Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1: предмет и метод административного права




Конспект лекций

 

 


 

 

Содержание

 

Тема 1 Предмет и метод административного права ………………… 3-9
Тема 2 Управление, государственное управление, государственная власть……………………………………………………………………….   10-18
Тема 3 Субъекты административного права…………………………. 19-20
Лекция 1 Административно-правовой статус органов государственного управления (исполнительной власти)……………………………………..   20-44
Лекция 2 Административно-правовой статус государственных служащих……………………………………………………………………   44-61
Лекция 3 Граждане как субъекты административного права…………… 61-70
Лекция 4Административно-правовой статус предприятий учреждения, организация, общественных объединений и религиозных организаций…………………………………………………………………     70-79
Тема 4 Административное право и законность в сфере государственного управления …………………………………………..   80-91
Тема 5 Административное принуждение. Ответственность по административному праву……………………………………………….  
Лекция 1Административное принуждение………………………………. 92-97
Лекция 2 Ответственность по административному праву ………………. 97-106
Лекция 3 Административные правонарушения………………………….. 106-117
Лекция 4 Административные взыскания…………………………………. 118-127
Тема 6 Административно-процессуальное право…………………….. 128-163
Тема 7 Специальные административно-правовые режимы………… 164-175
Тема 8 Административно-правовые основы организации управления различными отраслями и сферами……………………….  
Лекция 1 Административно-правовые основы управления отдельными отраслями экономики ………………………………………………………   176-189
Лекция 2Административно-правовые основы управления социально-культурной сферой………………………………………………………….   190-206
Лекция 3 Административно-правовые основы управления административно-политической сферой…………………………………..   206-235
Лекция 4 Административно-правовые основы управления межотраслевой сферой……………………………………………………...   235-247
Список литературы…………………………………………………………  
Перечень нормативно-правовых актов……………………………………  

 

 

 

1. Предмет административного права.

2. Метод административного права.

3. Функции и принципы административного права.

4. Система административного права.

5. Механизм административно-правового регулирования и его элементы.

 

1. ПРЕДМЕТ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

 

Административное право - самостоятельная отрасль, призванная регулировать особую группу общественных отношении в сфере исполнительной власти. В юридической науке принято считать, что отрасли права отличаются друг от друга прежде всего предметом и методом правового регулирования.

Предмет административно-правового регулирования - совокупность общественных отношений в сфере государственного управления. Круг общественных отношений, составляющих предмет административно-правового регулирования, широк и многообразен. Обозначить его можно, лишь уточнив, кто осуществляет государственное управление:

1) главным образом, имеется в виду властная деятельность аппарата управления;

2) это внутриорганизационная деятельность руководителей иных государственных органов. Прокурор, председатель суда, руководя подчиненными им работниками, органами, выступают как главы учреждений, администраторы. Председатель областного суда, например, организуя работу подчиненного ему аппарата, занимается не правосудием, а управлением;

3) по поручению государства, на основании переданных им властных полномочий административную власть могут использовать товарищеские суды, добровольные народные дружины и другие общественные формирования.

Следовательно, предметом административного права являются общественные отношения, возникающие при организации исполнительно-распорядительных органов и в процессе их административной деятельности, при осуществлении внутриорганизационной деятельности руководством других государственных органов, в ходе реализации административной власти судьями и внешне-властных полномочий общественных организаций.

С этих позиций и следует подходить к характеристике административного права, что позволяет в наиболее общем виде сформулировать вывод следующего содержания: административное право имеет особое назначение в механизме правового воздействия на общественные отношения. Оно призвано регулировать особую группу общественных отношений, а именно отношения, складывающиеся по поводу реализации функций государственного управления. Подобное решение вопроса о предмете административного права логически предопределяется тем, что администрация есть, по существу, управление. Административное право, следовательно, есть управленческое право, или право управления.

Однако при определении предмета административного права необходимо внести некоторые уточнения: оно регулирует все управленческие отношения, за исключением тех, которые закреплены другими отраслями права. Так, управленческую деятельность администраций предприятий, учреждений в отношении их работников регулирует трудовое право, управленческие отношения, связанные с финансами, - финансовое право и т.д.

Итак, административное право рассматривается в качестве самостоятельной отрасли права, с помощью которой государство регулирует общественные отношения в сфере государственного управления.

Исходя из данного определения, можно наметить круг наиболее типичных отношений управленческого характера, подпадающих под административно-правовое регулирование.

В зависимости от субъектов управленческих отношений выделяют следующие отношения управленческого характера:

• между вышестоящими и нижестоящими органами государственного управления, т.е. определяемые подчиненностью одних звеньев аппарата управления другим;

• между различными органами государственного управления, не связанными отношениями подчиненности (например, между различными министерствами);

• между органами государственного управления и подчиненными, а также и не подчиненными им предприятиями, организациями, учреждениями;

• между органами государственного управления и негосударственными объединениями граждан;

• между органами государственного управления и гражданами.

В зависимости от характера (содержания) управленческих отношений:

• связанные с осуществлением вышестоящими органами централизованного руководства деятельностью нижестоящих органов, а также предприятий, учреждений и организаций;

• связанные с осуществлением органами государственного управления (должностными лицами) функций непосредственного оперативного управления (например, администрация предприятия);

• связанные с осуществлением органами государственного управления руководства деятельностью негосударственных организаций или государственного регулирования;

• связанные с осуществлением органами государственного управления (должностными лицами) деятельности по удовлетворению запросов и нужд граждан, охране их прав в сфере государственного управления.

В зависимости от направлений административной деятельности:

• связанные с подготовкой, принятием управленческих решении различного рода, прежде всего правовых актов управления;

• связанные с осуществлением повседневной деятельности исполнительно-распорядительного характера, т.е. с исполнением принятых решений, а также законов и подзаконных актов;

• связанные с осуществлением контроля и надзора за исполнением решений (актов), за оперативной деятельностью подчиненных или подконтрольных объектов;

• связанные с осуществлением органами государственного управления юрисдикционной деятельности.

В зависимости от области административной деятельности:

• в области управления хозяйственным комплексом;

• в области управления социально-культурным строительством;

• в области управления административно-политическим строительством.

Итак, административное право представляет собой отрасль права (совокупность правовых норм), призванную регулировать в интересах государства общественные отношения управленческого характера, складывающиеся в сфере исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления, во внутриорганизационной деятельности иных государственных органов, а также в процессе осуществления общественными организациями внешне-властных управленческих функций.

 

2. МЕТОД АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

 

Предмет правового регулирования является основным, но не единственным критерием разграничения системы права Республики Беларусь. Именно специфика общественных отношений, входящих в сферу регулирования административно-правовых норм, определяет особенности метода административного права, используя при этом совокупность правовых средств регулирующего воздействия норм на управленческие отношения, на поведение их участников. Вместе с предметом они характеризуют отрасли административного права Республики Беларусь. При этом метод административно-правового регулирования выступает основополагающим критерием разграничения различных отраслей права.

Методы правового регулирования общественных отношений в сфере исполнительной власти - это совокупность правовых средств, способов, приемов, посредством которых регулируются управленческие отношения. Совместно с предметом они дают наиболее полную характеристику отрасли административного права.

Методы административно-правового регулирования представляют собой приемы регулирования, исходные юридические позиции, определяющие главные в правовом статусе субъекты, к которым относятся:

• метод централизованного, императивного регулирования (административно-правовой метод). При этом регулируются отношения, одним из участников которых всегда выступает орган (должностное лицо), наделенный юридическими властными полномочиями, т.е. положение субъектов характеризу­ется отношением субординации, прямого подчинения, неравенства их участников и однородностью юридически властных волеизъявлений одной из сторон;

• метод децентрализованного, диспозитивного регулирования, т.е. управляющей или управляемой стороне предоставляется возможность выбора образа действий (без прямых предписаний и запретов) в рамках административно-правовой нормы. Это положение субъектов характеризуется отношением координации, а государственно-управленческая деятельность предполагает возможность возникновения отношений горизонтального типа. При этом субъекты обладают равным объемом властных полномочий.

В качестве способов правового регулирования административное право использует предписания (обязывания), запреты, дозволения (управомочивания), рекомендации.

Предписание (обязывание) - возложение безусловной, прямой юридической обязанности совершать определенные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.

Запрет - возложение на- лиц прямой юридической обязанности не совершать (воздерживаться от совершения) соответствующих действий в условиях, предусмотренных правовой нормой.

Дозволение (уиравомочивание) - предоставление участнику правовых отношений субъективных прав на юридическое разрешение на совершение в условиях, предусмотренных правовой нормой, определенных действий либо отказ (воздержание) от их совершения по своему усмотрению.

Рекомендация - пожелание юридического характера, как наилучшим образом поступать в условиях, предусмотренных правовой нормой.

Суть методов административно-правового регулирования установление определенного порядка действий, запрещение определенных действий; предоставление возможности выбора одного из предусмотренных нормой административного права вариантов должного поведения; предоставление возможности совершать либо не совершать действия, пересмотренные нормой административного права, в условиях, определенных данной нормой.

 

3. ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

 

Под функциями административного права понимаются основные направления правового воздействия на общественные отношения, регулируемые данной отраслью права. Функции административного права обусловливают его значение и роль в установлении административных правоотношений, отражают природу и роль управленческих общественных отношений, возникающих в сфере организации и функционирования исполнительной власти. Функционирование административного права можно определить как реализацию запрограммированных потенциальных возможностей правовой системы.

Можно выделить две функции административного права: регулятивную и охранительную.

Регулятивная функция выражается в воздействии на общественные отношения посредством установления прав, обязанностей, запретов, ограничений, полномочий, компетенции субъектов административного права.

Охранительная функция проявляется в воздействии административного права на субъекты общественных отношений, побуждающем их соблюдать установленные государством административно-правовые нормы. При реализации охранительной функции административного права может быть использовано правовое государственное административное принуждение, применены меры юридической ответственности, восстановительные санкции и т.д.

Под принципами права понимаются основные начала (идеи), характеризующие содержание права, закрепляющие закономерности его развития и определяющие механизм правового регулирования управленческих отношений. Принципы отраслей права различаются по своему содержанию и характеристикам и отражают наиболее существенные стороны организации и функционирования исполнительной власти, определяя содержание взаимоотношений внутри данной системы, т.е. это основополагающие идеи, установления, выражающие объективные закономерности организации и формирования государственной власти в целом (а также исполнительной власти в особенности), определяющие научно обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций государственных управленческих органов (полномочий государственных служащих), действующих в системе государственной власти, по осуществлению управленческих функций (в том числе и контрольно-надзорных полномочий).

Среди основных принципов административного права можно выделить следующие.

1. Принцип законности означает, что орган исполнительной власти обязан осуществлять управленческую деятельность только в пределах предоставленной законом компетенции и всоответствии с законодательством Республики Беларусь; все государственные органы, их должностные лица и граждане обязаны соблюдать Конституцию и законы, а равно общепризнанные принципы и нормы международного права.

2. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия и правовой защиты особенно ярко проявляется тогда, когда речь идет о взаимоотношениях властвующей исполнительной власти с ее государственными служащими, с одной стороны, и гражданами с их правами, свободами, пожеланиями, жалобами с другой.

3. Принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. Административное право распространяется на регулирование специфической сферы общественных отношений, складывающихся преимущественно в системе исполнительной ветви государственной власти (однако регулирует определенные отношения также в системе законодательной и судебной власти - так называемые впутриаппаратные управленческие отношения).

4. Принцип обеспечения права граждан на участие в государственном управлении. Статья 37 Конституции закрепляет право граждан Республики Беларусь участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Такое участие обеспечивается реализацией гражданином своего права избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме, состоять на государственной службе.

5. Принцип равенства граждан перед законом выражается в том, что все граждане, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, имеют равные права и обязанности в сфере управления. Все граждане равны перед законом и судом.

6. Сущность принципа гуманизма заключается в том, что государство обеспечивает неотчуждаемые и принадлежащие каждому от рождения права и свободы, охраняет достоинство личности, гарантирует свободы и личную неприкосновенность. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

7. Принцип подконтрольности и подотчетности государственных органов и государственных служащих. Контроль и надзор обеспечивают действенность управленческой деятельности, эффективность функционирования государственных органов, реализацию прав и свобод граждан в сфере управления.

8. Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих при осуществлении государственного управления. Административное право устанавливает правовые основы управленческой деятельности в государственных органах. Следовательно, государство должно обеспечивать профессиональное выполнение публичных задач и функций.

9. Принцип гласности в осуществлении государственного управления обеспечивает справедливость и гарантирует возможность обратного влияния граждан на само государство, его органы исполнительной власти с целью достижения истины. Административное право, регулируя процедуру государственного управления, должно обеспечивать открытость информации об осуществляемой управленческой деятельности.

10. Принцип ответственности государственных органов за принятые решения призван стимулировать добросовестное и правильное выполнение служащими своих служебных обязанностей, невыполнение или ненадлежащее выполнение которых обязательно должно сопровождаться применением мер ответственности. Решения, принимаемые органами государственного управления, должны отвечать требованиям целесообразности и законности, должны соответствовать общему характеру осуществляемой управленческой деятельности.

 

4. СИСТЕМА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

 

Под системой административного права понимаются объединенные единой целью отрасль права, наука и учебная дисциплина, которые могут выступать в роли самостоятельных системообразующих явлений. Так, систему отрасли административного права можно представить как совокупность административно-правовых норм, институтов и административно-правовых отношений, объединенных предметом и методом регулирования.

Что же касается учебной дисциплины «Административное право», то сегодня существуют различные подходы к ее пониманию. Условно эти подходы можно разделить на две основные группы:

• первая позиция заключается в признании целесообразности деления административного права на две части - Общую и Особенную;

• вторая позиция выделяет три и более части административного права.

Система административного права является динамичной, развивающейся в соответствии с процессами, происходящими как в обществе, так и в науке.

 

5. МЕХАНИЗМ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ

 

Проблемы, относящиеся к правовому регулированию вообще и механизму административно-правового регулирования в частности, выражают принципиальный подход к самой правовой действительности, раскрывая его теоретическое и практическое значение.

Правовая действительность характеризуется действиями сторон, раскрывая при этом определенную черту права, его роль как регулятора общественных отношений, поднимая на новую ступень традиционную юридическую проблему - вопросы юридических норм, их классификации, толкования и применения норм права, которые становятся правовыми средствами, при помощи которых осуществляется регулирование общественных отношений

Исходя из изложенного, элементами механизма административно-правового регулирования являются:

• нормы административного права;

• юридические факты;

• административно-правовые отношения;

• акты официального толкования норм административного права;

• акты применения норм административного права.

Э ффективность функционирования механизма административно правового регулирования существенно зависит от уровня Правосознания граждан - совокупности взглядов, мнений, выражающих определенные отношения людей, их социальных групп

к праву, правоприменительной деятельности, законности, их мнении о правомерности или неправомерности этих видов отношении

Уровень правосознания влияет на состояние дисциплины и законности в сфере государственного управления. Однако правосознание можно условно рассматривать как самостоятельный элемент механизма административно-правового регулирования и административно-правовых отношениях конкретных субъектов государственного управления.

Таким образом, механизм административно-правового регулирования - это совокупность средств, при помощи которых осуществляется регулирование общественных отношений, возникающих по поводу правоотношений реализации исполнительной власти.

 

ТЕМА 2: УПРАВЛЕНИЕ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 849; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.