Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уильям Оккам (ockham, occam) (около 1285— 1349) — английский философ, логик и теолог, монах-францисканец




УИЛЬЯМ ОККАМ (Ockham, Occam) (около 1285— 1349) — английский философ, логик и теолог, монах-францисканец. Философские трактаты, сочинения по ло-

гике и комментарии к "Сентенциям" Петра Ломбардско­го были написаны им в так называемый оксфордский пе­риод; "Сумма логики" — в Авиньоне; политические трактаты — в последнее десятилетие его жизни в Мюн­хене. Противоречивые интерпретации У.О. как видного представителя схоластической традиции, с одной сторо­ны, и как ее разрушителя — с другой, обусловлены тем, что в его учении обрели свою логическую завершенность почти все основные проблемы схоластики. Так, У.О. уде­лил внимание разработке концепции "двух истин": сфера разума и область веры должны быть разграничены. Тео­логические истины (их источником является Священное Писание), по У.О., невозможно доказать с помощью фи­лософских аргументов, и наоборот — научные истины не зависят от богословия, ибо они опираются на разум и опыт, а не на веру. Иррационализация теологии осуще­ствляется У.О. на основе критики схоластического реа­лизма. С точки зрения У.О., существование Бога как бес­конечной актуальности недоказуемо вне теологии, так же, как и существование общих идей всего сущего в Бо­жественном уме (например, идея сотворения мира, кото­рая должна была существовать в уме Бога до самого со­творения — это исходное допущение universale ante rem, но только в области теологии). Сфера же человеческого познания всегда имеет дело с единичными вещами и сле­дует принципу universale post rem (по мнению У.О., если общего нет в Божественном уме, то нет его и в вещах). Однако столь радикально рациональные допущения по­лучают у У.О. не менее радикальные мистические выво­ды: очевидная недоказуемость религиозных догматов — с точки зрения человеческого разума — только укрепляет веру, поэтому "научить Богу" может только Откровение. Последовательное стремление У.О. отделить разум от ве­ры, а логику и теорию познания — от метафизики и тео­логии обеспечивают рациональный характер и логичес­кую обоснованность его номинализма. Спор об универса­лиях выходит за рамки теологии, а вместо умозрительно-онтологической картины мира ранних номиналистов (Абеляр, Росцелин) У.О. предлагает аналитически-гносе­ологическую ее трактовку. Прежде всего У.О. различает две разновидности знания (что вытекает из различия между душой чувствующей и душой разумной): интуи­тивное знание (notitia intuitiva), основанное на внешнем восприятии единичных вещей и его переживании, и абст­рактное знание (notitia abstractiva), которое можно непо­средственно постичь в уме (и в этом смысле оно также интуитивное), его сущностной характеристикой является способность отвлекаться от единичных вещей (сущест­вующих или несуществующих). В любом случае абст­рактное познание всегда базируется на познании интуи­тивном — в таком ключе интерпретируется знаменитая "бритва Оккама", выражающая позитивистский прин-

цип экономии мышления. В обобщенной формулиров­ке "Сущностей не следует умножать без необходимос­ти" этот принцип постулирует приоритетность понятий, выводимых из интуитивного познания. Эмпирический пафос учения У.О. базируется на признании У.О. реально существующими только единичных вещей. Однако вещи познаются с помощью понятий, или терминов, образова­ние которых обусловлено потенцией — устремлением че­ловеческой души на предмет познания. Термин — это простейший элемент знания, всегда выражаемый словом. У.О. рассматривает "естественные" понятия, относящие­ся к самим вещам — "термины первой интенции", и ис­кусственные, условные понятия, которые имеют значе­ние, относимое не к одной конкретной вещи, а ко многим вещам, отношениям между ними, — "термины второй интенции". Наука имеет дело с вещами и поэтому пользу­ется терминами как орудиями знания. "Термины второй интенции" становятся объектом рефлексии в логике, ко­торую интересуют значения слов (форма), а не физичес­кие состояния вещей (содержание терминов). Универса­лии же представляют собой понятия о понятиях, ибо они утверждают нечто о многих других терминах и не могут обозначать вещи. Универсалии есть просто знаки вещей и являются результатом деятельности разума. У.О. исполь­зовал даже особое понятие "суппозиция", которое выра­жало замещающую, знаковую функцию термина. Учение У.О. о понятиях ("терминизм") отличается высокой сте­пенью абстракции, и оно существенно повлияло на раз­витие логики и семиотики. Независимость мышления У.О. проявилась не только в его философских и логичес­ких идеях, но также и прежде всего в его политических трактатах, открытой полемике с папой, в критике любых авторитетов. Он примыкал к радикальному крылу фран­цисканского ордена ("спиритуалы") и отстаивал идеал евангельской бедности, выступал против претензий папы на светскую власть, за приоритет мнения общины самих верующих (consilium sapientium) перед авторитетом папы в вопросах веры, предлагал вполне "демократическую" систему избрания Вселенского собора. Не случайно Кли­мент VI называл У.О. "ересиархом, князем еретиков". Этико-социальная доктрина У.О. представляла собой ин­дивидуалистическую концепцию общества и морали че­ловека. У.О. полагал, что благо всего общества не означа­ет блага его членов — отдельных индивидов. В 14—17 вв. сочинения У.О. были хорошо известны: Реформация ис­пользовала идеи У.О. в борьбе с католической церковью, на него ссылался Лютер, его труды по логике и филосо­фии оказали влияние на Ф.Бэкона, Локка, Юма. Распро­странение идей У.О. в средневековых университетах Ев­ропы способствовало оформлению такого направления как терминизм ("оккамизм").

А. Р. Усманова




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.