программах и т.п. Так, в конце 1990-х годов В. В. Жириновский задолго до выборов реализовал один из своих бесконечных рекламных проектов в виде чтения на телевидении стихов о России. Патриотические строки декламировались им на фоне различных символов Российского государства, природного ландшафта страны, знаковых лиц отечественной истории. Но при этом сам чтец на экране не появлялся, т.е. внешне ничто не указывало на Жириновского. Однако его хорошо узнаваемый тембр и манера речи не оставляли сомнений в авторстве. Таким образом, прагматичный политик устроил очередную «раскрутку» для увеличения популярности, коррекции своего имиджа. Однако эти передачи нельзя было расценить как факт политической рекламы, поскольку формально они не содержали никаких внешних черт рекламного выступления, в частности, призывов к поддержке своей или иной кандидатуры, критики конкурентов и других атрибутов избирательной кампании. И тем не менее есть ряд отличительных черт политической рекламы, которые в совокупности позволяют считать ее особым видом организации политических коммуникаций и служат основой для ее идентификации в сфере властных коммуникаций. Так, рекламный текст строится на основе трех элементов: обещаний политика, его апелляции к власти и критики своих оппонентов (иногда I и самокритики). Такая морфология рекламного политического текста связана с самой природой конкурентного взаимодействия в сфере политической власти. Но именно это и придает рекламным текстам некий узнаваемый алгоритмический характер. Одновременно подобная структура демонстрирует, что в политике исключительно трудно предложить потребителю принципиально новые товары. В бизнесе всегда есть возможность заявить товары (даже в широком спектре потребительских), не присутствовавшие до этого на рынке. В политике же — за исключением новых имен — все предложения касаются презентации групповых или индивидуальных акторов, чьи цели и помыслы неизменно связаны с продвижением во власть и расширением их социальной поддержки. Применительно к политической рекламе специфически действует модель широко распространенного в бизнесе «уникального торгового предложения» (УТП). На политическом рынке уникальность, необычность политического товара может быть связана либо с выбором иной, нежели у конкурента, программной линии поведения (например, партия может выбрать идею «национализации промышленности» или «опоры на собственные силы» в пику идеям «приватизации» и «интеграции в новый мир» у своих конкурентов), либо с «раскручиванием» пункта программы, который отсутствует в программе конкурента; либо с попыткой иного оформления одного и того же по сути политического предложения (а следовательно, провоцирования других чувств относительно того или иного политического призыва). Однако в любом случае все содержательные характеристики этих предложений будут строиться вокруг указанных элементов (обещаний, апелляции к власти, критики оппонентов). Целесообразно ввести и некоторые ограничения на применение в политической рекламе определенных технологий популяризации товаров. В частности, по сравнению с бизнес-рекламой в политической сфере значительно шире распространены приемы жесткой, беззастенчивой критики (так называемая хейп-реклама), прямые указания на своего соперника и его отрицательные черты (реклама антикоммерш) и даже запрещенная реклама (например, демонстрирующая натуралистические сюжеты). Например, в 2002 г. в Приморье на губернаторских выборах был эффективно применен именно такой рекламный прием. На улицах Владивостока стали появляться плакаты с вопросом «Почему Дарькин?». Эта фамилия была мало известна людям, а такая внешне непривычная форма вопроса интриговала, при- ковывала внимание горожан. По прошествии определенного времени появились плакаты с портретом Дарькина как кандидата на губернаторское место. Но теперь жители узнали наконец-то, почему надо голосовать именно за этого человека (а он позиционировался как борец с преступностью за интересы приморцев и т.д.). Такая интригующая технология оказала весьма сильное влияние на сделанный приморцами выбор. Конечно, речь в данном случае идет не о полном исключении указанных приемов, а об установлении для них соотвествующих рамок. В политической рекламе практически не употребляются техники предваряющего информирования (анонс-тиггер). Есть и еще одно отличие. В бизнесе различают рекламу для профессионалов и производителей продукции. Например, на выставках распространяется специализированная информация относительно частных, но важных для профессионалов параметров продукции (технических параметров отдельных узлов автомобилей и т.п.). Рядовым же потребителям предлагается совсем иная информация. В политической сфере, напротив, редко используются технологии, проводящие различия между профессионалами и дилетантами на политическом рынке. Рекламные листовки, которые читают руководитель избирательного штаба конкурента и рядовой избиратель, одни и те же. И даже разнообразные VIP-журналы используют одни и те же слоганы рекламной кампании, лозунги и призывы. В политической рекламе также отсутствуют различия — опять-таки по сравнению с бизнес-рекламой — между покупателем и потребителем продукции. Если, к примеру, молодая мама покупает подгузники, то она только покупатель, а не потребитель этого товара. В политике же тот, кто проголосовал за предложенного в рекламе кандидата, одновременно и ее покупатель, и ее потребитель. Весьма специфичны и функции политической рекламы. Все они, как правило, сопряжены с решением конкретных задач на политическом рынке. Так, ее предназначение может состоять в том, чтобы повысить известность политика, партии, избирательного объединения или другого актора. Причем помимо собственно политических задач здесь могут преследоваться цели, вызванные сугубо личными, персональными амбициями политиков, жаждущих популярности. В качестве особой задачи, которую пытаются решить при помощи политической рекламы, может выступать преодоление предубежденности социальной аудитории по отношению к конкретному актору, историческому факту или актуальному по- литическому событию. В этом смысле политическая реклама формирует более широкие представления граждан, которые составляют как бы подоснову политического выбора. Нередко политическая реклама пытается укрепить связь или заново связать деятельность актора с какой-то традицией, продемонстрировать значимость прошлого опыта. Или же, напротив, пытается разорвать ассоциативную связь чьей-то деятельности с бытующими стереотипами и подходами.
Функции политической рекламы всегда реализуются в конкретно-исторической ситуации, политическом контексте. Решая свои задачи в рамках национального государства, политическая реклама всегда приобретает соответствующие национально-страновые отличия, касающиеся содержательных, стилевых компонентов рекламной деятельности, а также характера ограничений на распространение рекламных материалов. Они весьма разнообразны. Например, в Коста-Рике не используется реклама, содержание которой невозможно доказать. В США реклама носит в основном персонализированный характер, т.е. ориентирована на демонстрацию индивидуальных образов политиков. Это предполагает ориентацию рекламных материалов на демонстрацию образов политиков вместо побуждения дебатов по программам представляемых ими партий. Не случайно многие избирательные кампании строятся на обыгрывании постоянно возникающих коллизий с претендентами, сенсаций, приковывающих внимание избирателей. Характерно также, что рекламные кампании при этом не содержат каких-либо запретов на сочетание политической и коммерческой рекламы или же критику оппонентов. В такой стиль работы с общественным мнением хорошо вписываются как общефедеральные, так и играющие большую роль частные, локальные кампании, развертывающиеся в отдельных штатах и графствах. В этих текстах широко используются экспертные оценки, мнения уже известных политиков и государственных деятелей, позитивно оценивающих фигуру кандидата или отрицательно относящихся к его оппонентам. По сути, в американских рекламных кампаниях во время выборов политический эксперт или профессиональные ученые-политологи — одни из центральных фигур. Их мнения тиражируются в рекламных материалах, а нередко даже присутствуют в видеороликах, плакатах, листовках. В Европе сложились другая практика, другой стиль использования политической рекламы. Здесь в избирательном процессе ак- цент делается в большей степени на популяризацию партийных структур и их программных документов, нежели личностей кандидатов. Диалог с общественностью строится вокруг волнующих и широко обсуждаемых ею тем, а не персональных качеств претендентов на власть. Весьма показателен и общественный контроль за содержанием рекламных материалов. Например, в Финляндии не разрешается показ рекламы, в которой содержатся нападки на личность. Не допускается здесь и сочетание политической рекламы с другими видами рекламной продукции. Во Франции в рекламных материалах нельзя использовать символы государства. Даже демонстрация служебного офиса правительственного чиновника в рекламном клипе считается нарушением законодательства. Много различий между государствами и в других областях рекламной деятельности. Большинство из них продолжают контролировать телеэфир, предоставляя всем кандидатам равное количество времени. Практически во всех европейских странах преимущество в использовании телерекламы отдается сложившимся партиям. Но при этом во Франции и Германии рекламное время предоставляется партиям на национальных каналах только в соответствии с количеством набранных ими голосов на предыдущих выборах. Израиль отводит для выступлений всем партиям равное количество минут, а новым, только выходящим на политический рынок организациям — меньше времени (10 минут). В Финляндии (и в Италии до 1994 г.) представители всех партий и объединений могут свободно покупать рекламное время на телевидении. А во Франции — в отличие от Англии, Германии и Нидерландов — запрещено размещение рекламы на частных телеканалах. Практически во всех странах ограничено количество рекламных вставок в телепередачах, и там, как правило, используются в основном короткие заставки перед фильмами и спортивными передачами. Как правило, их время равняется 0,5—2,5 минуты, однако в Англии правящая партия находится в привилегированном положении и может рекламировать свою деятельность 5 минут. Во время президентских выборов в ряде стран время показа рекламной продукции увеличивается. В России же, где освоение технологий политической рекламы происходило в кратчайший исторический срок, также сложились собственные особенности установления соответствующего типа коммуникаций. За десятилетие в стране возникли кадровые и институциональные структуры, выросло поколение специалистов, сформировались первые элементы законодательного регулирования этой сферы. В частности, законодательные ограничения касаются распространения рекламных сообщений, нарушающих тайну частной жизни, осуществляющихся опасным для здоровья людей способом и популяризирующих деятельность запрещенных законом партий. Наложен запрет на участие в рекламных акциях должностных лиц. Установлены свои соотношения времени и цены на распространение рекламных продуктов в СМИ. (Например, в определенных передачах под рекламу отводится не более 10% всего времени или 40% площадей отдельного номера специализирующегося на рекламе печатного издания.) Как показывают современные исследования, только 14,9% россиян обращают внимание на рекламу по радио, а 61,2% жителей привлекает телереклама. 26,2 % вообще не обращают внимания ни на какие виды рекламы. Реклама в газетах и журналах может заинтересовать приблизительно 21% респондентов. Щитовая реклама привлекает 6,6% опрошенных, а на транспорте — 4,7%. Реклама, присылаемая по почте, вызывает интерес у 2,5%, а интернет-реклама — у 0,5% опрошенных граждан. На фоне весьма разнообразных как высокопрофессиональных, так и все еще дилетантских приемов использования рекламы в нашем обществе большее, чем где-либо, распространение получили приемы и технологии, нарушающие морально-этические стандарты и традиции общества и даже законодательные нормы (так называемые технологии «черного» и «серого» пиара).
Не только страна, но и любой актор, действующий в сфере власти, особым образом применяет рекламные технологии. В этом плане весьма специфичны особенности формирования и использования политической рекламы государством, что проявляется как в содержании рекламных текстов, так и в институциональном оформлении, кадровом обеспечении рекламной деятельности. Наряду с другими методами информационного взаимодействия политическая реклама подчинена здесь единой цели — созданию и положительной корректировке имиджа государства и правящего политического режима. Рекламные технологии служат одним из способов налаживания масштабной и многосторонней коммуникации государства с обществом, выступая инструментом тонкой настройки общественного мнения, мобилизации политической поддержки. С содержательной же точки зрения рекламная деятельность, как правило, формируется вокруг отношения граждан к пяти основным 11 - 4386 диспозициям: 1) политически организованному порядку в государстве и обществе; 2) идеологическим приоритетам режима; 3) знаковым фигурам правящего режима или же политическим деятелям, олицетворяющим политику властей; 4) отдельным актам и проектам правительства, затрагивающим интересы широких социальных слоев; 5) взаимоотношениям с другими государствами, влияющими на реализацию геополитических интересов страны. Будучи инструментом побуждения политического выбора граждан или, другими словами, действуя в сфере выражения практических предпочтений, политическая реклама в наиболее острой форме сталкивается с противодействием оппонентов правящего режима. Причем к последним относится не только оппозиция, но и независимые СМИ. Таким образом, рекламная продукция государства должна отличаться устойчивостью к противодействию этих политических контрагентов и более креативным характером, позволяющим сохранять стабильность власти. Наибольшие возможности для позитивного решения стоящих перед ней задач политическая реклама имеет при продвижении и поддержке конкретных программ и проектов, например, привлечении граждан в вооруженные силы, популяризации таких ведомств, как налоговая служба, силовые структуры и т.д. Причем в государственной рекламе подобного рода нередко используются критические мотивы, расставляются очень жесткие акценты в оценках (например, лиц, уклоняющихся от уплаты налогов, или же местных политиков, слабо поддерживающих центр, и т.д.). Однако если творческий характер применения политической рекламы является скорее нормативной задачей, нежели реальной характеристикой деятельности государства в этой сфере, то наличие у него наиболее значительных ресурсов для выпуска подобной продукции не подлежит сомнению. Государство имеет самые большие возможности как для производства политической рекламы, так и для развертывания такого типа кампаний. Об этом свидетельствует деятельность американских властей. Так, правительство США, по самым скромным подсчетам, ежегодно тратит около 100 млн долларов в год на прямую оплату рекламы своих программ (популяризируя, в частности, призыв на военную службу), выпускает десятки тысяч рекламных брошюр и изданий, является одним из крупнейших производителей рекламной кинопродукции. Только Пентагон издает более 80 военных журналов и газет. Столь же значительны показатели рекламирования вооруженных сил во Франции, где по заказу министерства обороны ежегодно производятся 30 фильмов, 20 видеомонтажей, 70 видеоклипов, множество телерепортажей, 12 тыс. видеокассет и другая инфопродукция, поддерживается работа интерактивных интернет-линий3. Пожалуй, наиболее сложная задача в использовании государством рекламных технологий — их согласование с другими приемами поддержания коммуникации. Поскольку рекламные продукты обеспечивают самые непосредственные контакты с населением, а зачастую любую информацию о деятельности власти или политиков люди склонны рассматривать как разновидность рекламы, то именно ей приходится «нести ответственность» за все информационные действия государства, его политику в области коммуникации. Это особенно заметно, потому что в государстве порой трудно согласовать действия даже в таких предметных областях, как сфера принятия решений. А в области массовой коммуникации, когда граждане постоянно сталкиваются с разнородной информацией о государстве, — тем более. Государствам не всегда удается выдержать необходимую для конструктивной коммуникации меру позитивного рекламирования своей политики. Например, безудержное восхваление Л. И. Брежнева в его бытность первым лицом государства, постоянное подчеркивание всех его властных атрибутов со временем приобрело форму самой яркой антирекламы, приема не созидающего, а разрушающего коммуникацию государства с населением. В то время был популярен такой анекдот: «Включаю телевизор — там Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Верховного Совета СССР, Главнокомандующий Вооруженными силами страны, лауреат и прочая, и прочая, и прочая... Л. И. Брежнев делает доклад. Включаю радио — там Генеральный секретарь... Брежнев делает доклад. Утюг включать не стал».
Типология политической рекламы весьма разнообразна. С функциональной точки зрения можно говорить о рекламной продукции, связанной с целенаправленным формированием имиджа, ориентированной на расширенный сбыт и увеличение числа продаж политических товаров, «раскрутку» новых политиков, придание дополнительной известности политическому бренду и т.д. Р. Джослин предложил типологизировать политическую рекламу по характеру используемой в ней риторики. Он выделил про- и* на критику со стороны оппонента. А. Дейян предпочитает говорить о жесткой политической рекламе, используемой, как правило, для достижения краткосрочных целей и предполагающей демонстрацию «быстрых» ответов на вызовы конкурентов, а также мягкой, обеспечивающей долговременные политические проекты и сближающейся по своему характеру с пиар-технологиями. Ф. Кот-лер говорит об информационной, увещевательной, сравнительной, напоминающей и подкрепляющей разновидностях политической рекламы. Существует немало других способов типологизации политической рекламы: законная—незаконная; превентивная—актуальная (т.е. сопровождающая выдвижение кандидата, «раскрутку» партии); адаптивная—креативная; виды политической рекламы, связанные с определенными СМИ (теле-, радио-, видео-, интернет-реклама и т.д.), различающаяся по способам нанесения текста (граффити, печатная и т.д.) или носителям рекламы (плакаты, щиты, листовки и др.); позитивная—негативная; логическая (построенная на основе доминирования рациональных конструкций и подходов) — образная (созданная на основе эмоционально-чувственных оценок) — смешанная (где отсутствуют явные стилевые приоритеты формирования текста); умышленная (прямая) — неумышленная (косвенная); постоянная (независимо от времени размещения) — пульсирующая (связанная с конкретными политическими процессами, событиями, периодами жизни); в зависимости от актора — государственная реклама, партийная и других организаций. Определенное распространение получила и стилевая типология политической рекламы. В этом плане выделяются: публицистическая, научная, юмористическая, натуралистическая и другие ее аналогичные разновидности. К ссобым типам политической рекламы относятся те, в которых используются виртуальные формы передачи сообщений.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 582; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |