Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛЕКЦИЯ 3. Тема 3 История электронного бизнеса (продолжение)




Тема 3 История электронного бизнеса (продолжение)

18 октября 1995 г. В США открыт первый интернет-банк Security First Network Bank. В течение первого года существования его активы достигли 110 млн. долларов, ежемесячный прирост капитала превысил 20%. Security First Network Bank - полностью виртуальный в том смысле, что у данного банка нет ни одного физического отделения для работы с клиентами, все банковские операции с клиентом совершаются исключительно через Интернет. Это существенно повышает конкурентоспособность банка, позволяя им снижать стоимость банковских услуг. Для получения наличных денег клиент может воспользоваться банкоматами банка, при этом никакой комиссии не взимается. За первые полтора года существования банка было открыто более 10 тыс. клиентских счетов.

1 февраля 1996 г. Крупнейшие платежные системы на основе технологии пластиковых карт Visa International и MasterCard International совместно с рядом технологических компаний объявили о разработке единого открытого стандарта защищенных интернет-платежей с использованием пластиковых карт – SET. В настоящее время надежность стандарта SET для организации защищенных платежей в Интернете общепризнана.

1996 г. Американский бизнесмен Билл Гросс основал первый интернет-инкубатор «idealab!». Для развития своих идей и обеспечения «idealab!» передовой технологией Гросс пригласил группу из пятнадцати программистов. В настоящее время рыночная стоимость компании составляет 220 млн долл., штат насчитывает почти пятьсот человек, а одновременно «инкубируется» около полусотни проектов.

Востребованность услуг интернет-инкубаторов объясняется спецификой интернет-коммерции где обладатели основного актива – бизнес-идей, зачастую не обладают финансовыми и материальными ресурсами для их реализации.

Обращающиеся в интернет-инкубатор сначала общаются с программой-роботом, собирающей подробную информацию о проектах. В случае, если оценка программой экономических характеристик (в первую очередь окупаемости) предложенного проекта превышает пороговое значение она передаст информацию о нем менеджерам интернет-инкубатора. Они свяжутся с инициаторами проекта для уточнения деталей и обсуждения условий участия в проекте инкубатора. Как правило инкубатор может предложить техническую (аппаратно-программую) и финансовую поддержку, помощь в организации бухгалтерского учета, предоставить офис и юридическую поддержку, помочь в подборе кадров. За все это интернет-инкубатор получает долю в создаваемом предприятии. Через процедуру инкубирования прошел ряд известных и успешных интернет-проектов, ставших лидерами в своих секторах рынка.

1997 г. Одним из проектов Билла Гросса стала компания Overture, предоставляющая услуги по размещению ссылок и рекламных блоков в результатах поиска. Через пять лет рыночная капитализация данной компании составила более 1,2 млрд. долл. Overture обслуживает такие порталы, как Yahoo, Cnet, Lycos, MSN, Altavista.

1998 г. В США финансистом Питером Тиелом и программистом Максом Левчиным создана компания Confinity, разработавшая систему проведения финансовых трансакций с использованием электронной почты PayPal. В дальнейшем название компании изменено на название ее продукта – PayPal. В октябре 2002 года PayPal приобретена интернет-аукционом eBay. В Европе создана платежная система PhonePaid, позволяющая проводить транзакции с помощью мобильных телефонов.

История знакомства Макса Левчина и Питера Тиела необычна по своей форме, но подчеркивает характерную для сферы электронного бизнеса высокую готовность к развитию новых технологий в среде образованных, но лишенных существенных финансовых ресурсов молодых людей.

Макс Левчин (выходец из СССР, эмигрировавший в США в 1991 г.) испытывал серьезные трудности с формированием стартового капитала нового предприятия. Ранее он испортил свою кредитную историю, набирая под высокие проценты денег с кредитных карточек для развития бизнеса.

С Питером Тиелом он познакомился ища в Стэнфорде место, где бы мог пересидеть жару и зайдя на его лекцию. В квартире, в которой жил в то время Макс Левчин, не было кондиционера. Прослушав лекцию он решил предложить Питеру партнерство в проекте создания электронной платежной системы.

PayPal явилась своеобразной кузницей кадров для Силиконовой долины США. Ее бывшими сотрудниками основано множество разного рода компаний. Среди них широко известные: YouTube (в 2006 г. приобретена компанией Google Inc.), производитель космических ракет SpaceX и т.д.

В настоящее время PayPal – лидер в своей области, система работает в 190 странах и имеет более 164 миллионов зарегистрированных пользователей.

Май 1998 г. Всемирная торговая организация приняла решение освободить от обложения таможенными пошлинами данные и программные продукты, приобретенные и доставленные с помощью Интернета. Некоторые страны создали собственные специальные программы стимулирования развития интернет-коммерции. Например, в США в отношении продаж через Интернет введен мораторий на изъятие налога с продаж, который при обычной торговле составляет 5-10% от цены товара.

12 августа 1998 г. Платежной системой «КиберПлат» (использующей технологию электронных чеков)была проведена первая в России операция пополнения лицевого счета абонента в биллинге оператора мобильной связи с картсчета пластиковой карты c использованием ЭЦП. В апреле 2005 г. совокупный объем платежей через систему «КиберПлат» от абонентов операторов мобильной связи, спутникового и кабельного телевидения и провайдеров интернет-услуг составил один миллиард долларов.

7 сентября 1998 г. Выпускниками Стенфордского университета Сергеем Брином (Sergey Brin) и Ларри Пейджем (Larry Page) была создана поисковая система Google. В 1995 г., работая над научным проектом по идентификации смысловых элементов в структуре веб-ссылок, они были впечатлены большим значением так называемых «обратных ссылок» (страниц, ссылающихся на искомую страницу). С. Брин и Л. Пейдж поняли, что обратные ссылки можно использовать для того, чтобы создать более эффективную поисковую систему. Через три года поисковая машина Google уже обслуживала большинство поисковых запросов в Интернете. На сегодняшний день штат Google превысил 5000 человек, которые живут в 15 странах мира. Ежедневно Google обрабатывает более 200 миллионов запросов на 80 языках мира. Капитализация компании до кризиса 2008-2010 гг. превышала 180 млрд. долл. США.

История Google, как и история ряда рассмотренных ранее проектов в сфере электронного бизнеса, началась в стенах Стенфордского университета. В 1995 г. эмигрант из бывшего СССР Сергеей Брин совместно с американским студентом Ларри Пейджем работал над темой: “Анатомия системы крупномасштабного гипертекстного Интернет-поиска” (The Anatomy of a Large-Scale Hypertextual Web Search Engine). В процессе работы родилась идея использовать потенциал новых технологий интернет-поиска для создания новой поисковой системы.

Пытаясь раздобыть средства для развития проекта Брин и Пейдж попробовали продать созданную ими поисковую систему PageRank, за 1 миллион долларов интернет–компании AltaVista, которая в то время использовала менее совершенную систему поиска. Представители компании после недолгих размышлений от покупки отказались, считая это приобретение бесперспективным. Последовал отказ и от Yahoo!.

Согласно распространенной версии, на процедуре «due diligence» (ознакомлении потенциального инвестора с инвестиционным проектом) Сергеей Брин и Ларри Пейдж представили систему под названием “googol”. Название обозначало 10 в сотой степени и символизировало, что данная поисковая система будет обрабатывать очень большие объемы информации. Однако инвестор, которому они представили свой проект, слушал не внимательно и ошибочно выписали чек на компанию "Google".

Чтобы обналичить чек, им пришлось зарегистрировать компанию именно с этим именем.

В 1998 году комната Пейджа в общежитии Стэнфордского университета служила центром обработки данных, комната Брина – офисом новой компании. Но недостаток финансовых ресурсов компенсировался правильно выбранной стратегией развития и настойчивостью в ее реализации. Google не отступила от своего главного принципа - усовершенствовать мир через открытие доступа к информации. Уже в 2005 г. Сергей Брин выступал как докладчик на Мировом экономическом форуме и был номинирован на титул “молодых лидеров”. В 2007 году в рейтинге миллиардеров в возрасте от 18 до 40 лет журнала Forbes Сергей Брин и Ларри Пейдж заняли первое место (состояние каждого оценили в $16,6 млрд). Журнал «Financial Times» присвоил им ежегодный титул «Человек 2005 года».

20 ноября 1998 г. в российской системе взаиморасчетов на основе технологии электронных денег WebMoney была осуществлена первая официальная транзакция, а 24 ноября опубликован пресс-релиз о официальном начале ее работы. Первой тысяче зарегистрированных пользователей на электронный кошелек начислялось по 30 WMZ (электронные единицы, курс которых равен 1 доллару США), а первым подключившимся магазинам - по 100 WMZ. За привлеченного пользователя выплачивалось 3 WMZ. В сентябре 2004 количество пользователей системы WebMoney превысило миллион. Ежедневно регистрируется около 2 тысяч новых пользователей. В 2005 году оборот в валюте составил более 506 млн. WMZ, пришедшихся на 4,5 млн. операций. Показатель обращения «электронных рублей» (единица WMR) находится на уровне 3 млрд. WMR, а количество трансакций превысило 3 млн.

Декабрь, 1998 г. Онлайновые предпраздничные покупки американцев «перенесли» Amazon через барьер в 1 млрд. долл. годового оборота, а AOL получил 1.2 млрд. долл. дохода за 10 недель предпраздничной торговли.

13 августа, 1999 г. Шон Фанинг (Shawn Fanning, США), основатель компании Napster, сообщил прессе, что число пользователей этой системы онлайнового обмена музыкальными записями за неделю увеличилось в пять раз.

Ноябрь 1999 г. Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ) создала автоматический интернет-шлюз – мощный терминал, способный обрабатывать одновременно большое число заявок на покупку и продажу какого-либо вида ценных бумаг. При этом время с момента подачи клиентом заявки до ее регистрации сократилось до нескольких секунд, так как многие операции, например, проверка платежеспособности клиента, стали обрабатываться не вручную, а автоматически.

С этого момента началась история российского интернет-трейдинга. Только за первые два года существования шлюза доля рынка интернет-брокеров на ММВБ выросла до 50%, а доля сделок, заключаемых через шлюз, – до 63%. К торговой системе ММВБ подключились более двух сотен брокерских компаний. По данным на октябрь 2003 г., 83,8% по числу сделок и 52,8% оборота фондового рынка ММВБ обеспечивают электронные брокерские системы.

История развития технологий интернет-трейдинга показывает как важно учитывать новые возможности, создаваемые новыми технологиями. Двадцатка российских инвестиционных компаний-лидеров фондового рынка полностью обновилась благодаря тому, что эти компании недооценили потенциал технологий интернет-трейдинга. Компании-лидеры невозможно было потеснить с их позиций в рамках традиционных экономических механизмов конкурентной борьбы. Они располагали широкой сетью филиалов в населенных пунктах по всей стране, куда приходили люди, желающие купить или продать ценные бумаги.

Потеснить их с их рыночных позиций смогли компании, многие из которых располагались в одной комнате с двумя компьютерами, бухгалтером и директором. Основным их активом стало программное обеспечение, позволившее клиентам торговать ценными бумагами с домашнего или рабочего компьютера. Это удобнее чем посещение офисов инвестиционных компаний для осуществления транзакций. В результате список компаний-лидеров данного рынка существенно изменился.

1999 г. В течение года 78% платежей федеральных органов США были осуществлены электронным образом.

10 января, 2000 г. AOL (America Online) и Time Warner (крупнейшая медиа-империя) сообщили о намерении заключить сделку о слиянии, оцененную в 350 млрд. долл. Возможности AOL, с ее 24 млн пользователей, которым она может поставлять контент от Time Warner, огромны, они повысили присутствие этой компании на рынке электронного бизнеса. Это событие показывает насколько серьезно начинают восприниматься еще недавно не существовавшие компании новой экономики (в данном случае AOL), основной актив которых носит нематериальный характер.

7-9 февраля, 2000 г. Хакеры использовали троянские программы Trinoo и Back Orifice для организации DoS-атак на гигантов электронного бизнеса – Yahoo!, Amazon.com, eBay.com, Buy.com, E*trade.com, CNN.com и др. Ущерб от трех дней атаки на эти сайты по официальным данным составил около 1,2 млрд. долл. Расследование показало, что троянские программы были предварительно внедрены на сотни «нейтральных» компьютеров, в основном, в университетах США. Далее по команде хакера из разных точек на серверы Yahoo! и других компаний начали поступать тысячи лже-запросов в секунду. В результате компьютеры Yahoo! на 3 часа вышли из строя. Заметим, что компьютерная мощность Yahoo! сравнима с компьютерной мощностью небольшой европейской страны, а DoS-атаки были организованы 15-летним школьником из Канады.

10 мая, 2000 г. Мораторий на налогообложение интернет-коммерции в Америке продлен. Палата представителей американского парламента проголосовала за продление моратория на введение специальных налогов для интернет-коммерции еще на пять лет.

18 мая, 2000 г. Обанкротилась компания Boo.com. В конце 1999 г. английский торговец модной одеждой дебютировал, имея 120 млн долл. начального капитала. Через шесть месяцев Boo.Com обанкротился и стал символом крупного экономического кризиса, который пережила отрасль электронного бизнеса в 2000 г.

Май 2000 г. Созданние объединения ведущих мировых финансовых организаций и производителей сотовых телефонов «Mobey Forum», первым проведшего успешные испытания двухчиповой технологии мобильных платежей.

Созданная для реализации двухчиповой технологии мобильных платежей,телефонная трубка содержит две микросхемы, каждая из которых имеет память и микропроцессор: первая стандартная, расположенная на SIM-карте оператора мобильной связи, и вторая, содержащая всю банковскую информацию пользователя (напоминает смарт-карту). Эта вторая микросхема может быть активирована только при помощи специального ПИН-кода, который и делает из телефона аналог пластиковой карты и POS-терминала одновременно. Таким образом, мобильные транзакции отличаются от обыкновенных интернет-транзакций, в которых не используется ни паролей, ни кодов, а только реквизиты пластиковой карты, более высоким уровнем безопасности.

Июль 2000 г. Компания «France Telecom» представила систему мобильных платежей «Paiement CB sur mobile», основанную на оплате посредством использования мобильного телефона вместе с пластиковой картой.

Меньшее распространение, по сравнению с двухчиповой технологией, получила технология мобильных платежей построенная на принципе использования специального мобильного телефона вместе с пластиковой картой. Механизм ее работы следующий: пользователь сотового телефона вставляет в его корпус пластиковую карту и использует телефон как аналог платежного терминала. Основными недостатками данной технологии являются:

- двухслотовые телефоны, необходимые для организации расчетов, довольно громоздкие, дорогостоящие и неудобные (фактически они сравнимы с терминалами для считывания информации с пластиковых карт);

- оплата товара или услуги таким способом требует достаточно много времени.

Начало 2001 г. Всемирный банк распространил проект документа «Электронные государственные закупки» призванный стимулировать широкую дискуссию о путях и формах развития электронных государственных закупок.

2002 г. На складах компании Tesco внедрили технологию RFID, а летом 2003 года началось оснащение соответствующим оборудованием магазинов компании. Параллельно о работах по подготовке к переходу на данные технологии заявили другие крупнейшие предприятия розничной торговли: Wal-Mart, Marks & Spencer, Metro AG.

Технология RFID (радиочастотная идентификация) позволяет автоматизировать процессы управления материальными, в т.ч. товарными запасами.

Благодара ее использованию в розничной торговле появляется возможность создания: «умных полок», автоматически распознающих перемещение или замену товаров; торговых тележек, автоматически регистрирующих, помещенные в них, товары и показывающих их общую стоимость, также передающих ее на кассовый терминал и т.д.

Апрель 2003 г. Начал работу интернет-магазин iTunes, торгующий музыкальными записями. Для музыкальных файлов была назначена цена в 99 центов. За первые восемь месяцев пользователи скачали 25 миллионов композиций. За год работы их было продано уже более 70 миллионов, а объемы сбыта достигли 600 тыс. файлов в неделю. К середине 2007 г. клиенты приобрели 3 миллиарда композиций.

2003 г. Интернет-магазин Amazon закончил 4 квартал с ростом прибыли(составившей 73,2 млн долл.).2003 год стал самым прибыльным в истории Amazon и многих других интернет-магазтнов, что ознаменовало прекращение негативных тенденций, вызванных кризисом 2000 г.

Начало 2004 г. 22 миллиона человек используют онлайновый банкинг 10 крупнейших американских банков. Этот показатель возрос на 29% по сравнению с предыдущим годом. Wells Fargo (США) через Интернет обслуживается 4.2 млн. человек, Swedbank (Швеция) - 1.5 млн., Nordia (Финляндия) - 1.2 млн., First direct (Великобритания) - более 1 млн. ING Direct (Нидерланды) при выходе на рынок Великобритании за 6 месяцев приобрел 250 тыс. новых клиентов.

Февраль 2004 г. Начала функционировать социальная сеть Гарвардского университета, получившая название Facebook. Уже в ноябре 2004 г. число ее пользователей перевалило за отметку в 1 миллион. В этом же году первые крупные инвестиции в Facebook сделал один из основателей платежной системы PayPal Питер Тиел. За несколько лет Facebook стал одним из популярнейших интернет-ресурсов с аудиторией в несколько сотен миллионов пользователей. В 2008 г. создатель социальной сети – студент Марк Эллиот Цукерберг в 23-х летнем возрасте был признан самым молодым миллиардером в мире. Умение строить бизнес на удовлетворении базовых человеческих потребностей, например, потребности в общении, принесло коммерческий успех и создало новый рыночный сегмент. Партнерские договора и договора о покупке рекламных площадей с Facebook заключили Apple, JPMorgan Chase (одна из старейших и самых влиятельных финансовых компаний на планете), Microsoft и многие другие.

Июнь 2006 г. Поисковая система «Яндекс» заявила о том, что недельный оборот Яндекс.Директа (системы показа поисковой рекламы, позволяющей пользователю самостоятельно сформировать и запустить рекламную компанию), превысил 1 млн. долл. За два с половиной года с момента запуска системы этот показатель вырос во 100 раз.

Октябрь 2007 г. В третьем квартале 2007 года прибыль компании Google составила 1,07 миллиарда долларов, в 1,46 раза превысив показатели за аналогичный период прошлого года. Выручка за три месяца составила 4,34 миллиарда долларов, что на 57 процентов больше, чем в 2006 году. Это явилось результатом правильно построенной политики на рынке поисковой рекламы.

2011 г. Объём одних только мобильных платежей, совершённых в 2011 году в платёжной системе PayPal, составил 4 млрд. долл. В 2010 году данный показатель составил не более $750 млн., а в 2009 всего $141 млн. Такой рост характерен для технологий электронного бизнеса и связан как с развитием мобильных платежей, так и с синтезом онлайн- и офлайн-возможностей оплаты. Например, с помощью специального приложения можно оплатить через PayPal счёт в сети кофеен или покупку в супермаркете.

 

 

Выводы

Даже такое краткое изложение, не включившее в себя возникновение виртуальных предприятий икрупных виртуальных сообществ и т.п., отражает тот динамизм и масштаб событий, которые приводят к коренной перестройке существующих форм общественного производства, распределения и потребления.

Вывод, который мы можем сделать: этап революционных технологических изменений в большинстве отраслей электронного бизнеса проходит, начинается этап повсеместного внедрения новых технологий, получения стабильного экономического эффекта от их использования.

На данном этапе роль науки заключается в систематизации имеющихся технико-экономических инструментов и построении комплексных систем их совместного использования, ориентированных на эффективное практическое применение. Еще недавно, в 90-е и начале 2000-х годов сформулировать, например, теоретическую основу построения стратегии интернет-маркетинга предприятия было не возможно в силу той скорости с которой возникали все новые и новые технологии, динамики роста их использования и общей динамики рынка. Для примера вспомним, как только возникнув поисковая реклама, за несколько лет оттеснила баннерную и другие виды рекламы и на нее стало приходиться более 50% бюджетов всей интернет-рекламы.

В ситуации такой технологической нестабильности сложно было организовать системное использование технологий электронного бизнеса, обеспечить их методологическую базу. В настоящее время технологическая стабилизация сопровождается окончанием бурного роста интернет-рынка, в большинстве развитых стран доля пользователей Интернета среди дееспособного населения достигает 90% и более. Серьезного изменения объемов рынка ожидать не приходится.

Экономической науке и практике необходимо собирать воедино, увязывать между собой и использовать весь арсенал данных технологий в самом ближайшем будущем.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое поисковая реклама и когда она появилась?

2. Когда Всемирной торговой организацией было принято решение освободить от обложения таможенными пошлинами данные и программные продукты, приобретенные и доставленные с помощью Интернета?

3. В каком году был распространен проект документа Всемирного банка «Электронные государственные закупки»?

4. Когда появляются и какую роль в развитии инфраструктуры электронной коммерции играют интернет-инкубаторы?

5. Возникновение каких технологий позволило привлечь к биржевой торговле через Интернет большое число частных инвесторов?





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 516; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.