КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Обработка и интерпретация результатов. 1. Измеряется линейкой расстояние от центра шкалы до крестика (в мм)1. Измеряется линейкой расстояние от центра шкалы до крестика (в мм). 2. Производится вычисление средней дистанции взаимодействия испы-
туемого, а также средних значений дистанций по следующим показателям: взрослые, сверстники того же пола, противоположного пола (с учетом пола классного руководителя), знакомые, незнакомые. 3. Анализируется благополучие отношений со знакомыми (неблагополучием считается превышение дистанции со знакомым над дистанцией с незнакомым того же возраста и пола). 4. Оценивается значимость различий структуры благополучных и структуры конфликтных отношений. На основании исследования символических дистанций взаимодействия по шкале CIDSу 750 школьников общеобразовательных школ Санкт-Петербурга были получены статистически достоверные различия (табл. 9.9). Наиболее значимые различия получены по признакам пола, возраста и знакомства. Отмечаются различия в дистанциях со сверстниками того же пола и противоположного пола: более короткие дистанции с лицами противоположного пола. С увеличением возраста значимо увеличиваются дистанции со знакомыми взрослыми, в то время как дистанции с незнакомыми взрослыми значимых различий не имеют. С увеличением возраста значимо уменьшаются дистанции со сверстниками противоположного пола, в то время как в дистанции со сверстниками того же пола значимых различий не обнаружилось. С увеличением возраста значимо увеличиваются дистанции со знакомыми людьми, при этом значимо сокращается разница между дистанциями со знакомыми и незнакомыми. Таким образом, с возрастом имеет место перестройка структуры отношений в сторону предпочтения сверстников по сравнению со взрослыми. Сокращается дистанция взаимодействия с лицами противоположного пола по сравнению с лицами того же пола, сокращается разница между дистанциями со знакомыми и незнакомыми людьми. Структура личностной среды является полигрупповой, в каждой общности для человека складывается уникальная социально-психологическая ситуация межличностного взаимодействия. Группы, в которые включается человек, по-разному влияют на его эмоциональное самочувствие и развитие психики. Положение в группе определяется как личностными качествами ребенка, так и теми требованиями к нему, которые сложились в группе. По пути группа детского сада — школьный класс — после школьные объединения — производственный коллектив и возвращение в рамки семейной микросреды происходит движение личности по группам, совершается оно не только по вертикальной оси, но и горизонтальной. В каждый данный момент жизни человека он оказывается вовлеченным в целую систему различных контактных и неконтактных общностей. Для изучения взаимоотношений между детьми применяются специальные социометрические методы исследования. При их использовании необходимо базироваться на следующих принципиальных положениях. 1. Взаимоотношения между детьми в группе следует рассматривать в целостности. Отсюда вытекает необходимость рассмотреть отношения каждого ребенка ко всем остальным и всех остальных к каждому. 2. Нельзя ограничиваться анализом дружеских пар и игровых группировок, так как и те и другие не охватывают всех детей в целом. 3. Чтобы понять тенденции развития взаимоотношений детей, следует изучать эти взаимоотношения на фоне и в сопоставлении с таким же изучением детей в группах старшего возраста. Кроме социометрических экспериментов описанного типа проводят и разработанный Я. JI. Коломинским «выбор в действии». В нем ребенку предлагают действенным путем выразить отношение к членам группы (сделать подарок, дать карандаш, конфету и т. д.). Использование данной методики позволяет выявить социометрический статус каждого. Для выявления мотивировок выборов (для старшего возраста) применяется беседа с каждым в отдельности по определенному плану, а также более сложные методы. С целью выявления предпочтений, отдаваемых определенным ребенком, разрабатываются опросники, выявляющие желание ребенка совместно с кем-либо участвовать в определенной деятельности. Часто успех изучения взаимоотношений зависит от правильного подбора этих вопросов-критериев. Различаются общие и специфические критерии выбора. Чем важнее для человека деятельность, для которой производится выбор партнера, чем более длительное и тесное общение она предполагает, тем сильнее критерий выбора.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |