КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Исследование проксемического поведения несовершеннолетних с помощью шкалы CIDS
Изучение межличностных отношений Обработка и интерпретация результатов Инструкция теста допускает ставить «?» при ответе на те или иные вопросы (если они вызывают затруднения); такие ответы интерпретируются как несовпадающие с ключом. При подсчете результатов тестирования за каждый совпадающий с ключом (табл. 9.7) ответ испытуемому приписывается 1 балл, за каждый несовпадающий — 0 баллов.
/ Полученные по каждому обследованному тестовые результаты («сырые» единицы) переводятся в стандартные (Т-единицы) (табл. 9.8). Стандартные единицы позволяют говорить о трех уровнях знания юношеской психологии испытуемыми: низком — менее 40 ст. ед.; среднем — 40-60 и высоком — более 60 ст. ед. Испытуемые со средним уровнем знания юношеской психологии чаще всего руководствуются обыденным здравым смыслом. Испытуемые с высоким уровнем знания юношеской психологии, как правило, имеют специальную подготовку, выходящую за уровень здравого смысла. Испытуемые с низким уровнем знания юношеской психологии обычно связаны ложными «теоретическими» представлениями.
Приведем примеры. Отрицание склонности юношей к теоретизированию (вопрос 2) связано с ложным представлением о том, что теоретизирование — это «взрослое» занятие. Это неверно потому, что нельзя путать «теоретизирование» как склонность к рассуждениям на абстрактно-поня- тийном уровне (отражающую юношеский этап интеллектуального развития личности) с построением научных теорий и концепций, имеющих объективную значимость. Другое ошибочное представление заключается в том, что для детей в большей степени, чем для юношей, нужен индивидуальный подход в обучении и воспитании (вопрос 7). Оно обосновывалось неверной трактовкой индивидуального подхода как опеки (юноши взрослее, чем дети, поэтому их нужно меньше опекать). Неправильный (утвердительный) ответ на вопрос 9 («Чувство юмора возникает скорее в детском, чем в юношеском возрасте») чаще всего связывался с тем обстоятельством, что с детьми, мол, чаще случаются «забавные» ситуации. Очевидно, здесь путается внешнее проявление (юмор с точки зрения внешнего наблюдателя) и соответствующая черта личности. Реализация субъективных отношений, состояний, свойств и установок индивида во внешней деятельности может быть определена как проксеми- ческое поведение. В приложении к проблемам социальной адаптации несовершеннолетних проксемическое поведение прежде всего следует рассматривать как важный невербальный компонент коммуникативных процессов. Изучение проксемического поведения позволяет обнаружить возрастную динамику организации персонального пространства и возрастные изменения в дистанции социального взаимодействия детей и подростков. Способы организации персонального пространства и дистанций взаимодействия со значимыми другими раскрывают внутренний мир изучаемой личности. Уже расположение учеников в классе, расстояние до учителя, выбор партнера по парте и тому подобное говорят для исследователя о многом.
Персональным пространством следует считать часть внешнего мира, непосредственно окружающего тело, с которым в определенной мере человек себя идентифицирует. Мерой персонального пространства является минимальная, еще приемлемая для него дистанция общения. Нежелательное вторжение другого человека в персональное пространство рассматривается как нарушение неприкосновенности личности, что ведет к появлению разнообразных негативных переживаний. Пространство взаимодействия с другими обусловлено несколькими факторами; сюда прежде всего следует отнести характер деятельности, принадлежность к культуре и возраст партнера. Наиболее значительный вклад в изучение проксемики внесли работы Эдварда Т. Холла (1966). Приведем предлагаемую им классификацию дистанций взаимодействия. Э. Т. Холл (1966) различает: дистанцию публичности, дистанцию социальных отношений, личную и интимную. Например, ощущение тепла, исходящего от тела другого человека, отграничивает интимное пространство от неинтимного. Интимные дистанции: а) фаза близости; это такая фаза эротического сближения, которая подразумевает полное слияние. Восприятие физических свойств другого затруднено, преобладают тактильные ощущения и обоняние. б) фаза удаления (от 6 до 8 дюймов); также и здесь зрительное восприятие неадекватно, и обычно взрослый американец почитает такую дистанцию нежелательной, однако более молодые склонны ее принимать. Это расстояние, на котором находятся друг от друга подростки на пляже или к которому принуждены пассажиры автобуса в часы пик. В некоторых обществах, в арабском мире, например, оно считается расстоянием конфиденциальности. Это расстояние, считающееся вполне приемлемым на пирушке в каком-нибудь средиземноморском ресторанчике, но кажущееся слишком конфиденциальным на американском coctailparty. Личные дистанции: а) фаза близости (от 1,5 до 2,5 фута); это расстояние повседневного общения супружеской пары, но не между двумя людьми, обсуждающими дела. б) фаза удаления (от 2,5 до 4 футов); это расстояние, на котором два человека могут прикоснуться друг к другу пальцами вытянутых рук. Это граница физических контактов в строгом смысле слова. Это также граница в пределах которой еще можно физически контролировать поведение дру. того. Это расстояние определяет зону, внутри которой цивилизованное население допускает если не личный запах, то запах косметики, духов, лосьона. В некоторых обществах в этих пределах запахи из обращения уже изъяты (у американцев). На этом расстоянии еще чувствуется чужое дыхание, в некоторых сообществах его запах является сообщением, в других считается приличным дышать в сторону.
Дистанции социальных отношений: а) фаза близости (от 4 до 7 футов); это расстояние внеличных отношений, деловых и т. д. б) фаза удаления (от 7 до 12 футов); это расстояние, разделяющее чиновника и посетителя, короче говоря, это ширина письменного стола; в некоторых случаях оно рассчитывается вполне сознательно. Э. Т. Холл (1966) упоминает об экспериментах, в которых изменение этого расстояния затрудняло или облегчало работу служащего в окошечке — приемщицы, которой незачем входить в конфиденциальные отношения с посетителем. Дистанции публичности: а) фаза близости (от 12 до 25 футов); дистанция официального сообщения (речь на банкете); б) фаза удаления (больше 25 футов); делает фигуру общественного деятеля недоступной. Э. Холл изучал эту фазу по расстояниям, на которых находился от публики Кеннеди во время предвыборной кампании. Упомянем также неизмеримые расстояния, отделяющие диктаторов (Гитлер на стадионе в Нюрнберге и Муссолини на балконе Палаццо, Венеция) или деспотов, восседавших на своих высоких тронах. Для каждого из этих расстояний при помощи скрупулезно разработанной таблицы Э. Т. Холл (1966) предусматривает определенные вариации в зависимости от силы голоса, сопровождающей жестикуляции, восприятия тепла и запахов, от того, как выглядят в перспективном сокращении отдельные части тела оратора и т. д. В то же время дистанции коммуникативного взаимодействия достаточно вариативны и обусловлены ситуацией общения, последнее в большей степени связано с факторами субъективного порядка. При общении человек выбирает и активно изменяет пространственное расстояние между собой и партнером по общению, пытаясь установить некоторую оптимальную дистанцию для данной ситуации. Величина оптимальной дистанции зависит от характера взаимоотношений между людьми. Нарушение оптимальной дистанции (вынужденное общение на более короткой или более дальней дистанции) оценивается отрицательно, и человек пытается изменить данную ситуацию (нормализовать дистанцию) (М. Хейдметс, 1979). Проведенные исследования показывают, что экстравертные индивиды, как правило, выбирают меньшую дистанцию общения, чем интровертные (A. F. Sewell, G. Т. Heisler, 1973). Выявлено также, что меньшую дистанцию взаимодействия поддерживают партнеры с положительными взаимоотношениями. Существует и другая тенденция — чем более дружественное, положительное впечатление человек хочет оставить о себе, тем меньшую дистанцию он выбирает (R. Sommer, 1967).
Исследования дистанции взаимодействия с помощью шкалы CIDS (TheComfortableInterpersonalDistanceScale) показывают, что наибольшее влияние на величину дистанции оказывает фактор знакомства: дистанции взаимодействия со знакомыми меньше, чем с незнакомыми. Фактор пола также оказывает на дистанцию существенное влияние: дистанция со знакомыми противоположного пола меньше, чем со знакомыми того же пола, у мужчин дистанции с незнакомыми противоположного пола меньше, чем с незнакомыми того же пола (незнакомыми мужчинами), а у женщин больше, чем с незнакомыми того же пола (незнакомыми женщинами) (М. Duke, S. Nowicki, 1972). В процессе жизни у человека складывается собственная система субъективныхотношений, где «отношение» включает в себя не только объективную связь человека с его окружением, но и момент оценки, пристрастность личности (Б. Ф. Ломов, 1984). Данная система субъективных отношений отражает личный опыт человека и внутренне определяет его действия, его переживания. Ее можно было бы описать как многомерное «субъективное пространство», каждое измерение которого соответствует определенному субъективно-личностному отношению. Изменение объективного положения, повышение требований, предъявляемых обществом к личности, как, например, это происходит в подростковом возрасте, предполагает преобразование субъективных отношений человека в направление решения задач социальной адаптации. Происходящие в подростковом возрасте изменения требуют трансформации структуры отношений в сторону предпочтения сверстников взрослым. Наличие такой перестройки у младших подростков способствует успешной адаптации, в то время как ее отсутствие — возникновению состояния дезадаптации. Для исследования влияния на дистанцию взаимодействия таких факторов, как пол, возраст и знакомство, М. Dukeи S. Nowicki(1972) создали методику измерения дистанции взаимодействия — шкалу CIDS (TheComfortableInterpersonalDistanceScale). В отличие от физических методов измерения, эта шкала — методика, где измерение осуществляется с помощью карандаша и бумаги. -Шкала CIDSпредставляет собой 8 радиусов по 5 см, исходящих из одной точки. Каждый радиус является воображаемым «входом» (радиусы пронумерованы в случайном порядке). Испытуемому предлагают представить себе, что шкала CIDS— это комната, а он находится в ее центре и должен остановить воображаемого партнера, который приближается к центру вдоль одного из радиусов. Испытуемый должен отметить на радиусе, на какое расстояние он предпочел бы, чтобы этот партнер приблизился. В качестве партнеров используются люди, разные по полу, возрасту и степени знакомства. М. Dukeи S. Nowickiиспользовали следующие стимулы: □ незнакомый человек другого пола (младше); □ незнакомый человек другого пола (старше); □ незнакомый человек того же пола (младше); □ незнакомый человек того же пола (старше); □ знакомый человек другого пола (младше); □ знакомый человек другого пола (старше); □ знакомый человек того же пола (младше); □ знакомый человек того же пола (старше). В используемой нами модификации шкалы CIDSв качестве партнеров общения были взяты: мать, отец, классный руководитель, одноклассник, одноклассница (как наиболее значимые люди, качество эмоционального общения с которыми влияет на адаптацию к школе) и соответствующие им по возрасту и полу незнакомые — мужчина, женщина, сверстник, сверстница. Инструкция. Посмотрите на рисунок перед вами. Представьте себе, что это большая круглая комната, вы находитесь в самом центре, там, где линии пересекаются. В этой комнате восемь дверей, у каждой есть свой номер. Через дверь в комнату заходит человек. Он движется по направлению к вам. Вы можете остановить его на том месте и на том расстоянии, на каком вам удобнее всего с ним общаться. Поставьте на этом месте крестик[23]. Итак, в первую дверь заходит мама, поставьте крестик на линии номер один в том месте, где вы остановите маму... Во вторую дверь заходит папа... В третью — ваш классный руководитель... В четвертую дверь заходят два человека. Это ваш одноклассник и ваша одноклассница. На четвертой линии поставьте, пожалуйста, два крестика и пометьте пол буквами «м» и «ж». В пятую дверь заходит незнакомый мужчина возраста ваших родителей... В шестую дверь — незнакомая женщина возраста ваших родителей... В седьмую дверь — незнакомый мальчик (юноша) вашего возраста... В восьмую дверь — незнакомая девочка (девушка) вашего возраста...
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 570; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |