КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Кризисная коммуникация
I 13- функции, в частности, помогал человеку выражать свое отношение к власти. Так, во время карнавала, надевая шутовские маски (аналоги российских образов Ивана-дурака, скомороха), человек получал возможность не просто примерять иные социальные роли, но и безбоязненно критиковать власть. Такое переодевание, превращавшее простых людей в вождей, давало простор политическому юмору, той смеховой стихии, которая оставалась у населения единственным каналом выражения общественного мнения. Смех освобождал человека от внутренней цензуры, страха перед властью, священных запретов. Правда, с окончанием карнавала переодевание могло плохо закончиться. Но сохранявшиеся в народной памяти юмористические оценки оставались ориентиром эволюции их отношения к власти3. Юмор и смех могут не только сближать людей или облегчать понимание проблем, но и наоборот. В одних случаях юмор смягчает конфликт, устраняет ненависть между его участниками, снижает ее интенсивность, а в других случаях —- ведет к обратным результатам и становится препятствием для налаживания коммуникации. Например, отдельные шутки или форма осмеяния могут способствовать компрометации человека (и даже отдельного органа власти), что ведет к «потере лица» и даже снижению политического статуса. При Сталине, например, «били смехом» «отдельные недостатки», «врагов народа», «мировой империализм», «сторонников «холодной войны». При Брежневе — «тунеядцев», «диссидентов» и других противников строителей «светлого будущего». И понятно, что такие смеховые эффекты не способствовали поддержанию контактов власти со слоями населения, олицетворяющими эти «пороки». А иногда смех становится основанием даже для политических репрессий. Эту двунаправленность смеховой коммуникации (диском-1 муникации) можно обозначить как результат осуществления ею V функции интеграции—дезинтеграции общества. Возможно, имеет смысл особо выделить и критическую по отношению к власти функцию смеховой коммуникации. Такой подход имеет веские основания, поскольку мировая история не раз демонстрировала безнаказанность властей, зачастую декларативный характер профессиональной деятельности политиков, часто обещающих, но не выполняющих свои посулы. Так что юмор в данном случае представляет некую форму стимулирования ответственности власти и ее представителей. Народный юмор и острословие интеллектуалов могут иметь широкий резонанс в обществе. Постоянная нацеленность юмора на недостатки властей нередко ведет к публичному бичеванию пороков и даже к побуждению самокритики у политических лидеров (как лекарства от преждевременного «бронзовения»). В конечном счете это способствует самоочищению власти и общества. Существование этой функции подтверждается наличием особой технологической единицы — макрекерской, т.е. разоблачительной, расследовательской журналистики. Давно замечено, что политический юмор нередко концентрируется вокруг правящих структур, их высших представителей: вождей, лидеров, правящих партий. Можно вспомнить, к примеру, политические кабаре в Германии и Франции XVIII в., где осмеивались типичные пороки власти и ее представители. Перед Великой французской революцией светское острословие стало оказывать влияние на общественную жизнь: анекдоты про Марию Антуанетту и Людовика XVI выходили за рамки этого круга и распространялись в обществе, подготавливая почву для будущей революции. Аналогичные процессы можно отметить и в Советском Союзе, где в 1930-1940-е годы были полузапрещены романы Ильфа и Петрова, рассказы Зощенко, а в 1970-е годы даже передачи КВН, участники которого зло высмеивали существовавшие порядки. И, по мнению ряда ученых, такое положение не случайно. Как пишет А. Дмитриев в книге «Социология политического юмора», он «является реакцией... на слишком большую концентрацию власти в обществе» и потому «служит примером своеобразной сублимации агрессии... высвобождением накопившейся агрессивности по отношению к высшей власти»4. Другими словами, юмор представляет собой средство десакрализации как власти, так и политиков, низведения их до уровня обычных людей. Смех ослабляет, а временами даже разрушает господствующую форму власти. Поэтому во многих политических системах власти страшатся смеха, видя в нем фактор, способный поставить под сомнение их силу и авторитет. Тоталитарные режимы вообще стараются изгнать неуправляемый смех из политики, организуя тер- i pop против его носителей. Демократизация увеличивает свободы ' граждан и тем самым гарантирует устойчивое присутствие смеха в политике, но смеховая коммуникация и здесь может испытывать проблемы. Конечно, смеющийся человек не может быть рабом, но в то же время свобода выражения мысли способствует тому, что юмор теряет свою остроту. Когда юмор не имеет препятствий, шутки становятся пошлыми и плоскими. В конечном счете смеховая коммуникация внутренне трансформируется и даже обретает тенденцию к вырождению.
В политико-информационном пространстве выделяется и освобождающая функция смеха. Он придает людям дополнительную жизненную энергию, духовный заряд, социальную энергетику, позволяющие ощутить всю полноту существования. Наряду с этим смех несет освобождение и конкретным проблемам общественной жизни, которые, став предметом народных анекдотов и шуток, превращаются в вопросы для обсуждения в обществе. И потому они претендуют на легализацию, официальное признание, включение в повестку дня. Юмор и шутка помогают людям расслабиться, снять психичес
Несмотря на многообразие форм и проявлений смеховой коммуникации, лежащий в ее основе политический юмор подразделяется на ряд устойчивых разновидностей. Так, некоторые исследователи, и в частности А. А. Галкин, систематизируют его проявления с точки зрения политической направленности, отношения к власти, выделяя атакующий, охранительный и ней- I тральный юмор. В данном случае содержание формирующейся на основе этих оценок смеховой коммуникации вписывается в политические процессы, либо оппонирующие властвующему режиму, либо поддерживающие его и направленные против оппозиции. Есть основания также говорить об официальном и неофициальном политическом юморе. Первый поддерживается властвующими структурами, которые поощряют его распространение в государстве. Вторая разновидность больше характеризует смеховую стихию, рождающуюся в гуще социальной жизни и выражающую подлинное отношение населения к политическому режиму. Весьма разнообразны жанровые формы политического юмора. Это и легкий юмор, и сатира, и эпатаж, и сарказм, и абсурдизм, и острословие, и насмешки. Они существуют в информационном пространстве в виде анекдотов, эпиграмм, памфлетов, юмористических стихов и куплетов, острот, карикатур, плакатов, шаржей и т.д. Благодаря использованию таких общественных структур, как театр, кинематограф, книгоиздание и пресса, в любом государстве происходит институализация политического юмора, что ведет к постоянному воспроизводству смеховой стихии в информационном пространстве социума. Такая общесоциальная среда по-
Как уже говорилось, в масштабе государства смеховая коммуникация представляет собой специфическую форму проявления национальной и политической культуры общества. Несмотря на неоднородность смеховой коммуникации и ее зависимость от профессиональных, демографических и прочих факторов, продуцирующих различные пласты политического юмора, в ней всегда проявляются присущие данному обществу стереотипы, ментальные образы и традиции. А поскольку в юморе проявляется национальная культура, смеховая коммуникация также существует в границах этого поля и тем самым воспроизводит базовые ценности и ориентиры, нормы и установки данного социума. Развертывание смеховой коммуникации в обществе происходит под устойчивым воздействием институтов власти, традиций взаимоотношений элитарных и неэлитарных кругов. Национальные культуры демонстрируют различные формы юмора и отношения к нему со стороны властей. Например, несколько тяжеловесный немецкий юмор не служит препятствием для его широкого использования в публичной коммуникации. Да и официальная власть относится к юмору весьма поощрительно. В американской культуре всегда присутствует элемент самокритики, юмористическая самооценка. Смех и юмор являются там непременными участниками повседневной коммуникации, воздействия на людей силой примера. Политики не забывают о своей зависимости от общественного мнения и непременно используют в речи и выступлениях (особенно перед избирателями) элемент развлечения и даже игривости, легкости общения. В российском обществе, несмотря на богатейшие национальные традиции и широкое распространение народного, низового юмора, власти — и раньше, и теперь — больше побаиваются, чем поддерживают смеховые коммуникации. Конечно, на таком положении сказываются некоторые довольно жесткие традиции отправления власти, традиционный отрыв правящего класса от населения. Можно вспомнить ряд исторических примеров, демонстрирующих сходные элементы отношения властей к политическому юмору: многовековой запрет скоморошества в России; организация репрессий и политических преследований за распространение политических анекдотов в годы сталинского и брежневского режимов; сегодняшние непрекращающиеся попытки убрать политическую сатиру из массовой коммуникации. Весьма показательна
острая реакция современных российских властей на ряд юмористических передач. Так, после первых показов программы «Куклы» на канале НТВ в Государственной думе сразу стали раздаваться призывы закрыть канал. Серьезные проблемы испытывал и канал ТВС после едкой сатиры на чиновников, допустивших ошибки при разрешении ситуации с захватом заложников в московском театральном центре на Дубровке. Кстати, передача «Бесплатный сыр» на канале ТВС откликнулась на эти события такими частушками: Мы в театре и в квартирах Сейчас живем, как на войне. Намочились по сортирам — Аромат по всей стране. Есть в России генерал, Чтобы никогда не врал? Это генерал Топтыгин. Он медведь и в старой книге. Подобного рода факты убеждают, что у отечественных элитарных кругов на протяжении столетий выработалось собственное отношение к юмору и особенно к проявлениям народной смехо-вой стихии. Приверженцы «номенклатурного» стиля правления весьма болезненно реагируют на критический потенциал политического народного смеха. Власти до сих пор полагают, что профессия политиков слишком важна и ответственна, чтобы можно было «юморить», тем более подвергать ее публичному осмеянию. Смеховая культура общества изобилует множественными формами проявления юмора, которые наследуют богатые традиции ерничания, «дуракаваляния», шутовства, скоморошества и даже юродства. Такая смеховая народная стихия, отрицая серьезность как основу жизнеосуществления, вступала в противоречие с христианскими традициями и нередко расценивалась как форма богохульства*. Много веков эти формы отношения к жизни были источниками альтернативной, неофициальной культуры, фактором протестного поведения населения. «Специфика России... заключалась не в том, что в середине тысячелетия у ее населения вообще не было политического смеха. * По оценке специалистов, исследовавших Библию, в этой книге отсутствуют факты, свидетельствующие, что Христос когда-нибудь шутил или смеялся. Не случайно в России смех почитался как порождение нечистой силы (сатанинский смех).
В ней действительно не было долгое время специфического юмора "верхов" и политически активной части общества, зато существовал политический смех, единый для всех социальных страт, пронизывающий страну снизу доверху, не только позволяющий ей говорить на одном языке, но и, если угодно, объединяющий ее политически... Его можно назвать народным смехом... И крепостной крестьянин, и посадские, и дворяне, и бояре, и царь использовали одни и те же подходы к юмору. Речь идет о широком применении в политической речи и в повседневной жизни русского народа пословиц и поговорок, имевших смеховой характер»5. Кризисная коммуникация Еще одним типом политической коммуникации, предполагающей использование различных видов организации информационных связей и налаживания дискурса, является кризисная коммуникация (crisis communication). Однако наличие такого способа информирования и организации общения объясняется не позицией коммуникатора или состоянием реципиента, а сложившейся ситуацией, в рамках которой и вынуждены формироваться политические контакты. Именно наличие кризиса, состояние развертывающегося кон- I фликта, при котором коммуникатор в значительной степени теря- " ет возможность контролировать инфопоток, а реципиент зачастую не способен улавливать обращенные к нему сообщения, и форматирует этот тип контактов. Иначе говоря, сама среда, внешняя ситуация продуцируют этот особый тип установления политической коммуникации. Данный тип налаживания коммуникации возникает по мере нарастания неопределенности политической ситуации, угроз и рисков как для коммуникатора, так и для реципиента. А поскольку в политике невозможно избежать кризисов и связанных с ними рисков, данный тип коммуницирования выступает постоянным спутником политической жизни. При этом информационные ресурсы и технологии кризисной коммуникации используются как для предвидения возможных осложнений, так и для реагирования на динамично изменяющуюся ситуацию. Реже кризисная коммуникация выступает как не вполне надежный, но все-таки определенный механизм управления течением конфликтов. В связи с неопределенностью и хаотичностью кризисных ситуаций, а также наличием множества закрытых для поиска инфор- мации участков политического пространства возникновение коммуникаций в этих условиях нередко становится проблематичным. В кризисной политической среде коммуникационный эффект не возникает даже при интенсивных информационных обменах. Да и образовавшиеся коммуникационные связи зачастую весьма крат-ковременны, т.е. кризисные коммуникации с трудом возникают и легко разрушаются. Но даже краткосрочные контакты в этих условиях позволяют политическим акторам решать многие жизненно важные проблемы. Так что результативность кризисных коммуникаций в сфере политики следует признать весьма высокой. Так как политические конфликты могут иметь вялотекущий, низкоинтенсивный и даже латентный характер и, следовательно, не всегда (и даже не часто) провоцируют острокритические обстоятельства, технологии кризисной коммуникации также востребованы лишь время от времени. Иначе говоря, кризисная коммуникация востребуется только в том политическом пространстве, в котором кризисы и конфликты обладают определенным уровнем напряженности, обусловливающим для конкретных акторов потерю способности к поддержанию устойчивых контактов со своими контрагентами. И только в таких условиях информационные потоки и механизмы обучения, предлагаемые «кризисной коммуникацией», способствуют установлению (восстановлению) контактов между политическими акторами, отвечают на вызовы ситуации. Так что кризисная коммуникация не может проявить своего потенциала до тех пор, пока конфликтная, кризисная ситуация не сменит период стабильности и определенности в деятельности коммуникатора. Как в бизнесе, где кризисного управляющего назначают на предприятие, которое стало банкротом, в политической сфере данный тип коммуникации возникает только при соответствующем изменении ситуации. Например, в период резкой дестабилизации власти прежде применявшиеся информационные технологии становятся неэффективными. Конечно, очень важны масштаб и интенсивность конфликтов и кризисов, при которых одни акторы (например, отдельные партии) испытывают потребность обращения к технологиям кризисной коммуникации, а другие (государство) могут продолжать использовать привычные, некризисные методы поддержания своих политических контактов. Впрочем, масштаб кризиса может создавать и иные ситуации. Так, при каком-нибудь международном кризисе, вынуждающем национальные государства переходить к технологиям кризисного менеджмента в информационной сфере, некоторые мелкие структуры могут обходиться прежними способами коммуникации. Суще- ствует и еще одна сложность с использованием технологий кризисной коммуникации, обусловленная временными параметрами развертывания конфликта. В частности, время наступления и длительность развертывания кризиса могут не соответствовать ресурсам политического актора или же не совпадать со сроками применения им кризисных технологий. Например, переход к кризисным технологиям в информационном пространстве может занять у того же государства больше времени, нежели будет длиться сам кризис. Возвращение к прежним методикам организации своих контактов с населением и другими контрагентами, предполагающее и ресурсные, и временные затраты на новую переналадку деятельности своих пиар-служб, организации сообщений и контактов со СМИ и т.д., может также снизить эффективность деятельности властей. Правда, следует учитывать, что острые фазы конфликтов, дестабилизация власти не всегда возникают мгновенно. Так что информационные ресурсы и технологии кризисной коммуникации могут в ряде случаев использоваться и для предвидения возможных осложнений, реагирования на динамично изменяющуюся ситуацию. В других условиях кризисная коммуникация выступает как пусть и не вполне надежный, но определенный механизм управления течением конфликтов.
Немаркетинговые свойства кризисной коммуникации обусловлены природой политики, которая в свою очередь связана с возникновением конфликтов и потому обладает венчурным, рисковым характером. Постоянно возникающие зоны риска, конфликты и кризисы, ставящие порой под угрозу существование коммуникатора и реципиента в сфере власти, требуют использования особых инструментов и ресурсов поддержания дискурса. Речь идет не столько об особых методах коммуницирования, сколько о характере их применения. В частности, такими приемами, которые могут способствовать самосохранению акторов в условиях кризиса и хотя бы частичному удовлетворению их запросов и интересов, служат интенсификация информационных контактов и расширение зоны охвата контрагентов. Благодаря этим чертам используемые информационные технологии расширяют предпосылки общения. Однако и эти свойства кризисной коммуникации имеют свои ограничения. Очевидно, например, что в условиях политического риска одного уровня можно наладить коммуникацию с контрагентами, а в других случаях добиться такого информационного обеспечения своих целей уже нельзя. Так, в ситуациях социальных или гуманитарных катастроф, как правило, невозможно осуществлять сколько-нибудь устойчивые информационные стратегии и налаживать политические коммуникации, гарантирующие достижение каких-то целей. Под вопросом существование самих политических игроков. В этих условиях даже интенсивные и широкие информационные потоки не способствуют налаживанию коммуникационного взаимодействия, а отдельные контакты не выстраиваются в прочные отношения. Все это подтверждает, что немаркетинговые свойства кризисной коммуникации как бы «задают тон», определяют пороговые условия существования в информационном пространстве политики. Однако наряду с изложенным кризисная коммуникация обладает и маркетинговыми свойствами поддержания дискурса, чему есть свои основания. Поскольку для каждого конкретного актора в сфере политики существуют свои зоны риска и, следовательно, допустимые для него действия, информационные кризисные технологии становятся предельно персонифицированными, спроецированными на конкретные возможности и ресурсы действующего в политике агента. Этот формат общения обусловлен интересами как коммуникатора, так и реципиента. Первому он помогает проявить в кризисных условиях свои интересы, привлечь информационные ресурсы, задействовать нужные каналы передачи сообщений и т.д. В силу этого кризисная коммуникация сохраняет целенаправленный характер. Коммуникатор вынужден использовать определенные приемы и технологии, чтобы реципиент преодолел провоцируемые кризисом психологические фрустрации и смог адекватно воспринять необходимые сообщения. В этих целях используются техники снятия стресса, смягчения восприятия кризиса, интенсификации общения конфликтующих сторон и т.д. Персонализированность информационных контактов предполагает креативный характер деятельности коммуникатора. Например, в одних условиях коммуникатор должен снижать резонанс от разворачивающихся скандалов, которые могут мешать ему продвигать свою политическую линию, а в другом случае для достижения тех же целей он будет их инициировать. Только творчески подходя к решению текущих задач, коммуникатор сможет наладить необходимые коммуникации, добиться результативности от своих информационных контактов. Применяемые в кризисной коммуникации информационные технологии по своему характеру должны быть наступательными. В противном случае коммуникатор не сможет исправить ситуацию, подавить негативные тенденции и выстроить необходимые информационные отношения. Креативность и наступательность информационных приемов кризисной коммуникации сочетаются с гибкостью и оперативностью. Все фазы информационной подготовки политических контактов, попытки воздействия на контрагента или предотвращения потерь от несложившегося общения имеют предельно сжатые сроки применения и подчиняются ситуации и динамике обстоятельств. Такой характер коммуникаций отражает и некоторые весьма универсальные трансформации позиций коммуникатора. Поскольку острые конфликты и кризисы содержат в себе возможность понижения его статусных позиций, снижения ресурсов, а в определенной ситуации даже его вытеснения с политической арены, применение технологий кризисной коммуникации существенно перестраивает приоритеты политических акторов. В первую очередь это означает, что важнейшая цель коммуникатора — обеспечение своего существования в политической сфере. Главным приоритетом кризисной коммуникации становится отведение угроз, обеспечение безопасности, а ее основной функцией — защита. Исходя из этого коммуникатор и оценивает ситуацию, ставит дополнительные цели, определяет средства и методы информационного поведения. В задачу нейтрализации опасных тенденций входит и определение круга партнеров и оппонентов, общение с которыми не должно вызывать негативных последствий. Информационные действия предполагают также поиск партнеров, способных снизить риски и помочь коммуникатору сохранить свои позиции в политической сфере. Именно по отношению к ним и предпринимаются действия маркетингового характера.
По аналогии с экономической сферой и менеджментом специалисты в области политической кризисной коммуникации выделяют несколько концептов налаживания этого типа коммуникаций: разрешение конфликтов {conflict resolution), управление конфликтами {conflict management), проблемное управление {issues management) и управление восприятием {perception management)6. Все эти исходные теоретические конструкции базируются на различном видении основных источников и механизмов формирования политических контактов в условиях кризисов. В русле данных подходов и формируется процесс кризисной коммуникации. Такой коммуникационный реинжиниринг предполагает применение методик кризисного планирования в информационной сфере, направленных на последовательный анализ динамики рынка и предшествующей кризису ситуации, кризисный кон- троль и действия в процессе развертывания конфликтов, а также послекризисное регулирование. Они включают в себя методы диагностики ситуации, прогноза развития событий, выявления факторов, предупреждающих, снижающих и минимизирующих риски. Формирующаяся сетка прогнозов призвана защитить слабо защищенные позиции коммуникатора, предусмотреть направления контрвлияния оппонентов, выявить балансировочные факторы. Кроме того, учитывается также и антикризисная деятельность конкурентов. Маркетинговый характер кризисной коммуникации предполагает четкое соотнесение ресурсов и временных параметров действий. В целом возможность осуществления политического проекта зависит от эффективности сочетания методов маркетингового и немаркетингового характера. Понятно, что особое значение методы кризисной коммуникации имеют для начинающих политиков, тех, кто только приступает к действиям в сфере распределения власти.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 735; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |