КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Планирование карьеры
Карьера – это результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом. При планировании карьеры следует учитывать, что она характеризуется рядом этапов
Таблица 8.1 Развитие карьеры
Таблица 8.2 Жизненный цикл профессиональной карьеры
Существуют следующие типы карьеры [4]: · профессиональная (связана с ростом знаний, умений, навыков); · внутриорганизационная (связана с движением человека Различают также карьеру специалиста (ориентирована на профессиональный рост) и управленца (ориентирована на должностной рост в управленческой иерархии). Карьера может быть: 1) динамичной, связанной со сменой рабочих мест; 2) статичной, осуществляющейся в одном месте и в одной должности путем профессионального роста; 3) вертикальной, предполагающей должностное продвижение по ступеням иерархической лестницы; 4) горизонтальной, происходящей в пределах одного уровня управления, но со сменой вида занятий, а подчас и профессии; 5) ступенчатой, т.е. совмещающей горизонтальные и вертикальные подходы; 6) административной или профессиональной. Многие фирмы, связанные с наукоемкой деятельностью, для того чтобы сохранить высококвалифицированные кадры и лучше использовать их творческий потенциал, ставят в соответствие служебной лестнице лестницу научных степеней и званий («параллельная служебная лестница», высшие ранги на которой соответствуют должностям вице-президентов). Это предотвращает переход интеллектуальной элиты на административную работу, хотя на низших этажах взаимный переход еще возможен. Таким образом, можно говорить о профессионально-квалификационном продвижении, т.е. должностном продвижении и одновременно росте квалификации работников; 7) центростремительной, суть которой состоит не столько в перемещениях как таковых, сколько в их реальном результате, заключающемся в приближении к «ядру» организации. Речь идет о том, что человек, даже не занимая каких-то высоких должностей, может оказаться близким руководству, допущенным в узкий круг общения, включенным в элиту. Следовательно, успех в карьере можно рассматривать и с точки зрения продвижения внутри организации от одной должности к другой, более высокой, и с точки зрения степени овладения определенной профессией, составляющими ее навыками и знаниями, и с точки зрения получения особого признания руководства. Факторами успешной карьеры могут быть: случай, предоставляющий человеку шанс; реалистический подход к выбору направления; возможности, создаваемые социально-экономическим статусом семьи (образование, связи); хорошее знание своих сильных и слабых сторон; четкое планирование. При планировании карьеры необходимо уделять особое внимание двум моментам. Во-первых, карьерный путь должен выстраиваться с учетом не только личных предпочтений и способностей работников, но и будущих потребностей в кадрах самой организации. Во-вторых, мероприятия, направленные на приобретение персоналом новых знаний и умений, должны планироваться таким образом, чтобы работник получил те знания, которые потребуются для его следующего карьерного шага. В прил. 11, 12, 13 представлены материалы по деловой карьере и построению карьерограммы [39, 40]. В деловой карьере можно условно выделить несколько этапов [38]. Подготовительный этап (18–22 года) связан с получением высшего или среднего профессионального образования. Карьеры На адаптационном этапе (23–30 лет) происходит вхождение молодого специалиста в мир работы, овладение новой профессией, поиск своего места в коллективе. Середина этого этапа может совпасть с началом карьеры руководителя, для которой прежняя должность узкого специалиста создала все необходимые предпосылки. В рамках стабилизационного этапа карьеры (30–40 лет) происходит окончательное разделение сотрудников на перспективных и неперспективных в отношении руководства. Одни, достигнув своего пика, навсегда остаются на должностях младших руководителей или специалистов, а для других открываются безграничные возможности продвижения по служебной лестнице. Но к концу этого периода все становятся профессионалами, до тонкостей познавшими свою работу. Отсутствие перспектив продвижения, дополняемое психологическими проблемами, связанными с естественной возрастной перестройкой организма, приводит большинство людей к «кризису середины жизни», когда они начинают подводить итоги сделанного и, понимая, что в ряде случаев дальнейшее продвижение В возрасте 50–60 лет в деловой карьере наступает этап Наконец, завершающим этапом карьеры, наступающим после 60 лет, является подготовка к уходу на пенсию. Вопрос об этом сугубо индивидуален. Для одних его желательно осуществлять как можно раньше – с момента возникновения у них соответствующего юридического права; для других, полных физических и духовных сил, – как можно позже. Так, в Японии считается нормой, когда высшие (но только высшие!) руководители имеют возраст, приближающийся к 80 годам [6]. Служебное продвижение в организации может осуществляться в соответствии с такими принципами, как результативность работы; компетентность и потенциальные возможности; усердие, способность хорошо организовать формальную сторону дела; старшинство (вознаграждается умение дождаться своего «звездного часа» и получить обещанное); умение угодить руководству; общие способности. При этом не следует назначать работника на должность через несколько ступеней. Планирование карьеры работника является зоной ответственности службы управления персоналом, представители которой должны составить вместе с сотрудником индивидуальный карьерный план (табл. 8.3) [19]. Кадровые мероприятия, которые обеспечивают реализацию индивидуальных карьерных планов сотрудников, выглядят следующим образом: · разработка программы конкурсного замещения вакансий; · разработка моделей профессиональной компетенции для каждой профессии; · комплексная разработка кадровых процедур, таких как ротация, оценка результатов деятельности, обучение персонала
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 2216; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |