КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Свойства кислот
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 3 Цель работы: научиться применять теоретические знания о химических свойствах неорганических кислот при проведении химического эксперимента, соблюдая правила охраны труда и техники безопасности
Задачи работы: овладение методами экспериментального исследования и обработки полученных результатов; приобретение практических умений работы с лабораторным оборудованием
Теоретическая часть по теме: «Классификация неорганических соединений и их свойства» Свойства кислот Кислоты - это электролиты, которые диссоциируют на катионы водорода и анионы кислотного остатка. 1. Растворы кислот изменяют цвет индикаторов: синий лакмус – в красный цвет, метиловый оранжевый – также в красный цвет. В водных растворах кислоты при взаимодействии с кислотными индикаторами показывают кислую реакцию среды: НCl = H+ + Cl- HNO3 = H+ + NO3- 2. Взаимодействие растворов кислот с металлами. Это взаимодействие происходит при соблюдении ряда условий: - металл должен находиться в ряду напряжения левее водорода; - в результате реакции должна образовываться растворимая соль, так как в противном случае она покроет металл осадком и доступ кислоты к металлу прекратится; - для этих реакций не рекомендуется использовать щелочные металлы; почему? - по-особому взаимодействуют с металлами концентрированная серная кислота и азотная кислота любой концентрации. Например, взаимодействием соляной кислоты с цинком получают водород по реакции Кавендиша: Zn + 2HCI = ZnCl2 + H2 Zn0 +2H+ + 2CI- = Zn2+ + 2CI- + H20 Zn0+2H+ = Zn2+ + H20 Эти кислоты взаимодействуют с металлами, стоящими в ряду напряжений как до водорода, так и после водорода, никогда не образуя при этом водород. В результате реакций этих кислот с металлами образуются соль, вода продукт восстановления сульфат- или нитрат- анионов. Так при взаимодействии серной кислоты с медью образуется оксид серы (IV) Cu0 + 2H2S+6O4 = Cu+2SO4 + S+4O2 + 2H2O При взаимодействии концентрированной азотной кислоты с медью образуется бурый оксид азота(IV): Cu0 + 4HN+5O3 = Cu+2(NO3)2 + 2N+4O2 + 2H2O Аналогичная реакция с разбавленной азотной кислотой в качестве продукта восстановления нитрат -иона дает бесцветный оксид азота(II): 3Cu0 + 8HN+5O3 = 2Cu+2(NO3)2 + 2N+2O + 2H2O 3. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. С основными и амфотерными оксидами взаимодействуют все сильные кислоты, если образуется растворимая соль, например: CuO + 2HNO3 = Cu(NO3)2 + H2O CuO + H2SO4 = CuSO4 + H2O Запишем ионное уравнение реакции в общем виде: CuO + 2H+ = Cu2+ + H2O 4.Взаимодействие кислот с гидроксидами металлов (основаниями). Кислоты взаимодействуют с основаниями (со щелочами и нерастворимыми в воде основаниями): NaOH + HNO3 = NaNO3 + H2O H+ + OH- = H2O и амфотерными гидроксидами: Zn(OH)2↓ + H2SO4 = ZnSO4 + 2H2O Zn(OH)2↓ + 2H+ = Zn2+ + 2H2O 5. Взаимодействие кислот с солями. Кислоты взаимодействуют с солями, если в результате реакции образуется осадок или газ. Качественной реакцией на галогенид -ионы (кроме фторид -ионов) является реакция с нитратом серебра (точнее, с катионом серебра, так как AgNO3 = Ag+ + NO3- ): Ag+ + Cl- = AgCl↓ Ag+ + Br- = AgBr↓ Ag+ + I- = AgI↓ Качественной реакцией на серную кислоту и ее соли является реакция с раствором соли бария: H2SO4 + BaCl2 = BaSO4↓ + 2HCl SO42- + Ba2+ = BaSO4↓ Качественной реакцией на соли угольной кислоты (карбонат- или гидрокарбонат- ионы) является их взаимодействие с кислотами: Na2CO3 + 2HNO3 = Na NO3 + H2O + CO2↑ CO32- + 2H+ = H2O + CO2↑ Задание. Ознакомиться с теоретическими вопросами темы. Письменно ответить на контрольные вопросы для самопроверки, записав ответы на них в конце отчёта. с требованиями, предъявляемыми к его оформлению.
Описание лабораторного оборудования Реактивы: Оборудование: H2SO4 разб. р-р лакмус синий р-р микропробирки - 9шт. H CI разб р-р фенолфталеин сп. р-р штатив для пробирок HNO3 разб. р-р цинк гранула горелка спиртовая Cu SO4 1N р-р медная стружка HCI конц. р-р CuO порошок AgNO3 1N р-р метиловый оранжевый
Методика выполнения задания Опыт 5. Испытание растворов кислот индикаторами В три пробирки налейте по 4капли в каждую из пробирок растворы соляной, серной и азотной кислоты соответственно. Затем добавьте к ним по 1-2 капли раствора синего лакмуса. Как изменился цвет содержимого пробирок? Повторите опыт с использованием раствора метилового оранжевого. Что наблюдаете? Напишите уравнения диссоциации кислот Опыт 6. Взаимодействие кислот с металлами В две пробирки опустите гранулу цинка и кусочек меди соответственно и прилейте в каждую по 2-3 капли раствора соляной кислоты. Что наблюдаете? Объясните результат наблюдения. Напишите уравнения реакция реакций в молекулярной и ионной формах. Опыт 7. Взаимодействие кислот с оксидам На донышко пробирки поместите небольшое количество чёрного порошка оксида меди(ll). Затем прилейте 3-4 капли раствора серной или соляной кислоты. Закрепите пробирку в держателе или в лапке штатива и нагрейте на пламени спиртовки. Что наблюдаете? Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1464; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |