Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие профессии и профессиональной деятельности




В.В.Маяковский

Профессия - это род трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате: специальной подготовки и опыта работы. «Выбрав профессию отмечает,- писатель Сомерсет Моэм, -»Вы не свободны, Вы связаны законами своей профессии, вынуждены соблюдать те или иные правила поведения»…как амеба вбирает частицу инородного тела, так и профессионал усваивает литературу, что бы быть специалистом в своей собственной области, выбирает книги, служащие его целям [60 с.405, 430].

Сведения о составе и содержании специальностей и специализаций размещены в специальном едином перечне, который формируется и утверждается правительством страны, служит своеобразным заказом Министерству образования и науки для подготовки специалистов нужных стране направлений деятельности[9]. Новые специальности и специализации при их открытии подлежат государственной регистрации, в процессе которой устанавливаются квалификационные требования для обучения.

Всего в составе перечня насчитывается только по экономике и направлению 20 специальностей и более 200 специализаций. Порядок введения специализаций определен Инструктивным письмом Ми­нистерства образования и науки РФ.

Профессия учетного работника как экономической специальности возникла с обособлением учета в самостоятельный вид деятельности и развивалась вместе с ней[47].

Слово «бухгалтер» происходит от немецкого: Buch - книга, halter - держатель, что в переводе означает «регистратор хозяйственных опера­ций, или ответственный за организацию и правильное прочтение учет­ных данных». Бухгалтер – это специалист, обладающий специальными навыками и имеющий соответствующее образование.

Термин «бухгалтер» появился в XV в. Как гласит исторический факт, первым должностным лицом, получившим звание бухгалтера, был Христофор Штехер - делопроизводитель Инсбрукской счетной палаты. В Венском государственном музее хранится приказ императора Максимилиана I от 13 февраля 1498 г., статья 5 которого гласит: «Повелеваем делопроизводителя нашей палаты, доверенного и прилежного писца, который ведет книги, отныне называть бухгалтером, каковым должен теперь быть Христофор Штехер, а в помощь к нему дать писца палаты по имени Ульриха Мерингера, который должен также присутствовать на всех совещаниях, касающихся счетоводства». В Германии до 1498г, лица, занимавшиеся ведением счетных книг, назывались писцами. С этого времени термины «бухгалтер» и «бухгалтерия» стали вытеснять старые названия и постепенно распространяться повсюду. В России они вошли в обиход только в XVIII веке при осуществлении реформ Петром I, в период возникновения торговых компаний, заводов, фабрик. Счето­водству уделялось в то время, соответствующее внимание, однако ква­лифицированных людей, умеющих правильно и грамотно вести бухгал­терские книги, было мало. Неслучайно поэтому лицом, первым получившим в России звание бухгалтера, был голландский купец Тим мерман, который приказом Коммерц-коллегии от 11 сентября 1732 г. был назначен главным бухгалтером Петербургской таможни.

Развитие профессии бухгалтера осуществлялось как функционально, так и в содержательном отноше­нии[98]. Вначале это был писец, владевший навыками счета, ре­гистратор, затем счетовод, бухгалтер, руководитель учетной службы - главный бухгалтер организации. Позже к учетной профессии стали от­носить бухгалтеров-ревизоров, экономистов по бухгалтерскому учету и анализу хозяйственной деятельности, внешних и внутренних аудито­ров, специалистов по управленческому учету и контроллингу.

В настоящее время внутренние различия между разновидностями учетных профессий постепенно теряют свое первоначальное значение, профессия становится все более универсальной. Современный бухгал­тер должен обладать навыками не только чисто учетной работы, но и при необходимости или по желанию быть ревизором, финансовым аналитиком, аудитором. Этому способствует соответствующий уровень бухгалтерского образования основные направления и компоненты, которого можно представить на нижеприводимом рис.2

Бухгалтерский учет, финансы и связанные с ними области знаний
 
Приобретение достаточных знаний для статуса профессии бухгалтера
Организационные и управленческие знания бизнеса
Умение решать этические проблемы
Информационные технологии
Применение совокупности знаний и умений для реализации профессиональных возможностей
 
Стажировка под руководством опытного наставника
 
Учитывать интересы общества и чувствовать социальную ответственность
 
Приобретение практического опыта в профессиональной среде
Знание профессиональных предметов
Умение интегрировать разные области знаний и навыков
Производственная и преддипломная практика в реальной среде
Выполнение бухгалтерских функций на соответствующих должностях
Умение применять знания для решения комплексных проблем
Умение выбирать и решать практические проблемы
Соответствовать принципам и нормам Кодекса этики
Соблюдать профессиональное поведение, быть ответственным, надежным, аккуратным, уважительным
Организационные и управленческие
Межличностные и коммуникативные
Повышать свою квалификацию на протяжении всей профессиональной карьеры
Обеспечение профессиональных ценностей и этики бухгалтера
Интеллектуальные
 
Развитие набора профессиональных навыков бухгалтерского и общего образования
Специальные и функциональные
Личностные
 
Неструктуированная подготовка: изучение нормативных актов, зарубежного и отечественного опыта, повышение компьютерной грамотности, участие в подготовке правил и методик по бухучету и т.д.
Использование различных структурированных форм образовательной деятельности (обучение по программам повышения квалификации, изучение спецкурсов, стажировка и т.д.
Осуществление непрерывного профессионального развития

 


Рис. 2. Основные направления и компоненты образовательного уровня профессионального бухгалтера

Профессия бухгалтера - ро­доначальник большинства экономических специальностей. Из бухгал­теров вышли первые финансисты и экономисты предприятий, ревизо­ры и аудиторы. Общепринято считать, что и в настоящее время для мастерского владения этими профессиями необходимо в совершенст­ве знать бухгалтерский учет, его методологию, правила составления финансовой отчетности и ее анализа.

Любая профессия под влиянием времени находится в постоянном развитии, учетная - не исключение. Из учетных профессий наиболее значительные изменения произошли в содержании работы, выполняе­мой работниками бухгалтерии. От простой регистрации, записей, главным образом прихода и расхода, фиксации долговых обязательств, выполняемых первыми бухгалтерами, она дошла дофиксации и обработки, данных сложнейшей совокупности учетных операций, отражающих возрастающее многообразие упорядоченной системы сбора, регистрации, обобщения и интерпретации информации об имуществе, обязательствах и результатах деятельности организации в современных рыночных условиях. При этом изменился уровень понимания профессии. Для бухгалтерской профессии (как и для других) существует три уровня профессиональной компетентности, а именно: понимание отдельных правил; понимание как устроена вся система правил; понимание того, почему такая система была создана, и соответственно, того, как изменить эту систему, чтобы она стала лучше выполнять свои функции.

Независимо от принадлежности к той или иной учетной специализа­ции бухгалтерскую профессию как практическую деятельность по веде­нию учета отличают некоторые характерные особенности, среди которых важную роль играет владение определенными интеллектуальными навы­ками, приобретенными в результате практической работы и обучения[62]. Это особенно важно в связи с тем, что основные виды профессиональной деятельности специалиста весьма разнообразны и могут быть представлены: учетно-аналитической; контрольно-ревизионной; аудиторской; консалтинговой; организационно-управленческой, нормативно-методической и др. видами деятельности.

Умение вести учет в условиях конкретной организации, знание его техники и технологии, навыки счетного дела особенно важны на низо­вом уровне бухгалтерского дела. Именно этого обычно не хватает вы­пускникам вузов и начинающим бухгалтерам и аудиторам в течение первых лет их работы на предприятии. От бухгалтера требуется творческий, осмысленный подход, основанный на зна­ниях, полученных путем предварительного и последующего обучения, образования и самоподготовки.

Достоверность
Особенностью бухгалтерской профессии является привержен­ность бухгалтеров общему кодексу ценностей и поведения, включая объективность мышления[2]. Это означает, что профессиональные бух­галтеры должны особо ревностно стремиться к честности, правдиво­сти, объективности, требуя этого не только от себя, но и от всех, с кем они имеют дело. И ни в коем случае они не должны быть похожи на персонажи А.П. Чехова, где в пьесе «Юбилей» бухгалтера Хирина за «приукрашенный» отчет обещают наградить золотым жетоном и выдать триста рублей [ 61 c.130]. Учет может и должен быть только достоверным, иначе это не бухгалтерский учет, а его имитация или профанация. Основные квалификационные параметры необходимые для бухгалтера малого предпринимательства можно систематизировать на следующей схеме.

Профессионализм
Компетентность

Главный бухгалтер субъекта малого бизнеса
Профессиональное поведение
Качество работы и контроль
Объективность и порядочность
Доверие
Конфиденциальность

 


Рис.3. Основные квалификационные требования к главному бухгалтеру малого предприятия

 

Бухгалтер любой специализации обязан всегда помнить о своих обязанностях перед обществом, видеть общественное предназначение своей профессии, ощущать ответственность за соблюдение общественных интересов.

Профессионализм - это величайшее мастерство, приобретенное и удерживаемое в какой-либо области знаний или умений. При этом следует иметь в виду, что профессиональные бухгалтеры не должны преувеличивать свои знания и опыт.

Профессиональную компетентность можно разделить на два самостоятельных этапа:

- достижение профессиональной компетентности;

- поддержание профессиональной компетентности.

Для достижения профессиональной компетенции первоначально необходимо получение высшего образования, после которого следует практическая работа.

Для поддержания профессиональной компетенции на должном уровне необходимо постоянно следить за событиями в бухгалтерской и аудиторской сфере деятельности, включая национальную и международную информацию по вопросам финансовой отчетности, аудита и иных соответствующих законодательных и нормативных требований.

Отличительными качествами профессионала-бухгалтера является обеспечение на основе профессиональных знаний формирова­ния, анализа и использования для целей управления информации об активах, обязательствах, ка­питале, движении денежных потоков, доходах и расходах, а такжефинансовых результа­тах деятельности предприятий, организации, учреждений и т.д. Этим самым бухгалтер способствует улучшению использования экономического потенциала хозяй­ствующих субъектов, рациональной организации их финансово-экономических отноше­ний, содействует защите экономических интересов и собственности физическихи юри­дических лиц. Объектами его профессиональной деятельности являются: оборотные и внеоборотные активы, обязательства, капитал, доходы, расходы и финансовые результаты в области основной, операционной инвестиционной и финансовой деятельности хозяйст­вующих субъектов.

Профессиональная деятельность в любой сфере требует от спе­циалиста высокой эрудиции и знаний, поэтому, для развивающихся личностей нет предела самосовершенствованию в избранной профессии.Вместе с тем к усвоению знаний должен быть системный подход, ибо, как говорил Козьма Прутков «специалист подобен флюсу: полнота его одностороння»[50 c.102].

Процесс освоения новых знаний, а впоследствии и генерация идейраспределяются по времени на всю сознательную жизнь специалиста-профессионала. Поскольку, знать можно очень много, но все знать невозможно, необходима специализация профессионала на каком-либо одном процессе, виде деятельности, операции, так как другие физически невозможно охватить. В смежных областях знаний бухгалтеру нужно разбираться настолько, чтобы его не могли ввести в заблуждение своии сторонние партнеры. Лицу, принимающему решение, необходимо четко осознать: там, где кончается его эрудиция для оценки ситуации, начинается взаимодействие на доверии другим лицам, сокращается возможность влиять на окончательное решение, а риск неблагоприятного исхода ситуации резко возрастает. Основной гарантией успеха специалиста-бухгалтера в бизнесе является уверенность в своих возможностях и развитие их. Лестница деловой карьеры бухгалтера высока. Она включает в много ступенек (уровней):

· рядовой специалист, служащий;

• руководитель сектора;

• руководитель подразделения (отдела);

• заместитель главного бухгалтера;

• главный бухгалтер предприятия, объединения, холдинга, союза, концерна;

• работник государственного аппарата и др.

На каждой из ступеней деловой карьеры бухгалтера все более усложняется объект управления, расширяется диапазон внешних связей, возрастают степень от­ветственности и характер стимулов для продвижения вверх или удержания своего положения, определяются навыки и стиль работы.

Каждый специалист-профессионал в своей деловой практике ищет разнообразия видов деятельности для совершенствования своих уме­ний и выбора их наилучших сочетаний в процессе создания своего уникального, отражающего его наилучшие качества, занятия (кредо, амплуа, достижения). По происшествии времени, проясняется вершина профессиональной карьеры, мера ее общественного признания, сте­пень удовлетворенности специалиста-профессионала результатами своей деятельности.

Умение воспроизводить и пополнять знания, - одно из неотъ­емлемых качеств профессионала. Это качество определяет возмож­ности быстро переключаться с одной темы деятельности на другую, прослеживать и находить логические связи во множестве новых явлений, сопровождающих действия бухгалтера в реальной жизни. Ведь профессионалами становятся, а специалистов - учат.

Стиль работы главного бухгалтера раскрывается в манере поведения по отношению к подчиненным, позволяющей влиять на них и побуждать делать то, что в данный момент нужно.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 2004; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.