КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Обработка и интерпретация результатов. 1. Измеряется линейкой расстояние от центра шкалы до крестика (в мм)
1. Измеряется линейкой расстояние от центра шкалы до крестика (в мм). 2. Производится вычисление средней дистанции взаимодействия испы-
туемого, а также средних значений дистанций по следующим показателям: взрослые, сверстники того же пола, противоположного пола (с учетом пола классного руководителя), знакомые, незнакомые. 3. Анализируется благополучие отношений со знакомыми (неблагополучием считается превышение дистанции со знакомым над дистанцией с незнакомым того же возраста и пола). 4. Оценивается значимость различий структуры благополучных и структуры конфликтных отношений. На основании исследования символических дистанций взаимодействия по шкале CIDSу 750 школьников общеобразовательных школ Санкт-Петербурга были получены статистически достоверные различия (табл. 9.9). Наиболее значимые различия получены по признакам пола, возраста и знакомства. Отмечаются различия в дистанциях со сверстниками того же пола и противоположного пола: более короткие дистанции с лицами противоположного пола. С увеличением возраста значимо увеличиваются дистанции со знакомыми взрослыми, в то время как дистанции с незнакомыми взрослыми значимых различий не имеют. С увеличением возраста значимо уменьшаются дистанции со сверстниками противоположного пола, в то время как в дистанции со сверстниками того же пола значимых различий не обнаружилось. С увеличением возраста значимо увеличиваются дистанции со знакомыми людьми, при этом значимо сокращается разница между дистанциями со знакомыми и незнакомыми. Таким образом, с возрастом имеет место перестройка структуры отношений в сторону предпочтения сверстников по сравнению со взрослыми. Сокращается дистанция взаимодействия с лицами противоположного пола по сравнению с лицами того же пола, сокращается разница между дистанциями со знакомыми и незнакомыми людьми. Структура личностной среды является полигрупповой, в каждой общности для человека складывается уникальная социально-психологическая ситуация межличностного взаимодействия. Группы, в которые включается человек, по-разному влияют на его эмоциональное самочувствие и развитие психики. Положение в группе определяется как личностными качествами ребенка, так и теми требованиями к нему, которые сложились в группе. По пути группа детского сада — школьный класс — после школьные объединения — производственный коллектив и возвращение в рамки семейной микросреды происходит движение личности по группам, совершается оно не только по вертикальной оси, но и горизонтальной. В каждый данный момент жизни человека он оказывается вовлеченным в целую систему различных контактных и неконтактных общностей. Для изучения взаимоотношений между детьми применяются специальные социометрические методы исследования. При их использовании необходимо базироваться на следующих принципиальных положениях. 1. Взаимоотношения между детьми в группе следует рассматривать в целостности. Отсюда вытекает необходимость рассмотреть отношения каждого ребенка ко всем остальным и всех остальных к каждому. 2. Нельзя ограничиваться анализом дружеских пар и игровых группировок, так как и те и другие не охватывают всех детей в целом. 3. Чтобы понять тенденции развития взаимоотношений детей, следует изучать эти взаимоотношения на фоне и в сопоставлении с таким же изучением детей в группах старшего возраста. Кроме социометрических экспериментов описанного типа проводят и разработанный Я. JI. Коломинским «выбор в действии». В нем ребенку предлагают действенным путем выразить отношение к членам группы (сделать подарок, дать карандаш, конфету и т. д.). Использование данной методики позволяет выявить социометрический статус каждого. Для выявления мотивировок выборов (для старшего возраста) применяется беседа с каждым в отдельности по определенному плану, а также более сложные методы. С целью выявления предпочтений, отдаваемых определенным ребенком, разрабатываются опросники, выявляющие желание ребенка совместно с кем-либо участвовать в определенной деятельности. Часто успех изучения взаимоотношений зависит от правильного подбора этих вопросов-критериев. Различаются общие и специфические критерии выбора. Чем важнее для человека деятельность, для которой производится выбор партнера, чем более длительное и тесное общение она предполагает, тем сильнее критерий выбора.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |